Федеративное устройство Российской Федерации
Федеративным государством является добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство, таким образованием является Российская Федерация.
Федеративное устройство Российской Федерации относится к внутригосударственному устройству, т.е. это способ организации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении власти центра и мест. Федеративная форма сложна и многолика. Тем не менее, всем федерациям свойственны общие черты:
1. территория федерации состоит из территорий её субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектов федерации может быть разной;
2. в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата, земли). Как правило, на высшем уровне федеративный характер государства проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации;
3. наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на практике особых юридических последствий не порождающего;
4. субъекты федерации имеют право создать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что, впрочем, не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;
5. субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему, и в таких случаях рассмотрение апелляций заканчивается в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная инстанция федерации не рассматривает апелляции на решения судов их субъектов;
6. в федерации используется двухканальная система налогов – устанавливаются федеральные налоги и налоги её субъектов [3; 19 – 21].
Однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающихся её от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих её территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.
Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку была создана не в результате заключения договора между её субъектами, а на основе провозглашения её федерацией в Конституции Республики.
Как и любая другая федерация, Россия является единым государством. Поэтому находящиеся в её составе государства не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело – многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и её субъектами о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Федеративный договор – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня Федеративный договор в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, и наряду с ней лежит в основе отношений Российской Федерации с её субъектами, подписавшими этот Договор.
В настоящее время Россия имеет в своем составе три вида субъектов – государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования – края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами РФ, и национально-государственные образования – автономную область и автономные округа. Таким образом, в числе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования.
Автономия в Российской Федерации – это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы. Автономия в Российской Федерации построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии – автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой. В настоящее время в Российской Федерации автономия осуществляется только в форме – административного управления [1; 98 – 102].
Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти её субъектов.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.
Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является её территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории её субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом её власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.
Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является её единое гражданство. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются её Конституцией, Федеральным конституционным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства.
Защита прав граждан Российской Федерации за границей осуществляется государственными органами Федерации, её дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Россия имеет Президента – главу государства; Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в России. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органон субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Составной частью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные Российской Федерацией международные договоры. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
В число федеральных нормативных правовых актов входят Конституция РФ; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы. Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации её субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации и т.д.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием собственности Российской Федерации. В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характерен наличием единой денежной и кредитной системы. Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с последующими изменениями и дополнениями) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на её территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуей Российской Федерации относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является государственный язык. В Конституции (ч. 1., ст. 68) установлено, государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.
Важным компонентом конституционно-правового статуса Российской Федерации являются её государственные символы – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации, а также её столица – город Москва.
Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 70) государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официальной использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения Российской Федерации, реализуемых органами её государственной власти. Под предметами ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.
Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы государственной власти. В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно – процессуальное и уголовно – исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности, федеральное коллизионное право.
Российская Федерация устанавливает государственные награды почетные звания России. В её исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития Российской Федерации.
В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею. Установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развит Российской Федерации.
Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В её ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе. К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.
Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с её субъектами.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы.
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
В составе Российском Федерации и в качестве её субъектов в настоящее время находится 21 республика. Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и по другим показателям. Однако эти различия оказывают влияния ни на их место в составе Российской Федерации ни на объем их полномочий. Таким образом, все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.
Республика в составе Российской Федерации – это демократическое правовое государство, созданное в рамках России. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Следовательно, именно Конституция РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и её субъектами – республиками в её составе.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от её народа, реализовавшего свое право на самоопределение форме государства в составе Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы территории республики определяются государственной границей республики. Территория республики не может быть изменена без её согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 67), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах её компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.
Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве её составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон. Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, заданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт республики.
Законодательные (представительные) органы республик пользуются правом законодательной инициативы и могут вносить законопроекты в Государственную Думу (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ). Республика вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик. В случае нарушения федеральными властями прерогатив республики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.
Республики в составе России самостоятельно определяют систему их органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики. Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган; главу исполнительной власти или главу республики; свое правительство; верховный суд и высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, её недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 68) республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственно власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком – государственным языком Российской Федерации. В местностях компактного проживания национальных групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образовании, наряду с государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.
Республики в составе Российской Федерации обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договори и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законом Российской Федерации, Федеративному договору.
Конституционно-правовым статусом республик является их право на государственную символику, включающую государственный герб, государственный флаг, государственный гимн, а также право иметь столицу.
