7
4
СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО - ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет психологии, педагогики и права
Специальность: юриспруденция
РЕФЕРАТ
По дисциплине Философия
Тема
«Единство мира в свете философских естественнонаучных и религиозных концепций»
Студент: 3 курса
Ткаченко Александр Иванович
Мурманск 2007
Содержание
1. Введение …………………………………………………….…….……..2 стр.
2. Философия как мировоззрение……………………………….………... 3 стр.
3. Взгляд из разных эпох на проблему единства и многообразия мира. 5 стр.
4. Материализм и идеализм в единстве мира. ……………………………7 стр.
5. Религиозные версии мироздания. ……………………………………….8 стр.
6. Современная научная картина мира. …………………………………..10 стр.
7. Заключение ……………………………………………………………….12 стр.
8. Список использованной литературы …………………………………..13 стр.
1.Введение
Данная работа посвящена теме единства мира в свете научных и религиозных концепций. Многообразие явлений в повседневной жизни и природе всегда привлекало внимание людей, заставляло задуматься над его причинами и происхождением. Соответственно, цель данной работы - дать характеристику многообразию мира сквозь призму научных и религиозных концепций.
Почему вопрос о единстве и взаимосвязанности мира является предметом философского обсуждения? Разве существующие науки о природе и обществе не отвечают на этот вопрос? Философия не ставит научных экспериментов, не пользуется специальными приборами и инструментами, следовательно, что она может сказать нового по этому вопросу? Общественная практика и развитие самой философии показали, что различные философские воззрения, как и научные могут дополнять друг друга и тем самым способствовать глубокому анализу проблемы. Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира, но она погружена в конкретностии решение множества частных задач. Философия в этом смысле гораздо свободнее. Она задумывается и размышляет над универсальными проблемами. Философия никогда не будет заменена наукой, потому что никакая наука не в состоянии исчерпать бездну вечных вопросов.
Своими задачами этой работы я ставлю, прежде всего, указать основные черты исторического подхода к трактовке проблемы единства и многообразия мира; исследовать структуру предмета и показать его эволюцию в ходе изменения мировоззрения; осветить современный взгляд на проблему. Означает ли специфика и уникальность каждой области духа их автономное существование, пребывание в своем мирке? Нет, не означает. Миры идей перекликаются. “ Наука подсказывает философии новые мыслительные ходы.
Философия рождает такие парадоксы, которые ведут к научным открытиям. Религия заражает философию метафизической глубиной. Мистика прокладывает пути к интуиции и прозрению. Искусство помогает философии постигать тайны собственного вдохновения”.[ П.С. Гуревич. Основы философии. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. С. 57.
]
Такова общая структура указанной темы.
2. Философия как мировоззрение
Философия, зародившись в VII-VI в.в. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, стала устойчивой формой сознания на все последующие века. С раннего детства, осваивая мир, накапливая конкретные знания, обычно все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти. К “вечным” вопросам о том, как устроен мир, как соотнесены в нем материальное и духовное сегодня добавляются новые, весьма сложные и напряженные.
Философская мысль, начиная с глубокой древности и до сегодняшнего дня, стремится разобраться в тех вопросах мировоззрения, что волнуют людей и вне занятия философией. Человек всегда отталкивается от ранее сложившегося у него представления, от продуманного, пережитого. Аргументы философии помогают более строго обосновывать свои убеждения.
Философия нужна для понимания жизни во всей её полноте и сложности. Перед специалистами в фокус внимания попадают философские вопросы математики, физики, технического знания - вопросы очень важные, но это лишь часть обширного поля философских проблем. В дополнение к профессиональным навыкам нам необходимо нечто большее а именно - широкий кругозор, умение увидеть тенденции и перспективы развития мира. Чтобы понимать суть всего, что с нами происходит, понимать смысл и цели наших действий, необходимо иметь представление о мире и месте в нем человека. Такого рода представления называют мировоззрением.
