Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственное административное управление
»
на тему:
«Правоприменительная управленческая деятельность
»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
Правоприменительная управленческая деятельность
1.1 Понятие механизма правоприменения
1.2 Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
В процессе правового регулирования общественных отношений правоприменительная деятельность занимает центральное место. От нее в решающей степени зависит правильное, своевременное и эффективное осуществление нормативно-правовых предписаний. Она способствует реализации субъективных прав и юридических обязанностей, служит надежным средством укрепления законности и правопорядка, гарантией прав граждан. Поэтому проблемы реализации права, применения права выдвигаются на первый план, привлекают к себе пристальное внимание административной науки и практики.
Цель:
Правоприменительная управленческая деятельность.
Объектом:
Исследование вопросов применения правовых норм, форм и методов правоприменительной управленческой деятельности.
правоприменительный управленческий
ГЛАВА 1. Правоприменительная управленческая деятельность
Правоприменительная управленческая деятельность — это разрешение конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм. Эффективность осуществляемых преобразований находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний. В процессе правового регулирования общественных отношений правоприменительная деятельность занимает центральное место. От нее в решающей степени зависит правильное, своевременное и эффективное осуществление нормативно-правовых предписаний. Она способствует реализации субъективных прав и юридических обязанностей, служит надежным средством укрепления законности и правопорядка, гарантией прав граждан. Поэтому проблемы реализации права, применения права выдвигаются на первый план, привлекают к себе пристальное внимание административной науки и практики.
Происходящие в общественной жизни изменения требуют переосмысления отдельных сторон правоприменения. Это связано с появлением совершенно новых субъектов правопорядка, трансформацией взаимоотношений между его участниками, необходимостью совершенствования правореализационного процесса, повышения его эффективности, качества, упрочения гарантий прав и свобод граждан, усиления их правозащищенности.
Исследование вопросов применения правовых норм, форм и методов правоприменительной управленческой деятельности позволяет повысить «инструментальную» значимость права, открыть новые возможности его осуществления в целях формирования правового государства, демократизации общественной жизни, создания стабильной обстановки в стране.
1.1 Понятие механизма правоприменения
Если правоприменение — одна из важнейших сторон функционирования государства и государственного аппарата, то необходимо понять — с чего начинается и чем завершается процесс правоприменения, какие последствия вызывает правоприменительный акт, т. е. каков механизм правоприменения.
Под механизмом правоприменения понимаем совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных правовых средств,
используемых государством, его органами, должностными лицами в целях обеспечения законного, справедливого, обоснованного применения права в соответствии с волей законодателя.
Механизм связывает применяемую норму права с ее полным осуществлением в поведении субъектов правоотношений — это система правовых актов, действий, решений компетентных органов и лиц, вслед за которыми появляются, проявляются и претворяются в жизнь организующая и обеспечивающая функции правоприменения.
1.2 Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии
Применение права начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и отношение. Фактические обстоятельства — это жизненные факты, образующие основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела
осуществляется с помощью доказательств. На этой стадии проясняется вопрос об основании
для правоприменительной деятельности, в ходе которой предстоит издать специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями.
Под основаниями правоприменительной деятельности
понимаются‚ такие обстоятельства и ситуации в реальной жизни, когда компетентному органу для возникновения и «движения> правоотношения необходимо принять индивидуально-конкретное властное решение. К таким обстоятельствам относятся следующие:
— когда определенные правоотношения должны пройти контроль о стороны соответствующих правоприменительных органов. Например, регистрация сделки между гражданами (купля-продажа) нотариальными органами;
— если возникает спор о праве и стороны не могут сами прийти к согласительному решению;
— когда ненадлежащим образом используются права и обязанности или существуют препятствия для их реализации;
— когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (признание в судебном порядке гражданина безвестно отсутствующим или восстановление прав по утраченным документам на предъявителя);
— когда имеет место правонарушение и правонарушителю необходимо установить конкретную меру юридической ответственности или определенные меры государственного воздействия. Акт применения вместе с соответствующей нормой права служит обязательным основанием ответственности в сфере правового регулирования;
— когда без правоприменительного акта не возникает правоотношение, не реализуется норма.
Следующая стадия применения права — это выбор и анализ юридических норм
для установления (образования) юридической (правовой) основы решения дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста правового акта. Выбор юридических норм на основании достоверного и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации (юридической оценки путем отнесения к определенным юридическим нормам) фактических обстоятельств дела. доминирующим звеном (элементом) этой стадии деятельности является правильное использование воли законодателя, выраженной в подлежащей применению правовой норме, разрешение какой-либо конкретной жизненной ситуации в соответствии с этим.
Юридические коллизии и конфликты при применении правовых актов.
Конституция РФ существенно расширила права субъектов Федерации, наделив каждый из них правом иметь свое законодательство (Ст. 5,
ч. 1). В связи с этим возрастает возможность расхождений противоречий между федеральным законодательством и нормотворчеством субъектов Федерации, равно как и различий в законодательстве достаточно многочисленных субъектов Федерации.
Нередко возникает необходимость определить:
а) какой их двух конкурирующих законов является сильнее и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу;
б) какой закон (правовая норма) должен быть применен в конкретной ситуации, если она может подпасть под действие нескольких законов (правовых норм).
Почти всем государствам с федеративным устройством известны юридические конфликты — коллизии. Их причинами могут быть несовпадения политических или экономических интересов, а также не умение законодателей обеспечить необходимую в условиях федерации гармонизацию права. Правила по разрешению юридических коллизий должны быть едиными и установлены в централизованном порядке.
Конституция РФ относит разрешение коллизий к предметам ведения РФ как таковой (ст. 71, ч. 1), что обеспечивает единое правовое пространство России. Правила решения коллизий по вертикали, т. е. между федеральным законом и правовыми актами субъектов Федерации, основаны на принципе верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны (ст. 4, ч. 2).
Единственное исключение из этого правила — когда федеральный закон противоречит нормативному правовому акту субъекта Федерации, изданному в рамках его исключительной компетенции (ст. 73); в этом случае действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Споры, возникающие в случаях коллизий по вертикали, решает Конституционный Суд РФ.
Конституция РФ содержит еще одну важную коллизионную норму: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, применяются правила международного договора (ст. 15, ч.4).
Важная часть федерального коллизионного права — коллизионные нормы, определяющие, закон какого из двух или нескольких субъектов Федерации должен быть применен по конкретному делу. В мировой практике сложилсi4 целый ряд принципов (так называемых коллизионных привязок), на основе которых решается этот вопрос, например в имущественных спорах применяется закон места совершения сделки, закон места нахождения имущества. Для конституционного права важны привязки, определяющие, какой закон применяется к иностранцу — национальный или закон местожительства.
В российском законодательстве коллизионные нормы содержатся в гражданском, семейном праве и в законодательных актах других отраслей права.
Стадия решения дела и документального оформления принятого решения.
Решение юридического дела — это завершающая фаза, итог применения права. Его результат — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения, заключения и т.д.
• Следующая стадия правоприменительной деятельности — это реализация норм права в конкретных правоотношениях.
Под реализацией норм права понимается поведение граждан. иных лиц, государственных органов, соответствующее нормам права, или, иначе говоря, правомерное поведение. Нормы права, закрепленные ми субъективные права и обязанности воплощаются в конкретных действиях, поступках. Тем самым достигается конечная цель правового регулирования. В обществе создается система отношений, правовые порядки, которые желал видеть правотворческий орган, принимая соответствующую норму права.
Реализация норм права — это воплощение предписаний государственных органов, должностных лиц в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение. Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими, управомочивающими.
Они воплощаются в соответствующем поведении. Реализация их в конкретных отношениях осуществляется в четырех формах: соблюдении, использовании, исполнении и применении.
Соблюдение
— это форма реализации норм права, когда граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Установленные законом уголовные, административно-правовые и иные запреты не реализуются.
Использование
права — форма реализации норм права, когда граждане, иные лица используют предоставленные им субъективные права в виде дозволений или правомочий. Субъект по своему желанию реализует предоставленные права собственными действиями либо вступает в конкретные правоотношения.
Исполнение
— форма реализации норм права, когда граждане, иные лица исполняют возложенные на них обязанности. Субъект совершает действия, прямо предусмотренные нормой права. Обязанность признается исполненной при условии, что она выполнена вовремя в надлежащем месте и надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и ее ненадлежащее исполнение, признается правонарушением и влечет за собой применение юридической ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты правореализации — это конечный итог правомерного поведения субъектов, который и следует рассматривать в качестве социально ценных последствий. К ним можно отнести издание правового акта, наступление предусмотренных правом последствий, удовлетворение законных интересов субъектов, пользование материальными и духовными благами и т.д.
Таким образом, применение права — это осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, а также на то уполномоченных общественных объединений по созданию юридических фактов, развитию новых отношений и событий путем реализации властных полномочий. Главным принципом правоприменительной практики является властный исполнительно-распорядительный характер деятельности. осуществляемый в определенных процессуальных формах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.И. Глазунова «Государственное и муниципальное (административное) управление». Учебник-М: ТК Велби, издательство Проспект 2007-560с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Формы имен прилагательных |
Контрольная работа | Устройства ввода и отображения текстовой и графической информации мониторы, сканеры, графопостро |
Контрольная работа | Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста |
Контрольная работа | Поволжский экономический район. Территориальная организация строительного комплекса России |
Контрольная работа | Лицензирование банковской деятельности |