4
Сожержание.
1.1. Понятие и содержание прав человека.
Права человека - это совокупность морально-правовых норм, защищающих достоинство человека в его взаимоотношениях с представителями государственной и иной власти.
Права человека являются универсальными моральными правами фундаментального характера, которые принадлежат каждому лицу в его взаимоотношениях с государством.
Права человека представляют собой комплекс морально-правовых норм, призванных защищать человеческое достоинство и свободу личности от произвола со стороны властных институтов и их представителей.
Права человека - это некоторая гуманитарная теория и практика, включающая в себя элементы права, морали, идеологии, политики и религии, призванная защищать человеческое достоинство во взаимоотношениях человека и власти, гражданина и государства.
Права человека касаются только взаимоотношений человека и власти и призваны защищать человека от произвола власти.
Права и свободы человека относятся к категории прав моральных, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ).
Какие же принципы лежат в основе современной концепции прав человека?
Первое: каждый человек от рождения наделен способностями и обязан управлять собой и свободно строить свою жизнь как внутреннюю (духовно-моральную), так и внешнюю (субъект права с хозяйственной инициативой).
Второе: любая власть, посягающая на права человека, должна быть ограничена.
Третье: каждый человек, защищая свои права, может предъявлять претензии к государству.
1.2. Связь понятия права человека с основными категориями права.
Права, которые напрямую, непосредственно вытекают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеальных (идеологических), организационных, нормативных форм опосредования могут быть названы непосредственно-социальными. Они являются непосредственными в том смысле, что существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах или нет.
Вместе с тем с терминологической стороны точнее (и в большем согласии с терминологическими традициями) именовать указанную группу прав естественными, т.е. такими, которые являются выражением натуральной жизни общества, напрямую даны естественным ходом вещей, а не выдуманы, не изобретены людьми. По отношению к ним право как юридическое явление и выступает в качестве позитивного права -- права, которое создается людьми, выражено в писаных нормах, содержится в нормативных документах.
Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Это прежде всего инициативное поведение, которое может стать и нередко становится существенным фактором изменений в самой правовой системе. Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении.
Такое поведение включает в себя следующие обобщающие компоненты:
а) активность в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов и организаций, добровольных обществ, фондов, ассоциаций и других общественных объединений), возникших на основе общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности;
б) активность в государственно-организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации (участие в обсуждении и принятии законопроектов, в выборах представительных органов власти и контроле за деятельностью депутатов всех уровней и т.д.);
в) активность в создании и деятельности альтернативных или параллельных общественных и общественно-государственных структур (комитеты или советы общественного самоуправления месту жительства; правозащитные ассоциации и т.п.);
Содержание гражданской правоспособности составляет совокупность гражданских прав и обязанностей, которыми гражданин может обладать согласно действующему законодательству.
1.3. Право и правовой статус личности.
Правовой статус - это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы человека. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: ”Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляют ядро правового статуса личности” Конституция Российской Федерации. Принята референдумом Российской Федероации 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
.
1.4. Связь понятий свободы личности и права.
Всеобщая равная мера - один из необходимых составных компонентов принципа формального равенства и одно из сущностных свойств права. В качестве такого компонента равная мера предполагает и другие компоненты правового принципа формального равенства - свободу и справедливость . Поэтому равная мера - это равная мера свободы и справедливости.
При этом под равной мерой имеется в виду не только всеобщий масштаб и единая для всех норма правовой регуляции, но также и соблюдение эквивалента соразмерности и равномерности в отношениях между самими субъектами права.
Правовое равенство - это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере.
Правовое равенство - это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права, и на них принцип правового равенства не распространяется.
Право говорит и действует языком и мерами равенства и благодаря этому выступает как всеобщая и необходимая форма бытия, выражения и осуществления свободы в совместной жизни людей. В этом смысле можно сказать, что право - математика свободы. Причем можно, видимо, допустить, что математическое равенство как логически более абстрактное образование является исторически более поздним и производным от идеи правового равенства. Последующее, более интенсивное (чем в праве) развитие и научная разработка начал равенства в математике породили неверное представление, будто идея равенства пришла в право из математики.
В социальной сфере равенство - это всегда правовое равенство, формально-правовая мера равенства. Ведь правовое равенство, как и всякое равенство, абстрагировано (по собственному основанию и критерию) от фактических различий и потому с необходимостью и по определению носит формальный характер Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России учеб. пособие. - М.: Изд. МГУ, Инфра-М - Норма, 1997.
.
По поводу равенства существует множество недоразумений, заблуждений, ошибочных и ложных представлений. В их основе в конечном счете лежит непонимание того, что равенство имеет рациональный смысл, логически и практически возможно в социальном мире именно и только как одинаковая для всех мера правового (формально-правового, формального) равенства.
Так, нередко (в прошлом и теперь) правовое равенство смешивается с разного рода эгалитаристскими (фактически уравнительными) требованиями, с уравниловкой и т.д. или, напротив, ему противопоставляют так называемое "фактическое равенство". Подобная путаница всегда так или иначе носит правоотрицающий, антиправовой характер.
2. Права и свободы человека и гражданина. Юридические обязанности.
2.1. Права и свободы.
Права и свободы человека и гражданина - права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности.
Конституция указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения человека и гражданина важное значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции РФ.
Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом , закрепленный в ст. 19:
1) Все равны перед законом и судом.
2) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
В Основном Законе появилась новая, весьма значимая конституционная характеристика прав и свобод человека и гражданина - они признаются непосредственно действующими, а также определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
В основах конституционного стоя закреплен такой принцип, как полнота прав и свобод граждан РФ. Каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и свободами. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, но есть исключения, установленные федеральным законом или международным договором.
Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение - еще один важнейший принцип, в тоже время осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы, которые также защищаются государством (ст. 17).
Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Конституция Российской Федерации. Принята референдумом Российской Федероации 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря..
Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение!!!) его основных прав и свобод.
Совокупность прав и свобод можно классифицировать следующим образом:
Личные:
- Право на жизнь,
- Право на свободу и личную неприкосновенность,
- Право на достоинство личности,
- Право на неприкосновенность частной жизни,
- Право на неприкосновенность жилища,
- Право на национальную и культурную самоидентификацию,
- Свобода слова,
- Свобода совести,
- Свобода передвижения,
- Право на судебную защиту,
Политические:
- Право на гражданство,
- Право на объединение,
- Свобода собраний ,
- Право на участие в управлении делами государства,
- Право обращений,
- Свобода средств массовой информации,
Социально-экономические и культурные:
- Право частной собственности,
- Свобода предпринимательства,
- Трудовые права,
- Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
- Право на социальное обеспечение;
- Право на жилище;
- Право на охрану здоровья,
- Право на благоприятную окружающую среду,
- Право на образование,
- Свобода творчества,
- Право на участие в культурной жизни Конституция Российской Федерации. Принята референдумом Российской Федероации 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
.
Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением прав и свобод своим гражданам, находит свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, то есть тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод .
Нормативно определенные государством свободы личности - это практически те же права гражданина, имеющие некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов.
В частности, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Согласно этому определению никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить его. И только сам гражданин решает, как, в каких формах реализовать принадлежащую ему свободу совести.
С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности - это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы неспособны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и, соответственно, не могут и не должны детально регламентировать развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права и закона, либо к расширенному толкованию правовых норм.
Важной особенностью прав, свобод, законных интересов личности является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагает проявление значительной активности и организованности субъектов этих прав.
2.2. Юридические обязанности личности.
Юридические обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.
Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляются через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Надлежащее исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое и моральное основание для человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является требование соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.
Так же как права и свободы, юридические обязанности подразделяются на конституционные (основные) и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.
Понятие «юридические обязанности» тесно связано с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответственность личности прежде всего состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия на совершение противоправных и виновных поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.
3. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Деятельность правоохранительных органов по обеспечению прав и свобод.
3.1. Гарантии конституционных прав и свобод.
Гарантия (от франц. garantie) - ручательство, обеспечение[9]. Принимая на себя гарантию конституционных прав и свобод, государство ручается, что так оно и будет.
В чем выражаются названные гарантии и как они реализуются?
Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).
Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации).
Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:
- экономические гарантии;
- политические гарантии;
- юридические гарантии;
- идеологические гарантии.
Экономические гарантии - реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные лица обеспечивают предоставленные гражданам права и свободы. Следует иметь в виду, экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает полную экономическую поддержку своих граждан.
Политической гарантией основных прав и свобод граждан является деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и своевременное рассмотрение их жалоб и заявлений, способствуя своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод).
Юридические гарантии прав и свобод граждан охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится судебным органам, которые в результате проводимой сейчас судебной реформы должны стать главной формой государственной охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Идеологические гарантии предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных на них обязанностей, отказ от нарушения прав и свобод других граждан, как со стороны физических лиц, так и со стороны государственных органов и отдельных чиновников.
Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.
В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе - законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").
Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях - наказаны. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию.
Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.
Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы"; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему"; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.
Следующий механизм, гарантирующий конституционные права - институт гражданства (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.).
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.
3.2. Функции правоохранительных органов.
Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:
- Конституционный контроль,
- Осуществление правосудия,
- Прокурорский надзор,
- Расследование правонарушений,
- Обеспечение безопасности,
- Исполнение судебных решений,
- Оперативно-розыскная деятельность,
- Охрана общественного порядка,
- Оказание юридической помощи,
- Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.
Виды правоохранительных органов:
- Органы судебной власти,
- Органы выявления и расследования преступлений,
- Органы юридической помощи,
- Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
Характерной особенностью России и стран, унаследовавших основные черты советской правой системы, является причисление судебных органов к правоохранительным.
В целом, в России к правоохранительным органам относят:
Cуды общей юрисдикции,
Арбитражные суды,
Конституционный суд России,
Прокуратура России,
Следственный комитет при Прокуратуре России,
Министерство внутренних дел,
Следственный комитет МВД России,
Криминальная милиция,
Милиция общественной безопасности,
Департамент уголовного розыска,
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России,
Департамент охраны общественного порядка,
Департамент по борьбе с организованной преступностью,
Департамент экономической безопасности,
Федеральная служба безопасности,
Служба внешней разведки,
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков,
Федеральная таможенная служба,
Федеральная налоговая служба,
Федеральная миграционная служба,
Нотариат.
В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы», хотя этот термин употребляется даже в Конституции РФ (п. «л» ч. 1 ст. 72). Оно сформировалось на практике. Это понятие можно также встретить в различных документах ненормативного характера Конституция Российской Федерации. Принята референдумом Российской Федероации 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря..
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
Таким образом, правоохранительные органы -- это государственные органы (а в ряде случаев и негосударственные структуры), которые осуществляют специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.
Как и все органы государства, правоохранительный орган наделен государственно-властными полномочиями, собственной компетенцией, обладает организационной самостоятельностью, которая предусмотрена законом. Однако его характерная особенность состоит в том, что правоохранительная деятельность в общем объеме деятельности данного органа является доминирующей (преобладающей).
К особенностям деятельности правоохранительных органов относится и то, что они, находясь в системе и выполняя каждый свои задачи, взаимодействуют друг с другом. В частности, такая закономерность просматривается во взаимодействии судебных и следственных органов. Суд -- самостоятельный орган судебной власти, в то время как органы предварительного следствия -- часть другого правоохранительного органа (органа внутренних дел, прокуратуры и др.). Правосудие и предварительное следствие по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное следствие -- это подсистема в системе уголовного судопроизводства.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что взаимодействие правоохранительных органов, т. е. согласованная по целям и задачам деятельность как правоохранительных органов, так и отдельных их частей, невозможно без наличия единой системы правоохранительных органов. Под ней принято понимать совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод от противоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридического воздействия.
В правоохранительной деятельности существенную роль играют негосударственные правоохранительные организации (адвокатура, нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные охранные и детективные структуры).
Строго говоря, суд правоохранительным органом не является. Полномочия судебных органов по осуществлению правосудия - это более широкое понятие, которое значительно выходит за пределы правоохранительной деятельности.
Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести: органы прокуратуры, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, органы Федеральной таможенной службы, органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), а также некоторые органы Министерства юстиции РФ Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел. учеб. пособие / В.В. Барбин - М.: Акад. Упр. МВД России 2005.
.
В то же время деятельность этих органов в современном демократическом государстве невозможна без суда и негосударственных организаций обеспечения правоохраны (адвокатуры, юридических фирм и юрисконсультов, осуществляющих свою деятельность в экономической сфере, нотариата, в том числе и нотариусов, занимающихся частной практикой, частных охранных и детективных структур).
При этом необходимо подчеркнуть, что "собственно правоохранительными среди них являются только органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия). Часть из них являются специальными службами, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.). Это правоохранительные органы "узкой компетенции". Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной, К их числу можно отнести органы федеральной службы безопасности и органы ФСКН России (например, в деятельности органов федеральной службы безопасности основной является контрразведывательная функция, а органы ФСКН России призваны контролировать прежде всего легальный оборот наркотических средств).
Отличие "собственно правоохранительных органов" от специальных служб и контролирующих органов обусловлено различиями в целях их деятельности. Если для первых защита прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп она носит опосредованный (производный) или второстепенный характер. Однако с правоохранительными органами их объединяет наличие сходных подразделений и способов деятельности. Все они являются органами предварительного расследования, а также имеют в своем составе оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории |
Контрольная работа | Эколого-экономический анализ туристско-рекреационных ресурсов Китая |
Контрольная работа | Проверка радиального биения валов индикатором |
Контрольная работа | Нормы в официально-деловом стиле речи |
Контрольная работа | Образование как фактор социальной мобильности |