9
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Научно-инновационное обеспечение модернизации украинской промышленности
Выводы
Литература
Введение
Конкурентное позиционирование Украины в глобальной экономической среде в значительной степени зависит от ее возможностей своевременно и эффективно адаптироваться к мировым инновационным процессам, где самым важным условием лидерства выступает интеллектуальный капитал. Возрастающие взаимосвязь и взаимозависимость конкурентных и интеллектуальных возможностей страны в условиях глобализации экономической среды становятся ключевым проявлением рыночных отношений. Однако интеллектуальный капитал как совокупность знаний, умений, опыта и квалификации людей является обязательным, но недостаточным условием конкурентного лидерства. Чтобы стать фактором конкурентоспособности и экономического роста, интеллектуальный капитал должен пройти достаточно сложный путь трансформации - преобразования в интеллектуальный продукт, который будет иметь экономическое содержание, общественный спрос и получит коммерческое использование.
Такое преобразование осуществляется в сферах научной и инновационной деятельности. Взаимосвязь научной и инновационной деятельности формирует инновационную ауру общества как особенное инновационно-продуктивное поле, создаваемое системой знаний и интеллектуальным трудом ученых и инноваторов благодаря их творческим способностям, квалификации и духовной харизме. В то же время это - сложная организационная структура по воспроизводству инновационного развития экономики, которую можно рассматривать как модель инновационного процесса. К сожалению, инновационное воспроизводство развития экономики Украины и, в частности, ее ведущей отрасли -- промышленности -- не всегда является продуктом творческой отдачи национального интеллектуального капитала. Научная и инновационная деятельность не создают пока технологического единства. Их источники во многом имеют разные происхождения. Так, отечественная промышленность в своем развитии достаточно широко использует иностранные научно-технические разработки, в то время как украинская наука в значительной степени обслуживает потребности иностранных инвесторов.
В работе исследовано участие украинской науки в процессах модернизации и инновационного развития отечественной промышленности, поданы предложения для улучшения этого взаимодействия.
Научно-инновационное обеспечение модернизации украинской промышленности
В работе мы пытаемся показать фактическое состояние дел, сложившееся в результате взаимосвязи украинской науки с модернизацией отечественной промышленности, и определить меры, которые могли бы усилить эту взаимосвязь.
Экономический рост, наметившийся в Украине начиная с 2000 г., положительно повлиял на развитие научной деятельности. Объем научных и научно-технических работ (в фактических ценах), выполненных собственными силами научных организаций, в 2001-2007гт. увеличился в 3,4 раза. Знаковым является то, что опережающими темпами (в 5,6 раза) производились фундаментальные исследования, создавая базу для активизации прикладных и научно-технических разработок
С учетом инновационных процессов, фактическое увеличение объемов научных и научно-технических работ будет несколько меньше, но в нашем случае важно то, что подъем ощутили все секторы украинской науки. Существенный вклад в формирование научной составляющей инновационного развития, как всегда, был сделан академической наукой. За 2001-2007 гг. объем научных и научно-технических работ, выполненных в этом секторе, увеличился в 5,1 раза, в том числе фундаментальных исследований, составляющих основное содержание академической науки (62,7%), - в 5,6 раза.
Практическая реализация достижений фундаментальной науки осуществляется преимущественно в отраслевом секторе. Сегодня это -- самое мощное звено украинской науки. В 2007 г. научными организациями этого сектора было выполнено 55,8% общего объема научных работ, 41,6% прикладных исследований и 77,1% научно-технических разработок, что создает объективные условия для активизации инновационной деятельности.
Вузовский и заводской секторы науки пока, к сожалению, недостаточно влияют на развитие научного потенциала страны. Их доля в общем объеме научных и научно-технических работ достаточно умеренная -- соответственно, 6,4 и 7,8% за 2007 г. Но реализация национальной идеи - повышение конкурентоспособности и переход к экономике знаний - значительно увеличивает общественный спрос на научную продукцию этих секторов.
Финансово-экономический кризис вносит коррективы в экономическую и научную жизнь страны, однако некоторые отрицательные черты проявились еще в период экономического роста. Обращает на себя внимание нестабильность в научном обеспечении промышленного развития с тенденцией к уменьшению количества работ по созданию новых видов изделий, технологий и материалов, а также убывающая тенденция, касающаяся научно-технических разработок, которые непосредственно связаны с инновационностью продукции и технологий (см. табл. 1).
На низком, а иногда даже убывающем уровне остается инновационная активность промышленных предприятий. Почти не развивается рынок инновационной продукции (см. табл. 2). Чтобы стать существенным фактором конкурентоспособности и экономического роста, научно-инновационная деятельность должна быть направлена в сторону изобретательства, создания принципиально новых видов продукции и технологий, поскольку именно радикальные инновации имеют высокий потенциал рыночного проникновения, обеспечивают дополнительную прибыль и способствуют становлению новой технологической парадигмы общественного развития.
Из-за замедления темпов развития научно-инновационной сферы отечественная промышленность все больше начинает зависеть от инновационных заимствований из-за рубежа. За восемь лет (2000-2007 гг.) почти 40% общего объема новых технологий, необходимых для модернизации отечественной промышленности, были приобретены за пределами Украины, из них - 29% всех патентов и лицензий, 10,6% - результатов исследований и разработок, 52% -новых технологий, ноу-хау, 42,8% - оборудования. В отдельные годы эти показатели были даже значительно выше (см. табл. 3).
Таблица 1
Количество, объем и структура научных и научно-технических работ, выполненных по видам промышленной деятельности в 2001--2007 гг. *
Показатель |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
|
Количество разработок, всего. |
4185 |
6331 |
7883 |
9271 |
8076 |
6711 |
7504 |
|
из них по созданию новых |
||||||||
Видов изделийного содержания по стратегическому планированию (прогнозированию), управлению и координации научного и научно-технического развития, а также внести в ее устав несколько нормативных положений, которые бы усилили межведомственные функции академии и создали реальные рычаги влияния на министерства и ведомства по реализации научной и инновационной политики государства. Президент НАН Украины по должности должен входить в состав Кабинета Министров Украины, что будет способствовать усилению государственного значения этого научного учреждения и повышению научного имиджа государственного органа исполнительной власти государства, которые идет по пути формирования экономики знаний. НАН Украины должна существенно усилить интеграционные связи с корпоративной наукой и производством, с образованием и его научно-исследовательским сектором, координируя их усилия путем определения научных приоритетов, разработки совместных программ исследований, прогнозирования научно-технического развития и популяризации научных достижений. Очень актуальным направлением структурного совершенствования научно-исследовательского сектора Украины является развитие инновационной инфраструктуры. В данном случае речь идет об организационно-хозяйственных образованиях, в которых наиболее результативно проявляется интеграция научного знания, коммерческой выгоды и разумной организации инновационной деятельности, а именно: технопарках, технополисах, наукоградах, научных парках, научно-технологических центрах и др. В Украине пока единственным видом такой интеграции являются технопарки. Однако, как показывает мировой опыт, терминологическое разнообразие в названиях скорее всего связано с национальными особенностями и склонностью к использованию тех или иных организационных структур. Главная задача каждого из них состоит в создании эффективных условий для реализации творческого потенциала ученых и инноваторов в процессе модернизации промышленного производства. Исходя из перспектив внедрения в Украине национальной инновационной системы (НИС) как организационной формы упорядочения взаимосвязанных звеньев инновационной деятельности и промышленного производства необходимо плодотворнее использовать преимущества таких научно-технологических образований, как технопарки. Государство должно способствовать: - объединению научно-исследовательских учреждений академического, вузовского и корпоративного секторов; - привлечению в их состав материально-технической базы предприятий и фирм научного и инновационного профиля, проектно-конструкторских организаций, исследовательских полигонов, зданий и сооружений; - усилению целевого использования информационно-коммуникационных структур, а именно - научных фондов, библиотек, баз данных, компьютерных сетей, патентных бюро, выставочных комплексов и рекламных агентств; - организации и развитию служб сервиса, коммерциализации и финансовому (венчурному) обеспечению научной и инновационной деятельности. Особого внимания со стороны государства, на наш взгляд, заслуживает интеграция образования и науки - этих двух самых важных составляющих инновационной деятельности. Западные научные парки, как показывает мировой опыт, несмотря на некоторые структурные отличия, имеют характерную черту -- наличие в своем составе университета или другого учебного заведения, выполняющего роль ядра научного парка, обеспечивающего генерацию новых перспективных идей, подготовку специалистов, предоставляющего научные консультации и выполняющего научные исследования по заказу фирм и компаний. Поскольку традиции интеграции науки и образования еще не сложились, в Украине главную роль в создании научно-образовательных ассоциаций (объединений) могут взять на себя как ведущие вузы, так и научно-исследовательские институты академического и отраслевого секторов. Привлечение академической и отраслевой науки к образовательному процессу станет важным фактором активизации инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономики, а в дальнейшем составит основу формирования в Украине экономики знаний. Подтверждением действенности такой стратегии является опыт Объединенной Европы, на который обращает внимание академик М. Згуровский. Он отмечает, что университеты Европы (а их свыше 1000) имеют колоссальный интеллектуальный потенциал, их знания становятся все более решающим фактором развития европейской экономики. Выводы
Развитие инновационной инфраструктуры в целом и процессы интеграции образования и науки в частности должны получить статус государственных приоритетов с определением нормативно-правовых, экономических и организационных принципов их создания и функционирования. Необходимо принять Закон Украины "Об инновационной инфраструктуре" и внести изменения и дополнения в Закон Украины "Об инновационной деятельности". Это вызвано тем, что в действующем Законе Украины "Об инновационной деятельности" к инновационным предприятиям отнесены инновационные центры, технопарки, технополисы, инновационные бизнес-инкубаторы, и прежде всего -- по критерию объема инновационной продукции или услуг (больше 70% общего объема продукции). Мы считаем, что такие организационно-хозяйственные образования скорее тяготеют к инновационной инфраструктуре, поскольку их первоначальной миссией должна быть не столько производственная функция относительно объемов инновационной продукции (хотя это важно), сколько создание благоприятных условий для развития и повышения эффективности инновационной деятельности. Пренебрежение именно этой функцией становится препятствием как для создания, так и для функционирования инновационной инфраструктуры. Более четкое определение функций инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры на законодательном уровне будет способствовать налаживанию плодотворного взаимодействия между инновационными предприятиями, субъектами инновационной инфраструктуры и промышленностью в целом. Усиление научно-инновационных рычагов развития экономики должно стать неотъемлемой составляющей государственных мероприятий по модернизации украинской промышленности как условия повышения ее конкурентоспособности и дальнейшей трансформации индустриальной экономики в экономику знаний. Литература
1. Згуровський М. Дослідницькі університети - шанс для Європи. "Дзеркало тижня" от 18 октября 2006 г. 2. Наукова та інноваційна діяльність в Україні, с. 189. 3. Маліцький Б.,Попович О. Про невідкладні заходи щодо посилення ролі науки та технологій в економічному і соціальному розвитку України. "Економіст" № 4, 2005, с. 31-35 4. Концепція розвитку наукової сфери України (проект). "Економіст" № 10, 2006, с. 19-21. 5. Статут Національної академії наук України, розд. 11, ст. 11. |
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Принципы и методы социальной работы, цели, задачи |
Контрольная работа | Арабський халіфат |
Контрольная работа | Охорона праці користувачів ПК |
Контрольная работа | Система органов исполнительной власти в РФ |
Контрольная работа | Способы и методы ведения радиоразведки |