План
прокуратура адвокатура конституционный правовой
1. Прокуратура и адвокатура: понятие, место и роль в правоохранительнойсистеме современного государства
2. Прокуратура в зарубежных странах: конституционно-правовой статус,организация и деятельность
3. Адвокатура в зарубежных станах: организация и деятельность
Список литературы
1. Прокуратура и адвокатура: понятие, место и роль в правоохранительнойсистеме современного государства
Прокуратура – это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, зачастую в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и за законностью содержания лиц в местах лишения свободы.
Вопрос о том, относится ли прокуратура к органам судебной власти, не знает однозначного решения. Все зависит от места, занимаемого прокуратурой в системе государственных органов[1]
.
В большинстве государств прокуратура действует под общим руководством министра юстиции, представляет собой более или менее централизованную систему, но в ряде стран эта система не только соответствует судебной системе, но и организационно связана с ней; прокуроры состоят и действуют при судах. Более того, и судьи и прокуроры равным образом входят в единый профессиональный корпус, именуемый магистратурой, и именуются магистратами. При такой системе можно говорить о том, что прокуратура охватывается понятием судебной власти.
На страницах юридической печати высказываются совершенно разные точки зрения на вопрос о том, какое место занимает прокуратура в государственном механизме.
Сторонники отнесения органов прокуратуры к законодательной ветви власти исходят из следующей логики: законодательные органы издают законы, а прокуратура надзирает за тем, чтобы они соблюдались на территории всей страны. Поэтому прокуратура является одним из механизмов законодательной власти, а прокурорский надзор - особый вид власти, который должен получать полномочия непосредственно от законодателя, им формироваться и быть подотчетным только ему.
Сторонники отнесения органов прокуратуры к судебной ветви власти исходят из того, что по направлениям своей деятельности и выполняемым функциям прокуратура наиболее близка к судебной власти.
Административно-властный характер полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного следствия, а также органами, осуществляющими исполнение наказаний, в определенной мере способствует формированию у ряда ученых и практиков взгляда на прокуратуру как на орган исполнительной власти[2]
.
Таким образом, многообразие мнений в юридической литературе по поводу места прокуратуры в государственном механизме свидетельствует о том, что каждое государство в мире, каждая правовая система при общей правильной идее разделения властей может идти собственным путем построения государственных органов.
Обслуживает судебную власть и такое учреждение, как адвокатура, главная функция которой заключается в оказании правовой помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатура - это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения. Адвокатура обычно представляет собой общественный институт, который иногда наделяется некоторыми публичными полномочиями.
В юридической литературе имеет место мнение о том, что адвокатура является особым правовым институтом, сочетающим в себе как публично-правовые, так и частноправовые начала. В деятельности адвокатуры при оказании юридической помощи одновременно присутствуют частные интересы (защита прав конкретного доверителя) и публичные интересы (пресечение нарушений прав и свобод граждан, установление режима законности, предупреждение нарушений в будущем, обеспечение принципа состязательности процесса)[3]
.
Кроме того, в научной среде начинает доминировать позиция, согласно которой осуществление адвокатом представительства, тесный, доверительный характер отношений между ним и теми, кто нуждается в его помощи, предопределяет существование адвокатуры именно в качестве самоуправляемой независимой организации.
Таким образом, в деятельности адвокатуры сочетается защита частного и публичного интересов общества, направленного на соблюдение законности, прав и свобод граждан со стороны государства. Без этого невозможно построение правового государства.
2. Прокуратура в зарубежных странах: конституционно-правовой статус,организация и деятельность
По занимаемому месту прокуратурой в системе государственных органов можно выделить четыре группы государств:
– государства, где прокуратура находится в составе министерства юстиции;
– государства, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах;
– государства, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту;
– государства, где прокуратура вообще отсутствует.
Отсюда и различное место прокуратуры в конституционных текстах. Конституции государств, где действует вторая система, лишь упоминают о прокуратуре. Конституции государств с обособленной централизованной системой прокуратуры чаще всего посвящают ей особый раздел, наряду с разделом о судебной власти, что, очевидно, призвано подчеркнуть ее особое место в механизме государственной власти.
К первой группе стран относятся, в частности, США, Франция, Польша, Япония. Так, в США и Польше министр юстиции (в США – Генеральный атторней) – это одновременно и генеральный прокурор. Ему подчинены нижестоящие прокуроры (атторнеи), причем в США наряду с системой федеральной прокуратуры в каждом штате действует своя система прокуратуры, возглавляемая генеральным атторнеем штата и не подчиненная прокуратуре федеральной. Федеральные прокуроры назначаются Президентом по представлению генерального атторнея по совету и с согласия Сената. В штатах прокуроров аналогичным образом назначают губернаторы.
