Министерство образования и науки Украины
Приазовский государственный технический университет
Кафедра Финансов и Банковского дела
Контрольная работа
По дисциплине Банковские операции
Тема: Организация кассовой работы в банках и операции с наличностью
Выполнила
Студентка группы З-05-ФК
Клафас Н.С.
Проверила
Кравченко
Мариуполь 2010 г.
План
Введение
1 Кассовые операции
2 Порядок принятия банками наличности
3 Порядок выдачи банками наличности
4 Осуществление кассовых операций через банкоматы
5 Обеспечение кассовой деятельности банков
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Привлечение юридических и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание связано с тем, что деньги, находящиеся на банковском счете, представляют собой ресурсную базу банка, в соответствии с объемом которой строится его деятельность.
Операционно-кассовое обслуживание - одна из базовых функций коммерческого кредитного учреждения. Понятие операционно-кассового обслуживание организации обычно включает в себя следующий набор услуг: открытие и ведение расчетного счета; прием платежных поручений; выдача выписок по счету; прием наличных денег для зачисления на счет; выдача наличных по чеку. Широкий спектр банковских услуг предлагается и при обслуживании частных лиц.
Сегодня на рынке банковских услуг это направление вновь, как и на заре развития системы коммерческих банков, выходит на первый план. Подобная тенденция связана с изменением состава и структуры как финансовых организаций, предлагающих банковские услуги, так и компаний, потребляющих эти услуги. Поэтому в последнее время формирование новой клиентской базы стало весьма актуальной для банков задачей. Чтобы привлечь новых и удержать постоянных клиентов, необходимо обеспечить оперативность и четкость выполнения операционно-кассового обслуживания.
Выбор клиентом банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает и банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично и надежно. Поскольку контакты с банком по расчетно-кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о степени обоснованности установленных банком тарифов на расчетно-кассовые услуги. Организация расчетно-кассового обслуживания является "визитной карточкой" любого банка.
1 КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
Важным направлением деятельности банков являются кассовые операции. Они заключаются в принятии наличности от клиентов, зачислении ее на счета, сохранении принятых средств и выдачи наличности по требованиям клиентов. Особенно важным и ответственным для банка является своевременное и полное удовлетворение требований клиентов на выдачу наличности. От этого зависит доверие клиентов к банку, их возможность свободно распоряжаться своими средствами, нормально выполнять свои обязательства по заработной плате и других платежах, которые осуществляются наличностью.
Кассовые операции имеют большое значение для самих банков, для их клиентов и для банковской системы в целом. Принимая наличность от клиентов - юридических и физических лиц, банки увеличивают свои свободные резервы, за счет чего расширяют активные операции и обеспечивают рост доходов. Выдавая наличность клиентам, банки взимают комиссионную плату, которая пополняет их доходы. В операциях с наличностью банки могут предоставлять своим клиентам немало дополнительных услуг (из инкассации, самообслуживания и тому подобное), которые также дают дополнительные доходы.
Клиенты банков через кассовые операции придают своим денежным средствам депозитную форму, которая способствует их лучшему сохранению и использованию, получению дополнительных доходов от депозитных процентов. В то же время у них растет вероятность потерь благодаря риску неликвидности банков.
Банковская система, регулируя кассовые операции, привлекает наличность во внутрибанковский оборот. Благодаря этому она увеличивает свои резервы и сокращает расходы на наличное обращение, улучшает структуру денежной массы, повышает регулируемость и прозрачность денежного оборота, ограничивает использование денег для обслуживания теневых доходов.
Важная роль кассовых операций в деятельности банковской системы обусловливает необходимость их централизованной регуляции. С целью его осуществления НБУ принял три нормативных документа:
- Инструкцию № 1 по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков Украины;
- Порядок ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине;
- Инструкцию № 4 “Об организации работы наличного обращения учреждениями банков Украины”.
Указанными документами определены основные требования к организации банками кассового обслуживания клиентов:
- соблюдение норм действующего законодательства и требований нормативных актов НБУ относительно регуляции объемов и структуры денежной массы;
- прогнозирование учреждениями НБУ наличного обращения на основании требований основных направлений денежно-кредитной политики и контроль за соблюдением прогнозных показателей;
- ограничение наличной эмиссии в соответствии с изменением реального объема спроса на наличность;
- своевременная выдача учреждениями банков наличности в пределах имеющихся на счетах средств и на цели, предварительно определенные клиентами в их денежных чеках;
- соблюдение установленных правил и порядка осуществления кассовых операций, единственных для всех банков Украины.
