РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Экономический факультет
Контрольная работа
Предмет: «Антикризисное управление»
Тема: «Оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям»
Нижегородский филиал 2009
Содержание
Введение
1. Причины и признаки неплатежеспособности и банкротства российских предприятий
2.Оказание государственной поддержки неплатежеспособным
предприятиям
Заключение
Практическое задание «Анализ социально - экономического состояния предкризисной фирмы»
Список литературы
Введение
Экономика России развивается методом проб и ошибок. В настоящее время самой актуальной проблемой является изыскание путей преломления негативной ситуации экономического спада в сторону экономического роста. Однако решение этой проблемы не будет означать, что найдена панацея от экономического спада.
Антикризисное управление стало одним из самых популярных терминов в деловой жизни России. Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими экономистами, как «деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание». Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации.
Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.
Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.
На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе - «антикризисное управление». В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.
Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации. Рассмотрение антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития предприятия на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) предприятие из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия. В случае положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.
Итак, антикризисное управление - это:
- диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;
- комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;
- бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;
- выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.
Антикризисное управление не ограничивается рамками судебных процедур, поэтому можно говорить о мероприятиях по выходу из кризиса или по избеганию кризиса на предприятиях с виду нормально функционирующих, и никак не ассоциирующихся со словом банкрот. Однако с помощью средств финансового анализа перспектива возможного банкротства может быть своевременно обнаружена.
1. Причины и признаки неплатежеспособности и банкротства российских предприятий.
Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, таких как:
-обязательства перед фискальной системой;
-обязательства перед финансово-кредитной системой, т.е. обязательства перед банками финансовыми компаниями, страховыми компаниями;
-обязательства перед акционерами и работниками предприятия;
-возникает вопрос, способно ли оно в полной мере, т.е. без ущерба удовлетворить кредиторов.
Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным, или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.
Представляется очевидным, что неплатежеспособность прямо пропорциональна объему обязательств и обратно пропорциональна величине средней выручки. Если за определенный период темпы роста обязательств были выше, чем темпы прироста выручки, то предприятие продвинулось в направлении роста неплатежеспособности.
В общем случае причинами неплатежеспособности являются, факторы влияющие на:
-снижение или недостаточный рост выручки;
-опережающий прирост обязательств.
Основными источниками платежа является выручка предприятия, которая содержит:
-возмещение ранее понесенных затрат, в том числе за счет еще не погашенных обязательств;
-резерв в виде чистой прибыли предприятия.
Сама по себе выручка есть обезличенное поступление, способное оплатить любой расход. Для того чтобы выручка направлялась полностью или частично на погашение обязательств, нужна определенная управленческая воля.
В условиях рыночной экономики сложилась практика планирования выручки и ее распределения по различным видам платежей. Это называется планированием денежного потока, который строго контролируется финансовым руководством.
В России, к сожалению, такой тенденции нет. В результате выручка зачастую расходуется хаотически, под влиянием текущих обязательств и без увязки со своевременным исполнением обязательств.
Отсутствие планирования денежных потоков как планомерного поступления и расхода выручки во многих случаях является базовой причиной неплатежеспособности многих российских предприятий.
Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается при:
-затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения ее потребности;
-растущем не возврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадлежащем покупателем или не свободно в выборе надлежащего;
-сужения рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д.
Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях когда:
-предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения, которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки. Здесь может быть и разрыв между сегодняшними вложениями и завтрашним приростом выручки;
-предприятие загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки;
-предприятие наращивает средства в расчетах (сумма раздела III актива баланса), которые практически не имеют отношения к выручке;
-предприятие несет убытки.
Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка.
В общем, и целом причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным:
отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству и по цене). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса.
Неудовлетворительному финансовому руководству предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами.
В данном случае можно говорить о болезни финансового руководства или менеджмента.
Первый случай наиболее наглядно отражается на выручке, второй - на приросте массы обязательств.
Рыночная экономика, т.е. экономика, когда товары производятся и распространяются не в плановом порядке, а благодаря частной инициативе независимых предпринимателей, ориентированных на спрос потребителей, доказала свою жизнеспособность на протяжении длительного времени, т.к. она:
изначально ориентирована на платежеспособный спрос покупателей;
основана на частной инициативе предпринимателей, вынужденных в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок) и на снижение собственных издержек. Отсюда стимулы технического прогресса, эффективности производства;
предполагает конкурентную борьбу предпринимателей или банкротство тех, кто отстает от растущих запросов рынка по качеству и ассортименту товаропредложения, а также по уровню собственных издержек.
Социалистическая административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она действительно оказывалась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (космос, вооружение). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала рынку ограниченный ассортимент, как правило, низкокачественных товаров, изготовляемых по устаревшим технологиям.
Современная российская экономика накануне ее реформирования именовалась экономикой развитого социализма. Она формировалась многие десятки лет и обрела ряд специфических характеристик, совершенно неведомых рыночной экономике:
-В отличие от рыночной экономики, где предприятия создаются и находят свое место на карте страны как продукты инициативы предпринимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся рынков, российская экономика в основном была выстроена после 30-х годов на основе централизованных планов из расчета единых и достаточно низких энергетических и транспортных тарифов. Создалась сеть больших, малогибких предприятий с высокой степенью монополизма. Многие из них оказались совершенно не конкурентоспособными, когда на российский рынок стали поступать импортные товары.
-Если в одни предприятия вкладывалось избыточно много средств, другие из-за дефицита капитальных вложений едва развивались. В результате накопилась высокая доля устаревших предприятий.
-Очень многие заводы строились как универсальные производства для выпуска единичных и малосерийных изделий, однако, не способных производить прибыль. Они также оказались не конкурентоспособными.
-Социалистическая экономика всегда отличалась высоким уровнем милитаризации, большим количеством оборонных предприятий, где производство гражданской продукции составляло небольшой удельный вес.
Предприятия получали капитальные вложения, фонд заработной платы и так вплоть до командировочных расходов, т.е. фактически они были поставлены в условия жесткой сметы расходов, которая никогда не увязывалась с реальной прибылью предприятий.
Соответственно развился менталитет, ориентированный на:
-исполнение планов и смет, но не обученный навыкам управления финансами;
-постоянно просить у государства;
-растрату заработанного и полученного на то, что раньше не допускалось (на инвестиции, элементы внешней роскоши).
Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики.
Отмена государственного регулирования цен в 1992 году привела к тому, что по отдельным видам продукции цены превысили мировой уровень. Это породило затоваривание, либо отгрузку без предоплаты с высоким риском.
Широкое распространение получили расчеты по так называемому бартеру, когда стороны обмениваются товарами без денежных расчетов, хотя при этом возникают налоговые обязательства и не образуется средств даже на оплату труда.
Фактически, при господстве монополий, не имевших на внутреннем рынке конкурентов, был спровоцирован интерес к росту доходов предприятий за счет роста цен на продукцию при пониженных объемах производства.
Россия фактически подтвердила положение экономической теории о том, что в условиях монополии, при отсутствии рыночного регулирования цен, колебания спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременное сокращение объемов производства.
Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов платежей.
В известной степени в этом участвовало и государство, провозгласив рыночные свободы производителей, в то же время обязывало их осуществлять обязательные поставки сельскому хозяйству, армии, завозить продукты на Север при отсутствии реальных расчетов.
Основная причина неплатежеспособности определялась составом оборотных средств, где абсолютно преобладал заемный капитал. Из-за этого предприятия регулярно оказывались перед выбором:
-или расплачиваться своевременно по взятым обязательствам, но тогда ничего не оставлять на деятельность;
-или продолжать деятельность, но тогда оплата по обязательствам оттягивалась на месяцы и годы.
Первоначальные причины и предпосылки банкротства зарождаются внутри финансов предприятия, в том числе, в структуре его капитала, из-за чего по каким-то причинам возникает регулярная неспособность платежа. Банкротство есть возможный юридический итог неблагоприятного развития финансового состояния предприятия, при котором его способность своевременно погашать долги прогрессивно уменьшается.
В соответствии со ст. 3п. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 ФЗ от 26.10.2002 г. признаками банкротства считается неспособность предприятия удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или), обязанности не исполнены им в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства предприятия-должника должен приниматься в расчет размер денежных обязательств, в том числе, размер денежной задолженности за переведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а так же обязательств перед учредителями должника-предприятия, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств.
При определении наличия признаков банкротства предприятия должны принимать в расчет размеры обязательных платежей (налогов, сборов), без учета установленных Федеральным законодательством штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций.
Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования к предприятию-должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.
2.Оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям
Структурной перестройке западных стран с развитой рыночной экономикой во многом способствовал кризис начала 70-х годов, так как во время кризиса погибают прежде всего нежизнеспособные, слабые предприятия. Кризисы как составная часть промышленных циклов во многом способствуют обновлению основного капитала, совершенствованию технологий. В этом же направлении действует и спад производства в России, начавшийся в конце 80-х - начале 90-х гг. Однако кризис в России имеет такие существенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке государственной программы, направленной на принципиальные изменения социальных, технологических, межотраслевых, территориальных пропорций:
-структурная перестройка проводится в условиях общего кризиса, т.е. в условиях принципиальных изменений характера производственных отношений, изменений мотиваций к труду, и, самое главное, в условиях социально-экономической и политической нестабильности в обществе;
-рыночные отношения только начинают возникать, они крайне не развиты и соответствуют тому периоду первоначального накопления капитала, который западные страны прошли более трех веков назад;
-преобладание в России крупных предприятий, не способных к быстрому реагированию на потребности рынка.
Устаревшие производственные мощности (средний срок службы которых около 20 лет), огромные монополизированные государственные предприятия, неразвитая оптовая торговля и телекоммуникационная система, инфраструктура рынка - все это порождает серьезные трудности для осуществления структурной перестройки.
Успехов в этом направлении в России можно достичь только на уровне государственной антикризисной инвестиционной политике, поскольку предприятия не способны добиться таких изменений самостоятельно.
Решение проблемы структурной перестройки как основной цели антикризисной государственной инвестиционной стратегии непосредственно связано с программой поддержки малого предпринимательства, которые направлены на создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающий его эффективный рост. Программа предусматривает:
а) формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
б) совершенствование системы финансовой поддержки;
в) создание системы информационного обеспечения;
г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
е) производственно-техническую поддержку.
Мероприятия по поддержке малого предпринимательства создают условия для более быстрого и менее болезненного развития рынка в России, действия рыночных механизмов, в том числе конкуренции.
Структурная перестройка промышленного производства и развитие малого предпринимательства во многом взаимосвязаны, взаимообусловлены; успешное развитие одного из направлений государственной антикризисной политики, несомненно, будет способствовать успешной реализации и другого направления.
Рассматривая банкротство в качестве инструмента институциональных преобразований Правительство РФ предусматривает комплекс мер по совершенствованию действующей законодательной базы. Одновременно с усовершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве) и выводом неэффективных предприятий из числа действующих с использованием механизмов законодательства, будет осуществляться санация предприятий.
Особое внимание со стороны государства уделяется активной подготовке и поддержке деятельности профессиональных антикризисных управляющих, в т.ч. конкурсных и арбитражных менеджеров.
Неплатежеспособным предприятиям может быть оказана государственная финансовая поддержка. Порядок предоставления такой поддержки определен соответствующим Положением (Приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 г. №498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:
- восстановление платежеспособности и поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий;
- финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства.
Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:
-финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
-возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что повлечь их банкротство;
-финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;
-финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.
Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.
Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не влекут за собой изменения доли государства, а также его посредников в уставном капитале предприятия.
Финансирование мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства, производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением, обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на возвратной основе), с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства РФ (субъекта РФ) с другой.
Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:
-наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
-наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.02.1993 г. № 2284;
-безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки;
-наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;
-наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498 государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг)) ему предоставлялась такая поддержка.
Указанным выше постановлением Правительства РФ Федеральному управлению поручено выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.
Органами, осуществляющими от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования может выступать:
Министерство финансов РФ либо уполномоченный финансовый орган субъекта РФ, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта РФ; федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.
Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес- планом).
В случае если установлено не целевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование санационных мероприятий, невыполнение плана-графика поступлений средств, а также невозможность достижения поставленной цели, Федеральное управление обязано прекратить осуществление указанных мероприятий.
Если государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.
Важным моментом является влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятия. Влияние налоговых ставок на состояние производства на всех этапах промышленного цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем) столь велико, что необходимо обосновывать границы налогового бремени.
Известный русский экономист конца 19 - начала 20 века В. Твердохлебов утверждал, что налоги должны в первую очередь служить целым развития производства. «Развитие производительных сил, - писал он, - вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всей податной системы…» Мысль В. Твердохлебова творчески развил отечественный специалист по теории налогов А. Соколов. Он писал, что «налоги должны содействовать или, по крайней мере, не противодействовать абсолютному и относительному росту чистого национального продукта».
