Контрольная работа по предмету "Психология"


Ощущения и восприятие - закономерности и свойства



1.Какова роль ощущения в познании человеком окружающего мира? Какое место они занимают среди других когнитивных процессов?

Ощущение - это психологический процесс отражения отдельных св-в и качеств объектов окр. мира.

Они обеспечивают чувственное познание мира. На процессе ощущения основаны более сложные когнитивные процессы. Ощущения всегда опосредствованы знанием. В ощущениях отражаются объективные качества объектов (t°,вкус,запах), их интенсивность и продолжительность. Ощущения обеспечивают сбор сенсорного материала, на основе чего строятся психические образы.

2.Дать классификацию ощущений. Для каждого вида привести соответствующие примеры.

По критерию расположения рецепторов:

1. экстерорецептивные (на поверхности тела) - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные;

2. интерорецептивные (во внутр. органах) - внутренние болевые, вибрационные;

3. проприорецептивные (в мышцах, связках и сухожилиях) - статические, двигательные.

По критерию модальности анализаторов:

1. зрительное ощущение - ощущение света (перепад яркости) и цвета (хроматические и ахроматические цвета). Рецептор - сетчатка глаза. Колбочки - чувствительны к ЭМ-волнам разной длины - цветное зрение. Палочки - сумеречное зрение. Корковая часть зрительного анализатора находится в затылочной области (17 поле) коры ГМ, кот. работает по экранному принципу.

2. вкусовые ощущения - комбинация 4-х вкусов (горький, соленый - корешок языка, кислый - края языка, сладкий - кончик). Раздражители - хим. в-ва, растворенные в слюне или воде. Корковый отдел - височная область.

3. кожные ощущения

а)тактильные (ощущения прикосновения, давления), рецепторы - многочисленны на языке и кончиках пальцев;

б) ощущение тепла (терморецепторы на коже) - больше рецепторов на пальцах и языке;

в) болевые - больше всего рецепторов на спине, щеках. Вызываются температурными, механическими и химическими воздействиями, кот. могут достигать такой интенсивности, что способны разрушить организм;

г) ощущение холода - больше рецепторов на шее, пояснице, щеках, носу.

4.органические ощущения - связаны с интерорецепторами - сытость, голод, удушье, тошнота, боль и т.д.

3.Определить закономерность ощущений, лежащую в основе каждого из приведенных ниже явлений:

а) при длительном пребывании в холодной воде ее температура перестает ощущаться;

Адаптация - изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к действующим раздражителям

б) человек не замечает мелькания кадров при просмотре кинофильма;

Инертность - характерна для зрительных возбуждений, лежит в основе возникновения последовательных образов.

в) повышенный уровень шума в «громких» цехах понижает зрительную чувствительность;

Десенсибилизация - понижение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов. Сильное возбуждение одних анализаторов понижает чувствительность - других .

г) установлено, что температура помещения, стены которого окрашены в холодные тона, ощущается человеком на 3-5°ниже, чем она есть на самом деле;

Синестезия - возникновение добавочных ощущений при наличии ощущений какого-либо одного вида.

д) при усилении освещения в зале звуки музыки, доносящиеся со сцены, кажутся зрителям более громкими;

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов.

Чувствительность анализатора может быть повышена деятельностью других анализаторов. Чувствительность слухового анализатора усиливается в данном случае деятельностью зрительных.

е) считается, что при обтирании лица холодной водой острота зрения в темноте повышается.

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов. Чувствительность зрительного анализатора усиливается деятельностью кожных анализаторов.

4.Чем можно объяснить особую чувствительность человека к звукам речи?

Речь несет для человека не только информационную нагрузку, но и эмоциональную. Мы можем догадаться о смысле сказанного на незнакомом языке по интонации, эмоциональной окраске (радость, тревога, горе, угроза, благодарность).

5.В чем заключаются характерные особенности процесса ощущения человека в сравнении с ощущениями животных?