Философия по своему предназначению является дисциплиной, наиболее полно вырабатывающей целостный и единый взгляд на окружающую реальность. Философия - мировоззренческая форма сознания, но не всякое мировоззрение можноназвать философским. Понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Кроме того, у человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире. Философия - это достаточно поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии, следовательно, общество уже обходилось без основанной на разуме и мышлении философии. Но тогда на её место автоматически заступает или мифологическое, или религиозное мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественные силы. Например, мифы Древней Греции очень хорошо иллюстрируют, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти и регулятором их социальной организации.
Мифологическое мировоззрение основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием людей социальных процессов и своей роли в них. Для мифа, в отличие от науки, нет ничего непознанного и неизвестного.
Вообще для решения каждой частной задачи человеку необходимо знать её место в системе данного целого. Чтобы правильно оценить перспективы своей деятельности, важно иметь представление об окружающей природной и социальной среде, о мире в целом. Иными словами, человек должен обладать определенным мировоззрением. У каждой эпохи свое мировоззрение, и в определенном интервале времени, в рамках данной эпохи его обычно называют картиной мира. Например, в древнейший период человеческой истории картина мира складывалась из разобщенных мифов. В эпоху античности системообразующим принципом стал космос. Это понятие охватывает сложнейший процесс мирового круговращения, в котором все изменяется и повторяется, например, циклическое переселение душ, уходящих в царство мертвых и возвращающихся из него. Европейская культурная традиция в эпоху средневековья формирует совсем другую картину мира. Её стержень - это бог, а весь мир - это огромная иерархия, в которой низшие силы подчиняются высшим. Взаимоотношения бога и дьявола - единственный и реальный источник происходящих в мире изменений. Даже в период позднего средневековья весь мир представлялся в виде огромного часового механизма, заведенного великим часовщиком - богом.
Мы живем в эпоху формирования сверхсложной картины мира, связь между деталями которой осуществляется посредством понятия об информационных процессах, пронизывающих природу, общество и мышление. Процесс создания такой картины - это синтез основных элементов и деталей, в основе которого лежат отношения человека к миру и мира к человеку. Поэтому обоснование мировоззрения и синтез картины мира, фиксирующей отношения между человеком и окружающей средой, были и являются философской по своей природе задачей.
3. Взгляд из разных эпох на проблему единства и многообразия мира.
Интерес к проблеме единства в многообразном возник в глубокой древности и был продиктован потребностями производственной и общественной деятельности. Умственные способности человека росли, умножалось количество его производственных навыков, но все это не могло идти ни в какое сравнение с многообразием окружающих явлений. В этих условиях необходимо было приспособиться к окружающему миру и в итоге подчинить его себе. Человеку нужно было научиться группировать похожие явления, находить в них общее и сводить к чему-то единому. Долгое время этот процесс шел стихийно. В конце концов это привело к осознанию самой задачи поиска единого в различном. Чтобы быть уверенными в своих поступках, люди должны были иметь основания для такой уверенности. Они искали её в объяснениях происхождения видимого мира через что-то единое.
Почти все народы в своем развитии прошли стадию стихийного религиозно-культурного творчества, в которой роль единого прародителя была закреплена за богом. Элементы научно-философского понимания мира начали складываться в процессе разложения и преобразования мифологического осознания, поскольку требовались обоснования и проверка утверждений, в то время как мифология все принимает на веру. Человек не просто смотрит на объекты, а затем формирует о них утверждения. Человек стал проблемой для самого себя. Мышление обратилось к самому себе, и человек начал исследовать себя и свое собственное мышление.
Древняя философия в противоположность мифологии была довольно критична и широко пользовалась приемами доказательства и опровержения. Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания чувственных образов к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями.
Раннегреческие мыслители пристально изучали природные явления и делали первые попытки их философского истолкования. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом. Ранние мыслители ищут некое первоначало, из которого все произошло. Все остальные предметы рассматривались как формы или способы существования определенной первоосновы. “ Одну из них предложили пифагорейцы, считавшие первоосновой многообразия мира сверхчувственное математическое начало - число. Для них характерно резкоотрицательное отношение к бесконечности. В этом выражался своего рода страх древнего человека перед непостижимыми для него многообразием и сложностью реального мира”.[ А.И. Ракитов, В.М. Богуславский и др. Философия. Основные идеи и принципы. Попул. очерк. - 2-е д,.перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. С. 119.
] Но дальнейшие математические исследования показали, что сведение бесконечного многообразия мира к целым числам и установление математического единства мира невозможны. Мир в действительности - есть нечто абсолютно единое, единообразное, чувственно не воспринимаемое.
Этот подход казадся внутренне противоречивым Аристотелю, учение которого исходило из того, что мир состоит из реально существующих, чувственно воспринимаемых единичных вещей. Здесь тоже возникла проблема: единичное - реально, но само по себе не есть предмет науки; общее же является предметом научного знания. Спор о том, что существует реально - единичное или общее - обсуждалась на протяжении многих веков и в средневековой, и в новоевропейской филоофии.
Взгляды античных философов на проблему единства и многообразия мира оказали значительное влияние на мыслителей средневековья. По идее христианского богословия, мир, несмотря на видимое его многообразие, един, потому как создан богом по единому замыслу. Новое отношение к миру как к продукту творения требовало нового обоснования. Одно из направлений, получившее название реализма, утверждало, что подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Противники реализма, напротив, признавали существование лишь единичных вещей и подчеркивали приоритет воли над разумом. Это направление носило название номинализма.
Идейное наследие античных и средневековых философов состояло в том, что была обнаружена необходимость единой общей основы бесконечного разнообразия окружающих нас явлений. Кроме того, философы осознали, что возможны различные решения этого вопроса, преимущественно путем логического доказательства и чисто умозрительных умозаключений.
Философы нового времени отвергли эту традицию и обратились к научному опыту. В XVII-XIX в.в. метафизическая философия свела все видимое многообразие вещей и движений к простому механическому перемещению частиц, которые обладают исключительно количественными свойствами. Подобный переход от научной теории к философии был достаточно проблематичным. Если количественные понятия дают подлинную картину всего происходящего во вселенной, то как можно объяснить, что мы действительно ощущаем, например, боль, цвет, запах и т.д., то есть качества? С одной стороны, мы их воспринимаем, а с другой, если единственно правильными являются только эти механистические и материалистические понятия, то качества не могут существовать. Решения этой дилеммы различаются в зависимости от степени приверженности механистическим понятиям.
“ Обсуждение вопроса о единстве и многообразии мира привело к тому, что в философии нового и особенно новейшего времени отчетливо обозначились две противостоящие друг другу позиции - монизм (один, единственный) и плюрализм (множественный). Сторонники монистического подхода отдавали предпочтение какому-то единому началу, первооснове мира. При этом внутри монизма отчетливо прослеживались два взаимоисключающих решения - материалистическое и идеалистическое…. В противоположность монизму плюрализм признает равноценные множества несводимых друг к другу оснований мира, форм существования и движения различных предметов и явлений”.[ А.И. Ракитов, В.М. Богуславский и др. Философия. Основные идеи и принципы. Попул. очерк. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. С. 121-122.]
Ни один из философов не сомневался в том, что мы воспринимаем. Напротив, для них исходным пунктом было соотношение между душой и телом. Для философов XVII в. проблемма состояла в том, как это соотношение может быть объяснено теоретически. Пытаясь это сделать, они более или менее догматически использовали механистические понятия.
4. Материализм и идеализм в единстве мира
Человеческая история есть самый высший, самый развитый и самый сложный “срез” реальности. История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, иначе говоря, того, как разные философы понимают соотношение бытия и сознания. Сторонники материализма утверждают, что материя, т.е. основа всего бесконечного множества существующих в мире объектов и систем первична, поэтому материалистический взгляд на мир справедлив. Сознание же, присущее лишь человеку, отражает окружающую природную и социальную реальность и является его производной.
Бытие - это философская категория, означающая реальность, существующую независимо от сознания. Если закрыть глаза, то мир не исчезнет. Даже без людей он бы существовал как некая реальность.
С другой стороны, идеалистическое течение утверждает, что сначала в мире появилась некая идея, мировой разум, а от них родилось все многообразие окружающего мира. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия - как вторичное начало.
