Содержание
Введение
Глава 1 Государственный строй Рима в период империи
1.1 Период ранней империи (принципат)
1.2 Период поздней империи (доминат)
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Крупнейшим государством древности являлось Римское государство. Хотя оно сложилось позже других государств, насчитывавших к началу римской истории уже многие века со времени своего возникновения и обладавших сравнительно высоким уровнем культурного развития, однако достигло внушительных результатов.
История Западной римской империи насчитывает около 1200 лет. Начальной датой принято считать 754 или 753 год до н.э., то есть год основания города Рима. Конечной датой – 476 год до н.э., когда римская империя была завоевана германскими племенами. Различают период царей – VIII-VI века до н.э.; период республики – V-I века до н.э. (в свою очередь, различаются ранняя республика – V-III века до н.э. и поздняя – II-I века до н.э.); период империи – I-V века н.э. (в свою очередь, империю подразделяют на принципат I-III века н.э. и доминат IV-V века н.э.). История государства древнего Рима имела свою периодизацию, а история римского права свою, вообще говоря, не всегда совпадающую с периодизацией римского государства. Так, мы различаем государственный строй Рима в период поздней республики и принципата. В то же время римское гражданское право и с точки зрения содержания самих институтов, являлось почти общим для обоих указанных периодов.
Глава 1 Государственный строй Рима в период империи
1.1 Период ранней империи (принципат)
Как отмечено во введении, период империи принято подразделять на: раннюю (I-III века н.э.) – позднюю (IV-V века н.э.) империи.
Период ранней империи именуется "принципатом", т.к. в титулатуре императоров этого периода стояло слово PRINCEPS (во времена республики этим словом обозначали "первоприсутствующих" в сенате). Императоры еще не рассматривали себя в качестве монархов. Они называли себя лишь "первыми гражданами", которые пользуется наибольшим авторитетом - AUCTORITAS и наделены высшими полномочиями - IMPERIUM. Считалось, что император является все еще республиканским магистратом, правда, пожизненным и обладающим особой высшей (неограниченной) властью. Его именуют чаще всего "Принцепсом", но нередко – "Августом" и "Императором". Последний термин восходит ко временам республики, когда солдаты на поле битвы присваивали победоносному полководцу данный титул. В дальнейшем титул императора становится постоянным.
Сенат после смерти императора давал заключение о характере деяний последнего. Если такие деяния признавались недостойными, то сенат отменял его акты – законы и распоряжения. Кроме того, он постановлял обречь на забвение (DAMNATIOMEMORIAE) покойного, что сопровождалось вычеркиванием его имени из государственных документов. Если правление умершего оценивалось положительно, то сенат мог специальным постановлением объявить его "божественным" (DIVUS). Так было поступлено, в частности, в отношении Октавиана Августа. Важным признаком монархической власти является переход ее по наследству. Однако, в Риме не существовало закона, которым бы устанавливался порядок престонаследия. Как бы молчаливо признавалось право императора передавать власть по наследству (прямых мужских наследников у Августа не было). Нового императора юридически избирал сенат. Но эта была не более как форма. Император сам называл своего преемника в завещании. Ту же силу имел и акт усыновления императором своего преемника. Совершенно справедлива мысль о том, что в период принципата императорский престол становится игрушкой в руках армии. Первый император династии Флавиев, Веспасиан (69-79), был выдвинут легионами, расположенными в Сирии и Иудее. В иных случаях императоров выдвигала на престол преторианская гвардия – привилегированная воинская часть, своего рода "лейб-гвардия" римских императоров. Некоторые императоры в результате дворцовых заговоров были насильственно свергнуты с престола, и убиты преторианцами.
В государственном управлении все большее значение приобретает императорская канцелярия; в состав которой наряду со свободными входили и вольноотпущенники. Она состояла из нескольких отделений (SCRINIA). Одно из них заведовало официальной перепиской императора, другое – составляло ответы на прощения, третье – собирало справки для решения судебных дел, четвертое – диктовало и редактировало речи императора.
