Содержание
Часть 1. Законность и правопорядок в современном обществе
Введение
1. Законность
2. Основные идеи законности
3. Функции и структура законности
4. Правопорядок
Вывод
Часть 2. Вопросы
Часть 1
Законность и правопорядок в современном обществе
В процессе перехода к рыночным отношениям расширяется демократия, все большее число граждан принимает участие в реализации власти, как на государственном, так и на местном уровне, совершенствуется самоуправление. Развитие демократии невозможно без расширения свободы личности. С каждым этапом социального прогресса личность становится все более свободной. Это обуславливается не только расширением свободы выбора области деятельности, но и расширением возможности познания окружающего мира, в том числе социальной действительности, необходимым условием чего является гласность.
Расширение демократии, свободы личности и гласности невозможно представить без укрепления законности и правопорядка.
Законность представляет собой правовое регулирование общественных отношений, то есть исполнение, соблюдение, использование и применение норм права в социальной практике. Правопорядок является результатом проявления законности, то есть правопорядок – это законность в действии.
Таким образом, законность и правопорядок в современном обществе тесно связаны между собой и являются гарантией спокойствия в обществе.
1. Законность
Формирование гражданского общества, правового государства в нашей стране требует достижения качественно нового состояния общества, в том числе и иного уровня законности и правопорядка в системе права.
В юридической литературе законность рассматривается по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом.
В соответствии с таким определением законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов.
Правотворческий процесс – это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под требования соблюдения, исполнения законности и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее основная часть, а, прежде всего, только как предпосылка и условие ее осуществления.
Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Так как они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями.
Законность – это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Например, законным поведением будет являться переход проезжей части, пользуясь пешеходным переходом и на зеленый свет светофора, то есть, соблюдая правила дорожного движения.
Таким образом, законность – это требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.
Суть этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении, использовании и применении правовых норм, оно предусматривает, прежде всего, активное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона.
Законность, выступая в виде государственного и общественного требования, тесно связана с государством и обусловлена такими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие публичной власти.
Разделение граждан по государственно-территориальным единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое не только федеральными органами государственной законодательной, исполнительной и судебной власти, но и органами власти субъектов федерации, местного самоуправления.
В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. В свою очередь граждане должны исполнять возложенные на них правовыми нормами обязанности.
Законность связана и с государственным суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на общественные организации и их органы.
Таким образом, я считаю, что право является регулятором общественных отношений, прежде всего в процессе соблюдения, исполнения, использования и применения норм права в общественной практике, поэтому законность существует, пока существует право, являясь правовым режимом общественных отношений.
Для понимания сущности законности нужно выяснить ее основные идеи или черты.
1. Всеобщность
законности заключена в ее всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности. Например, закон должны исполнять как представитель власти, так и простой рабочий завода.
2. Единство
законности состоит в распространении этого требования на всю территорию РФ. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.
3. Верховенство закона
является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативно-правовых актов, что закрепляется в Конституции РФ. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
4. Неотвратимость реализации законности
обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности.
Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация права как социальной ценности, как важнейшего инструмента регулирования общественных отношений.
5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
Законность есть высшая целесообразность. Любое отступление от законности, объясняемое «требованиями народа», «моральными соображениями», приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма. Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. Таким образом, я считаю, что в любых случаях соображения целесообразности необходимо учитывать только на основании и в рамках закона.
6. Неразрывная связь законности и культурности.
Без культурности не может быть и речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности.
Важным в исследовании законности является ее рассмотрение как принципа. Согласно принципу законности поведение всех субъектов должно отвечать законам и подзаконным актам.
В современных условиях в процессе формирования правового государства важным становится определение основных тенденций в разработке теории законности:
1. проведение четкого разграничения законности как режима и форм ее реализации;
2. изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями (правотворчеством, правосознанием);
3. анализ законности в механизме правового регулирования в целях более четкого отграничения от близких к ней государственно-правовых явлений, исследование ее структуры, т.е. состава элементов и связи между ними.
