Контрольная работа по предмету "Психология"


Социально-психологическая адаптация к браку. Доминирующая гиперпротекция


20

1. Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.

Термин «адаптация» в широком смысле слова понимает-ся как приспособление к окружающим условиям. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегратив-ный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функ-ции: адекватное восприятие окружающей действительно-сти и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к тру-ду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимо обслуживанию в семье и кол-лeктиве; изменчивость (адаптивность) поведения в соот-ветствии с ролевыми ожиданиями других». Практически все сказанное может быть отнесено и к брачно-семейной адаптации.

В процессе адаптации принято выделять два уровня -биологический и психологический. Первый включает при-способление организма к устойчивым и изменяющимся условиям физической среды. Психологический аспект адап-таци охватывает «приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиям и данного общества и с собственными потребностями и инте-ресами».

Психологическая адаптация осуществляется путем усво-ения норм и ценностей социума. К ее основным проявлени-ям относят взаимодействие, в т.ч. общение, человека с окру-жающими людьми и активную деятельность.

Адаптация к семье включает перечисленные выше ком-поненты и начинается как процесс знакомства с семейной жизнью, постепенного вхождения в нее. Этот период являет-ся особенно трудным, т. К. включает не только перестройку общения и деятельности, но и изменения личности молодых супругов, перестройку потребностно-мотивационной сфе-ры, формирования нового уровня самосознания, новых свя-зей с социальным окружением.

Т. Б. Карцева, оценивая брак как одно из поворотных со-бытий в жизни человека, указывает, что речь идет об измене-нии всей ситуации развития личности, которая ведет к смене ролей, изменению круга лиц, включенных во взаимодейст-вие с ним, спектра решаемых проблем и образа его жизни. Естественно, что совершение таких жизненных этапных со-бытий, включающих как позитивные, так и негативные по своей модальности перемены, «приводит к личностному из-менению, перестройке всей системы «Я» И весьма болезнен-но переживается личностью».

До брака у молодого человека существует уже сложив-шийся «образ Я». После заключения брака супруги оказыва-ются в ситуации невозможности жить по-прежнему, что уси-ливает неустойчивость состояния и неудовлетворенность. «Однако уже в самом начале ведется работа по «обретению «Я», усложняется и дифференцируется рефлективное «Я», ведется работа по преодолению внутриличностных противо-речий для того, чтобы выстроить новый, усложненный и до-статочно устойчивый образ».

Е. С. Калмыкова, говоря о проблемах первых лет супру-жеской жизни, указывает, что «первые год-два совместной жизни - это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии». В этот период происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа взаи-моотношений, которые удовлетворяют обоих. На этом этапе решаются следующие задачи:

· формирование структуры семьи,

· распределение функций (ролей) между мужем и женой,

· выработка общих семейных ценностей.

А. Н. Волкова и Е. И. Трапезникова считают, что для мо-лодой семьи до рождения детей наиболее характерны труд-ности выработки своего семейного уклада, разочарование друг в друге как результат более глубокого узнавания, конф-ликты по поводу распределения функций, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, материальные и эко-номические проблемы.

В.П.Левкович и О.Э.3уськова говорят о том, что суще-ственное значение в возникновении супружеского конф-ликта имеют те ожидания, которые сложились у партнеров к моменту вступления в брак. Для молодых супругов наиболее типичны повышенные ожидания по отношению друг к дру-гу, что нередко является основой конфликта при несовпаде-нии ожиданий с действительностью.

Кроме того, абсолютное и вечное совпадение ролевых ожиданий автоматически не может быть задано на все время брака, который не свободен от стрессов, разницы темпов со-циального созревания и профессиональной реализации су-пругов, множества других факторов и обстоятельств, вскры-вающих новые особенности ролевого поведения. В исследовании 2002г., проведенном в Сергиевом Посаде, эмпирически установлено, что количество пар, у которых совпадают представления о ролевом распределении (86,21 %), значительно превышает количество пар, у которых значимо совпадает функциональное распределение (37,93 %) ролевых ожиданий относительно себя и партнера. Это говорит о том, что большинство пар теоретически хорошо представляет себе (представления которых друг относительно друга совпадают) распределение ролей между мужчиной и женщиной в семье. Однако это вовсе не значит, что при этом у них совпадают соб-ственные ролевые ожидания и иерархия семейных ролей, т. е. индивидуальная значимость исполнения конкретной роли относительно себя и партнера в общей структуре семьи.

В ряде исследований отечественных авторов (Т.А.Гурко, В.В.Меньшутин, Г.Навайтис) показано, что некоторая пе-реоценка, идеализация партнера присуща в основном моло-дым семьям. Согласно другим данным эта особенность име-ет место и на других этапах развития семьи, причем величина разности между оценкой и самооценкой уменьшается с уве-личением семейного стажа, приближаясь к нулю, что свиде-тельствует о более адекватной оценке партнера по мере при-обретения опыта семейной жизни.

Для молодых людей, вступающих в брак, характерна не-которая идеализация семейной жизни. Это выражается в том, что от семейной жизни они в первую очередь ожидают удовлетворения своих потребностей в духовном росте и са-мосовершенствовании. При этом ожидание удовлетворения материальных потребностей занимает последнее место, хотя их значение в реальной жизни несоизмеримо выше.

В период адаптации, как у стабильных, так и у нестабильных семей имеет место рассогласование потребностей в отдельных сферах семейной жизни: у стабильных пар оно незначитель-ное, у нестабильных - значительное. Это незначительное расхождение у стабильных пар предоставляет им возможность по-степенного развития и совершенствования отношений. Моло-дые семьи являются очень нестабильными образованиями, чувства к супругу несут как мощный позитивный, так и нега-тивный заряд (велика амбивалентность чувств). Для многих семей также характерны крайности в поведении и в чувствах. Большинство исследователей считает, что спустя некоторое время после заключения брака удовлетворенность браком у обоих супругов начинает повышаться.

В начале супружеской жизни нередки так называемые «клановые конфликты», когда связь с семейной группой, из которой вышел один из супругов, препятствует образованию новой связи в новой семейной группе.

Н.Н.Обозов приводит в своей монографии результаты исследования, отражающие гностический компонент взаи-моотношений в семье. В своем исследовании Н. Абакумова, И. Садикова, С. Хитрина сравнили 19 пар молодоженов (лиц, подавших заявление на вступление в брак) и 13 супру-жеских пар, имеющих стаж совместной жизни от трех до пяти лет. Исследование показало, что сходство личностных профилей молодоженов (использовался 16-факторныйопросник Кэтелла) меньше, чем сходство личностных про-филей супругов, имеющих стаж семейной жизни. Адекват-ность восприятия супруга примерно одинакова у женщин и у мужчин, но в зрелых супружеских парах она выше, чем у мо-лодоженов. А идентификация у супругов, напротив, выше у молодоженов и у женщин с супружеским стажем.

Анализ отечественной психологической литературы по-зволяет наметить основные направления, в русле которых разрабатывается проблема адаптации в семье:

1. Это исследования, непосредственно посвященные пробле-мам молодой семьи, готовности молодежи к браку. Отметим работы И. В. Дубровиной, Л. Ф. Филюковой, В. В. Меньшу-тина, Н. Н. Обозова и др.

2. Адаптация рассматривается как процесс согласования ролевых ожиданий, а также через изучение межличностных, ролевых конфликтов. Исследованием этой пробле-мы занимались С. И. Голод, А. Г. Харчев, В. А. Сысенко, Г. Навайтис и др.

3. Для понимания процесса брачно-семейной адаптации большое значение имеют исследования в области соци-альной перцепции и, прежде всего, социальных ожида-ний. Следует отметить работы А. Н. Волковой, Т. М. Трапезниковой, Е. С. Калмыковой, Н. Ф. Федото-вой.

Исследователи выделяют ролевую и межличностную адаптации, в рамках которых возникает желание и реализу-ется возможность супругов приспособиться друг к другу.

Ролевая адаптация - это согласование и изменение пред-ставлений в зависимости от взаимных ролевых ожиданий.

Известны следующие типы распределения ролей в семье: асимметричное (в традиционной модели семьи, где муж вы-полняет инструментальные функции, а жена - экспрессив-ные) и равное (в эгалитарной семье).

Межличностная адаптация представляет собой совокуп-ность психологической, духовной и сексуальной адаптации.

Психологическая адаптация связана с познанием внутрен-него «Я» партнера, его привычек, скрытых пристрастий, осо-бенностей характера. Духовная адаптация определяется созву-чием глубинных ценностей, установок, личностных особен-ностей супругов. Духовная общность очень важна для женщины. Для мужчины на ранних этапах супружества ду-ховность тесно переплетается с активностью жены в сексуаль-ной сфере, в эмоциональном расположении и сочувствии. Сексуальная адаптация порождает удовлетворенность браком, базируется на сексуальной совместимости. Этот вид адапта-ции очень важен для мужчин. Для женщин картина иная -очень большое количество женщин, никогда не испытавших сексуальное наслаждение, довольны семейной жизнью и при-знают свой брак счастливым.

