30
Содержание
3.1 Информационная поддержка хозяйствующих субъектов округа
Информационная поддержка деятельности хозяйственных субъектов округа ориентирована, прежде всего, на предоставление информационных услуг по всем видам деятельности (производственной, экономической, коммерческой) хозяйствующим субъектам, формирование (согласование) схем развития и размещения каждого из отраслевых комплексов, определение налоговой и кредитной политики по отношению к ним.
Все множество хозяйствующих субъектов, рассматриваемых при определении основных концептуальных положений данного направления информатизации, можно условно раз бить на две группы:
товаропроизводители;
хозяйствующие субъекты, поддерживающие производственную и социальную инфраструктуру округа.
К первой группе относятся хозяйствующие субъекты нефтегазодобывающего, топливно-энергетического, нефтехимического, лесного и машиностроительного комплексов.
Интерес органов государственного и муниципального управления к этим структурам объясняется следующим:
- эти хозяйствующие субъекты являются основными источниками пополнения окружного и местных бюджетов;
- эти хозяйствующие субъекты, как правило, оформлены в виде акционерных обществ со смешанной формой собственности и интерес государственных и местных органов управления заключается в возможности управления своей долей собственности.
К основным проектам, реализуемым в этом поднаправлении информатизации, относятся:
- информационные технологии поддержки производственной, экономической и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов (предоставление информации по рынку труда, товарному рынку, фондовому рынку, законодательным актам и т.д.);
- информационные технологии разработки схем формирования, развития и размещения отраслевых комплексов.
Ко второй группе относятся хозяйствующие субъекты транспортного, жилищно-коммунального и градостроительного комплексов.
Предприятия этих комплексов работают, как правило, в определенных территориальных образованиях и взаимодействуют с местными органами власти и управления.
Информатизация градостроительного комплекса ориентирована, прежде всего, на решение проблемы комплексной застройки города с учетом имеющихся ресурсов, инженерных коммуникаций, зеленых зон и т.д.
К основным проектам, реализуемым в этом поднаправлении информатизации, отноcятся:
- информационные технологии поддержки геоинформационной системы ведения городских кадастров;
- информационные технологии ведения генерального плана развития города и организации его исполнения;
- информационные технологии ведения городских земельных отводов;
информационные технологии плана капитального строительства и контроля его исполнения;
- информационные технологии ведения государственного градостроительного кадастра.
Вышеперечисленные проекты создаются для Главного управления архитектуры, подразделений капитального строительства городских мэрий.
Информатизация жилищно-коммунального хозяйства города предполагает информационную поддержку деятельности различных городских служб ЖКХ и ориентирована на развитие и поддержку инженерных коммуникаций города.
К основным проектам информатизации этого поднаправления можно отнести:
- информационные технологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фондов;
- информационные технологии ведения городских кадастров тепловых сетей;
информационные технологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей;
- информационные технологии ведения городских кадастров электрических сетей;
- информационные технологии ведения городских кадастров улично-дорожной сети;
- информационные технологии формирования муниципального заказа на коммунальные услуги и организации контроля за его исполнением;
- информационные технологии формирования муниципального заказа по перевозке пассажиров и организация контроля его выполнения;
- информационные технологии ведения городских кадастров газопроводов;
информационные технологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства.
3.2 Информатизация процессов управления социальной сферой
Информатизация процессов управления в социальной сфере ориентирована, прежде всего, на внедрение экономических механизмов и информационных технологий, направленных на:
- смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
- расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными и субсидируемыми социальными услугами.
В рамках этого направления следует рассмотреть проблемы организации непосредственного информационного обслуживания населения по широкому спектру таких вопросов, как деловая информация, коммерческая информация, информация о деятельности предприятий сферы услуг и т.д.
Проблема социальной защиты малообеспеченных слоев населения связана с ухудшением положения дел на потребительском рынке, ростом цен на товары и услуги первой необходимости, различной покупательной способностью населения и ориентирована, прежде всего, на информатизацию деятельности территориальных служб социальной защиты населения.
На обеспечение решения задач органов социальной защиты населения направлены следующие проекты информатизации по данной проблематике:
- формирование банка данных лиц, имеющих право на получение социальных льгот;
- организация назначения, перерасчета, выплаты пособий, компенсаций и других денежных выплат социального характера, а также осуществление учета выплаченных сумм;
- формирование банка данных на прибывающих в регион граждан, уволенных (увольняемых) с военной службы, в т.ч. нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в трудоустройстве и получении гражданской специальности, в медико-социальной реабилитации;
- организация учета граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
назначение и выплата возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
Значительную роль в обеспечении социальной защиты населения округа играет региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу. Информатизация процессов управления в этой сфере осуществляется в направлении персонификации учета доходов и расходов в разрезе каждого застрахованного физического лица, автоматизированного ведения персональных лицевых счетов медико-социального страхования, решения задач анализа уровня заболеваемости, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в округе и т.д.
Работы в этом направлении развиваются в рамках соответствующих программ Фонда социального страхования Российской Федерации.
Основные направления информатизации деятельности региональных центров занятости населения определяются в соответствии с содержанием федерального закона о занятости и состоят из следующих взаимосвязанных технологий:
- информационные технологии учета вакансий;
- информационные технологии учета обратившихся;
- информационные технологии учета общественных работ;
- информационные технологии состояния учебно-курсовой сети;
- информационные технологии учета безработных и выплаты пособий;
- информационные технологии формирования и расходования фонда занятости;
- информационные технологии анализа рынка труда;
- учрежденческие информационные технологии деятельности Центров занятости;
- информационные технологии формирования статистической информации.
Специфика организации системы трудоустройства требует реализации этих проектов в виде территориально-распределенной системы обработки данных.
Основными проектами информатизации деятельности миграционных служб являются:
- информационные технологии персонифицированного учета граждан Российской Федерации, обратившихся в территориальные органы миграционной службы с ходатайством о получении (получивших) статуса вынужденных переселенцев;
- информационные технологии персонифицированного учета лиц, обратившихся за получением (получивших) статус беженца;
- информационные технологии персонифицированного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность или занимающихся незаконной трудовой деятельностью на территории Российской Федерации;
- информационные технологии персонифицированного учета лиц, незаконно пребывающих на территории округа;
- информационные технологии учета юридических лиц, утративших право на при влечение иностранной рабочей силы.
Информатизация управления потребительским рынком округа ориентирована, прежде всего, на информационную поддержку защиты прав потребителей и своевременное и качественное обеспечение их товарами и услугами первой необходимости.
Функционально задачи по информатизации данного поднаправления должны рассматриваться, прежде всего, на уровне органов местного самоуправления и заключаются в ведении баз данных о предприятиях и организациях, оказывающих услуги населению (розничная торговля, бытовое обслуживание, общественное питание), муниципальных договорах на предоставление услуг, реестрах действующих лицензий и паспортов на право оказания услуг; учете, контроле и анализе деятельности предприятий и организаций, оказывающих услуги населению; разработке, учете, контроле и анализе социальных программ по защите прав потребителей.
Информатизацию системы образования необходимо рассматривать как мощный инструмент, предоставляющий учащимся равные возможности в образовании независимо от места жительства и социального положения, а также равную доступность к новым знаниям. Основной задачей информатизации системы образования Ханты-Мансийского автономного округа является построение сетевой образовательной инфраструктуры, обеспечивающей создание единого информационного образовательно-педагогического пространства.
Комплекс сетевых услуг для образовательных учреждений автономного округа предусматривает:
- возможность коллективного обсуждения проблем (телеконференции),
доступ к базам данных различного уровня (местный, российский, международный);
- предоставление распределенных автоматизированных средств обучения;
удаленный доступ к программным продуктам;
- удаленный доступ к мировым центрам информатизации, библиотекам, фондам про грамм и т.д.;
- получение оперативной информации по всем областям жизнедеятельности общества.
Комплекс программ создания в автономном округе территориально-распределенной информационной системы образования включает:
- создание образовательного портала;
- создание и развитие системы дистанционного образования;
- создание образовательных информационных центров;
- разработку автоматизированного рабочего места преподавателя и учащегося;
разработка транспортной среды, обеспечивающей информационное взаимодействие;
- разработку и установку программно-технических средств (компьютерное, сетевое, телекоммуникационное оборудование);
- разработку нормативно-правовой базы.
Основными проектами информатизации системы здравоохранения округа являются:
- информационные технологии по организации медицинского мониторинга здоровья населения округа;
- информационные технологии управления и надзора за фармацевтической деятельностью предприятий, учреждений и организаций, сертификацией и контролем за качеством лекарственных средств;
- информационные технологии управления страховой медициной;
информационные технологии оперативного управления работой скорой помощи;
- типовые информационные технологии органов управления здравоохранением на окружном, городском и районном уровнях;
- типовые информационные технологии поддержки деятельности медицинских учреждений (больниц, поликлиник и т.д.).
Работы по информатизации в сфере культуры проводятся в следующих основных направлениях:
- создание единого информационного пространства для музеев округа;
создание базы данных по памятникам истории и культуры округа;
- информационное обеспечение мониторинга историко-культурного наследия округа;
- создание корпоративных библиотечно-информационных систем;
создание оцифрованного краеведческого книжного фонда;
- создание центров доступа к открытым базам данных правовой и другой информации в общедоступных библиотеках округа;
- создание и поддержка специализированной Web-страницы «Кинематография Югры»;
- создание централизованных баз данных по направлениям:
1) текущая информация в сфере кинематографии;
2) реестр окружного фильмофонда.
3) создание автоматизированной базы данных:
4) каталогов окружного фильмофонда;
5) лицензионно-правовой;
6) кинофестивалей и семинаров;
7) информации по актерам, режиссерам и киностудиям.
Для обеспечения эффективного управления развитием социальной сферы округа создаваемые в рамках отдельных ведомственных структур системы образуют единый функциональный комплекс - комплекс социальной защиты населения. Формирование такого комплекса предполагает создание необходимых условий информационного взаимодействия отдельных систем, в том числе, таких как единство и однозначность первичной информации, разработка интерфейсов между взаимодействующими системами, организационно-правовая регламентация информационного взаимодействия, наличие необходимой телекоммуникационной среды.
3.3 Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной власти округа
Органы исполнительной власти представлены Администрацией Губернатора, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа, которое является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти автономного округа, органа ми государственной власти округа, а также территориальными звеньями федеральных органов государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной и представительной власти Ханты-Мансийского автономного округа представлены окружной Думой и представительными органами местного самоуправления.
А. Информатизация деятельности органов исполнительной власти округа
В условиях реформирования системы управления социально-экономическими и политическими процессами в обществе, нарастающего многообразия проблем, требующих оперативного решения, обоснованность и эффективность решений, принимаемых органами исполнительной власти, в значительной степени зависят от качества и оперативности ин формационно-аналитического обслуживания этих органов.
Анализ основных направлений деятельности органов исполнительной власти округа позволяет выделить следующие поднаправления информатизации:
- информатизация учрежденческой деятельности органов исполнительной власти ориентирована, прежде всего, на внедрение безбумажных технологий обработки информации;
- информационная поддержка деятельности по вопросам управления государственной собственностью;
- информатизация экономической деятельности и финансово-кредитного комплекса округа;
- информатизация международных, межрегиональных связей и внешнеэкономической деятельности Правительства округа, которая направлена на развитие и повышение эффективности внешних связей округа, на позитивное развитие социально-экономического положения округа в целом и определяется Программой социально-экономического развития и Программой развития внешних связей Ханты Мансийского автономного округа;
- информатизация процессов управления по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ориентирована на информационное обеспечение деятельности соответствующих органов исполнительной власти округа, по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, по защите объектов нефтегазодобывающего и топливно-энергетического комплексов, по защите коммунального хозяйства от аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Реализация проектов по данному поднаправлению осуществляется с использованием геоинформационных технологий обработки информации.
Б. Информатизация органов законодательной и представительной власти Ханты-Мансийского автономного округа
Информатизация законодательной и представительной власти округа проводится в следующих направлениях:
- информационная поддержка проведения заседаний Думы, в том числе, подготовка регламентных документов, регистрация, проведение заседаний, голосование, протоколирование;
- информационная поддержка законотворческой деятельности депутатов и депутатских комиссий, в том числе, доступ и работа с гипертекстовыми базами данных,
- электронный обмен готовящимися документами, информационные технологии рас смотрения и согласования проектов законодательных актов;
- информационная поддержка текущей деятельности депутатов;
- информационная поддержка геополитического и социально-экономического мониторинга региона.
3.4 Информатизация процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа
Информатизация процессов эффективного использования природных ресурсов (природопользования) и охраны окружающей среды должна быть направлена на создание необходимых условий, обеспечивающих сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей в топливно-энергетических, минеральных, водных и лесных ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Направлениями информатизации процессов управления природопользованием и ох раной окружающей среды являются:
- информатизация процессов управления использованием минерально-сырьевых ресурсов;
- информатизация процессов управления использованием лесных ресурсов;
- информатизация процессов управления использованием водных ресурсов;
- информатизация процессов управления охраной окружающей среды;
- информатизация процессов регулирования в области обращения с отходами.
При этом большое значение имеет решение задачи организации эффективного информационного обмена между органами государственной власти округа, органами местного самоуправления и соответствующими ведомственными структурами. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа должно иметь исчерпывающую информацию, характеризующую состояние природных ресурсов территории и состояние окружающей среды округа.
3.5 Основные направления информатизации органов местного самоуправления)
Учитывая однородную предметную ориентацию большинства городов, районов и других административно-территориальных образований Ханты-Мансийского автономного округа, можно говорить о типизации проектных решений по информатизации органов местного самоуправления.
Выделены следующие основные типовые направления информатизации органов местного самоуправления:
- информатизация финансово-кредитной деятельности;
- информационная поддержка управления имуществом;
- информационная поддержка управления потребительским рынком;
- информатизация процессов социального развития территории;
- информатизация процессов градостроительства;
- информационная поддержка управления городским коммунальным хозяйством;
- информатизация учрежденческой деятельности органов местного самоуправления;
- создание городской инфраструктуры информатизации.
Направления, поднаправления информатизации |
Подразделения-пользователи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационная поддержка деятельности хозяйствующих субъектов округаИнформационная поддержка деятельности жилищно-коммунального комплекса регионаИнформационная поддержка деятельности транспортного комплекса
Информационная поддержка деятел ьности нефтегазодобывающего комплекса
|
Комитет по экономике и прогнозированию, комитет по финансам и налоговой политике, комитет по транспорту и связи, управление внешнеэкономических и межрегиональных связей, управление жилищно-коммунального хозяйства |
||
Информатизация процессов управления социальной сферой.Информатизация процессов социального обеспечения населения и социальной защиты малообеспеченных слоев населения.Информационное обеспечение мониторинга состояния межнациональных отношений в округе.Информатизация деятельности региональных центров занятости и миграции населенияИнформатизация системы здравоохранения населения регионаИнформатизация процессов образования и профессионально-технического обучения.Информатизация управления потребительским рынком региона.Создание территориальных агентств по информационному обслуживанию населения |
Комитет по экономике и прогнозированию, комитет по средствам массовой информации, комитет по делам молодежи, управление по труду и занятости, главное управление образования, отдел по защите прав потребителей, управление культуры |
|
Информационная поддержка деятельности исполнительной и законодательной властиИнформационное обеспечение учрежденческой деятельности аппарата органов власти и управления округаИнформатизация экономической и финансово-кредитной деятельности Администрации округаИнформатизация процессов управления по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуацийИнформатизация деятельности органов региональной статистики для поддержки решений по управлению региономИнформационная поддержка процессов приватизации и управления имуществомИнформационное обеспечение мониторинга общественного мнения населения округаИнформатизация внешнеэкономической деятельности АдминистрацииИнформатизация представительных органов власти округаИнформатизация органов местного самоуправленияИнформационное взаимодействие с финансовыми, правоохранительными, налоговыми и другими структурами территориально-отраслевого подчинения |
Аппарат администрации и думы, комитет по экономике и прогнозированию, комитет по финансам и налоговой политике, комитет по управлению госимуществом, комитет по средствам массовой информации, комитет по делам молодежи, управление внешнеэкономических и межрегиональных связей, юридическое правовое управление, окружное управление статистики, социологический центр |
|
Информатизация процессов эффективного природопользования и охраны окружающей средыИнформационное обеспечение системы экологического мониторинга округаИнформатизация процессов управления земельными ресурсами округаИнформатизация процессов управления воздушной средойИнформатизация процессов управления природными ресурсами (недрами)Информатизация процессов управления флорой и фауной |
Комитет по экономике и прогнозированию, комитет по природным ресурсам |
|
Основные направления, проекты |
Подразделения, пользователи |
|
Юридическая и экономическая поддержка организации местного самоуправленияРазработка основных положений по организации местного самоуправленияРазработка комплекса нормативных документов, определяющих взаимоотношение органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, расположенными на данной территорииРазработка нормативных документов по эффективному хозяйственному механизму местного самоуправления |
Заместители мэра, экономический отдел мэрии, финансовое управление, комитет по управлению имуществом, отдел городского самоуправления |
|
Информатизация финансово-кредитной деятельности,Информационные технологии формирования, распределения и контроля использования бюджетных и внебюджетных средств.Разработка информационных технологий эффективного налогообложения хозяйствующих субъектов территорииРазработка информационных технологий эффективной кредитной политики за счет бюджетных и внебюджетных средств органов управленияИнформационные технологии подготовки и ведения планов социально-экономического развития округа в целом и его отдельных территориальных образованийИнформационные технологии формирования и ведения балансов использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов, денежных доходов населения |
Заместитель мэра по экономике финансовое управление, экономический отдел, комитет по управлению имуществом |
|
Информационная поддержка управления имуществомИнформационные технологии ведения регистров муниципальных предприятийИнформационные технологии ведения договоров аренды на муниципальное имуществоИнформационные технологии разработки, контроля и анализа выполнения программы приватизации |
