Контрольная работа по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит и аудиторская деятельность



15

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Учебно-методический центр

Программа профессиональной переподготовки

«Антикризисный менеджмент»

Контрольная работа

Аудит кризисного предприятия

Группа 3

_______________________________

Уфа - 2002

План:

  • План: 2
  • Введение 3
  • Сущность аудита и аудиторской деятельности 5
  • Цели и задачи аудиторской деятельности 8
  • Внутренний и внешний аудит 13
  • Аудит кризисного предприятия 17
  • Список использованной литературы 18

Введение

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые ауди-торы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.

Аудит -- это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономическо-го объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или ка-сающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной сто-роне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понима-ется независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчет-ности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении досто-верности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйствен-ного права и налогового законодательства.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предпри-ятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также госу-дарства как потребителя информации о результатах деятельности пред-приятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффектив-ность функционирования рынка капитала и дает возможность оцени-вать и прогнозировать последствия принятия экономических реше-ний.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хо-зяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по исполь-зованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих опе-раций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна под-крепляться возможностью получать и использовать финансовую ин-формацию всеми участниками сделок. Достоверность информации под-тверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники -- ак-ционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоя-тельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочис-ленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным за-писям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельно-сти предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо го-сударству для принятия решений в области экономики и налогообло-жения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22.12.93. Этим Указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Феде-рации, образована Комиссия по аудиторской деятельно-сти при Президенте Российской Федерации. За период после принятия данного Указа Правительством РФ ут-вержден ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, оп-ределены порядок проведения аттестации на право осу-ществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обя-зательному аудиту,

Комиссией по аудиторской деятельности при Прези-денте РФ предоставлено право проводить квалификационные экзамены (аттестацию) по общему аудиту более чем тридцати вузам и другим организациям, при кото-рых созданы специальные центры по проведению ква-лификационных экзаменов на право заниматься ауди-торской деятельностью. За прошедший период в этих центрах успешно сдали экзамены и получили аттестаты в области общего аудита более 26 000 аудиторов, в области инвестиционных институтов -- 1600 человек. Аналогич-ную работу в области банковского аудита проводит Цен-тральный банк РФ, в области страхового аудита -- Ми-нистерство финансов (ранее Росстрахнадзор).

Сущность аудита и аудиторской деятельности

В Российской Федерации финансовый контроль осуществ-ляется в виде государственного финансового контроля и ауди-торской деятельности, которые находятся в стадии станов-ления и постепенного совершенствования в соответствии с по-требностями правового государства. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправ-ления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль в России осуществ-ляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина России, состоящий из Депар-тамента государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации, Министерство РФ по нало-гам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экс-портному контролю, Федеральное казначейство. Государствен-ный таможенный комитет, контрольные органы Законодатель-ных (исполнительных) органов субъектов Российской Федера-ции (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Основные функции включают: проверку пра-вильности образования государственных средств, их сохранно-сти и целевого использования; контроль правильности и эффек-тивности использования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уго-ловная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Фе-дерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнитель-ной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы -- суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции -- в пределах их компетен-ции, руководители органов государственного финансового кон-троля.

Федеральные органы государственной власти, органы госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации, государ-ственные и унитарные организации должны осуществлять ве-домственный контроль за законностью расходования государст-венных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ве-дения учета и др.

Аудит -- это лицензируемая предпринимательская деятельность ат-тестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) -- законных участников экономичес-кой деятельности, направленная на подтверждение достоверности фи-нансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприяти-ем (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физи-ческим лицам.

Данное определение аудита отражает:

1. единую цель проведения аудита -- подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;

2. единые требования ведения аудита -- наличие аттестатов и лицен-зий;

3. единые и обязательные условия -- аудит проводится независимы-ми субъектами.

Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет со-бой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудитор-ских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтер-ского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказа-нию иных аудиторских услуг [5].

Аудитор (от лат. auditor -- слушатель, ученик, последователь) -- лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной дея-тельности предприятия за определенный период. Аудитор отли-чается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказа-ние различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обу-чение и др.

Известный американский специалист в области теории и практики аудита проф. Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит -- это деятельность, направленная на уменьшение предпринима-тельского риска. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно под-считать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на ау-диторов не оказывает.

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит -- независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской эксперти-зы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечи-вающей получение источника доказательств в применении экс-пертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследо-вания совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уго-ловного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процес-суально-правовую форму (правовую сторону данного вида экс-пертизы).

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как ква-лифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматри-вает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, как отмечает известный специалист в области ауди-та, контроля и ревизии проф. Ю. А. Данилевский, попытки соз-дать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.

Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х годов, оказа-лась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый тол-чок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудитор-ская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов. В 1987г. на основе постановления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма «Акционерное общество «Инаудит». Эта фирма занималась аудиторскими про-верками, консультированием СП по налогообложению, по раз-личным правовым вопросам и др.

В настоящее время в России создано и успешно функциони-рует более трех тыс. аудиторских фирм. К ним относятся такие, как «ФБК», «Росэкспертиза», «Руфаудит», «Аудиторская палата «АСВП» (Москва), «Актионаудит» (Екатеринбург) и др.

В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России от-крыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные ауди-торские фирмы -- «Артур Андерсен», «Эрнст энд Янг», «KPMG» и др.

Кроме аудиторских фирм аудитом в России занимаются и частнопрактикующие аудиторы (аудиторы-предприниматели), которых насчитывается более 2000 человек.

Аудитор является представителем свободной профессии, как, например, частнопрактикующие адвокаты, врачи, музыканты. Однако аудиторы, работающие в одиночку, в развитых странах с рыночной экономикой в настоящее время встречаются все реже.

Цели и задачи аудиторской деятельности

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогран-ны. Общая классификация аудиторской деятельности представ-лена на рисунке 1.

Исходя из приведенной классификации целесообразно рас-сматривать цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту, цель и основные задачи которого приведены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации и россий-ских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Главная цель внешнего аудита -- дать объективные, реаль-ные и точные сведения об аудируемом объекте.

Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциаль-ность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; уме-ние принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его реко-мендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Перечисленные выше особенности определяют нормы пове-дения аудитора.

Независимость аудитора обусловливается тем, что он не яв-ляется сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контро-лем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предпри-ятиях никаких имущественных или личных интересов. Объек-тивность обеспечивается высокой профессиональной подготов-кой аудитора, большим практическим опытом, знанием новей-шей методической литературы.

Конфиденциальность -- важнейшее требование при осуществ-лении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предостав-лять никакому органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение секре-тов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и мате-риальную* ответственность.

Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уров-не, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний.

Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достовер-ные данные для принятия решений.

Применение новых информационных технологий заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации аудиторской деятельности. Это касается и прове-дения проверки, и анализа отчетности, ведения и восстановле-ния учета.

По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.

Ответственность аудитора проявляется в том, что он отве-чает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет ру-ководство проверяемого предприятия.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудитор-скими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и фи-нансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения на-правлений аудиторской деятельности и отраслевых особенно-стей подразделяется на .общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятель-ность в организации по проверке и оценке ее работы в интере-сах руководителей. Цель внутреннего аудита -- помочь сотруд-никам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредст-венно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учре-дителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Основная цель инициативного аудита -- выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в на-логообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчет-ности.

Инициативный аудит проводится обычно по решению руко-водства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выяв-ление состояния финансовой отчетности; организация делопро-изводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния рас-четов по налогообложению и др.

Можно назвать несколько причин проведения инициатив-ного аудита. Во-первых, многие предприятия, особенно эксгосударственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриве-домственному контролю, прошедшие в последние годы проце-дуру приватизации и акционирования и превратившиеся в ак-ционерные общества, лишились контроля со стороны специаль-ных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, кото-рая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами -- недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образо-ванных.

Руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т. е. в этом случае контролю и анализу подверга-ются только отдельные разделы и участки учета. Различной мо-жет быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.

Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязатель-ного аудита.

Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответст-вии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.94г.

Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по Проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качест-венного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

В последовательном развитии аудита можно выделить три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.

На подтверждающей стадии аудита при проведении провер-ки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каж-дою хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером созда-вал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.

Поскольку аудит -- деятельность предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали прово-дить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске, -- такой вид аудита, когда проверка может проводиться выборочно исходя из условий ра-боты предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях с более высоким риском, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суж-дение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эф-фективную в отношении затрат проверку.

По объекту изучения принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный

Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) преду-сматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый ау-дит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый ау-дит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для выявления соблю-дения предприятием конкретных правил, норм, законов, инст-рукций, договорных обязательств, которые оказывают воздейст-вие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и упла-та налогов и др. Проверки на соответствие требуют установле-ния соответствующих критериев для оценки финансовой отчет-ности.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки произво-дительности и эффективности. Его можно эффективно исполь-зовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различ-ных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

В зависимости от намеченных целей операци-онный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внут-рихозяйственном уровне; внешними или внутренними аудито-рами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

Внутренний и внешний аудит

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит. Его основная задача -- решение отдельных фун-кциональных проблем управления, разработка и проверка информа-ционных систем предприятия. Внутренний аудит -- неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независи-мым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, дей-ствующая в интересах его руководства и (или) собственников, регла-ментированная внутренними документами система контроля за соблю-дением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и на-дежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

1. содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

2. объемов показателей финансово-экономической деятельности эко-номического субъекта;

3. сложившейся системы управления экономического субъекта;

4. состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные служ-бы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъек-та, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внут-реннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собствен-никами и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) соб-ственников экономического субъекта информационное и консульта-ционное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его ру-ководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимос-ти от особенностей экономического субъекта и требований его руко-водства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

1. проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

2. проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая эк-спертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных ста-тей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

3. проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

4. проверку деятельности различных звеньев управления;

5. оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изуче-ние и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных под-разделениях экономического субъекта;

6. проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности иму-щества экономического субъекта;

7. работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

8. оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

9. специальные расследования отдельных случаев, например подо-зрений в злоупотреблениях;

10. разработку и представление предложений по устранению выяв-ленных недостатков и рекомендаций по повышению эффектив-ности управления.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначивше-му его руководству и (или) собственникам и независим от руководи-телей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:

Внутренний аудит -- это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита -- помочь членам организации эффективно выпол-нять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей органи-зации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего ауди-та определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении ши-рокого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

1. проверку систем контроля, направленную на выработку полити-ки компании в рамках законодательства;

2. оценку экономичности и эффективности операций компании;

3. проверку уровня достижений программных целей;

4. подтверждение достоверности информации, используемой руко-водством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности са-мой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, ру-ководство предприятия может оперативно и своевременно осуществ-лять необходимые изменения внутри предприятия.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчи-ненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако фун-кции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.

2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных про-цедур.

3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.

4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой ин-формационной системой.

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.

В таблице 1 перечислены основные особенности и отличия внутрен-него и внешнего аудита.

Таблица 1. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Элементы

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется руководством, исходя из потребностей управ-ления: как внутренними подраз-делениями предприятия, так и предприятием в целом

  • Определяется договором между независимыми сто-ронами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
  • Объект

Решение отдельных функцио-нальных задач управления, раз-работка и проверка информа-ционных систем предприятия

  • Главным образом система учета и отчетности предприятия
  • Цель
  • Определяется руководством предприятия

Определяется законодатель-ством по аудиту: оценка достоверности финансо-вой отчетности и подтверж-дение соблюдений действующего законода-тельства

  • Средства

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандарта-ми внутреннего аудита)

  • Определяются общеприня-тыми аудиторскими стандартами
  • Вид дея-тельности Организа-ция работы
  • Исполнительская деятельность Выполнение конкретных заданий руководства

Предпринимательская деятельность Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и пра-вил аудиторской проверки

  • Взаимо-отношения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

  • Равноправное партнерство, независимость
  • Субъекты
  • Сотрудники, подчиненные руко-водству предприятия и находя-щиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на пра-во заниматься этим ви-дом предпринимательства

  • Квалифика-ция

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

  • Оплата

Начисление заработной платы по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг по договору

  • Ответствен-ность
  • Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами, установ-ленная законодательными и нормативными актами

  • Методы

Методы могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности

  • Отчетность
  • Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

Аудит кризисного предприятия

Необходимость аудиторской проверки кризисного предприятия:

1. Для анализа финансово-экономического состояния и оценки деятельности руководства нео6ходима достоверная информация;

2. Без аудиторской проверки специалисту по антикризисному управлению достаточно трудно объективно оценить ситуацию на предприятии и разработать программу реформирования и реструктуризации предприятия.

Значение аудиторской проверки кризисного предприятия:

1. Позволяет оценить качество и достоверность бухгалтерской отчетности;

2. Позволяет выявить наиболее уязвимые места в управлении финансово-экономической и юридической деятельности;

3. Позволяет на основе проведенного анализа отражения всех операций, произведенных предприятием, подготовить план оздоровления (реструктуризации, изменения экономической, учетной, финансовой, налоговой политики и т.д.)

Список использованной литературы

1. Временные правела аудиторской деятельности в Российской Федерации указ Президента РФ от 22.12.93 г. №2263

2. Гражданский кодекс РФ М. - 1994г.

3. Данилевский Ю.А. «Аудит в России» М. - 1994 г.

4. Суйц В.П. и др. «Аудит: общий, банковский, страховой» М. - 2000 г.

5. «Аудит в России» М. «Инвест Фонд» 1994 г.

6. Комыщанов П.И. «Практическое пособие по аудиту» М. - 1994 г.

7. Подольский В.И. «Аудит» Учебник М. - 2000 г.

8. Перекрестенко П.В. и др. «Бухгалтерский учет и аудит» М. - 1997г.

9. Подольский В.И. «Аудит» Уч. М. 1997г.

10. «Практика антикризисного управления». Учебное пособие, Екатеринбург, 1999 г.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :