Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают такие юридические науки, как криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие двойную природу и происхождение: юридическая психология, исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная статистика и пр.
Для криминологии главное в личности преступника – природа и сущность, источники, пути, механизмы формирования ее антиобщественных черт, то есть те особенности, которые во взаимодействии с преступной ситуацией порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что может объяснить совершение преступления.
Результаты такого изучения являются основой для разработки криминологией проблем профилактики преступлений.
Вопрос о личности преступника является одной из основных, наиболее сложных и спорных криминологических проблема.
Криминологи, разрабатывая другие глобальные проблемы (преступности, ее причин и профилактики), не смогут не признать того, что действия, осуждаемые как преступные, всегда и везде совершаются людьми. Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые, в том числе несовершеннолетние, и пожилые люди.
Для того, чтобы понять природу преступления, необходимо рассмотреть вопрос о личности преступника.
Изучению личности преступника в настоящее время уделяется большое внимание. Без этого невозможна разработка эффективных мер борьбы с преступностью. Раскрыть сущность личности преступника можно только исходя из философских положений о сущности личности вообще как категории общественно-исторической.
Личность преступника, с одной стороны, – понятие общесоциологическое, с другой – юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является.
Общественные отношения воздействуют на социальный облик конкретного лица, его нравственно-психологические черты и свойства (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства). Это происходит независимо от того, воспринимает или осознает личность данный процесс. Поэтому личность преступника следует воспринимать как продукт реальной действительности, имеющий свою социальную природу.
Соотношение между понятиями «личность преступника» и «преступник» такое же, как между «личностью» и «человеком». «Человек» – более широкое понятие, чем «личность». «Личность» – более конкретная социальная характеристика «человека», относительно более поздний продукт развития человека, ибо «личностью» не рождаются, ею становятся.
Более того, категорию «личность», очевидно, невозможно исчерпывающе определить в рамках любой одной науки. Скорее надо согласиться с тем, что изучение личности отдельными отраслями человеческих знаний есть лишь частное решение проблемы.
«Человек изучается многими науками – педагогикой, медициной, биологией, физиологией, психологией, этикой, социологией, эстетикой, правом, философией и др., но каждая наука интересуется им по-своему.
Так, этика
изучает личность как носителя и творца материальных ценностей.
Психология
определяет личность с позиции и в связи с психической деятельностью.
В социологии
личность – это определенная форма общественных отношений, а в юриспруденции – лишь носитель определенных прав и юридических обязанностей.
Наиболее общее определение личности призвана, конечно, дать философия
– наука об общих закономерностях природы, общества и познания. Но и здесь мы встречаем немало различных объяснений».
Личность – это не просто совокупность сформированных в социальной среде характеристик человека, но такая совокупность, которая дает основание говорить о личности как определенной целостности, в которой все характеристики взаимосвязаны и взаимно обусловлены.
Таким образом, «личность преступника» можно представить, как совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление, человеку.
Криминологи изучают эту совокупность свойств для того, чтобы на их основе определить причины совершения конкретного преступления, которые, в свою очередь, могут быть использованы в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также для профилактики таких преступлений.
Однако на основе изучения личности конкретного преступника невозможно определить причины совершения не только всех преступлений, но и определенной их группы. Именно поэтому, криминологи в процессе научных исследований и обобщений правоприменительной практики изучают личность преступника на групповом уровне.
Всякая личность представляет собой индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальную форму отражения условий общества. Все это концентрируется в ее сознании, которое само становится активным элементом формирования личности, опосредуя в соответствии с собственным содержанием действие на человека всех проявлений социальной действительности, определяя в конкретном случае выбор им той или иной социальной позиции и направленности поведения.
В определении личности преступника в качестве существенной характеристики выступает совокупность отрицательных черт и свойств. Именно эта совокупность социальных свойств и признаков личности, их содержание, соотношение социально-положительных и социально-отрицательных элементов дают наиболее полное представление о тех, кто совершает преступление, а также помогает понять, оценить как сам поступок, так и лицо, его совершившее.
Однако следует иметь в виду, что какие бы отрицательные черты и свойства ни были присущи человеку, они могут не проявиться в качестве преступного действия в течение его жизни. Поэтому считать человека преступником можно только после совершения им преступного деяния.
