Контрольная работа по предмету "География"


Классификация стран мира по индексу развития человеческого потенци

КСР по предмету «Экономическая и социальная география западных стран»


Тема: «Типология стран мира. Классификация стран мира по индексу развития человеческого потенциала
»


Подготовил студент 1 курса, 2-й группы МО ФМО


Николаев Василий


Минск, 2006


Для наиболее чёткого представления об уровне развития той или иной страны и всех стран в целом были введены различные системы классификации. В основу каждой из них положены определённые характеристики, по которым страны можно сравнить между собой. Основные рейтинговые классификации следующие:


1. по уровню социально-экономического развития;


2. по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП);


3. по форме правления и государственного устройства;


4. по уровню производительности труда;


5. по объёму ВВП на душу населения;


6. по уровню конкурентоспособности экономики;


7. по уровню инвестиционного риска;


8. по экономическому росту промышленности страны за определённый период времени и т.д.


Ранее основным показателем высокого уровня развития страны являлся, по общему мнению, её высокий промышленный потенциал
(ПП) и стабильно высокий экономический рост
.


С течением времени всё большее число учёных склоняется к тому, что определение уровня развития любой страны следует делать, исходя из комплекса характеристик
, которые учитывали бы и другие аспекты развития социальной, экономической и даже духовной сферы жизни общества и государства.


Одной из таких комплексных оценок является, наряду с индексами устойчивого экономического благосостояния и гуманитарного развития, индекс развития человеческого потенциала.


Основными показателями в ИРЧП являются:


- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;


- уровень грамотности взрослого населения;


- совокупный валовой показатель числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней;


- реальный ВВП на душу населения, ППС в долларах США;


- скорректированный ВВП на душу населения, ППС в долларах США;


- индекс ожидаемой продолжительности жизни;


- индекс уровня образования;


- индекс ВВП;


- собственно ИРЧП.


Среднемировой ИРЧП на конец ХХ века составил 0,764
.


Раз уж мы заговорили о численном значении ИРЧП, то стоит отметить, что оно может быть от 0
до 1
. То есть единица в данной системе оценки взята в качестве недостижимого идеала или эталона.


В соответствии с этим абсолютно все страны мира можно поделить на группы по ИРЧП:


1) благополучные (в них индекс от 0,799 и выше; среднее значение – 0,911
), до пятидесяти стран мира;


2) средние (в них ИРЧП колеблется от 0,798 до 0,500; где среднеарифметическое – 0,576
), 78 стран;


3) неблагополучные (ИРЧП составляет менее 0,500; в основном же – 0,366
).


В целом, анализируя статистические данные, ИРЧП даёт схожие с уровнем экономического развития результаты. К примеру, в неблагополучные зачислены все страны с низким уровнем развития промышленности (Африка к югу от Сахары, некоторые страны Азии).


Схожесть классификации характерна и для остальных групп, так как показатели ИРЧП и уровня экономического развития тесно взаимосвязаны друг с другом. Большинство стран с наибольшей в мире годовой выработкой (до 40 тысяч долларов) соответственно входят и в «Топ-20» наиболее развитых государств по ИРЧП (США, Швейцария, Люксембург, Канада, Бельгия, Швеция, Дания, Нидерланды, Япония, Австралия).


Это ещё раз подтверждает идею максимально большего развития ПП в средне- и слаборазвитых странах, ведь только наиболее урбанизированные, индустриальноразвитые государства с открытой рыночной экономикой могут повысить свой ИРЧП до уровня «золотого миллиарда».


Правда, следует отметить и тенденцию ко всё большему отставанию слаборазвитых стран от наиболее богатых 20% населения мира. Тем самым это будет вести и к изменениям в классификации стран по индексу развития человеческого потенциала, полностью в соответствии с принципом о том, что богатые становятся богаче, а бедные – ещё беднее.


Наиболее полной и достоверной в плане аналитического сравнения я считаю классификацию стран по уровню развития как таковому
, предложенную в качестве дополнительной в книге Алисова и Хорева, ибо она включает в себя и индекс развития человеческого потенциала, и уровень экономического развития - два наиболее полных и разносторонних статистических показателя во всей их взаимосвязи и перекрёстном сравнении. Эта классификация делит все страны на шесть классов
:


1. Первый, «наивысший»
10
стран (Канада, Франция, Норвегия, Япония, Новая Зеландия, Финляндия, Нидерланды, Швеция, США, Исландия), это страны, далеко оторвавшиеся в своём развитии от следующего класса.


2. Второй, «высший»
19
стран (в основном европейские страны с развитыми капиталистическими отношениями, а также Израиль и Беларусь).


3. Третий, «выше среднего»
36
стран (это страны либо с высоким ИРЧП и средним УЭР, либо наоборот: со средним ИРЧП и высоким уровнем экономического развития; в целом многие страны СНГ, Латинской и Южной Америки, новые индустриальные страны).


4. Четвёртый, «дополнительный»
11
стран (малые страны Карибов и Океании, вследствие своих размеров не играющие существенной роли).


5. Пятый, «средний»
40
стран (в них средний уровень ИРЧП сочетается со средним же уровнем экономического развития, это в основном Азиатский и Африканский регионы).


6. Шестой, «ниже среднего»
8
стран (страны с низким ИРЧП, но средним УЭР; среди них: Нигерия, Индия, Пакистан [три мировых демографических гиганта], Гана, Камерун, Кения, Сенегал, Берег Слоновой Кости).


7. Седьмой, «низший»
37
стран (страны с низкими ИРЧП и УЭР, преимущественно тропики Восточного полушария).


Несмотря на кажущуюся универсальность, полноту и научную достоверность оценки индекса развития человеческого потенциала, не стоит всё же забывать о некоторой условности этой классификации.


Наверное, не стоит напоминать и о том, что все явления и факты следует рассматривать максимально полно, с привлечением наибольшего количества фактического и аналитического материала с целью объективного, точного и непредвзятого подхода к анализу степени развития той или иной страны мира.


Список литературы


Максаковский, В. П
. Географическая картина мира: в 2 кн. / В. П. Максаковский. М., 2003. Кн.1: Общая характеристика мира.


Алисов, Н. В.
Экономическая и социальная география мира (общий обзор): учеб. для вузов / Н. В. Алисов, Б.
С. Хорев. М., 2001.


Весь мир в таблицах. Справочник. – Минск; М., 2001.


Отчёт о мировом развитии. – М.: Прайм-ТАСС, 1997.


Любимов И. М.
Общая политическая, экономическая и социальная география: Учебное пособие. – М.: Гелиос, 2001.


Доклад о развитии человека за 2005
г. – Нью-Йорк, 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :