Опека и попечительство
Опека и забота устанавливаются с целью обеспечения личных неимущественных и имущественных прав и интересов малолетних, несовершеннолетних лиц, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.
Вместе с тем, кроме общих целей опеки и попечительства, закон определяет также специальные цели в отношении групп лиц, права и интересы которых призван, прежде всего, защищать институт опеки и попечительства:
1) в отношении несовершеннолетних детей целью опеки и попечительства является воспитание несовершеннолетних, которые вследствие смерти родителей, лишения родительских прав, болезни родителей или по другой причине остались без родительской заботы, а также защита личных и имущественных интересов этих детей;
2) в отношении совершеннолетних физических лиц опека и попечительство устанавливаются для защиты личных и имущественных прав совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять права и исполнять обязанности, а также для создания им необходимых бытовых условий, осуществления за ними ухода, обеспечения их воспитания, обучения и развития, а в необходимых случаях и лечения.
Согласно ст. 56 ГК Украины органы, на которые возложено осуществление опеки и попечительства, их права и обязанности по обеспечению прав и интересов физических лиц, требующих опеки и попечительства, устанавливаются законом и другими нормативно-правовыми актами.
В данное время перечень органов опеки и попечительства предусмотрен ст. 129 Кодекса о браке и семье, а также п. 1.3 и п. 1.4 Правил опеки и попечительства, утвержденных Государственным комитетом по делам семьи и молодежи, Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством работы и социальной политики Украины 26 мая 2002 г. (Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 17 июня 2001 г.).
В соответствии с этими актами опека и попечительство устанавливаются государственной администрацией районов, районов городов Киева и Севастополя, исполнительными комитетами городских в городах, сельских, поселковых Советов.
Непосредственное ведение дел по опеке и попечительству возлагается на соответствующие отделы местной государственной администрации районов, районов городов Киева и Севастополя, исполкомов городских в городах Советов.
Непосредственно ведение дел по опеке и попечительству в исполкомах районных (городских) Советов возлагается:
в отношении несовершеннолетних — на отделы образования;
в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограничено дееспособными, — на отделы здравоохранения;
в отношении взрослых дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья — на органы социальной защиты населения.
Эти отделы выполняют всю подготовительную работу, связанную с назначением опеки (попечительства), осуществляют организационные и контрольные функции.
В сельской местности и в поселках опекой и попечительством непосредственно ведают исполкомы поселковых и сельских советов.
Согласно ст. 58 ГК Украины опека устанавливается над малолетними лицами, лишенными родительской опеки, и физическими лицами, признанными недееспособными.
Опекун обязан заботиться о сохранении и использовании имущества подопечного в его интересах.
Если малолетнее лицо может самостоятельно определить свои потребности и интересы, опекун, осуществляя управление его имуществом, должен учесть его желание.
Опекун самостоятельно осуществляет затраты, необходимые для удовлетворения потребностей подопечного, за счет пенсии, алиментов, доходов от имущества и т.п.
Если подопечный является собственником недвижимого имущества или имущества, которое требует постоянного управления, опекун может с разрешения органа опеки и попечительства управлять этим имуществом или передать его по договору в управление другому лицу.
Опекун обязан заботиться о сохранении этого имущества, но, вместе с тем, имеет право осуществлять за счет этого имущества затраты, необходимые для удовлетворения потребностей подопечного.
Однако, опекуны не несут обязанностей по содержанию своих подопечных. На такие цели расходуется получаемая на подопечного пенсия, алименты, другие доходы от его имущества и т.п.
Опекун, как правило, должен проживать вместе с подопечным (п. 4.3 Правил опеки и попечительства).
Опекун является представителем подопечного и действует от имени и в интересах последнего. Поскольку малолетние лица могут самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки, а недееспособные лица вообще не вправе совершать сделки, то от имени малолетнего лица опекун совершает сделки, выходящие за пределы мелких бытовых сделок, а от имени лица, признанного недееспособным, совершает любые сделки.
Вместе с тем, закон ограничивает опекуна в возможности совершать ряд сделок от имени подопечного.
В частности, опекун не может осуществлять дарение от имени подопечного, а также обязываться от его имени поручительством.
Кроме того, в соответствии с частью 1 ст. 68 ГК Украины, опекун, его жена, муж, а также близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) не могут заключать с подопечным договоры.
Из этого общего правила существует два исключения. Указанные лица могут:
1) заключать договоры дарения в пользу подопечного (то есть безвозмездно и безусловно передавать ему имущество в собственность);
2) заключать договор ссуды в пользу подопечного (то есть безвозмездно предоставлять ему имущество во временное пользование).
Некоторые сделки с имуществом подопечного опекун может осуществлять только с разрешения органов опеки и попечительства. В частности, без их согласия он не может:
1) отказываться от имущественных прав подопечного;
2) выдавать письменные обязательства от лица подопечного;
3) заключать договоры, требующие нотариального удостоверения и (или) государственной регистрации;
4) заключать договоры в отношении другого ценного имущества.
