Уральский социально-экономический институт
Контрольная работа по дисциплине:
"Аудит и контроллинг персонала"
вариант № 3
Выполнила
студентка
группы ЭЗ - 504
Воложенина Евгения
Анатольевна
г. Челябинск
2010г.
Содержание
Введение
1. Объект, предмет, цели и задач аудита персонала
2. Инструментарий проведения аудита персонала
2.1 Интервью
2.2 Анкетные опросы и обзор отношений
2.3 Анализ отчетов
2.4 Внешняя информация
2.5 Эксперименты в области управления персоналом
3. Нормативы прямых затрат труда
Заключение
Список литературы
Введение
Персонал организации -- это главная ценность, основное в понимании процесса управления.
Идеи изменений или желаемых целей, возникающие у лидеров организации, могут быть сколь угодно замечательными, но воплощают их в жизнь всегда люди, действующие на основе своих жизненных интересов. С этим процессом напрямую связаны сложнейшие вопросы мотивации, лидерства, столкновения интересов и разрешения проблем. Однако, как это ни парадоксально, изучение работающего персонала - наиболее слабое звено управленческого аудита предприятия, проводя который акцентируют внимание на проблемах юридического сопровождения деятельности экономического субъекта, бизнес проектах, характере и направленности финансовых потоков, стандартизации и автоматизации системы управления, но не работе персонала.
Индикатором успешности в управлении персоналом являются итоговые экономические показатели, стабильность работы всей организации, ее устойчивость и положение на рынке, конкурентоспособность и т.п. Но существуют и специфические показатели:
· результативность (эффективность) деятельности структурных подразделений и отдельных работников;
· удовлетворенность персонала своей работой и принадлежностью к организации;
· текучесть кадров;
· соблюдение трудовой дисциплины;
· наличие конфликтов на всех уровнях отношений;
· характер социально-психологического климата и особенности организационной культуры в организации. Все вышеупомянутые проблемы призваны раскрыть новый для нашей страны вид управленческого (организационного) аудита -- аудит персонала. В данном случае термин "аудит" означает "экспертизу соответствия организационной, функциональной и информационной структуры, кадрового потенциала целям, задачам и стратегии развития организации и разработку на этой основе программы организационных изменений".
Аудит персонала -- это "система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации".
Главная функция управления персоналом -- это обеспечение выживаемости организации путем формирования и развития ее кадрового потенциала более высокими темпами, чем изменяется внешняя среда этой организации
Объект -- система персонал (труд) организации, как социотехнической системы. Конкретизируется объект аудита персонала в форме системы управления персоналом.
Предмет -- эффективность системы формирования, использования и развития трудового потенциала организации или эффективность системы управления персоналом.
Цель аудита персонала -- повышение эффективности функционирования системы управления персоналом.
1. Объект, предмет, цели и задач аудита персонала
Аудит персонала занимает особое место в рамках управленческого аудита. Являясь системным, он несопоставим с диагностикой отдельных сторон деятельности организации. Отражая интегрирующую роль управления персоналом, аудит персонала исследует вопросы: управления организацией в целом (подконтрольные высшему уровню управления организацией); линейного управления подчиненными организационными функциями (трудовыми коллективами) в разрезе его объектов и функциональной (технической) работы организационных функций (в том, числе подразделения по управлению персоналом). Уровни управленческого аудита, взаимосвязанные с аудитом персонала, могут соответственно быть названы аудитом управления организацией, аудитом линейного управления и аудитом организационных функций (аудит организационной функции "управление персоналом").
Аудит персонала может применяться в качестве метода, определяющего эффективность системы принятия управленческих решений и контроля эффективности системы управления персоналом. С последней целью целесообразно регулярно осуществлять внутренний аудит персонала.
Объектами аудита в этом случае являются персонал, принципы организации его работы, управления и деятельности, т.е. результаты работы.
