Курсовая работа по предмету "Таможенная система"


Определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с однородными товарами


Содержание

  • Введение
    • 1. Понятие таможенной стоимости, назначение и направление использования
      • 2. Система методов определения таможенной стоимости
        • 3. Сущность метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами
        • 4. Документальное оформление и контроль таможенной стоимости определённой по стоимости сделки однородными товарами
        • 5. Совершенствование таможенной стоимости ввозимых товаров с применением стоимости сделки однородными товарами
        • Заключение
        • Список использованных источников
        • Приложение
        • Введение
        • Актуальность темы курсовой работы. Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной стоимости товаров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов России.
        • После ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю в России существенные усилия были приложены к построению соответствующей новым экономическим условиям системы таможенного регулирования ВЭД, важной частью которой являются механизмы определения и контроля таможенной стоимости.
        • При существующем порядке оценки товаров в таможенных целях и технологии контроля участники ВЭД имеют возможность декларировать таможенному органу недостоверную таможенную стоимость. При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы. Прямыми последствиями такой практики являются недополучение государством значительной суммы таможенных платежей, снижение эффективности тарифного регулирования ВЭД и искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли.
        • Косвенными последствиями являются негативное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванное недобросовестной ценовой конкуренцией, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, нелегальный вывод денежных средств за рубеж.
        • Таможенная служба России постоянно совершенствует инструменты контроля заявляемой участниками ВЭД таможенной стоимости, что позволяет в определенной мере сократить масштабы ее занижения. Однако, несмотря на это, уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров все еще значителен (по отдельным товарным группам он составляет до 80% от общего количества товаров).
        • Следует отметить, что контролю таможенной стоимости подлежат в настоящее время 100% перемещаемых через таможенную границу товаров и обычно он занимает в среднем 20-40% всего времени, затрачиваемого на основное таможенное оформление товаров.
        • На современном этапе развития внешней торговли и в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО), перед таможенной службой России возникают новые задачи.
        • Среди них -- упрощение и гармонизация таможенных процедур и сокращение времени таможенного оформления. В связи с этим одним из наиболее перспективных направлений развития системы таможенного регулирования ВЭД, включая и систему таможенной оценки, является применение выборочного таможенного контроля на основе анализа рисков нарушения таможенных правил.
        • Основной целью курсовой работы является исследование метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами.
        • В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
        • 1. Дать определение понятию таможенной стоимости и рассмотреть назначение и направление её использования.
        • 2. Охарактеризовать систему методов определения таможенной стоимости.

3. Раскрыть сущность метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами.

4. Проанализировать документальное оформление и контроль таможенной стоимости определённой по стоимости сделки однородными товарами.

5. Рассмотреть вопросы совершенствования таможенной стоимости ввозимых товаров с применением стоимости сделки однородными товарами.

1. Понятие таможенной стоимости, назначение и направление использования

Понятия «таможенная оценка» и «таможенная стоимость» являются достаточно сложным по содержанию и структуре явлениями. По этой причине в литературе и официальных документах не существует единообразного определения таможенной оценки и таможенной стоимости, раскрывающего их сущность.

Термин «таможенная оценка» (Customs Valuation) широко применяется в мировой таможенной практике. Как правило, под таможенной оценкой понимается процесс определения таможенной стоимости товара. В тексте Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) под таможенной оценкой понимается процесс определения таможенной стоимости товара таможенным органом.

Из этого определения следует что, во-первых, таможенная оценка - это процесс, т.е. совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Действительно, в процессе таможенной оценки выполняются определенные действия в определенной методикой таможенной оценки последовательности.

Во-вторых, таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара, производит контроль таможенной стоимости, т.е. контроль правильности применения декларантом методики таможенной оценки и соблюдения иных правовых норм в сфере таможенной оценки.

Под контролем понимается совокупность мероприятий, проводимых таможенным органом и направленных на обеспечение соблюдения норм таможенного права. Однако при наличии определенных условий таможенный орган также может производить таможенную оценку товара.

В-третьих, таможенная оценка применяется к товару.

В-четвертых, таможенная оценка производится в целях определения таможенной стоимости товара.

Термин «таможенная стоимость» имеет гораздо большее количество определений, нежели термин «таможенная оценка». В международной практике основными являются три.

Первое определение таможенной стоимости дано в статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее ГАТТ), принятого в 1947 г. В этом документе таможенная стоимость определяется как: величина, основанная на «действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара».

В этом случае таможенная стоимость привязана к той стоимости товара, по которой он продан из страны экспорта на экспорт в страну импорта или к стоимости аналогичного товара, проданного из той же страны экспорта в ту же страну импорта.

Второе определение закреплено в Конвенции об оценке товаров в таможенных целях (г. Брюссель), заключенной в 1950 г. В этом документе таможенная стоимость товара определена как нормальная цена, то есть цена, которая могла бы быть выручена за товары, при их продаже на свободном рынке между независимыми друг от друга покупателем и продавцом.

Такая нормальная цена прямо не связана с ценой, по которой товар продан на экспорт в страну импорта. Это рыночная цена товара - наиболее вероятная цена, по которой товар может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Нормальная цена определялась для каждого товара. Фактическое отклонение цены сделки от такой цены учитывалось только при ее превышении нормальной. Отклонение в сторону уменьшения учитывалось в пределах 10%.

К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.

Проходившие в начале 1970-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 году ряда соглашений.

В Соглашении о применении ст. VII ГАТТ, заключенном в рамках Токийского раунда ГАТТ в 1979 г. (т.н. Кодекс таможенной стоимости), таможенная стоимость товаров понимается как: «цена сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товара на экспорт в страну импорта, скорректированная с учётом возможных добавлений (предусмотренных в ст. 8 ч.1 названного Соглашения)», с определенными вычетами и доначислениями.

Однако далее по тексту возникает уже несколько иное определение: «таможенная стоимость импортируемых товаров - стоимость товаров для целей обложения адвалорными таможенными пошлинами импортируемых товаров». Данное определение относится исключительно к импортируемым товарам.

Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979года.

В указанных документах подчеркивается, что назначение таможенной стоимости - обложение пошлинами или другими сборами, либо применение импортных и экспортных ограничений, основанных на стоимости товара.

Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.).

Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении следующих требований:

- цена сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара;

- экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;

- импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;

- не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:

ограничений, предусмотренных законодательством государства-импортера;

ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;

ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.

Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара. Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации. / Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.Н. Козырина. - М.: Издательство «Проспект», 2006.

Это Соглашение и стало тем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано российское таможенное законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона РФ "О таможенном тарифе" 1993г.

Третье определение было дано в подпункте 6 прежней редакции статьи 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» (далее Закон), где понятие таможенной стоимости определялась через перечисление основных целей таможенной стоимости:

1) обложение товара таможенной пошлиной;

2) ведение внешнеэкономической и таможенной статистики;

3) применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

В Постановлении Правительства РФ от 5 ноября 1992 года № 856 сказано: "таможенная стоимость используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установления стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ведения таможенной статистики".

В настоящее время термин «таможенная стоимость товаров», используемый в российском законодательстве и правоприменительной практике достаточно широко, не содержит своего детального и подробного определения в соответствующих актах, в том числе и в понятийном аппарате Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также в Федеральных законах - Таможенном кодексе Российской Федерации и Налоговом кодексе Российской Федерации.

Приведенное выше общее определение понятия «таможенная стоимость» теперь исключено из Закона на основании вступившего в силу с 1 июля 2006 г. Федерального закона от 08.11.2005 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе». Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 46, ст. 4625

Главная цель вносимых изменений - приведение российского законодательства по таможенной стоимости и таможенной оценке товаров в соответствие с международными документами - Соглашением о применении статьи VII ГАТТ, Примечаниями ВТО к указанному Соглашению, с собственным национальным законодательством, а также более четкая и подробная регламентация методологии определения таможенной стоимости.

При этом п. 1 ст. 19 названного Закона законодателем установлено, что "таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию».

Формулировка «стоимость сделки», определенная в Законе России «О таможенном тарифе», адаптирована с юридическим и экономическим понятием, содержащимся в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ-1994. Универсальный правовой подход, используемый в названном Соглашении и примененный законодателем в Законе России «О таможенном тарифе», заключается в том, что для расчёта таможенной стоимости берётся величина, складывающаяся в условиях свободного, конкурентного рынка.

Функциональное назначение института таможенной стоимости установлено в ином законодательном акте - Таможенном кодексе РФ (далее ТК), согласно статье 322 которого таможенная стоимость наряду с количеством товаров служит налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов и определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленных законодательством Российской Федерации - Законом РФ «О таможенном тарифе». Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации. / Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.Н. Козырина. - М.: Издательство «Проспект», 2006.

Фактически таможенная стоимость - это «вторичный» показатель по отношению к стоимости сделки. Именно цена товара, определенная во внешнеторговой сделке (договоре) купли-продажи с учётом дополнительных расходов (издержек), понесённые отечественными покупателями (перечисленными в ст. 19.1 Закона), которые возникли в связи с подготовкой и исполнением конкретной сделки купли-продажи, и является основой (базой) для определения таможенной стоимости товара.

В отечественной правоприменительной практике основное назначение таможенной стоимости является определение исходной расчётной налоговой базой для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акциза), и применяется к товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Вторичное назначение таможенной стоимости это применение нетарифных мер регулирования основанных на стоимостных ограничениях импортируемых товаров, ведение таможенной статистики, осуществление валютного контроля.

Третье назначение таможенной стоимости, мало озвучиваемое - создание экономического порядка для формирования равных конкурентных условий хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Под товарами в качестве объекта налогообложения в Налоговом Кодексе РФ (далее НК) (п. 3 ст. 38) понимается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. При этом в НК РФ содержится оговорка о том, что в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое ТК РФ.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства (за исключением транспортных средств, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной и бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров).

Налоговая база, как это закреплено в ст. 53 НК РФ, представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговой базой для целей исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акцизов) являются:

- таможенная стоимость товаров;

- количество товаров;

- таможенная стоимость и количество товаров.

2. Система методов определения таможенной стоимости

Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливается Правительством РФ на основании положений Закона РФ "О таможенном тарифе". Действующий с 1 января 1993 г. Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 856. В п. 3 этого правового акта закреплено: "Таможенная стоимость импортируемых в Российскую Федерацию товаров определяется декларантом согласно правилам таможенной оценки, предусмотренным настоящим Порядком, применяемым в соответствии с общими принципами системы таможенной оценки Генерального соглашения о тарифах и торговле".

Этот порядок распространяется как на юридических, так и на физических лиц. Некоторые его положения могут уточняться в правовых актах ГТК России (приказах, указаниях и т.д.).

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой.

Исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, установлен Законом РФ «О таможенном тарифе» (статья 12) и производится путем применения одного из следующих шести методов:

- по стоимости сделки с ввозимыми товарами (ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе");

- по стоимости сделки с идентичными товарами (ст. 20);

- по стоимости сделки с однородными товарами (ст. 21);

- вычитания стоимости (ст. 22);

- сложения стоимости (ст. 23);

- резервный метод (ст. 24).

Перечень методов является исчерпывающим, т.е. в законе отсутствует норма, устанавливающая возможность введения еще какого-либо дополнительного метода иным правовым актом, например, Указом Президента Российской Федерации или Постановлениями Правительства Российской Федерации.

При использовании каждого конкретного из предусмотренных Законом шести методов структуру и понятие таможенной стоимости образуют различные компоненты:

1) Стоимость сделки (цена сделки + некоторые обязательные дополнительные начисления к ней) - первый метод (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами);

2) Цена сделки с идентичными товарами, скорректированная с учетом конкретных условий продажи и поставки, - второй метод (по стоимости сделки с идентичными товарами);

3) Цена сделки с однородными товарами, скорректированная с учетом конкретных условий продажи и поставки, - третий метод (по стоимости сделки с однородными товарами);

4) Цена единицы товара при продаже на рынке РФ - четвертый метод (метод вычитания);

5) Расчетная стоимость - пятый метод (метод сложения);

6) Одна из предусмотренных выше основ - шестой метод (резервный).

Главными принципами таможенной оценки, которые в равной мере должны соблюдаться и декларантами, и таможенными органами при определении таможенной стоимости товаров, являются следующие:

Первоосновой таможенной стоимости признается стоимость сделки, как она определена в ст. 19, 19.1 Закона РФ «О таможенном тарифе». Исходя из изложенного, основным методом таможенной оценки является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод). Определение первого метода как основного означает, что таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров должна определяться по этому методу во всех случаях, когда выполняются условия его применения, установленные Законом РФ «О таможенном тарифе»

Законодательное определение таможенной стоимости при ее расчете по первому методу можно выразить формулой: Таможенная стоимость = Стоимость сделки с ввозимыми товарами = Цена сделки с ввозимыми товарами + Дополнительные начисления, обозначенные в ст. 19.1 Закона РФ «О таможенном тарифе». Цена сделки - основной компонент таможенной стоимости.

Под ценой сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ, т.е. общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем продавцу за ввозимые товары; такие платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем непосредственно продавцу и/или третьему лицу в пользу продавца.

Остальные методы определения таможенной стоимости (2-6 метод) применяются только при невозможности использования метода по цене сделки (метод 1). По сути, методы со 2-го по 6-й направлены на конструирование стоимости внешнеторговой сделки в отличие от 1-го метода, когда готовая стоимость сделки уже есть. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Необходимо обратить внимание на важный момент: если нельзя применить метод 1, то уже не так важно, какой из них применяется, потому что расчет таможенной стоимости по любому из них должен дать примерно одну и ту же величину таможенной стоимости. Главное, чтобы выбранный метод был правильно применен, то есть в соответствии с требованием Закона РФ «О таможенном тарифе».