Что касается сената, то юридически он считался законодательным органом, ибо императорские указы, чтобы обрести силу закона, вносились в сенат. Но, как правило, сенатские постановления принимались по инициативе императора. Сенат обсуждал лишь те вопросы, которые уже были рассмотрены в императорском совете. Иногда принцепс лично излагал свой проект в сенате, а иногда посылал туда одного из квесторов, который и докладывал проект (ORATIOPRINCIPIS). Не было случая, чтобы сенат отклонил такой проект, что и неудивительно, т.к. сенаторы назначались и увольнялись императором. Законопроекты обычно принимались единогласно. Август установил для сенаторов огромный имущественный ценз. С течением времени полномочия сената все более суживаются. Его решения вытесняются императорскими указами, имевшими силу закона. Кроме того, император мог наложить VETO на решения сената. При Августе и последующих принцепсах за сенатом еще сохранялись некоторые финансовые, административные и судебные функции. Он, как бы по инерции, избрал старых республиканских магистратов, возбуждал уголовные дела против взяточников в провинциях, назначая при этом следственные комиссии.
Важная роль в управлении принадлежала так называемым "префектам". В период республики последний консул, оставлявший столицу, назначал градоправителя, которому именовали городским префектом (PRAEFECTUSURBIS). С появлением в 367 г. н.э. должности городского претера, назначать префектов перестали. В период принципата их назначают постоянно. Затем всех вообще должностных лиц стали титулировать префектами. В самом Риме префект ведал полицией. Ему принадлежала и судебная власть. Он выступал и в качестве аппеляционнной инстанции. Правомочия городского префекта распространялись не только на территорию собственного города, но и округу радиусом 150 км. Начиная со времени Августа, префекты становятся начальниками дворцовой стражи императора. Их именуют "префектами претерия" (FECTUSPRAETORIAE). Позднее префекты претория становятся начальниками воинских частей в пределах Италии, за исключением Рима. В начале префектов претория было два, а позднее их число колеблется от 1 до 4. Префектами претория были такие выдающиеся юристы, как Папиниан, Павел и Ульпиан. Начиная с императора Комода (180-192), они выполняют не только административные, но и судебные функции: отправляют суд от имени принцепса главным образом в качестве аппеляционнной инстанции.
Императорская власть уделяла большое внимание провинциальному управлению. В провинциях были искоренены грабежи и пиратство, а также проведены дороги, имевшие важное и торговое значение. Во времена республики провинциями управляли "проконсулы", т.е. бывшие консулы, которым сенат продлевал их империй, с тем, чтобы они могли выполнить государственное поручение. Затем термин проконсул стал прилагаться наместнику провинции, где он отправлял правосудие. Эту свою юрисдикцию он мог делегировать (IURISDICTIOMANDATA) помощнику или заместителю, действовавшему в звании "легата". Начальников провинций, считавшихся наместниками императора, именовали также "презесами". Вначале должность презеса появляется только в императорских провинциях, а позднее – в сенаторских. Презес был наделен судебными функциями по гражданским и уголовным делам. Его решение по ним было окончательным. Он командовал войском.
Вся римская территория делилась на две части: императорскую и сенатскую. Сенатские провинции – это были спокойные, замирённые провинции, где не было римских войск. Поскольку понятие "замирённые" было синонимом "разграбленные", то доходы от таких провинций были крайне малы. Сенатские провинции – это бедные области.
Так же существовало две казны – сенатская (AERARIUM) и императорская (FISCUS). В то время, как первая оскудевала, вторая пополнялась и процветала. Август похвалялся тем, что он неоднократно давал сенату крупные суммы денег.
Если императорские провинции управлялись чиновниками, назначенные принцепсом, получавшими от него хорошее жалование, целиком от него зависимыми, то в сенаторских – действовали по-прежнему магистраты. Но выбор последних теперь зависел во многом от императора. Август сам рекомендовал народному собранию кандидатов на республиканские должности, проводя тем самым своих ставленников.
В итоге следует признать, что принципат являлся монархией, маскируемой республиканскими флагами.
1.2 Период поздней империи (доминат)
В период поздней империи (домината) верховная власть в государстве принадлежала целиком и полностью одному лицу – императору. Императоры позднеримской империи совершенно порывают с республиканскими традициями и больше не называют себя "магистратами" или "принцепсами", которые формально еще признавали над собою власть народа.
Взамен титула "PRINCEPS" появляется титул "DOMINUS", т.е. "владыка". Император Аврелиан (270-275) был первым, кто назвал себя "DOMINUSETDEUS", т.е. "владыка и Бог". Внешними признаками императорского достоинства становится диадема (белая, унизанная жемчугом повязка), а затем – корона. Император носит шелковые одежды и пурпурные ткани, украшенные золотом и драгоценными камнями. Теми же камнями была украшена его обувь.