Для осуществления кассовых операций учреждения банков организовывают прибыльные кассы, в которых осуществляется принятие наличности от клиентов, и расходные кассы, в которых осуществляется выдача наличности. В банках с небольшими объемами кассовых операций могут организовываться объединенные приходно-расходные кассы. Если учреждение банка совершает инкассацию выторга клиентов силами инкассаторского аппарата, то она может создать, кроме прибыльной кассы, еще и кассу пересчета, в которой перечисляется содержание инкассаторских сумок. Банки могут организовывать также вечерние кассы для принятия от клиентов выторга, который поступает по окончании операционного дня банка. Расходные операции вечерние кассы не осуществляют.
Банковские кассовые операции базируются на организационных мероприятиях, связанных с регуляцией наличного обращения. Это, прежде всего, составление прогнозных расчетов кассовых оборотов та организация контроля за выполнением прогнозных показателей из поступлений и выдач наличности; разработка календаря выдач наличности по дням месяца и по отдельным клиентам; установление для каждого клиента лимита остатка кассы; определение сроков и порядка инкассации выторга для организации этой торговли и сферы услуг и тому подобное. Согласно этим мероприятиям каждый клиент банка для получения кассовых услуг должен предварительно:
- разработать и подать банку прогнозный расчет своих кассовых оборотов на квартал (если банк составляет свой прогноз кассовых оборотов);
- Сообщить банк определенный день получения наличности на выплату заработной платы и другие платежи;
- Сообщить расчет лимита и получить установленный банком лимит остатка кассы;
- Подать фамилию лица, ответственного за получение и доставку наличности из банка, и способ ее транспортировки.
2 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ БАНКАМИ НАЛИЧНОСТИ
Юридические лица и частные предприниматели, которые имеют текущие счета в банках, согласно действующему законодательству должны сдавать полученную наличность, не потраченную в тот же день на текущие потребности, в учреждения банков для зачисления на их счета. У себя они имеют право держать наличность только в пределах лимита кассы, установленного соответствующими учреждениями банков. Предприятия могут использовать часть наличного выторга на текущие платежи.
Лимит кассы устанавливается индивидуально для каждого предприятия учреждением банку, которая ведет его текущий счет. Размер лимита определяется банком на основании заявления-расчета, поданного клиентом, с учетом режима работы предприятия, его отдаленности от банка, размеру кассовых оборотов, порядка сдачи выторга в банк и тому подобное. Предприятиям, которые имеют постоянный наличный выторг с ежедневной сдачей его в банк, лимит кассы устанавливается на уровне, что обеспечит ему нормальную работу в начале следующего рабочего дня. Всем другим предприятиям лимит кассы может устанавливаться на уровне среднедневного поступления выторга или среднедневного расходования выторга за три предыдущих месяца. Коллективные сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определяют лимит кассы, сообщают его обслуживающим учреждениям банков. Если предприятие имеет несколько счетов в разных банках, то лимит кассы устанавливается за местонахождением основного счета.
Лимиты кассы не устанавливаются фермерским хозяйствам, которые занимаются исключительно производством сельскохозяйственной продукции, и индивидуальным предпринимателям, а также иностранным официальным представительствам (посольствам, консульствам и тому подобное), представительствам международных организаций, а также представительствам других иностранных организаций, если они не занимаются предпринимательской деятельностью.
Учреждения банков и налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением предприятиями лимитов остатка денег в кассах и за своевременным и полным оприходованием наличности в кассах с взиманием штрафов за обнаруженные нарушения.
Имеющаяся в предприятия наличность сверх лимита кассы может быть сдана в учреждение банку, в которой открыто основной или дополнительный текущий счет:
- через прибыльную дневную или вечернюю кассу;
- через инкассаторов НБУ или коммерческого банка;
- через предприятие связи, если учреждение банка расположено в другом населенном пункте.
Порядок и частоту сдачи наличности в банк предприятие согласовывает с учреждением банка, который ведет его основной текущий счет.
Принятие наличности через прибыльную кассу банк осуществляет в течение операционного дня на основании стандартного документа “Объявление на внесение наличности”. В нем указываются сумма и характер взноса (торговый выторг, плата за транспортные услуги и тому подобное), на какой счет вносится наличность и др. объявление на внесение наличности сначала проверяет операционный работник кассы, который учитывает ее в специальном журнале, заполняет ордер к Объявлению, выписывает квитанцию о принятии наличности от клиента. Все настоящие прибыльные документы операционный работник передает кассиру, который принимает объявленную сумму от клиента с полистовым пересчетом и выдает ему квитанцию.
От физических лиц банки принимают наличность для:
- зачисления на их счета (текущие, сберегательные) на основании стандартного документа «Объявление на внесение наличности» или «Прибыльный кассовый ордер», с записью суммы взноса в сберегательной книжке;
- совершения платежей по обязательствам клиента на основании “Сообщения” и с выдачей “Квитанции” об осуществленном платеже.
При принятии наличности кассиры банка проверяют банкноты и монеты на подлинность, обнаруживают фальшивые и те, которые потеряли признаки платежности, и изымают их из обращения. Остальная наличность упаковывается в установленном порядке, оприходуется к операционной кассе банка, передается к хранилищу или расходной кассе и зачисляется на соответствующие счета клиентов. Если деньги были приняты вечерней кассой, то на счета клиентов они будут зачислены в следующий рабочий день. На сумму фактически полученных от представителя клиента денег, за исключением фальшивых, ему выдается квитанция о внесении наличности. Обнаруженные фальшивые банкноты и монеты клиенту не возвращаются, а передаются правоохранительным органам. На их сумму представителю клиента выдастся справка об исключении фальшивых денег.
Если торговые и другие организации получают наличный выторг регулярно и на значительные суммы, то сдавать их в учреждения банков целесообразно через специализированную службу инкассации и перевозки ценностей. Эта служба выдает каждому клиенту достаточное количество специальных сумок, в которые их кассиры помещают наличный выторг и справку о сумме вложенных денег. За установленным графиком инкассаторы забирают подготовленные сумки с деньгами у торговых организаций и доставляют в учреждения банков. Передача денег инкассаторам работниками торговых организаций и принятия их у инкассаторов работниками банков осуществляется за количеством сумок без побумажного перечисления их содержания. Поэтому в инкассации важно четко следовать установленным правилам и процедурам передачи и принятия сумок.
Доставленные инкассаторами сумки с наличностью передаются сначала к прибыльным кассам банков, где проверяется их целость, правильность пломбирования, правильность заполнения сопроводительных документов и соответствие фактического количества сумок указанной в этих документах. Если замечаний по этим вопросам нет, сумки с наличностью передаются в кассы пересчета, где они раскрываются и пересчитываются побумажно содержание каждой сумки. Вся инкассированная наличность оприходуется по оборотной кассе, засчитывается на счет клиентов и передается в хранилище или в расходную кассу.
Важным моментом принятия наличности кассами банков являются экспертиза банкнот и монет и их обработка.
Целью экспертизы является определение подлинности банкнот, их платежности и степени износа. Экспертиза на подлинность банкнот совершается с помощью специальных приборов, которые дают возможность выявить особенные признаки настоящих и фальшивых денег. Умению осуществлять такую экспертизу кассиры периодически учатся по специальным программам.
Если банкнота признана настоящей и имеет определенный износ и незначительное повреждение, однако от нее осталось не менее ¾ начального размера и видимы водяной знак, номинал, буквы серии и номер, она считается платежной и остается в обращении. Банкнота с существенными повреждениями считается неплатежной и должна изыматься из обращения. Неплатежных банкнот предприятия не должно принимать в платеже, но банки принимают их для обмена на платежные при таких условиях:
- если не возникает сомнения в их подлинности;
- если видимый номинал банкнот;
- если отсутствующая часть банкноты не может быть принята для обмена, то есть она не составляет половины и больше общего размера банкнот.
Целью обрабатывания наличности является формирование банкнот в стандартную упаковку с единственным для всех банков оформлением, на котором обозначается название банка, который персонально формировал упаковку, номинал и количество банкнот, суммы, даты. Банкноты одного номиналу формируются в одну упаковку по 100 штук, которая называется корешком. 10 корешков одного номиналу формируются в упаковку, которая называется пачкой. Сформированные пачки обвязываются шпагатом и пломбируются. Единственный порядок обрабатывания денежных знаков создает значительные удобства для их последующего перемещения, использования, хранения, повышает ответственность кассиров, поскольку дает возможность быстро обнаружить виновных в недостаче или пропуске фальшивых денег в упаковках.
