КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Финансы»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль государственного бюджета в формировании государственных внебюджетных фондов
2. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, их характеристика
3. Задача
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Роль государственного бюджета в формировании государственных внебюджетных фондов
Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначение государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов органов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования доходов.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
добровольных взносов физических и юридических лиц;
других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству РФ) и представляются в Федеральное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты государственных внебюджетных фондов в форме законов одновременно с принятием Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Государственными внебюджетными фондами РФ являются:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюджетных социальных фондов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение их бюджетов осуществляется представительными (законодательными) органами, а исполнение бюджетов фондов - органами исполнительной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджета и механизма бюджетного регулирования.
Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т.е. исполнение их бюджетов, находится под контролем финансовых органов.
Министерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.
Денежные средства Пенсионного Фонда частично формируются за счет ассигнований из федерального и региональных бюджетов РФ.
При недостатке поступлений средств в Пенсионный фонд Банк России может предоставить кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.
Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.
В обязанности Правительства РФ входит выделение для Пенсионного фонда РФ валютных средств, необходимых для приобретения вычислительной техники.
Размеры поступлений средств в Пенсионный фонд РФ и расходов средств отражаются в бюджете Пенсионного фонда.
Бюджет Пенсионного фонда утверждается в форме Закона Федеральным Собранием РФ.
Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.
Источником образования Фонда в том числе являются средства государственного бюджета. Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.
Бюджет доходов и расходов Фонда социального страхования утверждается законом Российской Федерации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом. Он подотчетен Правительству РФ. Средства Фонда находятся в государственной собственности.
Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
Финансовые средства Федерального фонда образуются в том числе за счет ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта РФ. Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются в том числе за счет бюджетных ассигнований.
Государственный Фонд занятости предназначен для аккумуляции страховых взносов, поступлений из бюджетной системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.
Фонд занятости - государственный внебюджетный фонд. Его средства являются государственной собственностью РФ и находятся в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов - на уровне субъекта РФ, города, района. Фонды занятости в отличие от других государственных внебюджетных социальных фондов не имеют статуса юридического лица. Фонды занятости в городах и районах формируются, в том числе, за счет ассигнований из городских и районных бюджетов. В свою очередь фонды занятости субъектов Федерации и федеральная часть Фонда формируются за счет отчислений из нижестоящих фондов; ассигнований из соответствующих бюджетов; дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящего фонда; доходов от коммерческого использования временно свободных средств соответствующего фонда.
2. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, их характеристика
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды:
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
пенсия по случаю потери кормильца;
социальная пенсия.
Право на пенсию по старости имеют:
мужчины, достигшие возраста 60 лет;
женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.
Пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой части.
Базовая часть пенсии не зависит от стажа работы и заработной платы и определяется Законом «О трудовых пенсиях в РФ».
Базовая пенсия предполагает предоставление всем лицам, имеющим на это право, средств к существованию. При этом, законом установлен минимальный размер базовой части трудовой пенсии в денежном выражении, а не в привязке к прожиточному минимуму. Индексация базовой части трудовой пенсии вряд ли способна улучшить ситуацию, так как в соответствии с законодательством коэффициент индексации и ее периодичность определяются правительством с учетом темпов роста инфляции, но в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Наиболее вероятно, что отношение минимальной базовой части трудовой пенсии к прожиточному минимуму будет постоянно ухудшаться. В первом полугодии 2005 года минимальная базовая часть трудовой пенсии составляла менее 40% прожиточного минимума пенсионера.
Страховая часть пенсии представляет собой отношение расчетного пенсионного капитала и времени дожития пенсионера в месяцах.
Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона «О трудовых пенсиях в РФ».
С 1 января 2002 года срок дожития составляет 12 лет. Он будет постоянно увеличиваться и с 2013 года составит уже 19 лет.
(Отметим, что даже, если гражданин будет жить дольше этого времени, пенсия ему все равно будет выплачиваться).
Законом установлено, что чем позже гражданин, достигнув пенсионного возраста выходит на пенсию, тем меньше будет срок дожития, а, следовательно, тем больше страховая часть пенсии.
Расчетный пенсионный капитал состоит из страховых взносов, которые работодатель, начиная с января 2002 г. ежемесячно платит в Пенсионный фонд за работника, и которые максимально составляют 14 процентов от его зарплаты. Часть этих взносов идет на пополнение пенсионного капитала, из которого потом и рассчитывается страховая часть трудовой пенсии, а другая их часть идет на пополнение пенсионных накоплений, из которых считают накопительную часть пенсии.
В пенсионный капитал, из которого считается страховая часть пенсии по старости, добавляются еще и «денежное выражение пенсионных прав застрахованных лиц», которая определяется, исходя из среднего заработка работника за 2000-2001 г. и трудового стажа на 1 января 2002 г., или из любых 60 месяцев его трудовой деятельности.
Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц.
Ежемесячная накопительная часть трудовой пенсии рассчитывается по тому же принципу, что и страховая, как отношение пенсионных накоплений, в которые идет часть страховых взносов в Пенсионный Фонд к времени дожития.
Накопительную часть пенсии можно доверить как государственной управляющей компании (Внешэкономбанку), так и частной. Управлять средствами накопительной части могут только, компании, прошедшие конкурсный отбор Министерства Финансов РФ.
