Вариант 9
Предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления
Содержание
1. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и местной администрации по предметам ведения
2. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере
Список использованной литературы
местный самоуправление россия
1. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и местной администрации по предметам ведения
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Что касается непосредственно местной администрации, то в соответствии со ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 7 ст. 37 указанного закона местная администрация обладает правами юридического лица.
Таким образом, можно сделать вывод, что представительный орган местного самоуправления принимая Устав муниципального образования распределяет полномочия между администрацией местного самоуправления и представительным органом местного самоуправления, изначально определяя предметы своей исключительной компетенции.
2. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.
Российская Федерация - социальное государство. Конституция гарантирует каждому человеку и гражданину:
• общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общегои среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43);
• бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41);
• доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры (ст. 44);
• социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом (ст. 39);
• защиту материнства и детства (ст. 38).
Социально-культурная сфера деятельности органов местного самоуправления в широком смысле этого слова включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения. Органы местного самоуправления участвуют в решении этих задач путем принятия и реализации муниципальных целевых программ, планов развития территории, утверждения местных бюджетов, а также осуществления контрольных функций.
Полномочия в области образования.
Компетенция органов местного самоуправления в области образования, включая и исключительные полномочия органов местного самоуправления в этой сфере, закрепляется Законом «Об образовании», а также иными нормативными правовыми актами.
Органы местного самоуправления ответственны за:
• реализацию права граждан на получение основного общего образования;
• ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления
образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.
К исключительной компетенции органов местного самоуправления относятся:
1)планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием, образовательных учреждений
в целях осуществления государственной политики в области образования;
2)формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
3)обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
4)создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
5)строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
6)и др.
Органы местного самоуправления формируют местные (муниципальные) органы управления образованием, определяют их структуру и полномочия. В случае создания самоуправляемых школьных округов органы местного самоуправления создают соответствующие органы управления этих округов. По согласованию с государственными органами управления образованием органы местного самоуправления назначают и увольняют руководителей местных органов управления образованием. К ведению органов местного самоуправления относится также планирование, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием в целях осуществления государственной политики в области образования.
Полномочия в области культуры.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в ведении муниципальных образований:
• создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
• сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
• создание условий для деятельности средств массовой информации
муниципального образования;
создание условий для организации зрелищных мероприятий.
Компетенция органов местного самоуправления закрепляется такжев Основах законодательства РФ о культуре, Федеральном законе «О национально-культурной автономии», других нормативных правовых актах, oопределяющих правовой статус библиотек, музеев, театрально-зрелищных организаций и предприятий, средств массовой информации, памятников истории и культуры и т.д.
В РФ допускаются все формы собственности на культурные ценности здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения. Размеры ежегодных ассигнований на культуру в местных бюджетах не должны составлять менее 6 процентов средств бюджета. Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании. В соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут оказывать поддержку негосударственной части Музейного фонда РФ и негосударственным музеям в РФ.
Полномочия в области охраны здоровья населения.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь - конституционное право гражданина РФ. Гарантией его реализации является развитие в РФ государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.
На органы местного самоуправления возлагаются задачи организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения муниципальных образований, а также создание условий, способствующих укреплению здоровья человека.
Нормативная база: Конституция, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закон «О медицинском страховании граждан в РФ», Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте, Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
К компетенции органов местного самоуправления в области охраны здоровья относятся: развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения; определение характера и объема их деятельности; организация первичной медико-санитарной помощи, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности.
Финансирование муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет расходной части местных бюджетов. Здравоохранение относится к числу объектов государственной социальной стандартизации.
Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы сохранения на подведомственной территории.
Органы местного самоуправления осуществляют контрольные функции в сфере охраны здоровья населения, в частности за соблюдением стандартов качества медицинской помощи.
Полномочия в области социальной защиты населения.
К ведению местного самоуправления отнесено обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
Правовая основа: Закон РФ «О занятости населения в РФ», Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ», Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон «О ветеранах», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий. Органы местного самоуправления из собственных и привлеченных средств вправе назначать и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям.
Органы местного самоуправления участвуют в организации социального обслуживания населения, содействуют развитию сети учреждений социального обслуживания.
Местные органы обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.
Организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг должны осуществлять муниципальные центры социального обслуживания бесплатно и за плату. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Органы местного самоуправления также:
· с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социально-бытового обслуживания инвалидов, а также предпринимают иные меры, связанные с реализацией Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»;
· вправе принимать местные программы, направленные на решение вопросов социальной поддержки семьи, материнства и детства;
· создают условия и оказывают поддержку развитию малого и семейного предпринимательства, различных форм самозанятости;
· осуществляют ряд полномочий, закрепляемых Семейным кодексом.
Список использованной литературы
1. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года.;
2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
3. ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. - М.: ЮСТИЦИНФОРМ. 2008.
5. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
6. Муниципальное право России: Учебник для вузов / А.А. Смольянов, К.М. Сарсенов, Ю.Х. Грипп и др. – М.: ЦОКР МВД России, 2007.
7. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. – М.: Изд. Проспект, 2007. – 672 с.
8. Милышга Ю.Н., Чанов СЕ. Муниципальное право России: учебное пособие. - М.: изд. Дашков и К., 2007.
9. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. Комментарий к отдельным нормам федерального законодательства. - М., 2006.
10. Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. - М., 2005.
11. Кокотов А.Н. Муниципальное право в российском праве: понятие, назначение и структура А.Н.Кокотов Правоведение. – 2004. - №3 – С.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Цитология и клеточная теория |
Контрольная работа | Структура информационных ресурсов России |
Контрольная работа | Оценка риска проектов программного обеспечения |
Контрольная работа | политология, заинтересованные группы, общественные движения |
Контрольная работа | Скифы. Материальная и духовная культура |