Методы таможенной оценки применяются в строго заданной последовательности. Порядок последовательного применения методов таможенной оценки означает, что каждый последующий метод может быть применен только в том случае, если не выполняются условия применения предыдущего метода, за исключением методов вычитания и сложения (методы 4 и 5).

В новой редакции Закона (п. 2 ст. 12) однозначно установлено, что последовательность применения методов 4 и 5 может быть изменена только по желанию декларанта, таможенный орган при самостоятельном определении таможенной стоимости не вправе изменить последовательность применения методов таможенной оценки.

Резервный метод (метод 6) может использоваться для определения таможенной стоимости товаров только в случае невозможности использования методов 1-5 (абзац 4 пункта 2 статьи 12 Закона). Законодательно запрещено использование метода 6, игнорируя (не применяя) метод 1-5, причем в установленной последовательности.

Сведения, используемые при определении таможенной стоимости должны соответствовать требованию о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности. Данному требованию должны соответствовать сведения, относящиеся ко всем структурным компонентам таможенной стоимости, при использовании каждого из предусмотренных Законом методов. Заявленная таможенная стоимость и достоверность сведений, используемых для ее определения, подтверждаются различными документами, сопровождающими внешнеторговую сделку и представляемыми в таможенные органы в ходе таможенной оценки товаров.

Обоснование правомерности избранного метода таможенной оценки и правильности ее определения - одновременно право и обязанность декларанта, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой может повлечь корректировку заявленной таможенной стоимости.

Следует помнить, что речь идет о системе из шести взаимозаменяемых методов, а не о том, что какой-то из методов лучше и заранее рассчитан на более низкую величину налоговой базы.

Принцип последовательности использования методов определения таможенной стоимости доказан правоприменительной практикой. Из анализа судебной и административной практики обжалования действий и бездействий должностных лиц таможенных органов усматривается, что нарушение установленной процедуры перехода от первого метода к последующим относится к типовым нарушениям, допускаемым таможенными органами на этапе контроля таможенной стоимости. Это нарушение, как правило, становится основанием для признания решений таможенных органов незаконными и их отмене.

Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (абзац 2 пункт 3 статьи 12 Закона). Это означает, что независимо от основания ввоза товара (в результате сделки купли-продажи, бартера, дарения и т. д.), от того, какие это товары, из какой страны, кто и для каких целей их поставляет, процедура определения таможенной стоимости едина и одна и та же.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Существуют два основных способа заявления таможенной стоимости. Первый предполагает использование специальной формы декларации, а второй допускает заявление таможенной стоимости в ГТД.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ формы деклараций таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2 применяются в случае, когда ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и иными налогами (НДС, акцизами) в соответствии с заявленными таможенными режимами. Если же декларируемые таможенные режимы предусматривают освобождение от налогообложения, таможенная стоимость может быть заявлена в ГТД.

В последнем случае таможенный орган сохраняет за собой право требовать от декларанта заполнения специальной декларации таможенной стоимости при возникновении обоснованных сомнений в отношении заявленной таможенной стоимости. Кулешов В.В., Шавшин В.П., Сизова К.А. Указ. соч.

3. Сущность метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами

В соответствии с нормой, закрепленной абзацем 2 пункта 2 статьи 12 Закона «О таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров определяется с использованием метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) или метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) в случае невозможности определения таможенной стоимости товаров с использованием метода 1.

При этом метод 3 -- метод по стоимости сделки с однородными товарами применяется последовательно, в случае невозможности применения метода 2.

Суть метода 3 - "Оценка по цене сделки с однородными товарами" заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с однородными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.

Т.е. в качестве основы для определения стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1.

Кроме того, Закон требует, чтобы товары, выбранные для сравнения, были ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне что, и ввозимые (оцениваемые) товары.

Если эти характеристики различаются, то цена сделки с однородными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий в сопоставимый вид.

3-й метод применяется при выполнении следующих условий:

1) товары проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;

2) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

З) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях (в случае, если однородные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу Российской Федерации ее обоснованность).

В ст. 5 Закона дано определение однородных товаров «Однородные товары - товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в Российской Федерации.

Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда однородные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории Российской Федерации».

При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:

- качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

- страна происхождения;

- производитель.

При использовании 3-го метода определения таможенной стоимости необходимо иметь ввиду, что:

а) товары не считаются однородными с оцениваемыми, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;

б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется однородных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;

в) товары не считаются однородными, если их проектирование, опытно конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные Работы выполнены в Российской Федерации.

Исходя из этих требований при решении вопроса о том, могут ли товары рассматриваться как однородные, необходимо проанализировать следующие их параметры:

а) Физические характеристики, т.е.

- размер и форма;

- уровень технических и других характеристик;

- метод изготовления.

б) Материалы, из которых изготовлены товары, например:

- стеклянные предметы или предметы из пластика;

- драгоценные металлы или черные металлы;

- ткань или бумага и т. д.

в) Функции и сфера применения, т.е. каковы функции выполняемые данными товарами? Способны ли сравниваемые товары выполнять одни и те же функции?

г) Коммерческая взаимозаменяемость, т.е. примет ли покупатель сравниваемый товар в качестве заменителя (как с точки зрения его функционального назначения, так и коммерческих характеристик)? При этом необходимо учитывать качество товара, его репутацию на рынке и наличие товарного знака.

Рассмотрим примеры.

Пример 1.

Краска для бумаги сравнивается с краской для ткани. Для отнесения товаров к однородным, необходимо, чтобы они были взаимозаменимы, в том числе, с точки зрения их функционального назначения и сферы применения. Краски, пригодные только для печати на бумаге, не могут быть использованы для печати на ткани. Поэтому данные товары не являются однородными, даже в том случае, если краска для ткани пригодна для печатания на бумаге.

Пример 2.

Резиновые покрышки одинаковых размеров ввозятся от двух различных производителей, расположенных в одной и той же стране. При этом каждый изготовитель покрышек имеют свой товарный знак. Однако покрышки, изготовленные этими фирмами, имеют одинаковый стандарт и одинаковое качество. Они пользуются одинаковой репутацией и применяются предприятиями, производящими автомобили в стране - импортере.

Могут ли данные покрышки рассматриваться как однородные товары? Несмотря на то, что каждый производитель использует разные товарные знаки, резиновые покрышки имеют одинаковые стандарты, качество, одинаковую репутацию на рынке.

На основании этих данные могут быть сделаны следующие выводы:

а) в связи с тем, что данные резиновые покрышки имеют различные товарные знаки, они не могут рассматриваться в качестве идентичных товаров;

б) вместе с тем, хотя данные покрышки и не являются одинаковыми во всех отношениях, они все же имеют одинаковые характеристики, что дает им возможность выполнять одинаковые функции.