Во Франции, согласно Ордонансу N 58-1270, содержащему органический закон о статусе магистратуры 1958 г., прокуроры находятся под руководством и контролем вышестоящих руководителей и подчиняются министру юстиции; в судебном заседании их речь свободна. При Кассационном суде и апелляционных судах действуют генеральные прокуроры, при трибуналах большого процесса – прокуроры республики.
Примечательно, что в Японии, где прокуроры обладают широкими полномочиями в области судебного преследования (могут, в частности, по своему усмотрению прекращать дела), наряду с судебным контролем за их действиями существует и общественный: в каждом округе из числа избирателей по жребию составляется специальная комиссия по надзору за прокурорами[4]
.
Ко второй группе стран относятся, в частности, Испания, Италия.
Так, в Испании, согласно Закону 1981 г., которым регулируется органический статут Прокуратуры, прокуратура содействует юстиции в защите законности, прав граждан и охраняемого законом поличного интереса в силу своей функции или по ходатайствам заинтересованных лиц, а также следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними удовлетворения публичного интереса. Будучи включена в систему судебной власти с функциональной автономией, прокуратура выполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий и иерархической зависимости и, во всяком случае, с принципами законности и беспристрастности (что означает и непринадлежность к политическим партиям).
Органы прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня включительно. Возглавляет их Генеральный прокурор государства, назначаемый Королем по представлению Правительства после заслушивания мнения Генерального совета судебной власти. В иерархии судебной власти он считается следующим лицом после председателя Верховного трибунала.
Согласно ст. 112 Конституции Италии "Прокуратура обязана осуществлять уголовное преследование"[5]
.
Помимо этого прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, скорым и точным отправлением правосудия, защитой прав государства. Прокурор наделен непосредственными полномочиями по обеспечению соблюдения законов о публичном порядке. Прокурор возбуждает гражданские дела.
Функции прокурора при Верховном кассационном суде и при Апелляционных судах выполняются генеральными прокурорами Республики, а при трибуналах — прокурорами Республики.
Третью группу стран образуют «социалистические» и бывшие «социалистические» страны (в том числе и Российская Федерация). В них на прокуратуру наряду с упомянутыми выше функциями чаще всего возлагался так называемый общий надзор за законностью, объектами которого были государственные органы (обычно начиная от министерств и ниже с исключением представительных органов), общественные объединения, хозяйственные организации, разного рода учреждения и физические лица.
Так, статья 129 Конституции Китайской Народной Республики определяет, что "народная прокуратура Китайской Народной Республики является государственным органом надзора за соблюдением законности"[6]
.
Пример страны четвертой группы – Великобритания, где прокуратуры нет. Генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает специальное должностное лицо – директор публичных слушаний.
3. Адвокатура в зарубежных станах: организация и деятельность
Конституционное право граждан на защиту охватывает сам судебный процесс, а также все стадии досудебного производства, по делу начиная с момента задержания лица, его ареста, возбуждения уголовного преследования. Еще американский Билль о правах 1791 г. в шестой поправке к Конституции США предписал, что во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на помощь адвоката для своей защиты. С тех пор этот принцип вошел в большинство конституционных текстов и в международные пакты и конвенции о правах человека. В Конституции Италии он выражен следующим образом: "Защита является ненарушимым правом на любой стадии и в любом состоянии процесса"[7]
.
Деятельность адвокатуры - это публичная юридическая деятельность самоорганизованного на профессиональной основе сообщества по защите граждан и юридических лиц, оказанию им всевозможной квалифицированной правовой помощи. Адвокатура - это не государственная структура, не общественная организация, а структура гражданского общества. Это - профессиональное объединение юристов, на добровольной основе вступивших в адвокатуру лишь с одной-единственной целью: помогать людям в форме оказания юридических услуг.
Адвокатура, будучи институтом гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституции крайне редко упоминают об адвокатуре, закрепляя право граждан на защиту. Так, статья 56 Конституции Болгарии провозглашает: "Каждый гражданин имеет право на защиту, когда нарушаются или находятся под угрозой его права или законные интересы. В государственные учреждения он может являться в сопровождении своего адвоката"[8]
.
В правовых системах различных государств наблюдается две тенденции по определению адвокатской деятельности как некоммерческой или как предпринимательской. Большинство ученых, а с ними и законодателей придерживаются правовой аксиомы о том, что адвокатская деятельность – это вид профессиональной, но никак не предпринимательской деятельности.
Эта посылка определяет и статус адвокатских формирований (структур). Это выражается в следующем:
во-первых, это особые профессионально-общественные юридические лица, особые субъекты права, но не «хозяйствующие субъекты»;
во-вторых, это юридические лица, на которые распространяются многие общие положения гражданского законодательства «Юридические лица», но деятельность, которых при этом не подпадает под действие правовых норм, регулирующих статус юридических лиц, относимых к коммерческим организациям; наконец, в-третьих, это некоммерческие юридические лица.
Вторая правовая концепция некоторых государств определяет адвокатскую деятельность как коммерческую. Например, Закон Кыргызстана, определяя формы деятельности адвокатов, дозволяет им осуществлять адвокатскую деятельность либо через адвокатские учреждения, либо как индивидуальную предпринимательскую деятельность.
Отдельного внимания требует вопрос о круге лиц, допущенных различными государствами к оказанию юридической помощи на своей территории.
В некоторых государствах оказание любого вида юридической помощи является исключительной прерогативой адвокатов. Например, в Израильском законодательстве существует такое понятие как «эксклюзивность или исключительность адвокатской профессии». Это означает, что оказанием любой юридической помощи населению могут заниматься только лица, имеющие специальную лицензию, то есть члены Израильской коллегии адвокатов. Этот запрет относится как к представительству в судах, так и иной юридической помощи, например, юридическое консультирование.
В других государствах фактическая монополия адвокатов закреплена лишь по отношению к судебному представительству. Так, Федеральный закон Швейцарии «О судоустройстве» в отношении представительства в Федеральном суде устанавливает, что действовать в качестве представителя в гражданских и уголовных делах могут только патентованные адвокаты и преподаватели права швейцарских университетов.
В большинстве законодательств зарубежных государств исключительное право оказывать юридическую помощь принадлежит адвокатам лишь в уголовном судопроизводстве.
Основным препятствием на пути реализации принципа равного доступа к правосудию является дороговизна юридической помощи, необходимой гражданам для обращения в суд и самого судебного процесса. Нельзя сказать, что в демократических странах не принимаются меры, призванные если не устранить, то хотя бы смягчить это препятствие. Безвозмездная правовая помощь была расширена во Франции в 70-е гг., а в ФРГ — в 1980 г. Английский закон о правовой помощи 1974 г. гарантирует бесплатный совет квалифицированного юриста, если лицо имеет доход ниже определенной, фиксируемой законом границы. В США в 1975 г. была создана Корпорация по оказанию правовой помощи малоимущим гражданам, финансируемая из федерального бюджета. В ряде стран предусмотрено бесплатное (то есть без оплаты судебной пошлины) рассмотрение дел и также предоставление подсудимому бесплатной помощи адвоката.
Тем не менее, благодаря достаточно сложному характеру как действующего права (особенно в странах прецедентного права), так и судопроизводства (особенно с учетом того, что во многих случаях невозможно обойтись без дорогостоящей помощи адвоката) проблема остается.
Исследуя природу и сущность западноевропейской адвокатуры, нельзя обойти стороной проявившиеся в последние 25 - 30 лет тенденции в адвокатуре, смысл которых сводится к тому, что адвокаты в своей работе должны применять и использовать основы предпринимательской деятельности, управляемой только экономическими законами.
Процесс этот стал стремительно развиваться в 1980-е годы в американской бизнес-адвокатуре в связи с бурным ростом ценных бумаг, который она тогда обслуживала. Повышение доходности бизнес-адвокатуры привело к тому, что адвокаты начали рассматривать свою профессию как обычный доходный бизнес. Адвокатские фирмы стали восприниматься адвокатами прежде всего как коммерческие предприятия, адвокатская деятельность превратилась в один из потребительских товаров.
Коммерциализация стала отличительной особенностью большинства американских адвокатских фирм и индивидуально практикующих адвокатов юридическая профессия стала профессией выписывания счетов, ее члены утратили представление о своей профессии как о служении обществу. "При этом преследование адвокатами финансовой выгоды сопровождалось снижением профессионализма значительной части адвокатов, работающих в адвокатских фирмах. Таковы итоги и социологических опросов американских судей местных и федеральных судов, а также клиентов - корпораций, юридические услуги которым оказывают адвокатские фирмы"[9]
.