Республики в составе Российской Федерации не вправе в одностороннем порядке изменять, свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен и без её согласия. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 5 ст. 66) статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и её субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.
Особую область совместного ведения РФ и её субъектов составляют внешние сношения, где общей заботой Российской Федерации и её субъектов является координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Конституция РФ предусматривает (ч. 2 ст. 76), что по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В России действует Положение о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектом РФ и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 12 марта 1996 г.
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство государства – разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органон местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.
Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.
Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они – область деятельности главным образом субъектов РФ, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов России.
Конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым – относят города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район (уезд) — административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежат сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.
Города – являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий, все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе РФ) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения.
Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы – городские районы.
Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.
К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные. К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие, экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки – населенные пункты, основное значение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.
Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).
Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставших уже традиционными, на территории РФ в последние годы созданы и другие административно-территориальные единицы.
Административный округ – внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.
Муниципальный район – административно-территориальная единица, в границах которой осуществляется самоуправление селения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристики соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются городской Думой по представлению мэра города.
На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы.
Важным является вопрос о порядке образования и преобразования, различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а первичных административно-территориальных единиц – органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территориальные единицы [1; 98 – 126].
Материальная ответственность работников
Материальная ответственность – это возмещение материального ущерба (вреда), причиненного виновной стороной в трудовом правоотношении (работником или работодателем).
В данном случае мы рассматриваем материальную ответственность работников. И одной из трудовых обязанностей работника по Трудовому кодексу Российской Федерации является его обязанность бережно относиться к имуществу предприятия (учреждения). И если он в процессе трудовой деятельности причиняет вред, то обязан его возместить – это предусмотрено статьей 238 трудового кодекса РФ [3; 353].
Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю.
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежит.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам [2; 907].
В случае возмещения материального ущерба работником возможна ограниченная материальная ответственность и полная материальная ответственность.
Ограниченная материальная ответственность (статья № 241) как правило, налагается на работника за причиненный вред. Это связано с тем, что законодатель принимает во внимание тот факт, что, во-первых, работник, исполняя трудовые обязанности, действует в интересах работодателя, а во-вторых, работодатель имел возможность выбора кандидатуры работника, потому и должен нести определенный риск за его действия. Вот почему работник, причинивший материальный ущерб, ставится в более привилегированное положение по сравнению с ответчиком по гражданско-правовому обязательству и, как правило, возмещает вред не в полном размере, а в пределах месячного заработка. Именно такая материальная ответственность называется ограниченной, что существенно отличает её от ответственности за вред по гражданскому праву [3; 353].
Статья 241. Пределы материальной ответственности работника.
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами [2; 908].
Полная материальная ответственность (статья № 242), т.е. ответственность в размере причиненного ущерба, возлагается только в случаях, предусмотренных законом (статья № 243). Полная материальная ответственность может быть не только индивидуальной, но и коллективной (статья № 245). Она основана на письменном договоре, заключенном всеми членами коллектива (бригады) с работодателем. Понятно, что в этом случае члены коллектива должны доверять друг другу. Поэтому они имеют право отнести члена бригады, в том числе и бригадира, дают согласие на прием новых членов. Суммы возмещения бригадой ущерба распределяются между её членами в зависимости от отработанного ими времени (учитывается время болезни, отпуска и т.п.), от степени их вины и от их тарифных ставок. Для освобождения от материальной ответственности по такому договору работник должен доказать отсутствие своей вины [3; 354 – 355].
Статья 242. Полная материальная ответственность работника.
Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полно размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеративными законами.
Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.
Статья 243. Случаи полной материальная ответственности
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеративными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостачи ценностей, вверенных ему на совании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленного причинения ущерба;
4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителем руководителя, главным бухгалтером [2; 908 – 909].
В случае уплаты ущерба работником существует определенный порядок возмещения материального вреда. Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его работодателю полностью или частично. С согласия администрации он может передать в возмещение ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.
Если добровольности с его стороны не проявлено, то удержание ущерба, не превышающего месячный заработок, производиться по приказу администрации. Такой приказ должен последовать не позднее одного месяца со дня установления размера ущерба. В остальных же случаях возмещение ущерба производится путем предъявления администрацией иска в суд. Суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению.
