8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «ФИЛОСОФИЯ»
Выполнила: ___________________
Преподаватель: _______________
Работа сдана:
Оценка ________________
Дата _____________________
Подпись ___________________
Воронеж 2006
Содержание
Ответы на вопросы по курсу «Философия»
1. Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным типами сознания?
Для каждого индивида общественное сознание выступает первичным по отношению к его индивидуальному сознанию. Общественное сознание выступает как совокупность объективируемых мыслительных форм, посредством которых человек воспринимает мир, осознает его, думает о нем. Индивидуальное сознание возникает как проекция общественного сознания на индивидуальную судьбу, жизненную ситуацию. Общественное сознание - это совокупность знаний, ценностей, а индивид сознание - это отражение общественного сознания. Индивидуальное сознание может повлиять на общественное, а может и не повлиять. Если индивидуальное сознание создает новый и общезначимый продукт, то оно закрепляется в общественный продукт.
2. Что общего и различного между: мифологией и религией; религией и философией; философией и наукой; наукой и искусством; моралью и правом; моралью и нравственностью?
Общее между моралью, нравственностью, правом заключается в том, что эти формы общественного сознания несут в себе прескрептивное знание, т.е. предписывающее нормативное знание, и формулируют определенную модель поведения человека, как он должен себя вести в той или иной ситуации. Различие заключается в том, что если человек нарушил какие - либо нормы, то он по-разному подвергается критике со стороны общества, в котором он живет. Мораль источник - общество, адреса - члены общества, характер - не официальный, санкции - моральное осуждение. Право (государство, президент, официальный, государственное наказание). Нравственность (самопознание, сама личность, не официальный, совесть).
Между философией и наукой.
В новое время возникает современная наука, для которой основополагающим является экспериментальный метод получения знаний, поэтому философия и наука начинают существенно различаться. В тоже время философия не может ограничиться только экспериментально подтвержденным знанием. Также наука выступает как сумма знаний необходимых для эффективного преобразования природного мира, а философия выступает как сумма знаний, помогающая человеку самостоятельно выстроить целостную траекторию своего жизненного пути.
Между мифологией и религией.
В мифологии вся область не критического занимает все пространство мифологического мышления, и обусловлено отсутствием рефлекса. Религия в отличие от философии - это рефлексивная форма общественного сознания, область некритического существует по другим основаниям. Область некритического в религии не занимает все пространство религиозного мышления.
Между религией ми философией.
Отличие в том, что в философии всегда присутствует рефлексия, нет мифологической составляющей, отсутствует сверхъестественное, нет религиозных составляющих.
Между наукой и искусством. Различие: наука претендует на истинность, а искусство нет. Общее: и наука и искусство - это дескрипция.
3. Почему мифологического мышления является антропоморфным?
Мышление является антропоморфным, потому что:
- Человек не знает, как устроен окружающий мир, потому что ему не надо это знать, на дворе потребляющее хозяйство;
- Человек проецирует на незнаемое, то, что знает.
4. Почему религия основывается на вере, но не на разуме?
Основой для религии является вера, но не разум. Существуют 2 основания:
Во первых разум без души естественным человеческим средствам не в состоянии преодолеть принцип между естественным и сверхъестественным, т.е. не в состоянии освоить сверхъестественное. Естественным способом для человека получить знания о сверхъестественном является самораскрытие сверхъестественного, такое раскрытие определяется в религии - как откровение, отсюда следует вера как доверие откровения.
Во вторых Бог в религии выступает как абсолютная личность, отношения с которым есть отношения абсолютной любви, что в свою очередь предполагает абсолютное доверие как этическую норму, разумный подход подрывает абсолютность доверия и в этом смысле отказывается этически уместным в этом плане, следовательно, вера как доверие в этическом смысле.
5. Что значит «выбрать религиозную веру»? В чем здесь заключается возможность ошибки, и какова цена такой ошибки?
В религии выделяют область критического и некритического. Границей между ними служит момент принятия веры, т.е. признания некоторого начала в качестве сверхъестественного. До момента принятия веры мы должны быть предельно критичными, предельно мобилизованы, чтобы не совершить ошибки, чтобы принять истинную веру (т.е. не перепутать естественное и сверхъестественное).
