28
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему
«Трансформация отчетности России с международными стандартами бухгалтерского учета»
Введение
В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Бухгалтерская отчетность это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. В свою очередь отчетность служит исходной базой для последующего планирования.
В международной практике и российском законодательстве основная функция бухгалтерского учета определена как информационная. Именно информационная функция бухгалтерского учета и финансовой отчетности играет значимую роль в экономике, она обеспечивает эффективную конкуренцию на рынке капитала. Принятие верных инвестиционных решений невозможно без достоверной бухгалтерской отчетности.
Одним из направления развития бухгалтерского учета в России является адаптация существующей национальной системы учета к требованиям международных стандартов учета и финансовой отчетности (МСФО). Международные стандарты финансовой отчетности - это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию информации об имуществе, источниках его образования, финансовых результатах для составления финансовых отчетов организаций в мировом масштабе. Они обеспечивают сопоставимость показателей, представленных в бухгалтерской отчетности организаций, функционирующих в разной экономической среде, и являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей.
В основе МСФО лежит представление о том, что бухгалтерский учет ведется для управления финансовыми вложениями и потоками со стороны инвестора или кредитора. В этом его главное отличие от традиционного учета, который ведется администратором, действующим в интересах собственника для отражения экономической деятельности объекта собственности. Это различие обусловило основные особенности развития МСФО: приоритет баланса; отказ от исторической стоимости; замена концепции собственности концепцией контроля; переход от учета имущества к учету ресурсов.
Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями: собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета в России непосредственно связано с активизацией МСФО для построения эффективного учетного процесса. Одним из основных направлений дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Формирование информации для составления бухгалтерской отчетности происходит в учетной системе сельскохозяйственных организаций согласно положениям по бухгалтерскому учету. Для принятия верных управленческих решений, для составления отчетности в формате МСФО должны быть использованы положения международных стандартов учета и финансовой отчетности (IAS).
Принципы подготовки и составления бухгалтерской отчетности с международными и российскими стандартами
Развитие международных экономических связей на уровне предприятий условиях рыночных отношений и конкурентной борьбы невозможно без надлежащего информационного их обеспечения. Основная проблема при передачи информации потенциальным инвесторам заключается в том, что не существует и двух стран с абсолютно одинаковыми правилами учета, а поэтому взаимное представление отчетных данных фирмами, зарегистрированными и осуществляющими основной объем своих операций в разных странах, вызывает вполне естественную настороженность с позиции оценки адекватности объявленного (т.е. представленного в виде отчетности) фактическому состоянию. В числе причин подобной настороженности главенствующую роль, играют причины, имеющие чисто профессиональную природу и заключающиеся в том, что пользователь информационным продуктом может не достаточно четко понимать логику и базовые алгоритмы формирования предъявленных ему показателей.
Особый интерес приобретает изучение зарубежного опыта формирования системы учета и отчетности, как на национальном, так и на международном уровне.
Так как процесс бухгалтерского учета опирается на некоторые договоренности, то, прежде всего, нужно познакомиться с ними - это аксиомы, обязательные принципы экономико-учетной деятельности каждой фирмы. Принципы и стандарты учета обязательно присутствуют в любой бухгалтерской системе - невозможно грамотно и стандартизировано вести систематический учет: нужны опорные понятия и правила.
Принципы (GAAP) и стандарты (МСФО - IAS)
Для того чтобы уменьшить страновую вариабельность в правилах ведения учета и подготовки отчетности и сгладить степень взаимного недоверия в отношении «правильности или неправильности» подобных правил, международное бухгалтерское сообщество как раз и приняло решение провести определенную их унификацию путем разработки и внедрения типовых регуляторов, получивших название международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Эту работу начали вести под лозунгом необходимости гармонизации и стандартизации учета.
Процессы унификации учетных процедур в международном контексте, особенно активизировавшиеся в последней четверти XX в., имеют на самом деле давнюю традицию, а начало им было положено в 1904 г., когда в Сент-Луисе (США) прошел первый Международный конгресс бухгалтеров. Начиная с 1952 г. конгрессы организуются каждые пять лет, и оказывают весьма значимое влияние на развитие бухгалтерской профессии. Именно на одном из таких конгрессов (Амстердам, 1957) и была впервые озвучена мысль о необходимости разработки международных учетных стандартов [Ковалев].
Изначально США стало вводить в свою деятельность обоснованные и отражающие практические задачи общие принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles - сокращенно GAAP), что значительно облегчило работу всех финансовых органов этой большой страны. В настоящее время их более пятидесяти.
Четыре организации оказывают наибольшее влияние на формирование принципов бухучета:
- Американский Институт дипломированных Независимых Бухгалтеров;
- Комитет по стандартам Финансового Бухучета;
- Комиссия по ценным бумагам и биржам;
- Американская Ассоциация Бухучета.
После создания международной ассоциации возникла необходимость разработки уже интернациональных стандартов бухгалтерского учета, что привело к образованию Международного комитета по стандартам учета и отчетности. На базе GAAP стали разрабатываться Международные стандарты, применяемые во всех цивилизованных странах. Они получили название Internation Accounting Standards (сокращенно IAS). Сейчас их более 40.
Система IAS практически совместима с GAAP. Но в каждой стране есть национальные стандарты, которые имеют приоритет над МСБУ, поэтому и американские стандарты могут в деталях отличаться от международных.
Фундаментальные принципы Международных Бухгалтерских Стандартов (GAAP, IAS)
Это свод одиннадцати основных принципов (концепций) бухгалтерского учета (GAAP) (Concepts of accounting GAAP IAS), разработанных Международным Комитетом Бухгалтеров и действующих в рамках Международных бухгалтерских стандартов (IAS).
1. Принцип денежного измерения (money measurement concept). Согласно ему в финансовом учете регистрируется только та информация, которая может быть представлена в денежном выражении. Преимущество подобного учета состоит в том, что деньги являются общепринятой мерой измерения, посредством которой неоднородная информация предприятий может быть выражена в виде чисел, которые, можно складывать или вычитать, а также оценить размеры и сопоставить. Это полностью соответствует российским принципам учета - в частности «Закону о бухгалтерском учете».
2. Принцип обособленного (автономного) предприятия (Entity concept). В соответствии с этой концепцией счета для хозяйственных единиц ведутся, обособлено от счетов связанных с ними лиц.
3. Принцип действующего предприятия (Going-concern concept). Бухгалтерский учет предполагает, что экономическая единица является действующим предприятием, т.е. она и в дальнейшем будет продолжать функционировать в течение неопределенного длительного периода. То есть в бухгалтерском учете считают, что предприятие будет функционировать, и что владельцы не намереваются его продать. Это позволяет вести учет не по текущей рыночной стоимости, а по книжной (балансовой) стоимости. Рыночная стоимость появляется в учете только при ликвидации фирмы.
4. Принцип учета по стоимости (Cost concept). Эта важнейшая концепция бухгалтерского учета, тесно связана с принципом №3 - «действующего предприятия» - и заключается в том, что актив обычно вносится в учетные регистры по оплаченной за его приобретение стоимости. Эта стоимость является основой для всего последующего учета, данного актива. Обычно на эту сумму не влияют последующие изменения в цене актива. Таким образом, суммы, по которым показаны активы на счетах предприятия, не отражают цены реализации активов. Поэтому в бухгалтерском учете различают балансовую и рыночную стоимость.
В связи с тем, что стоимость материальных и нематериальных активов постоянно либо уменьшается, либо увеличивается, говорят об износе и соответствующей амортизации активов и о так называемом гудвиле (goodwill - это деловая репутация фирмы, т.е. стоимость фирменной марки, репутации продукции фирмы, клиентуры и неосязаемых активов предприятия, в частности, его местоположения).
Таким образом, принцип учета по стоимости представляет собой концепцию объективную, так как она не допускает произвольных оценок текущей стоимости активов.
В мировом учете оперируют с себестоимостью средств, а не с их рыночной стоимостью. Поэтому бухгалтерский учет в части баланса не содержит информации о реальной стоимости средств предприятия в данный момент времени, т.е. об их рыночной стоимости.
В силу этого бухгалтерский баланс не дает возможности определить общую ценность предприятия - для этого требуется дополнительная деятельность, например, экспертиза.
В РСБУ это имеет свое отражение не совсем в таком виде - ПБУ 9/99 «Доходы организации» указывает подобные доходы полностью в составе прочих доходов, показывая в активе списание по учетной стоимости. При этом разница в графе «Доходы» не выделяется.
5. Принцип двойственности учета (Dual-aspect concept). Метод расположения счетов, при котором двойственность каждой бухгалтерской оп5ерации выражалась в том, что дебетовая сумма была равной кредитовой или балансировала (выравнивала) ее, был описан Лукой Пачоли еще в xv в. Это породило следующее правило, которое не имеет исключений и используется во всех моделях бухгалтерского учета: для каждой операции сумма по дебету должна равняться сумме по кредиту.
Все объекты бухгалтерского учета рассматриваются с двух позиций: с позиции хозяйственных средств и с позиции источников их приобретения. Это и находит свое отражение в балансе компании. Двойная запись позволяет создать законченную систему контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета на любом предприятии. В своей методике учета всегда опирался на основное бухгалтерское уравнение: Активы = Обязательства + Капитал.
Это означает, что счета активов должны увеличиваться на левой (дебетовой) стороне и уменьшаться на правой (кредитовой) стороне.
Отсюда следует, что правила для счетов обязательств и капитала должны быть противоположны правилам для счетов активов.
В свою очередь, правила для регистрации доходов и расходов выводятся из правил для регистрации капитала. В РСБУ применяется несколько иная форма: «Активы = Пассивы». В иностранном учете активы в нашем понимании называются средствами, а пассивы наше русского балансового уравнения «Активы = Пассивы» разбиты в МСБУ на две группы - обязательства (заемные средства) и капитал собственников. Сумма средств компании всегда равняется сумме ее обязательств и капитала.
Равенство «Средства = Обязательства + Капитал» называется балансовым уравнением. Поэтому финансовый отчет называется балансом предприятия.
6. Принцип учетного периода (Periodicity concept). Он предполагает, что бухгалтерский учет измеряет деятельность предприятия за конкретный промежуток времени, называемый учетным периодом. При предоставлении отчетности внешним сторонам учетным периодом является один год, внутренние периоды отчетности могут быть различными. На большинстве предприятий отчетный (или финансовый) год соответствует календарному, но многие фирмы используют естественный хозяйственный год вместо календарного.
7. Принцип консерватизма (осторожности в оценке) (Conservatism concept). Согласно этому принципу для признания увеличения нераспределенной прибыли предприятия (доходов) необходимы более веские доказательства, чем для признания уменьшения нераспределенной прибыли (расходов).
Другими словами, доходы учитываются тогда, когда возможность их получения становится вполне определенным событием, а расходы - тогда, когда их возможность является вполне вероятным событием. В соответствии с этим доход от реализации товаров или оказания услуг признается в том периоде, когда они предоставляются заказчикам. Здесь два положения:
1) признание увеличения капитала происходит только тогда, когда это является вполне определенным событием - например, получена и рассчитана конкретная прибыль;
2) признание уменьшения капитала происходит только тогда, когда это становится вполне возможным событием. Здесь нет прямого аналога в РСБУ, хотя в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» есть некоторая нечеткая структура: в них речь идет о доходах и расходах, а в цитируемом принципе GAAP - о капитале.
8. Принцип реализации (Realization concept). Он определяет сумму дохода, которая должна быть признана от данной продажи. Допускается, чтобы сумма признанного дохода была больше или меньше продажной цены реализованных товаров и услуг. Также позволяет уменьшить сумму признанного дохода на величину возможных непоступлений средств, т.е. на предполагаемую сумму безнадежных долгов.
В соответствии с этим принципом доходы учитываются компанией только тогда, когда ее продукция доставляется потребителю (а не тогда, когда она была произведена), и когда услуги предоставляются клиенту.
Доходы учитываются в сумме, получение которой является вполне определенным событием. Общее правило состоит в том, что доход от реализации продукции учитывается тогда, когда эта продукция доставляется потребителю.
Таким образом, доход учитывается тогда, когда реализация считается осуществленной. Это соответствует моменту доставки продукции потребителю. Поэтому термин «реализация» довольно часто употребляют вместе с термином «доход», образуя новый термин - «доход от реализации». С точки зрения бухгалтерского учета оформление заказа не является реализацией, т. к. доход еще не был получен.
В российском учете это всем известная «оплата при отгрузке». При указании в учетной политике предприятия выбора способа учета оплаты «по кассовому методу» продукция или товар считаются реализованными при получении конкретной оплаты в любом виде.
9. Принцип увязки доходов с расходами (Matching concept). Концепция увязки предполагает, что если реализация услуг или товаров влияет на доходы, так и на расходы, то воздействие на них должно быть признано в одном и том же учетном периоде.
Для определения периода, в котором признаются расходы. Используются термины, как затраты, выплаты, расходы и издержки. Издержки могут быть как отчетного, так и будущего периодов. При этом издержки могут относиться как к активам, так и к расходам. Для того чтобы статья затрат считалась активом, она должна принести какую-то выгоду в будущем. В противном случае она относится к расходам текущего периода.
Правильная классификация затрат как активов или как расходов представляет собой одну из самых сложных проблем в современном бухгалтерском учете.
10. Принцип последовательности (Consistency concept). Суть его состоит в том, что, выбрав однажды какой-то один метод учета, предприятие должно использовать его для всех последующих событий похожего характера, пока не возникнут веские причины для изменения этого метода. Например, безнадежные долги могут быть признаны или как уменьшение прибыли, или как расходы. Если предприятие часто меняет методику учета подобного рода событий в учетных регистрах, то может быть затруднено сравнение его финансовой отчетности различных периодов.
11. Принцип существенности или материальности (Materiality concept). Бухгалтерский учет пренебрегает незначительным обстоятельством, но в то же время отражает все существенные обстоятельства. Этот принцип состоит в том, что в бухгалтерском учете не принимают во внимание несущественные операции.
К существенным должны относится те операции, в результате которых изменяется финансовое состояние предприятия. Разделение операций на существенные и не существенные является субъективным. Формальных правил по этому поводу не существует. С другой стороны финансовые отчеты предприятия должны объективно отражать все существенные факты.