К сожалению, экономические реформы в России начали проводиться в условиях тяжелого системного кризиса. В этой связи политики, ученые и практические работники налоговой сферы, хорошо зная общие основы построения налоговой системы, сразу столкнулись с проблемой пополнения дефицитного бюджета. Отсутствие необходимых бюджетных резервов, невозможность переноса срока платежей из-за наличия непокрытых расходов вынудили строить налоговое законодательство с упором на фискальную функцию налогов. При этом виду крайне низкой доходности отечественного производства и невозможности опустить планку бюджетных расходов ниже необходимого минимального уровня, тяжесть налогового бремени для большинства российских предприятий оказалась непосильной. Взимаемые налоги, сборы, отчисления, другие обязательные платежи, включаемые в налоговую систему РФ, зачастую изымают у предприятия не только весь чистый доход, но и ресурсы простого воспроизводства. Это не только идет в ущерб налогоплательщику, но и подрывает материальную базу будущего поступления налоговых платежей.
Хорошо известно, что в России общая сумма обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды превышает по отношению к прибыли 100%, хотя ставка собственно налога на прибыль находится на достаточно умеренном уровне - 24%. Для сравнения следует сказать, что в отдельных развитых мира уровень ставки налога на прибыль выше, чем у нас, однако изменение этих ставок правительствами соответствующих стран имеют четкую тенденцию к снижению.
Неплатежеспособность большинства российских предприятий, конечно, вызвана не налоговой системой. В основе их тяжелого финансового положения лежит обвальная утрата собственных оборотных средств в период либерализации цен. Но действующий в России порядок налогообложения предприятий тем и не совершенен, что он не учитывает реальную способность налогоплательщика вносить в бюджет суммы, предусмотренные законодательством. Например, начисления на фонд заработной платы до последнего времени (до введения в действие единого социального налога) в совокупности могли превышать 40% его величины, что совершенно неприемлемо с точки зрения уровня затрат. В данном случае обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды делают продукцию российских предприятий неконкурентоспособной.
На первый взгляд, в условиях рыночного хозяйства государство не должно делать налоговых скидок для компаний и фирм, которые не сумели правильно организовать свой бизнес и в результате этого оказались неплатежеспособными, однако, учитывая массовый характер неплатежей в российской экономике, а главное причины происхождения этого явления, следует с особенной осторожностью применять общие нормы налогового законодательства к конкретным предприятиям. Не случайно Указом Президента РФ от 19.01.1996 г. № 65 «О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 г.» разрешено предоставлять отсрочку уплаты задолженности по налогам, штрафам и пеням, образовавшейся до 1 января 1996 г., предприятиям и организациям, полностью и своевременно выплачивающим текущие платежи.
Вместе с тем, данные изменения практически не коснулись собственно налогового законодательства. На сегодняшний день в налоговых законах имеются лишь некоторые косвенные положения, трактовка которых позволяет рассматривать их в качестве определенных скидок предприятиям, несущим убытки и испытывающим финансовые трудности. К таким положениям относятся:
-разрешение исчислять сумму причитающихся к уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль исходя из фактических цен реализации в случае невозможности реализовывать продукцию, работы, услуги по ценам выше себестоимости. Это положение при соблюдении установленных законом правил позволяет предприятиям, продукция которых не приносит им достаточной выручки, не вносить в бюджет налог на прибыль, а по налогу на добавленную стоимость выводить отрицательную разницу во взаимоотношениях с бюджетом;
-разрешение направлять на покрытие убытка (в течение пяти лет с момента его возникновения) прибыль текущего года при условии, чтобы направляемые на эти цели суммы не уменьшали величину налогооблагаемой прибыли более, чем на 50%. Кроме того, предварительным условием для применения этой льготы является полное использование на покрытие убытков прошлых лет суммы имеющихся у предприятия резервов;
-освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС денежных средств и других активов, полученных в результате аукционов, инвестиционных торгов и инвестиционных конкурсов.
Последняя льгота имеет отношение к неплатежеспособным предприятиям в связи с тем, что они, как правило, остро нуждаются в инвестициях. Подавляющее большинство предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, пришло к такому состоянию из-за невозможности обновлять производственный аппарат, результатом чего явились высокая себестоимость и низкое качество выпускаемой продукции. Для выхода из финансового кризиса этим предприятиям так или иначе нужно менять организацию производства, осуществлять инвестиции в свою компанию это совершенно не зависит от того, какая форма антикризисного воздействия будет применена к той или иной компании. Ведь даже ликвидация предприятия далеко не всегда предполагает его полное физическое уничтожение и чаще всего сводится к перемене собственника с последующим организационно-техническим преобразованием. Следовательно, новый владелец так же, как и прежний, встает перед проблемой инвестирования.
Одним из действенных инструментов, способных продвинуть решение проблемы кризиса инвестирования, является система налоговых льгот.
Сегодняшние льготы, предоставляемые инвесторам, включают в себя:
а) освобождение от уплаты НДС предприятий, учреждений и организаций, ввозящих на территорию РФ оборудование, машины и механизмы, предназначенные для производственного развития предприятий, учреждений и организаций по заключенным контрактам, и прошедших регистрацию в установленном порядке;
б) освобождение от всех видов налогов:
средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных торгов;
средств, выделяемых органами власти субъектов РФ для кредитования процесса приватизации;
в) освобождение специализированных инвестиционных фондов приватизации от авансовых платежей по налогу на прибыль, от налога на дивиденды по принадлежащим им акциям, налога, выплачиваемого при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.
При всей важности вышеперечисленных налоговых льгот их влияние на расширение инвестиционной активности не может быть значительным.
Прежде всего, эти льготы не столько усиливают заинтересованность лиц, осуществляющих инвестирование, сколько освобождают от уплаты налогов получателей средств. Учитывая, что инвестор вкладывает реальные деньги, а получает акции компаний с неизвестными перспективами, трудно рассматривать полученные инвестором налоговые льготы по этим акциям как льготы по инвестициям. Реальных выгод не получает и объект инвестирования. Ведь по существу льготы по средствам, переданным ему в результате инвестиционного конкурса, есть ни что иное, как исправление глубокой деформации самого налогового законодательства. Последнее рассматривает безвозмездно получаемые средства как прибыль и добавленную стоимость а, следовательно, как объект обложения соответствующими налогами.
Заключение
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления - это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие, же, которое не соответствует «окружающей среде» должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке.
Примерно столько же появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не, только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящегося в стадии кризиса.
Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими экономистами, как «деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание». Данная деятельность характеризуется “повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации”. При этом, по мнению Хаберланда [Haberland G.] происходит перенос всего внимания на сиюминутные, краткосрочные проблемы, одновременно связанные с проведением жестких и быстрых решающих мероприятий. Некоторые авторы, которые хотят подчеркнуть освободительный и положительный характер кризисов, определяют антикризисный менеджмент наоборот как создание инструментов, «которые позволяют сообщить о приближающемся переломном пункте (кризис) и разработать новый курс развития».
Наряду с целеполаганием, понятие антикризисного менеджмента включает в себя и временные характеристики. Во-первых, это определение содержит все задачи по разработке и проведению мероприятий, которые во время кризиса ведут к ослаблению, преодолению и т.д. кризисного процесса, что, по мнению Коппа [Kopp H.W. (Kriese)] необходимо характеризовать как антикризисный менеджмент в узком смысле, и, во-вторых, к этому необходимо добавить еще профилактику и терапию кризиса, и это будет понятием антикризисного менеджмента в широком смысле. Подобное определение дает и Янике, при этом он определяет задачи руководства и действий в рамках острого кризиса как «реактивный антикризисный менеджмент» и задачи профилактики кризисов как «превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент» или «антиципативный (опережающий) антикризисный менеджмент. В данной работе понятие “антикризисный менеджмент» будет рассматриваться в самом широком смысле, и учитывать, как характеристику по целеполаганию, по временным ограничениям, так и по областям задач. Поэтому возможно определить «антикризисный менеджмент», как планирование и проведение мероприятий по сохранению базисных переменных величин на предприятии.
Из-за прямого воздействия на обеспечение сохранения базисных переменных величин, таких как ликвидность, доход или оборот отдельные составные части «реактивного антикризисного менеджмента» характеризуются четким и конкретным целеполаганием как, к примеру, достижение определенного уровня ликвидности или доходности. Эта целенаправленность, а также одновременно с этим нехватка времени существенно усложняют разработку взвешенной антикризисной концепции, а также переосмысление прежних целей и норм. «Реактивный антикризисный менеджмент» можно охарактеризовать как планирование и внедрение, основанных на небольшом количестве критериев мероприятий, целью которых, как правило, является восстановление прежнего, докризисного состояния.
В противоположность этому «антиципативный антикризисный менеджмент» имеет дело с общими целями, которые могут быть сформулированы только на более низкой ступени, чем задачи разработки конкретных мероприятий. Антиципативные отношения понимаются как долгосрочные задачи менеджмента, которые могут охватывать все области предприятия.
Среди мер государственной поддержки неплатежеспособных предприятий важная роль отводится финансированию мероприятий по их реорганизации и ликвидации. Осуществляется государственное финансирование на безвозвратной основе или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:
- восстановление платежеспособности или поддержки эффективной хозяйственной деятельности предприятий;
- финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, призванных предотвращать негативные социальные последствия банкротств.
Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно с целью:
- финансирования непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
- возмещения убытков конкретным предприятия, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь банкротство;
- финансирования издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе , установленном действующим законодательством;
- финансирования ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должника.
Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.
Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:
- наличие согласованного с Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению РФ плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;
- наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.
Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес-плана). В случае, когда государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансовые суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее пяти дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.
Практическое задание
Объекты наблюдения |
Масштабы кризисного финансового состояния |
|||
Легкий финансовый кризис |
Глубокий финансовый кризис |
Финансовая катастрофа |
||
Чистый денежный поток |
Снижение ликвидного денежного потока |
Отрицательное значение чистого денежного потока |
Резко отрицательное значение чистого денежного потока |
|
Рыночная стоимость предприятия |
Стабилизация рыночной стоимости предприятия |
Тенденция к снижению рыночной стоимости предприятия |
Обвальное снижение рыночной стоимости предприятия |
|
Состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения |
Повышение суммы и удельного веса краткосрочных финансовых обязательств |
Высокий коэффициент неотложных финансовых обязательств |
Чрезмерно высокий коэффициент неотложных финансовых обязательств |
|
Состав текущих затрат предприятия |
Тенденция к росту переменных затрат |
Высокий коэффициент операционного левериджа при тенденции к росту переменных затрат |
Очень высокий коэффициент операционного левериджа при тенденции к росту общего уровня текущих затрат |
|
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2005.
2. Закон Российской Федерации « О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 26. 10.2002г. № 127 -ФЗ.
3. Андреева С.В. Концептуальные основы организации проактивного антикризисного управления. - СПб.: СПбГУЭФ, 2005.
4. Антикризиское управление / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Бандурин А.В., Орехов С.А., Медведев С.Ю. Отдельные проблемы антикризисного управления предприятиями. - М.: Диалог-МГУ, 2000.
6. Баринов В.А. Антикризисное управление. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
7. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
8. Богомолец С.Р. Финансовое оздоровление предприятий. - М.: Маркет ДС, 2005.
9. Богомолов В.А., Богомолова А.В. Антикризисное управление. - М.: ЮНИТИ, 2003.
10. Градов А.П., Кузин Б.И. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. - М.: Специальная литература, 2001.
11. Григорьев В.В. Антикризисное управление. - М.: Тандем, 2000.
12. Гуськов И.Б., Давыдов В.М. Практика антикризисного управления предприятием. - М.: Колос, 2003.
13. Жарковская Е.П. Антикризисное управление. - М.: Омега-Л, 2005.
14. Зайцева Н.А. Антикризисное управление предприятием: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2003.
15. Кирсанов и др. Антикризисное управление. - М.: МАЭП, 2003.
16. Ларионов И.К. Антикризисное управление. Общие основы и особенности России. - М.: Дашков и К, 2004.
17. Маренков Н.Л. Антикризисное управление. - Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2004.
18. Михайлов Л.М. Антикризисное управление в промышленности. - М.: Экзамен, 2004.
19. Попов Р.А. Антикризисное управление. - М.: Высшая школа, 2006.
20. Промышленность России: Антикризисные стратегии предприятий / Под ред. Сергеева Д.Н.- СПб.: Корвус, 2004.
21. Ряховская А.Н. Антикризисное управление предприятием. - М.: ИПК Госслужбы, 2000.
Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Загрязнение окружающей природной среды |
Контрольная работа | Государственный земельный контроль |
Контрольная работа | Совершенствование логистической деятельности предприятия ЗАО "Лига-93" |
Контрольная работа | Черная и цветная металлургия мира |
Контрольная работа | Представление информации в ЭВМ, единицы измерения объема данных |