3. Функции и структура законности
Мало исследован вопрос о функциях законности. С учетом ее роли в жизни общества можно назвать в общей форме три основные функции:
- проведение в жизнь государственной воли народа, связь законности с реализацией права;
- создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права, связь законности с правотворчеством;
- обеспечение реальности правового регулирования, связь законности со всеми элементами его механизма.
Научный интерес представляет анализ структуры законности. К элементам, лежащим в основе структуры законности, относится:
- правомерность субъектного состава участников общественных отношений (определяемую их правоспособность);
- правомерность положения (социальной позиции) участников общественной жизни (определяемую содержанием и объемом их субъективных прав и обязанностей);
- правомерность деятельности субъектов по применению и реализации прав и обязанностей (определяемую материальными и формальными ее показателями, закрепленными в соответствующих юридических нормах).
4. Правопорядок
Общеизвестно, что порядок – это форма упрочнения нужных обществу отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразными социальными нормами (морали, обычаев, общественных организаций, права и др.).
Общественный порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами общества, утвердившийся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости.
Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается в результате регулятивного действия только норм права. Правопорядок – это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права.
Правопорядок существует в результате того, что участники регулируемых правом общественных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, следуют режиму законности. Правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права. Например, предоставление налоговой декларации каждый год обязательно и регулируется Налоговым кодексом, подача налоговой декларации является соблюдением принципа законности, а, следовательно, и соблюдением правопорядка.
Правопорядок – это объективная необходимость и закономерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном для его членов в выборе ими поведенческих решений.
Большое значение имеет правильное определение соотношения правопорядка и законности.
Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых отношений, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно сказать, что правопорядок – это законность в действии. Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.
Деятельность правоохранительных органов тщательно регламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности.
Правовой порядок является сердцевиной демократии. Уровень его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности ее прав, интересов, выполнения обязанностей и осуществления ответственности.
Правовое положение личности, правопорядок, демократия настолько тесно связаны, что образуют единую внутренне согласованную социальную систему. Ее нормальное функционирование находится в прямой зависимости от правовой основы общества.
Назовем основные тенденции развития правопорядка:
1. к упрощению, универсализации правовых связей, отношений, правового регулирования в целом;
2. к усилению нормативности, проявляющаяся в повышении требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей;
3. к борьбе противоположностей. Законы материалистической диалектики свидетельствуют о том, что всякое движение есть возникновение, развитие и разрешение противоречий. Так и в правопорядке наблюдается борьба с преступностью, правонарушениями и т.д.
Необходимо совершенствование социально-правовых образцов поведения и их восприятия населением в целях упрощения структуры правопорядка; четкое оформление правового состояния каждого участника правопорядка и программы его поведения; четкость конкретность и определенность правовых связей и отношений; усиление непримиримости, твердости и жесткости в обеспечении выполнения закона.
Итак, правопорядок – это тот социальный результат, к которому стремятся государство и весь народ, используя разнообразные рычаги и средства. Под основными средствами обеспечения законности и правопорядка в юридической науке принято понимать систему гарантий и методов обеспечения законности.
Гарантии – это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.
Экономическими гарантиями являются, прежде всего, материальные условия жизни общества, основу которых составляют социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных и юридических лиц.
Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности
Политические гарантии – это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальностью разделения властей, наличие правового государства.
Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.
Юридические гарантии выступают как система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.
К специальным юридическим средствам следует отнести, прежде всего, все нормы права, в которых выражено требование законности.
Юридическое требование законности состоит в следующем:
1. справедливое наказание за неисполнение норм права;
2. законодательное закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;
3. возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение их прав по реализации функции охраны законности и правопорядка;
4. законодательное закрепление права граждан отстаивать свои права, запрещение использования своих прав в ущерб правам других лиц, конституционное закрепление презумпции невиновности.
Правоохранительные органы пресекают нарушения законности, восстанавливают нарушенные права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений, добиваются перевоспитания правонарушителей.
Прокуратура – это специальный орган, на которые возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах заключения, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности.
Важной гарантией является судебный контроль, так как «третьей властью» является вся система правосудия.
Деятельность судебных органов на основе гласности должна создавать условия для укрепления законности и правопорядка в нашей стране, включая и впервые осуществляемый конституционный контроль.
