18
ГОУ ВПО “Сыктывкарский государственный университет”
Список используемой литературы. С.18
Введение.
Учитывая сложившуюся в данное время криминогенную обстановку в стране, а также признавая нетерпимость сказавшегося в конечном счете на уровне защищенности и безопасности граждан, сотрудники милиции и другие должностные лица получили новые и очень важные гарантии личной безопасности. Должностным лицам соответствующих органов прямо разрешено обнажать огнестрельное оружие и приводить его в готовность, если, по их мнению, в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные законом основания для его применения. Из этого следует, что обнажение огнестрельного оружия и приведение его в готовность к стрельбе допускается еще до того, как появились непосредственные основания для его применения. Например, лицо, задерживаемое сотрудником милиции, может находиться под прицелом его оружия до тех пор, пока сотрудник милиции не убедиться, что основания для применения огнестрельного оружия отсутствуют или отпали. При этом, как записано в российском законе о милиции, попытки лица, задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию представляют сотруднику милиции право применить оружие.
Это не означает, что сотрудник милиции при подобном поведении задерживаемого лица во всех случаях будет стрелять. Но совершено ясно, что закон, и в этом его несомненное достоинство, весь риск непоправимых последствий применения огнестрельного оружия переносит с сотрудника милиции на лицо, совершающее действия, которые уже по одному своему характеру в данной ситуации могут быть истолкованы сотрудником милиции как угроза насилия.
К необходимой обороне следует прибегать лишь тогда, когда имеет место реальное, существующее в действительности нападение, а не кажущееся, воображаемое лицом нападения.
Вместе с тем бездействия должностных лиц, выразившиеся в неприменении оружия, когда применить его было необходимо для выполнения служебного долга, в результате чего наноситься ущерб интересам государства, общества или личности гражданина, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
С другой стороны, и превышение пределов необходимой обороны, применения оружия из трусости, безответственности является грубым нарушением установленных правил, а иногда и преступным.
При этом следует учитывать, что обстоятельства, при которых применяется оружие, возникают, как правило, неожиданно. Действия сотрудников милиции в таких условиях по времени скоротечны и совершаются при большой эмоциональной нагрузке.
9)для выявления лиц, совершивших преступления - специальные окрашивающие средства (« химловушки»). Закон РФ “ О милиции” 18.04.1991. "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16
а) средствами индивидуальной защиты ( защитными касками, шлемами, жилетами, бронещитами, противоударными щитами, пулезащитными куртками), палками резиновыми специальными ( ПР-73 и ПР-89), наручниками ( БР и БР-С), аэрозольной упаковкой “ Черемуха - 10 ” - дежурный органа внутренних дел;
б) специальным карабином “КС - 23”, с насадкой к карабину, патронами с резиновой пулей “Волна - Р”, патроны с газовыми гранатами “ Черемуха - 7” и “Сирень - 7”, пистолетом газовым с боеприпасами, ручными газовыми гранатами : “ Черемуха - 6 ”, “ Черемуха - 12”, “Сирень - 6”, “Сирень - 12”, светошумовой гранатой “Заря” и светошумовым устройством “Пламя”, малогабаритными взрывными устройствами “ Ключ” и “Импульс”, устройствами остановки автотранспорта “ Еж - Диана” - начальник ОВД или его заместитель;
в) бронемашинами (БМД - 1, БТР - 60 ПБ, БРНД - 2), водометом ( автоцистерной пожарной АЦ - 40), ранцевым аппаратом “Облако”, жидкостным - министр внутренних дел республики в составе РФ, начальник управления ( главного управления) и ОВД края, области, автономной области и автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга, начальник управления ( отдела) внутренних дел на транспорте, начальник управления лесных исправительно - трудовых учреждений или их заместители. Правила применения специальных средств, состоящих на вооружении ОВД РСФСР.
Министр внутренних дел РФ и его заместители вправе давать разрешение на вооружение личного состава любыми видами перечисленных выше специальных средств.
Кроме того милиции разрешено использовать все специальные средства в случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия, что вполне объяснимо сравнительно меньшей степенью потенциальной опасности специальных средств по отношению к огнестрельному оружию.
Вид специального средства и интенсивность его применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.
При применении специальных средств пресечения должна сводиться к минимуму возможность причинения вреда здоровью граждан.
