Московский государственный
Университет МЭСИ
Работу выполнил: студент группы 38-МО-11
Аладьев И.Н.
Проверил преподаватель: Буянова Н.В.
Тверь, 2008
Возникая из насущных потребностей общества и развиваясь вместе с ним, логика, в свою очередь, оказывает на него обратное, и притом более или менее значительное, воздействие. Ее социальное назначение и роль в обществе определяются прежде всего ее природой и тем местом, которое она занимает в общей системе культуры.
Под культурой вообще понимается совокупность ценностей, накопленных человечеством. При этом имеются в виду не только результаты материальной и духовной деятельности людей, но и средства этой деятельности, и способы ее осуществления. Логика, как это очевидно, относится к духовному компоненту культуры и лишь через него так или иначе воплощается в тех или иных элементах материальной культуры. Но какое она занимает здесь место ? Будучи одной из наиболее старых и важных наук в истории человечества, она входит неотъемлемой составной частью в систему наук, образующих интеллектуальное ядро духовной культуры, и вместе с ними выполняет многообразные и ответственные функции в обществе. В этих социальных функциях логики проявляется ее сущность и глубокая специфика как науки. Основными из таких функций выступают следующие.
1.1.. Познавательная функция
Как и всякая наука вообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов, с той лишь существенной разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. В этом смысле, занимая важное место в общей системе познания мира, она выполняет прежде всего общенаучную -- познавательную функцию, т. е. объяснительную и предсказательную. Она дает более или менее точное объяснение определенной группы явлений и процессов мышления, а на этой основе -- предсказание, при каких условиях возможно достижение истинных знаний и каковы последствия неправильного хода рассуждения.
1.2. Мировоззренческая функция
Логика, как отмечалось выше, особая наука. Если в естественных и общественных науках мышление служит лишь средством познания действительности, то в логике -- непосредственной целью познания. Поэтому, раскрывая закономерности мышления как одной из важнейших сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наука тем самым вносит свой, и притом весомый, вклад в то или иное решение фундаментальной философской проблемы -- отношения мышления к бытию. Следовательно, она активно участвует в формировании мировоззрения людей -- более или менее стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Вот в каком смысле говорится о ее мировоззренческой функции.
1.3. Методологическая функция
Как и любая теория вообще, логическая теория, будучи результатом предшествующего познания своего объекта, становится средством, а следовательно, методом его дальнейшего познания. Но как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления, проявляющийся во всех науках без исключения, логика обеспечивает и их определенным методом познания. Это справедливо уже по отношению к традиционной формальной логике, основу которой составляет теория умозаключений и доказательств, обслуживающая науки методами получения выводного знания. Это еще более справедливо в отношении символической логики, разрабатывающей все новые, специальные математические методы решения мыслительных задач. И конечно, это особенно справедливо относительно диалектической логики, требования которой и есть, по существу, требования наиболее общего, диалектического метода, используемого многими науками.
1.4. Идеологическая функция
Зарождаясь и развиваясь в классовом обществе, логика никогда не была нейтральной в идеологической борьбе. Она служила важным средством обоснования одной идеологии, орудием борьбы с другой. В ней самой всегда развертывалось идейное противоборство важнейших философских направлений -- материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Отсюда и ее идеологическая функция.
Свои важнейшие функции логика выполняла всегда, на всех этапах своего развития, хотя проявлялись они в разное время по-разному. В современных условиях ее роль и значение особенно возрастают. Это обусловлено двумя основными обстоятельствами.
Одно из них -- особенности современного этапа развития самого общества. Этот этап характеризуется все большим возрастанием роли наук в развитии всех сторон общественной жизни, ее проникновением во все поры социального организма. Соответственно этому усиливается и значение логики, исследующей средства и закономерности научного познания. Роль науки, а значит, и логики особенно велика в нашей стране -- в условиях перехода России к рыночной экономике, требующей осмысления новых, сложнейших и многообразных экономических и социальных процессов, протекающих в жизни общества.
Другое обстоятельство -- потребности развития научно-технической революции. Эта революция означает, что наука и техника переходят на качественно новый и более высокий этап своего развития, когда усиливается значение абстрактного мышления. А в этой связи и возрастает значение логики, исследующей его структуру, формы и законы. Потребность в логике, особенно символической, становится все более ощутимой в России -- в обстановке нового этапа развертывания научно-технической революции, связанного с широкой компьютеризацией производства, управления, обслуживания, в условиях интенсивного развития информатики и других ее новейших направлений.
3.1. Абстрактное мышление
Абстрактное мышление - это процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах теориях, позволяющих проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать её сначала в теории, а затем на практике.
Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и представляет форму мысли.
Так, различные предметы отражаются в абстрактном мышлении одинаково - как определённая связь их существенных признаков, то есть в форме понятия. В форме суждения отражаются отношения между предметами и их свойствами. Изменение свойств предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключения. Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли - признаков в понятии, понятий и суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определённых логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, каждая из которых имеет при этом свою специфическую структуру.
Таким образом, логическая форма (или форма абстрактного мышления) - это способ связи элементов мысли, её строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
3.2. Истинность и правильность мышления
В реальном процессе мышления содержание и форма существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишённого формы содрежания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Например, логическая форма суждения «Некоторые S есть P» имеет всё - таки некоторое содержание. Из неё мы узнаём, что у всякого предмета мысли, обозначенного буквой S, есть признак, обозначаемый буквой Р. Причём слово «некоторые» показывает, что признак Р принадлежит только части элементов, составляющих предмет мысли. Это и есть «формальное содержание».
Однако в целях специального анализа мы можем отвлекаться от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения её форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. Отсюда и название - формальная.
При этом следует иметь ввиду, что формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержания. Формы, как было уже отмечено, наполнены конкретным содержанием, связаны с совершенно определённой, специфической, предметной областью. Форма всегда содержательна, а содержание всегда офрмлено. С этими сторонами мышления и связано различие его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность к их форме.
Рассматривая истинность мышления, формальная логика (двузначная) исходит из того, что под истиной понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности. Истинность мышления - это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, такова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность - свойство мышления искажать это содержание, извращать его.
Другой важной характеристикой мышления является его правильность. Правильность мышления - это его коренное свойство, которое также проявляется в отношении к действительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективное строение бытия, соответствовать действительным отношениям приедметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать структурные связи бытия.
Формальная логика откланяется от конкретного содержания мыслей, а не от содержания вообще. Поэтому она учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однако центр тяжести она переносит на правильность мышления. Причём сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их логического содержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильного мышления, то оно по имени этой науки называется ещё логичным. Правильное (логичное) мышление имеет также признаки: непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
3.3. Закон мышления
Закон мышления - это необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения. Данные законы одинаковы для всех людей, независимо от их социальной и национальной принадлежности. Логические законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию. Они являются отражением связей вещей объективного мира. При этом человек не просто включается в сферу действия определённого логического закона, не только пассивно подчиняется его регулирующему влиянию, но и вырабатывает сознательное отношение к объективно протекающим мыслительным процессам. Познание законов логики, определение их объективной стороны позволяет выдвинуть и сформулировать её принципы. Принципы формальной логики, как и в принципе любой науки, представляет собой единство объективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов логики, с другой - выступают правилами мыслительной деятельности человека. Именно через осознанное формулирование принципов законы логики становятся регуляторами мыслительной деятельности людей.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Класифікація нервової системи та її будова |
Контрольная работа | Методика обучения технике легкоатлетических видов. Спортивная ходьба |
Контрольная работа | Эпос о Гильгамеше |
Контрольная работа | Особенности организации театрализованных игр в разных возрастных группах и руководство ими |
Контрольная работа | Взимание таможенных пошлин |