Контрольная работа по предмету "Таможенная система"


Таможенное право: предмет, система, основные принципы деятельности



8

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Смоленский филиал

Кафедра «Экономическая теория»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Таможенное право

Тема: ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнила: Леонова О.А. Преподаватель: Скобелева

Шифр: 0420-п/нэ-1243 Людмила

Васильевна

Смоленск, 2007

Таможенное право -- это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм раз-личной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются госу-дарством и предназначены для регулирования общественных отноше-ний, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

В системе отраслей таможенное право тесно связано с другими отраслями, но в то же время отграничивается от них в связи со специфи-кой предмета правового регулирования.

Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения, со-держащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развива-ются далее в отрасли таможенного права.

Административное право нередко называют управленческим пра-вом, акцентируя внимание на предмете его правового регулирования. Таможенные органы, как и другие органы исполнительной власти, функционируют с ними на единых принципах. Как и административ-ному праву, таможенному праву присущ императивный метод регули-рования. Кроме того, нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административных правонарушений, поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенных органов обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Финансовое право изучает общественные отношения, составляю-щие содержание финансовой деятельности государства и муниципаль-ных образований. Таможенные органы наряду с правоохранительными, осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего, такая дея-тельность выражается в формировании доходной части государствен-ного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности -- немалая составляющая казны Российской Федерации. Финансово-правовые ас-пекты таможенных отношений регулируются путем использования положений, установленных в нормах важнейших источников финан-сового права: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, других федеральных законов.

Уголовное право включает в себя нормы, характеризующие общест-венно опасные деяния, именуемые преступлениями, а также основы и условия привлечения к ответственности данного рода. Основной ис-точник данной отрасли Уголовный кодекс РФ содержит гл. 22 «Пре-ступления в сфере экономической деятельности». В ней изложены со-ставы неправомерных деяний, совершаемых в области таможенного дела (контрабанда и др.). Сотрудники таможенных органов, осуществ-ляя предварительное расследование по данным преступлениям, руко-водствуются нормами уголовного и уголовно-процессуального зако-нодательства.

Гражданское право, являющееся одной из профилирующих отрас-лей права, регулирует обширную область имущественных и личных не-имущественных отношений. В области таможенного дела субъекты внешнеэкономической деятельности используют и нормы граждан-ского законодательства. Договоры об оказании услуг, о перевозке гру-зов, о хранении товара, залоговые обязательства -- все это сфера регу-лирования гражданского права. Таможенное законодательство содер-жит бланкетные нормы, отсылающие лиц к области цивилистики.

Систему таможенного права составляют Общая и Особенная час-ти. В Общую часть входят положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства. Они раскрывают предмет и метод права, его принципы, источники, правовой статус субъектов таможенных правоотношений, характеристику объектов таможенно-правового регулирования, содержание таможенной служ-бы. Особенная часть посвящена правовым основам перемещения то-варов и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, дифференциации таможенных режимов, производству та-моженного оформления, классификации таможенных платежей, фор-мам таможенного контроля, а также материально-правовым и процес-суальным правилам юридической ответственности в области таможен-ного дела. Группы правовых норм, регулирующих данные разновидности общественных отношений, выступают в качестве ин-ститутов таможенного права (институт таможенного оформления, ин-ститут таможенных платежей, институт таможенного контроля и т.д.). Комплексность отрасли таможенного законодательства отражается и на характеристике его институтов. Так, институт таможенного оформления является отраслевым, а институт валютного контроля носит смешанный (межотраслевой) характер, так как состоит из норм тамо-женного и банковского законодательства.

Таможенное законодательство -- одна из новых и динамичных отрас-лей законодательного регулирования. Государство, регулируя общест-венные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, облача-ет свои решения в «правовые одежды», используя различные формы пра-ва. Что же является источником таможенного права? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо уяснить особенность, заключающуюся в том, что таможенная служба в России имеет федеральный статус. Управ-ление областью таможенного дела осуществляется на уровне Российской Федерации, поэтому источники данной отрасли представлены норматив-ными правовыми актами федеральных органов государственной власти. Они обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами на всей территории Российской Федерации.

Источниками таможенного права являются правовые акты фе-деральных законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие общеобязательные правила поведения в области та-моженного дела.

Законодательство о таможенном деле представлено исключитель-но источниками общефедерального уровня. В его составе нет актов государственных органов субъектов Федерации и актов органов местного самоуправления. Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит об-щие правила о таможенном деле и его элементах. Таким образом, ис-точник таможенного права должен носить нормативный характер. Акты, касающиеся конкретных вопросов, являются индивидуальны-ми. Как правило, они направляются конкретным адресатам и связаны с единовременным применением (например, приказ о назначении на должность).

Согласно ч.2 ст.3 ТК таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораз-до шире. Иерархия нормативных правовых актов, являющихся источ-никами таможенного права, представляет собой традиционную триа-ду: Конституция РФ, законы и подзаконные акты.

Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу переме-щения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. В рамках таможенного права ключевым понятием является «перемещение», в соот-ветствии с которым участник таможенных правоотношений либо уже переместил товары и транспортные средства через таможенную границу, либо перемещает их в настоящее вре-мя, либо имеет намерение переместить их в будущем. Кроме того, участник таможенных правоотношений может не осу-ществлять экспорт либо импорт груза, но все равно будет связан с перемещением товаров и транспортных средств ка-ким-либо иным образом (например, таможенный перевоз-чик, таможенные органы). В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса перемеще-ние через таможенную границу товаров и (или) транспорт-ных средств -- это совершение действий по ввозу на тамо-женную территорию Российской Федерации либо вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При этом под незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу понимается совершение действий по ввозу и вывозу с тамо-женной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств с нарушением порядка, установлен-ного законодательством о внешнеторговой деятельности.

Предметом таможенного права являются общественные отношения, связанные с перемещением груза через таможенную границу Российской Федерации в любых направлениях и любым способом, а именно две группы отно-шений: по ввозу и вывозу товаров и (или) транспортных средств. Ввоз груза на таможенную территорию Российской Федерации -- это фактическое пересечение товарами и транс-портными средствами таможенной границы Российской Фе-дерации и все последующие действия с этим грузом до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров и транспорт-ных средств с таможенной территории Российской Федера-ции -- это подача декларации или совершение иных дей-ствий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории, а так-же все последующие действия с грузом до фактического пе-ресечения ими таможенной границы Российской Федерации. При этом к действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров или транспортных средств с таможенной территории, относятся:

- вход (въезд) физического лица, выезжающего за преде-лы Российской Федерации, взону таможенного конт-роля;

- въезд автотранспортного средства в пункт пропуска че-рез Государственную границу Российской Федерации вцелях убытия его с таможенной территории Российской Федерации;

- сдача транспортным организациям товаров либо орга-низациям почтовой связи международных почтовых от-правлений для отправки за пределы таможенной терри-тории Российской Федерации;

- действия лица, непосредственно направленные на фак-тическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами внеустановленных в соответствии с законодательством РФ мест.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Таможенного кодекса таможен-ное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела, которые можно подразделить на четыре группы (это предмет таможенного права):

- отношения по установлению порядка перемещения то-варов и транспортных средств через таможенную грани-цу Российской Федерации;

- отношения, возникающие в процессе таможенного оформ-ления и таможенного контроля;

- отношения в сфере обжалования актов, действий и без-действия таможенных органов и их должностных лиц;

- отношения по установлению и применению таможен-ных режимов, установлению, введению и взиманию та-моженных платежей. При этом при регулировании та-моженных правоотношений, связанных с таможенными
платежами, таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством Россий-ской Федерации о налогах и сборах.

Метод таможенного права представляет собой совокуп-ность приемов, способов и средств осуществления таможен-ной политики, реализации норм таможенного законодатель-ства. В рамках таможенного регулирования применяются два метода правового воздействия:

- императивный метод -- это метод властных предписа-ний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с го-сударственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами пове-дения;

- диапозитивный метод -- это метод дозволений. Данный
метод правового регулирования таможенных правоот-ношений имеет место лишь тогда, когда поведение участ-ников регламентируется гражданско-правовыми норма-ми (чаще всего при заключении гражданско-правовых
договоров, например при регулировании договора пере-возки).

Основные принципы перемещения товаров и (или) транс-портных средств через таможенную границу Российской Фе-дерации сформулированы в гл. 2 Таможенного кодекса Рос-сийской Федерации. Они также называются принципами таможенного права, среди которых отдельно выделяются:

- принцип законности, который является общим для всех
отраслей российского права. В рамках таможенного пра-ва принцип законности предполагает, что действия участников таможенных правоотношений соответству-ют Конституции Российской Федерации и федерально-му законодательству о внешнеторговой деятельности;

- принцип взаимности и суверенного равенства госу-дарств, согласно которому все иностранные государства, которые предоставляют Российской Федерации макси-мально возможный доступ товаров на внутренний ры-нок страны, вправе рассчитывать на аналогичные ус-ловия поставки собственных товаров на внутренний рынок Российской Федерации. Принцип взаимности является характерным для международных отношений в целом;

- принцип равноправия, в соответствии с, которым все лица на равных основаниях имеют право на ввоз или вывоз товаров и (или) транспортных средств и право на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих законодательству Российской Федерации (п. 1 ст. 12 Таможенного кодек-са). Право лиц на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств реализуется в совокупности с обязанностью данных лиц пройти таможенное оформление и контроль, а также соблюдать условия пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами. Согласно п.1 ст.14 Таможенного кодекса все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможен-ную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с актами тамо-женного или иного законодательства Российской Фе-дерации, при осуществлении которых таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавли-вать требования и ограничения. При этом требования таможенных органов, предъявляемые при осуществле-нии таможенного оформления и таможенного контро-ля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области та-моженного дела в большей степени, нежели это мини-мально необходимо для проведения таможенного ре-гулирования. В соответствии со ст.15 Таможенного кодекса никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска.

Международное право и международные договоры Россий-ской Федерации являются составной частью ее правовой сис-темы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законодательством РФ, то применяются правила междуна-родного договора.

Конституция Российской Федерации, определяющая основные направления государственной политики в облас-ти таможенного регулирования. В соответствии со ст. 8 Кон-ституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение то-варов, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен-ции, свобода экономической деятельности. Данные гаран-тии неразрывно связаны с таможенным регулированием на территории Российской Федерации. Согласно ст. 71 Кон-ституции в исключительном ведении Российской Федера-ции находятся:

- установление системы федеральных органов исполни-тельной власти (в том числе таможенных органов), по-рядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти;

- установление правовых основ единого рынка, финансо-вое, кредитное, таможенное регулирование;

- внешнеэкономические отношения Российской Федера-ции;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, ис-ключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, составляющих таможен-ную территорию Российской Федерации.

В рамках ст. 74 Конституции Российской Федерации дек-ларируются важнейшие принципы таможенного права -- сво-бода перемещения товаров и (или) транспортных средств че-рез таможенную границу Российской Федерации; запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных ограничений на территории Российской Федерации для свободного перемещения товаров, услуг и финансо-вых средств по территории страны.

Федеральные законы (в том числе федеральные кон-ституционные законы). В данной группе источников тамо-женного права выделяются:

В зависимости от систематизации правовых норм:

- кодифицированные нормативные акты: Таможенный кодекс от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, Гражданский кодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации -- часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; текущие федеральные законы;

В зависимости от содержания:

- собственно акты таможенного законодательства (Та-моженный кодекс, Закон РФ «О таможенном тари-фе» и др.);

- акты смежных (пограничных) отраслей законодатель-ства (Гражданский, Налоговый кодексы, Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и др.).

Подзаконные нормативные акты -- указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Прави-тельства РФ, нормативные акты Государственного таможен-ного комитета (в форме приказов, инструкций, распоряже-ний, писем, указаний, телетайпов, телеграмм, телефонограмм и т. п.). В соответствии со ст. 5 Таможенного кодекса акты Государственного таможенного комитета подлежат государ-ственной регистрации и официальному опубликованию, они не могут противоречить положениям актов таможенного за-конодательства и иных правовых актов (указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства) или устанавливать дополнительные требования, запреты и ограниче-ния. В том случае, если нормативно-правовые акты данного органа исполнительной власти затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной эконо-мической деятельности, то они могут быть обжалованы в арбитражном суде.

Некоторыми учеными в самостоятельный вид источников таможенного права выделяется судебная практика, т. е. реше-ния Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам тамо-женного регулирования. Однако данная точка зрения явля-ется весьма спорной.

Относительно действия таможенного законодательства во времени в ст. 4 Таможенного кодекса содержатся следующие правила: акты таможенного законодательства, указы Прези-дента Российской Федерации и постановления и распоряже-ния Правительства РФ применяются к отношениям, возник-шим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением тех случаев, когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты улучшают правовое положение лиц, а также в иных случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и международными догово-рами Российской Федерации.

Положения актов таможенного законодательства, иных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при пе-ремещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. При этом никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных пра-вил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм (п. 5 ст. 6 Таможенного кодекса).

Государство возмещает убытки, причиненные лицам вслед-ствие несвоевременного принятия, введения в действие и опуб-ликования нормативно-правовых актов, принятие которых предусмотрено Таможенным кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможен-ными органами. Убытки возмещаются за счет казны Россий-ской Федерации в порядке, установленном гражданским за-конодательством.

Субъекты таможенного права: их группы и роль в таможенном регулировании. Категория «субъекты таможенного права» несколько шире категории «участники таможенных правоотношений», так как не всегда субъекты таможенного права становятся участ-никами таможенных правоотношений. Однако участники та-моженных правоотношений всегда являются субъектами та-моженного права.

В рамках таможенного законодательства можно выделить две основные группы субъектов таможенного права:

Субъекты, наделенные властными полномочиями в обла-сти таможенного дела (таможенные органы и их должностные лица). В соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса таможен-ное дело на территории Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и таможенные органы. Согласно ст. 11 Таможенного кодекса таможенными органами называются федеральный орган исполнительной власти, упол-номоченный в области таможенного дела (Государственный таможенный комитет), и подчиненные ему таможенные орга-ны Российской Федерации, а в некоторых случаях также тамо-женные органы иностранных государств. Таможенные органы Российской Федерации образуют единую федеральную цент-рализованную систему. При этом органы государственной вла-сти субъектов Российской Федерации, местного самоуправ-ления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими гноих функций. Данная группа субъектов таможенного права обладает общими функциями в рамках таможенного дела: способствование развитию внешней торговли Российской Федерации; пополнение доходной части бюджета Российской Федерации путем взимания таможенных платежей; пресечение, устранение и предупреждение нарушений в области таможенного законодательства. Ранее в таможенном законодательстве выделялись только две последние функции данной группы субъектов таможенного права.

Субъекты, не обладающие властными полномочиями в обла^ г;ти таможенного дела (физические и юридические лица, участвующие в перемещении товаров и (или) транспортных средсцв через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющие внешнеэкономическую деятельность). Физические лица могут участвовать в таможенных правоотношениях, осуществляя свои права и обязанности, как самостоятелъно (непосредственно), так и через представителя. Таможенный представитель (брокер) -- это посредник, со-вершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которое возложена обязан-ность или которому предоставлено право осуществлять тамо-женные операции в соответствии с Таможенным кодексом. При этом декларантом является лицо, которое декларирует товары и транспортные средства, или лицо, от имени которого декларируются товары и транспортные сред-ства.

Физические и юридические лица как субъекты таможен-ного права Могут быть российскими либо иностранными. Российскими признаются юридические лица с местонахож-дением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в рам-ках таможенного права (в отличие от гражданского нрава) индивидуальные предприниматели приравниваются к пра-вовому статусу физических, но не юридических лиц. Иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства также являются субъектами таможен-ного права, но с учетом запретов и ограничений, установлен-ных таможенным и иным федеральным законодательством РФ.

Как было сказано ранее, среди субъектов таможенного права могут быть выделены лица, которые не являются не-посредственными участниками таможенных правоотноше-ний, -- так называемые заинтересованные лица. В соответ-ствии со ст. 11 Таможенного кодекса заинтересованные лица -- это лица, интересы которых затрагиваются реше-ниями, действиями либо бездействием таможенных орга-нов в отношении товаров и (или) транспортных средств не-посредственно и индивидуально.

Система как научно-категориальное понятие -- это сово-купность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Как правило, система имеет иерархическую структуру. Сис-тема таможенных органов в соответствии со ст. 402 Тамо-женного кодекса представляет собой совокупность слсдующих таможенных органов: федеального органа исполнительной власти уполномоченного в области таможенного дела; региональных таможенных управлений; таможни; таможенных постов.

Кроме того, в систему таможенных органов входят также иные учреждения подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области таможенного дела -- это различные учебные заведения, таможенные лаборатории, на-учно-исследовательские институты, вычислительные центры и т.п. Важно отметить, что все органы, составляющие единую таможенную систему, согласно ст. 71 Конституции Российс-кой Федерации являются федеральными. Исходя из этого, можно дать следующее определение таможенного органа -- это федеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торгов-ли Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.- М.: НОРМА-М, 2005.-74 с.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий официальными документами коллектива специалистов Государственного таможенного комитета Российской Федерации.- М.: Агентство «Библиотечка «Российской газеты», 2004.-703 с.

3. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России: Учебник/ Отв. Ред. Н. И. Химичева.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Юрист, 2007.- 504 с.

4. Романова Е. В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006.- 224 с.-(Серия «Завтра экзамен»).




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :