21
Контрольная работа по политической экономике
Теория и практика налогообложения
2002
Содержание
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги -- основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 -- 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 -- 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, -- признак не рабства, а свободы.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выде-лить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо-щи откупщиков. На втором этапе (XVI -- начало XIX вв.) в стра-не возникает сеть государственных учреждений, в том числе фи-нансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавли-вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на-конец, третий, современный, этап -- государство берет в свои ру-ки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Налог -- это обязательный безвозмездный платеж (взнос), уста-новленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обяза-тельном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использо-ваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина -- это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее.
Характерными чертами налога как платежа являются:
-- обязательность;
-- индивидуальная безвозмездность;
-- отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управ-ления;
-- направленность на финансирование деятельности государства или муници-пальных образований.
Налоги выполняют следующие функции:
Регулирующая. Госyдарственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
-- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении ”правил игры”, то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения дейтсвyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
-- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ -- наyчно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов -- фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры -- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития -- фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Налогообложение -- это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за-кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по-требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу-чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу-дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения -- это равномерность и определенность. Равномерность -- это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря-док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначе-ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглаша-лись последующие авторы. Они сводятся к следующему:
”1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов пра-вительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно опреде-лен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...
4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства”.
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют ника-ких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали ”аксиомами” налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом но-вого времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно-стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про-грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи-вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди-накова для всех облагаемых сумм).
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но-сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо-пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав-лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде-ний, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной эконо-мической политики.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
Общественные отношения, возникающие при установлении, взи-мании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические при-знаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отноше-ния, принято называть институтом финансового права или даже под-отраслью -- ”налоговое право”. Совокупность нормативных актов образу-ет налоговое законодательство.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый -- (от слова кадастр -- таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации
Декларация -- документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.
Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника
Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Классификацию налогов можно проводить по разным признакам, например в зависимости от компетенции соответст-вующих органов представительной власти и местного самоуправле-ния в отношении установления и введения налогов. В зависимости от плательщика налога налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В зависимости от связи с объектом налогообложения нало-ги подразделяются на прямые и косвенные.
С учетом исторических особенностей образования современной налоговой системы и потребностей налогового планирования все существующие сейчас налоги можно классифицировать в виде следующей схемы:
Налоги с натуральной базой обложения: подомовые налоги; подушевые налоги; специфические таможенные пошлины;
Налоги со стоимостной базой обложения:
а) налоги на базе валового дохода: акцизы; налоги с оборота; таможенные пошлины; налоги на имущество, капиталы и т.д.; налоги на проценты, дивиденды и т.д.;
б) налоги на базе очищенного дохода: корпорационный налог; налог на индивидуальные доходы; налог на добавленную стоимость; налог на наследства.
Переход к системе обложения на основе прироста только состояния налогоплательщика (т.е. годовой суммы его чистого дохода) потребовал создания условий для того, чтобы общая сумма взимаемых с него налогов не превысила пределов этого дохода. В прошлом этому ограничению не придавалось значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем реализуемыми доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому условию предается весьма важное значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до трех пятых всей суммы национального дохода.
Поэтому для обеспечения этого условия пришлось создать новые формы взаимного учета различных видов налогов, и среди них наиболее важное значение имеет система подоходных налогов. Эта система включает в себя ряд предварительных, авансовых налогов и окончательный налог, в котором эти налоги суммируются путем так называемого налогового кредита. В общем виде эта система может быть представлена следующим образом:
Налог на индивидуальные доходы
1. Налоги на прирост капитала:
1.1. Доходы от капитала и другие фиксированные доходы (ренты и др.).
2. Налоги ”у источника”:
2.1. Доходы от капитала и другие фиксированные доходы (ренты и др.).
3. Налоги на прибыли в корпоративном секторе бизнеса:
3.1. Корпорационный налог.
3.2. Налог ”у источника” на дивиденды.
3.3. Налоги на нераспределенную часть прибыли.
4. Налоги на прибыли некорпоративного бизнеса и доходы от труда за свой счет.
5. Налоги ”у источника” с заработной платы:
5.1. Заработная плата и другие доходы от работы по найму.
Такая система подоходных налогов, с известными модификациями, существует во всех развитых капиталистических странах. Ведущую роль в ней играет налог на индивидуальные доходы, которым облагается вся сумма доходов каждого отдельного налогоплательщика (в некоторых странах допускается суммирование доходов для супружеских пар). Налог на индивидуальные доходы взимается по прогрессивно растущим ставкам, которые для наиболее высоких доходов могут достигать 75-80%. Авансовые или предварительные налоги взимаются с определенных видов доходов по мере их получения, т.е. ”у источника”. Для этих налогов установлены твердые, фиксированные ставки: для процентов и дивидендов обычно 25-30%, для лицензионных платежей и выплат по авторским правам -- 10-12% и т.д. Для удержания налогов из заработной платы обычно применяются специально разработанные шкалы налоговых ставок.
Нужно отметить, что из дохода делают различные вычеты, формирующие необлагаемый минимум. Они зависят от наличия иждивенцев, зависимых детей, источников дохода, возраста плательщика. Помимо этих вычетов во многих странах установлены границы нулевой ставки налогообложения. Налоговое бремя на высокие личные доходы в странах Европы весьма тяжелое, но доходы в пределах прожиточного минимума обычно освобождены от налогов.
Налоги с предприятий
Налог на прибыль корпораций -- налог на прибыль юридических лиц (акционерных обществ, банков и т.д.) за минусом суммы установленных вычетов и скидок. К вычетам относятся: производственные издержки, проценты по задолженности, убытки, расходы на рекламу и представительство, на научно-исследовательскую работу, дивиденды. Взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.
Специальная система обложения существует для корпоративного сектора бизнеса. Все капиталистические предприятия, образованные в форме акционерных компаний (в США -- корпораций), облагаются специальным корпоративным налогом (corporate income tax), Его ставка составляет обычно 45-60% и базой обложения служит чистая прибыль корпорации. Оставшаяся после уплаты корпорационного налога часть прибыли -- если она распределяется среди акционеров, и налогом на перераспределение прибыли -- если она остается в виде резервов корпорации.
Прибыли некорпорационного сектора бизнеса (во многих странах он охватывает до 25-30% всей сферы коммерческой деятельности) рассчитываются по тем же правилам, непосредственно налогом на индивидуальные доходы и по его ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и с окончательным расчетом по представлении годового баланса). По окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны). Налоговые органы рассчитывают сумму налога (на индивидуальные доходы), исходя из общей суммы доходов налогоплательщика, и затем из суммы налогов вычитают (”кредитуют” эту сумму) удержанные прежде суммы авансовых налогов. Оставшаяся сумма налогов довзимается с налогоплательщика.
Таким образом, происходит суммирование авансовых налогов с последующим вычетом их из суммы окончательного налога. В последние годы наблюдается тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на индивидуальные доходы были подключены и поимущественные налоги, а некоторые страны даже становили ограничения, что вся сумма налогов для любого налогоплательщика не может превышать 75-80% общей суммы его доходов. На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения, поскольку даже при применении налоговых ставок до 70-75% ”эффективная” налоговая ставка не превысит 45-50%, а как показывают данные налоговых органов, в действительности богатые налогоплательщики, пользуясь широкими льготами, редко уплачивают налоги по ”эффективной” ставке более 30%.
При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок, прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода. Однако по повышенной ставке облагается не весь доход, а только та его часть, которая попадает в соответствующий данной ставке избыток дохода. В первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается). Таким образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75%, то предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя. Сумма всех частей рассчитанного таким путем налога по отношению ко всей сумме дохода и есть ”эффективная” налоговая ставка.
Отличие авансовых налогов от налога на индивидуальные доходы состоит в следующем: а) первые уплачиваются непосредственно в момент получения дохода, а расчеты по последнему налогу производятся лишь в конце налогового периода; б) первые уплачиваются не получателем, а плательщиком дохода; в) первые налоги рассчитываются с полной суммы уплачиваемого дохода без каких-либо вычетов, а последний взимается с чистого дохода за минусом долгов, издержек, с предоставлением льготных вычетов и т.д.
Налог на добавленную стоимость -- налог, объектом обложения которого является разница между выручкой, полученной при реализации товара или оказании услуг, и стоимостью покупок у различных поставщиков. Здесь речь идет о вновь созданной стоимости, являющейся источником заработной платы, взносов в фонд социального страхования, предпринимательской прибыли. Иными словами, в облагаемый оборот включается не вся выручка от реализации товаров и услуг, а лишь добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации.
В большинстве стран мира, параллельно с уже рассмотренной системой подоходных налогов, действует система налогов на добавленную стоимость (value added tax), которую можно считать усовершенстованным вариантом первой системы. В обеих этих системах последующий налог связан с предыдущими путем налогового кредита, т.е. предыдущие налоги вычитаются непосредственно из суммы последующего налога, а не из облагаемого дохода (что было бы менее выгодно для налогоплательщика). Основные различия содержатся в структуре базы обложения: у налога на добавленную стоимость она шире, поскольку допускает вычет только материальных расходов (на сырье, материалы, комплектующие части и т.д.), но не издержек на выплату заработной платы; отсутствуют стандартные вычеты, резервы, включаемые в состав издержек или образуемые за счет прибыли и т.д., разрешенные по корпорационному налогу и налогу на индивидуальные доходы. В то же время капитальные затраты (на приобретение машин, оборудования и т.д.) для целей расчета налога на добавленную стоимость списываются не в порядке амортизации (т.е. с рассрочкой по годам), а сразу же по мере их осуществления (что является весьма мощным стимулом для обновления их производственных мощностей). Таким образом, база налогов на добавленную стоимость охватывает фонд заработной платы и чистую денежную выручку от деятельности предприятия, что резко упрощает налоговый контроль и ограничивает возможности для злоупотреблений налоговыми льготами.