Применению специальных средств, за исключением необходимости отражения внезапного нападения, а равно задержания лиц, подозреваемых в совершении умышленных преступлений, освобождения заложников, должны предшествовать предупреждения о намерении применить такие средства, и, если позволяют обстоятельства, предоставление достаточного времени для прекращения правонарушения. Предупреждение так же может выражаться в качестве элемента ведения переговоров. В этих случаях, если представляется возможность, правонарушителю предлагается прекратить совершения правонарушения, и добровольно сдаться. Если же правонарушение приняло затяжной характер, то путем проведения переговоров, осуществляются все меры по ликвидации условий препятствующих успешному проведению задержания и ставящие правонарушителя в такие условия, которые не позволят ему причинить вред гражданам. Предупреждение может быть сделано голосом, а на значительном расстоянии или обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки или другие усилители речи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены.
Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что возможность применения специальных средств против лиц, не оказывающих сопротивления сотрудникам милиции и допускающих лишь административные правонарушения, сведена к разумному минимуму. Эти случаи касаются применения наручников, служебных собак для доставления задерживаемых лиц в милицию, а также средств принудительной остановки транспорта. Общее же правило состоит в том, что специальные средства применяются лишь в случаях преступных посягательств или при оказании сотруднику милиции сопротивления. Пускать против граждан в ход дубинку, если нет никакого активного сопротивления, милиция не имеет права.
В точном соответствии с международными правовыми документами по борьбе с преступностью запрещено применять специальные средства «при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций». В таких обстоятельствах крайней мерой восстановления порядка может быть лишь простая физическая сила. Специальные средства милиция на законных основаниях может использовать лишь тогда, когда участники несанкционированного митинга прибегнут к насильственным действиям, скажем, начнут оказывать сопротивление сотрудникам милиции, пресекающим проведение незаконного митинга.
В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, сотрудники ОВД обязаны проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.
Российский закон о милиции запретил применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.44 Кондрашев Б.П., Соловьев Ю.П., Черников В.В. “Российский закон о милиции”. М., 1992 год. С.29
Что касается отдельных видов специальных средств, то Правила запрещают сотрудникам милиции: наносить удары резиновой палкой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам; вести прицельную стрельбу патронами с газовыми гранатами «Черемуха» по нарушителям, а также повторно применять слезоточивый газ в период его действия в пределах зоны поражения; применять отдельные разновидности слезоточивого газа «Черемуха» в помещениях; отстреливать патроны с резиновой пулей на расстоянии ближе 40 м. от человека и выше нижней части его ног; применять светозвуковые средства отвлекающего воздействия ближе 2м. от людей; применять средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства) в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе 2 м. от человека; применять устройства принудительной остановки транспорта в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участков дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях; применять водометы для рассредоточения участников массовых беспорядков при температуре ниже нуля градусов по Цельсию. 55 Закон РФ “ О милиции” 18.04.1991. "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16
Учитывая возможность возникновения различных ситуаций, в которых могут потребоваться решительные действия сотрудника милиции, установлено, что «в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства».
Государство, наделив милицию правом применения специальных средств, заодно установило вполне обоснованные ограничения. В частности, введен порядок, при котором сотрудники милиции вооружаются специальными средствами не по своему собственному усмотрению, а по разрешению либо дежурного органа внутренних дел (в отношении средств индивидуальной защиты, резиновых палок, наручников и аэрозольных упаковок слезоточивого газа « Черемуха »), либо начальников органов внутренних дел (в отношении остальных специальных средств).
В качестве специальных средств могут использоваться средства как отечественного, так и зарубежного производства, принятые на вооружение в установленном порядке. Категорически запрещается применение специальных (технических) средств, не состоящих на вооружении ОВД.
Во время проведения конкретных операций (например, по задержанию лиц, оказывающих вооруженное сопротивление) решение о непосредственном применении специальных средств должен принимать не исполнитель, а руководитель операции. Сотрудники ОВД, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно с последующим сообщением рапортом непосредственному начальнику.
После применения специальных средств производиться осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора не сработавших изделий, выявление возможных очагов возгорания и повреждений объектов жизнеобеспечения, установления и устранения других негативных последствий. При необходимости проводиться дегазация.
Успешное выполнение мероприятий связанных с применением специальных средств достигается:
- твердым знанием и выполнением личным составом требований нормативных документов, регламентирующих организацию эксплуатации специальных средств.