Аудит дает представление линейным менеджерам о вкладе их подразделений в успех фирмы, формирует профессиональный образ менеджеров и специалистов службы УП, помогает прояснить роль службы управления персоналом, что приводит к большей стабильности внутри фирмы. Наиболее важно, что он раскрывает проблемы и гарантирует согласие с многообразием законов. Этим объясняется увеличение интереса к аудиту персонала во многих странах в последние годы.
Итак, аудит персонала:
· показывает вклад кадровой службы в достижение конечных целей организации;
· повышает профессиональный имидж службы УП;
· стимулирует рост ответственности и профессионализма работников службы УП;
· уточняет права и обязанности службы УП;
· обеспечивает соответствие стратегии, кадровой политики и практики ее реализации;
· выявляет основные кадровые проблемы;
· гарантирует постоянное соблюдение трудового законодательства;
· обеспечивает оптимизацию затрат на осуществление кадровых мероприятий и содержание службы управления персоналом;
· стимулирует прогрессивные нововведения в области управления персоналом;
· осуществляет оценку системы информационного обеспечения кадровой работы организации.
Внутрифирменное управление персоналом -- это совокупность форм и методов воздействия на интересы, поведение и деятельность персонала (индивидов и групп) в целях максимального использования их интеллектуального и физического потенциала для получения эффективного результата.
Управление персоналом, его поведением, межличностными и групповыми отношениями специальная и специфическая деятельность в системе управления организацией. Участниками процесса управления персоналом выступают: служба управления персоналом, руководители, сотрудники, совет предприятия (совет акционеров в случае акционерного общества).
Каждый из этих участников вносит свой вклад в менеджмент персонала, являясь либо субъектом, либо объектом управления или тем и другим одновременно. Каждый выполняет определенные задачи, как в деловой сфере, так и в сфере взаимоотношений.
Концепция управления персоналом -- это концентрированное выражение методологии менеджмента в той ее части, которая составляет содержание социально-экономической стороны управления организацией и имеет непосредственное отношение к человеку. Таким образом, УП используется в аспектах:
· функций, которые специальная группа людей (работники службы управления персоналом) выполняет внутри организации;
· управленческой силы организации, включающей как аппарат управления ею, так и линейных менеджеров.
Главная функция руководства персоналом -- непосредственное повседневное руководство людьми в процессе достижения основных, стратегических целей организации. Этой области управления персоналом присущи следующие особенности:
· постоянство и непосредственность общения с работниками. В течение всего рабочего времени сотрудники находятся в поле действия руководителя, несущего ответственность за их деятельность;
· основополагающий характер управленческих функций. Деятельность руководителей непосредственно направлена на реализацию главных целей организации;
· относительно большой объем властных полномочий. Власть линейных руководителей по отношению к подчиненным намного превосходит права функциональных менеджеров.
Субъект руководства персоналом -- линейные руководители всех уровней. Линейный руководитель может эффективно выполнять свою работу по распределению и умелому использованию человеческих ресурсов, находящихся в его распоряжении, если его функции четко описаны и хорошо воспринимаются персоналом. Если его новая работа существенно отличается от предыдущих занятий, вполне вероятно, что некоторые линейные руководители будут обеспокоены той ответственностью, которая возлагается на них.
Основные функции, выполняемые менеджерами: планирование, организация, управление персоналом, руководство, контроль. Вместе эти функции представляют собой процесс управления.
· Планирование: постановка целей и стандартов, разработка правил и последовательности действий, разработка планов и прогнозирование некоторых возможностей в будущем.
· Организация: постановка определенных задач перед каждым подчиненным, разделение на отделы, делегирование части полномочий подчиненным, разработка каналов управления и передачи информации, координация работы подчиненных.
· Управление персоналом: решение вопроса об Определении стандарта для подходящих кандидатов, подбор подходящих работников, отбор работников, установка стандартов работы, компенсации работникам, оценка выполнения работ, консультирование работников, обучение и развитие работников.
· Руководство: решение вопроса, как заставить работников выполнять свою работу, оказание моральной поддержки, мотивация подчиненных.
· Контроль: установление таких стандартов, как квота продаж, качество, уровень продуктивности, проверка соответствия выполнения работ этим стандартам, их корректировка при необходимости.
Главная функция управления персоналом -- это обеспечение выживаемости организации путем формирования и развития ее кадрового потенциала более высокими темпами, чем изменяется внешняя среда этой организации. Эта функция имеет следующие особенности:
· фрагментарность, эпизодичность или непостоянство работы с каждым отдельным сотрудником. Службы персонала занимаются отдельными работниками в основном по мере необходимости, начиная с маркетинга и найма и заканчивая увольнением или оформлением ухода на пенсию;
· преимущественно вспомогательный характер деятельности. Работа с кадрами заключается в отборе, обучении, консультировании и т.п. персонала, но не в непосредственном руководстве им;
· сравнительная ограниченность властных полномочий. Менеджеры по персоналу (функциональные менеджеры) в целом обладают меньшим объемом власти, чем линейные менеджеры, прямые руководители.
Таким образом, руководство персоналом и управление им теснейшим образом взаимосвязаны. В современном мире наблюдается тенденция к их сближению, интеграции. Однако эти две важнейшие сферы управления людьми имеют и существенную специфику, различаясь функционально и институционально. Главные задачи управления персоналом:
· конструирование практики управления персоналом, т.е. разработка теории, стратегии, техники, способов и средств управления персоналом;
· глубокое критическое осмысление, рационализация практического управления людьми и его ориентации на требования экономической (деловой) и социальной активности;
· побуждение руководителей к изменению моделей, техники, стиля, способов и средств руководства сотрудниками на основе альтернатив, предлагаемых наукой.
Достижение организационных целей зависит от согласованных, взаимозависимых и взаимосвязанных действий линейных менеджеров и менеджеров по управлению персоналом. При этом служба управления персоналом не узурпирует полномочия и обязанности управления персоналом каждого линейного менеджера. Профессиональный подход к управлению предполагает двойную ответственность, возложенную как на линейных менеджеров, так и на службу управления персоналом, но последняя играет главную и действенную роль.
Возможности аудита персонала
Возможности аудита персонала простираются далеко за пределы деятельности одной только службы управления персоналом. Она работает не в изоляции. Ее успех зависит и от того, как хорошо выполнены программы другими подразделениями организации. В качестве примера рассмотрим случай из практики одного завода, выпускающего электротехническое оборудование -- как линейные менеджеры снизили эффективность процесса оценки исполнения.
Аудит персонала позволяет систематизировать и интегрировать в систему управления организацией сложное многообразие работ по управлению персоналом, что предопределяет эффективность осуществляемой оптимизации управления персоналом.
Аудит персонала формирует стратегическое преимущество организации в сфере управления персоналом, влияет на эффективность управления организацией в целом. Это позволяет организации быть лидером в своей области деятельности в любых ситуационных условиях и способствует построению "сильной организации", готовой к изменениям во внешней среде и обладающей возможностью адаптироваться к этим изменениям с пользой для себя. Обострение необходимости в аудите персонала возникает в условиях ужесточения конкурентной борьбы, когда от эффективности управления персоналом начинает зависеть выживание организации на рынке.
Итак, аудит персонала -- это периодически проводимая экспертиза состояния дел в части управления персоналом, включающая систему мероприятий по сбору информации, ее анализу и оценке на этой основе эффективности деятельности организации использования трудового потенциала и регулированию социально-трудовых отношений.
Его суть сводится к диагностике причин возникающих в организации проблем, оценке их важности и возможностей разрешения, формулированию конкретных рекомендаций для руководства организации. Схематично система элементов методологии и методики аудита персонала представлена на рис.1.
Аудит персонала проводится с использованием методов диагностического исследования системы управления персоналом. Его отличительные черты:
· нацеленность на общеорганизационную эффективность;
· строгая форма программы проверки, процедур и заключения;
· независимость аудитора по отношению к организации;
· профессионализм в выполнении проверки.
