30
Контрольная работа
по дисциплине “Маркетинг”
Тема №10:
К важнейшим элементам правовой среды, в которой осуществляется международная маркетинговая деятельность, относятся:
1. Коммерческое или договорное право;
2. Антимонопольное и антитрестовское законодательство (в том числе законодательство о картелях);
3. Налоговое законодательство и процессуальная практика его применения;
4. Нормы, регулирующие ценообразование;
5. Закон об охране окружающей среды, санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности;
6. Трудовое законодательство.
Осуществляя маркетинговую деятельность в различных странах, необходимо знать правовые системы в каждой из них. Обычно такого рода информацию получают от консалтинговых и юридических фирм, находящихся в этих странах. Кроме того, можно получить соответствующие данные от одной из международных юридических фирм, которые имеют свои представительства по всему миру.
Планируя международную маркетинговую деятельность, следует также хорошо знать международное право.
К другим важнейшим характеристикам среды, в которой осуществляется ММ, относится политическая и экономическая система.
Политическая система представляет собой форму интеграции общества в единое целое.
При анализе политической системы, прежде всего, учитывают такие ее составляющие, как существующая в обществе идеология и форма правления.
Идеология представляет собой принятые в обществе теоретические построения и концепции, включающие цели и задачи, на которых строится социально-политическая программа его развития. Главной задачей политической системы является обеспечение целостности общества, несмотря на существование различных идеологий.
В современном мире существуют различные формы управления обществом. Основными критериями, определяющими ту или иную форму правления, являются политическая и гражданская свобода.
Планируя выход на рынок какой-либо страны со своей продукцией или вложение капитала в ней, создание совместных предприятий, следует, прежде всего, оценить политические риски, связанные с:
• уровнем стабильности политической системы страны;
• отношением правительства к иностранным инвестициям;
• неблагоприятным изменением стратегии внешнеэкономической деятельности государства;
• взаимоотношениями данной страны со страной, в которой находится предприятие, а также с другими соседними странами;
• возможностью неблагоприятного изменения законодательства, которое нанесет ущерб деятельности предприятия на данном рынке;
• отношением международных банков к политике, проводимой правительством этой страны;
• возможностью введения правительством данной страны ограничений на импорт, а также на репатриацию капитала. [8]
Экономическая среда международного маркетинга
Экономическая система характеризует уровень и пропорции распределения ограниченных ресурсов и доходов между отраслями и отдельными пользователями страны (населением, предприятиями, организациями).
Анализируя роль государства в обществе, обычно рассматривают два показателя:
– централизованные государственные доходы;
– централизованные государственные расходы (в виде процентов к общему объему валового национального продукта).
Анализируя зарубежные рынки для целей осуществления международного маркетинга, необходимо определить такую важнейшую характеристику каждого из них, как покупательная способность населения, или уровень платежеспособного спроса. Данный уровень зависит от текущих доходов населения, уровня цен, сбережений, долгов и доступности кредита. Особенно большое значение для маркетингового анализа имеют тенденции в изменении доходов и структуре расходов.
Для принятия решений в области международного маркетинга должны быть выяснены следующие шесть ключевых проблем для каждой из выбранных стран:
– экономический рост;
– инфляция;
– внешнеторговая стратегия;
– дисбаланс платежей;
– государственный долг;
– бедность населения.
Для предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в какой-либо стране, предпочтительнее, чтобы эта страна находилась в стадии экономического роста. В этих условиях, даже если бы предприятие не увеличивал свою долю на таком рынке, оно смогло бы увеличивать прибыль теми же темпами, что и экономика страны пребывания.
Инфляция является важнейшей характеристикой экономической среды - в связи с ее воздействием на процентные ставки за предоставленные кредиты, на обменные курсы валют, на стоимость жизни и общее доверие к политической и экономической системам страны.
Для каждой страны стратегия внешней торговли имеет свои особенности. Так, в промышленно развитых странах инвестиции транснациональных компаний обычно направлены на обслуживание своих национальных рынков, а экспорт и импорт относительно свободны. Развивающиеся страны, наоборот, часто принимают решения, стимулирующие экспорт и затрудняющие импорт.
Дисбаланс платежного баланса страны характеризует ее внешнеторговую платежеспособность и стабильность денежной системы в целом. Страны, обладающие активным (положительным) сальдо внешнеторгового платежного баланса в результате ограничения импорта и поощрения экспорта, испытывают огромное политическое давление со стороны своих партнеров по европейскому и мировому сообществу и зачастую вынуждены открыть свои рынки для продукции зарубежных фирм, а также стимулировать потребление с целью уменьшения активного баланса (например, Япония). Страны же, имеющие дефицит платежного баланса, находятся под давлением, вынуждающим их увеличивать экспорт и корректировать основные экономические диспропорции с целью уменьшения импорта и достижения большой сбалансированности внешнеторговых платежей.