6. Задачи, предмет, методы философии и науки
Специфика философии определяется её функциями. Философия служит для построения целостного пути своей жизни. Предмет - это то знание, которое требуется для решения задач. Это знание о мире, человеке, учение о познании, вопросы о смыслах и ценностях, т.е. онтология, гносеология, аксеологияю.
Философия в отличие от науки нацелена на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Но в тоже время философия является наукой. Любая наука, как в естественной, так и гуманитарной областях знаний имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться. В философии тоже, как и в любой другой науки люди выдвигают гипотезы, ошибаются, заблуждаются и т.п. но всё это ещё не значит, что философия есть наука. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.
Философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового.
7. В чем заключается философская постановка проблемы сознания?
Проблема заключается в том, что сознание принципиально отлично от материи и ни как не связано с ней. Да, но, не смотря на то, что материя и сознание не связаны, они должны быть, связаны, т. к. человек на основе своих мыслей может эффективно влиять на материальные объекты.
Таким образом, возникает проблема, как связаны материя и сознание.
8. В чем заключается диалектико-материалистическое решение проблемы сознания?
Для диалектического материализма характерно положение развития как атрибуте, т.е. неотъемлемой почве или свойстве материи. Такое изменение точки зрения по вопросу о развитии материи стало возможным за счет принципиально иного понимания материи. Философия отказалась от определения материи через обобщение естественно-научных данных, и было предложено предельно общее философское понимание материи, согласно которой материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует до, вне и не зависимо от человека и его сознания.
При таком понимании материи ничто не запрещает нам мыслить материю как развивающуюся, и именно на этом пути было получено решение проблемы соотношения материи и сознания, а именно сознания определяется как продукт развития материи, как свойство высокоорганизованной материи.
9. В чем заключается и чем обусловлена эволюция форм отражения в живой природе?
Эволюция форм отражения определяется эволюцией форм деятельности. Задачей отражения заключается в обслуживании соответствующей формы деятельности. Отражая, форму деятельности мы отражаем то, что необходимо для реализации данной деятельности. Переход к новой форме деятельности влечет за собой переход к новой форме отражения. А эволюция форм деятельности определяется тем преимуществом, которое дает новая форма деятельности по отношению к предыдущим.
10. Почему эволюция форм отражения имеет место на уровне живой материи и не характерна для неживой материи?
Из специфики животных систем следует, что живые системы - это целеустремленные системы. Для всех живых систем характерна одна фундаментальная цель - жить. Если эта цель не реализуется, то живая система переходит в разряд не живых.
Соответственно живые системы жизненно заинтересованы в поддержании «хороших отношений» с окружающей средой (обеспечивающие возможность для воспроизводства и самоорганизации).
Соответственно на уровне живых систем возникают эволюционные процессы, обеспечивающие выработку механизмов, способствующих поддержанию «хороших отношений с окружающей средой.
Для выработки таких инструментов и задействуется фундаментальное материальное свойство «отражение».
Отражение, которое на уровне не живых систем выступало, как простое сопутствующее свойство любого взаимодействия на уровне живых систем приобретает важнейшее функциональное значение. Отражение начинает использоваться самой системой для регуляции собственной деятельности, для собственного цели достижения, что увеличивает эффективность такой деятельности, такого цели достижения.
Благодаря такой функциональной нагрузки и возникает на уровне живой материи эволюция форм отражения.
Эволюция форм отражения определяется эволюцией форм деятельности. Задачей отражения заключается в обслуживании соответствующей формы деятельности. Отражая, форму деятельности мы отражаем то, что необходимо для реализации данной деятельности. Переход к новой форме деятельности влечет за собой переход к новой форме отражения. А эволюция форм деятельности определяется тем преимуществом, которое дает новая форма деятельности по отношению к предыдущим.
11. Что общего и различного между сознанием и познанием как высшими формами отражения действительности?
Если сознание рассматривать как первичное, то оно отличается от познания по форме деятельности (первичный труд - собирательство, охота, рыболовство); возможность использовать силы коллектива.
К познанию относится производящая деятельность (начиная с земледелия и скотоводства); возможность использования энергии глубинных природных процессов.
12. Что собой представляет справедливость как регулятор межсубъектного взаимодействия? Каковы основные условия справедливости?
Справедливость - это такое свойство человеческого взаимодействия, которое определяет наиболее высокое стремление к взаимодействию всех заинтересованных сторон.