Комитет по управлению имуществом |
|
Информационная поддержка управления потребительским рынкомИнформационные технологии расчета минимального потребительского бюджета населенияИнформационные технологии формирования муниципального заказа по обеспечению населения города товарами и услугами и организации контроля его исполненияИнформационные технологии формирования региональных нормативов на использование городских ресурсов и социально-экономического паспорта городаИнформационные технологии ведения баз данных по ценам на товары и услуги и организация контроля их исполненияИнформационные технологии учета, контроля и анализа наличия товарных ресурсовИнформационные технологии оперативного выявления спроса на товары и услуги |
Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей, экономический отдел, инспекция по контролю за ценами и тарифами, Комитет по управлению имуществом |
|
Информатизация процессов социального развития территорииИнформационные технологии ведения базы данных о малообеспеченных слоях населенияИнформационные технологии учета, контроля и анализа оказания помощи малообеспеченным слоям населенияИнформационные технологии ведения базы данных по объектам системы образованияИнформационные технологии ведения базы данных по объектам системы здравоохраненияИнформационные технологии ведения базы данных по объектам культурыИнформационные технологии ведения базы данных по объектам физкультуры и спортаИнформационные технологии поддержки пенсионного обеспечения населения |
Управление социальной защиты населения, экономический отдел, финансовое управление, управления образования, здравоохранения, культуры, комитет по физкультуре и спорту |
|
Информатизация процессов градостроительстваИнформационные технологии поддержки геоинформационной системы ведения городских кадастровИнформационные технологии ведения генерального плана развития города и организация контроля его исполненияИнформационные технологии ведения городских земельных отводов Информационные технологии плана капитального строительства и контроля его выполненияИнформационные технологии ведения земельных кадастровИнформационные технологии ведения договоров на использование земельных ресурсовИнформационные технологии разработки планов оптимального использования земельных ресурсов |
Главное управление архитектуры и градостроительства, отдел формирования плана капитального строительства и застройки, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству |
|
Информационная поддержка управления городским коммунальным хозяйствомИнформационные технологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фондаИнформационные технологии ведения городских кадастров тепловых сетейИнформационные технологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетейИнформационные технологии ведения городских кадастров электрических и дорожных сетейИнформационные технологии ведения городских кадастров улично-дорожной сетиИнформационные технологии формирования муниципального заказа на коммунальные услуги и организации контроля его исполненияИнформационные технологии формирования муниципального заказа по перевозке пассажиров и организация контроля его выполненияИнформационные технологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйстваИнформационные технологии формирования муниципального заказа на строительство и реконструкцию инженерных сетей и организация контроля его исполненияИнформационные технологии формирования и контроля исполнения комплексной экологической программы территорииИнформационные технологии ведения картографической базы данных природоохранных и экологически вредных объектов |
Управление жилищно-коммунального хозяйства, комитет по экологии и природным ресурсам, транспортный отдел, отдел оперативного реагирования на аварийные ситуации, управление дорожного строительства и благоустройства |
|
Информатизация учрежденческой деятельности органов местного самоуправленияИнформационные технологии поддержки правового обеспечения МэрииИнформационные технологии поддержки подготовки и ведения принятых Мэрией решений и контроля их исполненияИнформационные технологии поддержки делопроизводства МэрииИнформационные технологии поддержки ведения жалоб и предложений городского населения в МэрииИнформационные технологии поддержки деятельности первых руководителей МэрииИнформационные технологии ведения базы данных «Структура органов власти и управления»Информационные технологии ведения баз данных актов гражданского состояния на территории |
Управляющий делами, юридический отдел, контрольный отдел, общий отдел, организационный отдел, городской отдел ЗАГС |
|
Создание городской инфраструктуры информатизацииСоздание программно-технической базы городского информационного узла и узлов абонентов городской компьютерной сети, проектирование и реализация городской сети передачи данныхРазработка технологии ведения и использования распределенной системы баз данных коллективного пользования органов местного самоуправленияCоздание сервисных подразделений по поддержке работоспособности сети и системы баз данных |
Головные организации по проектированию и эксплуатации территориальной инфраструктуры информатизации |
|
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Автомобильные эксплуатационные жидкости |
Контрольная работа | Деловая оценка персонала |
Контрольная работа | Відображення в балансі витрат і доходів майбутніх періодів |
Контрольная работа | Государственная политика в сфере санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха |
Контрольная работа | Тактико-специальная подготовка |