54
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Сочинский государственный университет
туризма и курортного дела»
Факультет туристского бизнеса
Кафедра туризма и курортного дела
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему «Совершенствование туристско-экскурсионной деятельности в Туапсинском районе (на примере экскурсионной фирмы «Элита»)»
по специальности 100103
«Социально-культурный сервис и туризм»
Выполнил: студент 6 курса
группы 02-ЗСТ
Абьян В.И.
____________________
Научный руководитель:
к.и.н., доцент Самсоненко Т.А.
_______________________
Сочи 2008г.
Оглавление
2.1 Общая характеристика предприятия
В 2000г. по инициативе Виноградовой Евгении Борисовны, была создана туристическая фирма, получившая красивое и гордое название «Элита». С тех пор работа фирмы осуществляется под девизом «Качество и сервис предлагают все, а гарантирует только «Элита»!». И действительно работа фирмы является гордостью Туапсинского района. Директор, очень ответственно относится к подбору специалистов: все экскурсоводы имеют высшее гуманитарное образование, каждый год посещают курсы повышения квалификации и проходят аттестацию. Фирма занимается разработкой новых туристических маршрутов и совершенствует и обновляет уже существующие.
Турфирма «Элита», находится в посёлке Шепси, на стыке двух районов Туапсинского и Сочинского, поэтому располагает большими возможностями по сохранению и разработке уникальных туристических маршрутов. Сотрудники турист ско-экскурсионной фирмы «Элита», имея опыт работы с детскими и взрослыми группами, разработали программы для здравниц, положив в основу результаты тесных контактов врачей, воспитателей и экскурсоводов.
Фирма находится в прекрасном благодатном крае, где есть все условия для совершенствования туристско-экскурсионной работы: это море, горы, целебные минеральные источники, исторические памятники архитектуры.
В настоящее время фирма «Элита», возглавляемая Евгенией Борисовной, является ведущей туристической фирмой в Туапсинском районе, которая неоднократно была награждена дипломами «За весомый вклад в развитие Туапсинского района», а также в 2006г. дипломом 1 степени в номинации «Лучшее малое предприятие муниципального образования Туапсинский район в сфере услуг».
Задачи фирмы:
1. Познакомить туристов с историей края, обычаями и традициями народов, заселяющих Черноморское побережье Кавказа. Этим расширить кругозор приезжающих отдыхающих.
2. Оказать лечебно-профилактическую помощь.
3. Вызвать интерес к здоровому образу жизни и уверенность в победе над болезнями.
4. У детей пробудить тягу к знаниям.
5. Оздоровление и расширение знаний по краеведению не только многочисленных гостей курорта, но и местных жителей.
6. Быть полезной, принимая участие в благотворительных акциях.
7. Оказывать методическую помощь и способствовать формированию высококвалифицированных кадров туристско-экскурсионного дела.
С этой целью разработаны 32 экскурсий: экологические, этнические, познавательные, развлекательные и в том числе лечебно-оздоровительные, обоснованные врачами: это самшитовое ущелье, морские прогулки, сплав по реке, аквапарк и конные прогулки.
Перечень экскурсий:
1. Красная поляна-биосферный заповедник
2. Сочи-рафтинг (сплав по реке)
3. Сочи-обзорная
4. Туапсе-обзорная
5. Лазаревское-обзорная
6. Теплоходная морская прогулка
7. 33 водопада
8. Гуамское ущелье
9. Мамедово ущелье
10. Самшитовое ущелье
11. Волконское ущелье
12. Тигровая пещера-аул Тхагапш
13. Конные прогулки по ущелью (Эксклюзивный маршрут)
14. Голубые лагуны Дедеркоя
15. В гости к пасечнику (Эксклюзивный маршрут)
16. Православие на Черноморье
17. Аше-изумрудные водопады
18. Геленджик-парк аттракционов
19. Аквапарк
20. Дельфинарий
21. Лаго-Наки
22. Аул Агуй -Шапсуг
23. Заповедными тропами Наджиго
24. Дорога к счастью (дольмены)
25. Русское чаепитие
26. Анастасиевские поляны
27. К Шреку в гости
28. Водопад «Перун»
29. Абхазия
30. Сочи - обзорная
31. Дегустация
32. Каньон реки «Бешенка»
Лечебно-оздоровительные экскурсии
Все курорты мира по наличию того или иного природного лечебного фактора условно подразделяются на климатические, бальнеологические, грязелечебные. Курорты, которые имеют на своей территории одновременно все или почти все известные и используемые на сегодняшний день природные рекреационные ресурсы, относятся к разряду уникальных.
Именно таковым являются курорты Черноморского побережья Кавказа, в том числе и Туапсинский район Краснодарского края. Это самый крупный приморский климатический и бальнеологический курорт России. Наша фирма, учитывая, этот уникальный факт, разработала ряд лечебно-оздоровительных экскурсий, как для взрослых и детей и поскольку мы активно работаем с детскими пансионатами и санаториями, наши экскурсии дополняют оздоровительную программу этих учреждений. В частности:
1. Морские прогулки организованные фирмой «Элита», это прежде всего аэротерапия. Целебные качества сочинского морского воздуха обусловлены как его чистотой (почти полное отсутствие пыли и микроорганизмов), так и обогащением йодом, некоторыми полезными химическими соединениями, насыщением азотом и кислородом, фитонцидами, ионизацией. Морской воздух содержит в оптимальном для человека количестве кислород и озон.
Пребывание на свежем морском воздухе способствует устранению кислородной недостаточности. Морской бриз вызывает повышение функциональной способности дыхательной и сердечнососудистой систем, углубляя дыхание, повышая газообмен и стимулируя кожно-сосудистые рефлексы. Широкое распространение в мире в последнее время получил термин «талассотерапия», под которой понимается комплексное воздействие морского воздуха солнечной радиации и морских купаний. Во время морской прогулки. Обязательным в программе купания в открытом море. Во время купания на человека воздействует ряд раздражителей. Холодное воздействие морской воды, гидростатическое давление, физическая активность и психоэмоциональная реакция на купание активно влияют на гемодинамику, вызывают изменения, играющие важную роль в кровоснабжении органов и тканей, способствуют уменьшению частоты сердечных сокращений, повышение обмена веществ.
При купание в море эпидермис кожи человека проникают электролиты, активизируя обмен веществ функциональное состояние клеток. Стимулируется работа коры надпочечников, нормализуется состояние нервной системы.
2. Экскурсия «Самшитовое ущелье», тоже относится к экскурсиям лечебно-оздоравливающим эффектом. В ущелье Чудо-Красотки, благодаря расположению, на высоте 100-150 м над уровнем моря, а это стык морского и горного климата, а также благодаря растениям, выделяющих фитонциды, создан уникальный микроклимат, Вдыхая насыщенный морскими солями воздух с повышенным содержанием кислорода и озона, наличием отрицательно заряженных аэроинов возле водопада, воздействует на нервные окончания слизистой оболочки дыхательных путей, вызывая различные рефлекторные реакции и положительные изменения в деятельности органов и систем. Аэроионы, заметно улучшают легочную вентиляцию, стимулирует усвоение кислорода и выведению углекислоты, увеличивают число эритроцитов и гемоглобина в крови, стимулируют обменные процессы, синтез витаминов. Повышается умственная и физическая работоспособность активизируются защитные свойства организма.
Продуцируемые растениями фитонциды - летучие эфирные масла -обладают выраженными антимикробными свойствами, улучшают функцию дыхания, нормализует сердечный ритм и артериальное давление, активизируют тканевое дыхание, энергетический обмен, способствуют стиханию воспалительного процесса в бронхо-легочной системе. На этой же экскурсии применяется и бальнеолечение с помощью двух видов минеральных вод: мин.вода типа «Мацеста» со слабой минерализацией и мин. вода «Лазаревская»лечебно-столовая, маломинерализированная, гидрокарбонатно-хлоридно-натриевая. С йодовой и фторной спецификой, со слабощелочной реакцией. В составе биологически активных компонентов присутствует бор.
3. А возле Волконского дольмена бьет источник минеральной воды типа «Мацеста». Применение минеральной воды этого показано при заболеваниях органов кровообращения, кожи и подкожной клетчатки, опорно-двигательного аппарата, нервной системы женской половой сферы, некоторых болезнях обмена веществ, хронических, воспалительных процессах носоглотки, заболеваниях предстательной железы, интоксикация солями тяжелых металлов.
4.Катания на лошадях. Всадник-это символ силы, красоты, здоровья, еще древние отмечали особую пользу, которую приносит верховая езда, а также само общение с лошадью- умным, сильным благородным животным. И дело не только в общеукрепляющем действии и физической нагрузке, но и в психологическом воздействии которое оказывает лошадь на человека- неуверенные в себе люди избавляются от комплексов, нервные становятся спокойными и уравновешенными, пессимисты вдруг начинается радоваться жизни. В чем секрет? Быть может в особой энергетике которой обладают лошади, в той необыкновенной природной силе, свойственной именно этому животному?
Специалисты выделяют особую отрасль терапии «гиппотерапию» взаимодействие больного человека с лошадью.