В связи с тем, что товары выполнены с учетом одинаковых стандартов, из одинаковых исходных материалов, одинаковы в отношении качества и репутации на рынке и имеют определенный товарный знак, то их следует рассматривать в качестве однородных, даже несмотря на разные товарные знаки.

Пример З.

Имеются поставки обычной перекиси натрия для отбеливания и специальной (особого качества) перекиси натрия. Перекись особого качества изготовляется из тех же исходных материалов, но с помощью процесса, использующего очень высокую степень очистки. Поэтому она более дорогая, чем обычная перекись натрия. Обычная перекись не может использоваться вместо специальной, так как не обладает необходимой чистотой в соответствии с требованиями спецификации и не растворяется полностью, находясь в порошкообразной форме.

Являются ли данные товары однородными?

Рассматриваемые товары не являются одинаковыми во всех отношениях. Оба вида перекиси натрия изготовлены из одних и тех же исходных материалов, но они не будут полностью взаимозаменяемыми, так как обычная перекись не может использоваться для лабораторных целей и ее цена ниже, чем у специальной в связи различным качеством товаров. Поэтому указанные виды перекиси нельзя рассматривать как однородные товары.

Пример 4.

Имеются партии 2-х различных сортов сыра "Рокфор". Обе представляют собой сыр из снятого овечьего молока. Один из сортов изготовляется с помощью метода непрерывного соскабливания плесени, которая образуется на внешней стороне сыра в течение процесса его старения, так что плесень может проникнуть внутрь головки. Это вызывает крошение сыра при отрезании ломтиками и использовании в готовке, приготовлении соусов, салатов и т.д. Головки сыры другого сорта не подвергались скоблению во время процесса старения сыра и, таким образом, плесень не проникает внутрь головки. При нарезке на ломтики такой сыр не крошится и может использоваться в случаях, когда необходимы ломтики сыра.

Будут ли эти сыры рассматриваться как однородный товар?

Эти два продукта, хотя и содержат одинаковые материалы, не одинаковы по физическим характеристикам (один из них крошится, другой нет, один имеет глубокие вкрапления плесени, а другой не имеет их), методы изготовления этих сыров также различаются (один из них подвергался скоблению, а другой нет). Таким образом, эти сорта сыра не будут взаимозаменимыми с коммерческой точки зрения и, следовательно, они не должны рассматриваться как однородные товары.

При применении метода 3 должна сначала использоваться информация по продаже однородных товаров на одних и тех же коммерческих условиях и приблизительно в тех же количествах, что и оцениваемые товары. Когда случаи такого рода продаж не выявлены, можно использовать продажу однородных товаров, имевшую место в соответствии с одним из следующих трех условий:

а) продажа на тех же коммерческих условиях, но в разных количествах;

б) продажа на различных коммерческих условиях, но приблизительно в тех же количествах;

в) продажа на различных коммерческих условиях и в разных количествах. Требования по приведению условий сделки как с однородными, так и с идентичными товарами в сопоставимый вид с условиями ввоза оцениваемых товаров одинаковы. В случае, если при применении настоящего метода выявляются более одной цены сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с однородными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов. Корректировка производится декларантом на основе достоверных и документально подтвержденных сведений.

Рассмотрим примеры.

Пример 1.

Осуществляется бесплатная поставка товара, например в счет уставного фонда предприятия. В связи с тем, что отсутствует сделка купли-продажи, метод 1 не применим. Как рассчитать таможенную стоимость оцениваемого товара?

Следует попытаться найти сделки с однородными товарами (сделки с идентичными товарами отсутствуют). Для этого могут использоваться как сведения, имеющиеся у декларанта (таможенные или товаросопроводительные документы), так и сведения, имеющиеся у таможенного органа, но обязательно в обезличенном виде (например, информация из базы данных ГТД, ДТС). При этом таможенная стоимость однородного товара должна быть определена по методу 1.

Предположим таможенные органы располагают сведениями о двух сделках купли-продажи с однородным товаром, ввезенным примерно на тех же коммерческих условиях и примерно в том же количестве и не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров (см. рис. 1):

Рис. 1. Сведения о двух сделках купли-продажи с однородным товаром.

а) сделка купли-продажи однородного товара совершенная 02.11.04г., цена сделки = 4000$; б) сделка купли-продажи однородного товара совершенная 10.10.04г., цена сделки = 4500$;

Требуется определить таможенную стоимость поставки с использованием 3-го метода.

В данном примере в качестве базовой (исходной) цены сделки с однородными товарами для целей определение таможенной стоимости оцениваемого товара должна быть принята цена сделки однородного товара, купля-продажи которого осуществлена по минимальной цене сделки, совершенная 02.11.04г. по цене 4000$.

Пример 2.

Осуществляется бесплатная поставка товара, представляющая собой партию из 10 единиц, а единственная имеющаяся в распоряжении таможенного органа стоимость сделки по однородным товарам, удовлетворяющая условиям применения метода 3, относится к продаже партии в 500 единиц. При этом документально подтверждено, что продавец предоставляет скидки на количество.

В этом случае требуемая корректировка может быть осуществлена с помощью прейскуранта продавца и использования цены применительно к продаже 10 единиц.

Это не означает, что должна быть найдена реальная продажа в количестве 10 единиц, достаточно данных прейскуранта, однако расценки в прейскуранте должны заслуживать доверия и должна быть установлена (подтверждена) цена товара на основе продаж и в других количествах. При отсутствии такой объективной информации определение таможенной стоимости по методу 3 не производится.

В том случае, если в распоряжении декларанта или таможенного органа нет информации о таможенной стоимости ни идентичных, ни однородных товаров, то необходимо переходить к другим методам оценки.

При этом следует помнить, что по желанию декларанта может быть изменена последовательность применения 4-го и 5-го методов. Алгоритм последовательности действий таможенного органа при использовании метода 3 определения таможенной стоимости представлен на рис.4 (см. Приложение 1). Краснолуцкая Н.Т Таможенная стоимость товара// Таможенный альманах. - 2004. - № 5.

4. Документальное оформление и контроль таможенной стоимости определённой по стоимости сделки однородными товарами

Таможенная стоимость товаров определяется на количественной, достоверной и документально подтвержденной информации. Достоверность информации -- подлинность сведений, заявляемых в отношении декларируемого товара, с целью определения и подтверждения таможенной стоимости.

Количественные элементы информации -- это в первую очередь контрактная цена за единицу товара, количество товара и другие сведения, влияющие на величину таможенной стоимости товаров. Информация, лежащая в основе расчета таможенной стоимости, должна подтверждаться соответствующими документами.

При определении таможенной стоимости по методу по цене сделки с однородными товарами для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом представляются документы, которые ранее были представлены для подтверждения обоснованности применения метода 1 для определения таможенной стоимости рассматриваемых однородных товаров, цена сделки с которыми выбрана в качестве основы для определения таможенной стоимости (приказ ГТК от 19.09.2003 № 1022):

- грузовую таможенную декларацию и декларацию таможенной стоимости (форма ДТС-2);

- договор купли-продажи (контракт) и дополнительные соглашения к нему(если они предусмотрены);

- счет-фактуру (инвойс);

- банковские платежные документы (если счет был оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и (или) бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;

- транспортные (перевозочные) документы;

- страховые документы, если они имелись в зависимости от условий поставки;

- счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или были вычтены из нее при определении таможенной стоимости;

- акт таможенного досмотра, акт повторного таможенного досмотра (если он производился);

- таможенная декларация страны отправления (если она имеется);

- другие документы, которые были представлены для подтверждения заявленной таможенной стоимости при применении метода 1 в отношении однородных товаров: упаковочные листы; лицензия на товары, ввоз которых осуществляется по лицензиям в соответствии с установленным порядком; сертификат о происхождении товара; сертификат соответствия и др.

Декларация таможенной стоимости (далее - ДТС) является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации.

ДТС представляется таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, при декларировании товаров одновременно с подачей грузовой таможенной декларации и другими необходимыми для таможенных целей документами в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации. Приказ ФТС РФ от 01 сентября 2006 года N 829 «Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости»

К таможенному оформлению должна быть представлена составленная в двух экземплярах ДТС, которые подписываются и удостоверяются в порядке, установленном пунктом 17 Инструкции, а также ее электронная копия.

После принятия таможенным органом решения по таможенной стоимости один экземпляр ДТС остается в таможенном органе, другой экземпляр передается декларанту.

При применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами заполняется ДТС-2.

ДТС-2 состоят из двух основных листов: первого листа, содержащего сведения, распространяемые на все декларируемые в одной ГТД товары, и второго листа, в котором указываются сведения, используемые при определении таможенной стоимости декларируемых товаров, и расчет величины таможенной стоимости. Все листы ДТС, начиная с третьего, являются дополнительными.

При применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами второй лист ДТС-2 имеет установленный для этого метода вид (см. Приложение 2).

Помимо основных документов таможенный орган на основании п. 4 ст. 323 Таможенного кодекса РФ вправе запросить у декларанта дополнительные документы в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости.

В качестве дополнительных сведений таможенным органом могут быть затребованы, например, следующие документы:

- контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке;

- счета за платежи третьим лицам в пользу продавца;

- счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;

- бухгалтерская документация;

- лицензионные или авторские соглашения;

- экспортные (импортные) лицензии;

- складские квитанции;

- заказы на поставку;

- каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей;

- калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна представить ее российскому покупателю);

- другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.

Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов должно рассматриваться как несоблюдение условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости только в случае, если такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара. Данное положение соответствует позиции Президиума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 19.04.2005 № 13643/04.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров (пункт 6 статьи 12 Закона). Этот принцип вытекает из положения об определении таможенной стоимости товаров методами, установленными Законом РФ «О таможенном тарифе», и затрагивает случаи, когда непонятно, на основе какой информации и каким образом рассчитывается таможенная стоимость. То есть еще раз подчеркивается необходимость, чтобы все данные для расчета таможенной стоимости обязательно были количественно определимыми, достоверными и документально подтвержденными.

Перечисленное выше направлено на обеспечение законности, единообразия и б еспристрастности при определении и контроле таможенной стоимости товаров. Особенно ярко это проявляется в анализе судебной практики, связанной с обжалованием применения таможенными органами резервного (шестого) метода.

Суды, исходя из анализа практики работы таможенных органов, указывают, что основным методом определения таможенной стоимости товаров стал шестой (резервный) метод, который, по их мнению, применяется должностными лицами таможенных органов независимо от количества и качества документов, представляемых декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости. Некорректный выбор таможенными органами ценовой основы при использовании шестого резервного метода вынуждает участников внешнеторговой деятельности обращаться в суд. Объяснения должностных лиц таможенных органов, непосредственно принимавших такие решения, основываются лишь на том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара ниже, чем та ценовая информация, которая имеется в распоряжении таможенного органа.

По мнению судов, когда за основу для определения таможенной стоимости товара должностными лицами таможенных органов берется цена сделки (единицы товара) без указания на источник формирования цены с учетом 6-го метода и нормативно-правовые акты, она не может быть принята в качестве доказательств правомерности принятых таможенным органом решений (совершенных действий).

Подобная ценовая информация не позволяет однозначно доказать в суде, что таможенная оценка товара произведена должностными лицами таможенных органов с учетом мировой практики еще и потому, что информационные письма вышестоящих таможенных органов содержат только средне контрактные цены о товарах, обобщенные по группам.

В судебных актах отмечается, что общим требованием ко всем исходным ценовым данным, применяемым должностными лицами таможенных органов для расчета таможенной стоимости по шестому методу, должна являться их строгая адресность, то есть ориентировочная цена должна соотноситься с конкретным товаром. Товар должен быть описан таким способом, который позволил бы его однозначно идентифицировать (коммерческое наименование товара, его характеристики, сведения о фирме-изготовителе, технические параметры и пр.). Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 г. N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров».

С целью всестороннего и комплексного контроля таможенной стоимости был выпущен Приказ ГТК РФ № 1399 от 05.12.03 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» и Приказ ГТК РФ № 696 от 18.07.04 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации», который совсем недавно был обновлен и вышел уже с новыми реквизитами - Приказ ФТС РФ № 1206 от 22.11.06.

Контроль за правильностью исчисления таможенной стоимости со стороны таможенных органов выражается в комплексе мероприятий, который включает в себя в том числе: Травинский П. С. Таможенная стоимость товаров: теория и правоприменительная практика. - М. Московская бизнес-школа, 2007.

- проверку соответствия сведений о товаре, заявленных в таможенных документах (и частности, в ГТД, ДТС, ДКД), сведениям о товаре, содержащимся в коммерческих документах, представленным в ходе таможенного оформления;

- проверка достаточности документов для принятия решения по таможенной стоимости, представленных при таможенном оформлении;

- проверка соблюдения декларантом при определении таможенной стоимости требований законодательства Российском Федерации, в частности, требований п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (о структуре таможенной стоимости);

- проверка достоверности представленных документов;

- сравнение таможенной стоимости товара, указанной декларантом в таможенных документах, с имеющейся у таможенного органа ценовой информацией (уровнем цен) о товарах аналогичных с оцениваемыми.
Отклонение цены сделки в ту или иную сторону от имеющейся у таможенного органа ценовой информации о стоимости товаров, аналогичных с оцениваемыми, является основанием для возникновения сомнений в ее достоверности и назначения необходимых проверочных мероприятий.

Для контрольно-аналитических и технологических целей выделяют три этапа контроля таможенной стоимости.