Психологическая, духовная и сексуальная адаптация -виды первичной адаптации, но существует и негативная вто-ричная адаптация, которая связана с возрастанием потребности в независимости (ее начинает не хватать), привы-канием к достоинствам друг друга и повышением сензитив-ности к недостаткам, рассогласованием между ощущениями реальностью.

Суть негативной вторичной адаптации составляет ослаб-ление чувств, любовь начинает разрушаться (уменьшаться) при монотонном постоянном воздействии одного и того же раздражителя. Для нее характерны следующие проявления:

· в интеллектуальной сфере - повтор одних и тех же чувств, мыслей, суждений и оценок;

· в нравственной сфере - грубость в отношениях, сарказм и ирония, появление супругов друг перед другом в «непо-требном» внешнем виде, демонстрация негативных внут-ренних качеств;

· в сексуальной сфере - низкая культура интимных отно-шений, легкая доступность близости и однообразие.

Почему это происходит? В результате близких отноше-ний складывается привычка в близких взаимных оценках, в итоге снижается чувствительность партнера к положитель-ным подкреплениям. Зато партнеры становятся чрезвычай-но чувствительны к отрицательным оценкам. Близкому че-ловеку легко вызвать отрицательную оценку и трудно - по-ложительную.

Почему семья нередко становится могилой для любви?

Может быть, потому, замечает Л. М. Иванова, что меша-ют повторяющиеся ощущения. Или притупляются чувства, уходит острота.

1. С одной стороны, повторяющиеся чувства не так больно ранят, а с другой стороны, за смягчение боли мы платим потерей радости.

2. Мешают возвести любовь на семейный трон и враги люб-ви. Это избыток общения супругов. Постоянное пребы-вание на глазах друг друга, сокращение дистанции до ми-нимума. Щеголянье друг перед другом в неопрятном виде, вульгарность, иллюзия бесконечной близости и слияния в одного человека, общение изо дня в день в те-чение долгих лет.

3. И самое опасное в том, что общение гасит голод по чело-веку. Вот почему молодым супругам нужны разлуки, хотя бы короткие. Их иногда следует устраивать нарочно, что бы обмануть врагов любви.

4. Но самый лютый враг любви таится в страхе потерять люби-мого. Этот страх живет, в каждом и мешает жить нам и тем, кто с нами, - любимым. Страх рождает ревность и глупость за глупостью, но никогда не удерживает любимого.

5. Врагом любви в семье является и замечательное искусство ругаться по любому поводу друг с другом. Ругаемся, разря-жаемся, раздражаемся, не делаем над собой никаких уси-лий, чтобы сдержаться. От чужих глаз стараемся спрятать свои недостатки, а на близких, дорогих людей обрушиваем их самосвалами, мешками, ведрами выливаем.

Межличностные отношения в семье имеют определен-ную динамику. Исследователями выявлено пять стадий в развитии чувств молодых супругов. Первая - это когда парт-нер предстает в образе героя/героини. Его любят, им любу-ются, им наслаждаются, и все, что он делает, вызывает вос-торг и восхищение. Вторая - когда наступает некоторое ра-зочарование в чувствах, партнер еще не вызывает отрицательных эмоций, но его отсутствие уже не расстраива-ет. Третья стадия - когда один партнер уходит на работу, а второй при этом чувствует даже некоторое облегчение. Именно в этом месте кроются опасности, фактически за-рождается непонимание, и оно может развиваться, если не вмешаться. На этой стадии следует усилить внимание супру-гов друг к другу, но снизить интенсивность общения.

Пока еще все можно урегулировать мирным путем, не до-водя до следующей четвертой стадии - эмоционального ох-лаждения. На этой стадии неудовлетворенному партнеру на-чинает совершенно реально казаться, что выбор неудачен, присутствие другого начинает вызывать тихое глухое раздражение, и вина его быстро растет. Из героя он превращается в виноватого, ему приписываются все плохие поступки, все слова его кажутся фальшивыми. А сам он кажется несклад-ным и неудачником. Физическая близость становится не-возможной, воспоминания о ней окрашены негативно.

Пятая стадия - это когда негативные установки преобла-дают, плохие мысли распространяются не только на партне-ра, но и на всех его родственников.

Опасность этой стадии в пиковом состоянии человека. Фактически он в состоянии аффекта, т.е. плохо соображает, разум отсутствует, эмоции захлестывают. На этой пятой ста-дии человек не дает себе труда сдерживать себя. Ситуация пахнет разводом, но характерно, что в этот период человек не может бросить партнера, т. к. думает, что сильно его любит.

