Впервые мировой суд был создан в Англии (XIV век), затем в Северной Америке (XVII век), во Франции (конец XVIII века). В России судебная реформа 1864 года создала судебные органы, организованные по образцу развитых европейских стран. Не будет преувеличением сказать, что наибольшая заслуга судебной реформы – введение в российскую действительность в мировой юстиции.
Сегодня, когда демократическая Россия восстанавливает институт мировых судей, очень важно понять значимость этого судебного нововведения. Целью нашей работы является определение задач введения мировой юстиции в современной России. Чтобы осветить эту проблему необходимо вспомнить, на каких принципах формировалась мировая юстиция почти полтора века назад, какие правила летали в основе её организации и деятельности. Рассмотрению этих вопросов посвящена первая глава данного реферата.
Во второй главе ставится задача установления проблем и перспектив в деятельности современных мировых судей.
Основным источником по изучению дореволюционной мировой юстиции является Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Ознакомиться с этим документом можно в сборнике «Российское законодательство X–XXвеков, т. 8.
Большой интерес представляет оценка мировой юстиции Кони АФ., который безусловно является одним из самых авторитетных юристов второй половины XIX века. Богатый материал о деятельности Московского мирового суда представлен в мемуарах художественного критика Н.С. Матвеева, которые были опубликованы в краеведческом альманахе «Отечество: Москве 850 лет» в 1997 году.
На протяжении 2000–2001 гг. журнал «Российская юстиция» публиковал на своих страницах статьи, посвященные изучению актуальных проблем мировой юстиции.
Авторы статей, в основном это юристы-практики, освещали те вопросы, с которыми им приходилось сталкиваться. Именно они могут предложить пути укрепления авторитета мирового суда.
О состоянии мирового судейства в Татарстане мы смогли получить информацию из интервью начальника Управления судебного департамента РТ Д.З. Саляхова в газете «Республика Татарстан» (январь 2001 г.), программе «Город» телекомпании «Эфир» (4 февраля 2002 г.), в газете «Женщина» в статье Савина С. («Суд скорый, но правый»).
Старый дореформенный суд особа противоречил потребностям буржуазного развития страны. Он находился в полной зависимости от администрации, которая вмешивалась в решение судебных дел. Следствие проводилось полицией, гласности судебного процесса не существовало. Всё это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой.
Подготовка судебной реформы началась ещё в 1861 г. 20 ноября 1864 года после рассмотрения в Государственном Совете царь утвердил судебные уставы. Всего было введено в действие 4 акта:
1) Учреждение судебных установлений
2) Устав уголовного судопроизводства
3) Устав гражданского судопроизводства
4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями
В соответствии с уставами судебная система России состояла из мировых и общих судов. Такое разделение сразу выделяло мировые суды и подчеркивало их специфику. «Соображения Государственной канцелярии об основных положениях судопроизводства» определяли одну из отличительных особенностей мировых судей как их способность «исключительною властью решать дела без участия коллегии»
Должность мирового судьи считалась общественной службой, была выборной и состояла в высоком 5-ом классе. Наряду с общими условиями для вступления в судебную службу (российское подданство, 25-летний возраст, мужской пол) к претендентам на пост мирового судьи предъявлялись и другие требования
1. Мировым судьёй мог быть только местный житель. Закон поставил это условие, чтобы создать авторитетную местную власть, хорошо знакомую с местными правами, обычаями и людьми.
2. Кроме местного ценза, претендент на высокий пост мирового судьи должен был отвечать и требованиям имущественного ценза. Мировой судья, как и судьи общих судов, должен был обладать имущественной независимостью.
3. В отношении образовательного ценза Закон также проявлял лояльность к кандидатам, довольствуясь окончанием курса средних учебных заведениях.
Кроме перечисленных условий, составителями уставов для должности мировых судов было сделано специальное запрещение: принимать на себя звание мирового судьи не могли священнослужители и церковные причетники.
Срок службы избранного мирового судьи составлял три года. Положение, ограничивавшее срок деятельности мирового судьи столь краткими временными рамками, вызывало жаркие споры ещё на стадии написания уставов.[1]
К компетенции мировых судей было отнесено рассмотрение маловажных гражданских дел. В области уголовного судопроизводства ведомству местных судов подлежали проступки, за которые Уставом о налагаемых мировыми судьями наказаниях предусматривались следующие санкции: выговоры, замечания и внушения; денежные взыскания не свыше 300 рублей; арест не свыше трёх месяцев и заключение в тюрьму на срок не свыше одного года и шести месяцев. Пререкания о подсудности между мировыми судьями одного округа разрешал мировой съезд этого округа, а если спор возникал между судьями разных округов, то решение о подсудности принимал тот мировой съезд, в округе которого первоначально возникло дело.
Процедура рассмотрения дел у мирового судьи была призвана соответствовать целям создания местных судов и характеризовалась особым, сокращенным порядком. Заключался этот порядок в отказе от разделения следствия на предварительное и судебное, а также в отсутствии в судебном разбирательстве обвинительного акта.[2]
Судебными уставами 1864 года был введен новый для России тип процесса – состязательный, основанный на непосредственном восприятии судом того доказательственного материла, который ему представляется сторонами. Закон оставлял на усмотрение мирового судьи решение вопроса о порядке судебного следствия. Рассмотрев все имеющиеся в деле доказательства, мировой судья переходил к выслушиванию судебных прений, после чего приступал к постановлению приговора.
Мировой судья осуществлял в своем участке не только судебные функции, круг его обязанностей был намного шире, чем у судьи общего суда. Вступивший в должность участковый судья, выполнив необходимые предварительные действия, становился активным членом общественной жизни уезда. Участковый судья открывал сельские съезды, утверждал их председателей, в составе съезда участвовал в разрешении определённого вида прошений лиц мещанского сословия. Он же выполнял обязанности нотариуса, а в случае отсутствия медика вместе со священником выдавал призываемым на военную службу свидетельства о болезни.
Институт мировой юстиции, круто изменивший прежний инквизиционный характер судопроизводства наряду с несомненными положительными качествами, принёсшими пользу российскому правосудию, имел и ряд слабых сторон:
1. Трехлетний срок службы мирового судьи по причине своей чрезмерной краткости, отрицательно сказывался на выполнении им должностных обязанностей.
2. Выборное начало, в дальнейшем привело к ослаблению связи мировых установлений с государственными и к снижению контроля за мировыми судьями со стороны государства.
3. Мировые суды фактически почти полностью состояли из дворян.
4. Но самым главным недостатком принято считать то, что составителями уставов не было завершено объединение местной юстиции, в результате чего волостной суд остался вне судебной системы.[3]
Одна из первых оценок деятельности мировых судей была дана в отчете Замятина, представленном 25 декабря 1866 года Александру II. Существенные части отчета были напечатаны в №64 «Судебного вестника» за 1867 год. «С первого же приступа мировых судей к новому делу, – говорилось в отчете, – простота мирового разбирательства, полная гласность и отсутствие обременительных формальностей вызывали всеобщее к мировому институт доверие. В особенности простой народ, найдя в мировом суде суд скорый и справедливый для мелких обыденных своих интересов, не перестает благословлять верховного законодателя за дарование России суда, столь близкого к народу и вполне соответствующего его потребностям».
Близость мирового суда к народу отмечал Кони А.Ф. В наибольшее соприкосновение с обществом приходил мировой суд. Он стал сразу популярен, и через месяц после введения реформы сокращенное называние «мировой» стало звучать в народе как нечто давно знакомое.
Характеристика личностей московских первых мировых судей дана в воспоминаниях художественного критика Н.С. Матвеева, каждый мировой судья был своеобразен и неповторим, ибо обязан был без волокиты, более всего надеясь на свою житейскую опытность, решать в день иногда более чем по десятку дел. Лишь на основе опроса истца, ответчика и свидетелей он должен был незамедлительно единолично вершить правосудие.
Судья Лопухин придавал заседаниям торжественность, словно вокруг собрались не простолюдины, а императорский двор. Он любил особую вежливость и галантность в обращении к женщинам. Однажды крестьянская баба даже обиделась, что к ней обращаются на «вы» и по имени-отчеству.
Румянцев превращал заседания в поучительные спектакли, вёл нравственные диалоги с собравшимся народом. Из-за этого, бывало, попадал и впросак.
Багриновский пытался сделать суд понятным для народа, и его за мудрые решения прозвали Соломоном. Разбиралось как-то дело о двух охотниках, купивших в складчину одну собаку и потом заспоривших, кому она должна принадлежать. Багриновский вместе с публикой вышел из камеры на бульвар и предложил судящимся охотникам разойтись в стороны и кликать к себе собаку, к кому она пойдет, тот и её хозяин.
Светников за гуманность, правдивость и ум заслужил о себе хвалебную фразу богомольных москвичей: «Эта сама христианская мудрость»[4]
.
Кони А.Ф. особенно выделял в Петербурге мирового судью Аскар Ильича Квиста. Его камера была местом, куда ходили учиться и смотреть как надо разбирать дела. «Этот маленький, живой, глубоко просвещенный человек, с умным и проницательным взглядом и лукавою усмешкою, заложил в качестве председателя нравственный и деловой фундамент мирового съезда, устройство которого не раз потом признавалось образцовым».
Увы, шли годы, и мировые судьи постепенно стали изменять традициям своих предшественников, всё более превращаясь в бюрократов и крючкотворцев. Но яркие личности всё-таки встречались вплоть до упразднения мирового суда декретом Советской власти от 22 ноября 1917 года.
Через 80 лет мировой суд возвратился в Россию.В Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации от 31 декабря 1996 года» предусмотрено восстановление института мировых судей, которые отнесены к судам субъектов Российской Федерации.
! 7 декабря 1998 года был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». Согласно этому закону:
Мировым судьёй может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной комиссии судей. Мировой судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой. Компетенцию мирового судьи можно разделить на 3 части:
1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1) уголовные дела о преступлениях (наказание не более двух лет лишения свободы);
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака;
4) дела о разделе между супругами нажитого имущества;
5) дела, возникающие из трудовых отношений;
6) дела об определении порядка пользования недвижимым имуществом;
7) дела об административных правонарушениях;
8) иные дела, возникающие в семейно-правовых отношениях; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 размеров оплаты труда.
2. Мировой судья также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.[5]
С какой целью возрождается институт мировых судей?
Во-первых, это связано с общим процессом демократизации российского общества. Мировой суд должен быть максимально приближен к народу, чтобы выражение «суд скорый и правый» стало не только красивой фразой, но и жизненной реальностью.
Во-вторых, мировые суды должны значительно разгрузить федеральные суды общей юрисдикции. В-третьих, должны значительно сократить сроки разбирательства дел, повысится число их рассмотрения.
Введение института мировых судей в Республике Татарстан, так же как и в других регионах России, осуществлялось поэтапно. Первоначально были приняты законы «О мировых судьях в Республике Татарстан», «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Татарстан». Госсовет РТ принял постановление «Об утверждении института и штатного расписания аппаратов мировых судей в Республике Татарстан». В соответствии с ними в аппарате мирового судьи предусматриваются должности консультанта, секретаря судебного заседания, заведующего канцелярией, делопроизводителя-архивариуса.
Проявил заинтересованность в развитии института мировых судей глава администрации города Казани Камиль Исхаков. Он своим постановлением от 24 июля 2000 года обещал главам районных администраций города месячный срок решить вопрос о границах судебных участков и совместно с комитетом по управлению коммунальным имуществом на каждом судебном участке выделить помещение для работы мировых судей и их аппарата. Однако постановление выполнялось крайне редко. До сих пор нет помещений для мировых судей в Советском и Вахитовском районах города Казани.
Всего для республики требуется 168 мировых судей. Для этих целей выделены 628 штатных единиц. Требования, предъявляемые к мировым судьям очень высоки. Из первых 373 кандидатов квалификационные экзамены сдали 274 человека, а из них было избрано 126 человек. В 2001 году на 1 место мирового судьи претендовало 3 человека.
Нормативные требования такие: на одного мирового судью необходимо помещение общей площадью 22 м2.
Что туда входит? Кабинет судей, зал заседаний, конвойная комната, архив – ведь мировые судьи рассматривают и уголовные дела, которые предусматривают наказание до двух лет лишения свободы.
В 2001 году мировыми судьями Республики Татарстан было рассмотрено 40 тысяч дел. Это составило 42% от всех гражданских дел и 20% от уголовных. Примерно половина всех рассмотренных дел закончилась примирением сторон.[6]
Особо бы хотелось отметить вопрос, связанный с финансированием в Республике Татарстан. Проект сметы на 2001 год на обеспечение деятельности судей был представлен в Министерство финансов республики в сумме 57 млн. 870 тысяч рублей. А в 2002 году выделено 34 млн. рулей. Это больше, чем в 2001 году, но, ясно, что этих средств крайне недостаточно для нормальной работы. Ведь материально-техническая база нового института создаётся «с нуля».
Таким образом, проблема финансирования института мировых судей является одной из важнейших.
Одна из важнейших проблем в деятельности мировых судей – расширение их компетенции. В настоящее время мировые судьи работают с меньшей нагрузкой, чем федеральные.
Прежде всего, как считают специалисты, необходимо расширить объём полномочий мировых судей сфере уголовно-правовых отношений. Причем, «урезание» полномочий мировых судей проведено за счет наиболее распространенных составов преступлений небольшой тяжести.[7]
Возможно, такое решение является оправданным, поскольку необходимо время для адаптации мировых судей, чтобы избежать возможных судебных ошибок. Однако, со временем надо идти по пути поэтапной передачи к их подсудности других категорий дел о преступлениях небольшой тяжести.
Спорным является вопрос о подсудности мировым судьям отдельных категорий гражданских дел. Например, могут ли они рассматривать исковые требования по Закону о защите прав потребителей? Закон предусматривает в случае удовлетворения этих вопросов компенсацию морального вреда. А также дела непосредственно к ведению мировых судей не отнесены.
А. Стуканов предлагает воспользоваться опытом зарубежных государств. Во многих цивилизованных государствах давно отказались от судей универсалов, рассматривающих особую категорию дел, и пришли к выводу о необходимости специализации судов и судей.[8]
В ФРГ, например, Конституция 1949 года предоставила право рассмотрения всех дел об административных правонарушениях административным судам. Для осуществления правосудия в области административной юрисдикции были созданы городские суды, являющиеся судами первой инстанции, а также суды земель – вторая инстанция. Высшей инстанцией стал федеральный административный суд.
Территория Франции разделена на округа, в каждом из которых действует административный трибунал, на решение которого может быть подана апелляционная жалоба в Государственный Совет.
В Финляндии губернские административные суды рассматривают жалобы на административные решения. Апелляционной инстанции по делам, рассмотренным губернскими административными судами, являются Верховный административный суд.
Таким образом, мы видим, что перспективы в деятельности мировых судей вязаны с расширением их компетенции и более четким разделением полномочий между мировыми и районными судами. Одновременно с расширением перечня дел, подсудных мировым судьям, можно было бы упростить судопроизводство.
Сопоставляя мировой суд в России дореволюционный с современным, мы можем сделать вывод, что введение в мировой юстиции связано процессом демократизации общества. Только в демократическом государстве возможен максимально приближенный к населению, самостоятельный и независимый суд. Более того, мировой суд является показателем степени демократизации общества. Царское правительство отказывалось от дальнейшего демократического реформирования общества, упразднить окончательно в начале XX века мировой суд. Царизм предпочел иметь близкую к населению твердую правительственную власть.
Функционирование мировой юстиции станет серьезным экзаменом для судебной системы России, проверкой её независимости. В условиях, когда материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей целиком возложено на регионы, которые к тому де сами определяют порядок избрания на должность мировых судей, обеспечение реальной независимости судебной власти на местах будет служить самым точным индикатором того, насколько Российская Федерация приблизилась к идеалам правого государства и гражданского общества.
Хочется верить, что сбудутся когда-то сказанные А.Ф. Кони слова: «Здесь, у «мирового», в действительности совершался суд скорый, а личные свойства первых судей служили ручательством, что он не только скорый, но и правый в пределах человеческого разумения и вместе с тем милостивый».
1. Гавриленко А. «Мировые судьи в Татарстане пойдут по миру?» // Республика Татарстан, ноябрь 2001 года.
2. «Закон О мировых судьях» в Республике Татарстан // Правосудие в Татарстане, 1999, №1, с. 31–33.
3. «Закон О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета, 22 декабря 1998 г.
4. Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8 томах, т. 4, 5, 6, М., 1968.
5. Матвеев Н.С. «Московский мировой суд» // Отечество. Краеведческий альманах. М. Профиздат, 1997.
6. Савин С. «Суд скорый, но правый» // Женщина, 2001, №2.
7. Стуканов А. «Мировые суды в России: проблемы и перспективы» // Законность, 2000, N1.
8. «Судебный вестник» 1867, №64.
9. Терехин В. «Почему «урезана» компетенция мировых судей?» // Российская юстиция, 2000, №10.
10.Ткачев В. «Компетенцию мировых судей следует расширить» // Российская юстиция, 2001, N4.
11.«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» // Российское законодательство X–XX веков, т. 8, М. 1991.
12.Шаркова И.Г. «Мировые судьи в дореволюционной России» // Государство и право, 1998, N9.
[1]
Шаркова И. Г. «Мировые судьи в дореволюционной России» // Государство и право,1998, N9, с. 80-81
[2]
Шаркова И. Г. «Мировые судьи дореволюционной России» // Государство и право, 1998, N9, с. 81-82.
[3]
Шаркова И. Г. «Мировые судьи в дореволюционной России» // Государство и право, 1998, N 9, с. 85
[4]
Отечество. Краеведческий альманах. М. Профиздат, 1997, вып. 10.
[5]
Российская газета, 22 декабря 1998 года, с. 4-5.
6
Закон О мировых судьях в РТ // правосудие в Татарстане, 1999, №1, с. 31-33
[7]
Терехин В. «Почему «урезана» компетенция мировых судей?» // Российская юстиция, 2000год, N10, с.3.
[8]
Стуканов А. «Мировые суды в России: проблемы и перспективы» // Законность, 2000, №1, с. 15
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Операционная система Windows |
Контрольная работа | Работа с текстом. Форматирование абзацев |
Контрольная работа | Психология умственно отсталого ребенка |
Контрольная работа | Общие понятия физиологии. Возбуждение |
Контрольная работа | Спеціальне документознавство |