Первый этап - контроль при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств - включает в себя все действия таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление, по контролю таможенной стоимости (включая процедуру ее корректировки, запрос дополнительной информации для подтверждения заявленных декларантом сведений), а также действия специализированных подразделений таможни и вышестоящих таможенных органов в части принятия решений в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости в соответствии с их компетенцией.


Второй этап - контроль, осуществляемый при последующих документальных проверках правильности и обоснованности решений, принятых таможенными органами по таможенной стоимости при осуществлении таможенного оформления (последующий документальный контроль).

Последующий документальный контроль осуществляется на основе документов, предъявленных декларантом к таможенному оформлению и дополнительно запрошенных таможенным органом при производстве таможенного оформления (например, от перевозчика, банка, страховых организаций, органов статистики и т.д.).

Если в результате последующего документального контроля выявлены ошибки в определении таможенной стоимости, то в установленном порядке осуществляется ее корректировка.

Третий этап - контроль, осуществляемый при проведении целевых и комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности участника внешнеэкономической деятельности (внешняя проверка). К этому этапу относятся все действия таможенных органов, к компетенции которых в соответствии с установленным порядком относится проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности, касающихся, среди прочего, правильности определения таможенной стоимости.

По результатам проведенного контроля уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают решение:

- о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;

- о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, и пояснений о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров;

- о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

Принятое решение отражается на первом листе декларации таможенной стоимости в поле "Для отметок таможни", а в тех случаях, когда она не заполняется, - в графе "С" основного листа ГТД, в виде одной из следующих записей с указанием цифрового кода по классификатору решений таможенного органа по таможенной стоимости товаров:

- "ТС принята",

- "ТС уточняется",

- "ТС подлежит корректировке".

В случае если уточнение таможенной стоимости требуется не по всем товарам, декларируемым в соответствии с рассматриваемой ГТД, то из граф 32 основного и добавочных листов ГТД, заполненной согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларацииУтверждена Приказом ФТС России от 11.08.2006 N 762, указываются номера товаров, по которым необходимо такое уточнение.

Таможенная стоимость принимается, если уполномоченными должностными лицами таможенных органов не выявлено признаков, указывающих на то, что декларантом неправильно избран метод определения таможенной стоимости и неправильно определена заявленная таможенная стоимость.
После принятия таможенной стоимости таможенные органы могут продолжить контроль таможенной стоимости после выпуска товаров в соответствии с установленным порядком.

Уточнение заявленной декларантом таможенной стоимости требуется, если согласно результатам контроля представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров или обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными.

В зависимости от условий конкретной сделки уполномоченные должностные лица таможенных органов проводят все или некоторые из ниже перечисленных мероприятий:

- запрашивают у декларанта дополнительные документы и сведения (приложение 1 к приказу ГТК от 05.12.2003 № 1399) с установлением срока для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не более 45 дней после принятия таможенной декларации;

- запрашивают у декларанта по приведенной в приложении 2 к приказу ГТК от 05.12.2003 № 1399 форме пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, с установлением срока для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не более 45 дней после принятия таможенной декларации;

- запрашивают у декларанта пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров с установлением срока для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не более 45 дней после принятия таможенной декларации;

- в целях выпуска товаров направляют декларанту оформленное по установленной форме требование Форма требования утверждена Приказом ГТК России от 02.10.2003 N 1096 "Об утверждении форм документов", с приложением расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости (форма расчета приведена в приложении 3 к приказу ГТК от 05.12.2003 № 1399).

После получения и анализа дополнительных документов и сведений или получения письменного обоснования причин, по которым такие документы не могут быть представлены, уполномоченные должностные лица таможенных органов в течение трех рабочих дней со дня их получения принимают решение:

- о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;

- о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

Если в установленные сроки декларантом не представлены запрошенные таможенным органом дополнительные документы и сведения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым такие документы и сведения не могут быть представлены, то в течение трех рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем окончания срока, должностные лица принимают решение о таможенной стоимости исходя из имеющихся в их распоряжении документов и сведений.

По результатам контроля таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов могут принять решение о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

При самостоятельном определении таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов в обязательном порядке заполняют декларацию таможенной стоимости и уведомляют декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения с направлением ему декларации таможенной стоимости. Если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, одновременно с принятием решения по таможенной стоимости в соответствии с установленным порядком выставляется требование об уплате таможенных платежей.

Решение таможенного органа по таможенной стоимости может быть обжаловано в соответствии с установленным порядком.

Если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости не завершена, выпуск товаров производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Размер обеспечения определяется таможенным органом:

- на основе информации о товарах того же класса или вида, включая однородные Должны выполняться критерии однородности товаров, установленные статьёй 21 Закона Российской федерации "О таможенном тарифе". тем, декларирование которых проводится, если у таможенного органа возникли сомнения в обоснованности заявленной декларантом величины таможенной стоимости;

- без учета вычетов из выбранной декларантом основы для начисления таможенной стоимости, если у таможенного органа возникли сомнения в обоснованности заявленных вычетов;

- исходя из приведенных вышестоящими таможенными органами сведений в случае ввоза товаров, в отношении которых в рамках системы управления рисками получены сведения о признаках, указывающих на то, что заявленная декларантом таможенная стоимость является недостоверной либо должным образом не подтверждена.

Нарушение вышеуказанного порядка контроля таможенной стоимости, как со стороны таможни, так и со стороны декларанта, ведет - в первом случае к последующему аннулированию судом или вышестоящим таможенным органом принятого решения по таможенной стоимости, а во втором случает к отказу декларанту в принятии заявленной стоимости по методу 1 и последующему определению ее величины другим методом.

5. Совершенствование таможенной стоимости ввозимых товаров с применением стоимости сделки однородными товарами

Новая редакция ст. 21 „ Метод по стоимости сделки с однородными товарами“ Закона «О таможенном тарифе» практически не отличается, за исключением более четкого формулирования отдельных норм, от предыдущей. Кулешов В.В., Шавшин В.П., Сизова К.А. Федеральный закон от 08.11.2005 № 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе". Комментарий // Налоговый вестник. - 2006. - № 4-5.

Добавлена только норма, предусматривающая при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу по стоимости сделки с однородными товарами возможность корректировки таможенной стоимости однородных товаров для учета значительной разницы в расходах по перевозке, погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и по проведению иных операций, связанных с их перевозкой до места прибытия товаров на таможенную территорию, а также в расходах на страхование, обусловленных различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта. В остальном правовое регулирование применения данного метода изменений не претерпело.

Методология таможенной оценки на основе третьего метода - по стоимости сделки с однородными товарами - аналогична методологии таможенной оценки на основе второго метода - по стоимости сделки с идентичными товарами. Схематично она может быть представлена следующим образом:

I. Подбор однородных товаров, соответствующих критериям, заложенным в Законе РФ «О таможенном тарифе» ( п. 1 ст. 21);

II. Проверка соблюдения условий применения метода, установленных в ст. 21 Закона (однородные товары проданы на экспорт в РФ, ввезены в РФ в тот же или соответствующий ему период времени, проданы на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном, ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые).

III. Корректировка стоимости сделки с однородными товарами с целью учета значительной разницы в расходах, обусловленных различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта (- по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ; - по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ; - на страхование в связи с международной перевозкой товаров). Инструкция о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей. Утверждена приказом ФТС России от 20.09.2007 N 1166.

IV. Если выявлено более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом проведенных корректировок), для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.

Для таможенных органов вопрос наличия адекватной ценовой информации в течение длительного времени является серьёзной проблемой. И это послужило поводом для применения таможенными органами в практике контроля таможенной стоимости, так называемых, «приказных» цен или «контрольного уровня стоимости товаров», которые в настоящее время являются профилями риска. Порядок предоставления дополнительных сведений о стоимости отдельных товаров для подтверждения их таможенной стоимости, утвержденный Приказом ГТК России от 21 октября 1999 г. N 714.

Так, например, контрольный уровень цен на струйные принтеры - 82 $/шт., сканеры - 57 $/шт., в действительности же нижний уровень цен, как на струйные принтеры, так и на сканеры начинается с 27-30 $/шт. С другой стороны, контрольный уровень цен на компьютерные мыши - 5,5 $/кг, тогда как их нижний уровень цен начинается с 4 $/шт., а в одном килограмме может быть от 2-3 до 7-10 «мышей».

Для более объективного контроля заявляемой импортерами таможенной стоимости Федеральная Таможенная Служба формирует Единую базу данных справочных цен на основные товары и услуги (ЕБДСЦ).

При этом планируется использовать различные источники ценовой информации (Рис.1).

Рис. 2. Создание Единой базы данных справочных цен на основные товары и услуги.

В течение 2006 года ФТС развернула активную работу по сбору прайс-листов производителей товаров, поставляемых на российский рынок, и в настоящее время у таможенных органов уже имеется ценовая информация от 170 производителей. В основном это производители товаров массового потребления 84 и 85 групп ТН ВЭД. Наличие ценовой информации на ассортиментном уровне позволяет таможенным органам более объективно контролировать таможенную стоимость товаров (Рис.2).

Рис 3. Алгоритм использования Единой базы данных справочных цен на основные товары и услуги для контроля таможенной стоимости.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с однородными товарами" можно сделать ряд выводов:

Определение таможенной стоимости товаров - очень важный вопрос для многих участников ВЭД, особенно для импортеров. Ведь именно от нее зависят размер таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате в бюджет России, цены на импортные и экспортные товары.

Важнейшим законодательным актом по вопросам таможенно - тарифного регулирования является Закон РФ «О таможенном тарифе», принятый в 1993 году. Закон содержит основополагающие принципы и понятия государственного метода таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. В законе четко определены понятия: таможенная и особые виды пошлин, таможенная стоимость и методы ее определения, принципы определения страны происхождения товара и тарифные льготы.

В целях совершенствования таможенного регулирования, усиления администрирования вопросов определения таможенной стоимости Федеральным законом от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"" в его текст были внесены существенные коррективы. Изменения, вступившие в силу 1 июля 2006г., касаются описания методов определения таможенной стоимости товаров, а также трактовки основных используемых понятий.

В основе определения таможенной стоимости ввозимых товаров по-прежнему лежит общепринятая международная практика и сложившиеся на ее основе методы определения таможенной стоимости. Изменения коснулись, в основном, ключевого термина в названии каждого из шести методов. А именно вместо «метода по цене сделки…» введен термин «по стоимости сделки…».

Важным также является урегулирование и обеспечение достоверности ценовых показателей, так как таможенная стоимость лежит в основе расчета основных таможенных платежей. Практика подтверждает, что организационные условия реализации требований законов не обеспечивают достоверность ценовых показателей. Существует огромный разрыв между мировыми и контрактными ценами, между ценами в торговле со странами СНГ и дальнего зарубежья.

В новой редакции закона конкретизировано понятие однородных товаров, что позволяет исключить двойственность толкования этого понятия.

Ввозимый товар оценивается по стоимости сделки однородного по отношению к нему товара. Однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики, состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товара учитываются такие характеристики, как качество, репутация на рынке, наличие товарного знака. Если товары имеют различные торговые марки, но одинаковы по качеству, соответствуют одним и тем же стандартам, пользуются одинаковой репутацией и выполняют одинаковые функции, их следует признать однородными.

В то же время товары не будут считаться однородными, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, либо их проектирование, дизайн и иные аналогичные работы выполнены в России. Товары, изготовленные лицом, не являющимся производителем оцениваемых товаров, рассматриваются в качестве однородных лишь в случае невыявления товаров того же производителя на территории РФ. Однородные товары должны быть проданы на экспорт и вывезены в Россию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.

Таможенная стоимость их корректируется на определенные расходы. При наличии более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом корректировок) применяется самая низкая из цен.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон Российской Федерации 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ).

2. Таможенный Кодекс РФ. Федеральный закон Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ).

3. Федеральный закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2006 года № 191-ФЗ).

4. Федеральный закон от 8 ноября 2005 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».

5. Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы".

6. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 года № 856 « О порядке определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ».

7. Постановление Правительства РФ от 28.09.2005 № 585 "О Порядке осуществления контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 459 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе».

9. Приказ ГТК РФ от 05.12.03 № 1399 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации».

10. Приказ ГТК РФ от 02.10.2003 № 1096 «Об утверждении форм документов».

11. Приказ ГТК РФ от 21.10.1999 № 714«О порядке предоставления дополнительных сведений о стоимости отдельных товаров для подтверждения их таможенной стоимости», утвержденный

12. Приказ ФТС России от 11.08.2006 № 762 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации»

13. Приказ ФТС РФ от 01.09.2006 № 829 «Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости»

14. Приказ ФТС РФ от 22.11.2006 № 1206 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации».

15. Приказ ФТС РФ от 20.09.2007 № 1166 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей».

16. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 г. № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров».

17. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе". - М.: Статут, 2001.

18. Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации. / Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.Н. Козырина. - М.: Издательство «Проспект», 2006. - 788с.

19. Краснолуцкая Н.Т Таможенная стоимость товара// Таможенный альманах. - 2004. - № 5.

20. Кулешов В.В., Шавшин В.П., Сизова К.А. Федеральный закон от 08.11.2005 № 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе". Комментарий // Налоговый вестник. - 2006. - № 4-5.

21. Тимошенко И. В. Таможенное право России. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 512с.

22. Травинский П. С. Таможенная стоимость товаров: теория и правоприменительная практика. - М. Московская бизнес-школа, 2007.

Приложение 1

Рис. 4. Алгоритм последовательности действий таможенного органа при использовании метода 3 определения таможенной стоимости

Приложение 2

Форма ДТС-2 для метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами

Графа "Товар N".

Заполняется применительно к порядку заполнения соответствующих граф ДТС-1.

Графа "Код ТН ВЭД".

Заполняется применительно к порядку заполнения соответствующих граф ДТС-1.

Графа 11.

Указывается в рублях стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и вывезенными в Российскую Федерацию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары. Стоимостью сделки с идентичными или однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, принятая таможенным органом в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за идентичные или однородные товары при их продаже в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Раздел Б "Корректировки стоимости сделки (+/-)".

В настоящем разделе приводятся в рублях корректировки указанной в графе 11 стоимости сделки с идентичными или однородными товарами.

Корректировки могут быть как со знаком (+), если они увеличивают стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, так и со знаком (-), если они уменьшают стоимость сделки с идентичными или однородными товарами.

Корректировка стоимости сделки с идентичными или однородными товарами на количество и (или) коммерческий уровень проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованность и точность таких корректировок.

При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными (однородными) товарами для целей определения таможенной стоимости не используется.

Факт существования различия в количестве и (или) коммерческом уровне сам по себе не должен являться основанием для проведения корректировки стоимости сделки с идентичными или однородными товарами.

Корректировки на количество и (или) коммерческий уровень не проводятся в случае, если различия в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве не повлияли на разницу (расхождение) в цене.

Графа 12а.

Указывается величина, на которую должна быть уменьшена приведенная в графе 11 стоимость сделки с идентичными или однородными товарами за количество меньшее, чем количество оцениваемых товаров. Указанная величина рассчитывается таким образом, как если бы идентичные или однородные товары были проданы в том же количестве, что и оцениваемые товары.

Графа не заполняется, если в графе 11 указана стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, проданными по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.

Графа 12б.

Указывается величина, на которую должна быть уменьшена приведенная в графе 11 стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, проданными на ином, чем оцениваемые товары коммерческом уровне. Указанная величина рассчитывается таким образом, как если бы идентичные или однородные товары были проданы на том же коммерческом уровне, что и оцениваемые товары.

Графа не заполняется, если в графе 11 указана стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином), что и оцениваемые товары.

Графа 12в.

Указываются:

- место (географический пункт) прибытия идентичных или однородных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- расходы по перевозке (транспортировке) идентичных или однородных товаров.

Графа 12г.

Указываются:

- место (географический пункт) прибытия идентичных или однородных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- расходы по погрузке, выгрузке/перегрузке и иным операциям, связанным с перевозкой идентичных или однородных товаров.

Графа 12д.

Указываются расходы на страхование в связи с международной перевозкой идентичных или однородных товаров.

Графы с 12в по 12д заполняются, если:

- оцениваемые товары перевозятся по другому маршруту или другим видом транспорта;

- и (или) соответствующие расходы в отношении оцениваемых товаров существенно отличаются от таких расходов, включенных в стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, указанной в графе 11.

Графа 13.

Указывается в рублях сумма величин, приведенных в графах с 12а по 12д.

Графа 14а.

Указывается величина, на которую должна быть увеличена приведенная в графе 11 стоимость сделки с идентичными или однородными товарами за количество большее, чем количество оцениваемых товаров. Указанная величина рассчитывается таким образом, как если бы идентичные или однородные товары были проданы в том же количестве, что и оцениваемые товары.

Графа не заполняется, если в графе 11 указана стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, проданными по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.

Графа 14б.

Указывается величина, на которую должна быть увеличена приведенная в графе 11 стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, проданными на ином, чем оцениваемые товары, коммерческом уровне. Указанная величина рассчитывается таким образом, как если бы идентичные или однородные товары были проданы на том же коммерческом уровне, что и оцениваемые товары.

Графа не заполняется, если в графе 11 указана стоимость сделки с идентичными (однородными) товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином), что и оцениваемые товары.

Графа 14в.

Указываются:

- место (географический пункт) прибытия оцениваемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров.

Графа 14г.

Указываются:

- место (географический пункт) прибытия оцениваемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- расходы по погрузке, выгрузке/перегрузке и иным операциям, связанным с перевозкой оцениваемых товаров.

Графа 14д.

Указывается величина, отражающая превышение расходов на страхование в связи с международной перевозкой оцениваемых товаров над расходами на страхование в связи с международной перевозкой идентичных или однородных товаров.

Графы с 14в по 14д заполняются, если:

- оцениваемые товары перевозятся по другому маршруту или другим видом транспорта;

- и (или) соответствующие расходы в отношении оцениваемых товаров существенно отличаются от таких расходов, включенных в стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, указанной в графе 11.

Графа 15.

Указывается в рублях сумма величин, приведенных в графах с 14а по 14д.

Графа 16.

Указывается в рублях стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, уменьшенная на сумму, указанную в графе 13, и увеличенная на сумму, указанную в графе 15.

Графа не заполняется, если в графе 11 указана стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары, а также отсутствует необходимость корректировки такой стоимости на различия в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта.

Графы 17.

Указывается количество товаров в соответствующих сопоставимых единицах измерения (килограммы, штуки и т.д.) с указанием таких единиц измерения непосредственно после приведенной величины.

Графа 17а.

Указывается количество идентичных (однородных) товаров, на основе стоимости сделки с которыми определяется таможенная стоимость оцениваемых товаров.

Графа 17б.

Указывается количество оцениваемых товаров.

Графа 18а.

Указывается в рублях таможенная стоимость оцениваемых товаров, рассчитанная путем умножения величины, приведенной в графе 17б, на отношение величины, указанной в графе 16, а в случаях, когда она не заполняется, - в графе 11а, к величине, приведенной в графе 17а.

Графа 18б.

Указывается приведенная в графе 18а таможенная стоимость, пересчитанная в доллары США по соответствующему курсу (пункт 14 Инструкции).

Графа "Дополнительные данные".

При необходимости указываются любые дополнительные данные (расчеты), относящиеся к приводимым в ДТС сведениям.

Графа "Подпись, печать".

Лист подписывается декларантом или таможенным брокером (представителем), если декларирование производится таможенным брокером (представителем), и заверяется в порядке, установленном пунктом 17 Инструкции.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Фискальная политика государства
Курсовая работа Расчет и проект пункта послеуборочной обработки и хранения зерна на
Курсовая работа Анализ производственной деятельности предприятия
Курсовая работа Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (ООО "Кумертауский электродный завод")
Курсовая работа Проектирование подсистем оперативного управления производством
Курсовая работа Рынок труда и политика занятости
Курсовая работа Производительность труда и пути ее повышения
Курсовая работа Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности учащихся на уроках в старших классах
Курсовая работа Финансовые услуги коммерческих банков
Курсовая работа Вирусы и природа их происхождения
Курсовая работа Деятельность органа федерального казначейства и его территориальных органов
Курсовая работа ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовая работа Конкуренция и ее роль в рыночной экономике
Курсовая работа Организация работы вагоносборочного участка ремонтного депо пассажирских вагонов
Курсовая работа Роль государственного сектора в экономике