Рассматривая внешние факторы, существенно влияющие на экономическую среду ММ, необходимо отметить деятельность международных учреждений.
Важным объектом маркетингового анализа внешней среды является распределение доходов в той или иной стране. Практически каждое государство в мире имеет только ему свойственные пропорции распределения доходов, которые в значительной мере определяются отраслевой структурой экономики. Известны следующие четыре типа отраслевых структур: обеспечивающая существование, экспортирующая природные ресурсы, развивающая промышленность, индустриальная экономика. [8]
В международном маркетинге выделяют пять типов стран с различными, устойчивыми пропорциями распределения доходов:
1. Очень низкие доходы;
2. Преимущественно низкие доходы;
3. Очень низкие и очень высокие доходы;
4. Низкие, средние и высокие доходы;
5. Преимущественно средние доходы.
Абсолютная величина и структура расходов населения зависят не только от получаемых доходов, но и размеров сбережений, величины задолженности и возможностей в получении кредита.
Изучая экономическую среду в той или иной стране, служба маркетинга предприятия, осуществляющего международную деятельность, должна учитывать не только факторы макросреды (численность населения, ВНП, распределение доходов и отраслевая структура экономики, возможности экономического роста, уровень инфляции, государственный долг, торговая стратегия и т.д.), но также и факторы микросреды (емкость рынка, потенциал его расширения, уровень и структура конкуренции и т.д.). [8]
Социокультурная среда международного маркетинга
У каждого индивидуума с детства формируются определенные нормы поведения, ценности, убеждения и взгляды на мир, которые и определяют его отношение к самому себе, к другим людям, природе, окружающим материальным и нематериальным ценностям (товарам, услугам и т.п.).
Набор указанных ценностей, идей, взглядов и отношений входит в понятие «культура» и является абстрактным компонентом этого понятия. Культура включает и материальные ценности.
К материальным компонентам культуры относят здания, сооружения, инструменты, книги, телевидение, компьютеры, картины, предметы одежды и прочие товары. Материальные элементы культуры иногда называют культурными артефактами.
Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами культуры являются:
– взгляды людей на самих себя;
– взаимодействие людей друг с другом;
– отношение между людьми и организациями;
– взгляды людей на общество;
– отношение людей к природе;
– отношение людей к мирозданию;
– ценности и нормы поведения;
– язык и общение.
В рамках каждой страны и конкретного общества люди исповедуют определенные ценности, которые носят устойчивый характер.
Ценности -- это объединяющие индивидуумов убеждения и социальные нормы. Нормы - это правила поведения, выработанные обществом или группой людей на основе согласия всех участников. Общественные, культурные ценности объединяют различные социальные группы, а индивидуальные являются убеждениями и нормами.
Хотя базовые ценности отличаются устойчивостью, изменения в культурной среде происходят непрерывно. Трансформация ценностей ведет к изменению поведения потребителей в отношении качества и количества, покупаемых товаров и услуг, а также к изменению общественной реакции на рекламу, PR-мероприятия и т.д. Некоторые изменения в базовых ценностях западной культуры приведены в табл. 1.
Относительная устойчивость базовых ценностей определяется стабильностью элементов культурной триады, которая их формирует. Маркетологам необходимо внимательно отслеживать изменения в социокультурной среде тех стран, на которые направлены их интересы. Спрос на многие товары подвержен влиянию изменений в культурной среде. Перед предприятиями, учитывающими в своих маркетинговых планах эти изменения, открываются новые рыночные возможности. [8]
Традиционные ценности |
Новые ценности |
|
Мораль самоотречения |
Мораль самореализации |
|
Высокий заработок |
Высокий уровень качества жизни |
|
Традиционные сексуальные роли |
Стирание границ сексуальных ролей |
|
Общепринятое определение успеха |
Индивидуальное понимание успеха |
|
Традиционная жизнь семьи |
Альтернативные модели семьи |
|
Вера в промышленный прогресс и социальные институты |
Вера в собственные силы |
|
Жить, чтобы работать |
Работать, чтобы жить |
|
Поклонение героям |
Увлечение идеями |
|
Экспансионизм |
Плюрализм |
|
Патриотизм |
Стирание границ между национальностями |
|
Неравномерное развитие |
Осознание опасности неравномерного развития |
|
Рост промышленности |
Рост сферы услуг, большое значение информации |
|
Восприимчивость к техническим новшествам |
Ориентация на технологию |
30
Рис.2. Общая структура канала распределения при международном маркетинге
5. Структура служб маркетинга за границей
Успех каждой маркетинговой организации заключается в способности компании осуществлять выбранную стратегию. У фирмы должна быть такая организационная структура, которая подходила бы к международной среде.