3 ПОРЯДОК ВЫДАЧИ БАНКАМИ НАЛИЧНОСТИ
Учреждения банков выдают наличность через свои расходные кассы в течение операционного дня в таких случаях:
- предприятиям, организациям, учреждениям из их текущих счетов на основании денежных чеков установленной формы с определением целевого назначения полученной наличности;
- физическим лицам из их текущих или сберегательных счетов по случайным расходным кассовым ордерам установленной формы;
- индивидуальным заемщикам полученные ими займы по расходным кассовым ордерам;
- населению при выплате ему пенсий, помощи, переводов из других банков, заработной платы работникам данного банка на основании, соответственно, поручений пенсионных органов, других организаций - плательщиков или по расходным кассовыми ордерам..
К началу операционного дня кассиры получают у заведующего кассы под отчет достаточное количество наличности. Представители клиентов для получения наличности подают указанные расходные документы (чеки, ордера) операционному работнику кассы для проверки. Расходные документы должны быть заполнены, подписаны и засвидетельствованы согласно установленным НБУ правилам. Операционный работник должен также проверить, есть ли на счете у клиента необходима сумма средств. Если поданные клиентом документы не вызывают замечаний, операционный работник визирует их, подписывает у лиц, которые имеют право позволить выдачу наличности, и передает кассиру для выполнения.
Получены расходные документы кассир еще раз проверяет, прежде всего достоверность подписи лица, которое позволило выдачу денег, наличие данных о предъявлении паспорта и подписи о получении денег представителем клиента - получателя наличности. Если настоящие документы не вызывают сомнения, кассир отчисляет отмеченную сумму наличности и передает представителю клиента. Деньги выдаются полными пачками и корешками, если упаковка их не повреждена. В случае выдачи больших сумм наличности они могут готовиться банком предварительно. Получатель может перечислить выданную ему сумму наличности побумажно. Это делается в отдельном помещении под надзором работника банка. Выданная клиентам сумма наличности в тот же день списывается из их счетов.
Если во время проверки расходных документов операционным работником или кассиром будут обнаружены нарушения действующих правил их оформления, они возвращаются без исполнения. Если представитель клиента, перечисляя в помещении банка полученную наличность, обнаружит недостачу, то она покрывается из кассы банка и предъявляется претензия на эту сумму учреждению банка, кассир которого сформировал соответствующую пачку и корешок. Избыток выданной суммы возвращается к кассе банка.
Предприятия при получении наличности должны указывать в чеке цели, на которые они будут тратиться, и сумму на каждую цель. Налоговые и другие контролирующие органы, коммерческие банки периодически проверяют использование предприятиями полученных средств по целевому назначению.
С декабря в 1998 г. в кассовое обслуживание клиентов внесены существенные изменения, направленные на его улучшение. В частности, предприятиям предоставлено право осуществлять в определенных пределах расчеты между собой и с гражданами наличностью, полученной в кассах банков, и из выторга. Однако если у них есть задолженность перед бюджетом, то наличные выплаты, связанные с оплатой труды, осуществляются лишь за сет средств, полученных из касс банков.
Налоговые и другие контролирующие органы, учреждения банков периодически проверяют соблюдение предприятиями установленных правил использования наличности из выручки и полученной в банке для расчетов между собой и с гражданами, в частности наличие товарных и кассовых документов, которые подтверждают платеж наличностью, и отсутствие задолженности перед бюджетом.
4 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ЧЕРЕЗ БАНКОМАТЫ
Операции по принятию и выдаче наличности могут осуществляться также с помощью банковских идентификационных карточек и банковских автоматов. В первом случае кассовые операции осуществляются в изложенном выше порядке, только вместо прибыльных или случайных бумажных документов применяются пластиковые идентификационные карточки.
Во втором случае (при применении банкоматов) в организацию и технологию кассового обслуживания вносятся существенные изменения.
Банкомат - это устройство для автоматизированного кассового самообслуживания клиентов. Банкоматы включаются в систему автоматизации банков и применяются с целью:
- сокращения текущих расходов банков на ведение кассовых операций;
- расширения спектра банковских услуг для клиентов;
- расширения частицы банка на рынке розничных услуг.