В современных условиях особое значение имеет нормативное закрепление обязанностей Президента России быть гарантом конституционной законности, используя для этого все законные средства, включая в первую очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую работу.
Вывод
Правопорядок и законность в современном обществе составляют основу правовой культуры общества. Установление правопорядка ведет к стабильности общества, расширению демократии и свободы личности, гарантированности прав личности, учету ее интересов, а также к выполнению обязанностей и несению ответственности. Правовое положение личности, правопорядок и демократия тесно взаимосвязаны и при демократическом режиме образуют единую внутренне согласованную социальную систему.
Законность и правопорядок в современном обществе существуют неотделимо друг от друга, поэтому укрепление законности ведет к укреплению правопорядка и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.
В современной России государство устанавливает гарантии законности и правопорядка, которые представляют собой совокупность условий и способов, позволяющих реализовать правовые нормы, осуществлять права и исполнять юридические обязанности.
Часть 2. Вопросы
Правовая система общества - единый комплекс взаимосвязанных юридических явлений (права, правосознания, юридической практики и т.п.), с помощью которых осуществляется воздействие на поведение людей. Система права как категория теории права представляет собой систему правовых норм, нормативно-правовых актов, правовых институтов и отраслей права.
Правовая система представляет собой важнейший компонент любого гражданского общества. Это особая разновидность социальной системы, развитие и функционирование которой тесным образом связано с экономической и политической системами общества, его культурой и духовной средой в целом.
В любом обществе правовая система обладает определенной стабильностью и динамизмом. В каждой стране имеется своя национальная правовая система, в которой отражаются конкретно-исторические особенности данного общества.
2) Какие правовые системы существуют в современном мире
?
Все существующие национальные правовые системы современности можно сгруппировать по схожим признакам в определенные типы.
В зависимости от того, к какой общественно-экономической формации они принадлежат, можно говорить о рабовладельческой, феодальной, буржуазной и социалистической правовых системах общества.
Правовая система современности включает правовые системы различных стран. В относительно самостоятельные типы группируются: романо-германская, англосаксонская, традиционно-религиозные (мусульманская, индусская, иудейская и т.п.) и иные правовые системы.
Романо-германскую правовую систему называют континентальной правовой системой, так как она распространилась в странах европейского континента и оттуда перешла в другие страны. В России действует романо-германская правовая система. Англосаксонскую правовую систему распространяли английские колонизаторы на захваченных ими территориях, в зависимых от них государствах.
Нормы права в романо-германской семье (правовые системы Франции, Германии, Италии, Испании и т.д.) издаются, как правило, специально управомоченными на то правотворческими органами, закрепляются в кодифицированных и иных нормативно-правовых актах, занимают центральное место в правовом регулировании поведения людей. Судебная и иные виды практики не создают новых правовых норм, а нацелены на разъяснение и реализацию уже существующих норм права. Основная роль в регулировании общественной жизни в романо-германской правовой системе принадлежит законам.
Специфика англосаксонской правовой системы (правовой системы Англии, Австралии) заключается в том, что суды обладают правотворческими полномочиями и создают нормы права, значительная роль в регулировании общественных отношений принадлежит судебному прецеденту. На первом месте в юридической практике и правосознании граждан и должностных лиц здесь выступают их индивидуальные права, которые защищены судом.
В основе традиционных религиозно-правовых систем лежат юридические, нравственные и религиозные нормы и идеалы (взгляды, представления, установки и т.п.). Основу, например, мусульманской системы права составляет ислам. Источниками права и юридической практики в данной правовой семье являются Коран, сунна и иджма. Мусульманские нормы определяют семейно-брачные отношения, закрепляют поистине священное отношение к чужой собственности, особенно к земле.
Огромная роль сегодня отводится международной правовой системе, которая включает международное право, правосознание и юридическую практику компетентных субъектов (ООН, международного суда и т.д.).
3) В чем сущность советской правовой системы
?
Советское право можно отнести к феодальному типу права по нескольким причинам. Во-первых, оно не было основано на принципе свободы личности, на приоритете гражданских прав и свобод человека, характерных для буржуазного типа права.
Во-вторых, советское общество – это добуржуазное общество, где существовало внеэкономическое принуждение человека к труду. В-третьих, советское право – это право привилегий для партократов, для номенклатуры политбюро ЦК КПСС и его отделов.
Советское право являлось высшим историческим типом права только в политических лозунгах и мифах. В действительности в советский период право привилегий не только сохранялось, но и развивалось, систематизировалось, что характерно для феодального общества.
4) Какова структура правовой системы
?
Под системой права следует понимать взятые в единстве и взаимодействии нормы, институты, и отрасли права. Структурные элементы системы права можно представить следующим образом: норма права, нормативно-правовой акт, правовой институт, подотрасль права, отрасль права, система национального права.
5) Перечислите основные отрасли современного российского права
?
Система современного российского права состоит из следующих отраслей права:
- Конституционное право;
- Гражданское право;
- Административное право;
- Уголовное право;
- Трудовое право;
- Земельное право;
- Семейное право;
- Финансовое право;
- Экологическое право;
- Уголовно-процессуальное право;
- Гражданско-процессуальное право;
- Предпринимательское право и др.
6) Назовите основные критерии выделения отраслей права
?
Под отраслью права понимается совокупность норм права, которая регулирует отношения людей в определенной сфере общественной жизни. Таким образом, в основе выделения отраслей права лежат общественные отношения, которые регулируются нормами права, объединенными в ту или иную отрасль права. Эти общественные отношения называются предметом правового регулирования.
Трудовое право регулирует отношения между работником и работодателем, а административное право – отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности власти. Каждая отрасль имеет не только свой предмет, но и метод правового регулирования. Для метода гражданской отрасли права характерным является равенство и имущественная самостоятельность участников общественных отношений. В административном праве действует метод властного приказа и субординации.
7) Почему международное право считается особой правовой системой
?
Международное право является правом межгосударственной системы, это есть система создаваемых государствами юридических норм и принципов, которые регулируют прямо или косвенно отношения между самими государствами и другими участниками международного общения. Значительная роль международного права определяется взаимодействием государств для решения глобальных проблем, эти взаимодействия являются основой стабильного международного правопорядка.
8) Назовите два вида норм международного права
?
Основными нормами международного права являются договорные соглашения между государствами. Договоры заключаются, как правило, в письменной форме и содержат четкие формулировки международно-правовых норм.
Все нормы, содержащиеся в трудовых договорах, являются обязательными для их участников, а нарушение этих норм влечет за собой международно-правовую ответственность.
Наряду с договорами нормами международного права являются международные обычаи, обряды и ритуалы, которые широко используются в дипломатической деятельности.
9) Сущность и перспективы экологического права
?
Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы.
Во второй половине 20 века в результате нерационального использования достижений научно-технической революции возникли глобальные экологические проблемы, такие как загрязнение воздуха и воды. Загрязнение окружающей природной среды не имеет государственных границ, это глобальная проблема всего человечества, поэтому в современных условиях, экологическое право должно занимать важное место не только в национальных системах права стран мира, но и в системе международного права.
В современных условиях России необходимо завершить формирование системы экологического права. Нужны четкие нормы экологического права, четкие штрафные, административные и уголовные санкции, применяемые к нарушителям экологической безопасности, упорядоченный экологический кодекс РФ. Решение экологических проблем – это важное направление улучшения качества жизни населения, путь в будущее не только для России, но и для всего человечества.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ
2. Борисов М.Н. Основы правоведения: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004
3. Карташова В.Н. Введение в юриспруденцию: Учебное пособие. - Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1999
4. Комаров С.А. Основы государства и права: Учебник. – С-Пб.: Питер, 2003
5. Котов Д.П. Основы права: Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2000
6. Крылова З.Г. Основы права: Учебник. – М.: Высшая школа, 2000
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Мониторинг и охрана городских земель |
Контрольная работа | Закон диалектического противоречия. |
Контрольная работа | Генератор случайных чисел |
Контрольная работа | Политическая деятельность Н.С. Хрущева |
Контрольная работа | Антикризисное управление |