Лечебно верховая езда в первую очередь показана инвалидам с травмами конечностей и позвоночника, атрофией мышц, при детском церебральном параличе, всем, кто страдает искривлением осанки. В больных, перенесших легочные заболевания, страдающих вегетососудистой дистонией, неврозами. В общем, представление о том, что верховой ездой могут заниматься только очень здоровые люди, - миф, ни на чем не основанный. Между прочим, одной из основательниц лечебно верховой езды была датчанка Лиз Гартель, в свое время перенесшая полиомиелит. Именно она в 1952 году выиграла серебряную медаль на Олимпийских Играх для инвалидов.
5. О поразительных способностях дельфинов известно давно, но в последе время дельфинов используют для лечения детей с проблемной психикой, в частности аутистами, т.е. детьми с проблемами в общении. Дельфины, обладают способностью воздействия на мозг с помощью ультразвуковых волн, которые вызывают положительную реакцию.
Кто-то из древних говорил: «Здоровье получаем через глаза» -ландшафтная терапия. Если буквально следовать этой замечательной мысли, то все экскурсии фирмы «Элита» можно считать приносящим здоровье. Наши экскурсии ждут своих экскурсантов
Фирма «Элита» имеет штат профессионалов-экскурсоводов с высшим педагогическим образованием и профессиональной подготовкой.
А почему именно педагоги, объяснять, наверное, не нужно: они обладают грамотной речью, коммуникабельны, знают психологию, чувствуют аудиторию. Экскурсоводы постоянно работают над повышением мастерства, а результатом этого является их аттестация на категорию, отрабатывают новые маршруты, взаимодействуя с другими турфирмами. Каждый год фирма направляет молодых специалистов на курсы повышения квалификации в Сочинский государственный институт курортного дела и туризма.
Готовясь к новому оздоровительному сезону, фирма многое делает для того, чтобы экскурсоводам было легко и удобно работать на маршрутах:
1. Приобретены персональные микрофоны.
2. Ручки-указки, на которой закрепляется эмблема фирмы. Отдыхающие хорошо видят на маршруте впереди идущего экскурсовода.
3. В фирме единая форма (майки с эмблемой), голубые галстуки с символикой и на золотом фоне серебряные бейджики.
4. Фирма имеет четыре новых автобуса, в оснащение которых: кондиционер, телевизор, по которому на обратном пути для экскурсантов показываем рекламу других маршрутов фирмы. При входе в автобус гости курорта слышат песню, сочиненную по заказу фирмы.
У водителей и экскурсоводов мобильные средства связи.
В автобусе минеральная вода и одноразовые стаканчики, пакетики для «тошнотиков». На каждого отдыхающего предусмотрены дождевики.
В связи с тем, что у фирмы имеется свой транспорт, она оказывает транспортные услуги на основании договора об оказание транспортных услуг.
Фирма творчески подошла к изготовлению туристических путевок: на обратной стороне путевки размещена реклама всех маршрутов. Имеет свой гимн и рекламный фильм с новыми маршрутами.
Большое внимание уделяется детским программам, ведь фирма обслуживает 10 детских оздоровительных лагерей. Разработаны специальные детские маршруты.
На обратном пути следования в автобусе проводятся интересные викторины, которые способствуют закреплению увиденного материала. Самым внимательным вручаются призы в виде буклетов фирмы с рекламой новых маршрутов.
Проводится благотворительная работа: бесплатные экскурсии детей средней школы № 20 п. Шепси как поощрение для тех, кто занимается спортом и худ. Самодеятельностью. Побывали на бесплатной лечебно-оздоровительной экскурсии «Самшитовое ущелье» члены общества инвалидов Туапсинского района. Организуются маршруты по посещению православных храмов на Черноморье для паломников и священнослужителей России. К 1 сентября для детей из малообеспеченных семей Шепсинского сельского поселения была закуплена и подарена одежда. Фирма «Элита» активно оказывает поддержку в издательстве книг по краеведению и рекламе Туапсе и Туапсинского района. Одна из последних: «Карманный справочник экскурсовода и любознательного туриста» автор А.Б. Пихун.
Ежегодно фирма «Элита» участвует в выставках в городах Туапсе, Краснодаре, Ростове-на-Дону, рекламируя наш Краснодарский край и в частности Туапсинский район. Фирма имеет более двадцати дипломов и грамот за хорошую работу в сфере обслуживания населения.
Фирма «Элита» входит в число основных участников рынка и делится опытом с экскурсоводами других фирм.
Перед каждым сезоном экскурсоводы «Элиты» обмениваются опытом с экскурсоводами г. Сочи, знакомят их с маршрутами Туапсинского района, а от них узнают новое о будущей Олимпиаде 2014 года. Все экскурсоводы прошли стажировку в Сочинском институте курортного дела и туризма весной 2008г.
Четыре года подряд фирма «Элита» обслуживает иностранцев (англичан, немцев и финнов). Их интересуют не только наши красоты и отдых, но и экология окружающей среды, а мы в этом направлении фирма ведет большую научно-исследовательскую работу совместно с гидрометеорологическим техникумом г. Туапсе.
Фирма «Элита» не останавливается на достигнутых результатах: в настоящее время с сотрудниками фирмы проводит занятия психолог на тему «Клиент всегда прав», «Культура речи». Проводился психологический практикум «Жизнь бизнеса» и «Главные стратегии удержания клиента». Для улучшения сервиса по обслуживанию отдыхающих, открыто радио-такси.
Фирма «Элита», единственная в Туапсинском районе, начинает работу в новом направлении - «Усадебный туризм». Готовится проект этнографического маршрута «Русское подворье «Забава», целью которого является ознакомление с историей, бытом, культурой русского народа. Здесь туристы могут окунуться в атмосферу старообрядческих традиций, насладиться кулинарными и музыкальными изысками в «Трапезной», посетить музей прикладных искусств в «Тереме», отдохнуть в «Гостином дворе», поучаствовать в русских забавах, пройтись по сказочным тропкам «Берендеева царства».
Фирма работает на перспективу. Цель: работа круглый год. Для этого производится реализация путевок для отдыха в пансионатах и детских оздоровительных лагерях в зимний период, что соответствует губернаторской программе по улучшению работы курортов Краснодарского края круглый год.
2.2 Структура и технология предоставления экскурсионных услуг
Немаловажную роль в эффективном функционировании предприятия играет персонал фирмы. Персонал представляет собой совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии. Деятельность любого предприятия зависит от квалификации сотрудников. Правильно подобранное руководство и рабочая группа являются основой плодотворной работы предприятия. Исходя из структуры дохода сотрудника предприятия, могут быть выбраны формы и системы заработной платы. Форма заработной платы характеризует соотношения между затратами рабочего времени, производительностью труда работников и величиной их заработка. Различают две основные формы заработной платы: повременную и сдельную. Повременной называется форма оплаты труда, при которой величина заработка пропорциональна фактически отработанному времени. При сдельной оплате заработок работника пропорционален количеству изготовленной им продукции. Система заработной платы характеризует взаимосвязи элементов заработной платы: тарифной части, доплат, надбавок, премий. Существуют десятки систем заработной платы. Общей тенденцией является расширение сферы применения систем, основанных на повременной оплате с нормированным заданием и достаточно большой долей премий за вклад сотрудника в увеличение дохода предприятия. В современных системах заработной платы особое внимание обращается на усиление заинтересованности каждого сотрудника в увеличении эффективности производственных ресурсов. Сдельную форму целесообразно применять в тех случаях, когда объём выпущенной продукции, может существенно измениться в зависимости от индивидуальных различий работающих. На предприятии используется повременная форма оплаты труда.
54
Рис.2.1.Структура управления экскурсионной фирмы «Элита»
На предприятии используется линейная структура управления, которая отражает движение управленческих решений и информации, исходящих от директора, т е лица, полностью отвечающего за деятельность предприятия. Во главе предприятия находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий все функции управления. Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке сверху вниз, а руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, в данной фирме действует принцип единоначалия, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя.
Технология предоставления экскурсионных услуг
Предприятие оказывает экскурсионные услуги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50644 94; ГОСТ Р 50681-94; ГОСТ Р 50690-94. (См. Приложение 1.)
Фирма предоставляет клиентам услуги по организации и проведению экскурсий на основании договора. (См. Приложение 2.)
В стоимость экскурсионного обслуживания включено:
- затраты на транспорт;
- работа водителя;
- работа экскурсовода;
подготовка текста, составление методических разработок экскурсии;
соблюдение маршрута экскурсии, информирование экскурсантов о правилах поведения во время экскурсии, принятие мер безопасности во время экскурсии.
Описываемая экскурсионная фирма работает без посредников и в этом случае товародвижение функционирует по каналу нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга), через который осуществляется непосредственная передача товара (услуги) от производителя (фирмы) потребителю (экскурсанту).
Основное усилие по продвижению и сбыту экскурсионного продукта возлагается на организаторов экскурсий и агентов с которыми фирма заключила агентское соглашение. (См. Приложение 3.)
Должностная инструкция налагает на организатора четко определенные обязанности:
организатор экскурсий организует группы из одиночных участников;
продает билеты на экскурсии, выписывает счета и квитанции за полученные от покупателя деньги;
- ведет учет проданных билетов на экскурсии;
накладные расходы фирмы;
страховка;
дополнительные расходы;
прибыль.
Фирма выдает клиенту экскурсионную путевку, подтверждающую право клиента на получение конкретных услуг по маршруту и в сроки, указанные в путевке. Стоимость маршрута также указана в путевке. Экскурсионный билет представляет собой оформленный бланк строгой отчетности, типовой, утвержденный Минэкономики и Минюстом.
На бланке билета находятся наименование экскурсионного учреждения, тема экскурсии, цена билета, дата проведения экскурсии, место сбора экскурсионной группы. Каждый билет имеет номер и серию.
Реализация экскурсионных билетов может иметь место лишь при условии исчерпывающей и точной информации экскурсантов о содержании мероприятия, характера предоставляемых услуг, условиях обслуживания.
Для реализации экскурсионных билетов используется метод личных продаж, которые предполагает контакт продавца с покупателем. Многое зависит от организатора экскурсий; предлагая товар путем какого-либо вида рекламы, организатор так влияет на покупателя, чтобы тот по окончании рекламных мероприятий самостоятельно принял решение о покупке.
Рабочее место кассира-организатора оборудовано в соответствии с Постановлением главы города солнцезащитным зонтом, столиком, стулом, стендом с рекламными материалами (фотографии), а также снабжено всей необходимой документацией и информационными материалами, сертификатом, экскурсионными билетами.
Сильные стороны фирмы.
1. Единство и четкость исполнения распоряжений,
2. Согласованность действии исполнителей,
3. Простота управления (один канал связи),
4. Четко выраженная ответственность,
5. Оперативность в принятии решений,
6. Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности.
7. Отсутствие конкурирующих фирм в этом районе.
8.Большое количество пансионатов, санаторий, детских оздоровительных учреждений.
Слабые стороны фирмы.
1.Фирме требуется помещение с большей квадратурой;
2. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
3. Перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными,
4. Работа фирмы сезонная.
В своей работе предприятие использует Устав общества, Закон "О туристской деятельности в РФ", Закон "О защите прав потребителей", должностными инструкциями.
Всей работой предприятия руководит директор, на которого возложены следующие функции:
- общее руководство производственно-хозяйственной (экскурсионной) и (финансовой деятельности предприятия,
- организация взаимодействия всех структурных подразделений;
- обеспечение выполнения всех финансовых обязательств;
- контроль за соблюдением законности работы предприятия;
- прием на работу и увольнение персонала,
- заключение договоров всех типов.
Экскурсовод - основная фигура экскурсионной фирмы, ее лицо, поэтому от работы экскурсовода во многом зависит имидж фирмы и возвратность туриста.
Работа экскурсовода характеризуется рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений и предъявляет конкретные требования к экскурсоводу как личности.
- хорошее знание содержания проводимых экскурсий;
- владение методикой проведения экскурсий;
объясняет покупателям маршрут экскурсии, дату время и продолжительность экскурсии,
своевременно представляет диспетчерам точную информацию о количестве проданных билетов на розничные экскурсии
Значительное место в работе организатора экскурсий занимает реклама туристских маршрутов, предоставление клиентам правдивой и достоверной информации о темах экскурсий, ценах и продолжительности экскурсий.
Организатор экскурсий должен знать порядок организации и условия проведения экскурсий, порядок оформления экскурсионных путевок и билетов.
2.3 Финансовая деятельность экскурсионной фирмы «Элита»
Основные фонды - совокупность материально-вещественных ценностей в стоимостном выражении, служащих в течение длительного времени и утрачивающих свою стоимость по частям. Каждый вид основных фондов имеет определенное предназначение и сферу применения. Основные фонды являются составной частью материально-технической базы. К основным фондам относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, инвентарь. В силу многообразия видов основных фондов их общий размер может быть определен только в стоимостном выражении. Для этого применяют различные способы оценки основных фондов, в зависимости от времени их приобретения и состояния: полная первоначальная стоимость, полная восстановительная стоимость и восстановительная стоимость за вычетом износа. Элементы основных фондов в процессе эксплуатации изнашиваются или становятся непригодными под действием внешней среды. Они изнашиваются физически (утрата потребительской стоимости) и морально (несоответствие современным требованиям). Стоимость основных фондов определяет сумму затрат на их создание, кроме управленческих расходов. Также её используют для расчета амортизационных отчислений, налогов в бюджет и определения рентабельности. В РФ используют для расчета амортизационных отчислений равномерный метод. По этому методу на конечный продукт равными частями переносится стоимость.
Таблица 2.1
Основные фонды туристско-экскурсионной фирмы «Элита»
ОБОРУДОВАНИЕ |
КОЛИЧЕСТВО |
СТОИМОСТЬ |
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ |
|
МЕБЕЛЬ: |
||||
Стол письменный |
1 |
5 000,00р. |
5 000,00р. |
|
Стол для совещания |
1 |
7 000,00р. |
7 000,00р. |
|
Кресло руководителя |
1 |
3 500,00р. |
3 500,00р. |
|
Стулья |
6 |
500,00р. |
3 000,00р. |
|
Сейф для документов |
1 |
5 000,00р. |
5 000,00р. |
|
Шкаф для бумаг |
1 |
15 000,00р. |
15 000,00р. |
|
ОРГТЕХНИКА: |
|
|||
Компьютер |
1 |
32 000,00р. |
32 000,00р. |
|
Принтер |
1 |
5 000,00р. |
5 000,00р. |
|
Ксерокс |
1 |
16 000,00р. |
16 000,00р. |
|
Телефон/факс |
1 |
7 000,00р. |
7 000,00р. |
|
ИТОГО: |
98 500,00р. |
|||
Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансированных в оборотные производственные фонды и фонды обращения, обеспечивающие непрерывный кругооборот денежных средств. В оборотные производственные фонды включают средства производства, вещественные элементы которых в процессе труда расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт целиком и сразу. В фондах обращения включены средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары и прочие материальные ценности, товары отгруженные, денежные средства в расчетах, краткосрочные финансовые вложения, прочие оборотные средства. Величина фондов должна быть достаточной, и не более того, для обеспечения четкого и ритмичного процесса обращения. Оборотные средства предприятия, участвуя в процессе производства и реализации продукции, совершают непрерывный кругооборот. При этом они переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно, принимая последовательно форму фондов обращения и оборотных производственных фондов. Таким образом, проходя последовательно три фазы, оборотные средства меняют свою натурально-вещественную форму.
Таблица 2.2
Оборотные средства туристско-экскурсионной фирмы «Элита»
НАИМЕНОВАНИЕ |
КОЛИЧЕСТВО |
СТОИМОСТЬ |
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ |
|
Стол пластиковый |
5 |
560,00р. |
2 800,00р. |
|
Стул пластиковый |
5 |
320,00р. |
1 600,00р. |
|
Зонты пляжные |
5 |
300,00р. |
1 500,00р. |
|
Путевки экскурсионные |
5000 |
1,00р. |
5 000,00р. |
|
Канцелярские товары |
|
|
5 000,00р. |
|
ИТОГО |
|
|
15 900,00р. |
|
Таблица 2.3
Заработная плата работников туристско-экскурсионной фирмы «Элита»
ДОЛЖНОСТЬ |
КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК |
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА |
СУММА |
|
Директор |
1 |
15000 р./мес. |
15000р. |
|
Бухгалтер |
1 |
9000 р./мес. |
9000р. |
|
Реализатор путевок |
5 |
6000 р./мес. |
30000р. |
|
Водитель |
1 |
6600 р./мес |
6600р. |
|
Экскурсовод |
3 |
300 р./день |
6600р. |
|
Уборщица |
1 |
3000 р./мес. |
3000р. |
|
ИТОГО: |
|
|
70200р. |
|
В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.
Себестоимость продукции -- это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.
Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции -- четкое определение состава производственных затрат. Себестоимость услуг нашего предприятия будет складываться из: 1) постоянных затрат 2) затрат связанных с проведением каждой отдельной экскурсии. Начнем расчет постоянных затрат с вычисления норм амортизации
Таблица 2.4
Постоянные затраты туристско-экскурсионной фирмы «Элита»
НАИМЕНОВАНИЕ |
КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ |
АМОРТИЗАЦИЯ % (МЕС.) |
СУММА (МЕС.) |
|
1).Оборотные средства |
2 года |
4% |
640р. |
|
2).Основные фонды |
|
|
|
|
А). Мебель |
4 года |
2% |
791р. |
|
Б). Орг. техника |
8 лет |
1% |
600р. |
|
ИТОГО: |
|
|
2 031р. |
|
Таблица 2.5
Постоянные затраты туристско-экскурсионной фирмы «Элита»
НАИМЕНОВАНИЕ |
СУММА |
|
Заработная плата |
70200р. |
|
Амортизация ОФ |
1 391р. |
|
Амортизация ОС |
640р. |
|
Амортизация нематериальных активов |
164р. |
|
Аренда |
15 000р. |
|
Реклама |
1 000р. |
|
Телефон/Интернет |
1 650р. |
|
Электроэнергия |
1200р. |
|
Единый социальный налог |
24992р. |
|
Налог на имущество |
164р. |
|
ИТОГО: |
116400р. |
|
Таблица 2.6
Экскурсионные часы продаваемые в месяц туристско-экскурсионной фирмой «Элита»
МАРШРУТ |
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ( ЧАС) |
КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК |
ЧАСОВ В МЕСЯЦ |
|
Красная поляна-Аибга |
10 |
14 |
20 |
|
Мамедово ущелье |
5 |
14 |
20 |
|
Аше изумрудные водопады |
5 |
14 |
20 |
|
Наджиго |
4 |
14 |
32 |
|
Самшитовое ущелье |
5 |
14 |
20 |
|
Волконское ущелье |
5 |
14 |
20 |
|
Сочи - рафтинг |
12 |
14 |
48 |
|
В гости к пасечник |
2 |
14 |
32 |
|
33 водопада |
6 |
14 |
48 |
|
Аквапарк - Небуг |
5 |
14 |
60 |
|
Туапсе - обзорная |
4 |
14 |
24 |
|
Дольмены «Дорога к счастью» |
5 |
14 |
20 |
|
К голубым лагунам |
4 |
14 |
48 |
|
Прогулка на теплоходе |
1 |
14 |
20 |
|
Дельфинарий |
4 |
14 |
40 |
|
Конные прогулки |
1 |
14 |
10 |
|
Сочи - Олимпийский |
12 |
14 |
48 |
|
К Шреку в гости |
5 |
14 |
20 |
|
Анастасиевские поляны |
5 |
14 |
20 |
|
Лазаревское обзорная |
5 |
14 |
30 |
|
Золотое кольцо Абхазии |
20 |
14 |
20 |
|
ИТОГО |
620 |
|||
Тогда постоянные затраты на один экскурсионный час составляют:
116400: 620 = 187 рублей.
Затраты связанные с проведением одной экскурсии:
СЭ = (ГСМ х Пр + ПЗ х Пр) + ((ЗЭ + ЗВ) : Зср).,
где: ГСМ; ЗЭ - зарплата экскурсовода; ЗВ- зарплата водителя; Зср - средняя заполняемость экскурсии.:
СЭ = (100 х 6 + 187 х 6) + ((300 + 330) х 20%) = 1848 руб.
Мы вычислили себестоимость экскурсии для одного человека. Можно приступать к вычислению цены экскурсий. Она будет состоять из себестоимости экскурсии, НДС(20%), предполагаемая прибыль(15%).
Ц = 1848 + 369.6 + 277.2 = 2494.8 руб.
Среднее количество человек в день 7. Среднее количество рабочих дней 20.
Говоря об экскурсиях, надо сказать, что спрос на них особенно велик в теплое время года в России, то есть с мая по октябрь.
Таким образом, за пол года планируется продать минимум 104 экскурсии.
Средняя стоимость одной экскурсии - 2494.8 руб.
Объём ожидаемой средней прибыли от продажи экскурсий за 6 месяцев - 257 817 руб.
Финансовое состояние объекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использование финансовых ресурсов и капитала, выполнение обязательств перед государством и другими хозяйственными объектами. Для характеристики эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат на туристическом предприятии используется рентабельность. Рентабельность - показатель, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно если суммы выручки от реализации продукта достаточны не только для покрытия затрат, но и для образования прибыли.
Издержки постоянные = Арендная плата + ЗП управляющего персонала + Амортизационные отчисления + Реклама + Единый соц. Налог + Налог на имущество = 15000 + 15000 + 2194 + 1000 + 24992 + 164 = 58350 руб.
Издержки переменные = ЗП сотрудников + Затраты на электроэнергию +Затраты на связь = 55200 + 1200 + 1650 = 58050 руб.
Издержки валовые = Издержки постоянные + Издержки переменные = 58350 + 58050 = 116400 руб.
Валовая прибыль = Валовая выручка - Себестоимость = (2495 -1848) х 104 = 67 288 руб.
Чистая прибыль = Валовая выручка - НДС - Налог ЖКХ - Налог на пользование дорог=2495 х 104-51563-3780=204137 руб.
Порог рентабельности = Издержки пост : (Цена - Издержки перем : Обьем продукции) х Объем продукции = 58350 : (2495-58050:104) х 104 = 3132 руб.
Безубыточность реализации = (Издержки пост. : К) х 100%
К = (Стоимость реализации - Издержки перем.) : валовая выручка х 100%
К = (192192 - 58050) : 257817 х 100%=52%
Безубыточность реализации = (58350 : 52) х 100% = 112 212 руб.
Фондоотдача = Валовая выручка : (Стоимость ОФ - Амортизационные отчисл.) = 257817 : (98500 - 2195) = 2.7
Фондоемкость = (Стоимость ОФ - Амортиз. отчисл.) : Валовая выручка = (98500 - 2195) : 257817 = 0,3
3.1 Оценка природно-ресурсного потенциала поселка Дедеркой
Дедеркой как культурный участок основан в 1898 году. Умно, со вкусом композитор Рубинштейн подобрал место для дачи. По ущелью струится горная река Деда с целым каскадом водопадов, просторных каменных ванн. На скалах ущелья и вокруг него росли дикие яблоки, и груши и черешня. Много кизила, пылающего на солнце ярким красным цветом, орешника, боярышника, ежевики.
Близость шоссейной дороги, г. Туапсе, и «тихая гавань» привлекали в ущелье поселенцев.
Название поселения часто изменялось. Так в 1899году Ф.Н. Пастерныдский в своей книге называет Додеркой. По подводной переписи 1923году в Кубано-Черноморской области в составе Вельяминовской волости числилось уже село под названием Дедеркой.
В 1925 году в составе Вельяминовского сельсовета числился поселок Дедеркой, где насчитывалось 29 дворов с населением 80 человек (мужчин - 44, женщин - 36).
С 1931 года в селе был организован колхоз имени «18-й партийной конференции ».
Перед войной в Дедеркое насчитывалось 52 двора. Это было большое село тянувшееся до Шепси.
В1949 году местный колхоз объединился с шепсинским, дав ему название имени «Микояна». И о селе, как будто, на время забыли.
С 20 июля 1971 года в верховьях реки Деде институт патологии и терапии АМН СССР начал уникальный эксперимент - акклиматизацию африканских обезьян открытым способом. Вот и заговорили об этих местах ученые, СМИ, просто участники экскурсий.
Село Дедеркой имеет население 631 человек. Связь с Георгиевским совхозом потеряна. Только три гектара фундучного сада арендует О.К.Гаспарян. остальные пахотные земли отданы под застройку, парники и теплицы жителям села.
Но Дедеркой известен по всей России. Сюда заглядывают прибывающие семейные отдыхающие из пансионата «Южный», «Зелёный гай», «Солнышко», «Шепси».
По итогам соревнования среди сел района в октябре 2000-го года селу Дедеркой присвоено звание «Лучшее село».
Климат здесь мягкий, теплее, чем в Геленджике, но более сухой, чем в Сочи. Зимы почти не бывает. Мягкий климат, теплое море, ласковое солнце, чистый воздух и обилие лесов делают Дедеркой превосходным местом для отдыха, оздоровления и лечения. Среднегодовая температура + 13.7 °С. Абсолютный минимум - 19 °С, максимум + 36 °С.
Леса юго-восточной части Туапсинского района, принадлежащие Туапсинскому мехлесхозу, на 57% состоят из дуба, 19% представлены буком, по 10% грабом и каштаном. Совместно с каштанниками Лазаревского и Адлерского районов наши каштаны составляют более 10%, а на всем Кавказе сосредоточено около четверти мировых запасов каштана.
Каштан посевной - реликт третичного времени. Плоды каштана съедобны, содержат 62% крахмала, 17% сахара, 6% белка и 2% жира.
До середины мая в каштановом лесу прозрачно и светло: так поздно распускаются у него листья. На освещенных таким образом местах в течение долгой, у нас, весны успевает отблагоухать не одно поколение цветов.
В декабре-январе - это ранневесенние эфемероиды: цикламен конский, подснежники кавказский и Воронова, первоцветы (примулы, "барашки") - обыкновенный - белый и лиловый - Сибторпа, голубые пролески двулистные и синие - сибирские. Кстати, в Сибири не произрастающие.
В феврале-марте к ним присоединяются грациозный кремовый кандык кавказский из Красной Книги, красная хохлатка кавказская и ядовитая и лекарственная скополия карниолийская, неправильно называемая "мандрагорой".
В апреле месяце под прозрачными кронами каштанов, под щедрым солнцем благоухают желтые "ромашки" дороникума кавказского, алые пионы кавказские, несколько видов птицемлечника, незабудки, ландыши.
После распускания листьев, при цветении каштана с изумительным запахом меда, в подлеске господствует теневыносливая волжанка с высокими белыми метелками.
Река Дедеркой. Название этой реки происходит от искаженных адыгейских слов: "дыдыр" - родовое имя и "куай" - балка, т.е. "балка, в которой жил Дыдыр". Река Дедеркой расположена на юго-востоке от г. Туапсе. Это небольшая горная река. Длина реки с притоком «Медвежий» -- 8.4 км., приток «Деде» - 2.4 км. Длина бассейна - 8.8 км., наибольшая ширина - 3 км. Площадь водосбора 17 кв. км. Река берёт начало у гор: Штабная (высота 879 м.), Медвежья (наибольшая высота 335 м.), Чёрная Круча и впадает в Чёрное море у посёлка Дедеркой. Долина реки с большими перепадами, обрывами. Склоны долины имеют значительную крутизну, образуя ущелья. Ширина долины у устья до 350 м. Река маловодна, но в ливневые периоды несет много обломочного материала. Расход воды в ливневый период достигает до 500 кубометров в секунду. Уровень воды быстро поднимается. Нахождение в низинных местах долины реки во время дождей очень опасно.
В верховье реки Дедеркой, на восточном склоне г. Медвежья, в 3-х км. от хутора расположена пасека имеются минеральные источники. Впечатлительны походы проходящие по лесной дороге вдоль реки Дедеркой.
Водопады на ручье Дедеркой -- расположены в среднем течении реки в 7 км от устья. Верхний водопад образован ручьем Восточный (Левый) Дедеркой и находится в 400 м выше слияния с Западным Дедеркоем. Нижний водопад находится в 400 м ниже слияния. Высота обоих водопадов по 7 метров. Ложе верхнего водопада сложено из верхнемеловых известняков, нижний же зачехлен в глыбу песчаника. К нижнему водопаду проход по правой стенке, придерживаясь веревочных и из троса перил. Еще ниже нижнего водопада, среди нагромождения валунов имеется каскад водопадов. Некоторые из водопадов получили названия -- "Седая борода", "Голубой", "Лазурный".
Выше верхнего водопада, тропа обходит участок реки в красивом неглубоком 10-20м. каньоне. Есть чистые глубокие ванны для купания, места для обеденного бивака. Вдоль тропы - популяция очень редкой розовой орхидеи - пыльцеголовника красного, разумеется, жителя всех Красных Книг.
Под нижним водопадом, слегка нарушенным паводком в 1998г., тоже много чистых ям, но рельеф - покруче и более опасен.
Через несколько сотен метров слева можно заметить тропу (если быть достаточно внимательным). Она сначала забирается на небольшой уступчик, потом, постепенно набирая высоту, довольно долго идет по темному густому лесу, пересекает трассу газовиков и выходит к дачам.
Склоны тесно сжимают русло реки. Все чаще встречаются отвесные скалы. Немного дальше опять встречаем развилку (тропа сначала взбирается на десятиметровый уступ справа по ходу движения, затем вверх по склону, и, говорят, приводит в каштановую рощу) и, хотя лесная дорога все время идёт вдоль реки, можно забраться по боковой тропе на уступ и полюбоваться не бог весть каким открывшимся видом.
Теперь вместо речной гальки - множество огромных валунов: некоторые размером с дом - это «Голубые Лагуны». Здесь мы встречаем небольшие, но глубокие заводи, промоины и водобойные ямы на каменной поверхности и 2-3 водопада. Самый большой из них высотой 7 метров падал с уступа, образованного двумя сомкнувшимися глыбами. Но этого водопада больше нет... Теперь почти вся вода течет левее (орографически) - по каменному желобу. Чтобы пройти этот участок требуются минимальные навыки скалолазания, хотя, даже толстым тетям в тапках это удается без особого труда. Создается ощущение, что выше этого места течет совсем другая река. Вместо огромных глыб снова мелкая речная галька, ни порогов, ни перекатов, нет также и крутых изгибов русла. Теперь река течет по прямым, длинным - до 100 метров и более - участкам.
Последствия этих грандиозных катаклизмов подтверждает тот факт, что история геологического развития горной страны не останавливается с возведением горной системы. Горы продолжают расти и разрушаться одновременно. И не всегда постепенно. При землетрясениях силою 10-11 баллов (а за тысячи лет и такое случается) происходили отрывы значительных масс горных пород. Дальнейшее движение оторванных блоков происходит под действием силы тяжести. У основания склона покоится в виде ступени оползневое тело, а в месте покинутом им, возвышается бровка срыва.
3.2 Предложения по обеспечению безопасности при организации экскурсий в горно-предгорных территориях посёлка Дедеркой
При организации и проведении джипинговых экскурсий, в предгорных территориях п. Дедеркой, надо соблюдать ряд обязательных требований, которые включают в себя, следующие аспекты:
Данный маршрут не требует специальной физической и технической подготовки участников похода (туристский поход с использованием внедорожной техники, пешеходные и водные маршруты), т.к. поездка на внедорожной технике по лесной экскурсионной дороге продлится не более полутора часов.
Необходима: спортивная обувь и теплые вещи (на случай резкой смены температуры), а также принятия мер по предупреждению плохого самочувствия.
Недопустимо: выход на маршрут лиц с врожденными физическими недостатками и возможными временными недомоганиями.
Обязательно: прохождение инструктажа по технике безопасности и правил поведения в транспорте, на пешеходной части маршрута.
Маршрут выполняется в сопровождении инструктора по туризму с текстовым экскурсионным сопровождением.
Поход (туристский поход с использованием внедорожной техники, пешеходные и водные маршруты) возможен с мая по октябрь исключительно при благоприятных метеоусловиях. Маршрут рекомендуется людям, не имеющим специальную физическую или техническую подготовку. Поход проводится в сопровождении инструктора по туризму на внедорожном транспорте.
Возрастные ограничения:
Дети от 7 до 14 лет исключительно только в сопровождении родителей.
В целях соблюдения правил безопасности и недопущения несчастных случаев, туристы обязаны: выполнять все указания инструктора, соблюдать правила поведения в транспорте, и во время пешеходной части маршрута, на водных маршрутах;
Запрещается:
1. курить во время всего похода;
2. употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии;
3. пить воду изрек, незнакомых родников и небольших водоемов,
4. пробовать неизвестные Вам ягоды, плоды, грибы и растения;
5. подходить близко к краю обрыва, заходить за ограждение на тропе или на смотровой площадке;
6. иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая естественному развитию природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов.
Категорически запрещается:
1. без сопровождения инструктора по туризму самостоятельно осуществлять передвижение по маршруту, уходить в сторону за пределы предусмотренного маршрута.
2. выход на маршрут лиц с врожденными физическими недостатками и всевозможными временными недомоганиями.
3. выход на маршрут детям до 14 лет без сопровождения родителей.
Общие требования:
1. Запоминать маршрут, номера автомобиля, чтобы воспользоваться этими данными в случае отставания от группы,
2. Во время движения транспорта дети до 7 лет должны находиться на руках родителей до полной остановки транспорта.
3. Не загрязняйте территорию бытовыми, производственными отходами и мусором.
Экскурсионный маршрут требует от экскурсантов повышенных мер безопасности, обязательно наличие удобной одежды и обуви, по возможности спортивной. Внимание и строгая организация на маршруте.
Возможные стихийные явления и действие группы при их возникновении.
А) Сильный ветер, ураган:
Действия - в горах при сильных ветрах следует покинуть место с неблагоприятными аэродинамическими условиями - вершины, перевалы, воронкообразные ущелья, особенно расположенные параллельно ветровому потоку. Необходимо укрыться в безопасных местах - подветренных нишах, в криволесье, за массивными препятствиями. При этом надо избегать камнепадные места, т.к. ураганный ветер провоцирует сход камней Опасно прятаться за выступающими над верхней границей леса деревьями. Они могут первыми не выдержать натиск стихии.
Б) Гроза:
Действия - при приближении грозы необходимо спуститься с возвышенностей - хребтов, перевалов, вершин т.п. Нельзя прислоняться и прикасаться при передвижении или отдыхе к скалам, отвесным стенам. Нельзя прятаться под скальными нависаниями. Нельзя передвигаться плотной группой, нельзя укрываться возле одиноких деревьев.
Опасно находиться около водотоков, т.к. во время грозы даже мелкие трещины, заполненные водой, становятся проводников для отекания электричества. Можно укрываться в естественных нишах-пещерах в склоне, но не ближе 2-х метров от стены. Все металлические предметы: топоры, пилы, примуса, посуду, радиоприемники и т.п. необходимо сложить в 15-30 метрах от лагеря или людей. От почвы, если она влажная, необходимо изолироваться, подложив под себя коврик, одежду (сухую), сидушку, полиэтилен, лапник и т.д.. Сидеть, следует, сгруппировавшись, согнув спину, опустив голову на согнутые в коленях ноги и предплечья рук, ступни ног соединить вместе. Тело должно иметь наименьший контакт с землёй. Мокрое тело и одежда повышают опасность поражения молнией.
