10
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра финансов и управления
Контрольная работа
По дисциплине «Налоги и налогообложение»
Вариант 1
Выполнил: Добрынин А.В.
Шифр: ЭК-03-041
Курс: 5-основной
Чита 2007
1. Сущность и функции налогов, их классификация
Сущность налога. Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ... " (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоги - это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся:
1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.
Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника
Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Регулирующая.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения дейтсвующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.
К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Стимулирующая
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов - Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Классификация налогов
По способу изъятия налоги подразделяются на два вида:
Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.
Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.
По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.
Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка - это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.
Регрессивный налог - это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.
Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.
Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.
Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога.
2. Налог на добавленную стоимость. Плательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки налога
Экономическое значение НДС.
НДС был введен в налоговую систему РФ с 01.01.92.г и заменил собой налог с оборота.
НДС - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производства и реализации продукции.
НДС - федеральный косвенный налог. В доходах федерального бюджета ему принадлежит 1 место среди налоговых поступлений.
Налогоплательщики.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии
со ст.143 НК РФ признаются:
1. организации;
2. индивидуальные предприниматели;
3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную
стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную
границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с
Таможенным кодексом Российской Федерации.
Не признаются плательщиками НДС: организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:
> Единый сельскохозяйственный налог
> Упрощенная система налогообложения
> Единый налог на вмененный доход
Постановка на учет в качестве налогоплательщика.
Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговом органе и получить свидетельство по установленной форме.
Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых
органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих
постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.! В выручку включается реализация товаров облагаемых и необлагаемых НДС.
Не имеют право на освобождение:
. Предприятия, осуществляющие ввоз товаров на территорию РФ.
. Предприятия и индивидуальные предприниматели, производящие и
реализующие подакцизные товары.
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Налоговые органы проверяют полученные документы и в течении 10 дней выносят решение:
. о правомерности освобождения от исполнения обязанностей
налогоплательщика либо об отсутствии права на освобождение;
о продлении срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отказе в таком продлении.
Освобождение производится на 12 последующих месяцев.
Объект налогообложения.
Объектом налогообложения в соответствии со ст.146 НК РФ признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации
Для целей налогообложения реализацией считается продажа товаров (работ,
услуг), а также передача товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе и
передача права собственности на товары (работы, услуги).
2) передача на территории Российской Федерации товаров
(выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на
которые не относятся на себестоимость (содержание объектов
непроизводственной сферы, находящихся на балансе предприятия).
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного
потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не признаются реализацией товаров (работ, услуг):
1) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов,
клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и
жилищно - коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей и т.д. органам государственной власти и органам местного самоуправления.
2) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам
государственной власти и управления и органам местного самоуправления,
а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
3) операции, связанные с обращением российской и иностранной валюты.
4) передача имущества в качестве вклада в уставный капитал.
Налоговая база по НДС.
Налоговая база определяется в зависимости от деятельности
налогоплательщика.
I. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ,
услуг).
1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров
(работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров
(работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров и
подакцизного минерального сырья) и без НДС и налога с продаж.
2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным
(бартерным) операциям, передаче на безвозмездной основе при
реализации предметов залога, при оплате труда в натуральной
форме налоговая база определяется как стоимость указанных
товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных
товаров и подакцизного минерального сырья) и без НДС и налога с
продаж.
3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с
учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как
разница между ценой реализации имущества, с учетом НДС, но
без налога с продаж, и стоимостью приобретения этого
имущества, включая НДС, но без налога с продаж.
4. При реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у
физических лиц налоговая база определяется как разница между
ценой реализации, с учетом НДС и без налога с продаж и ценой
приобретения указанной продукции.
Если товар подакцизный, в налоговую базу включается сумма акцизов.
Пример
Приобретено молоко у населения на сумму 20 000 рублей. Реализовано за наличный расчет на сумму 30 000 рублей, включая НДС и налог с продаж.
Определить налоговую базу.
НсП=(30 000х 5)105=1 429 рублей
Налоговая база =(30 000-1429)-20 000=8 571 рублей.
II. Определение налоговой базы при осуществлении транспортных перевозок.
При осуществлении перевозок (за исключением необлагаемых) пассажиров,
багажа, грузов, грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения НДС и налога с продаж) только в пределах территории Российской Федерации. При осуществлении воздушных перевозок пределы территории Российской Федерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса. При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.
III. Определения налоговой базы при передаче товаров (выполнению работ,
оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно -
монтажных работ для собственного потребления.
1. При передаче товаров для собственных нужд, затраты по
которым не относят на себестоимость, налоговая база
определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг),
действовавшая в предыдущем налоговом периоде, а при их
отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для
подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без
НДС и налога с продаж.
2. При выполнении строительно-монтажных работ для
собственного потребления налоговая база определяется как
стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех
фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
IV. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
При исчислении НДС в налоговую базу включается так же:
1. авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих
поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
2. Суммы, полученные в виде финансовой помощи, на пополнение
фондов специального назначения, если это связанно с оплатой за
товары (работы, услуги);
3. полученных в виде процента (дисконта) по облигациям и векселям,
товарному кредиту, полученным в счет оплаты за реализованные товары в части, превышающей размер процента, над ставкой рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, действовавшими в
периодах, за которые производится расчет процента.
Налоговый период.
Налоговый период устанавливается ст.163 НК РФ как календарный месяц.
Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Налоговые ставки. (в соответствии со ст.164 НК РФ.)
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при
реализации:
1. товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, экспортируемых в СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта.
2. работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой
(транспортировкой) через таможенную территорию Российской
Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
3. услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт
отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены
за пределами территории Российской Федерации.
4. работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в
космическом пространстве, а также комплекса подготовительных
наземных работ (услуг).
5. драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их
добычу или производство из лома и отходов Государственному
фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской
Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;
6. прочее, в соответствии со ст.164 НК РФ.
Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов
при реализации:
1) продовольственных товаров по перечню НК РФ.
2) товаров для детей по перечню НК РФ.
Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов во
всех остальных случаях.
Кроме основных ставок существуют расчетные ставки:
1) 16,67 % (по товарам, облагаемым по ставке 18%)
2) 9,09 % (по товарам, облагаемым по ставке 10%)
Расчетные ставки применяются в следующих случиях:
1. При получении авансов в счет предстоящей отгрузки товаров
2. при получении финансовой помощи
3. при реализации товаров, приобретенных на стороне и учитываемых в
бухгалтерском учете вместе с НДС
4. при реализации с/х продукции, закупленной у физических лиц
5. при исчислении налога налоговыми агентами.