Достижение этих целей оправдывает значительные первичные расходы на приобретения банкоматов и их установления, потому они нашли широке приложение в развитых странах. Банкоматы активно внедряются в банковскую практику в Украине.
Современные банкоматы могут выполнять такие операции:
- информировать клиентов о состоянии их счетов; выдавать наличность из счетов;
- принимать наличность для размещения на счетах клиентов;
- принимать наличность для погашения заемов;
- принимать поручение о переводе денег из одного счета клиента на другой и тому подобное.
Предоставление банкоматами указанных услуг осуществляется с помощью пластиковых идентификационных карточек и ПІН-кодов клиентов. После каждой операции банкомат выдает клиенту квитанцию с полной ее характеристикой (сумма, время, порядковый номер, вид операции, название банка и тому подобное).
Порядок предоставления кассовых услуг через банкоматы достаточно простой. Заключив договор с клиентом, банк выдает ему за небольшую плату пластиковую карточку и ПИН-код, сообщает сеть размещения банкоматов, которыми он может пользоваться, в режим их работы. Для клиента важно, чтобы банкоматы работали круглосуточно и размещались не только в помещении банка или его филиалов, но и во многих других местах. Поэтому банки стремятся разместить свои банкоматы и в таких местах, как большие торговые, сервисные центры, вокзалы, центры развлечений и тому подобное.
Для получения кассовой услуги клиент с помощью пластиковой карточки входит через считывающее устройство в «память» банкомата и вводит туда с помощью цифровой клавиатуры свой ПИН-код. Удостоверившись в идентичности полученной из двух каналов информации, банкомат дает разрешение клиенту осуществлять любую из операций, висветившихся на специальном табло. С помощью клавиатуры клиент дает банкомату команду на выполнение выбранной операции, указывает ее сумму и по какому счету (текущему или сберегательному) осуществлять. Приняв и обработав эту информацию, банкомат через специальное устройство (окно) принимает или выдает банкнот, а также выдает квитанцию клиенту.
Использование банкоматов в кассовом обслуживании связано с повышенным риском, особенно если они размещены за пределами помещения банка. Поэтому банкоматы настраиваются так, чтобы усилить безопасность осуществляемых операций. Если клиент не может “войти” в банкомат за определенное количество попыток (например две) или “общается” с ним дольше установленного времени (например 2,5 минуты), банкомат конфискует пластиковую карточку.
Для успешного развития этого нетрадиционного для Украины вида банковских услуг важно, чтобы банки четко и своевременно обеспечивали банкоматы наличностью и поддерживали их в рабочем состоянии. “Молчаливые” кассиры-автоматы могут не только скомпрометировать прогрессивную идею, но и повлечь их поломку разгневанными клиентами, что дорого будет стоить банку. Поэтому банки, которые решили внедрять банкоматы, должны разработать действенную систему функционального и сервисного их обслуживания. Порядок обеспечения банкоматов наличностью определен Инструкцией № 1 по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков, утвержденной Правлением НБУ.
5 ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
Кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками через специальный подраздел - операционную кассу, в составе которого могут создаваться несколько отдельных касс: прибыльная, расходная, вечерняя кассы, касса пересчета, а также обязательно создается хранилище. Все наличные средства и другие ценности, которые поступили в операционную кассу и не были в тот же день выданные из банка, к концу дня помещаются в хранилище. При обеспечении сохранности денег и других ценностей в хранилище ответственность несут руководитель, главный бухгалтер и заведующий кассой банка. Порядок передачи денег и других ценностей к хранилищу, размещению и хранению их там, доступу в хранилище служебных лиц банка, выноса денег из хранилища, проверки остатков ценностей в хранилище и другие процедуры четко определены НБУ в Инструкции № 1 по организации эмиссионно-кассовой работы. Соблюдение банками требований этой инструкции способствует сохранности наличных средств и улучшению кассового обслуживания клиентов.
Уровень кассового обслуживания зависит также от наличия в операционной кассе банка достаточной для выполнения заказов клиентов суммы банкнот и монет. Для этого нормативными документами НБУ предусмотрен специальный механизм подкрепления касс банковских учреждений.