В) Камнепад:
Участки с повышенной опасностью камнепада можно установить по следам ударов камней и свежим сколам более светлого, чем окружающий фон, тона; по камням на снегу и свежим бороздам, оставленным ими на травянистом и снежном склонах. Действия - перед выходом на камнеопасный участок обязательно назначают наблюдателя, который следит за склоном и в случае опасности криком "Камень" или иным способом предупреждает группу. Камнепадные желоба, кулуары пересекают поодиночке; протяженные склоны - колонной с интервалом 4-5 метров между участниками. По сигналу наблюдателя необходимо остановиться и определить направление движения камнепада, но ни в коем случае нельзя метаться по склону. Если рядом есть большой камень, выступ скалы, пещера и т.п. следует этим воспользоваться. Если же нет укрытия, то при падении одиночного камня лучше дождаться его приближения (т. к., падая, он ударяется о склон и непрерывно меняет направление) и уклониться от него в последний момент. При большом количестве падающих камней, если рядом не естественных укрытии, надо лечь ничком на склон в направлении камнепада и закрыть голову рюкзаком.
3.3 Разработка экстремального вида экскурсии «Дедеркойское ущелье - уникальный памятник природы »
Люди говорят, если бы Бог захотел сейчас создать рай на земле, он обязательно выбрал бы для него Черноморское побережье Кавказа. Мы приглашаем Вас в экологически чистый уголок Туапсинского района - Дедеркойское ущелье.
Это каньонообразная долина реки Дедеркой с типичной колхидской растительностью. Западный Кавказ принадлежит к числу тех немногих уголков земного шара, где мягкий, влажный климат с конца третичного периода (30 млн. лет назад) и до настоящего времени сохранился почти без изменения. Этот уголок, защищенный горами, явился надежным убежищем древней растительности в ледниковый период. Пышная растительность создает уникальный ландшафт. Кроны деревьев защищают нас от палящего солнца, а свежий ветерок с моря и речки создает прохладу. Легче становится дышать, переносить удушливую жару. Живой памятник природы - можжевельник распространяет приятный хвойный аромат, выделяя фитонциды, столь необходимые для здоровья человека. Эстетическое наслаждение вызывают цветущие растения. Магическое дерево леса - каштан съедобный. Неоднократно плоды каштана, богатые белком, витамином С, помогали выживать людям. Мед из цветков каштана имеет специфический аромат и вкус. Каштановый мед очень популярен на Кавказе и используется в лечебных целях, в частности для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Напомним, что каштановый мед не засахаривается. В гостях у пасечника Дедеркойского ущелья, медовый выбор более чем богатый.
А сколько еще загадок таит в себе Дедеркойское ущелье? Скалы, водопады.
Вид летящей вниз воды обычно захватывает всех. Люди могут часами стоять возле водопадов, наблюдая за тем, как мощные потоки падают вниз, разбиваются о скалы и превращаются в миллиарды хрустальных брызг.
Голубые лагуны Дедеркойского ущелья скорее похожи на каменные корыта, но, окунувшись в них, Вы обретете положительный заряд энергии чистой, прозрачной воды, стремящейся к морю. Надо ли говорить, что вокруг этих лагун экзотическая колхидская природа.
Поездку к Дедеркойскому ущелью Вы можете совершить на внедорожном транспорте (после инструктажа). На протяжении всего маршрута сопровождение опытного инструктора.
Дедеркойское ущелье, своего рода экологический микрозаповедник. Красота пейзажа, особый микроклимат - все это привлекает Вас в кавказский лес, благотворно влияет на Ваше здоровье.
Маршрут, к уникальным памятникам природы р. Дедеркой на внедорожном транспорте, начинается от остановке п. Дедеркой. (См. Приложение 4.) Внедорожный транспорт - это УАЗ 469 на 7 оборудованных посадочных мест, с откидным тентом, чтоб экскурсанты смогли по ходу движения насладится всей изумительной красотой, которая спрятана в этих местах. Услышать звуки и почувствовать все запахи, настоящей, лесной природы. Здесь инструктор знакомится с группой, проводит инструктаж по безопасности движения на маршруте. После этого экскурсанты садятся в УАЗ и под вступительную беседу инструктора-экскурсовода выдвигаются в конец хутора п. Дедеркой, где начинается лесная дорога экскурсионного маршрута. (См. Приложение 5.)
Протяжённость маршрута - 7 км.
Время - 2 ч. с остановками.
Степень сложности маршрута - средняя.
Маршрут разработан с учетом требований нормативных документов: ГОСТ Р 50681-94, ГОСТ Р 50644, Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96г., ЗАКОН Краснодарского края от 25.10.2005 № 938-КЗ "О туристской деятельности в краснодарском крае" и Нормативных актов по спортивно-оздоровительному туризму в России.
Через 10 мин после выезда мы выезжаем на лесную дорогу п.Дедеркой, где через 300 м. нас ждёт первая остановка - «В гости к пасечнику». Что может сравнится с таким чудесным даром природы, обладающим непревзойденным питательным качеством, каким является мёд.
После краткой беседы о мёде мы продолжаем свой путь. Вдруг нашему взору предстает широкая просека, круто уходящая вверх по склонам слева и справа реки. Теперь дорога часто пересекает реку. Проехав по лесной дороге, вдоль реки Дедеркой, дорога нас приводит в каштановую рощу с многолетним каштанником. Каштан - реликтовый вид, росший, на Кавказе с глубокой древности. На этой поляне и будет вторая остановка нашего маршрута. Так как дорога здесь заканчивается, теперь группа с инструктором идёт прямо по тропе.
Склоны тесно сжимают русло реки. Все чаще встречаются отвесные скалы. Немного дальше опять встречаем развилку (тропа сначала взбирается на десятиметровый уступ справа по ходу движения, затем вверх по склону, и, говорят, приводит в каштановую рощу) и, хотя нам нужно все время идти вдоль реки, можно забраться по боковой тропе на уступ и полюбоваться не бог весть каким открывшимся видом. Еще издалека мы замечаем стволы вековых деревьев, поваленных на землю и перегородивших проход. Это следы недавнего оползня. За два-три года через завал уже успели протоптать тропу. Пройдя 200 м. наконец мы подходим, к водопадам - «Голубые лагуны». Теперь вместо речной гальки - множество огромных валунов: некоторые размером с дом. После краткого осмотра этого ущелья, мы возвращаемся к машине и движемся в обратном направлении к начальной точке маршрута.
Мы движемся вдоль реки Дедеркой по правому (орографически) склону. Итак, через 5-10 минут после места слияния двух рек лесная дорога нас приводит к первому водопаду. Он заметен еще издали, так как находится в конце длинного прямого участка реки. Здесь и будет наша третья остановка.
Под водопадом находится озерцо. С трех сторон вокруг отвесные стены и кажется, что единственный путь только назад. Но по выступам слоистой породы как по ступенькам легко можно справа от водопада забраться наверх. Требования к навыкам скалолазания здесь более чем скромные. Если подниматься выше, то можно увидеть ещё один водопад.
После осмотра этого водопада, мы на джипе возвращаемся назад в п.Дедеркой к месту встречи с группой.
Таблица 3.1
Экскурсионные часы в месяц, планируемые продаваться туристско-экскурсионной фирмой «Элита»
МАРШРУТ |
Продолжительность (час) |
Количество чел |
Часов в день |
|
Дедеркойское ущелье - уникальный памятник природы |
2 |
6 |
10 |
|
ИТОГО |
|
|
200 |
|
Тогда постоянные затраты на один экскурсионный час составляют:
116400 : 200 = 582 рублей.
Затраты связанные с проведением одной экскурсии:
СЭ = (АЛ х Пр + ПЗ х Пр) + ((ЗЭ + ЗГ) : Зср).,
где: АД - аренда джипа; ЗИ- зарплата инструктора; Пз - постоянные затраты; Зср - средняя заполняемость экскурсии.:
СЭ = (500 х 2+582 х 2) + (300 х 20%) = 2224 руб.
Мы вычислили себестоимость экскурсии для одного человека. Можно приступать к вычислению цены экскурсий. Она будет состоять из себестоимости экскурсии, НДС(20%), предполагаемая прибыль(15%).
Ц = 2224 + 444.8 + 333.6 = 3002.4 руб.
Среднее количество человек 4.Среднее количество рабочих дней 20.
Говоря о джипинге, в предгорных территориях Дедеркоя надо сказать, что спрос на них особенно велик в теплое время года, то есть с июня по конец августа.
Таким образом, за 3 месяца планируется продать минимум 300 экскурсии.
Средняя стоимость одной экскурсии - 3002.4 руб.
Объём ожидаемой средней прибыли от продажи экскурсий за 3 месяцев 900 600 руб.
Издержки постоянные = Арендная плата + ЗП управляющего персонала + Амортизационные отчисления + Реклама + Единый соц. Налог + Налог на имущество = 15000 + 15000 + 2194 + 1000 + 24992 + 164 = 58350 руб.
Издержки переменные = ЗП сотрудников + Затраты на электроэнергию +Затраты на связь = 55200 + 1200 + 1650 = 58050 руб.