Основным документом, регулирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов является Закон РФ «О негосударственных пенсионных фондах». Он регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.
2003 год был ознаменован важным событием, повлиявшим на деятельность управляющих компаний, - это начало пенсионной реформы. На момент объявления реформы накопительная часть Пенсионного фонда составляла примерно 45 млрд. рублей. Однако основной результат реформы не был достигнут: доверить свои деньги негосударственным пенсионным фондам решились только 635,3 тыс. человек из 41,5 млн. участвующих в программе. Таким образом, во Внешэкономбанк, исполняющий роль государственной управляющей компании, было перечислено только 45.56 млрд. рублей.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пенсии за выслугу лет - это ежемесячные денежные выплаты, назначаемые гражданам в связи с длительной профессиональной деятельностью, выплачиваемые, как правило, при условии оставления работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет. Данный вид пенсий устанавливается в связи с длительной подземной работой, работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также в случаях занятия лицами некоторыми видами профессиональной деятельности, связанной с риском преждевременного профессионального старения (ст. 77 Закона «О государственных пенсиях в РФ»).
Пенсия за выслугу лет служит формой материального обеспечения таких категорий работников, которые в силу особого характера профессии не могут продолжать работать по данной профессии в силу особых требований, предъявляемых к состоянию здоровья данной категории работников, либо в силу того, что дальнейшая работа по прежней профессии не всегда целесообразна в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями, а также в силу того, что продолжение работы в этих условиях труда может привести к утрате или снижению трудоспособности, установлению инвалидности.
При установлении пенсии за выслугу лет преследуется следующая цель - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, компенсировать им в значительной части утраченный заработок в связи с переходом на другую работу либо полным прекращением трудовой деятельности.
Пенсия за выслугу лет назначается при наличии определенной продолжительности специального трудового стажа, как правило, независимо от возраста и состояния профессиональной трудоспособности. Специальный трудовой стаж - это суммированная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно-полезной деятельности, с которыми закон связывает определенные правовые последствия. Продолжительность специального трудового стажа влияет на размер пенсии. Порядок исчисления специального трудового стажа устанавливается с учетом особенности и специфики характера и условий труда, а также профессий. За исключением, установленным для работников гражданской авиации в случае оставления летной работы по состоянию здоровья, законом не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет при неполном специальном трудовом стаже. В некоторых случаях дополнительными условиями для назначения пенсии за выслугу лет могут быть: достижение определенного возраста и наличие общего трудового стажа.
Пенсии за выслугу лет назначаются кругу лиц, четко определенному законодательством и выплачиваются, как правило, при условии оставления работы, при выполнении которой она установлена. Пенсии за выслугу лет установлены для работников просвещения и здравоохранения, работников летно-подъемного состава гражданской авиации, работников театрально-зрелищных предприятий и коллективов, военнослужащих рядового и начальствующего состава органов МВД, работников прокуратуры, имеющих классные чины, работников таможенной службы, а также для государственных служащих. Правительство РФ по согласованию с Пенсионными фондом РФ утверждает списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги лет и назначения пенсий (ст. 83 Закона «О государственных пенсиях в РФ»).
3. Задача
На основании нижеприведенных данных рассчитать сумму единого социального налога.
Предприниматель Зуев А.И. ремонтирует бытовую технику. Доходы, полученные предпринимателем за 2001 год, составили 450000 руб. Расходы, связанные с получением этих доходов составили 400000 руб. Налоговые льготы в 2001 году не применялись. Предприниматель уплачивает налоги в общеустановленном порядке.
Вопросы исчисления и уплаты единого социального налога регулирует глава 24 Налогового Кодекса РФ (далее - НК). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 235 НК налогоплательщиками данного налога являются индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения для них является доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 2, ст. 236 НК). Т.е. В данном случае объект налогообложения равен:
450000 - 400000 = 50000 руб.
Согласно п. 3 ст. 241 НК для индивидуальных предпринимателей при сумме налогообложения меньшей 280000 руб. устанавливаются следующие налоговые ставки:
7,3% - в федеральный бюджет;
0,8% - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
1,9% - территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Итого: 10%.
Следовательно, предприниматель должен уплатить 0,1 х 50000 = 5000 руб., из них:
50000 руб. х 0,073 = 3650 руб. - в федеральный бюджет;
50000 руб. х 0,008 = 400 руб. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
50000 руб. х 0,019 = 950 руб. - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый Кодекс РФ.
2. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Закону РФ о государственных пенсиях в РФ. М., 2003.
3. Качанова Е.А. Государственные и муниципальные финансы. М.: Мысль, 2006.
4. Семенова М. Рейтинг управляющих компаний.//Финансовые известия-23.04.2004.
5. Цветков И. Готовимся к выездной проверке по ЕСН.// Центр фискальной политики, 2005.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Проверка радиального биения валов индикатором |
Контрольная работа | Анализ динамики аварийности на взрывопожароопасных промышленных объектах |
Контрольная работа | Роль риторики в современном обществе |
Контрольная работа | Социальное неравенство и стратификация |
Контрольная работа | Эколого-экономический анализ туристско-рекреационных ресурсов Китая |