В мировой практике аудит персонала -- это последовательная, регулярная и обычно долгосрочная форма контроля за реализацией практических усилий по оптимизации управления персоналом. В ходе единовременной аудиторской проверки невозможно полностью оптимизировать состояние управления персоналом организации. Это означает, что оптимизационные усилия концентрируются на вопросах управления персоналом, имеющих наибольшую полезность для долгосрочной эффективности организации. До решения ключевых вопросов нет практического смысла заниматься совершенствованием второстепенных деталей.
Рис. 1. Система элементов методологии и методики аудита персонала
Объект аудита персонала -- система персонал (труд) организации, как социотехнической системы. Конкретизируется объект аудита персонала в форме системы управления персоналом.
Предмет аудита персонала -- эффективность системы формирования, использования и развития трудового потенциала организации или эффективность системы управления персоналом.
Аудит персонала является приложением формы аудиторского исследования к проблемам управления персоналом. Соотношение управленческого аудита к аудиту персонала может быть названо отношением "общего" к "частному". Это определяет перенос большинства "общих" характеристик аудита на "частный". По отношению к ним феномен -- аудит персонала. Принципиальное значение при проведении аудита персонала имеет следование аудиторским стандартам. Не противореча теории и практике аудиторской деятельности, аудит персонала имеет свои особенности.
Цель аудита персонала -- повышение эффективности функционирования системы управления персоналом. Исходя из этого, задачи аудита персонала можно сформулировать следующим образом:
· нахождение проблем в области управления персоналом;
· обеспечение соответствия требуемых результатов, объема и направлений осуществляемых усилий по управлению персоналом системе внешних и внутренних ситуационных условий; обеспечение соответствия стратегии и политики управления персоналом стратегическим целям организации;
· формирование эффективных, т.е. соответствующих системе ситуационных условий, методов управления персоналом; обеспечение эффективности их применения;
· определение соответствия усилий на стратегическом, линейном и функциональном уровнях управления персоналом друг другу;
· интегрированность элементов системы управления персоналом в целом в стратегию развития организации;
· осуществление перспективного планирования системы управления персоналом организации;
· установление соответствия кадровой политики требованиям законодательства;
· оптимизация затрат на управление персоналом (посредством внедрения более эффективных методов и процедур);
· поддержка и создание лучшей организационной среды для восприятия изменений в области управления персоналом;
· определение вклада службы управления персоналом в эффективность организации в целом;
· прояснение обязанностей и ответственности службы управления персоналом;
· усиление профессионального имиджа службы управления персоналом;
· поощрение большей ответственности и профессионализма среди сотрудников службы управления персоналом;
· повышение эффективности информационной системы службы управления персоналом.
Классификация типов аудита персонала представлена в табл. 1 Управление персоналом организации (учебник) / Под ред. проф. А.Я. Кибанова, М.: ИНФРА-М, 2601. с. 622..
Схематично процесс аудита персонала представлен на рис. 2.
Ни один из подходов (рис. 2) не может применяться ко всем областям управления персоналом. Обычно аудиторские команды используют сочетание нескольких из этих подходов, в зависимости от определенных действий управления персоналом. Аудиторская команда сама выбирает определенные инструменты исследования, чтобы собрать нужную информацию. Эта информация служит как обратная связь о действиях службы управления персоналом. Неблагоприятная обратная связь приводит к корректирующему воздействию по улучшению работы по управлению персоналом.
Таблица 1 Классификация типов аудита персонала
Признак классификации |
Тип аудита персонала |
Основные характеристики |
|
Периодичность проведения |
Текущий |
Проводится по заранее установленному регламенту за определенный период времени |
|
Оперативный (специальный) |
Проводится по оперативному распоряжению руководства |
||
Регулярный |
Проводится через определенные промежутки времени |
||
Панельный |
Проводится с определенной периодичностью, с неизменной методикой и инструментарием на той же группе людей и тех же объектах. |
||
Полнота охвата изучаемых объектов |
Полный |
Охватывает все объекты. |
|
Локальный |
Охватывает отдельно выделенную группу объектов или один объект |
||
Тематический |
Включает все объекты, но по одной тематике |
||
Методика анализа |
Комплексный |
Используется весь арсенал методов |
|
Выборочный |
Анализу подвергаются работники, выбранные по специальной методике-выборке. |
||
Уровень проведения |
Стратегический |
Оценка производится на уровне высшего руководства |
|
Управленческий |
Оценка производится на уровне линейных руководителей |
||
Тактический |
Оценка производится на уровне службы управления персоналом. |
||
Способ проведения проверки |
Внешний |
Проводится силами сторонних специалистов (организаций) |
|
Внутренний |
Проводится работниками самой организации. |
||
"ПРИБОРЫ ДЛЯ КУХНИ".ФИО работника ______________________________ Дата приема ____________ |
|
ФИО интервьюера ____________________________Дата интервью___________ |
|
ФИО менеджера _____________________________ Отдел __________________ |
|
1. Соответствовали ли ваши рабочие обязанности вашим ожиданиям? Если нет, то почему? ____________________________________________________________________ |
|
____________________________________________________________________ |
|
2. Каково ваше откровенное и честное мнение относительно: а) вашей работы? ____________________________________________________ |
|
б) условий вашего труда? _____________________________________________ |
|
в) вашей компетентности в работе? ____________________________________ |
|
г) обучения, обеспеченного вам компанией?_____________________________ |
|
д).вашей зарплаты?__________________________________________________ |
|
e) предоставляемых компанией льгот и услуг?____________________________ |
|
ж) помощи со стороны вашего менеджера?_______________________________ |
|
2. Какова главная причина вашего ухода из компании? ________________________________________________________________ |
|
3. Что мы могли бы сделать, чтобы удержать вас от ухода? ________________________________________________________________ |
|
4. Что могло бы быть предпринято, чтобы сделать фирму "Приборы для Кухни" наиболее привлекательным для работы местом? ________________________________________________________________ |
|
2.2 Анкетные опросы и обзор отношений
Известно, что влияние отношения к работе на трудовое поведение работника очень велико. Оценивая удовлетворенность работников трудом, можно определить их отношение к рабочему процессу, руководству, взаимоотношениям в коллективе и специфике организации труда. На базе такой информации можно производить организационные изменения, которые повысят у работников удовлетворенность трудом. Один из наиболее объективных и экономичных подходов -- это проведение опросов об отношении работников к работе. Использование анкет позволяет получить большое количество фактов от большого числа людей. Такие опросы представляют, как правило, собой самостоятельное заполнение респондентом вопросников или анкет. Эти инструменты используются довольно часто, потому что интервью дорогостоящая процедура, и обычно используется только в отношении немногих работников. Опросы работников особенно результативны для оценки взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и системы вознаграждений и компенсаций. Кроме того, анкетные опросы обычно приводят к более искренним ответам, чем лицом к лицу с интервьюером.
Один из видов опросов в современной практике управления персоналом -- "обзор отношений". Это многостраничное "бумага и карандаш" (paper-and-pencil) исследование используется, чтобы узнать, как служащие рассматривают своего менеджера, свою работу и службу управления персоналом. Иногда задают до нескольких сотен вопросов по критическим проблемам. Ответы группируются и анализируются с целью выяснения факторов риска в системе взаимоотношений в коллективе.
Анализ может выявить проблемы с определенными руководителями, рабочими местами или льготами. Рассмотрим фрагмент такого вопросника.
МНЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕПОСРЕДСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ |
|
· Есть ли у некоторых руководителей подчиненные, которые исключительно удовлетворены или не удовлетворены работой? · Нуждаются ли определенные руководители в обучении навыкам контроля и регулирования человеческих взаимоотношений? · Улучшились ли отношения, начиная с последнего (прошлого) отчета? |
|
МНЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ИХ РАБОЧИХ МЕСТ |
|
· Что является общими элементами для рабочих мест, которые порождают отрицательные отношения? Положительные отношения? · Можно ли скорректировать те рабочие места, которые показали недостаточное удовлетворение? · Можно для ли рабочих мест, по которым выявлено недостаточное удовлетворение, ввести альтернативные режимы работы (например, укороченная рабочая неделя или гибкий график)? |
|
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТНИКОВ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ |
|
· Считают ли работники, что они работают у хорошего работодателя? Или плохого? · Считают ли работники, что они "делают карьеру" или просто выполняют работу? · Чувствуют ли работники, что у них есть некоторое место, куда можно обратиться для решения их проблем, кроме их непосредственного начальника? · Чувствуют ли работники себя информированными относительно достижений компании? · Знают ли работники то, что ожидается от них на их рабочих местах? · Удовлетворены ли работники количеством и типом обратной связи, которую они получают относительно выполнения ими своих обязанностей? · Удовлетворены ли работники своей зарплатой? Льготами и вознаграждениями? |
|
2.3 Анализ отчетов
Не все проблемы можно увидеть из обзоров отношений. Иногда проблемы могут быть вскрыты только после изучения отчетов фирмы. Изучение отчетов помогает определить соответствие деятельности в области управления персоналом требованиям законодательства и положениям кадровой политики организации, а также выявить проблемные области. Обычно в ходе аудита персонала используются следующие отчеты:
ОТЧЕТ О БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ.
Определяет различия до и после реализации программ управления персоналом, нацеленных на снижение уровня текучести и абсентеизма. Показывает нарушения Трудового Кодекса и норм здоровья.
ЖАЛОБЫ.
Изучает сущность и причины недовольства, отсутствие ясности в области деятельности по управлению персоналом. Ищет ответа на вопросы:
· Относится ли причина недовольства к определенным пунктам контракта или к работе менеджеров?
· Имеются ли в трудовом соглашении пункты, неясные профсоюзу или должностным лицам управления?
Аудиторская команда может раскрыть модель недовольства. Недовольства могут порождаться рабочими местами, менеджерами, представителями профсоюза, возрастными группами или неточностями контракта. Если модель обнаружена, специалисты в области управления персоналом уточняют основные причины и предпринимают корректирующее действие. Интервью с менеджерами и представителями профсоюза могут указать на основные причины недовольства. И если представители профсоюза участвуют в обнаружении моделей недовольства, то они могут поддержать предложенные изменения в управлении.
Список литературы
1. Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. М.: Мир, 1974. Вып. 1 280 с.; Вып. 2 197 с.
2. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). М.: Финстатинформ, 1998. 694 с.
3. Кейн Э. Экономическая статистика и эконометрия. Вып. 2. М.: Статистика, 1977- 232 с.
4. Коровкин А.Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование. М.: Наука, 1990. 207 с.
5. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. М.: Финстатинформ, 1997. 878 с.
6. Френкель А.А. Производительность труда: проблемы моделирования роста производительности труда. М.: Экономика, 1984. 175 с.
7. Френкель А.А. Прогнозирование производительности труда: методы и модели. М.: Экономика, 1989. 214 с.
8. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, Изд-во ЧеРо, 1996. 623 с.
9.Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996. 800 с.
Периодические издания
Журналы
1. Менеджмент в России и за рубежом.
3. Персонал.
4. Справочник по управлению персоналом.
6. Управление персоналом.
Газеты
1. Экономика и жизнь.
2. Элитный персонал.
Интернет-ресурсы
1. www.mintrud.ru - сайт Министерства труда и социального развития РФ.
2. www.kadrovik.ru - журнал "Справочник кадровика".
3. www.hrm.ru - специализированный сайт для HR-менеджеров.
4. www.top-personal.ru - журнал "Управление персоналом".
5. www. informika.ru - сайт Минобразования РФ, раздел "Путеводитель по Интернету".
Перечень методических материалов к техническим средствам обучения, используемых при преподавании данной дисциплины.
1. Электронный курс лекций;
2. Мировая информационная система Internet;
3. Прикладные программные продукты АСУ - труд, SPSS, Statgraphisc Plus, "Босс - кадровик".
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Конституция СССР 1924 г. |
Контрольная работа | Экономические ресурсы и производственные возможности |
Контрольная работа | Технология производства варёных колбас |
Контрольная работа | Розрахунок основних параметрів підйомно-транспортних машин |
Контрольная работа | Реформы Петра I |