I. НДС
В соответствии с данными доходной части Государственного бюджета Украины на 1995 наибольшую долю (14,3 %) в общем объеме бюджетных поступлений составляет налог на добавленную стоимость (НДС), являющийся разновидностью универсальных акцизов. В мировой практике он превратился в основной налог непрямого действия и заменил во многих странах менее эффективный налог с оборота. С налогом с оборота связано возникновение своеобразного кумулятивного эффекта, состоящего в том, что объект налогообложения содержит налоги, уплачиваемые на предыдущих этапах движения товара. НДС не имеет этого недостатка, но оказывает значительное влияние на общий уровень цен, поскольку он включается в состав цены всех товаров и услуг и является регрессионным по отношению к малообеспеченным слоям населения.
В Украние НДС введен в 1992 г. Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, работ, предоставленных услуг, кроме их реализации на экспорт. В связи с этим НДС имеет широкую базу налогообложения, что обеспечивает стабильность поступления средств в государственный бюджет. Для исчисления НДС к обороту, который включает сумму уже уплаченного налога, сейчас используется ставка 16,67%, а при включении НДС в цены реализованных товаров (работ, услуг) -- 20%. Однако в начале внедрения этого налога он должен был обеспечить доходы бюджета в том самом объеме, что и отмененные налоги с оборота и продаж, действовавшие в 1991 г. На некоторое время в 1993 г. были введены современные ставки НДС. Однако в условиях огромного бюджетного дефицита их быстро упразднили, возвратившись к начальному уровню.
Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется сегодня Декретом Кабинета министров Украины ” О налоге на добавленную стоимость” от 26.12.92 г. и некоторыми другими нормативными актами.
Акцизный сбор
Марка акцизного сбора -- специальныый знак, которым маркируюется алкогольные напитки и табачные изделия и наличие которого подтверждает уплвату акцизного сбора или надлежащее оформление векселя, в случае осуществления операций с указанными товарами на территории Украины.
Плата за марки акцизного сбора -- плата, вносимая заказчиками (импортерами) и украинскими производителями алкогольных напитков и табачных изделий для покрытия затрат государства на изготовление, хранение и реализацию этих марок.
Производство субъектами предпринимательской деятельности в целях реализации на территории Украины алкогольных напитков и табачных изделий без обозначения марками акцизного сбора, а также ввоза на территорию Украины, транспортировке и хранения, приема на комиссию и консигнацию для продажи реализации алкогольных напитков и табачных изделий, на которых нет марок акцизного сбора установленного образца, запрещается.
Уплата акцизного сбора с алкогольных напитков и табачных изделий может производиться по выбору покупателя марок акцизного сбора: в денежной форме до получения марок акцизного сбора или в форме обязательств по простым векселям на сумму акцизного сбора с отсрочкой платежа не более чем на 90 дней с момента предоставления заявки на покупку марок.
Суммы акцизного сбора, которые уплачиваются в денежной форме или в форме обязательств по простым векселям, выданным покупателям марок акцизного сбора во время их приобретения, рассчитываются покупателями марок самостоятельно исходя из объемов производства (импорта) на основе условной фиксированной (специфической) ставки акцизного сбора (то есть фиксированной суммы в долларах США или в экю на единицу соответствующего подакцизного товара). Сумма к уплате по векселю указывается в нем соответственно в долларах США или экю и подлежит взысканию по векселю в случае несвоевременной уплаты акцизного сбора по приобретенным маркам в украинской валюте по официальному курсу НБУ на дату платежа согласно обязательствам по векселю.
Налоговая система -- один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хо-зяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Украины была адаптирована к но-вым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, за-путанность, наличие большого количества льгот для различных кате-горий пла-тельщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увели-чение выпуска товаров народного потребления. Действующее законо-дательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует при-влечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свиде-тельствует, что налоговое законодательство -- не застывшая схема, оно постоянно изме-няется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день -- главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдви-гаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элемен-тов налого-вой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соот-ветствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развер-нуть только на серьезной теоретической основе, которой в Украине еще нет...
Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному по-ложению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика, Москва, “Инфра-М”, 1996.
Налоги: учебное пособие /Д.Г. Черник. М., Финансы и статистика, 1995.
Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. Налогообложение и рыночная экономика. Киев, 1991.
Фишер С., Дорнбуш Д., Шмалензи Р. Экономика. Москва, “Дело”,1997.
Черник Д. Г. Налоги. М., ”Финансы и статистика” , 1994.
Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике, Москва, “Финансы. 1997.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Государственный контроль за деятельностью страховых организаций |
Контрольная работа | Поняття конституційного і державного права |
Контрольная работа | Обеспечение безопасности человека |
Контрольная работа | Иноязычные слова |
Контрольная работа | Образование как фактор социальной мобильности |