(В свою очередь, опекун имеет право дать согласие на совершение таких сделок лишь с разрешения органов опеки и попечительства).
Анализируя часть I ст. 71 ГК Украины, где содержатся указанные ограничения, можно сделать вывод, о том, что закон различает два случая заключения сделок опекуном:
1)сделки, которые характеризуются особой фактической стороной: факт отказа от имущественных прав подопечного, факт выдачи письменного обязательства от имени подопечного, факт заключения договора, требующего определенной формы.
При этом не имеет значения ценность имущества, в отношении которого такие обстоятельства имели место. Достаточно установления факта совершения сделки, предусмотренного пп. 1-3 части 1 ст. 71 ГК Украины. Его наличие свидетельствует о нарушении закона и влечет недействительность сделки;
2)сделки с ценным имуществом (независимо от их формы).
В таком случае суд должен установить, является ли имущество «ценным». Поскольку закон не содержит критериев «ценности имущества», при решении этого вопроса, очевидно, может учитываться не только его стоимость в деньгах, но и ценность как культурного наследия и т.п.
Кроме опеки над физическим лицом, опека в соответствии со ст. 74 ГК Украины может быть установлена также над имуществом. Это возможно в таких случаях:
1) если у лица, над которым установлена опека и попечительство, есть имущество, находящееся в другой местности;
2) если существует необходимость опеки над имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим или над имуществом физического лица, место пребывания которого неизвестно;
3) если это предусмотрено специальным законом.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними лицами, лишенными родительской заботы, и физическими лицами, гражданская дееспособность которых ограничена.
Поскольку несовершеннолетние лица имеют право самостоятельно совершать только сделки, указанные в ч. 1 ст. 32 ГК Украины, а лицо, ограниченное в гражданской дееспособности, может совершать только мелкие бытовые сделки, то попечитель дает согласие на совершение несовершеннолетними лицами и лицами, ограниченными в гражданской дееспособности, сделок, которые они не могут совершать самостоятельно. Попечитель также обязан принимать меры для защиты гражданских прав и интересов подопечного.
Опека и попечительство могут устанавливаться судом или органами опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 60 ГК Украины суд устанавливает опеку над физическим лицом в случае признания его недееспособным, в случае ограничения его гражданской дееспособности, а также опеку над малолетним лицом и попечительство над несовершеннолетним лицом, если при рассмотрении дела будет установлено, что они лишены родительского попечения. При назначении опекуна или попечителя суд должен учесть мнение органов опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 61 ГК Украины установление опеки и попечительства в административном порядке (органом опеки и попечительства) имеет место, если речь идет об опеке над малолетним лицом и попечительстве над несовершеннолетним лицом, кроме случаев, установленных частями первой и второй статьи 60 ГК Украины.
Назначение конкретного опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства. При этом учитывается, что в соответствии с положениями ст. 64 ГК Украины опекуном или попечителем не может быть физическое лицо:
1) лишенное родительских прав, если эти права не были восстановлены;
2) поведение и интересы которого противоречат интересам физического лица, требующего опеки и попечительства (например, не могут быть опекунами или попечителями лица, состоящие на учете или находящиеся на лечении в психоневрологических и наркологических учреждениях; лица, которые ранее были опекунами или попечителями и по их вине опека или попечительство были прекращены; лица, осужденные за осуществление тяжкого преступления).
Исключительными случаями опеки и попечительства является установление этих отношений, если опекун или попечитель нужны, но не назначены. Собственно, таких ситуаций закон предусматривает две:
1) временное выполнение функций опекуна (попечителя). Их по назначению опекуна или попечителя над физическим лицом осуществляет соответствующий орган опеки и попечительства;
2) постоянное выполнение таких функций вместо опекуна или попечителя. Оно может иметь место в отношении физического лица, находящегося в учебном заведении, учреждении здравоохранения или учреждении социальной защиты населения, и над которым не установлена опека и попечительство или не назначен опекун или попечитель. При таких условиях опеку и попечительство над этим физическим лицом осуществляет указанное учреждение (ст. 66 ГК Украины).
Опекуны и попечители назначаются преимущественно из числа лиц, находящихся в родственных отношениях с подопечным. Поэтому, как правило, обязанности по опеке и попечительству выполняются бесплатно. Вместе с тем, ст.73 ГК Украины предусматривает, что Кабинет Министров Украины определяет основания возникновения права на оплату услуг опекуна и попечителя, размер и порядок их выплаты.
То есть принципиально вопрос об оплате обязанностей опекуна или попечителя не исключен. В связи с этим следует обратить внимание на коллизию норм Гражданского и Семейного кодексов, возникающую в связи с тем, что часть 5 ст. 249 СК Украины предусматривает безвозмездность выполнения обязанностей опеки и попечительства над ребенком.
Принципиальный вывод должен основываться на учете оценки ГК Украины как основного акта гражданского законодательства (ст. 4 ГК Украины), вследствие чего при решении этого вопроса нормы Гражданского кодекса преобладают над положениями СК Украины.