Издержки валовые = Издержки постоянные + Издержки переменные = 58350 + 58050 = 116400 руб.
Валовая прибыль = Валовая выручка - Себестоимость х = (3002.4 -2224) х 300 = 233400 руб.
Чистая прибыль = Валовая выручка - НДС - Налог ЖКХ - Налог на пользование дорог = 3002.4 х 300 - 180120 - 3780 = 716700 руб.
Порог рентабельности = Издержки пост : (Цена - Издержки переем : Обьем продукции) х Объем продукции = 58350 : (3002.4 - 58050:300) х 300 = 6232 руб.
Безубыточность реализации = (Издержки пост. : К) х 100%
К = (Стоимость реализации - Издержки перем.) : валовая выручка х 100%
К = (667200 - 58050) : 900600 х 100 = 67%
Безубыточность реализации = (58350:67) х 100 = 87089.5 руб.
Фондоотдача = Валовая выручка : (Стоимость ОФ - Амортизационные отчисл.) = 900600 : (98500 - 2195) = 9.3
Фондоемкость = (СтоимостьОФ - Амортиз. отчисл.): Валовая выручка = (98500 - 2195) : 900600 = 0,1
3.4 Методические предложения по разработке экстремального экскурсионного маршрута «Дедеркойское ущелье - уникальный памятник природы»
Маршрут экскурсий |
Остановка Объект показа |
Время |
Наименование подтем и перечень основных вопросов |
Организация указания |
Методические указания |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Место встречи с группой (ост.п.Дедеркой) |
5 мин |
Вступительная беседа: 1.Знакомство с группой. 2.Тема, продолжительность, маршрут экскурсии. 3.Инструктаж по технике безопасности. |
Вступление ведётся в джипе при выключенном двигателе. |
Показать схему маршрута |
||
От место выезда за хутор посёлка к пасеке. |
10 мин |
Рассказ об истории п. Дедеркой |
||||
Вход на пасеку |
Пасека |
15 мин |
Подтема №1 Пчеловодство- древнейший промысел человека на Кавказе. 1.Характеристика серой горной кавказкой пчелы «кавказянки» 2.Знакомство с жизнью пчелиной семьи. 3.Краснополянское производство племенное хозяйство по разведению пчёл НИИ пчеловодства. |
Предупредить экскурсантов об осторожности рядом с ульями. После рассказа дать время для дегустации медовой продукции. |
Приём предварительного осмотра. Приём рассказа - описание, характеристика - объяснение, сравнения (материалы портфеля экскурсовода) Логический переход: а сколько ещё загадок таит в себе туапсинская природа: высокогорная субальпийская растительность на высоте лишь 280 м. белоствольные берёзы в каштановом лесу, а скалы, водопады. |
|
От пасеки по лесной дороге вверх по реке |
20 мин |
|||||
Въезд на поляну перед ущельем |
Вход в ущелье Межгорная долина р.Дедеркой, вид на вершин-ы и склоны гор. |
20 мин |
Подтема №2 Ущелье реки Дедеркой. 1.Характеристика р.Дедеркой. 2.Роль реки в образовании ущелья. |
Группу вывести с джипа, подвести ко входу в ущелье. Расположить на площадке перед входом, чтоб виден хороший вид |
Используется приём панорамного показа. Приём рассказа - характеристика. Логический переход: Реки проводят огромную разрушительную и созидательную работу, преображая рельеф Земли. Без их кипучей деятельности Земля имела бы довольно скучный и однообразный вид. Трудно представить себе Землю без таких прекрасных гор, как наш Кавказ. Великолепие наших гор подчёркивает Колхидский лес, с видовым составом которого мы познакомимся |
|
От входа в ущелье по долине реки |
Граб, Каштан. |
10 мин |
Подтема №3 Видовой состав Колхидского леса. 1.Особенности растительности вдоль реки и на склонах. |
Предупредить что некоторые растения ядовитые |
Показ деревьев осуществляется в движении. |
|
По долине реки Дедеркой её восточную часть к Голубому водопаду. |
У водопада Голубой водопад |
15 мин |
Подтема №4. Водопад- один из самых привлекательных уголков ущелья. 1.Образование водопадов. 2.Растительный и животный мир около водопада. 3.Тайна Голубого водопада. |
Предупредить группу об осторожности у водопада, т. к. камни скользкие. По окончанию рассказа дать время для фото. |
Приём предварительного осмотра; использование материала портфеля экскурсовода при рассказе о строении водопада - схема водопада. Приём рассказа: описание, характеристика, объяснение. Рассказ о животном мире водопада. Сравнение тритона и древнего ящера. |
|
От водопада к месту встречи с группой |
25 мин |
Заключительная беседа. 1.Подведение итогов экскурсии. 2.Реклама других маршрутов |
Рассказать о новых маршрутах |
|||
В связи с вышесказанным, необходимо отметить, что планирование рекламных мероприятий проводится отделом лишь в разрезе стоимости средств продвижения товара на рынок, а также сроков осуществления рекламной кампании. Однако маркетинговая деятельность слишком часто не дает нужного результата по той причине, что направлена на людей или организации, которые никогда не станут потребителями данных услуг, поскольку не являются целевой аудиторией. Да и просто не могут быть ею. Поэтому, во-первых, в плане по рекламе необходимо правильно выбрать целевую аудиторию, а во-вторых, необходимо сконцентрировать свои усилия на одной единственной цели.
Так как предприятие планирует увеличить долю рынка, на этом этапе необходимо проведение информативной рекламы для создания первичного спроса.
Для выбора носителя рекламы и времени ее выхода мною предлагается определить охват аудитории, относительный тариф, индекс избирательности. Поскольку только телевидение и радио являются наиболее эффективным в плане размещения рекламы (по опросам общественного мнения), то рациональным было бы вложение основных денежных средств именно в эти два вида рекламы, и на основе этого разработать бюджет рекламной кампании.
Оценка эффективности рекламной кампании
Простейшим методом определения экономической эффективности рекламы служит метод сравнения товарооборота до, и после проведения рекламного мероприятия. По этому методу экономическая эффективность рекламы определяется либо путем сопоставления товарооборота за определенный отрезок текущего года, когда товар подвергался воздействию рекламы, с данными за аналогичный период прошлого года, когда услуги не рекламировались, либо путем сопоставления ежедневного товарооборота до и после проведения рекламного мероприятия в текущем периоде времени.
Последний способ более приемлем в наших условиях, учитывая постоянный рост цен из-за инфляции, что делает сопоставление данных за большие промежутки времени весьма затруднительным.
Окончательные выводы об экономической эффективности рекламы получаются в результате сравнения дополнительной прибыли, полученной в результате рекламы, с расходами, связанными с ее осуществлением.
Возможно также определение экономической эффективности рекламы путем сравнения товарооборота за один и тот же период времени двух однотипных торговых предприятий, в одном из которых проводилось рекламное мероприятие, а в другом нет. Рост товарооборота на фирме, где не проводится рекламное мероприятие, происходит за счет влияния тех факторов, которые действуют независимо от рекламы. Те же факторы влияют и на товарооборот в магазине, где рекламное мероприятие проводится.
Экономическая эффективность рекламы в этом случае вычисляется путем определения отношения индекса роста товарооборота магазина, где проводилось рекламное мероприятие, к индексу роста товарооборота, где рекламное мероприятие не проводилось. Окончательный вывод об эффективности рекламы делается в результате анализа расходов на проведение рекламы и дополнительной прибыли, полученной в результате ее проведения. Положительным в этом методе является то, что учитывается только та часть товарооборота, которая непосредственно является результатом проведения рекламного мероприятия.
Пропаганда
Туристско-экскурсионная пропаганда представляет собой использование редакционного, а не платного времени во всех средствах распространения информации. Это работа по связям с общественностью, которая направлена на формирование доброжелательного отношения к туристскому предприятию и его деятельности со стороны целевых аудиторий. Основными приемами установления связей со средствами массой информации являются: сообщения для прессы, организация пресс-конференций, информационные поездки журналистов, интервью, личные контакты. И от того насколько грамотно и целесообразно организовано формирование спроса и стимулирование сбыта и зависит дальнейшее Продвижение экскурсионной услуги и доведение ее до конечного потребителя.
При подготовке новых маршрутов следует руководствоваться Положением «Об экскурсионной деятельности на территории Туапсинского района». «Настоящее Положение в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации, Законами Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года, «О туристской деятельности в Краснодарском крае» № 89-КЗ от 30.06.1997 года, «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 123-ФЗ.от 24.11.1996 года устанавливает порядок, условия организации выносной реализации и проведения экскурсий на территории Туапсинского района, определяет перечень требований и норм для осуществления туристско-экскурсионной деятельности на территории Туапсинского района.
ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ
« 1 0 »января 2008 г.
Туристско-экскурсионная фирма «Элита», именуемая в дальнейшем «Исполнитель», действующая на основании Устава и сертификата соответствия, в лице директора Е. Б.Виноградовой, с одной стороны и
__________________________________________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице директора В.В.Зайцева с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
Общество с ограниченной ответственностью "Элита", именуемое в дальнейшем «Принципал» в лице директора Виноградовой Евгении Борисовны, действующее на основании Устава, и _________________________________________, именуемое в дальнейшем "Агент", ______________________________________________________________, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящее агентское Соглашение о нижеследующем.