Стандарты американской адвокатуры все чаще стали браться за образец европейскими адвокатскими фирмами. Нельзя не принимать во внимание и мнение практикующих адвокатов и студентов юридических учебных заведений, которые также считают, что доминантой профессиональной адвокатской деятельности является получение дохода, при условии соблюдения существенных черт профессии: независимости, честности, этики, личной порядочности, конфиденциальности, здравого смысла, так как адвокатская деятельность является источником средств к существованию адвокатов и их семей, и в силу данного факта адвокаты вынуждены при оказании адвокатских услуг соблюдать общепризнанные стандарты организационного, финансового и рекламного менеджмента (там, где это прямо не запрещено законом).
Вне всякого сомнения, адвокатская деятельность должна адаптироваться (адаптация означает изменение второстепенного, вспомогательного, например, сложившихся привычек, при сохранении сущности) к текущим изменениям в мире, таким как глобализация, развитие коммуникаций, конкуренция.
Следует подчеркнуть, что национальные законы об адвокатуре и адвокатской деятельности по-разному подходят к регулированию вопросов несовместимости профессиональной деятельности адвокатов.
Так, например, во Франции адвокатская профессия несовместима с любой коммерческой деятельностью, со службой по найму, с замещением и исполнением любой государственной должности. Адвокат имеет право заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, быть запасным судьей при Больших трибуналах, членом комиссии по социальному страхованию.
Греческому адвокату разрешено заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Греческое адвокатское право строго придерживается правил локализации. Это означает, что адвокат, допущенный для работы в Высшем суде земли, должен открыть в этом округе свою канцелярию. Открытие представительства вне места нахождения основного бюро (конторы) запрещается. Исключением из этого правила является открытие представительства в одной из европейских стран.
Подобного правила придерживаются и другие страны. В то же время анализ организационно-правовых форм адвокатской деятельности показывает, что окончательное решение по данному вопросу еще далеко не принято.
Вне всякого сомнения, основной организационно-правовой формой для адвокатских образований рассматриваемых стран является некоммерческое партнерство (объединение гражданского права), однако некоммерческое партнерство не является универсальной организационно-правовой формой существования адвокатских образований.
Действующее законодательство об адвокатуре стран Дании, Англии, Уэльса, Нидерландов, Франции допускает создание адвокатских образований в форме хозяйственного общества.
Таким образом, так как гражданское общество и правовое государство адвокатуру признают составной частью политической системы, то благодаря этому адвокатура имеет реальную возможность влиять на социальную и политическую жизнь страны, участвовать в формировании политической, государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, с функционированием которой постоянно и неразрывно связана профессиональная деятельность адвокатуры и адвокатов.
Список литературы
1. Деханов С.А. К вопросу о сущности современной западноевропейской адвокатуры // Адвокатская практика, 2008, N 2. [Электронный ресурс]. СПС "Консультант Плюс", 2011.
2. Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия / Авт.-сост.: О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. - 192 с.
3. Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практич. пособие - М.: МЭСИ, 2003. - 238 с.
4. Лукоянов Д. Место прокуратуры в государственном механизме // Законность, 2006, N 11. [Электронный ресурс]. СПС "Консультант Плюс", 2011.
5. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2008. - 520 с.
6. Семеняко Е.В. К вопросу о соотношении адвокатуры и государства // Адвокатская практика, 2009, N 4. [Электронный ресурс]. СПС "Консультант Плюс", 2011.
[1]
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2008. С. 172.
[2]
Лукоянов Д. Место прокуратуры в государственном механизме // Законность, 2006, N 11. [Электронный ресурс]. СПС "Консультант Плюс", 2011.
[3]
Семеняко Е.В. К вопросу о соотношении адвокатуры и государства // Адвокатская практика, 2009, N 4. [Электронный ресурс]. СПС "Консультант Плюс", 2011.
[4]
Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практич. пособие - М.: МЭСИ, 2003. С. 163.
[5]
Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия / Авт.-сост.: О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. С. 161.
[6]
Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия / Авт.-сост.: О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. С. 190.
[7]
ст. 24 Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. / Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия / Авт.-сост.: О.В. Ганин, В.В. Захаров. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. С. 145.
[8]
Конституции государств Европы – М.: НОРМА, 2001. С. 87.
[9]
Деханов С.А. К вопросу о сущности современной западноевропейской адвокатуры // Адвокатская практика, 2008, N 2. [Электронный ресурс]. СПС "Консультант Плюс", 2011.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Нейронные сети |
Контрольная работа | Первичные документы по учету материалов |
Контрольная работа | Правовое регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования |
Контрольная работа | Криминологическая характеристика личности преступника |
Контрольная работа | Внутренний аудит |