При императорском дворе вводится пышный церемониал. Те, кто лицезрел особу императора, падал ниц. Особа императора обоготворяется. Императоры считают себя неограниченными властителями, не связанные никакими законами, действующими в государстве. Действует формула времен принципата "PRINCEPSLEGIBUSSOLUTUSEST". Все жители империи именуются теперь не "гражданами" (CIVES), а "поданными" (SUBIECTI), обязанными беспрекословным повиновение императору. Любые распоряжения императора имеют силу закона.
При императоре действовала "консистория" (CONSISTORIUM), т.е. "учреждение, где стоят вместе" (в присутствии императора члены консистории не могли сидеть), которую можно именовать "императорским советом" или "государственным советом". Это чисто совещательный орган, чьи мнения юридически не являлись обязательными для императора. Этот орган обсуждал различные вопросы касательно управления, законодательства и суда.
Государственный аппарат приобрел сугубо централизованный характер. Все учреждения, имевшие отношение к особе императора, именовались "OFFICIA". Чиновники назначались или утверждались императором на срок один год. Одни чиновники состояли в центральных органах, другие в местных. Сложилась иерархия чинов. В их числе были: "редактор" законов; заведующий императорской казной (фиском); управляющий коронными имуществами; начальник императорской канцелярии. Высшим чиновникам присваиваются почетные титулы или ранги:
"сиятельных" (ILLUSTRES-сияющие),
"великолепных" - (SPECTABILES),
"светлейших" - (CLARISSIMI).
Чиновники этих трёх рангов включаются в состав так называемого "сенаторского сословия" (ORDOSENATORIUS). Третьим подчинялись вторые, вторые – первым, а первые – только императору. Должности делились на придворные (DIGNITATESPALATINAE), гражданские (DIGNITATECIVILES) и военные (DIGNITATEMILITARES).
Жалованье чиновникам назначалось сообразно их рангу и титулу. Чиновные ранги определялись так называемой NOTITIADIGNITATUM, что можно назвать "табелью о рангах". Словом, это был перечень всех гражданских и военных должностей начала V века н.э. Самым высоким лицом при дворе считался министр императорского двора – MAGISTEROFFICIORUMOMNIUM. Вся эта иерархия чинов восходит к императору, который по сути дела, и сам является первым чиновником в государстве. У каждого чиновника, даже занимавшего относительно скромное место в данной системе, имелась канцелярия – OFFICIUM. Число служащих (OFFICIALES) , трудившихся в канцелярии, порой бывало весьма значительным (иногда 500, 600, 800, 1000 и более человек).
При префекте претория имелась своя канцелярия. Наместники провинций имели собственные канцелярии. Аппарат был строго централизованным, иерархическим, Нижестоящие начальники подчинялись вышестоящим. Те, в свою очередь, - начальникам более крупных областей. Последние – префекту, который отвечал за ход дел в префектуре перед самым императором.
Обычным явлением становится взяточничество, вымогательство, злоупотребления чиновников всех рангов.
Императорская власть требует от чиновников двух вещей: пополнения всеми способами фиска и соблюдения буквы закона. В провинциях гражданская власть отделяется от военной. Учреждается должностьMAGISTRIMILITUM, которая соответствовала должности преторианского префекта.
Римский сенат становится по существу лишь муниципальным органом. Сенату принадлежит чисто формальное утверждение провозглашения войском императора. Городом Римом управляют городские префекты (PRAEFECTUSURBIS) в ранге ILLUSTRES. В провинциальных городах – магистраты, назначаемые правителями провинции. Как и в период принципата, в провинциях управляют наместники императора, которых именуют то "презесами", то "ректорами провинции" (RECTORPROVINCAE). Их судебные функции несколько ограничиваются, тат как на их решения допускались обжалование (аппеляция) на имя императора. Наместники провинций издавали эдикты (EDICTA). В результате реформ Диоклетиана и Константина (307-337) империя получает новое административно-территориальное деление. Она делится на две части: Западную- OCCIDENS (с центром в Риме) и Восточную – ORIENS (с центром в Константинополе). Такое деление фактически произошло в конце III в. до н.э.