- воспитанием у личного состава уверенности в боевых качествах используемых средств защиты, стремления в совершенстве знать эксплуатируемые специальные средства и необходимости постоянно поддерживать их в исправном состоянии.
- твердым знанием личным составом тактико-технических данных, порядка использования специальных средств, правил эксплуатации и обслуживания.
Специальные средства должны содержаться в исправном состоянии, постоянной готовности к применению и использоваться только по прямому назначению.
Учет специальных средств ведется по типу и количеству изделий, их выдача производится под расписку в специальном журнале.
После окончания дежурства специальные средства сдаются дежурному по ОВД, о чем делается соответствующая отметка в журнале с указанием количества фактически сданных специальных средств.66 Правила применения специальных средств, состоящих на вооружении ОВД РСФСР.
Начальники ОВД должны постоянно проводить работу по обеспечению соблюдения законности при применении специальных средств. Они несут персональную ответственность за ее организацию и привлечение согласно действующему законодательству ответственности лиц, допустивших неправомерное использование специальных средств.
Перед выходом на службу старший нового суточного наряда тщательно инструктирует новый наряд по правилам применения специальных средств и огнестрельного оружия.
Сотрудники милиции, которые имеют право применять специальные средства и огнестрельное оружие обязательно проходят 3-х месячное обучение в Учебном центре УВД, с целью обучения правильному применению специальных средств и огнестрельного оружия, правовую основу их применения. А так же изучение материальной части специальных средств и огнестрельного оружия, их тактико-технические характеристики. Изучают особенности применения специальных средств и оружия при чрезвычайных ситуациях, массовых беспорядках и при проведении специальных операций.
После обучения в Учебном центре, один месяц проходят стажировку. И после этого срока сдают зачет на знание материальной части, правовых основ применения, правил применения специальных средств и огнестрельного оружия, получают право применения специальных средств.
Правила эксплуатации, технического обслуживания, хранения, ношения, учета, списания и уничтожения специальных средств, необходимые меры предосторожности при пользовании ими, а также порядок организации и программы обучения личного состава устанавливается Министром Внутренних дел РФ.
В России закреплено право сотрудника милиции на постоянное хранение и ношение табельного оружия и специальных средств, правда, после прохождения соответствующей подготовки. Цели данной нормы - создать условия для эффективного пресечения преступлений сотрудников милиции, находящихся вне службы, а также обеспечить их личную безопасность. При этом новым и весьма важным положением является обязанность сотрудников милиции проходить не только специальную подготовку, но и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудники милиции, признанные непригодными к действиям в таких условиях, подлежат увольнению со службы.77 Коренев А.П. “Административная деятельность ОВД” М., 1997 г.
Глава 2.Применение специальных средств сотрудниками других органов.
3. Перечень специальных средств, используемых таможенными органами, определяется Правительством Российской Федерации.77 Таможенный кодекс РФ Ст.414,416. //"Российская газета", N 106, 03.06.2003.
Внутренними войскам МВД
Военнослужащие внутренних войск лично или в составе подразделения имеют право применять специальные средства в следующих случаях:
1) при отражении нападения на граждан, военнослужащих, сотрудников территориальных органов республиканского органа внутренних дел и исправительно-трудовых учреждений;
2) при пресечении сопротивления, оказываемого военнослужащим внутренних войск при исполнении ими своих служебных обязанностей;
3) при задержании лиц, застигнутых при совершении преступления в отношении жизни, здоровья, собственности граждан, и пытающихся скрыться;
4) при задержании тех лиц, в отношении которых имеются достаточные основания предполагать, что они имеют намерение оказать вооруженное сопротивление;
5) при доставлении задержанных лиц в территориальные органы республиканского органа внутренних дел, конвоировании и охране задержанных, подвергнутых административному аресту или заключенных под стражу лиц, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или, если оказывают сопротивление военнослужащим внутренних войск;
6) при отражении нападений на военные городки, воинские эшелоны и транспортные колонны, охраняемые объекты, сооружения и грузы;
ж) при освобождении заложников, а также сооружений, зданий, строений, транспортных средств и участков местности;
7) при пресечении массовых беспорядков и действий, нарушающих работу предприятий, учреждений, организаций транспорта, связи (независимо от формы собственности), а также дезорганизующих деятельность исправительно-трудовых колоний;
8) при задержании осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег на транспортных средствах;
9) при розыске и задержании лиц, заключенных под охрану и совершивших побег.