Учреждения коммерческих банков удовлетворяют потребности клиентов в наличности в первую очередь за счет денег, которые поступили в их кассы от клиентов, которые сдают наличность в банки. Однако наличности иногда поступает недостаточно для обеспечения текущих выплат, что вызывается неравномерностью поступлений и выдач наличности по отдельным банкам и неравномерностью распределения клиентуры между банками. Поэтому учреждения банков предварительно определяют свои потребности в подкреплении операционной кассы, исходя из прогнозных расчетов наличных поступлений и выплат. За два-три дня до наступления даты, когда возможные расходы наличности превысят поступление, учреждение банка подает региональному учреждению НБУ заявку на подкрепление кассы. Размер заявленного подкрепления может отклоняться от прогнозируемого превышения расходов над поступлением наличности на величину уменьшения или увеличения остатка наличности в операционной кассе банка. Учреждения коммерческих банков также сообщают региональные учреждения НБУ о продаже им избытков наличности из своих операционных касс. Эта информация, полученная предварительно, дает возможность учреждениям НБУ своевременно отрегулировать свои оборотные кассы для удовлетворения заявок учреждений коммерческих банков на подкрепление операционных касс.
Подкрепление операционных касс банков осуществляется из оборотных касс региональных учреждений НБУ по платежным поручениям, поданным им учреждениями банков. Указанная в поручении сумма наличности списывается из корсчета учреждения коммерческого банка и выдается ей в тот же день. Доставку полученной наличности учреждения банков осуществляют собственными средствами или через инкассаторов НБУ.
Учреждение банка может подкрепить операционную кассу путем покупки наличности в другом учреждении того же или другого банка. Выдача наличности из операционной кассы банка-продавца осуществляется после перечисления на ее корсчет соответствующей суммы денег из корсчета банка - покупателя наличности. О таком подкреплении своей операционной кассы банк должен сообщить соответствующее учреждение НБУ.
Если учреждение банка имеет избыток наличности в кассе, она может сдать ее в оборотную кассу регионального учреждения НБУ или продать другому банковскому учреждению с зачислением соответствующей суммы на ее корсчет. Имеющиеся запасы изношенных банкнот учреждение банка может обменять в региональном учреждении НБУ на пригодные, или сдать для зачисления на свой корсчет. Обмен изношенных банкнот совершается безвозмездно, по предыдущему соглашению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями.
Коммерческие банки - это финансовые институты, получившие специальную лицензию НБУ, которая позволяет принимать вклады от населения и предприятий, а также предоставлять кредиты. Они обслуживают население и предприятия, “занимая” деньги от своего имени, они затем ссужают эти средства своим заемщикам.
Показатель прибыли официально считается основным показателем деятельности коммерческого банка. Но без доходности не может быть прибыльности.
Кассовые операции являются одними из наиболее доходных и важных в банковской деятельности. Впрочем, в силу различных причин в Украине не всегда уделяется достаточное внимание их совершенствованию, изучению передового зарубежного опыта.
В настоящее время все кассовые операции, сопровождающие обращение наличных денег, становятся все более дорогостоящими. Поэтому, прежде чем вкладывать дополнительные средства в совершенствование этих процессов, каждый из участников цепочки обращения наличности анализирует перспективы использования наличных денег на своем конкретном участке. Несмотря на развитие безналичных платежей, практически все выступающие отметили ежегодное возрастание объемов операций с наличностью. Кроме того доля операций с чеками постепенно снижается, а в дополнение к кредитным и дебетовым картам расширяется применение смарт–карт.
Таким образом, необходимо отметить, что основными тенденциями в совершенствовании кассовых операций являются улучшение взаимодействия центральных, коммерческих банков и других структур, осуществляющих коммерческие кассовые операции со значительными объемами наличности, разработка и внедрение новых схем, функциональных и структурных изменений, использование современного оборудования для обработки денежной наличности и разнообразных систем управления денежными потоками, а также изучение потребностей клиентов.
Литература
1. Васюренко О.В. Банківські операції: Навчальний посіб. – 2-ге вид., випр. і доп. – К.: “Знання”, КОО, 2001. – 255 с.
2. Капран В.І., Кривченко М.С., Коваленко О.К., Омельченко С.І. Банківські операції: Навчальний посібник – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 208 с.
3. Мороз А.М. Банківські операції: Підручник – К.: КНЕУ, 2000 – 384 с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Рекурсивные функции |
Контрольная работа | Современные подходы к семейному консультированию |
Контрольная работа | Развитие Древнерусского государства |
Контрольная работа | Основные направления развития угольной промышленности |
Контрольная работа | Система счетов бухгалтерского учета |