Понятно, что совокупность личностных качеств, обусловливающих преступление, складывается в процессе всей предшествующей жизнедеятельности индивида. Важно и то, что личностные свойства, обусловившие совершение преступления, не исчезают и после его совершения. В дальнейшем они претерпевают лишь изменения, но в любом случае представляют криминологический интерес.
С уголовно-правовых позиций о личности преступника можно говорить только тогда, когда лицо совершило преступление и признано судом виновным. Пределы существования личности преступника строго определены законом и заканчиваются с момента отбытия наказания и погашения судимости.
«Личность преступника представляет собой систему социальных и психических свойств, образующих ее общественную опасность, которая провоцирует совершение преступления. О личности преступника можно говорить лишь применительно к субъекту преступления, т.е. к лицу, уже совершившему преступление. До совершения преступления антисоциальные свойства личности, проявляющиеся в нарушении законов, могут характеризоваться как криминогенные, предпреступные, но не криминально общественно опасные.
Общественная опасность личности преступника отличает ее от личности непреступника. Характер и степень личностной общественной опасности адекватны характеру и степени общественной опасности совершенного лицом преступления, предшествующим судимостям, элементам случайности, либо, напротив, злостности содеянного».
Важным этапом познания личности преступника является изучение ее структуры. В ней отражается не только разнообразие образующих ее признаков, но и их различная роль в преступном поведении.
При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность ее социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Этот аспект личности наиболее важен для криминологии, поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.
Криминологический анализ личности предполагает и максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное.
Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.
Структура личности преступникавключает в себя различные подструктуры (признаки), которые не могут быть автономны, так как все они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя единое целое социально-биологическое содержание человека. Рассмотрение человека как организма и как личности позволяет соединить в нем природное и общественное.
Выделяют в структуре личности преступника следующие подструктуры (признаки):
– Биофизиологические признаки
– пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков).
– Социально-демографические признаки –
такие признаки, как социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности.
– Уровень умственного развития –
культурно-образовательный уровень, знания, умения и навыки.
– Нравственные качества –
ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки.
– Психические процессы –
свойства и состояния личности.
Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их простой суммой, а со сложной совокупностью элементов, образующих в целом личность преступника.
С позиций криминологии личность преступника отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего их содержанием, направленностью.
Криминологическая характеристика личности преступника находит свое выражение в антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек (в так называемой антиобщественной установке), которая выступает общей причиной совершения конкретных преступлений.
Каждый из указанных признаков образует относительно самостоятельный слой в многообразии криминогенных свойств личности преступника и их оттенков.
Криминологию особенно интересуют нравственные качества, ценностные ориентации и т.д., равно как и психологические особенности. Это, конечно, не означает игнорирования других подструктур. Напротив, надо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.
Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека и своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Направленность – ведущий элемент в психологической структуре личности. Она оказывает определяющее влияние на другие ее элементы – объем знаний, характер проявления биологически обусловленных свойств (темперамент, задатки). Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.
В предупредительной работе многие из названных черт личности преступника должны быть объектом воздействия. В наибольшей степени это относится к нравственным характеристикам, подлежащим коррекции. Однако часто бывает так, что изменить поведение человека очень трудно, если не принять меры к повышению его профессионального уровня, овладению новыми специальностями, упрочению материальной обеспеченности, лечению соматических заболеваний и психических расстройств.
Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений.
Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным делам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы.
Выборочные криминологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что:
- возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Криминологией давно установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях.
- среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин.
- семейное положение и особенно воспитание оказывает влияние на формирование личностных качеств.
- коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди не успевшие обзавестись семьей).
- совершению преступлений предшествует частая смена трудовой деятельности, работы или учебы.
- уровень образования преступников, как правило ниже, чем у законопослушных граждан.
- современное положение, выраженное в существенном материальном расслоении общества выделяет личность преступника по имущественному положению, т.е. по доходам.
- среди характеристик личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности.
- особое отношение к закону – отсутствие уважительного отношения к праву, непотребность следовать его предписаниям.
Таким образом, отличить правонарушителей можно по демографическим, правовым, психологическим и иным признакам, помня, что по тем же признакам они схожи между собой, образуя достаточно устойчивые группы. Поэтому возникает необходимость классификации и типологии преступников.
Человек, совершивший преступление, является носителем многих социально значимых качеств. Из них для состава преступления имеют значение только возраст, вменяемость и в отдельных случаях – признаки специального субъекта. Только эти признаки входят в состав как основание уголовной ответственности. Более широкий круг социально значимых качеств лица, совершившего преступление, образует понятие «личность преступника».
Одним из наиболее сложных и важных теоретических вопросов криминологии является отличие понятий «субъект преступления» и «личность преступника», которые, на первый взгляд, похожи, но по своей сути и содержанию различны. Вместе с тем отождествление этих понятий неизбежно приводит к методологической ошибке, которая подстерегает каждого исследователя при их изучении. Поэтому существенным и необходимым моментом с позиции и теории, и методологии является, разграничение, или отличие, этих понятий друг от друга.
Необходимо, проводить четкое различие между понятиями «субъект преступления» и «личность преступника».
С понятием «личность преступника» непосредственно связаны многие нормы уголовного права. Требование учитывать личность виновного является одним из общих начал назначения наказания, отдельные свойства личности преступника находят отражение в перечне смягчающих и отягчающих обстоятельств. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, применение условного осуждения – эти меры одним из условий их применения предусматривают учет личности преступника.
Данные о личности имеют также юридическое значение для решения вопросов об освобождении от уголовной ответственности и для условно-досрочного освобождения от наказания.
Определяя понятие «личность преступника», необходимо иметь в виду, что учет личности связывается законодательством с решением вопросов индивидуализации наказания и освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Криминология исходит из того, что личности преступника не существует до и помимо совершенного им преступления. Тем самым отвергается понятие преступной личности, обреченной на совершение преступлений.
Словом, данные характеристики личности преступника, как уже было отмечено выше, наряду с другими обстоятельствами учитываются при дифференциации уголовной ответственности и наказания, что не всегда делается на практике. Особенно тщательно и с наибольшей полнотой должно производиться изучение личности несовершеннолетнего преступника.
Значение изучения понятия личности преступника заключается в следующем:
1. Понимание личности преступника, его структуры направляет ученых, изучающих причины преступлений, на выявление определенной группы личностных качеств, охватываемых именно этим понятием;
2. Анализ личности преступника и ее структуры объясняет истоки преступного поведения; позволяет выявить причины образования негативных свойств личности и условий их устойчивости;
3. Изучение личности преступника позволяет группировать преступник по определенным типам, а соответственно и прогнозировать вероятность совершения этим человеком преступлений в будущем и с учетом этого прогноза выбирать меры реагирования на совершенное преступление;
4. Знание отрицательных качеств, обусловивших преступление, позволяет организовать процесс исправления преступника в соответствующих учреждениях и принимать обоснованное решение об условно-досрочном освобождении;
Таким образом, установление характерных свойств (особенностей) личности конкретного преступника с учетом его индивидуальных качеств имеет большое практическое значение как на стадии расследования преступления, так и в процессе рассмотрения уголовного дела в суде, что способствует более правильной индивидуализации наказания.
Человек не рождается, а становится преступником. То есть каждый индивид как личность – это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает его к различным действиям.
Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т.д. зависит, следовательно, как от внешних, так и внутренних, личностных обстоятельств. Здесь важно отметить постоянное взаимодействие социологического и психологического, каждое из которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать.
Личность преступника является составным элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит, прежде всего, в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей организации и осуществления предупреждения преступлений.
Уголовно-правовое значение имеют, прежде всего, такие свойства личности, в которых отражается ее общественная опасность. Общественно опасным является каждое лицо, совершившее преступление, но степень общественной опасности преступников может быть различной.
О степени общественной опасности лица свидетельствует, конечно, совершенное им преступление. Однако характер и степень общественной опасности преступника подлежат в процессе индивидуализации наказания самостоятельной оценке. Поэтому учет личности преступника означает главным образом учет социально значимого поведения лица до совершения преступления и, в определенных пределах, после преступления. Кроме того, социально значимыми являются и некоторые свойства человека (болезнь, беременность, инвалидность, семейное положение и др.), в которых не выражается общественная опасность личности, но которые учитываются при индивидуализации ответственности и наказания в соответствии с принципами гуманизма и справедливости.
Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от признаков субъекта преступления, иные данные о личности не входят в состав преступления, а потому не могут быть положены в основание уголовной ответственности. Иное решение противоречило бы конституционному принципу равенства всех перед законом.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Зарубежный опыт стимулирования персонала |
Контрольная работа | Географическая оболочка |
Контрольная работа | Понятие о современном русском литературном языке и тенденциях его развития |
Контрольная работа | Утилизация отходов |
Контрольная работа | Правила внутреннего трудового распорядка |