Столицей Восточной Римской империи "Град Константина" стал в 330 году. Он был расположен на месте старой греческой колонии "Византии" (BYZANTION). В этом "Новом Риме" были построены дворец, библиотека, бани, ипподром, храмы (христианские и языческие). Жители Восточной империи называли себя "ромеями". Каждый частью империи управляет свой император. Два императора имеют каждый помощника или цезаря, которые также управляли какой-то частью империи. В составе Западной и Восточной империи имеется по 2 префектуры во главе с префектом ( всего 4 префектуры и 4 префекта). Префектуры делятся на диоцензы во главе с викариями ( заместителями префекта). Вначале было 12 диоценцов, а затем -14. Диоцензы делились на провинции во главе с ректорами или корректорами. Вначале была 101 провинция, а затем -120. Провинции делились на округа (PAGI), в которых действовало самоуправление. В муниципиях городская верхушка именовалась декурионами. Она отвечает перед центральной властью прежде всего за поступление налогов. Вторым сословием в муниципиях были так называемое августалы – жрецы культа Юлия Цезаря и Августа. Их было шестеро. Существовало два сената. Один – в Риме, другой – в Константинополе. Императоры наделяли сенаторским званием придворных чиновников или даже частных лиц. Оба сената стали не более, как муниципальными органами, управляющими столичными городами. Если доминусы и сообщали и сообщали сенатам новые законы, то не более, как для сведения. Формально сената избирал консулов, претеров и квестеров. Но такое избрание нуждалось в санкции императора. Если император передавал на рассмотрение сенат какое-нибудь уголовное дело для расследования, то оно расследуется затем под председательством городского префекта. Формальностью оставалось избрание сенатом нового императора. Сената утверждает в этой должности того, кто был уже провозглашен войском, или предназначен для этой роли в качестве цезаря.
По всем этим основанием в романистической литературе период домината характеризуются как "абсолютная монархия".
Избираемые ежегодно муниципальными собраниями дуумвиры были председателями городских "сенатов", наблюдая за городским управлением. Они наблюдали административной и судебной властью. В муниципиях они являлись высшими судьями. Однако, в период империи их юрисдикция была существенно ослаблена. Муниципальный "совет" или "сенат" именовался декурией. Вообще же под декурией понималось всякое подразделение или отделение, состоявшее из 10-ти человек. С древнейших времен существовали декурии патрициев, всадников, сенаторов. Были также и коллегии судей. Десять первых членов муниципального совета именовались децемвирами.
Со временем императора Константина городские общины стали учреждать специальных должностных лиц (дефензоров), уполномоченных защищать город от притеснений и несправедливостей со стороны императорских чиновников. Население провинций буквально изнемогало под бременем множества государственных налогов и натуральных повинностей, грабежей и вымогательства чиновников.
Заключение
Учеными по-разному трактуют значение римского права. Одни романисты говорят о кризисе римского права, другие склонны идеализировать его. Так, некоторые авторы трудов по истории римского права утверждают, будто милосердие было цветком античной культуры, и будто в уравновешенном благодаря римскому праву в римском обществе каждый класс был уверен в завтрашнем дне. Одно из предписаний римского права, данное Ульпианом, гласит: "Жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит".
Есть выражение, что Рим трижды покорял народы мира: вначале: силой оружия, затем христианством, и, наконец, - римским правом. И действительно, римское право – явилось наиболее развитой и законченной системой права общества, экономика которого в значительной степени была основана на рабовладении. Мы видим, что разделение властей имело место уже в период принципата.
Несомненные заслуги римского права это то, что оно способствовало ликвидации сословного характера феодального права, тормозившего развитие торговли и промышленности, развитие частной собственности. А так же, что римское право послужило одним из источников Гражданского кодекса Наполеона 1804 года, который стал образцовым сводом законов буржуазного общества и лег в основу кодификаций многих государств мира.
Однако я придерживаюсь, позиции тех романистов, которые хотя и высоко оценивали римское право, но все же не высказывались в том смысле, что римское право абсолютно непогрешимо, что дальше его идти некуда. Изречение видного германского ученого Рудольфа Иеринга: "Через римское право, но вперед, дальше его", как ничто лучше это подчеркивает.
Список используемой литературы
1. Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под общей редакцией члена-корреспондента Российской Академии Наук, доктора юридических наук, профессора Нерсеянца В.С. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1999. - 784с.
2. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Под общ. Ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА∙М), 2001.- 624с.
3. Римское частное право: Учебник. Под ред. проф. И.Б Новицкого и проф. И.С. Перерского. – М.: Юриспруденция. 1999. - 512с.
4. Скрипилёв Е.А. Основы римского права. Конспект лекций. – 4-е изд. –М.: ОСЬ-89, 2005. - 208с.
5. Хвостов В.М. Система римского права. Учебник. – М.: Издательство "Спарк", 1996. - 522с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Финансовое право |
Контрольная работа | Обеспечительные меры в арбитражном процессе |
Контрольная работа | Развитие политической мысли |
Контрольная работа | Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе |
Контрольная работа | Основные свойства природных газов |