13
Федеральное государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Челябинский юридический техникум»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету ФИЛОСОФИЯ
Вариант №4 студента 3 курса группы З-50
Тактарова Александра Юрьевича
План
1. Философия и ее роль в жизни человека
1.1 Мировоззрение как способ духовного освоения мира. Миф и религия как формы мировоззрения
Термин «мировоззрение» был введен в в Германии в конце XVIII века немецким естествоиспытателем и философом И. Кантом.
Мировоззрение совокупность общественных взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем человека.
Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение.
В структуре мировоззрения выделяются несколько составляющих:
а) Мироощущение эмоционально-психологическая сторона мировоззрения;
б) Мировосприятие формирование познавательных образов на основе наглядных представлений.
в) Миропонимание все взгляды, представления связанные с пониманием, с объективным.
Связь мировоззрения с философией заключается в том, что философия - это одна из составляющих в структуре мировоззрения, относящаяся к миропониманию.
Выделяют 2 основных уровня миропонимания, два способа духовного освоения мира:
Обыденный, или практический сосредотачивает представления, взгляды, оценки каждого отдельного человека; этот уровень представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией.
Теоретический уровень Для этого уровня характерно построение цельной, структурной системы, стремление к истине, стремление избавиться от характеристик обыденного уровня.
Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.
Зачастую в философской литературе обыденное мировоззрение называется мироощущением, которое определяется как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, а теоретическое - как миропонимание. На этом уровне отражения создается концептуально оформленная модель мировоззрения. В структурном отношении теоретический уровень мировоззрения характеризуется логической стройностью и оформленностью.
Философия, наряду с наукой, относится к теоретическому уровню мировоззрения, причем при соотношении философии и мировоззрения заметно, что философия является в историческом смысле далеко не первым типом миропонимания, а самым поздним из всех существовавших.
Самой ранней формой мировоззрения было мифологическое, суть которого состояла в том, что только мифы могли объяснить всё неизвестное и неопознанное. По мере исторического развития общества появилось религиозное мировоззрение. Религия представляет собой массовое сознание, которое было не чем иным, как прочувствованием целостности бытия.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.
Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое универсальное олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более «доступными» влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т.п. Подобно тому, как недостаток положительных знаний о различных объектах действительности восполнялся в мифологии воображением, фантазией, так и отсутствие реальных средств воздействия на эти объекты восполнялось иллюзорными средствами их практического освоения.
Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.
Не менее важную роль в мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.
Существуя на протяжении десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются:
а) тотемизм - мировоззрение рода:
В нем нашла фантастическое отражение прежде всего индивидуально-родовая зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме - животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее.
б) культ предков:
На смену мировоззрению рода - тотемизму - приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии природы.
в) анимизм:
Становление личности и ее постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к индивидуализации богов. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Представление об универсальной родственной связи сменяется представлением о господствующей в мире духовно-волевой связи. Эпоха разложения родового строя порождает представление о душе, о существовании души и тела, в результате чего возникает переходная от мифологии к религии форма - анимизм.
Таким образом, мифология - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно-регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.
Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности.
Прежде всего, религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную.
Неотъемлемой чертой религиозных мифов и представлений является их догматизм. Возникнув, религия сохраняет известный запас представлений на протяжении нескольких веков.
Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.
Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Последний вскрывает смысл образа, но не опровергает и не разрушает его. Эта особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной веры над разумом.
Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее.
Следующая особенность религиозно-мировоззренческого способа освоения действительности - универсализация духовно-волевой связи, представление о которой постепенно вытесняет мифологические представления о всеобщей родственной связи. С точки зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.
Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Отношение к действительности, определяемое религиозным мировоззрением, существенно отличается от иллюзорно-праксеологического способа действий, связанных с мифологическим мировоззрением. Это пассивное отношение к действительности. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и другие действия).
Таким образом, религиозное мировоззрение -- это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение прошло длительный путь развития, от первобытных до современных (национальных и мировых) форм.
Возникновение религиозного мировоззрения было шагом вперед на пути развития человеческого самосознания. В религии постигалось единство между разными родами и племенами, на основе которых создавались новые общности -- народности и нации. Мировые религии, например христианство, поднимались даже до осознания общности и провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них подчеркивала особое положение своих последователей.
Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. Между тем в истории случались религиозные войны.
В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества. И мифология, и религия возникли из практического отношения человека к миру и были направлены на преодоление чуждости, враждебности внешнего мира. Хотя в них и наметились основные мировоззренческие проблемы, однако они не смогли обеспечить осознание человеком всей сложности его социального бытия.
Философия пришла на смену мифологии, и ее возникновение знаменовало собой колоссальный переворот в стиле мышления. В мифах человек постигал природу в воображении, но на определенном этапе такой стиль мышления вступал в противоречие с новой общественной потребностью, рождавшейся на основе усложняющейся практической деятельности, - потребностью в научном познании мира. Философия и возникла как ответ на эту потребность; она разрешила возникшее противоречие в пользу рациональности, закладывая тем самым необходимую основу для научного познания, идущего на смену эпосу, фантастическим повествованиям о природе и человеке. При всей кажущейся современному человеку наивности рассуждений древних мудрецов они совершили великий подвиг, начав осмысление и изучение явлений природы, исходя из нее самой, обратившись от сверхъестественного к силам естественным. Конечно, такой коренной переворот в мышлении мог произойти лишь при условии отделения умственного, интеллектуального труда от физического, осуществившегося в классово-антагонистическом обществе. Именно в нем образовалась особая социальная группа людей, свободных от изнурительного физического труда и занятых трудом умственным.
Итак, мировоззрение как отражение человеческого бытия в мире является формой общественного самосознания человека и духовно-практическим его освоением.
Значение мировоззрения в жизни человека, прежде всего, состоит в том, что именно оно формирует его внутренний мир, основные идеалы и ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного бытия, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр. Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др. Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия.
Воружая людей знаниями о мире и о человеке, его месте в мире и возможномях его познания и преобразования, мировоззрение не только способствует осознанию социальными субъектами целей и смысла эжизни, но и оказывает влияние на формировании жизненных установок.
В системе человеческих ценностей особое место занимает нравственность.
Моральное сознание детерминирует поведение людей и их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственный криерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности.
Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений, - длительный, сложный и противоречивый процесс.
Появление морали трудно переоценить; любая активная форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им может свести на нет самые грандиозные успехи практической и научной деятельности, политики, экономики, идеологии.
Формирование моральных норм, принципов, традиций знаменует собой переход от стихийных форм регулирования поведения и взаимоотношений к упорядоченным, сознательно регулируемым. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро и зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.
В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Его специфика как знания состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения «человек - мир». С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический, аксиологический и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия.
Онтологическое (онтология -- учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи.
Гносеологическое, или познавательное (Гносус знание) - отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.
Практическое, или праксеологическое отношение к миру -- это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.
Аксиологическое (доминирующее отношение) - ценностное отношение человека к миру и своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни. Компонент мировоззрения, в котором предмет выражается не через систему понятий (картина мира) или идеальных представлений и образов (идеал), а через иерархию ценностей.
1.2 Возникновение философии , ее предмет и круг проблем. Функции философии
К числу основных функций философии следует отнести: методологическую, идеологическую, гносеологическую, мировоззренческую, практически-деятельную.
Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями и о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
Философия составляет методологическую основу мировоззрения. Для построения мировоззрения она дает исходные, основополагающие принципы, применение которых позволяет человеку выработать свои жизненные установки, которые становятся главными ориентирами, определяющими характер и направленность его отношения к действительности, характер и направленность практической деятельности. Сердцевина мировоззрения -- осознание человеком целей и смысла жизни.
Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Эта функция предполагает, что отношение человека к миру должно исходить из осознания им природы и сущности мира и человека, предельных оснований их бытия, осознания человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры мира и состояния, в котором он находится.
Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключают в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе. Конечно, в различных философских системах интерпретация этих исходных принципов различная. Тем не менее, в этих интерпретациях просматривается стремление к уяснению специфики именно философского осмысления действительности и места в ней человека.
Для примера остановимся кратко на характеристике методологических принципов диалектико-материалистической философии. Такими основными методологическими принципами являются:
-- принцип материализма, требующий рассматривать все явления действительности, исходя из признания материального единства мира;
-- принцип диалектики, требующий рассматривать все явления с точки зрения их места в системе всеобщих связей, причин, закономерностей возникновения, развития, их влияния на другие явления. Главной особенностью принципа диалектики является раскрытие источника самодвижения, саморазвития, которое заключается в противоречиях самой сущности вещей;
-- принцип субъективного отношения к действительности, смысл которого заключается в том, что подход к анализу, оценке явлений, принятие решений для практической и познавательной деятельности осуществляется с позиции интересов социальных субъектов (лиц, групп, классов). Человек как социальный субъект не пассивно созерцает мир, а стремится к активному его освоению для обеспечения своего существования и развития;
-- принцип практики, заключающийся в том, что вся жизнедеятельность человека, его отношение к действительности определяется необходимостью преобразовательной деятельности, основу которой составляет материальное производство. Практика -- это способ бытия человека, основа, определяющая содержание и особенности всех сторон его жизни, содержание его самого как субъекта социальной действительности.
На основе всех этих принципов в их взаимосвязи формируется система производных методологических принципов: принцип объективности, детерминизма, конкретно-исторического подхода, всеобщей связи, развития и многие другие.
Гносеологическая функция философии состоит в том, что она, ориентируя познавательное, отношение человека на раскрытие природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, о человеке, а с другой -- оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них в своей сфере, осознания действительности через призму отношения "человек-мир", а также определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.
Развиваясь на основе обобщения результатов осознания отношения к действительности в области политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного сознания, философия выступает как особая сфера познавательного отношения человека к действительности. В то же время, философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности. Через призму философского видения человека и мира философия рассматривает вопросы о сущности самого познавательного процесса.
Важной функцией философии является идеологическая. Чтобы раскрыть специфику этой функции, необходимо исходить из того, что сущность человека в своей действительности выступает как совокупность (ансамбль) всех общественных отношений (К. Маркс). Интегрированным выражением всей системы общественных отношений является общественный строй, основу которого составляют экономические отношения и институты, обеспечивающие их функционирование, и который определяет общий способ, степень и характер удовлетворения потребностей людей, характер и направленность их жизнедеятельности. Зависимость жизнедеятельности социальных субъектов от характера общественного строя находит свое выражение в коренном интересе, осознание которого составляет основное содержание идеологии. Таким образом, идеология выступает как осознание человеком своего отношения к тому непосредственному миру своего бытия, от которого зависят возможности удовлетворения потребностей, развития сущностных сил человека. Складывается ситуация, при которой решение любых проблем, идет ли речь об отношении человека к природе, к той или иной стороне общественной жизни, зависит от того, в какой степени общественный строй обеспечивает или не обеспечивает необходимые условия жизнедеятельности человека. Общественный строй выступает как фактор, обусловливающий особенности функционирования всех общественных отношений, как некий императив, оказывающий регулирующее воздействие на развитие общества как системы, на взаимоотношения социальных субъектов. Поэтому отношение социальных субъектов к действительности, ко всем сферам жизни осуществляется через призму отношения к общественному строю. Концентрированное выражение идеологии, воплощенное в общественном идеале, становится высшей целью жизни социальных субъектов. Осознание необходимости утверждения общественного строя, соответствующего интересам социальных субъектов, превращает представление о том строе в социальный ориентир, стремление к утверждению такого строя становится высшей целью социальных субъектов. Осознание необходимости воплощения этой цели в жизнь определяет смысл их жизни.
Можно сказать, что идеологическая функция философии заключается в том, что она, решая вопрос о сущности человека и о мире его бытия, дает ключ к осознанию своего отношения к непосредственным условиям общественной жизни, к факторам, определяющим специфику непосредственной, реальной жизни.
Практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие активного, преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых -- важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.
Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания, ее содержания, ее функций является важным условием превращения ее основных положений в мировоззренческие ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и к самому себе. Этот вопрос является особенно важным в современных условиях, когда вместе с обострившейся необходимостью защиты и воспроизводства окружающей среды, реального мира бытия человека возникла настоятельная потребность сохранения, защиты и воспроизводства духовного мира человека. Сейчас перед философией стоит задача обоснования такой картины мира, мира человеческого бытия, в которой главное внимание было бы уделено развитию самого человека, исследованию путей и средств обеспечения развития его способностей и творческих сил.
Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия отвечала на вопросы, которые были уже поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался на теоретическом, согласующемся с логикой и практикой, анализе этих вопросов.
Первые мыслители античного мира стремились главным образом понять происхождение многообразных природных явлений. Но уже в то время начинается размежевание между отдельными областями зародившегося знания. Выделяются математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило также развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и направления. Формировались такие философские дисциплины, как онтология - учение о бытии, или о сущности всего существующего; гносеология - теория познания; логика - наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления; философия истории; этика; эстетика.
Начиная с эпохи Возрождения и особенно в XVII - XVIII веках процесс размежевания между философией и специальными науками совершается несколько ускоренными темпами. Механика, физика, а затем химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимоотношения с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а обретает свой круг проблем. Она исследует предельно общие характеристики как самого человека и условий его жизни, так и того мира, в котором он живет.
Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем - философии. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности.
Но отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Стало это возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, есть самопостижение.
Термин «философия» происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.
Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функции, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления.
Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
Между тем вопрос о соотношении философии и науки не может быть решен однозначно. Дело в том, что в современном общественном сознании между философией и наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой - не ставится и непроходимой преграды.
Философское сознание доступно, как правило, лишь наиболее образованной части общества. Оно включает в себя не только точные знания, но и мудрость человека как обобщение его жизненного опыта. В отличие от точных наук, философии всегда присуще личностное отношение к явлениям общественной жизни. Ни одна из наук не исследует сложнейшие мировоззренческие вопросы о смысле жизни человека, о его смерти и бессмертии, о призвании человека в обществе. Для философии же все это есть одна из важнейших ее задач.
Кратко говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения. Она есть прежде всего искусство мышления, призванное помочь человеку обрести мудрость, или “добрый разум” как важную интеллектуальную характеристику.
Философию интересует не просто мир сам по себе, а именно отношение сознания и бытия и даже шире - человека и бытия, его практическое и познавательное отношение к миру. Основной вопрос философии задает ракурс именно философского подхода к проблемам. Поэтому философский аспект может возникнуть в любой науке в том случае, когда появляется необходимость осмыслить полученные результаты с точки зрения их отношения к реальности.
Философию всегда интересовал не мир сам по себе, а в связи с человеком. Поэтому в определенном смысле философию можно назвать наукой о человеке и его месте в мире, о том, как он познает этот мир, как относится к обществу и другим людям. Сам характер такого осмысления зависел от исторических условий, социальной позиции философа и поэтому менялся от эпохи к эпохе.
Возникнув как наука о всеобщем, философия лишь постепенно вычленяла, выкристаллизовывала свой собственный предмет, осознавала его особенности и связь с предметом исследования конкретных наук.
Предметом философии являются наиболее общие законы бытия и развивающейся на его основе практической и познавательной деятельности.
В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Специфическим объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир". Предмет философии характеризует то, под каким углом зрения объект отражается в сознании. А так как объектом философии является отношение "человек-мир", то, естественно, на первый план выступает вопрос о природе и сущности мира и человека, о всеобщих, предельных основаниях их бытия, о первых началах, а также о том, как этот мир устроен, какие взаимосвязи существуют в мире, а также между человеком и миром. Таким образом, можно сказать, что предметом философии является ее объект -- отношение "человек-мир",-- рассматриваемый с точки зрения природы и сущности мира, природы и сущности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей его познания и преобразования, а также с точки зрения устройства мира, его общей структуры и состояния, в котором он находится.
Философия - это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе «мир - человек», составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Основные философские проблемы: мир, человек и отношение человека к миру. Они сами всеобщи, предельны - предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.
Говоря о человеческой жизни, мы непременно связываем себя с одной из самых сложных философских проблем - проблема ее смысла. Понятие ценности жизни и ее смысла очень близки, но не взаимозаменяемы. Рано или поздно создается впечатление, что жизнь является средством для достижения какой-то цели. Смысл, таким образом, означает включение чего-то осмысливаемого в нечто более обширное, связанное с ним. Проблема смысла жизни имеет напряженное и даже драматическое звучание, потому, что ее решение для каждого человека определяет его жизненный вектор. В решении этой проблемы жизнь с особой очевидностью обнаруживает свою противоположность - смерть. Смерть рано или поздно обозначает конец существования личности. Однако, понимание блага смерти едва ли поможет кому-либо спокойно ожидать конца своей единственной жизни. Именно поэтому человек искал и ищет путь к бессмертию.
Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности человека), не бывает. Философские проблемы, непосредственно связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер и, более того, зачастую предлагаются «вечные и неизменные» решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и «вечные» философские проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека.
Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом. Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.
Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.
Философско-теоретической трансформацией фундаментальной мировоззренческой проблемы является основной вопрос философии, в котором отношение «человек - мир» преобразуется в отношение «дух - тело», «сознание - природа», «мышление - бытие». То или иное решение этого вопроса образует основу философского учения. В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира).
Основной вопрос имеет две стороны:
что первично - дух или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два главных направления: материалисты и идеалисты. Материализм исходит из признания первичности материального начала. Идеализм существует в двух разновидностях: субъективный идеализм и объективный идеализм. Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений. Это - субъективные идеалисты. Другие -- это духовное представляют в виде ничейного, так называемого абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п. Это - объективные идеалисты.
Отношение наших знаний о мире к самому этому миру.
Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений.
Вся история философии есть история борьбы двух ее основных партий в философии - материализм и идеализм. Борьба между этими партиями жива и поныне. Она является отражением борьбы классов и, будучи важнейшим элементом идеологической борьбы, носит бескомпромиссный характер.
Кроме этих основных способов решения основного вопроса философии есть еще дуализм, признающий дух и природу, сознание и материю, мышление и бытие двумя самостоятельными началами. Это -- специфическая попытка преодолеть противоположность между материализмом и идеализмом.
1.3 Диалектика и метафизика (основные методы философии)
Один из основных вопросов, изучаемых наукой философией - вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря - вопрос об общей структуре мира и состоянии, в котором последний находится.
Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической. Диалектика -- концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния -- он находится в движении, развитии.
Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.
Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.
2. Философия культуры
2.1 Понятие культуры
Философия культуры - это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.
Термин “культура” переводится с латинского языка как “возделывание”, “уход”, “обработка”, “почитание”. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и следовательно, культура тоже многолика. Однако культура - это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура - это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.
С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества - орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.
Материальная культура - все, что создано человеком. Она служит целям преобразования природы с помощью знаний и орудий труда, что символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках). Обобщенное определение всех форм человеческой активности дали римляне: именно они назвали «культурой» те формы искусственного, рукотворного бытия, которые получены человеком в результате преобразования бытия естественного -- «натуры». Так зарождалось первоначальное представление о культуре, противостоящее мифологическому отчуждению человеком всех своих творческих сил богам.
Культура духовная - умение видеть и чувствовать мир человеческой жизни. Человек отличается от других живых существ способностью развиваться духовно. Физический труд сыграл, безусловно, важную роль в развитии человека, но трудиться способны и многие представители животного мира и даже мира насекомых (например, муравьи). Этот факт дает основание считать, что культурная работа была для развития человека важнее, чем физический труд. Существует точка зрения, что культура производна от слова (культ) - от совокупности действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, (общался) с ними. Важнее, чем обработка земли, было создание тотемных столбов, молитвенных дощечек, ритуальных танцев и песен, исполнение обрядов, то есть совершение чисто человеческих действий, преображавших душу человека. И сама обработка земли была священным обрядом, частью культа - похороны зерна как разъятого тела бога и затем возрождение этого бога в виде выросших растений. Так же как обработка зерна или приручение животных первоначально носили культовый, религиозный характер, так и исскуство в своих первых проявлениях выполняло священную функцию - заклинало злые силы. И техника, работа с первыми орудиями труда, первые согласованные действия в совместном труде целиком находились в рамках религиозного обряда. Лишь постепенно утрачивался, выветривался религиозный смысл многих действий, - и оставался утилитарный набор операций и инструментов.
Русский мыслитель П.Флоренский писал, что культура как бы отщепляется от культа. Она является “вместилищем” ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека - идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других. Духовная культура выполняет социализирующую функцию, играет главную роль в формировании человеческого в человеке - высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, - это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.
2.2 Закономерности развития культуры
Каждое общество осуществило свой отб ор культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.
В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. Чрезвычайно сложно определить общие черты, свойственные всем культурам, культурные универсалии. Существуют разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Все культурные особенности обусловлены историей определенного общества. В рамках марксистской концепции общественного развития была разработана теория пяти последовательно сменяющих друг друга социально-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Основу смены этих формаций определяла диалектика производительных сил и производственных отношений. Понятие «прогресс», особенно в сочетании с прилагательным «научно-технический» предопрелеляет поступательность развития истории человеческой цивилизации. Однако когда речь идет о культуре в целом, а не только о технологической составляющей культуры, понятие прогресса далеко не охватывает всех возможных траекторий ее изменений. В условиях разделения труда и его все более узкой специализации, области собственно материальной и духовной культуры имеют тенденцию к обособлению, к отделению и к противопоставлению друг друга.
Необходимо различать понятие прогресса в истории, духовной жизни, в сфере науки, техники и искусстве. Уже в доклассовом обществе материальная и духовная культура обособились друг от друга, так как творцами одной из них стали трудящиеся, а другой - духовная элита (жрецы, вожди, художники). Эти факторы объясняют неравномерность развития культуры не только среди народов, населяющих различные уголки земного шара, но и в рамках каждого отдельно взятого государства, в зависимости от этапа его исторического, политического и экономического развития, а также воздействия факторов окружающей среды (например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры). Разделение общества на общественные классы и сословия способствовало формированию в недрах одного и того же общества разных культур, однотипных в своей основе, но имеющую разную ценностную ориентацию.
Огромное влияние на равномерность развития культуры общества оказывает политическая составляющая. Следует отметить, что когда ориентации и культурные ценности начинают рассматриваться исключительно с партийных и классовых точек зрения, духовная жизнь общества зачастую оказывается сведенной к вражде партий, классов и культур. Везде, где культивировалось враждебное отношение к культурным традициям прошлой культуры страны и к ее истории, можно наблюдать застой и даже регресс в развитии и материальной и духовной культуры (советское общество, Китай периода «культурной революции»). Так достигнутое одним поколением может быть утеряно следующим.
Время от времени единство культуры может всерьез нарушаться воздействием какой-либо очень отличной от нее культуры, а тем самым иногда даже разрушаться и замещаться другим. Нормальным процессом взаимодействия культур является процесс, в ходе которого тот или иной народ перенимает у своих соседей некоторые элементы культуры, в то же время отвергая другие, и это принятие или отвержение определяется природой самой культуры как системы. Элементы, перенимаемые или «заимствуемые» у соседей, обычно перерабатываются и видоизменяются по мере того, как встраиваются в уже существующую культурную систему. Культурная диффузия предопределяет взаимопроникновение культур друг в друга. Процессы пространственно-временного распространения образцов культуры приводят к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию. Стоит отметить, что взаимодействие и взаимопрониконвение культур друг в друга не нарушают их самобытность и внутреннюю структуру в том случае, если система является устойчивой. Состояние системы считается устойчивым, если при небольшом отклонении от него система возвращается в это состояние, и неустойчивым, если отклонения от него растут со временем. Устойчивостью характеризуются те культурные системы, которые отличаются внутренним разнообразием при условии активного «вертикального» взаимодействия между покалениями. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению.
Выделение человека из мира живых существ предполагает наличие орудийной деятельности, языка и общих символов духовной культуры, закрепленных в вещах, предметах и знаках. В процессе своего становления с момента рождения до самой смерти человек живет в определенных культурных условиях. Он сначала овладевает, а затем несет и развивает имеющиеся в обществе культурные традиции.
Традиция не есть нечто застывшее, некие нормы поведения, идеи, обычаи, обряды, передающиеся из поколения в поколения в течении длительного времени. Традиция - это передача «от сердца к сердцу», сохранение самого творческого духа, некой первоосновы, которая пронизывает все и вся, на основе которой и можно выстроить все внешние проявления традиции. Она побуждает нас превыше всего ценить в человеческой жизни не умное, не оригинальное, не приятное, а просто долговечное - то, с чем можно жить всегда.
Среди многообразных закономерностей, которые характеризуют культуру и которые стремится открыть культурология, можно выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей:
1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности.
2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни.
3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культура рабовладельческой формы общества в чем-то отличается от культуры феодализма. Например, при феодализме устанавливается определенная иерархия в системе ценностей, отражающая иерархию феодальной собственности. При рабовладении система ценностей строится иначе, по линии свободный - раб.
4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: "дикости", "варварства", "цивилизации".
5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.). Эти закономерности влияют на культуру, придавая ей объективное, повторяющееся, необходимое, существенное содержание.
2.3 Массовая культура
Специфической чертой ХХ в., благодаря развитию техники, приведшему к огромному количеству источников информации, в том числе развивающимся средствам массовой коммуникации, было распространение, в основном, массовой культуры. Кроме того, к причинам появления массовой культуры относят развитие и укрепление политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное - что в тоталитарных обществах массовая культура практически отсутствует по причине отсутствия деления культуры на массовую и элитарную.
Противостояния личности и культуры, характерные для тоталитарного общества, породило контркультурные программы «великого отказа» и «возврата в естественное состояние», послужило причиной возникновения контркультуры как альтернативной культуры, противостоящей господствующим ценностям. Контркультура - это понятие, используемое в социальном знании для обозначения одной из тенденций молодежной субкультуры 1960-1970-х гг., отражающее резкое неприятие молодым поколением «культуры отцов».
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму (понятие реализма), на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.
Возьмем, к примеру, такой жанр советского кино, как производственный фильм. Это была ненастоящая, мнимая массовая культура. Она формировалась не рынком, а госзаказом. Недаром этот жанр исчез моментально, как только началась перестройка. Другое дело, что в Советском Союзе культивировалась бездарная, плохая литература, но это не массовая культура в западном смысле. В ней присутствовала идеология и отсутствовала коммерция. Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а, наоборот в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех. Поток сознания, остранение, интертекст не годятся для массовой культуры. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или, как его называют последнее время, "чиллер" (от англ. chill - дрожать от страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.
Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.
Тексты массовой литературы и кинематографа построены так, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным.
Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость - это свойство мифа - в этом глубинное родство массовой культуры и элитарной культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.
Установка на повторение породила феномен телесериала: временно "умирающая" телереальность возрождается на следующий вечер. Создатели "Санта Барбары" не без влияния постмодернистской иронии довели эту идею до абсурда - видимо, этот фильм кончится только тогда, когда он надоест зрителю или когда у продюсеров кончатся деньги.
Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино - "Чапаев", "Адъютант его превосходительства", "Семнадцать мгновений весны" - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми играми, элементами повседневной жизни языка.
Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может. Массовая культура - это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура - это образ глубоко вторичный, "вторичная моделирующая система", нуждающаяся для своего осуществления в языке первого порядка (философия вымысла).
С одной стороны, массовая культура создает, с другой - ограничивает, возводит барьеры в поведении и мышлении. Это характерно для массовой культуры, с ее трактованием норм поведения и ценностей.
Список использованной литературы
1. ФИЛОСОФИЯ учебник В.Г. КУЗНЕЦОВ , В.В. МИРОНОВ , К.Х. МОМДЖЯН. - 2003г.
2. ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ И.Т. ФРОЛОВА. - 1987 г.
3. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ (уч .пособие) Ф.Г.СПИРКИН. - 1988 г
4. МИР ФИЛОСОФИИ ( книга для чтения 1ч.. 2 ч.) П.С. ГУРЕВИЧ. В.И. СТОЛЯРОВ.1991г
5. ФИЛОСОФИЯ НАУКА ЛОГИКИ ГЕГЕЛЬ Г.В. 1970 г.
6. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОВСКИХ НАУК ГЕГЕЛЬ Г.В. 2001г.
7. ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. АБДЕЕВ Р.Ф. 1994 г.
8. КУЛЬТУРОЛОГИЯ ( учебник ) Н.Г.БАГДАСАРЬЯН . 2007 г.
9. ИЗБРАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКАРТ Р. 1996 г.
10. ФИЛОСОФИЯ . МИФОЛОГИЯ . КУЛЬТУРА. ЛОСЕВ .А. Ф. 1991 г
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Ревизия представительских расходов и кредиторской задолженности |
Контрольная работа | Политическая социология |
Контрольная работа | Регуляция сосудистого тонуса |
Контрольная работа | Средства лечебной физкультуры, применяемые в детском возрасте |
Контрольная работа | Организация рабочего места водителя |