Маркетинговые службы представляют собой координирующие, планирующие и контролирующие органы производственно-сбытового управления, построенные на принципах маркетинга. Организация маркетинговых служб разнообразна. Однако можно выделить следующие основные типы структур служб маркетинга:
по функциям маркетинговой деятельности;
по продуктам (товарам);
по регионам (территориям);
по группам потребителей (сегментам);
комбинированная структура.
1. При функциональной организации маркетинговых подразделений каждый отдел разрабатывает одну или ряд определенных функций маркетинговой деятельности (рис. 3)
Рис. 3. Функциональная структура службы маркетинга
2. Организация маркетинговых служб по продуктам.
Строится по товарно-отраслевому признаку - видам производимых товаров и услуг (рис. 4)
Рис. 4. Товарная структура службы маркетинга
4. Организационная структура по группам потребителей представляет собой своего рода маркетинговые управленческие отделения по рыночным сегментам. (рис 5).
Рис. 5. Сегментная структура службы маркетинга.
Она дает возможность ориентировать всю деятельность фирмы на конечных потребителей и на этой основе осуществлять комплексную рыночную политику.
5.Комбинированная структура (рис.6) сочетает в себе две и более ориентации (функциональную, товарную, региональную, сегментную) в одной организационной структуре. Суть заключается в том, что в результате разумного объединения нескольких структурных систем можно добиться максимальной отдачи, которую дает каждая структура в отдельности.
Рис. 6. Комбинированная структура службы маркетинга
Компании управляют своей деятельностью по международному маркетингу, по крайней мере, тремя разными способами. Большинство компаний, прежде всего, организуют экспортный отдел, затем создают международный филиал и, наконец, становятся глобальной организацией.
Экспортный отдел - это форма международной маркетинговой организации, которая состоит из управляющего службой сбыта и нескольких его помощников, отправляющих товары компании за границу.[3]
Международное подразделение - форма международной маркетинговой организации, когда филиал контролирует всю международную деятельность компании. Специалисты по маркетингу, производству, исследованиям, планированию и персоналу составляют функционирующие подразделения по географическому или производственному признаку или же международный филиал, отвечающий за свои собственные продажи и прибыли.
Глобальная организация - форма международной организации, когда высшее управленческое звено компании и персонал планируют производство продукции или производственные мощности, маркетинговую политику, финансовые потоки и системы материально-технического снабжения во всемирном масштабе. Глобальные, функциональные подразделения отчитываются о своей деятельности непосредственно перед президентом, а не перед главой международного отдела. [3]
Ответ:
Прежде чем выходить на зарубежные рынки компания должна:
1) Определить цели и стратегии своего международного маркетинга.
Пример: Производитель постельного белья фирма «Сумчанка» решает выйти на зарубежный рынок с целью расширения сбыта своей продукции так, как ее производственные мощности превышают потребности отечественного рынка.
2) Принять решение о том, какой объем продаж ей требуется.
Пример: Для получения прибыли фирма «Сумчанка» должна продавать за рубежом 30% от продаж на отечественном рынке.
3) Принять решение о том будет ли она продавать товар в одной или в нескольких странах.
Пример: Фирма принимает решение продавать свою продукцию в двух странах.
Чтобы выбрать из нескольких рынков сбыта те, на которых продвижение товара более выгодно, осуществляют их ранжирование (упорядочение).
Директор Института маркетинга Венгрии Л. Сабо предлагает следующий набор признаков, характеризующих потенциальные рынки сбыта:
1. размер (емкость) рынка;
2. динамика роста торговли новым товаром;
3. рыночная перспектива на ближайшие 10 лет;
4. сезонность продаж товара;
5. стоимость товара на рынке;
6. отношение потребителей к товару;
7. степень потребности в товаре;
8. частота покупок товара;
9. отношение к специфическим свойствам товара;
10. отношение к товару торговых посредников;
11. степень соответствия упаковки требуемым условиям;
12. условия конкуренции;
13. необходимый объем рыночных исследований для приспособления
товара к рынку.
Рынок, набравший наибольшее число балов считается наиболее выгодным.
Далее необходимо учесть политико-правовую среду, экономическую среду и культурную. [7]
Практическое задание №2
При оценке международной маркетинговой деятельности самым важным для фирмы-экспортера компьютерной техники является изучение экономической среды страны. Прокомментируйте это утверждение.
Ответ:
Для фирмы-экспортера компьютерной техники самым важным при оценке международной маркетинговой деятельности является изучение экономической среды потому, что два экономических фактора отражают привлекательность той или иной страны как потенциального рынка: это структура промышленности этой страны и распределение дохода в ней. Компьютеры могут покупать в странах с развитой или развивающейся промышленностью и с высоким или средним доходом на семью (так как компьютеры не дешевое удовольствие). Но в то же время во многих случаях беднейшие страны с низким уровнем дохода могут иметь небольшие, но довольно богатые сегменты потребителей с высоким уровнем дохода. Поэтому фирма-экспортер должна самым серьезным образом подойти к решению этой проблемы.
При оценке экономической среды фирма должна проанализировать спрос той или иной страны, определить, является ли рынок платежеспособным или нет, просчитать количество и проанализировать возможности конкурентов. Если фирма не учитывает все возможные варианты, то она может обанкротиться.
Список используемой литературы
1. Армстронг, Г. Маркетинг. Загальний курс [Текст] : : пер. с англ / Гарі Армстронг, Ф. Котлер ; Ун-т Північної Кароліни, Північно-Західний ун-т. - 5-те вид. - М., СПб. : Діалектика, 2007. - 608 с.
2. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для студ. вузов, обучающихся по экон. спец. / Георгий Леонидович Багиев (общ.ред.). - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.; М.; Нижний Новгород; Воронеж : Питер, 2007. - 733с.
3. Бєлявцев, М. І. Маркетинг [Текст] : навчальний посібник / М. І. Бєлявцев, Л. М. Іваненко ; Мін-во освіти і науки України, Донецький національний університет. - К. : ЦНЛ, 2005. - 328 с.
4. Бортник Т. І., Рибчак В. І., Харенко А. О. Маркетинг: навч. посіб. для студ. ВНЗ / Уманський держ. аграрний ун-т. - Умань : [УВПП], 2008. - 312с.
5. Васюткіна Н.В. Маркетинг: навч. посіб. для студ. ВНЗ / Європейський ун-т. - К. : Видавництво Європейського ун-ту, 2007. - 227с.
6. Гаркавенко С.С. Маркетинг: Підручник для студ. екон. спец. вищ. навч. закл.. - 4.вид., доп. - К. : Лібра, 2006. - 717с.
7. Гірченко, Т.Д. Маркетинг [Текст] : навчальний посібник / Т. Д. Гірченко, О. В. Дубовик ; Мін-во освіти і науки України, Львівський банківський ін-т. - К. : ЦНЛ : Інкос, 2007. - 255 с.
8. Дэниелс Дж., Радеба Ли. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, - М.: 1994г.
9. Какорина Л.А. Международный маркетинг. Учебное пособие, - Магадан: Издательство МПУ, 1997, - 60 с.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] : краткий курс : пер. с англ / Ф. Котлер. - новое изд. - М.-СПб.-К. : Вильямс, 2007. - 656 с.
11. Маркетинг для магістрів [Текст] : навчальний посібник / ред. Ілляшенко. - Суми : Університетська книга, 2007. - 928 с.
12. Маркетинг у прикладах і завданнях [Текст] : навчальний посібник / ред. Ілляшенко. - Суми : Університетська книга, 2006. - 400 с.
13. Маркетинг: Стратегии, с которыми побеждают / Алена Мальцева (сост.). - К. : Издательский Дом "Максимум", 2006. - 314с.
14. Менеджмент для магистров: Уч.пособие / Под ред. Д.э.н., проф.А.А.Епифанова, д.э.н., проф.С.Н.Козьменко. - Сумы: ИТД «Университетская книга» 2003. - 762с.
15. Петруня, Ю. Є. Маркетинг [Текст] : навчальний посібник / Ю. Є. Петруня. - К. : Знання, 2007. - 325 с.
16. Пілецький В.Т., Мананнікова О.Ю. Маркетинг: теорія, практика, самостійна робота, контроль: Навч. посіб. / Донбаський держ. технічний ун-т. - Алчевськ : ДДТУ, 2007. - 388с.
17. Сейфулаева М.Э. Концепция международного маркетинга. Маркетинг в России и за рубежом № 1/1998
18. Черномаз П.А. Международный маркетинг. X.: Консум, 2000.-160 с.
19. Шубин А.А., Бритченко И.Г. Маркетинг менеджмент: новые решения: моногр. / Донецкий национальный ун-т экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского / Александр Александрович Шубин (ред.). - Донецк : ДонНУЭТ, 2007. - 326c.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Рыбные консервы и пресервы |
Контрольная работа | Философия эпохи Возрождения |
Контрольная работа | Правовое положение Правительства РФ. Взаимодействие Администрации Президента РФ и Правительства |
Контрольная работа | Разделение труда и уровни управления |
Контрольная работа | Понятие избирательного права и избирательной системы |