Эта пятая стадия не конец, после нее наступает плато без-действия. Все как будто затормаживается, не движется, не развивается. Наступает климат абсолютного доверия. Он-то как раз и становится спасительным. Надо переждать, и мир восстановится. Медленно, но верно начинает развиваться эта же кривая, но в обратную сторону.

Психологи-практики советуют для борьбы с негативной вторичной адаптацией использовать внесение творческих эле-ментов, сюрпризов и разнообразия в близкие отношения, регу-лярно оказывать знаки внимания друг другу, активно организовывать продуктивный и интересный семейный отдых и досуг, постоянно самосовершенствоваться каждому члену семьи, по-вышать взаимную автономию и личностную свободу.

Обобщение и систематизация отечественных работ, свя-занных с изучаемой проблемой, позволили уточнить поня-тие брачно-семейной адаптации, выделить ее специфику. Поскольку семья является малой группой, то представляется возможным использование некоторых характеристик, зако-номерностей проявления социально-психологической адаптации при изучении процесса брачно-семейной адапта-ции. Однако необходимо отметить, что нельзя игнорировать специфику семьи, рассматривать ее как поле, на материале которого изучается то же самое, что может быть изучено на материале других малых групп.

Л.Я. Гозман, Ю.Е.Алешина выделяют следующие наи-более важные отличия семьи от других малых групп:

1) нормативная заданность семьи, т.е. семья является максимально контролируемой в нормативном плане;

2) гетерогенность состава;

3) закрытость группы;

4) полуфункциональность группы;

5) длительность истории семьи;

6) тотальность - полное вовлечение человека в семейные отношения.

Таким образом, задаются определенные рамки для перено-са особенностей протекания социально-психологической адаптации на адаптацию к семье. Брачно-семейную адаптацию следует рассматривать как постепенный процесс приспособле-ния супругов друг к другу и к семейной жизни, результатом ко-торого должно быть формирование устойчивого семейного уклада, распределение бытовых и психологических ролей, вы-работка приемлемого стиля общения друг с другом, выработка приемов разрешения и профилактики конфликтов и разногла-сий, определение взаимоотношений с микроокружением по типу открытой или закрытой группы. Это определение, на наш взгляд, является наиболее удачным, поскольку достаточно полно схватывает содержательный аспект брачно-семейной адаптации как целостного процесса.

Своеобразную концепцию брачно-семейной адапта-ции предложил В. А. Сысенко. Основу ее составляют осо-бенности характеров супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности. Автор выделяет четыре группы людей по степени и уровню адаптации:

1. Высокоадаптированные личности.

2. Среднеадаптированные.

3. Низкоадаптированные.

4. Дезадаптированные.

К общим адаптационным особенностям он относит:

1. Способность к сотрудничеству.

2. Способность к общению.

3. Способность к эмоциональному и рациональному пони-

манию других людей.

4. Способность к самоконтролю и самопознанию.

5. Умение выбрать адекватный тип поведения в зависимос-ти от условий и обстоятельств.

Развитие этих способностей в значительной мере, по мнению автора, определяет успешность брачно-семейной адаптации. Однако этот вывод предполагает не метафизи-ческое, а диалектическое мышление, признающее в одном и том же явлении позитивные и негативные моменты, про-грессивное и регрессивное. Необходимо учитывать, что каждая супружеская пара вырабатывает свой неповтори-мый стиль взаимоотношений; компенсирует нередко са-мые нежелательные характеристики друг друга, противо-стоит негативным тенденциям.

В. А. Сысенко определяет структуру адаптации личности в сфере брачно-семейных отношений следующим образом:

1. Адаптация физиологическая, в том числе сексуальная.

2. Адаптация к темпераменту, характеру партнера.

3. Адаптация к семейным ролям, к новым обязанностям, правам, к разделению труда в брачном союзе.

4. Адаптация к потребностям, интересам, привычкам, об-разу и стилю жизни брачного партнера.

5. Адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни партнера.

Некоторые характеристики брачно-семейной адаптации рассматриваются в исследованиях по социальной перцепции.

Первоначальное впечатление о человеке возникает на основании внешних данных. Партнеры всматриваются в лица друг друга, стараются предугадать поступки. «На основе внеш-ней стороны поведения мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных» (с. Л. Рубин-штейн). И вот здесь возникает интересное явление. Верность, точность «прочтения» другого человека во многом зависят и от богатства собственных представлений. Получается своеобраз-ное отражение в другом человеке того, что есть на самом деле в себе.

Значит, мы сами себя можем оценить и представить себе, какие мы есть на самом деле, только в оценках окружающих себя людей, и в то же время наша оценка станет для кого-то основой самооценки.