У некоторых животных есть другие сенсорные системы. Змеи находят добычу, улавливая тепловые инфракрасные лучи; некоторые обитатели моря распознают электрические сигналы, исходящие от их врагов, жертв или представителей собственного вида. Слоны слышат инфразвуковые сигналы, а дельфины - ультразвуковые. Летучие мыши обладают ощущением, связанным с эхолокацией, они используют собственный писк - это помогает им ориентироваться в темноте.

6.Какая информация об окружающем мире отражается в ощущениях?

Тепло и холод, запахи и вкус, гладкость и шероховатость, свет и темнота, тишина, громкие, резкие звуки и многие другие качества, признаки, свойства окружающих предметов и явлений.

1.Объясните, как вы понимаете процесс формирования психического образа при восприятии. Что влияет на формирование этого образа?

Восприятие - психический процесс отражения объектов внешнего мира в целостном виде. Оно вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Процесс формирования психического образа при восприятии есть совокупность опознания, понимания и осмысления, а так же отнесения объекта к определенной категории. На восприятие влияет прошлый опыт, знания, установки. Восприятию свойственны: 1)осмысленность; 2)целостность; 3)структурность (предметность); 4)избирательность; 5)константность; 6)апперцепция (прошлый опыт).

2.Привести примеры слухового и зрительного восприятия, восприятия пространства и времени.

Слуховое восприятие Мы воспринимаем мелодию, речь.

Зрительное восприятие Мы отличаем мужское лицо от женского, детское - от старческого. Узнаем знакомых на улице, на фотографии и на картине.

Восприятие пространства Мы понимаем, какой предмет дальше, а какой ближе, больше - меньше, в какую сторону движется.

Восприятие времени Наше представление о прошедшем, настоящем и будущем, о длительности какого-либо явления.

3.Назвать закономерности восприятия, лежащие в основе следующих явлений:

а) собеседник выделяет интонацией определенные места в своей речи;

Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

б) рассматривая профиль одного и того же лица, нарисованные пунктиром, штрихами, волнистыми линиями на различных рисунках, человек улавливает портретное сходство;

Структурность восприятия - способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

в) доказано, что кусок угля в полдень отражает в несколько раз больше света, чем кусок мела на рассвете, но, тем не менее, уголь и в полдень воспринимается как черный, а мел и на рассвете - белый;

Константность восприятия обеспечивает постоянство воспринимаемой формы, величины и ЦВЕТА предметов при изменении расстояния, ракурса, ОСВЕЩЕННОСТИ. Объясняется опытом, приобретенном в процессе развития личности.

г) слушая музыку, зрители воспринимают не отдельные звуки, а мелодию, а затем могут узнать ее в исполнении различных музыкальных инструментов и певцов;

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

д) при ходьбе по улице или комнате, при движении головы или глаз дома, мебель, стены кажутся человеку неподвижными;

Константность восприятия. При всей своей подвижности и изменчивости образы воспринимаемых нами предметов отличаются определенной константностью (постоянством) отражаемых в сознании свойств этих предметов, несмотря на значительную вариативность условий, в которых протекает процесс восприятия и которые фактически изменяют свои свойства.

е) комната, оклеенная красными обоями, кажется меньше такой же комнаты, оклеенной синими обоями.

Апперцепция - зависимость восприятия от прежнего опыта человека, в зависимости от поставленной задачи, психического состояния, УСТАНОВКИ.

4.Каким образом человек узнает даже глядя на экран ТV или цветную фотографию, что перед ним находится поверхность камня, дерева, металла?

В этом узнавании проявляется Целостность восприятия (образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются).

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк М., Брайант П., Куликэн Х. и др. Психология: комплексный подход. Мн.: Новое знание, 2002;

2. Блум, Лейзерсон, Хофстердер. Мозг, разум, поведение. М.: Мир,1988;

3. Брунер. Психология познания. М.: Прогресс, 1977;

4. Коломинский. Человек: Психология. М.: Просвещение, 1986;

5. Крутецкий. Психология. М.: Просвещение, 1980;

6. Крысько. Общая психология в схемах и комментарии к ним. М.: МПСИ, 1998;

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 1 т. М.: Педагогика, 1989.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :