Введение
Ценностью любого современного государства, если оно, конечно, заинтересовано сохранить свой народ и заботится о его будущем, традиционно считается семья, а главной ценностью семейной жизни – дети. Можно ли поставить их на ноги, подготовить к самостоятельному существованию без должной поддержки извне, социального одобрения и соответствующей политики, проводимой в отношении семьи? Безусловно, нет. И сегодняшняя действительность тому подтверждение – лишь некоторое число семей более или менее адаптировалось в новой экономической ситуации. В первую очередь страдают от этого дети, и общество все больше беспокоит их бездуховность, корыстность, равнодушие, жестокость и агрессивность, а отчасти и деградация, «одичание» детей и подростков из различных социальных слоев.
Ратификация Союзом ССР Конвенции ООН «О правах ребенка» повлекла за собой установление для нашего государства определенных обязательств, в первую очередь приведение национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Государства – участники Конвенции несут за свои действия в отношении детей юридическую ответственность, а государства – нарушители Конвенции могут быть подвергнуты мировому осуждению.
Приняв, таким образом, определенные обязательства не только перед мировым сообществом, но и перед населением страны, Российская Федерация как преемница СССР приступила к формированию политики в области защиты детства.
Начальным этапом формирования государственной политики в интересах детей можно считать 1994 год, объявленный Организацией Объединенных Наций Международным годом семьи. Это решение стало серьезным импульсом для привлечения внимания к проблемам развития семьи и семейной политики.
В самом общем виде государственную семейную политику можно определить как «целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов по созданию оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, гармонизации отношений между личностью, семьей и обществом»
Среди главных направлений государственной семейной политики было названо и усиление помощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательной и психологической функций). В такой форме государство признало необходимым осуществление комплекса мер в интересах воспитания подрастающего поколения.
Следующим этапом явилось определение целей государственной политики в интересах детей и закрепление их в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данный Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Обеспечение прав человека является основополагающей функцией Российской Федерации как правового государства. Благополучие и нормальное развитие детей определяют будущее любой страны. Дети нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и всех детей. В связи с этим представляется целесообразным распространение опыта деятельности Уполномоченного по правам ребенка на другие регионы РФ, для чего требуется создание соответствующей законодательной базы.
Для современной российской политики в интересах ребенка характерно резкое смещение приоритетов.
Переход в настоящее время от преимущественно общественных форм воспитания к семейным увеличивает ответственность родителей за становление личности ребенка, за выбор им значимых ценностей, возлагая на них дополнительную нагрузку. Перед родителями встает задача воспитания у ребенка таких качеств, формирующих социальную компетентность ребенка в современных условиях, как предприимчивость, практичность, деловой расчет. Теперь только семья обеспечивает решение важной задачи – выбора ребенком профессии и его профессиональной ориентации, тем самым закладывая основу его конкурентоспособности на рынке труда. Распространение наркомании, алкоголизма и других негативных социальных явлений заставляют семью уделять серьезное внимание формированию у детей системы значимых духовных ценностей, принимать дополнительные воспитательные меры по усилению социального контроля и обеспечению безопасности детей в ситуациях возможного риска при взаимодействии с неблагополучным социальным окружением.
Интересы ребенка, его родителей, семьи в целом, общества и государства – это плотный клубок нитей, распутывая который мы можем создать нечто целое – полотно, гармонично сочетающее цвета и формы, либо, наоборот, поражающее своим безвкусием. Специфика семейных правоотношений с участием детей как раз и проявляется в том, что законодатель должен найти оптимальные объемы и формы выражения интересов ребенка и его родителей, государства; определить правовую и социальную значимость интересов каждого из субъектов семейных отношений.
На наш взгляд, «интересы ребенка» – понятие, которое имеет различное наполнение и звучание в теории права и практике его применения. Научная разработка «интересов ребенка» как семейно-правового понятия обусловлена рядом причин:
– во-первых, формирование в Российской Федерации государственной семейной политики и, как части ее, политики в интересах детей предполагает формальное определение объекта такой политики;
– во-вторых, изменение приоритетов в распределении функций по воспитанию детей между государством и родителями требует более тщательной правовой регламентации процесса осуществления родительских прав не в противоречии с интересами детей; установления возможности и условий существования баланса частных и публичных интересов в той сфере отношений;
– в-третьих, ратификация нашим государством Конвенции ООН о правах ребенка порождает необходимость анализа объема и содержания имплементации соответствующих норм в российском семейном законодательстве;
– в-четвертых, не менее важным представляется обеспечение интересов детей в деятельности органов опеки и попечительства, судов;
– в-пятых, несмотря на то, что понятие «интересы ребенка» уже длительное время составляет предмет различных исследований, семейно-правовая сущность и значимость «интересов ребенка» не раскрыты.
1. Равенство прав и обязанностей родителей. Личные права и обязанности родителей
Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ; ч. 2 ст. 38 о том, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей; ч. 3 ст. 19 о том, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Несмотря на то, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (что означает невозможность противоречия любого закона ее положениям и применение норм Конституции РФ в случае обнаружения таких противоречий) и прямое действие (можно применять нормы Конституции РФ без их конкретизации в федеральном законодательстве), СК РФ еще раз напоминает об этом применительно к таким правам, как родительские, конкретизирует общие положения Конституции РФ применительно к отношениям, связанным с детьми. Этим обозначается важность, значимость прав и обязанностей родителей по воспитанию ребенка, его защите и охране его интересов.
Говоря о равенстве прав и обязанностей родителей, речь идет о правах, перечисленных в указанной главе комментируемого Кодекса (родительских правах), таких как: право и обязанность воспитывать своих детей, обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования, защищать и представлять интересы своих детей и др.
Поскольку с достижением ребенком совершеннолетия (возраста 18 лет) он приобретает полную дееспособность и становится полноправным членом гражданского общества, он не нуждается более в опеке и защите его прав, и считается, что имеет право и обязан защищать свои права и интересы самостоятельно. Родительские же права, перечисленные в данной главе, утрачивают силу, поскольку они были вынужденной мерой ограничения прав и свобод человека, связанных с его несамостоятельностью.
Отдельным поводом для признания полной гражданской самостоятельности ребенка до достижения совершеннолетия является вступление несовершеннолетнего в брачный союз. В этом случае ребенок приобретает полную дееспособность. Связано это с тем, что с наступлением 18 лет связывается достижение человеком необходимой для его полной самостоятельности степени физической, психической и социальной зрелости, которая выражается в способности дать полноценное потомство, разумно руководить своими действиями и поступками личного характера, трудиться и содержать не только себя, но и свою семью и своих детей. Вступая же в брак, человек таким образом выражает готовность и способность осуществлять все эти действия, берет на себя ответственность за супруга, семью, детей, поэтому государство считает возможным признать за ним полную дееспособность до достижения возраста 18 лет.
Кроме того, закон устанавливает еще один случай, при котором наступает полная дееспособность и, как следствие, полное прекращение прав родителей по отношению к ребенку (родительских прав), а именно – эмансипация.
Согласно п. 1 ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такового – по решению суда.
В соответствии со ст. 10 СК правоотношения между супругами, в том числе личные неимущественные, возникают с момента государственной регистрации брака.
Семейное законодательство касается личной жизни супругов лишь в том, что связано с основными правами и свободами любого человека и гражданина, а не только состоящего в браке.
Закрепляя принципы равенства супругов, исходит из конституционной нормы, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод всем и каждому независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 и 3 ст. 19 Конституции РФ).
Раскроем содержание принципа равенства в семье более детально.
1) Свобода выбора каждым супругом рода занятий, профессии, места пребывания и жительства.
Статья 37 Конституции РФ говорит о праве каждого человека – независимо ни от чего, в том числе и от семейного положения – свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, законно пребывающий на территории страны, может свободно передвигаться, выбирая себе:
а) место жительства;
б) место пребывания.
Под первым понимается место, где человек проживает – постоянно или преимущественно – в качестве собственника жилья, нанимателя или по иным законным основаниям; под вторым – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, больница и т.д., а также жилое помещение, которое не является местом его жительства. Основное различие состоит в том, что в месте пребывания человек всегда находится временно.
Из принципа равенства супругов следует, что перемена одним из них места жительства (временный отъезд) не обязывает другого следовать за ним.
Совместное решение вопросов материнства, отцовства, воспитания, образования детей, других вопросов семейной жизни.
Статья 38 Конституции РФ и предоставляет родителям равные права, и наделяет их равными обязанностями по воспитанию детей.
Обязанность супругов уважать друг друга и заботиться друг о друге, содействовать укреплению семьи.
Этот элемент относится к сфере морали и нравственности, т.е. практически лежит за пределами правового регулирования. Однако и тут возможна судебная защита. Например, суд, производя раздел имущества супругов, вправе учесть пренебрежение одного из них интересами семьи.
Право выбора супругами фамилии. Здесь равенство состоит в том, что каждый из супругов вправе оставить свою добрачную фамилию, что своей общей они могут выбрать фамилию мужа либо жены.
О праве одного супруга давать согласие на усыновление (удочерение) ребенка другим супругом.
2. Право и обязанность родителей по воспитанию и образованию детей. Преимущественное право родителей на воспитание своих детей
Воспитывать детей – одновременно право и обязанность родителей. Об этом же говорит и ст. 38 Конституции РФ. Это означает, что, во-первых, никто и ни при каких обстоятельствах не может лишить родителей возможности воспитывать ребенка. Лишение возможности воспитывать ребенка может произойти только по решению суда в случае лишения родителей родительских прав по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Во-вторых, право воспитывать ребенка не означает возможность решать делать это или нет (как в случае с большинством других прав), – поскольку закон одновременно закрепляет и такую обязанность. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. Этой обязанности родителей соответствует указанное в п. 2 ст. 54 СК РФ право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Обязанность отличается от права прежде всего необходимостью выполнения и наличием ответственности за невыполнение. Так, за невыполнение обязанности воспитывать ребенка в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Статья 156 УК РФ направлена на обеспечение выполнения родителями конституционной обязанности воспитывать своих детей и заботиться о них.
Надлежащее исполнение воспитательных функций в отношении несовершеннолетних – одна из приоритетных задач государства, так как результаты воспитания отражаются на процветании общества в целом. Поэтому наряду с уголовной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена также административная (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовая (ст. 1073–1075 ГК РФ), семейно-правовая (ст. 69 и 73 СК РФ) ответственность.
Преимущественное право родителей на воспитание детей перед другими лицами стало необходимым закрепить в связи с тем, что зачастую родители являются не единственными, кто имеет право на воспитание ребенка. К примеру, см. настоящий комментарий к ст. 62 СК РФ – несовершеннолетние родители, не достигшие возраста 16 лет, могут воспитывать ребенка вместе с назначенным ему опекуном. В этом случае разногласия разрешаются органом опеки и попечительства с учетом как данной нормы, так и конкретной ситуации в семье.
Главным в воспитании ребенка закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Обеспечение всех этих условий вряд ли, в общем случае, возможно без получения ребенком основного общего образования в общеобразовательном учреждении. Под образованием Закон РФ «Об образовании» понимает целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Кроме того, согласно ст. 43 Конституции РФ о праве на образование, основное общее образование обязательно и родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Получение среднего (полного) общего образования не считается обязанностью, но поскольку ценность образования является неоспоримой, государство возлагает на родителей обязанность обеспечить все условия для того, чтобы их ребенок продолжил свое обучение в высшем образовательном учреждении.
3. Право выбора образовательного учреждения и форм обучения детей
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого человека на образование, возлагая обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования на родителей. Кроме того, в статье 26 Конституции РФ гарантируется право на свободный выбор языка воспитания, обучения и творчества.
Право родителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских прав. Более того, в современных условиях повышения требовательности к уровню образования и воспитания на родителей налагается все больше обязанностей и больше ответственности по отношению к детям.
Большое значение имеет положение, закрепленное в пункте 1 статьи 63 СК РФ, согласно которому родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи обоснованно установление ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует требованиям и статьи 18, и статьи 27 Конвенции ООН о правах ребенка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовой (ст. ст. 1073–1075 ГК РФ), семейно-правовой (ст. ст. 69 и 73 СК РФ); уголовной (ст. 156 УК РФ).
Семейный кодекс РФ не раскрывает конкретное содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей, называет основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Главное место отводится заботе родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Пункт 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
В этих целях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 СК РФ, а именно:
1) родители не вправе причинять вред физическому и психическому развитию ребенка, его нравственному развитию;
2) способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.
Основополагающими принципами осуществления родителями родительских прав являются обеспечение прав и интересов детей и решение вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по взаимному согласию родителей, исходя из их интересов и с учетом мнения детей.
Право на воспитание своего ребенка – это личное неотъемлемое право родителя. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (ст. ст. 69, 71, ст. ст. 73 – 74 СК РФ). Родители не вправе передавать кому-либо право на воспитание ребенка либо отказаться от него. Соответственно, право родителя является его же обязанностью. Конечно же, родители могут временно поручить воспитание ребенка другим лицам (дедушке, бабушке, няне и т.д.) или отдать ребенка на воспитание в различные детские учреждения, при этом они остаются ответственными за воспитание и развитие своего ребенка.
Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. Конвенция ООН о правах ребенка предусматривает, что право каждого ребенка на образование достигается введением бесплатного и обязательного начального образования; поощрением развития различных форм среднего образования, обеспечением его доступности для всех детей; принятием мер по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Согласно ч. 4 статьи 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, то есть образования в объеме девяти классов общеобразовательной школы. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Государство гарантирует гражданам право на образование, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Содержание образования должно быть направлено на достижение следующих целей:
1) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;
2) воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
3) воспитание уважения к родителям, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и цивилизации, отличной от его собственной;
4) подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
5) бережное отношение к окружающей среде.
Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих: усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей) в сфере образования несовершеннолетних детей определены статьей 52 Закона «Об образовании» и включают в себя:
1) выбор формы обучения;
2) выбор образовательных учреждений;
3) защиту законных прав и интересов ребенка;
4) участие в управлении образовательным учреждением;
5) выполнение устава образовательного учреждения.
Родители самостоятельно выбирают образовательное учреждение и формы обучения детей, учитывая при этом мнение детей. Исходя из потребностей и возможностей ребенка образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт в соответствии со статьей 10 Закона РФ «Об образовании».
Разногласия между родителями по вопросам воспитания и образования детей могут быть разрешены по обращению родителей (или одного из них) органом опеки и попечительства или судом.
4. Обязанность родителей обеспечить получение детьми основного общего образования
Конституционное закрепление обязательности основного общего образования включает в себя обязанность государственных органов и органов местного самоуправления предоставить возможность получения детьми такого образования и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить своим детям получение основного общего образования.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 №10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты РФ могут установить общедоступность и бесплатность не только основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией, но и общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего образования, поскольку такая норма в соответствии с целями социального государства дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые хотели бы продолжить свое обучение.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ обучающимся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности допускается освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
5. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
В комментируемом пункте речь идет, в основном, о несудебной и неюридической, а бытовой защите прав и интересов детей (права ребенка перечислены в ст. 54 – 58, 60 СК РФ). Под защитой прав и интересов здесь следует понимать скорее помощь и поддержку ребенка в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, предотвращение ситуаций нарушения прав ребенка или неучтения его интересов, а также принятие мер в случае нарушения (например, обращение в органы местного самоуправления, органы внутренних дел, суд и прокуратуру). Также родители защищают интересы детей, к примеру, путем совершения сделок и других юридических действий. Так, согласно п. 1 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключением названных в п. 2 ст. 26 ГК РФ, с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей.
Однако родители могут представлять права и интересы ребенка и в судебном процессе как законные представители (равно как и усыновители, опекуны и попечители, приемные родители), хотя суд обязан привлекать к участию в деле и самих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не следует забывать и о том, что СК РФ в ст. 56 также закрепляет право ребенка самостоятельно обратиться в суд для защиты собственных прав по достижении им 14 лет.
Родители могут осуществлять защиту прав и интересов своих детей в суде без специальных полномочий (т.е. без доверенности). Для этого им достаточно предъявить документ, подтверждающий факт происхождения детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка).
Согласно ст. 65 комментируемого Кодекса родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При представительстве же интересов ребенка велика вероятность подмены интересов ребенка собственными, поэтому закон устанавливает в комментируемом пункте норму, согласно которой родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, в этом случае, как следует из данного пункта, представителя назначает орган опеки и попечительства.
Заключение
В заключение целесообразно подчеркнуть некоторые общие положения, относящиеся к понятию «интересы ребенка» в семейном праве и законодательстве Российской Федерации.
Во-первых, определение интересов ребенка отличается многовариантностью, которая обусловлена воздействием на процесс формирования интересов факторов объективного и субъективного характера.
К объективным факторам относятся: социально-экономические условия, в которых воспитывается ребенок; направления государственной политики в отношении воспитания детей и т.д.
Субъективными факторами могут быть признаны: взгляды родителей и иных лиц, воспитывающих ребенка, на цели, формы и средства воспитания; осознание самим ребенком своих интересов, возраст ребенка и т.д.
В связи с чем для определения понятия интересов ребенка предлагаем использовать следующую дефиницию: «Интересы ребенка – это субъективно обусловленная потребность ребенка в благоприятных условиях его существования, находящая объективное выражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством».
Во-вторых, большой массив и разнообразие нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием несовершеннолетних, позволяет, тем не менее, считать основным документом, определяющим права и интересы ребенка в семье, Семейный кодекс Российской Федерации. Иные федеральные законы и законы субъектов РФ, регламентирующие рассматриваемые отношения, должны соответствовать Семейному кодексу в части обеспечения интересов детей в семье.
В тексте СК РФ понятие «интересы ребенка» употребляется более 50 раз в том или ином контексте. Но даже тогда, когда в конкретной норме семейного законодательства речь идет об интересах других членов семьи, чаще всего имеются в виду и интересы ребенка.
Необходимость учета интересов ребенка в некоторых случаях прямо предусматривается в семейно-правовых нормах, в то время как при регулировании иных семейных правоотношений интересы ребенка только предполагаются косвенно. Это дает основания прийти к выводу о наличии в СК РФ презумпций интересов ребенка и возможной их классификации. Среди них важное место занимают частноправовые и публично-правовые презумпции интересов ребенка, что обусловлено целями семейно-правового регулирования и характером интереса, подлежащего защите.
Нормы СК РФ предусматривают различные способы выявления и выражения интересов ребенка: это может быть непосредственно его мнение, интересы ребенка могут быть отражены в заключении органа опеки и попечительства, интересы ребенка могут быть определены в решении суда, соглашении родителей и т.д., что является основанием для вывода о наличии частноправовых и публично-правовых признаков в формальном выражении интересов ребенка.
Семейный кодекс РФ неточно воспроизводит терминологию Конвенции о правах ребенка. У понятий «наилучшие интересы ребенка» и «приоритет интересов ребенка» разная смысловая нагрузка, поэтому имеет место несоответствие положений международного и национального законодательств. На наш взгляд, необходимо установление рассмотренных правил в комплексе: обеспечение интересов детей должно быть и наилучшим, и приоритетным.
В-третьих, семейное законодательство и правоприменительная практика предполагают различные формы выявления интересов ребенка. Одна из них – мнение ребенка. Выражая мнение, ребенок обнаруживает свой интерес в субъективном смысле. Однако правовое значение оно приобретает лишь при установлении соответствия его истинным интересам ребенка, что осуществляется родителями, органами опеки и попечительства, судом.
В соответствии со ст. 57 СК РФ органы опеки и попечительства или суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет: восстановление в родительских правах, усыновление и решение других, жизненно важных для ребенка вопросов. Таким образом, позитивное мнение ребенка – исключительное условие принятия решения названными органами.
В отношении родителей ребенка ст. 57 СК РФ устанавливает правило совершенно иного содержания: родители должны учитывать не только согласие, но и несогласие ребенка с тем или иным решением, принятым родителями, если ребенок достиг возраста 10 лет.
Поскольку действующее законодательство определяет получение согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, как обязательное условие для принятия решения органом опеки и попечительства или судом в случаях, предусмотренных СК РФ, есть все основания рассматривать такое согласие, как один из юридических фактов, необходимых для возникновения семейных правоотношений того или иного вида.
В-четвертых, анализ семейно-правовых норм, регулирующих отношения с участием детей, позволяет утверждать о необходимости введения в научный оборот такой категории, как «критериальное значение интересов ребенка». Именно интересы ребенка являются критерием качества осуществления родительских прав, деятельности органов опеки и попечительства, суда в соответствующей сфере.
Список используемой литературы
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 (ред. от 17.07.2009) «Об образовании».
2. Антокольская М.В. Семейное право. М., 2002.
3. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации. М., 2004.
4. Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей. М., 2003.
5. Конституция Российской Федерации 1993 г.
6. «Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации» – 2008
7. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А., Спектор А.А. 2008
8. Гражданский кодекс РФ 24.07. 2008 г.
9. « Сапрыкин Н.В. Недействительность брака: основания и последствия // Юрист. 2005. №11
10. Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995 г., в ред. ФЗ от 21 июля 2007 г. №194-ФЗ.
11. Антокольская М.В. Семейное право, Учебник. М.: Юристъ, 2004.
12. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России 3 |
Контрольная работа | Характеристика страхования инвестиций от политических рисков |
Контрольная работа | Программа имитационного моделирования работы банка |
Контрольная работа | Административное правонарушение. Административная ответственность |
Контрольная работа | История развития языкознания как науки |