Социальная психология пытается выявить закономер-ности человеческого общения, найти пути улучшения их за счет изучения самого человека. Исследователи человечес-кого поведения установили, что даже простое присутствие другого человека рядом существенно изменяет поведение. Это явление достаточно распространенное и называется социальной фасилитацией.

Чаще всего, вступая в общение с другим человеком, мы преследуем определенную цель - мы хотим понравиться ему, или хотим сделать его своим единомышленником, добиться признания своих достоинств, в конце концов, приучить к себе, приручить. Стараясь обратить в свою веру, мы используем все средства, чтобы вызвать в нем ответное чувство. Мы убежда-ем, магнетизируя взглядом, мы умоляем, создавая эмоциона-льный фон в разговоре, мы доказываем - и в ход пускается мимика, жестикуляция. Когда мы, таким образом, завоевываем собеседника, тут все имеет значение: и взгляд, и выражение лица, и тембр голоса, и «контакт глаз». .

Но нам также хочется узнать, как воспринимает нас дру-гой человек, вызываем ли мы, в свою очередь, симпатию или антипатию, т. е., иными словами, как к нам относится чело-век - хорошо или плохо. Осознание того, как нас восприни-мает партнер по общению, зависит от умения поставить себя на место другого человека, что немаловажно на этапе фор-мирования брачной пары. А умение не только поставить себя на место другого, но и вжиться в его состояние, прочувство-вать его положение, воспринять ход его мыслей, является важным уже для развития адаптации в брачно-семейных от-ношениях.

В работах по социальной перцепции отмечается факт зна-чительных изменений особенностей межличностного вос-приятия молодыми супругами на протяжении адаптационно-го периода, который продолжается 1,5-2 года. Выбор буду-щего супруга определяется действием ряда факторов, среди которых отметим, прежде всего, представление об идеальном партнере, более или менее осознаваемый образ, которого име-ется у каждого. В его создании участвуют опыт, литературные и киногерои, социальные стереотипы и идеал референтной группы. Идеальный образ регулирует отношения в супружес-кой паре 0,5-1,5 года. Затем напряженность эмоционального подъема снижается, отрицательные характеристики партнера перемещаются в центр, сопоставляются с начальным обра-зом. Трагическим исходом такой идеализации, особенно для молодых пар, может стать так называемое прозрение. Обычно это звучит банально и, к сожалению, типично: «я его раскуси-ла», «теперь-то понял я ее», «меня обманули»...

В этой ситуации во избежание раскола семьи большое зна-чение имеет то, какую линию поведения выберут супруги: бу-дут ли они по-прежнему ориентироваться на несуществую-щий образ, стремиться «подогнать» под него своего партнера или же, напротив, начнут корректировать не партнера, а свой образ его, приближаясь тем самым к действительности. Адек-ватность представления о партнере по брачному союзу обес-печивает согласованность между ожидаемым и реальным поведением своего партнера, что важно для реализации це-лей адаптации в семье.

Особого рассмотрения требует вопрос о критериях адап-тированности супругов. В психологической литературе не встречается указаний на объективные и субъективные показатели адаптирован-ности. В качестве критерия адаптированности можно ис-пользовать интегральный показатель, состоящий из дли-тельности брачного стажа (объективный показатель) в со-четании с уровнем удовлетворенности супружескими отношениями (субъективный показатель). Удовлетворенность брачно-семейными отношениями отражает резуль-тативность всех процессов, происходящих в семье, в том числе и адаптационных. Следовательно, высокая оценка супружества может рассматриваться как показатель того, что в семье решены задачи адаптационного периода: фор-мирование структуры семьи, распределение Функций (или ролей) между мужем и женой, выработке общих семейных ценностей на том уровне, который удовлетворяет данную супружескую пару.

Таким образом, брачно-семейную адаптацию необходи-мo рассматривать как сложный, целостный многоуровневый процесс длительного взаимного приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, порождающий высокую оценку супружества и удовлетворенность семейной жизнью. В содержательном плане этот процесс представляет собой единство следующих компонентов: приспособление к брач-ному партнеру и приспособление к семейной жизни, вклю-чающее в себя адаптацию к бытовым и психологическим ро-лям, к новым обязанностям и правам, к разделению труда в брачном союзе.

Типы адаптированности личности к браку.

Комбинация способностей, вернее и точнее, степень их развитости и наличия дает возможность выделить определенные типы личностей:

1) Высокоадаптированные;

2) Среднеадаптированные;

3) Низкоадаптированные;

4) Дезадаптированные.

Высокоадаптированные индивиды имеют высокие и очень высокие способности к общению, сотрудничеству, кооперации. О таких людях можно сказать, что они «прирожденные психологи», поскольку хорошо понимают психическое состояние других людей. У них высокая способность к самопознанию. Они весьма самокритичны, хотя это и не выливается в самобичевание, и имеют высокое чувство собственного достоинства. Они, как правило, дружелюбно и радушно относятся к другим людям, отличаются высоким уровнем нравственного развития.

К любым обязанностям относятся с достаточной ответственностью, в подавляющем большинстве имеют хорошее психическое здоровье. Психиатры всех школ и направлений, без сомнения, таких индивидов относят к «норме», хотя понятие «норма» само по себе весьма расплывчато. Высокоадаптированные индивиды составляют достаточно большую группу людей. Они являются «ядром» стабильных и удачных браков, ибо лучше других приспособлены к брачной и семейной жизни. У таких индивидов гармонично сочетаются аллоцентрический, социоцентрический, альтруистический и эгоцентрический типы поведения. Поэтому имеется их адекватный выбор в соответствии с обстоятельствами.

Среднеадаптированные индивиды характеризуются неравномерным развитием общих адаптационных способностей. Например, хорошие задатки к общению и эмоциональным контактам могут сочетаться с неразвитой способностью контролировать свои чувства и эмоции.

Относить тех или иных индивидов к средне-адаптированным мы можем, только исходя из анализа данных психиатрии и медицинской психологии. В современной психиатрии такие личности называют акцентуированными. Советский психиатр А. Е. Личко полагает, что правильнее и точнее говорить об акцентуации характера, представляющей «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Заметим, что как А. Е. Личко, так и К. Леонгард единодушны в том, что акцентуированные личности не являются патологическими.

По мнению А. Е. Личко, при акцентуациях некоторые психические нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в трудных ситуациях.

«Акцентуация -- это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Ананкастические, паранойяльные и истерические черты могут быть присущи в какой-то мере, собственно, любому человеку, но проявления их так ничтожны, что они ускользают от наблюдения. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности».

Естественно, что различные типы личностей будут испытывать особые затруднения в межличностных отношениях, а их акцентуированные черты могут быть источником значительных трудностей для установления нормальных супружеских взаимоотношений. Насколько часто встречаются лица с теми или иными акцентуированными чертами? К. Леонгард по этому вопросу пишет следующее: «...население нашей страны, во всяком случае население Берлина, это на 50% акцентуированные личности и на 50% -- стандартный тип людей. В отношении населения какого-либо государства данные могут оказаться совершенно другими».

Таким образом, можно полагать, что акцентуированные личности -- довольно распространенный тип, и мы их относим к среднеадаптированным личностям.

Низкоадаптированные личности -- это определенная группа людей, охватывающая совершенно разные контингента лиц, страдающих алкоголизмом, различными нервно-психическими расстройствами (истерия, невроз навязчивых состояний, различные устойчивые страхи, различные виды депрессий, сильно выраженные случаи истощения нервной системы, психастении, эпилепсии и др.), наркоманов. К низкоадаптированным личностям можно отнести и лиц со слабой и средней умственной отсталостью.

Какую же часть населения составляют низкоадаптированные личности? Если взять данные Всемирной организации здравоохранения для промышленно развитых стран, касающиеся распространенности алкоголизма, наркомании, неврозов, легкой и средней степени умственной отсталости, то получим цифру в пределах 12--22% .

Дезадаптированные личности -- это группа лиц с прогрессирующими формами шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, с тяжелыми мозговыми травмами, с тяжелыми формами умственной отсталости и т. д. Вследствие разных определений и различий в статистической отчетности, разных критериев, применяемых психиатрами разнообразных школ и направлений, эти показатели сильно варьируют и составляют от 1 до 5% населения для промышленно развитых стран. Как правило, эти лица находятся под опекой государства или отдельных граждан, они часто лишены юридической дееспособности. Поэтому в эту группу нельзя включать лиц с асоциальным поведением, а также с рецидивной преступностью, которых правомерно считать низкоадаптированными личностями.

Итак, мы имеем четыре интегральные группы по степени и уровню адаптации к межличностному взаимодействию, сотрудничеству, общению:

1) Высокоадаптированные личности (ВЛ),

2) средне-адаптированные личности (СЛ),

3) Низкоадаптированные личности (НЛ) и

4) Дезадаптированные личности (ДЛ). Так как брачная пара -- это диада, то всевозможные случаи можно объединить в следующие комбинации типов по уровню адаптации.