Следует отметить, что материальную ответственность работник несет независимо от привлечения его к дисциплинарной административной или уголовной ответственности за действия, причинившие ущерб работодателю. Причинение вреда работодателю в связи с выполнением работником своих трудовых функций и его возмещение в рамках материальной ответственности по трудовому праву исключает привлечение такого работника к гражданской ответственности.
Определение размера причиненного ущерба работников осуществляется на основании статьи № 246 трудового кодекса РФ [3; 355].
Статья 246. Определение размера материального ущерба
Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
Федеративным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактически размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер [2; 918].
Возможны обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника или отказ самого работодателя от взыскания ущерба, которые указаны в статье № 239 и № 240 трудового кодекса РФ.
Статья 239. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника
Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие неопределимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Статья 240. Право работодателя на отказ от взыскания ущерба с . работника.
Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника [2; 908].
Алиментные обязательства супругов и бывших супругов и других членов семьи
Алиментные отношения супругов и бывших супругов составляют вторую группу имущественных отношений между супругами. Все алиментные обязательства, связанные с супружескими отношениями, можно подразделить на две группы:
1. Алиментные отношения лиц, состоящих в зарегистрированном браке. Прежде всего, необходимо отметить, что супруги могут предусмотреть содержание алиментных правоотношений (т.е. свои права и обязанности) в брачном договоре. Однако их свобода в этом аспекте существенно ограничена. Поскольку закон предусматривает алиментные обязанности супругов только в самых крайних случаях, практически любое ухудшение положения супруга по сравнению с законодательным режимом в алиментных отношениях автоматически ставит супруга в крайне неблагоприятное положение, что является основанием для признания договора в этой части недействительным. В том случае, если брачный договор отсутствует, не регулирует данные отношения или признан в этой части недействительным, применяются положения законодательства, устанавливающие права и обязанности супругов по взаимному содержанию.
Супруги обязаны материально поддерживать друг друга (статья № 89). Если один супруг отказывается от такой поддержки, регулирование этих вопросов брачным договором отсутствует, а, кроме того, обязанный супруг располагает необходимыми средствами для уплаты алиментов, то другой супруг в некоторых случаях может через суд защитить свое право на получение содержания (статья № 91). Рассмотрим эти случаи.
а) Правом на получение содержания обладает нетрудоспособный нуждающийся супруг. Нетрудоспособными считаются лица, достигшие пенсионного возраста, а также инвалиды с любой группой инвалидности. Нуждаемость супруга, претендующего на алименты, каждый раз в каждом конкретном случае определяется судом.
б) Таким правом обладает жена в период беременности и в течение трех лет, со дня рождения общего ребенка. В настоящее время женщине в таком положении не нужно доказывать в суде ни свою нетрудоспособность, ни свою нуждаемость.
в) Право на получение алиментов имеет и нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста 18 лет или за общим ребенком-инвалидом с детства Iгруппы. В данном случае супруг должен доказать свою нуждаемость [3; 538].
Статья 89. Обязанности супругов по взаимному содержанию
1. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга.
2. В случае отказа от такой поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:
нетрудоспособный нуждающийся супруг;
жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком – инвалидом с детства 1 группы.
Статья 91. Размер алиментов, взыскиваемых на супругов и бывших супругов в судебном порядке
При отсутствии соглашения между супругами (бывшими супругами) об уплате алиментов размер алиментов, взыскиваемых на супруга (бывшего супруга) в судебном порядке, определяется судом исходя из материального и семейного положения супругов (бывших супругов) и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно [4; 42 – 43].
Алиментные отношения между бывшими супругами.
Законодательство предусматривает, что алиментные правоотношения возникают не только между супругами, состоящими в зарегистрированном браке, но и между бывшими супругами (статья № 90). При условии, что бывший супруг обладает необходимыми средствами для уплаты алиментов, право на получение содержания имеют следующие категории бывших супругов:
а) Бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
б) Нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста 18 лет или за общим ребенком-инвалидом с детства 1 группы;
в) Нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;
г) Нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста, не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.
Последние два пункта рассчитаны на ситуации, когда муж оставляет свою жену на грани пенсионного возраста, которая всю жизнь была занята ведением домашнего хозяйства и поэтому не может рассчитывать на пенсию. Точно так же в соответствии с законодательством защищается женщина, ставшая инвалидом в результате родов. Семейный кодекс не устанавливает никаких сроков выплаты алиментов по последним двум пунктам [3; 539].
Статья 90. Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака
1. Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:
бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком – инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком – инвалидом с детства Iгруппы;
нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;
нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста, не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.
2. Размер алиментов и порядок их предоставления бывшему супругу после расторжения брака могут быть определены соглашением между бывшими супругами [4; 43].
Справедливости ради необходимо отметить, что право защищает и обязанного супруга. Так, суд может освободить от обязанностей, содержать другого нетрудоспособного нуждающегося супруга, как в период брака, так и после его расторжения (статья № 92):
P в случае если нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или в результате совершения им умышленного преступления;
P в случае непродолжительности пребывания супругов в браке.
Абсолютно справедливо эти ограничения алиментной обязанности не применяются в случае беременности жены, ухода за общим ребенком – инвалидом.
Освобождение от алиментной обязанности, ограничение её сроком – это право, а не обязанность суда, поэтому суд может в некоторых случаях, несмотря на непродолжительность пребывания в браке, взыскать алименты на нетрудоспособного нуждающегося супруга, например, если нетрудоспособность возникла в результате родов.
Размер алиментов на содержание супруга или бывшего супруга в каждом конкретном случае определяется судом исходя из материального и семейного положения супругов (бывших супругов) и других заслуживающих внимание интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно [3; 539 – 540].
Статья 92. Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком
Суд может освободить супруга от обязанности содержать другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком, как в период брака, так и после его расторжения:
в случае если нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или в результате совершения им умышленного преступления;
в случае непродолжительности пребывания супругов в браке;
в случае недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов [4; 43 – 44].
Алиментные обязательства других членов семьи
Алиментные обязательства других членов семьи могут быть удовлетворены со следующих лиц:
P С братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер (статья 93);
P С дедушек и бабушек по содержанию внуков (статья 94);
P С внуков содержать дедушку и бабушку (статья 95);
P С воспитанников своих фактических воспитателей (статья 96);
P С пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи (ст. 97);
Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи определяется в судебном порядке по статье Семейного кодекса РФ № 98.
Статья 93. Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер
Несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи братья и сестры, в случае невозможности получения содержания от своих родителей, имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется нетрудоспособным нуждающимся в помощи совершеннолетним братьям и сестрам, если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или от родителей.
Статья 94. Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков
Несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи внуки, в случае невозможности получения содержания от своих родителей, имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих дедушки и бабушки, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется совершеннолетним нетрудоспособным нуждающимся в помощи внукам, если они не могут получить содержание от своих супругов (бывших супругов) или от родителей.
Статья 95. Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку
Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами.
Статья 96. Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей
1. Нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).
2. Суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также, если они содержали и воспитывали своих воспитанников ненадлежащим образом.
3. Обязанности, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не возлагаются на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях.
Статья 97. Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи
1. Нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшие и содержавшие своих пасынков или падчериц, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для этого средствами, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).
2. Суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима или мачеху, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет, а также, если они выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом.
Статья 98. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи в судебном порядке
1. Размер и порядок уплаты алиментов на лиц, указанных в статьях 93 – 97 настоящего Кодекса, могут быть определены соглашением сторон.
2. При отсутствии соглашения сторон размер алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, в каждом отдельном случае устанавливается судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
3. Если содержать члена семьи, требующего алименты, обязаны одновременно несколько лиц, суд в зависимости от их материального и семейного положения определяет размер участия каждого из них в выполнении алиментной обязанности.
При определении размера алиментов суд вправе учесть всех лиц, обязанных уплачивать алименты, независимо от того, предъявлен иск ко всем этим лицам, к одному из них или к нескольким из них [4; 44 – 46].
Список используемой литературы
Правоведение: Учебник для неюридических вузов Под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд. «Юристь», 2004. – 408 стр.
Комментарии официальных органов к Трудовому . кодексу Российской Федерации / Сост. А.В. Верховцев. – 7-е изд., доп. – М.: «Инфра – М», 2005. – 1168 стр.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. «Основы российского . права»: Учебник для вузов. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: изд. «Норма», 2003. – 784 стр.
Семейный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 октября 2005 г.). – М.: изд. «Юрайт», 2005. – 77 с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Экология |
Контрольная работа | Формы бухгалтерского учета и учетные регистры |
Контрольная работа | Методы расчета производительности труда |
Контрольная работа | Структура АПК России. Проблемы его развития в условиях рыночных отношений |
Контрольная работа | Методы психологии |