Курсовая работа по предмету "Спорт и туризм"


Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНтСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уфимский институт (филиал) российского государственного торгово-экономического университета

Реферат по физкультуре

На тему: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ»

Выполнила: студентка

Финансы и кредит 3.1

Гарифуллина С.А.

Уфа 2006

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельнос-ти. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

Физическая культура и спорт как социальные феномены

Физическая культура -- часть общечеловеческой культуры

Физическая культура -- органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развива-ются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятель-ность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяю-щих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспо-собность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, меди-цинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурино-спортивной деятельности, и др. И развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно -показательные выступ-ления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физи-ческая подготовленность и степень совершенства двигательных уме-ний и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортив-ные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное раз-витие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по ис-пользованию, распространению и приумножению ценностей физичес-кой культуры.

Спорт -- явление культурной жизни

Спорт -- часть физической культуры. В нем человек стре-мится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрели-ще, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт -- это собственно соревновательная деятельность и специаль-ная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психичес-ких и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спор-тивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом стано-вятся физической и духовной необходимостью.

Компоненты физической культуры

Физическое воспитание. Включенное в систему образова-ния и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характери-зует основу физической подготовленности людей -- приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разносто-роннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность ко-ординировать их в разных сочетаниях; система упражнений для раци-онального использования сил при перемещениях в пространстве (ос-новные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Физическое развитие -- это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ок-ружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, лов-кость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упраж-нений, различных видов спорта, рационального питания, режима груда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приве-денные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возраст-ной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей ор-ганизма в различные возрастные периоды: становления и роста, наи-высшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства ор-ганизма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных за-конов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре со-здаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие уп-ражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утом-ление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеничес-кую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические

упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками)г и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздорови-тельные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффек-ивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена -- распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Физическая культура в структуре профессионального образования

Физическая культура -- основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее, значимы.

Физическая культура студента

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положи-тельное эмоциональное отношение к физической культуре, сформиро-ванную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личнос-ти, познавательную и практическую деятельность по овладению цен-ностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют зна-ния. Их можно разделить на теоретические, методические и практи-ческие. Теоретические знания охватывают историю развития физичес-кой культуры, закономерности работы организма человека в двига-тельной деятельности и выполнения двигательных действий, физичес-кого самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необхо-димы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как ис-пользовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической куль-туры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигатель-ное действие?»

Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих ин-тересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и обра-зует самооценку личности. Она имеет две стороны -- содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка -- это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как само-уважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоува-жение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притяза-ний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициати-ву и активность личности в физическом совершенствований; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личнос-ти в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становят-ся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре -- главная побудительная, на-правляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоут-верждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных заня-тий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями -- переживаниями, ощуще-ниями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение -- отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявле-ние активности. Можно выделить следующие мотивы:

¦ физического совершенствования, связанный со стремлением ус-корить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

¦ дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вмес-те с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

¦ долженствования, связанный с необходимостью посещать заня-тия по физической культуре, выполнять требования учебной про-граммы;

¦ соперничества, характеризующий стремление выделиться, само-утвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

¦ подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной дея-тельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

¦ спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

¦ процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на ре-зультате деятельности, а на самом процессе занятий;

¦ игровой, выступающий средством развлечения, нервной разряд-ки, отдыха;

¦ комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спор-том важны и интересы. Они отражают избирательное отношение че-ловека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной при-влекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преоб-ладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отра-жаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если по-требность вызывает желание обладать предметом, то интерес -- позна-комиться с ним.

В структуре интереса различают эмоциональный компонент, по-знавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удов-летворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удов-летворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, не-обходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показа-телями могут быть: убежденность в необходимости занятий физичес-кой культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В за-висимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у чело-века осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

¦ с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоцио-нальность, новизна, разнообразие, общение и др.);

¦ с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действия-ми, испытание себя, улучшение результата и др.);

¦ с перспективой занятий (физическое совершенство и гармонич-ное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоро-вья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социаль-ную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выде-ляют активно-положительное, пассивно-положительное, индиффе-рентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отноше-ния. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регуляр-ность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и не-устойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение -- это без-различие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутству-ют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негати-визмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении за-нятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений лич-ности к физической культуре в жизни и профессиональной деятель-ности.

Эмоции -- важнейший компонент ценностных ориентации, наибо-лее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потреб-ности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоци-ональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и силь-1 roe чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее крат-ковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе) эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при за-нятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Воле-вая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное во-левое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чув-ством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная дея-тельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стрем-ление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают сме-лость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность по-давлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; со-бранность (сосредоточенность) как способность концентрировать вни-мание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая мини-мальным временем принятия решения в значимой для человека ситуа-ции, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответ-ственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляет-ся воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физи-ческой культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеж-дений.

Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготов-ленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство от-ражает такую степень физических возможное гей личности, ее пласти-ческой свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель-ности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершен-ное качество.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как ди-намическое состояние, характеризующее стремление личности к це-лостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее многофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а не-обходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты -- один их эффективных механизмов слияния общественно-го и личного интересов, формирования общественно необходимых ин-дивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются от-ношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обо-гащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личнос-ти и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целост-ный характер такой деятельности делает ее мощным средством по-вышения социальной активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных на-правлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отра-жает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социаль-ным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физичес-кая культура -- основа самодеятельного, инициативного самовыраже-ния будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личнос-ти, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельнос-ти, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Профессиональная направленность физического воспитания

Профессиональная направленность физической культуры -- это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.

Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

¦ степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

¦ интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельнос-ти (затрачиваемое время, регулярность);

¦ характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

¦ выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле-ний личности в физкультурно-спортивной деятельности (само-стоятельность, настойчивость, целеустремленность, самооблада-ние, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

¦ степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятель-ности;

¦ проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразова-ния, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

¦ уровень физического совершенства и отношение к нему;

¦ владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо-димыми для физического совершенствования;

¦ системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

¦ широта диапазона и регулярность использования знаний, уме-ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональ-ной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры лич-ности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме прояв-ляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера твор-ческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней прояв-ления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле-творенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием за-нятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа-гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной актив-ности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным матери-алом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под-готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индиф-ферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отноше-нием студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элемента-ми -- утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность -- личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педа-гога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студен-тов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не про-являют инициативы в заботе о своем-здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня -- положительно осознанное отно-шение студентов к физической культуре в целях самосовершенствова-ния и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые зна-ния, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамот-но выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортив-ных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность «на себя». Большое значение придают эмоцио-нальному общению и самовыражению в процессе занятий. Использу-ют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной де-ятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортив-ную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в цен-ностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физичес-кой культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семей-ную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодея-тельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответст-вие между современными требованиями к профессионально-личност-ному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.

Организационно-правовые основы физической культуры и спорта

Высокая социально-экономическая значимость физичес-кой культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедея-тельности законодательные основы. Президентом Российской Феде-рации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот доку-мент направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие чело-века, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболева-ний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпий-ское движение в России, его деятельность координируется Олимпий-ским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприя-тиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом.

Система физической культуры направлена на то, чтобы организо-вать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации. Система существует в государственных и об-щественных формах деятельности. Физическое воспитание в образо-вательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происхо-дит на основе государственных образовательных программ (не менее пяти часов в неделю), также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной

программы реабилитации. В физическом воспитании населения при-нимают участие учреждения дополнительного образования: спортив-ные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физ-культурно-оздоровительные и спортивные организации.

Администрации учреждений, организаций, предприятий и объеди-нений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-мас-совую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различ-ных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая под-готовка военнослужащих и личного состава правоохранительных ор-ганов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основ-ных служебных обязанностей. Командованием создаются необходи-мые для этого условия. Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направ-лено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим снимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохране-ния, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта.

Органы управления здравоохранением (государственные, на пред-приятиях, в учреждениях) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации ( средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.

Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить пред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия.

Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортив-ными организациями и объединениями.

К профессиональной педагогической деятельности в области физи-ческой культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ ус-тановленного образца о профессиональном образовании по специаль-ности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, вы-данное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в области лечебной фи-зической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении

В соответствии с государственным образовательным стан-дартом высшего профессионального образования физическая культу-ра с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного об-разовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократи-ческое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чув-ством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и форми-руемая в ее процессе личностная культура студента определяют свой-ства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и иници-ативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Гуманитарная значимость физической культуры

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную лич-ность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизиро-вать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здо-ровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространст-ва вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в каче-стве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и твор-ческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разре-шать противоречия между природой и производством, трудом и отды-хом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включен-ность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой прак-тики, направленной на освоение природных сил студентов и опосре-дованных их культурным отношением к своим физическим возмож-ностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, осо-бых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процес-са подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоцен-ность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при ко-тором становятся возможными и необходимыми социальные и инди-видуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершен-ствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наибо-лее действенные и долговременные результаты образования по физи-ческой культуре.

Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удов-летворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному крите-рию могут быть представлены как:

¦ материальные (условия занятий, качество спортивной экипиров-ки, льготы со стороны общества);

¦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и на-выки, физические качества, физическая подготовленность);

¦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализа-ции, рекорды, победы, традиции);

¦ психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

¦ культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качест-ва, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятель-ности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, по-знавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержа-тельную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чув-ственную), другие -- познавательную, третьи -- поведенческую ак-тивность.

Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга цен-ностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятель-ности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические на-грузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, само-выражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориента-ция на эту деятельность.

Основы организации физического воспитания в вузе

Физическая культура в вузе выполняет следующие соци-альные функции:

¦ преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготов-ку ее к профессиональной деятельности;

¦ интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организа-ции, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятель-ности;

¦ проективно-творческую, определяющую возможности физкуль-турно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

¦ проективно-прогностическую, позволяющую расширить эруди-цию студентов в сфере физической культуры, активно использо-вать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотно-сить эту деятельность с профессиональными намерениями;

¦ ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формиру-ются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

¦ коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культур-ного поведения, общения, взаимодействия участников физкуль-турно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоцио-нально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, ток-сикомании;

¦ социализации, в процессе которой происходит включение инди-вида в систему общественных отношений для освоения социо-культурного опыта, формирования социально ценных качеств.

Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глуб-же понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она назва-на потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-терри-ториальных, социокультурных, климатических факторов, а также осо-бенностей подготовки профессиональных кадров, материально-техни-ческих условий.

Чтобы достичь цели физического воспитания -- сформировать фи-зическую культуру личности, важно решить следующие воспитатель-ные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

¦ понимать роль физической культуры в развитии личности и под-готовке ее к профессиональной деятельности;

¦ знать научно-практические основы физической культуры и здо-рового образа жизни;

¦ формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

¦ овладеть системой практических умений и навыков, обеспечива-ющих сохранение и укрепление здоровья, психическое благопо-лучие, развитие и совершенствование психофизических способ-ностей и свойств личности, самоопределение в физической куль-туре;

¦ обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;

¦ приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профес-сиональных целей.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых пред-усмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

¦ физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

¦ социально-биологические основы физической культуры;

¦ основы здорового образа и стиля жизни;

¦ оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

¦ профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую систему

научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и со-циальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессиональ-но-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональ-ной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лек-ций представлено в настоящем учебнике.

Практический раздел учебного материала состоит из двух подраз-делов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и спо-собами физкультурно-спортивной деятельности для достижения лич-ностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

Примерная тематика занятий может включать:

¦ методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

¦ методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

¦ основы методики самомассажа;

¦ методику корригирующей гимнастики для глаз;





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Планирование численности персонала на предприятии
Курсовая работа Анализ розничного товарооборота
Курсовая работа Инвестиционная стратегия предприятия
Курсовая работа Стратегічне планування зовнішньоекономічної діяльності підприємства
Курсовая работа Состояние, развитие, пути повышения эффективности молочного скотоводства в СПК имени К
Курсовая работа Транснациональные корпорации. Их роль в мировой экономике
Курсовая работа Причины неуспеваемости школьников и пути её преодоления и предупреждения
Курсовая работа Диспепсия у теленка
Курсовая работа Анализ использования производственных мощностей предприятия
Курсовая работа Местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе
Курсовая работа Производство и реализация продукции, ее влияние на финансовые результаты деятельности предприятия
Курсовая работа Оценка стратегии сбытовой политики ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат"
Курсовая работа Ветеринарно–санитарные требования при приемке, переработке больных животных и птицы, использование их продуктов убоя
Курсовая работа Тарифные системы оплаты труда
Курсовая работа Анализ финансовой устойчивости ЗАО СПП "Коелгинское"