Безусловно, творческая природа духовного заметнее и ярче, более открыта и для теоретика, и для обывателя, по сравнению с “грубым”, повседневно-привычным процессом - производством материального. Без мысли и сознания материя не полна. В то же время истинный материализм не отбрасывает рациональность идеализма, а принимает его, как вечное свидетельство того, что духовные ценности выше и значительнее любых благ.
Материализм не сводит все к единству физического строения мира: явления в природе, обществе и мышлении включены в единую систему связей и отношений, которые существуют и изменяются объективно. Сознание и мышление возникает в результате объективного развития мира и существует как его активное отражение.
Любой философский вопрос потому и считается философским, потому что он вечен. Материализм и идеализм - противоположные философские учения. На протяжении всей истории они продолжают вести сложный и содержательный спор друг с другом. Сколько бы наука не доказывала, что мир изначально материален, все равно будут появляться философы, утверждающие, что он изначально духовный. Если этот основной вопрос будет когда-нибудь решен, он утратит свой философский статус. Но спор мировоззрений всегда должен удерживаться в рамках теории, чтобы избежать аргументов грубой силы.
5. Религиозные версии мироздания
Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое продолжает каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. Такая картина мира не меняется веками и служит объяснением устройства мироздания для многих поколений. Она качественно иная и обращена к сложному взаимодействию мира людей и мира высших сил.
В переводе с латинского слово religio звучит как благочестие, святость. С точки зрения религии наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, и по сути своей - вторична. Настоящая, истинная реальность - это бог.
Религия, как мифология, апеллирует к фантазии и чувствам. Творческая всемогущая сила - бог - стоит над природой и вне природы. Бытие бога переживается человеком как откровение. Человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с богом.
Религиозное отношение к миру не оставалось неизменным на протяжении истории человечества. Как и другие культуры, они развивались и приобретали разнообразные формы как на Востоке, так и на Западе. Но в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей и истинного пути жизни, который в итоге ведет в потустороннюю область. Все поступки человека оцениваются - одобряются или порицаются - по абсолютному высшему критерию. У религиозного человека всегда присутствует чувство вины за свою греховность, которое побуждает к критике всего окружающего. Религия - это самый беспощадный критик, признающий лишь один идеал. Воля бога абсолютно свободна. У человека нет никаких критериев для её познания и оценки правильности или неправильности своих помыслов.
Религия - сознание массовое. За долгие века своего существования каждая из мировых религий создала свой образ мира, свой образец поведения.
“Христианство всю свою двухтысячелетнюю историю вынашивало одну главную идею - идею “второго пришествия”, конца света, конца истории. В буддизме центральная идея - “нирвана”, означающая “угасание”, “затухание” жизни и стремления к ней…. Третья мировая религияислам - признает абсолютную власть над миром единого бога, воля которого навечно предопределила судьбу каждого”.[ Л.Г. Конович, Г.И. Медведева. Философия. Учебник для высш. уч. зав. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
С. 8.
]
Религия, в отличие от философии, не требует доказательства и разумного обоснования своих положений. Истины веры она считает выше истин разума. Здесь действует монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - бог, все остальное - его творение. Подлинным бытием обладает только бог. Он вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Поскольку бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, тоже хорошо и совершенно.
Таким образом, те превосходящие силы, на которые указывает религия, обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они таинственны, могучи, чудодейственны, обладают разумом, волей и собственными законами.
Не отрицая достижений естествознания, религия всегда подчеркивает, что дело науки - изучать только физический мир, а человечество никогда не забывало, что оно не автономно.
В развитых религиях существует два типа богословия: катафатическое и апофатическое. Первое позволяет давать богу характеристики, например, бог всемогущ. Второе считает, что познать бога можно только и невозможно выразить словами его божественные качества.
Бог хоть и представляет собой высшую власть над миром, однако не всегда можно говорить о её безграничности. Например, у древних греков, признававших множество богов, Зевс, как главный бог, подчинялся судьбе так же, как и люди. Зевс - не творец мира, так же, как и Будда. В буддизме вообще огромное множество богов, и Будда лишь наставляет их. Самая ложная для понимания фигура - это христианский Бог, являющийся безличным законосозидающим началом - Отцом. Кроме Иисуса Христа - Сына - существует ещё и третье проявление - Святой Дух. Христианский Бог творит мир из ничего, в то же время он наделяет людей правом выбора - следовать ли его постулатам или предаться злу.
В религиозной картине мира пространство этого мира всегда увеличено: кроме обыденного мира, где мы все живем, существует еще мир потусторонний. У греков это просто - высокая гора Олимп. А вот в буддизме и христианстве все гораздо сложнее. В буддизме дается многоступенчатая модель мира как целого - это 31 ступень бытия, где последняя, 31-я считается “космическим телом Будды”. Христианство тоже выстраивает свою иерархию высшего мира, куда входят ангелы и различные чины, отличающиеся по их близости к Богу.
В божественном мире существуют две противоположности: рай и ад, где одни упиваются неземным блаженством, а другие - расплачиваются за свои грехи муками.
Отличаются в религиозных картинах мира и представления о времени. В христианстве мировое время выстроено линейно - начало, череда важных событий и конец. История следует в определенном направлении, определенном Богом. В отличие от христианства, в религии древних греков время циклично, а история не имеет направленности. Мир связан с космическими природными циклами, связанными с земледелием.
У буддистов тоже присутствуют периоды космического времени, каждый из которых длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего Вселенная сгорает вследствие накопленных грехов живых существ.
6.Современная научная картина мира
Какой же видит судьбу человека каждая из религиозных концепций? В древнегреческих представлениях человек, созданный богами, должен идти по жизни, принимая все, что поссылает ему неумолимый рок. Его принцип - прожить жизнь как положено, и потому он полон желания самоутвердиться, ищет побед и смело глядит в глаза смерти. Когда приходит его час, подземные власти в царстве мертвых решают его судьбу. Буддизм, как вообще достаточно пессимистичная религия, и судьбу человека видит несколько печально. Он находится на низшей ступени мира, и всякий раз, когда тело умирает и распадается, поведение человека при жизни, а точнее, его мотивация, определяет, где и кем ему снова родиться. Душа возвращается в мир страданий и продолжает страдать снова, пожиная плоды своего прошлого поведения. Цель человека - быть способным отказаться от желаний и перейти в состояние нирваны, т.е. вечного блаженного покоя. Личность при этом полностью теряется, а говоря языком религи, растворяется во Вселенской пустоте. В христианстве бытие человека тоже достаточно трагично. Грешен даже младенец, в силу того, что рожден плотскими родителями. Драгоценный подарок Бога - свободу - человек употребляет не по назначению, а для утешения своей гордыни. Судьбу каждого определит Страшный суд, в результате чего одни обретут вечное блаженство, другие - страшные муки.
Если говорить о гуманистической стороне религиозного сознания, то это “было первым взглядом человека в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия”.[ Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. Философия. Учебник для высш. уч. зав. - Ростов н/Д.: Феникс,1996.
С. 8.]
Философия XX в. осуществила прорыв к более динамичной картине мира. Критика интеллекта, критика науки, осуществляемая философией жизни, способствовала осознанию того, что рациональные способы познания должны быть реалистически осознаны в соотношении со всем многообразием неоднородной духовной жизни человека. Огромное практическое значение науки вызвало глубокое уважение массового сознания, а её слово весомо. Наука - это бесстрастное и точное зеркало, отражающее мир как фотографию реальной действительности.
В XX в. естественнонаучная картина мира радикально изменилась и уже не равна вчерашней. Возникшая из учений Ньютона и Декарта, она отбросила один очень важный момент - фигуру бога. Мир твердой материи, подчиненный жестким законам, выступает как единый и единственный. Гигантские космические просторы с массой движущейся в них материи не несут в себе никакой необходимости появления человека и сознания. Вселенная развивается без участия разума. Вся её история - это результат слепого и стихийного движения материальных масс, где появление жизни - не только загадка, но и достаточно странное явление. “ Человек в этом мире - ошибка, описка, курьезный случай. Он - побочный продукт звездной эволюции”.[ Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. Философия. Учебник для высш. уч. зав. - Ростов н/Д.: Феникс,1996.
С. 250.
] Механистическая Вселенная Ньютона состоит из атомов и представляет собой большое вместилище тел, перемещающихся под воздействием сил притяжения. В этом механизме действует непрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий. Мир выглядит нечеловекоразмерным, да и просто не замечающим его.
В XX в. была сделана масса открытий, показавших, что мир гораздо разнообразнее, чем это представлялось механистической науке. Было доказано, что сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. Конечно, это не значит, что физика перестает быть наукой о природе, просто утверждается положение человека во Вселенной.
Современные ученые опровергли теорию о линейности времени и трехмерном пространстве. И пространство, и время находятся во взаимодействии друг с другом и с массой тел.
Современная физика разрушила представление о твердой материи: элементарные частицы, из которых состоят атомы, невещественны. Было выработано новое понимание эволюции: одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях, начиная от физикохимических процессов и заканчивая человеческим сознанием.
Таким образом, человек перестает быть ошибкой природы, а становится законным проявлением действительности с пониманием собственного места во Вселенной, пронизанной токами разума и смыслом.
7.Заключение
Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, вырастают в рамках повседневной жизни и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Каждая из этих картин дает свою версию того, каков мир и какое место занимает в нем человек.
Мир - это действительность, взятая как целое, схваченная в некотором её качественном единстве. Но, поскольку мы видим только небольшой сегмент реальности, мир никогда не бывает нам дан как целое.
Решение проблемы единства состоит не в поисках какогото единого вещества, не в сведении всех форм движения к одной - простейшей, не в признании существования либо только разнообразных вещей, либо противоположных им понятий, а в признании того, что реально существующие формы явлений охвачены объективными связями и взаимодействиями. Эти отношения представляют собой объективные законы. В этой картине мир выступает в целом как грандиозная динамическая система, состоящая из систем меньшей общности. Все эти категории проявляются как понятия, которые отражают объективную сложность природы, общества и мышления, а также сложность мира в целом.
Мир един, но в то же время он предельно разнообразен. В нем существуют десятки цивилизаций. Сегодня едва ли можно говорить об их слиянии. По мнению многих современных ученых, в нарождающемся мире намечается резкое противостояние этих цивилизаций, и источником конфликтов будут уже не идеология и экономика, а культура. Люди по-разному оценивают отношения между богом и человеком, гражданином и государством, у них разные представления о соотношении прав и обязанностей. Все это ведет к осознанию различий между цивилизациями. Кроме того, культурные различия менее подвержены изменениям, чем политические или экономические, поэтому их сложнее разрешить. Запад, находясь на вершине своего могущества, диктует свои условия многим народам, что порождает обратную реакцию. Сегодня у незападных стран достаточно стремления, воли и ресурсов для того, чтобы придать миру незападный облик. Впрочем, мир не должен быть единообразным. Не хотелось бы, чтобы в нынешнем столетии останутся целые культуры, которые не войдут в общее русло развития. Мир может оказаться более “мозаичным”, чем можно себе представить. Вопрос в том, не потеряется ли в этой “мозаике” его единство и целостность.
8. Список использованной литературы
1. Арефьева Г.С. Философия - М.: Политиздат, 1989г.
2. Гилье Н. История философии - М.: ВЛАДОС,2000г.
3. Гуревич П.С. Основы философии - М.: Гардарики, 2000г.
4. Лавриненко В.Н. Философия - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998г.
5. Медведева Г.И. Философия - Ростов н/Д.: Феникс, 1996г.
6. Немировская Л.З. Философия - М.: 1999 г.
7. Островский В.Э. Основы философских знаний - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998г.
8. Ракитов А.И. Философия - М.: Политиздат,1990 г.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Графические редакторы |
Контрольная работа | Признаки организованной группы. Отличие от группы лиц по предварительному сговору и преступного сообщества |
Контрольная работа | Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста |
Контрольная работа | Криминалистическая характеристика преступления |
Контрольная работа | Примеры решения задач по логике |