13. Как специфицируются и взаимоотносятся ценности «свободы от» и ценности «свободы для»?
Ценности «свободы от» - все то, что уменьшает человеческое закрепощение или увеличивает его свободу.
Ценности «Свободы для» - это высшие финальные ценности, ради которых человек обретает свободу и на которые человек стремиться конвертировать свою свободу.
Ценности «свободы от» - это достаточно широкий класс ценностей, среди которых в частности выделяются:
1. Познавательные ценности (высшей ценностью является истина):
2. Эстетические ценности (высшей является красота);
3. Сциально-политические (справедливость);
4. Религиозные ценности (высшей ценностью является божество или бог).
14. Охарактеризовать специфику общенаучных методов познания: а) анализ, б) синтез, в) дедукция, г) индукция, д) абстрагирование, е) идеализация.
Анализ - это расчленение целостного предмета (материального или идеального) на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью из самостоятельного изучения.
Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Анализ и синтез являются наиболее фундаментальными приемами познания, которые лежат самой основе человеческого мышления.
Индукция - это метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок, это переход от частного к общему.
Дедукция - это метод исследования и способ рассуждения, когда из общих посылок с необходимостью строится заключение частного характера, это переход от общего к частному.
Абстрагирование - это особый прием мышления, заключающийся в отвлечении отряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих нас свойств или отношений.
Идеализация - это мысленное конструктирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в материальном мире.
15. Каково взаимоотношение между теоретическим и эмпирическим уровнями научного познания?
Теоретическое познание - это познавательная деятельность, осуществляемая на уровне идеальных образов, идеальных понятий и абстракций. Орудие теоретико-познавательной деятельности выступают понятия, категории, законы, теории, гипотезы и т.д. Задачей научного познания, как на эмпирических, так и на теоретическом уровнях, является устранение устойчивых, повторяющихся связей и отношений в объективной действительности. Для теоретического научного познания свойственно обращение к форме теоретического научного закона. Теоретический закон отражает фундаментальную, устойчивую, объективную закономерность на уровни идеальных конструктов (понятий, суждений) и служит, как правило, основанием для дедуктивного выведения конкретных следствий. Теоретическая деятельность - это деятельность с идеальными объектами, которые представлены в виде понятий и теорий. Методы теоретического исследования связаны с построением научных понятий и теорий, установлением теоретических законов.
Основными методами эмпирического познания являются: Наблюдение и Эксперимент.
Наблюдение - это активный познавательный процесс. В нем субъект исходя из определенной познавательной цели, обычно выстраивает мысленную программу действий, и всегда соответствующую интерпретацию полученных данных.
Эксперимент - метод изучения объекта, когда исследователи воздействуют на него путем созданий искусственных условий необходимых для выявления соответствующих свойств.
16. В чем заключаются сильные и слабые стороны принципов верификация и фальсификация?
Верификация состоит в соотнесении теоретического положения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Верифицируемость или эмпирическая проверяемость научных утверждений и теории считается одним из важных признаков научности. Утверждения и теории, которые в принципе не могут быть верификации научной теории и вопрос о её истинности не совпадает.
Процедура фальсификации основывается на логической схеме, которую принято называть «лефустопленс». Достоинство процедуры фальсификации усматривалось в её более определенном характере, по сравнению с верификацией. Если для верификации (проверке на истинность) не ограниченно общего утверждения науки, каким является любой её закон, необходимо согласие с экспериментальными данными бесконечно большого числа его следствий, то для его фальсификации достаточно единственного контрольного примера. Процедура фальсификации обнаруживает только столкновение теории и с фактом, но не говорит какой член противоречия ложен - теория или факт.
Список используемой литературы
Алексеева П.В. Философия: Учебник 3-е издание. - М.: Проспект, 2005.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.
Новейший философский словарь. - Минск, 2003.
Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарика, 2005.
Философия / под ред.В.Н. Лавриненко. - М., 2001.
Черников М.В. Философия: тематический анализ. - Воронеж: ИММиФ, 2004.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Роль государства в решении экологических проблем |
Контрольная работа | Реабилитация жертв политических репрессий 1917 1991 годов |
Контрольная работа | Политический конфликт в России |
Контрольная работа | Геодезические работы |
Контрольная работа | Физкультура |