1.Предмет соглашения
Настоящий договор определяет взаимоотношения договаривающихся сторон, обязанности, порядок расчетов, вытекающие из деятельности по организации проживания, питания и проведению экскурсий.
1.1. Принципал поручает, а Агент, в качестве представителя Принципала принимает на себя обязанности по продаже туристических услуг, предоставляемых Принципалом на территории России.
1.2. Перечень услуг, предоставляемых Принципалом, указывается в рекламных проспектах и брошюрах Фирмы, на Интернет-сайте Фирмы. Справочными материалами по ценам служат буклеты ценовых приложений, программы турпоездок по конкретным маршрутам, а также счета, выставляемые Принципалом в соответствии с заявкой Агента.
2. Обязательства Агента
Агент обязуется:
2.1 Осуществлять рекламу туристических услуг Принципала, как на основе предоставленных Принципалом рекламных материалов, так и в любых иных формах по согласованию с Принципалом.
2.2 Осуществлять продажу туристических услуг Принципала и самостоятельно производить все расчеты с туристами.
2.3 Информировать клиентов о программах групповых и индивидуальных туристических поездок, их стоимости, особенностях обслуживания, а также разъяснять условия аннулирования заявок.
2.4 Своевременно переводить денежные средства на расчетный счет Принципала за оказываемые услуги на условиях настоящего Соглашения и в соответствии с тарифами, указанными в ценовых приложениях №1, являющихся неотъемлемой частью настоящего соглашения, согласно п. 1.2. настоящего Соглашения и согласно выставленным счетам.
3. Обязательства Принципала
Принципал обязуется:
3.1. обеспечить бронирование и оплату проживания, питания и трансфертов;
3.2. обеспечить экскурсионную программу согласно заявке Агента;
3.3. Предоставить Агенту необходимые материалы (каталоги, брошюры) об услугах Принципала, а также ценовые приложения к настоящему Соглашению. Информировать Агента о дополнительных услугах и новых туристических продуктах Принципала.
3.4 Предоставлять транспорт на экскурсионные маршруты.
4. Порядок бронирования
4.1. Агент направляет по факсимильной связи либо посредством электронной почты в адрес Принципала заявку на бронирование туристических услуг не менее чем за 15 дней до предполагаемой даты отбытия клиента (тургруппы).
4.2. Не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки Принципал подтверждает принятие заявки к исполнению и выставляет счет за услуги.
4.3. После получения счета Агент в течение 24 часов письменно уведомляет Принципала о согласии с расчетом и в течение 3-х банковских дней производит полную оплату услуг Принципала.
4.4. Аннулирование заявки, отказ от поездки либо от получения заказанных и забронированных услуг полностью или частично, а также неприбытие клиента (либо Агента) для получения документов, либо неявка к выезду по любым обстоятельствам влечет ответственность Агента в соответствии с разделом 6 настоящего Соглашения. В договоре с клиентом Агент обязан указывать на эти обстоятельства.
4.6. В отдельных случаях, по взаимному согласию, сроки поездки, класс отелей, порядок питания и экскурсионного обслуживания могут быть изменены. Такие изменения не могут являться основанием для предъявления претензий.
5. Порядок расчетов
5.1. Все взаиморасчеты между сторонами производятся в рублях.
5.2. Расчеты между сторонами производятся своевременно, в соответствии с условиями, содержащимися в п. 4.3. настоящего Соглашения. Датой исполнения платежа считается дата поступления денежных средств на счет Принципала.
5.3. В случае аннулирования заказанных услуг по инициативе Агента, Принципал возвращает Агенту ранее выплаченные суммы в течение 10-ти банковских дней с даты получения письменного уведомления об аннулировании заявки. При этом из суммы, подлежащей возврату, Принципал удерживает фактически понесенные ею расходы, а в случае применения неустойки - штрафы в размере и на условиях, предусмотренных в п. 7.1. настоящего Соглашения.
5.4. Сумма агентского вознаграждения оговаривается в Приложении №2,которое является неотъемлемой частью настоящего соглашения.
6. Ответственность сторон
6.1.Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Соглашения. Невыполнение Агентом обязательств, указанных в разделе 2.4. настоящего Соглашения, является обстоятельством, освобождающим Принципала от ответственности.
6.2. Принципал не является собственником и не распоряжается гостиницами, ресторанами и транспортными средствами, задействованными в ходе турпоездки, а лишь использует их на основании договоров, заключенных с собственниками. Информация о них и их описание основываются на сведениях, полученных Принципалом от своих контрагентов.
6.3. Принципал не несет ответственности перед Агентом за несвоевременный вылет или прибытие самолета по метеоусловиям или по иным техническим причинам, не имеющим непосредственного отношения к профессиональной деятельности Принципала, и связанные с этим изменения программы тура, а также за сохранность и доставку багажа. В этих случаях ответственность перед туристом несут перевозчики в соответствии с российским и международным законодательством и правилами ИКАО.
6.4. Принципал не несет ответственности за :
6.5.1. Убытки, понесенные клиентом связанные с его виновными действиями/бездействием, к которым, в частности, относятся:
а) неявка или опоздание к месту оказания туристической услуги;
б) нарушение действующего законодательства Российской Федерации и санитарных, карантинных и иных правил;
в) пребывание в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
6.5.2. Убытки и любой другой ущерб, нанесенный здоровью и/или имуществу клиента, понесенные последним в связи с приобретением им самостоятельно любых товаров и услуг, не предусмотренных настоящим Соглашением.
6.5.3. Убытки и любой другой ущерб, нанесенный здоровью и/или имуществу клиента, понесенные последним в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховой компанией обязательств по заключенному с клиентом договору страхования. В этом случае ответственность несет страховая компания.
6.6. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение взятых на себя обязательств, если это неисполнение явилось следствием непреодолимой силы (форс-мажор), возникших после подписания настоящего Соглашения в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить.
7. Условия аннулирования туристической заявки
7.1. При аннулировании по инициативе Агента (клиента) принятой Принципалом к исполнению заявки полностью или частично Принципалом вправе удерживать фактически понесенные ею после бронирования и оплаты заявки Агента расходы, размер которых зависит от сроков аннулирования заявки и составляет 20% от общей суммы оплаченной заявки.
7.2. В случае аннулирования турпоездки по инициативе Принципала после поступления на ее счет денежных средств, Принципал обязан предложить Агенту:
а) поездку клиента по той же программе в иной срок, но не позднее, чем через 15 дней после первоначально установленного срока;
б) при отказе от вышеназванных предложений, Принципал в течение десяти дней возвращает внесенную сумму полностью.
7.3. Положения, касающиеся ответственности сторон, а также условий аннулирования туристической заявки и применения штрафных санкций в обязательном порядке доводятся до сведения клиентов (туристов) и включаются в договоры Агента с клиентом.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Соглашение и все сведения, относящиеся к его исполнению, являются предметом коммерческой тайны и могут быть предоставлены только компетентным государственным органам в соответствии с действующим законодательством. Конфиденциальные тарифы Принципала передаются Агенту в одном экземпляре и также являются предметом коммерческой тайны.
8.2. Стороны будут стремиться разрешать все возможные разногласия и споры путем переговоров в духе сотрудничества и партнерства. Споры, которые не удалось разрешить таким образом, подлежат рассмотрению в Краснодарском арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством РФ.
8.3. Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действительно до 31.12.2006. В случае если за 30 дней до указанного срока ни одна из сторон письменно не уведомит другую сторону о расторжении Соглашения, оно считается пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях.
8.4. Действие Соглашения может быть прекращено по инициативе любой из сторон. Заявление о расторжении Соглашения должно быть подано в письменной форме не менее чем за один месяц до даты фактического прекращения сотрудничества. При этом стороны в любом случае обязаны в течение этого срока произвести все финансовые взаиморасчеты.
8.5. Соглашение совершено и подписано в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, которые хранятся по одному экземпляру у каждой из сторон.
8.6. Все приложения и изменения составляются в письменной форме и являются неотъемлемой частью настоящего соглашения.
9. Юридические адреса и реквизиты сторон
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте |
Курсовая работа | Экспортный контроль |
Курсовая работа | Управление персоналом в организации и его эффективность |
Курсовая работа | Истязание |
Курсовая работа | Планирование на предприятии |
Курсовая работа | Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников |
Курсовая работа | Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи |
Курсовая работа | Система оценки кредитоспособности клиентов банка |
Курсовая работа | Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка |
Курсовая работа | Франчайзинг |
Курсовая работа | Социально-педагогическая поддержка детей группы риска |
Курсовая работа | Правонарушение и юридическая ответственность |
Курсовая работа | Анализ трудовых ресурсов предприятия |
Курсовая работа | Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути её преодоления |
Курсовая работа | Разработка маркетингового комплекса строительного предприятия |