Так, например, если на предприятии обнаружили. Что большая часть складских запасов пришла в негодность, то принцип материальности требует, чтобы этот факт был зафиксирован в финансовых отчетах, так как это меняет финансовое состояние фирмы.
Таким образом, принцип материальности имеет два аспекта:
1) пренебрежение незначительными и маловажными событиями;
2) отражение всех важных событий в денежном выражении.
В РСБУ это имеет свое отражение именно в таком виде - здесь полная аналогия.
В МСФО порог существенности определяет предприятие самостоятельно в зависимости от оборота, в РБУ он есть негласно только в балансе, который представлен в суммах до 1000 рублей.
Все одиннадцать вышеперечисленных основных принципов (концепций) бухгалтерского учета легли в основу системы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles), что на русский язык можно перевести как «Общепринятые принципы бухгалтерского учета». На этих принципах основан не только американский бухгалтерский учет, но и большая часть западных видов бухгалтерского учета. Они включены в систему МСБУ как ее основа.
Кроме принципов, большую роль играют стандарты бухгалтерского учета, применяемые во всем мире. В российском бухгалтерском учете они частично отражены в Положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) - ведь каждое ПБУ есть ни что иное, как стандарт учета какой-то одной ветви экономики предприятия. В нем отражены все особенности и законодательные установки - правила при ведении конкретного учета.
Значительное место в стандартах отводится терминологии, определениям различных понятий и категорий. Конкретные бухгалтерские счета, а тем более проводки не упоминаются. Стандарты - это в большой степени финансовый документ. Финансовая ориентированность отчетливо проявилась в последние годы - как последние из утвержденных, так и находящихся в разработке стандарты в значительной степени связаны с рынками капитала, что предполагает существенное повышение требований в отношении подготовки бухгалтеров по вопросам анализа и финансового менеджмента. Кроме того, поскольку в условиях рынка особую значимость имеет надлежащее оформление и исполнение договоров, бухгалтер прямо или косвенно участвует в их заключении, к современному бухгалтеру предъявляются все более высокие требования в отношении его правовой подготовки.
Переход к новым стандартам требует несколько лет даже при наличии высококвалифицированных специалистов. В настоящее время основной задачей является подготовка бухгалтеров к работе в условиях новых непривычных требований.
Основными различиями между техникой учета в России и в зарубежных странах российского и международного учета является:
Терминология: здесь возникает проблема не только в плане применения различных терминов, но и в различном использовании одинаковых терминов. Одно и то же слово имеет различные понятия даже внутри европейского сообщества и в странах с влиянием при ведении учета. Для этого в международном учете вводится так называемый термин - глоссарий (словарь), который является приложением к стандартам МСФО.
План счетов. В различных странах очень разные варианты, но суть наличия системы счетов сохранена.
США - Англия: жесткой нумерации счетов как таковой нет, но есть определенный порядок расположения в балансе. При этом в активе идет убывание ликвидности сверху вниз (от кассы до ОС), а в пассиве - от уставного капитала к доходам от продаж, то есть от постоянного капитала до наиболее переменного.
Франция, Германия, страны Бенилюкс, Турция и страны Северной Африки (Тунис, Марокко и Алжир) имеют жесткий порядок плана счетов типа нашего, и при этом счет может иметь до 10 цифр в номере - все субсчета, таким образом, выступают как счета.
Особенности в ведении счетов: счета ведутся в так называемой Т-форме, близкой к нашей, но дебетовые и кредитовые обороты при этом не выводятся, а вычисляется только остаток в процессе ведения счета. Активно-пассивные счета Российской системы бухгалтерского учета (РСБУ) - в международном учете (МСБУ) практически отсутствуют, так как счета разбиваются отдельно по типам, и тогда каждый счет, или только пассивный (счета доходов), или только активный (счета расходов). Например, наш счет 90 «Продажи» в МСБУ представлен двумя счетами: «Доходы от продаж» (как бы кредит 90 счета) и «Себестоимость продаж» (как бы дебет 90 счета). Налоги учитываются на отдельных счетах.
Исправление в МСБУ ведется «Черным сторно», которое увеличивает обороты по счетам (красное сторно уменьшает их, то есть вычитает). Операция вычитания не имеет в МСБУ минуса, а вычитаемая сумма указывается в скобках во избежание невероятного восприятия.
Отчетность МСБУ не применяет проводок для таковых, а оперирует только с входящими и выходящими сальдо счетов и общими (для деления на дебетовый и кредитовый, оборотами)
Баланс: баланс ведется постоянно, но несколько в другой форме
а) основная формулировка не «актив равен пассиву», а «активы = обязательства + капитал»;
б) статьи российского баланса детализированы, в МСБУ все детали - в «Отчете о прибылях и убытках», а сам баланс обобщен;
в) баланс МСБУ содержит колонку с показателями предыдущего периода по тем же статьям, активы и пассивы расположены в порядке ликвидности, в РСБУ - наоборот, в порядке возрастания.
Регулирующие статьи международном балансе не выделяются), остаточная стоимость входит в баланс, а первоначальная и износ отражаются справочно и не во всех случаях - и т.д.)
Прибыль в зарубежном учете отчетно показывается уже в распределенном виде (есть отдельные статьи и применение прибыли).
Несмотря на свою простоту и очевидность, основное бухгалтерское равенство дает возможность в наиболее общем виде представить и отразить в финансовой отчетности средства, операции и результаты деятельности предприятия.
Элементы финансовой отчетности образуют содержание форм отчетности. Полный комплект годовой отчетности по МСФО содержит:
- отчет руководства;
- учетную политику;
- формы отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в капитале);
- пояснения к отчетности;
- заключение аудитора.
Для выполнения принципов достоверности, правдивости отчетной информации в западном учете применяются корректирующие проводки (достоверности) информации в РСБУ фактически только декларируется.
Налоги учитываются в соответствии с законодательством каждой страны, поэтому и налогообразующая база, и метод уплаты различны в разных странах мирового сообщества. При этом в законодательстве каждой страны указаны методы бухгалтерского учета этих налогов.
Отличия системы учета в техническом отношении. Нормативными актами РСБУ разрешено вести в соответствии с учетной политикой несколько вариантов бухгалтерского учета: по журнально-ордерной, простой или мемориально-ордерной форме, а автоматизированная (компьютерная) форма учета указывается в учетной политике как отдельная форма.
В МСБУ применяется только мемориально-ордерная форма. Это связано с компьютеризацией учета: журналы-ордера и обобщение ведомости в ЭВМ неудобны для введения и обработки. Это в свою очередь накладывает на бухгалтера обязанности вести соответствующий учет. Отсюда много бумажных различий и применение различных документов.
Общий принцип ведения учета в МСБУ - это разделение функциональных участков бухгалтерии на отдельно выделенные «книги», при этом каждая книга имеет свои определенные подчиненные ей счета. Есть и Главная книга, в виде журнала хозяйственных операций с большим количеством комментариев и перечнем документов. Но в целом можно при хорошем понимании содержания учета образовать полное соответствие и их документов по книгам и журналам-ордерам.
В МСБУ принято считать временем совершения операции не запись или расчет, а реальный период совершения затрат. Например, по отгрузке, а не по оплате операции. Это принцип соответствия.
В России банковский платеж записывается на дату получения выписки банка, на западе - в момент печати платежного поручения. Возникающие расхождения в конце месяца исключаются специальной операцией «выверки».
В зарубежном учете год считается не календарным, а может указываться в учетной политике любым - это определяется необходимостью внутрифирменного анализа. Отчетный период может быть указан также в неделях или с нестандартным отсчетом. Возможен, например, сезонный учетный год. В российском же учете отчетный период - только календарный год и его доли (месяцы и кварталы).
Финансовый налоговый год - календарный, как и у нас, но никаких авансовых платежей и промежуточной налоговой отчетности он не предусматривает.
Расчет прибылей и убытков. В МСБУ они собираются накопительным итогом на счетах прибылей и убытков, а текущий расчет делается на основании отчетов. При составлении баланса все счета прибылей и убытков суммируются на счете «Текущая прибыль». В конце года все итоги переносятся на счет «Прибыли и убытки прошлых лет».
Согласно принципам МСФО информацию, представляемую в финансовой отчетности, делают полезной для пользователей качественные характеристики, такие как понятность, умеренность, надежность и сопоставимость. Определение относительной важности характеристик в каждом конкретном случае является профессиональным суждением.
Таким образом, профессиональное суждение в западной практике является важнейшим элементом культуры бухгалтерской профессии, проявлением либерализма. Оно разрешает бухгалтеру отступать от стандартов, если это помогает более правдиво отразить истинное финансовое состояние предприятия.
Профессиональное суждение помогает обеспечить формирование достоверной информации, которая должна быть востребована рынком бухгалтерских услуг, предусмотрена процедурой контроля и защиты обоснованности профессионального суждения перед профессиональным сообществом. Таким образом, профессиональное суждение представляет собой институт развитых рыночных отношений, в которых востребована достоверная информация и существует система контроля за ее формированием, как со стороны ее производителей, так и со стороны потребителей.
Международный бухгалтерский стандарт необходим российским бизнесменам и их бухгалтерам, во-первых, для совместной работы с иностранными партнерами. Во-вторых, работая в филиале иностранной фирмы, бухгалтер должен подготовить отчет, который войдет в общую отчетность материнской компании за рубежом, составленную по международным стандартам, и здесь не должно быть несогласованности или противоречий. В-третьих, иностранные партнеры, заинтересованные в сотрудничестве, захотят ознакомиться с отчетностью фирмы, и если она будет составлена только в российском варианте без учета стандартов IAS-IFRS, то будет им непонятна.
Методика трансформации бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с международными стандартами
Трансформация означает процесс перехода из одного состояния в другое, преобразование. В отношении бухгалтерской отчетности трансформация представляет процесс перевода (трансляции) статей российской бухгалтерской отчетности в формат финансовой отчетности в соответствии с другими бухгалтерскими стандартами, отличными от российских норм бухгалтерского учета и отчетности.
Трансформацию отчетности следует отличать от организации параллельного бухгалтерского учета в нескольких системах бухгалтерского учета. Трансформация затрагивает исключительно статьи бухгалтерской отчетности, а параллельное ведение бухгалтерского учета обеспечивает формирование финансовой отчетности по МСФО на основе соответствующих бухгалтерских записей, сделанных в течение всего отчетного периода. Следовательно, трансформация предусматривает преобразование российской бухгалтерской отчетности в финансовую отчетность по МСФО только по состоянию на отчетную дату (конец отчетного года, квартала).
В настоящее время большое количество российских организаций проводят или собираются проводить трансформацию бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Многие из этих организаций имеют специальные подразделения, занимающиеся трансформацией отчетности, некоторые - заняты ведением параллельного российского бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Увеличение количества организаций, осуществляющих трансформацию бухгалтерской отчетности, привело к появлению различных методик по трансформации.
Для организации и проведения трансформации российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО необходимо:
- раскрыть различия между форматами и содержанием бухгалтерских отчетов, используемых в России и в системе МСФО;
- рассмотреть различия в расчете показателей отчетности между российскими стандартами и МСФО (оценка статей, момент признания и др.);
- рассмотреть подходы к трансформации показателей российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО.
Таблица 1 - Различия представления информации в российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности в соответствии с МСФО
Различия |
Россия |
МСФО |
|
Количество форм бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных средств Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) Пояснительная записка |
Бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных потоков Комментарии к финансовой отчетности |
|
Рекомендуемое представление бухгалтерского баланса |
Информация приводится в агрегированной форме только при условии несущественности агрегируемых статей бухгалтерского баланса |
Информация приводится в агрегированной форме (путем приведения итоговых сумм по группам статей баланса) |
|
Рекомендуемое представление отчета о прибылях и убытках |
Показатели отчета представляются по функциональному составу. Допускается представление показателей в разбивке по видам деятельности (текущей, финансовой, инвестиционной) |
Показатели отчета могут раскрываться как по функциональному составу, так и в разрезе доходов и расходов по экономическому содержанию (по элементам затрат) |
|
Рекомендуемое представление отчета об изменениях капитала |
Рекомендуемый формат не предусматривает системного представления информации об отнесении произошедших изменений к определенному компоненту капитала (например к добавочному капиталу) |
Движение компонентов собственного капитала раскрывается в более наглядной (матричной) форме. Предусмотрен альтернативный вариант раскрытия изменения в капитале в виде отчета о признанных прибылях и убытках. Предусмотрена корректировка входящего остатка капитала на влияние изменений учетной политики |
|
Рекомендуемое представление отчета о движении денежных средств |
Предусмотрено использование как прямого, так и косвенного методов движения денежных средств |
Возможно дополнительное раскрытие движения денежных потоков по сегментам |
|
Раскрытие пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках могут раскрываться в приложениях к указанным формам отчетности, а также в рамках приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) |
Пояснения к показателям форм отчетности раскрываются в виде расшифровок и текстовых комментариев |
|
Различия в составе показателей бухгалтерского баланса |
Показатель «Отложенный налоговый актив» («Отложенное налоговое обязательство») не предусмотрен |
Включается показатель «Отложенный налоговый актив» («Отложенное налоговое обязательство») в актив и составлено в обязательства баланса |
|
Различия в составе показателей отчета о прибылях и убытках |
Включение в отчет показателя «Амортизация» не предусмотрено |
Рекомендуется выделять амортизацию в отдельную строку отчета о прибылях и убытках |
|
Несмотря на внешние отличия форм российской бухгалтерской отчетности от рекомендуемых форматов МСФО, существуют значительные различия в порядке расчета показателей, включаемых в отчетные формы. Эти различия можно классифицировать как:
- различия в понятийном аппарате, определяющие расхождения в признании активов, обязательств, доходов и расходов в целях бухгалтерского учета, для формирования отчетности;
- различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов (в том числе учет справедливой стоимости);
- различия в подходах к денежному измерению активов, обязательств, доходов, расходов в России и системе МСФО (учет инфляционных процессов);
- различия в возможности использования аналитических методов, призванных уточнить оценку активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов.
Различия в понятийном аппарате должны рассматриваться с точки зрения концептуального различия практики российского бухгалтерского учета и требований международных стандартов. При этом следует учитывать, что определения доходов и расходов в российской системе регулирования бухгалтерского учета и МСФО отличаются несущественно. Основное концептуальное различие заключается в том, что записи на счетах в российском учете вносятся на основе оправдательных (юридических) документов, а в системе МСФО - на основе экономически обоснованного профессионального суждения. Учитывая сохранившуюся тесную привязку текущего бухгалтерского учета и форм российской отчетности, сложно предположить возможность российской отчетности отвечать требованию приоритета содержания. Отсутствие же определения активов, обязательств и капитала в российской системе бухгалтерского учета создает дополнительные трудности при трансформации. Затрудняет трансформацию и несоответствие практики российского бухгалтерского учета нормативным актам, выпускаемым по Программе реформирования системы бухгалтерского учета в России. В большинстве случаев бухгалтерский учет ведется в соответствии с налоговым законодательством, а не рекомендациями Министерства финансов РФ.
Во многих случаях требования налогового законодательства и рекомендаций в виде Положений по бухгалтерскому учету существенно различаются. Не соответствует:
- учет основных средств и амортизации;
- учет нематериальных активов;
- учет материалов;
- учет незавершенного производства;
- учет готовой продукции.
При существующих различиях между бухгалтерским и налоговым учетом при трансформации российской отчетности требуется число корректировок, поскольку российские ПБУ тесно связаны с нормами МСФО.
Различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов связаны, прежде всего, с неразвитостью российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В отдельных случаях методические рекомендации Минфина РФ и ПБУ предусматривают подход к оценке учетных объектов, соответствующий МСФО, однако на практике выполнение этих рекомендаций затруднено.
Различия в денежной оценке учетных объектов в российской практике и МСФО объясняются тем, что в России нет должного учета инфляции и влияния изменения цен. В системе МСФО указанным проблемам посвящены три стандарта: МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен», МСФО 21 «Влияние изменений валютных ресурсов», МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». Все указанные стандарты в разной степени используются при трансформации бухгалтерской отчетности в формат МСФО. Наибольшее влияние на динамику показателей российской отчетности оказывает применение МСФО 29.
Существует широкая практика трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО.
Перед началом трансформации бухгалтерской отчетности необходимо выявить различия между российской практикой бухгалтерского учета, нормативными актами по бухгалтерскому учету и требованиями международных стандартов.
Основные этапы трансформации российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО:
1. Получение данных бухгалтерского учета и отчетности организации, имеющей аудиторское заключение.
2. Предварительная группировка статей российской бухгалтерской отчетности в соответствии с форматами отчетности по МСФО.
Анализ видов расхождений и перегруппировка активов, обязательств, капитала, доходов и расходов организации в соответствии с требованиями МСФО.
4. Формирование корректировочных записей в результате оценки активов организации в соответствии с МСФО.
5. Формирование корректировочных записей в результате пересчета доходов и расходов организации в соответствии с периодом признания для целей финансовой отчетности по МСФО.
6. Формирование корректировочных записей в результате пересчета активов, обязательств, капитала, доходов и расходов с учетом инфляции в соответствии с МСФО 29.
7 Составление сводного журнала трансформационных записей, корректирующих показатели бухгалтерского баланса.
8. Формирование показателей бухгалтерского баланса на основании трансформационных записей.
9. Формирование показателей отчета о прибылях и убытках, расчет чистого финансового результата, уточнение величины компонентов капитала организации с учетом инфляции.
10. Пересчет показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках в иностранную валюту, в которой будет представлен финансовый отчет в соответствии с МСФО 21.
11. Пересчет показателей отчета о движении денежных средств в иностранную валюту, в которой будет представлен финансовый отчет в соответствии с МСФО 21.
12. Завершение формирования финансовой отчетности по МСФО.
13. Анализ и формирование комментариев к финансовой отчетности.
Метод трансформации состоит из следующих этапов:
Первый этап представляет собой перегруппировку статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из экономической сущности активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов кредитной организации для приведения их в соответствие с МСФО. Рекомендуемые алгоритмы перегруппировки статей баланса и отчета о прибылях и убытках приведены в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Второй этап состоит в определении перечня необходимых корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с МСФО, в том числе на основе профессиональных суждений руководства кредитной организации в целях:
- корректировки временных (отчетных) периодов, в которых были совершены операции либо образовались рассматриваемые активы, обязательства, источники собственного капитала, доходы и расходы;
- оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов кредитной организации в соответствии с МСФО;
- реклассификации статей баланса и отчета о прибылях и убытках.
Третий этап метода трансформаций включает - процедуру расчета сумм необходимых корректировок статей баланса и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с МСФО.
Трансформация финансовой отчетности согласно МСФО становится все более актуальной. Поэтому необходимо сказать, что единой методики трансформации отчетности не существует. Как отмечают некоторые специалисты, отчетность согласно МСФО можно разработать 3 путями, а именно методом трансформации отчетности, методом трансляции проводок и методом параллельного учета.
Первые 2 метода самые простые, однако, они могут давать погрешность от 10 до 50%. В этом случае в их основе лежит построение специальных трансформационных таблиц по основным участкам учета.
Основные методы, используемые при трансформации отчетности:
1) детализация остатков. Необходима для корректной классификации остатков для целей МСФО (например, классов основных средств), выделения внутригрупповых остатков при консолидации;
2) реклассификация остатков. Представляет собой распределение данных российского учета в формате МСФО;
3) переоценка остатков. Это корректировка остатков балансовых счетов, представляющая некоторые изменения собственного капитала: прибылей и убытков отчетного года, нераспределенной прибыли (накопленного убытка), добавочного капитала и других статей собственного капитала (например, списание неликвидных запасов или инфляционные поправки).
К недостаткам такого метода трансформации, за исключением некоторых ошибок, необходимо отнести информацию, которая подготовлена по МСФО: ее можно получить только в конце периода, причем после завершения основного процесса трансформации приходится вносить «ручные» корректировки.
Метод двойного ведения бухгалтерского учета (или параллельный учет) осуществляется с помощью специального программного обеспечения. Для ведения такого учета система применяет 2 рабочих плана счетов: российский и международный. При настройке типовых операций записываются как российские, так и международные шаблоны проводок. Введенные операции автоматически разносятся по различным модулям, что дает максимальную детализацию информации. В то же время необходимо учитывать ряд особенностей при автоматизированной трансформации бухгалтерской отчетности;
4) различная степень детализации российского и международного планов счетов;
5) различные методы и нормы амортизации основных средств;
6) особенности при документарном признании задолженности денежных средств (например, согласно российским стандартам счета денежных средств обновляются на основе банковской выписки, а по МСФО - на основе платежных поручений);
7) настройка операций при ведении учета в двух валютах.
Поскольку перечень различий между российским учетом и МСФО, связанных с трансформацией бухгалтерской отчетности, остается все еще значительным, данная проблема требует особого внимания со стороны широкого круга бухгалтеров и консультантов.
Споры о том, когда российские организации перейдут к составлению финансовой отчетности по МСФО, ведутся уже не первый год. Обсуждается также вопрос о том, все ли организации должны применять эти стандарты. Однако уже понятно, что в ближайшие годы переход состоится. Переход к стандартам требует несколько лет даже при наличии высококвалифицированных специалистов. В настоящее время основной задачей является подготовка бухгалтеров к работе в условиях новых непривычных требований.
Заключение
Бухгалтерская отчетность это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
В бухгалтерской отчетности необходимо учитывать наиболее полное и достоверное изложение и использование информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, - как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций кредиторов, акционеров и др.
Стандарты IAS приобретают все большее применение и признание во всем мире. Сотни компаний, в основном мультинациональные корпорации и международные финансовые организации, заявляют о приведении своей финансовой отчетности в соответствии стандартам IAS. Многие страны и организации поддерживают стандарты IAS как свои собственные, с небольшими поправками и изменениями или без таковых. Многие фондовые биржи используют стандарты IAS для оформления международных листингов, хотя и существуют некоторые важные исключения.
В ближайшее время максимально использовать международные стандарты финансовой отчетности в бухгалтерском учете России, по всей вероятности невозможно, но стремиться к этому надо. В конечном итоге внедрение международных стандартов финансовой отчетности в России приведет к резкому совершенствованию и реформированию действующей системы бухгалтерского учета на всех уровнях ег о организации.
Список использованной литературы
1. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет. /Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
2. Блинова Т.В., Журавлев В.Н. Бухгалтерский учет. М.: Форум, 2004.
3. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. М.: Вузовский учебник, 2003.
4. Гиляровская Л.Т., Ситникова В.А. Аудит собственного капитала коммерческих организации. М.: Юнити, 2004
5. Головизина А.Т., Архипова О.И. Теория бухгалтерского учета. М.: КноРус, 2004.
6. Клевцова В. «Учет капитала», «Финансовая газета. Региональный выпуск». №45, 2003 г., с. 11.
7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.
8. Огиренко Е.А. Учет вкладов в уставный капитал У / Журнал «Главбух», 2003, №12.
9. Подольский В.И., Сотникова Л.В. Собственный капитал. // Журнал «Бухгалтерский учет», 2003, №2.
10. Практический аудит. /Учебное пособие. Под ред. Соколова Я.В. СПб: Издательство «Юридический центр «Пресс», 2004.
11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. 2-е изд. М.: Ось-89, 2003. (Утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н).
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» 1/98 утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 2000 г. №60н.
13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» 3/2000, утвержденное приказом Минфина России от 10 января 2004 г. №2н.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Гипертекст и язык гипертекстовой разметки HTML |
Контрольная работа | Структура и классификация информационных технологий |
Контрольная работа | Современные концепции и методика анализа кредитного портфеля коммерческого банка |
Контрольная работа | Прогнозирование масштабов заражения АХОВ при химической аварии |
Контрольная работа | Организация процессов управления в системе таможенных органов |