Военнослужащим внутренних войск в качестве специальных средств могут применяться: - резиновые палки - пункты (1, 3, 6 - 8); - слезоточивый газ - (пункты 1 - 4, 6 - 9); - наручники - пункты (2 - 5, 8, 9). При отсутствии наручников, военнослужащий имеет право использовать для связывания другие подручные средства; - светозвуковые средства, отвлекающие внимание - в случаях, предусмотренных пунктами(1, 4 ,6 - 9), если они не наносят вреда жизни или здоровью лица; - средства разрушения преград - (пункты 4, 6 - 9); - средства принудительной остановки транспортного средства - в случаях, предусмотренных пунктами 8, 9; - водометы и бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 6 - 9 и только по указанию командира воинской части или его заместителя с обязательным уведомлением об этом прокурора в течение 24 часов с момента их применения; - служебные собаки - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 9.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения действий, угрожающих жизни и здоровью людей.
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости военнослужащий внутренних войск при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые другие подручные средства.88 ФЗ “О внутренних войсках МВД РФ Ст.18,20 // "Российская газета", N 29, 12.02.1997.
Сотрудниками мест содержания под стражей
Специальные средства в местах содержания под стражей могут быть применены в следующих случаях:
1) для отражения нападения подозреваемого или обвиняемого на сотрудников мест содержания под стражей и иных лиц;
2) для пресечения массовых беспорядков или групповых нарушений установленного режима содержания под стражей;
3) для пресечения неправомерных действий подозреваемого или обвиняемого, оказывающего неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также сотрудников органов внутренних дел, привлекающихся для обеспечения правопорядка;
4) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;
5) для пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из места содержания под стражей или из-под конвоя;
6) для пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред окружающим;
7) для пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред себе.
В качестве специальных средств могут применяться:
резиновые палки (пункты 1 - 6);
наручники - (пункты 3, 5 - 7); при отсутствии наручников сотрудники мест содержания под стражей вправе использовать подручные средства связывания;
светозвуковые средства отвлекающего воздействия (пункты 1 - 4, 6);
средства разрушения преград - (пункт 4);
водометы и бронемашины - (пункты 2 и 4);
служебные собаки - (пункты 1 - 6).99 ФЗ “О Содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” Ст.45 //"Российская газета", N 139, 20.07.1995.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:
отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;
пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;
задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;
доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;
исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу - исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу - исполнителю.
Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, - за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.110 ФЗ “О судебных приставах” Ст.11,14,17 //"Российская газета", N 149, 05.08.1997.
0
Применение специальных средств частными детективами и охранниками В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охраной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях: для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан; для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности. Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязан: предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений. Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.111 Закон “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” Ст.16,17.// "Российская газета", N 100, 30.04.1992. 1
ФЗ “О Содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” //"Российская газета", N 139, 20.07.1995. ФЗ “О судебных приставах” //"Российская газета", N 149, 05.08.1997. Закон “О частной детективной и охранной деятельности в РФ”// "Российская газета", N 100, 30.04.1992.Заключение
Возможность применения специальных средств является, во-первых, важнейшим условием обеспечения безопасности сотрудников милиции и других должностных лиц, выполняющих свои обязанности, их способность пресекать незаконные действия правонарушителей, обеспечивать общественный порядок, охранять права и законные интересы других лиц, государства и общества, обеспечивая тем самым, возложенные на них полномочия в соответствии с законами, регулирующими их деятельность. Во-вторых, применение тех или иных специальных средств должно быть соразмерно надвигающейся опасности.
Список используемой литературы и источников:
Правила применения специальных средств, состоящих на вооружении ОВД РСФСР.
Коренев А.П. “Административная деятельность ОВД” М., 1997 год.
Кондрашев Б.П., Соловьев Ю.П., Черников В.В. “Российский закон о милиции”. М., 1992 год.
Таможенный кодекс РФ //"Российская газета", N 106, 03.06.2003.
Закон РФ “ О милиции” "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991,N16
ФЗ “О внутренних войсках МВД РФ // "Российская газета", N 29, 12.02.1997.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Перевірка закону Ома при аналізі послідовних кіл змінного струму |
Контрольная работа | Методики расследования отдельных видов преступлений |
Контрольная работа | Реабілітаційна установа або реабілітаційний заклад |
Контрольная работа | Экономические ресурсы и производственные возможности |
Контрольная работа | Овцеводство и козоводство |