Часть 1 ст. 79 ГК Украины предусматривает право заинтересованных лиц, в том числе родственников подопечного, обжаловать действия опекуна в органы опеки и попечительства или в суд. Очевидно, используя аналогию закона, заинтересованные лица, имеют право обжаловать действия не только опекуна, но и попечителя.
Решение органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд (ч. 2 ст. 79 ГК Украины, пп. 1, 4.8. Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 3 декабря 1997 г. «О практике рассмотрения судами дел по жалобам на решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических, должностных и служебных лиц в сфере управленческой деятельности, нарушающих права и свободы граждан»).
Освобождение опекуна и попечителя от выполнения их обязанностей возможно в таких случаях:
1)опекун или попечитель могут быть по их заявлению освобождены от выполнения этих обязанностей органом опеки и попечительства.
Такое заявление должно быть рассмотрено на протяжении одного месяца со дня его подачи.
Лицо выполняет полномочия опекуна или попечителя до вынесения решения об освобождении его от полномочий опекуна или попечителя или до окончания месячного строка со дня подачи заявления, если оно не было рассмотрено на протяжении этого срока.
Правила опеки и попечительства предусматривают возможность освобождения от выполнения обязанностей опекунов и попечителей по их просьбе, при условии, что орган опеки и попечительства по месту проживания подопечного признает, что данная просьба вызвана уважительной причиной.
В случае, если органы опеки и попечительства откажут в удовлетворении просьбы об освобождении от обязанностей опекуна или попечителя, их отказ в соответствии с частью 2 ст. 79 ГК Украины может быть обжалован в орган, которому подчинены органы опеки и попечительства, или в суд;
2) по заявлению органа опеки и попечительства освободить лицо от полномочий опекуна или попечителя может суд — в случае невыполнения им своих обязанностей, а также в случае помещения подопечного в учебное заведение, учреждение здравоохранения или учреждение социальной защиты;
3) по заявлению лица, над которым установлено попечительство, попечитель освобождается от выполнения обязанностей (и полномочий) органом опеки и попечительства.
Прекращение опеки возможно по следующим основаниям:
1) в случае передачи малолетнего лица родителям (усыновителям), о чем орган опеки и попечительства принимает соответствующее решение;
2) в случае достижения подопечным четырнадцати лет. При этом лицо, исполнявшее обязанности опекуна, становится попечителем без специального решения об этом;
3) в случае возобновления гражданской дееспособности физического лица, признанного недееспособным. В этом случае решение суда о возобновлении гражданской дееспособности физического лица является основанием для решения органа опеки и попечительства о прекращении опеки (ст. 76 ГК Украины);
4)в случае смерти опекуна или подопечного. Основаниями прекращения попечительства является:
1) достижение физическим лицом совершеннолетия;
2) регистрация брака несовершеннолетнего лица;
3) предоставление несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности;
4) возобновление гражданской дееспособности физического лица, гражданская дееспособность которого была ограничена (ст. 77 ГК Украины);
5) смерть подопечного или попечителя.
Особым видом отношений в области опеки и попечительства является предусмотренный ст. 78 ГК Украины «институт помощников», назначение которого состоит в оказании дееспособному физическому лицу помощи в осуществлении прав и выполнении обязанностей последним.
Специфика этого института заключается в том, что «помощник» не является опекуном или попечителем, поскольку назначается для оказания помощи полностью дееспособному физическому лицу и по его просьбе (по его выбору).
По своим юридическим свойствам институт «помощи» — это отношения, базирующиеся на договоре поручения. Вместе с тем с учетом специфики субъекта, которому оказывается помощь (это всегда дееспособное физическое лицо, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности), и специфики оформления соответствующих отношений, в ГК Украины нормы, содержащие принципиальные начала «помощи», помещены в главе «Опека и попечительство».
Характерные признаки института «помощи»:
1) помощник назначается по просьбе дееспособного лица, которое вследствие состояния здоровья нуждается в помощнике;
2) помощником может быть только дееспособное физическое лицо;
3) по заявлению лица, нуждающегося в помощи, имя его помощника регистрируется органом опеки и попечительства и подтверждается соответствующим документом.
Помощник имеет право на получение пенсии, алиментов, заработной платы, почтовой корреспонденции, принадлежащих нуждающемуся в помощи физическому лицу.
Он также имеет право совершать мелкие бытовые сделки в интересах лица, нуждающегося в помощи, в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Помощник представляет лицо в органах государственной власти, органах власти Автономной Республики Крым, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с обслуживанием населения. Однако представлять физическое лицо в суде он может лишь на основании специальной доверенности.
Услуги помощника являются возмездными, если иное не определено соглашением сторон.
Помощник может быть в любое время отозван лицом, нуждающимся в помощи. В этом случае полномочия помощника прекращаются с момента заявления (письма и т.п.) об отзыве.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Методы психологии |
Контрольная работа | Изучение приспособленности организмов к среде обитания |
Контрольная работа | Статистические способы обработки экспериментальных данных |
Контрольная работа | Психологические особенности личности преступника |
Контрольная работа | Теоретические основы управленческого учета |