1. ВЛ + ВЛ 6. СЛ + НЛ

2. ВЛ + СЛ 7. СЛ+ДЛ

3. ВЛ + НЛ 8. НЛ + НЛ

4. ВЛ+ДЛ 9. НЛ+ДЛ

5. СЛ + СЛ

Естественно, что уровень брачной адаптации и дезадаптации будет совершенно различным в этих возможных комбинациях. В двух первых, где в супружеской паре встречаются высокоадаптированные и среднеадаптированные личности, мы будем наблюдать достаточно высокую степень успешности супружеских взаимоотношений. Различные сочетания низкоадаптированных, дезадаптированных личностей со среднеадаптированными, по-видимому, дают нам проблемные, конфликтные и невротические брачные союзы, стабильность которых весьма низка (комбинации шесть -- девять). Комбинации три и пять дадут нам среднестабильные брачные союзы. В мировой психологической и психиатрической практике разработаны психологические тесты достаточно высокой степени совершенства и надежности. Они проверены на громадном социологическом, социально-психологическом и клиническом материале. Их с успехом можно использовать при изучении конкретных способностей индивида к межличностной адаптации. Естественно, что для этого понадобится их определенная модификация и, кроме того, полученные результаты будут истолкованы и объяснены с точки зрения теории брачно-семейной адаптации.

Одним из лучших вариантов изучения тех или иных общих адаптационных способностей индивида является специальная система тестовых методик.

К общим адаптационным способностям индивида к межличностному взаимодействию можно отнести: 1) способность к сотрудничеству; 2) способность к общению; 3) способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей; 4) способность к самоконтролю и самопознанию; 5) умение выбрать адекватный тип регуляции поведения в зависимости от условий и обстоятельств. Естественной «базой» этих способностей являются врожденные и приобретенные качества, свойства и черты: а) центральной нервной системы; б) темперамента; в) характера. Все эти вместе взятые «блоки», или «подсистемы», и определяют диапазон индивидуальной адаптации или дезадаптации к брачной и семейной жизни.

2. Причины развития стиля негармоничного семейного воспитания «Доминирующая гиперпротекция», его влияние на ребёнка. Особенности работы с родителем.

В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика семейных отношений". Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

В построении адекватного семейного диагноза помогают, применяемые комплексно, клинико-биографический, психологический методы и метод включенного наблюдения. Клинико-биографический метод, являясь основным и ведущим, позволяет стереоскопически воспроизвести биографию семьи, выявить психологические взаимоотношения в настоящий момент путем сопоставления и сравнения оценок одних и тех же ситуаций, сделанных разными членами семьи и психотерапевтом ("семья глазами ребенка", "семья глазами родителей", "семья глазами психотерапевта").

Самую ценную информацию о функционировании семьи предоставляет метод включенного наблюдения, представляющий собой разновидность естественного эксперимента в понимании А.Ф. Лазурского. Резервом дальнейшего совершенствования диагностики семейных отношений является разработка психологических методик, предназначенных для анализа отклонений воспитания и выявления причин их возникновения. Такие методики дают возможность на основе обобщения клинического опыта обеспечить более строгое, объективное и поддающееся квантификации исследование семьи.

Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос - о месте этой причины в совокупности отношений в семье. Ответ на первые два вопроса поможет найти опросник АСВ.

Нарушение процесса воспитания в семье

Рассмотрим особенности воспитания, учет которых наиболее важен при изучении этиологии непсихотических патологических нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

Уровень протекции в процессе воспитания

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него "не доходят руки", родителю не "до него". Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Степень удовлетворения потребностей ребенка

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных - прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое "спартанское воспитание" является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они "балуют" его. Любое его желание для них - закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией - "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Количество и качество требований к ребенку в семье

Требования к ребенку - неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет - учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком, может повлечь применение санкций со стороны родителей от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+,С-.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания "повышенная моральная ответственность". Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень самостоятельности его, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (шкала З+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания "доминирующая гиперпротекция". В этой ситуации ребенку "все нельзя". Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З-). В этом случае ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и, особенно, неустойчивого типа.

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С-).

Чрезмерность санкций (тип воспитания "жестокое обращение"). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (шкала С+).

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н). Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.

Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения не психотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако, в то же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты. Родители в равной мере возлагают ответственность за. возникновение кон-фликта на себя и детей, дети же - на себя. Родители предполагают, что раз-решение конфликта осуществляется с участием обеих сторон, дети же уве-рены в том, что принятие решений осуществляется родителями, которые «всегда правы», и в пользу родителей. Вместе с тем дети признают, что ро-дители стремятся учитывать и их интересы в конфликтной ситуации. На-помним, что именно для группы с доминирующей гиперпротекцией был констатирован максимальный ypовень конфликтности. Роли в диаде тако-го типа хорошо структурированы: родитель - всегда прав, компетентен, опытен, обладает правом принятия решений, пытается учесть интересы провинившегося ребенка; ребенок - готов принять вину на себя, призна-вая превосходство взрослого и собственные недостатки. Родитель - пре-следователь, ребенок - нарушитель, признающий свою вину и право родителя судить.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания

Тип воспитания

Выраженность черт воспитательного процесса

Уровень протекции

Полнота удовлетворения потребностей

Степень предъявления требований

Степень запретов

Строгость санкций

П (Г+,Г-)

У

Т

3

С

Потворствующая гиперпротекция

+

+

-

-

-

Доминирующая гиперпротекция

+

±

±

+

+

Повышенная моральная ответственность

+

-

+

±

±

Эмоциональное отвержение

-

-

±

±

±

Жестокое обращение

-

-

±

±

+

Гипопротекция

-

-

-

-

±

ПРИМЕЧАНИЕ:

+ означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания;

- недостаточную выраженность;

± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или не выраженность.

Эмоциональное отвержение (Г -, У -, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте - это воспитание по типу "Золушки". В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую диста нцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.
При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т± 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей
Гипопротекция (гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании.

Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако, нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Особую роль в практике врача-психотерапевта играют две группы причин.

Отклонения личности самих родителей.

Акцентуации личности и психопатии нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка, пониженным уровнем требований к нему. Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Стиль доминирования может также обуславливаться чертами тревожной мнительности. Демонстративно-гиперкомпенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия у родителей нередко предрасполагают к противоречивому типу воспитания: демонстрируемая забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в отсутствие таковых.

Во всех случаях необходимо выявить отклонение личности родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. Поэтому внимание врача-психотерапевта направляется на осознание родителями взаимосвязи между особенностями своих личностных характеристик, типом воспитания и нарушениями поведения у подростка или ребенка.

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.

В этом случае, в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказываются неэффективными. Перед психологом и врачом-психотерапевтом встает трудная задача выявить психологическую проблему родителя, помочь ему осознать ее, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обусловливаемое нарушение воспитания - повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет - смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов - потребность во взаимной исключительной привязанности, частично - эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) - чаще противоположного пола - "все чувства", "всю любовь". В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношениях матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности, в высказываниях, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном неудовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще "маленький". Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он не имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье).


Рассматривая подростка, как "еще маленького", родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать "слабым местом" личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его "слабое место" и добивается для себя в этой ситуации "минимум требований - максимум прав". Типичная комбинация в такой семье - бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель. В одних случаях "слабое место" обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других - определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство "неоплатного должника", что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей - признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая или доминирующая гиперпротекция. "Слабое место" - повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о "хрупкости" ребенка, его болезненности и т.д.

Другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях - мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья подростка.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания - гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность "реализовать себя" в детях, "продолжить себя".

Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако, это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла.

Другой причиной НРЧ могут быть личностные особенности родителя, например, выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства нередко значительно слабее развиты у очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом (пример любящих бабушек и дедушек).

При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает тип воспитания гипопротекция и, особенно, эмоциональное отвержение. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная доля родительских обязанностей - тип воспитания "повышенная моральная ответственность", либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение.

Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем "устроить свою жизнь".

Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания - эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего, отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить "истинную", т.е. плохую причину. В качестве таковой чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознаваемо борется.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания - противоречивый тип воспитания - соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между супругами - нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка, идти у него на поводу.

Характерное проявление ВК - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания "строгой" стороны. Это связано с тем, что именно строгая сторона, как правило, является инициатором обращения к врачу или медицинскому психологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств - ПМК и шкала предпочтения женских качеств - ПЖК. Обусловливаемые нарушения воспитания - потворствующая гипепротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. "вообще мужчинам" или "вообще женщинам". Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще:

Мужчины в основном, грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должны стремиться к противоположным качествам - быть нежными, деликатными, опрятными, сдержанными в чувствах". Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец "без ума" от младшей сестры мальчика, т.к. находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания "эмоциональное отвержение". Возможен противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу "потворствующей гиперпротекции".

Используемая литература.

1) Бестужев - Лада И. В. ступени к семейному счастью - М., 1988.

2) Ковалёв С. В. Психология современной семьи - М., 1988.

3) Эйдемиллер Э. Г. Юстицких В. В. Психология и психология семьи - СПБ., 1998.

4) Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. - М.: "Фолиум", 1996.

5) Шнейдер Л.Б. Основы Семейной психологии - М.: 2005г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :