Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»
Исторический факультет
Кафедра современной отечественной истории
Исполнитель:
Преподаватель: к.и.н., доцент
Нижний Новгород
2009
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. НОВЫЙ КУРС ГОРБАЧЕВА.. 4
1.1.Апрельские перемены.. 4
1.2. Экономические изменения. 6
ГЛАВА II. ПЕРЕСТРОЙКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ7
2.1. Новая стратегия Горбачева, выборы 1989 г.7
2.2. Съезды народных депутатов СССР, изменения в КПСС.. 11
2.3. Общественные движения и переход к многопартийности. 12
2.4. Экономическая борьба с центром, победа Ельцина. 14
ГЛАВА III. РАСПАД СССР. 16
3.1. Союз, Россия и республики. 16
3.2. Ново-Огаревский процесс, август 1991 г.19
3.3. На пути к Беловежскому соглашению. Беловежское соглашение. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 28
ВВЕДЕНИЕ
Начало масштабных реформ в СССР обычно связывают с 1985 г., когда партию, а фактически и государство, возглавил М.С.Горбачев. Между тем некоторые авторы называют «отцом перестройки» Ю.В.Андропова, другие выделяют «эмбриональный период» перестройки (1983 – 1985 гг.), не без оснований полагая, что в первой половине 80-х гг. СССР постепенно входил в стадию реформирования.
К началу десятилетия в стране произошли изменения, делавшие возможными и во многом неизбежными глубокие преобразования сложившихся социально-экономических и политических отношений. Это было обусловлено, с одной стороны, тяжелой ситуацией в экономике, а с другой – изменениями в советской политической элите. В начале 80-х гг. ушли из жизни А.Н.Косыгин, М.А.Суслов, Л.И.Брежнев, А.Я.Пельше, Ю.В.Андропов. Д.Ф.Устинов, К.У.Черненко – последняя когорта руководителей, получивших политическую закваску в сталинское время и занимавших охранительные позиции в отношении той модели социализма и взглядов на характер мирового развития, которые формировались в нашей стране в 30-50-е гг. Им на смену приходили совсем другие лидеры.
М.С.Горбачев принадлежал к поколению, которое сформировалось на волне десталинизации, развернувшейся после XX и особенно XXII съезда партии. По сути это было первое «непуганое» поколение будущих политиков: они не пережили репрессий, были немного свободнее внутреннее и более образованны. В хрущевские времена разномыслие стало укореняться в советском обществе, особенно в интеллигентской среде. Свою роль сыграла и большая открытость СССР послесталинского времени, возможность ознакомления с жизнью тех стран, которые добились наиболее значимых успехов в своем развитии. Все это делало горбачевских сверстников более подготовленными к отходу от тех канонических положений социалистической теории, которые тормозили развитие советского общества в конце XX в.
Целью
данной работы является рассмотрение и анализ политической жизни в СССР в период перестройки.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
осветить новый курс Горбачева, экономические изменения; исследовать перестройку политической системы экономических новаций; проанализировать распад СССР.
ГЛАВА
I. НОВЫЙ КУРС ГОРБАЧЕВА
10 марта 1985 г. после смерти К. Черненко новым генеральным секретарем был избран пятидесятитрехлетний М. Горбачев.
В своем первом выступлении в качестве генсека и на мартовском Пленуме М.Горбачев по традициям пообещал продолжить курс своего предшественника. Однако уже 23 апреля 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС он сообщи о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны».
Экономические преобразование намечалось осуществить на основе новой инвестиционной и структурной политики, предполагалось перенести центр тяжести со строительства новых объектов на модернизацию уже имевшихся предприятий. Но главным объявлялось ускоренное развитие машиностроения. По замыслу авторов реформ, производство машин и оборудования должно было опережать другие отрасли промышленности примерно в 1,7 раза.
Одним их первых шагов, направленных на достижение поставленных целей, стали постановление ЦК КПСС «О мерах преодоления пьянства и алкоголизма» и Закон «О госприемке».
В течение 1985 – 1986 гг. производство алкогольных напитков в стране сократило вдвое, а госбюджет не досчитался с 1985 по 1988 гг. около 67 млрд. руб. Повсеместно резко выросло самогоноварение. В конце концов, в 1988 г. антиалкогольная кампания провалились [1]
.
На основании Закона «О госприемке» были созданы службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К 1 января 1987 г. такие службы уже действовали практически на всех крупных промышленных предприятиях СССР.
Большой энтузиазм у населения, особенно среди учительства, вызывала широко разрекламированная школьная реформа.
Несмотря на туманность провозглашавшихся целей и неясность средств, советское общество с воодушевлением восприняло новый курс. Давало о себе знать негативное отношение к затхлой и надоевшей всем практике последних лет. Общество ждало перемен, и новое руководство, уловив эти ожидания, использовало их в целях укрепления своего положения.
Развернувшаяся кампания открывала дорогу для чистки аппарата, замены кадров и укрепления власти новой команды Горбачева. Заявив о курсе на обновление, она уже и дальше должна была идеологически подпитывать сама себя, параллельно заменяя кадры.
У большинства партийно-государственной элиты не было ясного представления о причинах и характере кризиса советского общества. Главное заключалось в том, что М.Горбачев и его окружение, используя механизм партии, навязали обществу определенный тип действия, внушая, что «иного пути нет». Сподвижник М.Горбачева А.Яковлев признал, что именно через механизм партии предполагалось сломать систему: «Сначала тоталитарный режим надо было сломать через тоталитарную партию, другого пути не было потому что, только используя ее тоталитарный характер, выражавшийся как в организованности, так и в дисциплине и послушании, можно было сломать тоталитарный режим».
В сентябре 1985 г. Председателем Совмина был назначен Н.Рыжков, сменивший на этом посту престарелого соратника Л.Брежнева Н.Тихонова. Министром иностранных дел стал Э.Шеварднадзе. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС. От политической деятельности были отстранены Г.Романов, В.Гришин, В.Щербицкий, Д.Кунаев, Г.Алиев. В феврале 1986 г. был смещен со своего поста первый секретарь Московского горкома КПСС В.Гришин [2]
. На его место был назначен первый секретарь Свердловского горкома КПСС Б.Ельцин. Всего за один год он сменил почти всех работников партийного аппарата, бывших опорой прежнего руководителя.
В феврале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, который изменил Программу партии. Вместо устаревших положений о построении коммунизма был провозглашен курс на совершенствование социализма. Партия обещала удвоить к 2000 г. экономический потенциал страны, а также предоставить каждой семье отдельную квартиру.
Съезд одобрил Закон о трудовых коллективах, предусматривавший создание на промышленных предприятиях советов трудовых коллективов, которые наделялись правом избирать руководителей, регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Тем самым власти как бы обращались к народу, стремились опереться на него. Однако на практике реализация закона привела к дезорганизации производства, на многих предприятиях деятельность администрации оказалась парализованной.
В 1987 г. М.Горбачев провозгласил политику «гласности». Средствам массовой информации было позволено начать широкую кампанию критики существующего общества и его истории под лозунгом «возвращение к ленинским нормам». Журналисты сначала робко, а затем все интенсивней стали критиковать историю советского государства.
К 1988 г. произошел буквально взрыв интереса к прошлому страны. Однако открытый «антисталинизм» незаметно перерастал в отрицание опыта и достижений народа за весь советский период, породив у значительной части общества ощущение тупика, в котором оказалась страна.
Первый год перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике. Итоги развития народного хозяйства в 1986 г. выглядели несколько лучше, чем в предыдущем. Однако ускоренного развития машиностроения не получилось. Несмотря на сообщения о росте производства, в стране усилился товарный голод. Дефицит государственного бюджета в 1985 г. составил 17 - 18 млрд. руб., а в 1986 г. он вырос в три раза [3]
.
Горбачев объяснял образование бюджетного дефицита главным образом просчетами прежнего руководства и недооценкой масштабов кризиса, в котором оказалась страна. А также тем, что в результате снижения цен на сырую нефть, на мировом рынке в 1985 – 1986 гг. доходы от экспорта нефти упали на одну треть. Но главное причиной, все-таки, были неправильно выбранные приоритеты. Сказались также огромные затраты на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы.
26 апреля 1986 г. взорвался один из реакторов Чернобыльской атомной электростанции. Тысячи квадратных километров территории нескольких областей Украины, Белоруссии и Российской Федерации оказались зараженными. Десятки тысяч людей подверглись радиоактивному облучению. Сотни военнослужащих и пожарных, принимавших участие в ликвидации последствий страной аварии, погибли от лучевой болезни. Затраты государства составили десятки миллиардов рублей.
То, что руководство страны не сообщило сразу о подлинных масштабах трагедии, послужило поводом для мощной кампании критики системы [4]
.
ГЛАВА
II. ПЕРЕСТРОЙКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ
В январе 1987 г. на очередном Пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ.
Вместо «ускорения» была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя. Отсутствие ощутимых результатов в экономике Горбачев объяснил действием некого «механизма торможения», кроющегося в самой системе, точнее в системе управления, сложившийся в стране с 30-х гг. Позднее этот механизм был определен как «командно-административная система». Все чаще наряду с «перестройкой» стало употребляться слово «демократизация». Появился лозунг «Больше демократии». Предстояло избавиться от деформаций социализма и вернуться к «ленинским нормам».
Предполагалось, что через демократизацию будет осуществляться непосредственное управление трудящихся на производстве. В избирательной системе предусматривалось введение состязательности, альтернативности выборов. Демократизация, по словам ее вдохновителей, должна была разрушить командно-административную систему, внедрить состязательность во всех сферах жизни, создать естественный механизм динамичного развития всего общества.
В действительности же был выбран объект тотальной критики, на который нужно было списать все промахи перестройки, - бюрократия. По существу «демократизация» стала средством для замены номенклатурных кадров.
Экономические реформы, которые ожидались народом, как бы откладывались во времени, а главной становилась борьба с бюрократией, и переход к демократическим принципам управления.
Идеологом гласности или как его называли в прессе, «истинным архитектором перестройки», считался А.Яковлев. Под его руководством в ЦК стали регулярно проводиться совещания с руководителями средств массовой информации. Сам Яковлев развивал идеи «демократического социализма», многообразия его моделей, настаивал на приоритете «общечеловеческих ценностей» над классовыми, выступал поборником рыночных отношений.
В публицистике остро дискутировался вопрос о возможности демократической альтернативы командно-административной системе. Альтернативу искали в новой экономической политике начале 20-х гг., разработанной В.Лениным. Однако чем больше искали идей демократизации у Ленина, тем теснее оказывались рамки социалистического подхода. «Гласность» посеяла сомнения в социализме как в системе [5]
.
Вместо прежних идей «ускорения» и совершенствования социализма в общественном сознании стала оформляться мысль о необходимости и даже о необратимости радикальной рыночной реформы.
Особенно на этом поприще преуспели такие экономисты и публицисты как В.Селюнин, А.Нуйкин, П.Бунич, Г.Попов, Н.Шмелев, О.Богомолов, Л.Абалкин. Они предлагали перейти к хозрасчетному социализму, в основе которого лежали принципы самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. По мысли автором, между предприятиями должна была возникнуть конкуренция, цены на продукцию должны были регулироваться рынком, допускалось даже банкротство предприятий. Социалистическим оставалось лишь признание того, что хозяевами предприятий станут трудовые коллективы, которые получали право выбирать администрацию, утверждать производственные показатели, решать социальные вопросы.
В 1987 г. Пленум ЦК КПСС принял программу экономических реформ, предусматривавшую переход к преимущественно экономическим методам управлений. Тем самым было положено начало трансформации системы.
Законодательно концепция хозрасчетного социализма получила свое оформление в виде Закона о государственном предприятии (объединении), вступившем в силу 1 января 1988 г. Согласно Закону роль центральных министерств сводилась к подготовке контрольных цифр и определению госзаказа, который предлагалось все время снижать (в 1988 г. он был на уровне 85%) [6]
. Продукция, произведенная сверх госзаказа, могла реализовываться по рыночным ценам. Предприятия получили свободу в выборе партнеров.
Реализация закона разбалансировала сложившуюся систему управления всем народнохозяйственным комплексом, но так и не решила главную задачу – обеспечение эффективности производства.
Промышленные предприятия, освободившись от опеки министерств, столкнулись с отсутствием необходимой инфраструктуры, посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж. Чтобы выжить, они стали энергично бороться за госзаказ.
По расчетам экономистов в 1988 г. более 30% предприятий в стране были убыточными. Трудовые коллективы вместо заботы о повышении эффективности производства воспользовались правом повышать цены, сократили выпуск дешевых товаров.
Переход к строительству «хозрасчетного социализма» серьезно повлиял на всю идеологию реформ. Постепенно место глобальных общечеловеческих ценностей заняли такие понятия, как «рынок», «акционерная и частная собственность», «разделение сластей», «парламентаризм», «правовое государство».
Новая доктрина получила теоретическое воплощение в решениях XIX Всесоюзной партконференции, состоявшейся 28 июня – 11 июля 1986 г.
М.Горбачев представил экономические неудачи следствием консерватизма партаппарата, командно-административной системы, бюрократизма. И отсюда был сделан вывод – механизм управления государством должен быть радикально демократизирован.
Конференция завершилась победой Горбачева и его сторонников. Было принято 6 резолюций: «О ходе реализаций решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе», «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны».
В своем докладе Горбачев провозгласил цель создания в СССР механизмов «свободного формирования и выявления интересов и воли всех классов и социальных групп», ввел понятие «правового государства», провел мысль об исключении партийных органов из хозяйственного управления и лишения их государственных функций, закреплении последних исключительно за Советами. Советы же предлагалось преобразовать по законам парламентаризма.
Было решено избрать Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 человек, 2/3 которых должны были избираться населением, а 1/3 представлять общественные организации [7]
. Съезд должен был принимать важнейшие решения. Из своей среды он формировал Верховный Совет, который должен был работать на постоянной основе.
В соответствии с установками XIX партконференции 12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР в декабре 1988 г. принял Закон7 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР». Изменения касались избирательной системы, был внедрен принцип альтернативности при выборах народных депутатов, а также введен институт Съездов Советов.
Попасть в консервативные Верховный Совет СССР и Верховный Совет РСФСР было трудно, а Съезд открывал возможности для широкого представительства различных групп и фактически был призван вобрать в себя новых «демократических» лидеров. Народу предстояло самому привести к власти людей, ориентированных на радикальную ломку системы. По сути дела решения XIX партконференции открыли дорогу политическому радикализму.
Подготовка к выборам народных депутатов сопровождалась появлением большого количества различных так называемых неформальных движений и групп. Возникли политические и дискуссионные клубы, такие как «Московская трибуна», которые быстро превратились в организационные группы по выдвижению кандидатов в народные депутаты.
Прошедшие в марте 1989 г. выборы стали своеобразной революцией против партийного аппарата. Накануне выборов в Москве прокатилась волна массовых митингов. По московскому округу, получив почти 90% голосов, прошел Б.Ельцин. Осенью 1987 г. на заседании ЦК КПСС Б.Ельцин выступил с критикой темпов реформ. На пленуме московского горкома он был подвергнут жесткой критике за волюнтаризм, его обвинили даже в нанесении удара ножом в спину партии. На XIX партконференции Б.Ельцин обратился с просьбой о своей «политической реабилитации», но был раскритикован. Уйдя с поста первого секретаря МГК КПСС, он больше года оставался в тени, работая председателем Госстроя СССР. Но в начале 1989 г. активно включился в политическую борьбу.
25 мая 1989 г. открылся 1-ый Съезд народных депутатов СССР. Всего было избрано 2250 депутатов.
Съезд избрал Горбачева Председателем Президиума Верховного Совета.
Во время политической дискуссии радикально настроенные депутаты обрушились с критикой на правительство за проводившуюся политику. В качестве главного фактора, сдерживавшего реформы, были названы монопольные интересы ведомств. Обвиняя правительство в промедлении с переходом к рынку, эти силы одновременно критиковали его за рост цен.
В политической сфере предлагалось ввести институт президентства при прямом его избрании, а также проводить референдумы по важнейшим вопросам жизни страны.
Съезд завершился образованием двух направлений сторонников перестройки – умеренного во главе с М.Горбачевым, и радикального, в виде оформившейся Межрегиональной депутатской группы, в которую вошли Ю.Афанасьев, А.Собак, Г.Попов, Ю.Черниченко. Б.Ельцин. Духовным лидером группы был академик А.Сахаров.
Радикалы, в отличие от М.Горбачева, делали упор на полный демонтаж существовавшей системы и встали в оппозицию к власти.
Революции в странах Восточной Европы осенью 1989 г. подтолкнули демократическую оппозицию к более решительным действиям.
На 2-м Съезде народных депутатов А.Сахаров от имени Межрегиональной группы выдвинул требование отмены 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль компартии (14 декабря академик скоропостижно скончался).
Новый лидер Межрегиональной группы Б.Ельцин выступил со своей концепцией реформ, потребовав от правительства радикальных шагов в деидеологизации управления, в борьбе с бюрократией.
Горбачев, стремясь удержаться у власти, был вынужден подлаживаться под лозунги своих критиков. В начале 1990 г. он согласился с требованием отмены 6 статьи Конституции, предложив принять новую платформу КПСС, в которой признавались политический плюрализм, смешанная экономика и многопартийность; признавалась необходимость введения поста президента.
Находясь на посту Председателя Президиума Верховного Совета, Горбачев превратился, по сути дела, в спикера и практическим управлением не занимался.
Важнейшую роль в распаде системы сыграло то, что М.Горбачеву удалось расколоть партноменклатуру, часть которой стояла на старых позициях. Другая была обязана всем Генеральному секретарю, третья, предвидя заманчивые перспективы обогащения, готовилась к новой для себя роли, четвертая делала карьеру в республиках. В партии место первого стал занимать второй эшелон руководителей, менее отягощенный старыми партийными традициями и более приспособленный к переменам, почувствовавшей перспективы для себя в будущем. Фактической оппозиции линии М.Горбачева в партии не было. В результате курс на реформы стал средством дальнейшего разрушения системы, условием для трансформации общественного строя.
Реальное противоречие заключалось в том, что для осуществления масштабных экономических преобразований требовалась твердая политическая власть. Сохранение политической системы не отвечало интересам второго и третьего эшелонов номенклатуры, на которые опирался М.Горбачев. Последовательное ослабление партии и провозглашение либеральных принципов на деле означало утрату влияния КПСС и возникновение новых политических структур. В стране появилось «демократическое движение», получившее самую широкую трибуну, а вскоре в ходе выборных кампаний, и организованные формы [8]
.
В январе 1990 г. демократические силы разработали новую тактику, суть которой заключалась в создании левоцентристской коалиции. Приближались выборы Съезда народных депутатов РСФСР. Видя, что в союзном руководстве и на Съезде им не удается получить большинства, радикалы решили добиться победы в России, чтобы, объявив ее суверенитет, устранить союзный центр от реальной власти.
21-22 января был создан блок «Демократическая Россия». Его костяк составили представители Межрегиональной депутатской группы. Платформа блока включала: требования отмены 6-й статьи Конституции и ликвидации партийных организаций на производстве и в госучреждениях, превращение Верховного Совета в постоянно действующий орган. Она требовала немедленного введения рынка, но при этом добивалась сохранения фиксированных цен.
Параллельно с созданием «Демократической России» появилась и «Демократическая платформа КПСС». Ее организаторами стали ректор Московской высшей партийной школы В.Шостаковский и преподаватель научного коммунизма В.Лысенко. Создание платформы было нацелено на превращение КПСС в партию парламентского типа.
Между тем в самой партии углублялся кризис, она, в результате политики ее лидера, все больше отстранялась от власти. Еще раньше отказавшись от монополии на идеологию, КПСС уже не могла обосновать свое право руководить страной. Падение авторитета партии и ее последующее самоустранение на практике вело к развалу союзного государства. Последствия развернутой кампании тотальной критики реального социализма оказались гораздо серьезней, чем можно было предположить. Сложность ситуации заключалась в том, что расширению этой кампании невозможно было противостоять. Любой, попытавшийся противиться этому, предупреждавший об опасности, тут же подвергался массированному идеологическому прессингу.
Благодаря разочарованию в итогах начатой «перестройки» и активной пропаганде в массовом сознании россиян произошли существенные изменения. Распространились смутные надежды на возможность выхода из углубляющегося кризиса в рамках иного выбора, с опорой на рыночные ценности.
Колебания Горбачева вызывали крику как справа, так и слева. Постоянное лавирование ослабляло власть. По опросам общественного мнения, Горбачев в октябре 1990 г. поддерживали 21%, тогда как в декабре 1990 г. – 52% [9]
.
На этом фоне демократическая оппозиция получила мощного лидера в лице бывшего кандидата в члены Политбюро Б.Ельцина.
В середине марта 1990 г. состоялся 3-й Съезд народных депутатов. 6-я статья Конституции СССР была отменена. Возникла дискуссия о выборах Президента. Часть депутатов выступала за избрание его всенародным голосованием, другая – съездом. Последних поддержали представители республик, которых явно не устраивал вариант избрания Президента всенародным голосованием. Избрание на съезде, делавшее пост Президента менее легитимным, представлялось более удобным. Не устраивало это и сторонников Ельцина, принявших программу борьбы суверенитета РСФСР.
Единственным реальным кандидатом стал М.Горбачев, который и был избран первым Президентом СССР.
В июне 1989 г. в Ленинграде был создан Объединенный фронт трудящихся (ОФТ), который в январе 1990 г. выступил с инициативой создания РКП, а уже в июне состоялся учредительный съезд Российской коммунистической партии, первым секретарем которой был избран И.Полозков, бывший первый секретарь Краснодарского обкома КПСС. Заметным деятелем в РКП стал Г.Зюганов.
Горбачеву, благодаря наличию в рядах РКП своих сторонников и умеренности ее лидеров, удалось удержать РКП под контролем.
В 1990 г. в рамках Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР сформировалась группа «Союз», которую поддерживали несколько сот депутатов. В конце 1990 г. на основе этой группы сформировалось всесоюзное политическое объединение «Союз». Лидерами группы выступили Н.Петрушенко, В.Алкснис, а также Е.Коган и Ю.Блохин. Они обвинили Горбачева в развале страны, в превращении ее в перспективе в колониальный придаток Запада, ликвидации Варшавского договора, высмеивали его идею «общеевропейского дома», доказывая, что СССР в этот дом на равных условиях никогда не пустят. Предъявлялись также обвинения в неспособности погасить очаги межнациональных конфликтов, в отказе от защиты русских.
Поворотным пунктом для КПСС стал ее XXVII съезд, после которого только за один год из партии вышли 4 млн. чел. Съезд одобрил резолюцию «К гуманному демократическому социализму», признававшую плюрализм, частную собственность и разделение властей.
Предвыборная кампания подтолкнула образование новых партий. В течение 1990 г. образовались Социал-демократическая, Демократическая, Конституционно-демократическая, Республиканская и другие оппозиционные КПСС партии. Практически все вновь образованнее партии, называвшие себя социалистическими, на деле пропагандировали либерализм. За короткое время люди, еще вчера являвшиеся членами КПСС и даже активистами, стали ее противниками [10]
.
В апреле 1990 г. в Правительстве СССР была разработана программа экономических реформ, предполагавшая быстрое включение рыночных механизмов, свободу предприятий, начало разгосударствления собственности. Но Президентский Совет и Совет Федерации посчитали, что в условиях падения доверия к союзным ведомствам со стороны республик и населения эта программа не пройдет.
31 июля 1990 г. состоялась встреча М.Горбачева и Б.Ельцина, они договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной. Была создана комиссия под руководством академика С.Шаталина и заместителя Председателя Совмина РСФСР Г.Явлинского.
Б.Ельцин в октябре 1990 г. заявил, что Россия может самостоятельно приступить к радикальной реформе с соответствующим разделом бюджета, собственности, армии, вооружений, таможни и др. Борьбе за экономический суверенитет России от СССР становилась бескомпромиссной.
В ноябре 1990 г. на заседании руководителя союзных республик М.Горбачев предложил программу из восьми пунктов по выводу СССР из кризиса. Предлагались экстренные меры по наведению порядка и укреплению дисциплины на транспорте. Но эти предложения натолкнулись на энергичное сопротивление лидеров республик и прежде всего Б.Ельцина, увидевших в этом попытку Горбачева сохранить собственную власть.
В конце декабря 1990 г. состоялся 4-й Съезд народных депутатов СССР. Съезд принял ряд поправок к Конституции, расширивших права Президента: он получил право непосредственно руководить правительством, преобразованным незадолго до этого в Кабинет министров, возглавил Совет Федерации и Совет безопасности. На должность вице-президента был избран бывший комсомольский и профсоюзный работник Г.Янаев. На съезде о своей отставке объявил Э.Шеварднадзе. Ушел в отставку и председатель союзного правительства Н.Рыжков.
17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении СССР. Большинство жителей страны (71,3%) высказались за сохранение Советского Союза [11]
.
Итоги референдума были восприняты Горбачевым как его политическая победа. 28 марта собрался Чрезвычайный Съезд народных депутатов РСФСР. На съезде среди коммунистической части депутатов произошел раскол. Группа депутатов во главе с А.Руцким заявила о создании фракции «Коммунисты – за демократию» и о своей поддержке Ельцина. Его поддержали и шахтеры Кузбасса, принявшие ряд резолюций в поддержку радикальных депутатов. Б.Ельцину с помощью Р.Хасбулатова удалось получить от Съезда дополнительные полномочия и согласие на проведение в июне 1991 г. выборов Президента России.
Власть и влияние Горбачева таяли на глазах. Он терял доверие и поддержку консерваторов и при этом уже не мог рассчитывать на союз с радикалами.
В апреле 1991 г. перед депутатами Верховного Совета СССР выступил премьер-министр В.Павлов, который раскрыл катастрофическую картину развала экономики страны. Главную причину он видел в развале межреспубликанских связей. Бюджет недополучил около 40% запланированных поступлений из республик. Производство упало за год на 5%, а национальный доход – на 10% [12]
.
24 апреля состоялся Пленум ЦК КПСС, где впервые был поставлен вопрос о недоверии Горбачеву, но ему благодаря удачному маневру – заявлению лидеров 9 республик (включая Б.Ельцина) о совместных мерах по экономической стабилизации и скором заключении союзного договора – все же удалось сохранить пост Генерального секретаря.
12 июня 1991 г. Б.Ельцин одержал убедительную победу на выборах Президента РСФСР.
ГЛАВА
III. РАСПАД СССР
Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал открывшийся 16 мая 1990 г. 1-й Съезд народных депутатов России, в повестку дня которого был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народовластии». 29 мая Б.Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, 30 мая он на пресс-конференции уже заявил о том, что после принятия Декларации о суверенитете России, она станет во всем самостоятельной, и ее законы будут выше союзных. Б.Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союзном договоре без каких-либо предварительных условий.
12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР был принята Декларация о государственном суверенитете России. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет предложил создать Союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, конфедерации и сообществ.
Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитет приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан.
Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика развития национального движения подталкивала к радикальному решению – полной независимости. Национальные движения на своих съездах принимали решения о курсе на независимость. Так, проходивший 27-28 октября второй конгресс «Руха» на Украине заявил об отказе от поддержки перестройки и взял курс на достижение государственной независимости Украины.
Суверенизация России положила начало двусторонним связям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских государств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключении Союзного договора, но готовы вести переговоры о двустороннем договоре с Россией. Свою позицию он подтвердили 1 августа, приняв заявление Совета Балтийских государств о том, что они не считают возможным участвовать в разработке нового Союзного договора. Б.Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра.
1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. 22 сентября подписан Договор о принципах межгосударственных отношений РСФСР и ССР Молдова.
Ельцин в августе совершил поездку по России, побывав в Татарии, Башкирии и ряде российских городов. Ему важно было заручиться поддержкой автономий, стремившихся добиться для себя повышения статуса. В это время уже обозначились контуры роста национал-сепаратизма в российских автономиях.
Провозглашение независимости республик в составе СССР подталкивало автономии к одностороннему решению о повышении своего статуса. Рассматривая себя как равноправные субъекты в составе будущего Союзного, они, видя рост национализма в новых государствах, вовсе не хотели подвергнуться ассимиляции. Суверенные же республики, за исключением России, вовсе не спешили строить свою государственность на основе реализации национально-территориального принципа. В ряде новых независимых государств появились самопровозглашенные республики. Так, в Молдавии была провозглашена Гагаузская Республика, в Грузии декларации о суверенитете приняли Абхазия и Южная Осетия.
В августе состоялись консультации между рабочими группами Верховных советов РСФСР и СССР по подготовке Союзного договора, а также консультативные встречи с представителями 12 союзных республик. 30 – 31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского совета, на котором обсуждались итоги этих консультаций. Было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового Союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с высшими руководителями и при участии Президента СССР.
Дискуссия шла вокруг двух концепций договора. Сторонники первой исходили из того, что союзные структуры ликвидируются, а республики устанавливают между собой горизонтальные связи и на этой основе создают Союз. Приверженцы второй исходили из необходимости сохранения существующей союзной вертикали управления, но при условии ее реформирования.
Реальные политические условия и общественное мнение было на стороне первых. В общественном сознании уже было сформировано негативное отношение к союзным структурам. Процесс двусторонних договоров, выбивающих почву из-под Союзного центра, уже начался. Этот процесс стимулировался переходом к рыночным отношениям. В преддверии предстоящего передела собственности власть над конкретной территорией (а, следовательно, распоряжение находящимся там имуществом) стала гораздо привлекательней принципов интернационального единства.
18 – 19 августа проект нового Союзного договора был направлен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения.
В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и принял постановление, в котором назвал Союзный договор важнейшим фактором стабилизации обстановки в стране, признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. Верховному Совету СССР и президенту СССР было поручено определить меры по обеспечению нормального функционирования всех органов власти в Союзе до заключения нового Союзного договора. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу о сохранении Союза ССР. Фактически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства.
16 января 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление об организации референдума во вопросу о сохранении СССР. 17 марта вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован следующим образом: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности».
Из принявших участие в голосовании 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса) 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4%)[13]
.
Вывод, который был сделан руководством страны из итогов референдума, не предполагал прямого обращения за поддержкой к народу в отстаивании территориальной целостности. Напротив, с еще большей силой стали говорить о необходимости скорейшего подписания Союзного договора.
23 апреля в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей девяти республик и М.Горбачева, во время которой было сделано «Совместное заявление»№, названное журналистами заявлением «9+1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновления, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Республики присматривались у центру, точнее, к его способности контролировать ситуацию. Малейшее колебание тут же использовалось для продвижения к полной независимости. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной властной структурой оставалась партия.
В заявлении предполагалось, что после подписания и ратификации (процедура, характерная для фактически независимого государства) не позднее, чем через 6 месяцев должна была принята новая Конституция, куда Союзный договор войдет составной частью.
22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного договора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст договора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 г.
24 мая в Ново-Огареве состоялось первое заседание Подготовительного комитета, созванного в соответствии с решением 4-ого Съезда народных депутатов СССР для работы над проектом нового Союзного договора. В заседании приняли участие руководители всех союзных и автономных республик. 17 июня Подготовительный комитет закончил подготовку текста Союзного договора и направил его Верховным Советам республик и парламенту Союза. Проект был опубликован в печати. Вокруг проекта разгорелись споры. Одни связывали с его подписанием разрешения кризиса в стране, другие видели в нем еще один шаг на пути к полной дезинтеграции Союза [14]
.
Согласованный в конечном итоге проект предусматривал, что государства, образующие Союз, являются полноправными членами международного сообщества, равно как и Союз является субъектами международного права. Государства могут входить в состав Союза непосредственно, или в составе другого государства. В последнем случае отношения между ними регулируются договорами, Конституцией государства, в состав которого они входят, и Конституцией Союза. Для РСФСР была применена особая формула: отношения между Россией и республиками регулируются федеративным договором и Конституцией СССР. Конституция России не упоминалась. Это было достижением автономии. Участники договора признавали границы друг друга, что в условиях, когда республики становились субъектами международного права, вело к международно-правовому закреплению их как межгосударственных. С учетом свободы выхода из состава Союза это означало, что Союзный договор обеспечивал благоприятные условия становления национальной государственности республик. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения оставался русский.
Таким образом, Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. Но вместе с ним распадалась и Российская Федерация.
Этот проект было решено опубликовать. На 20 августа было назначено его подписание.
До этого события М.Горбачев собирался отдохнуть в Крыму на только что отстроенной даче на Форосе.
Незадолго до отъезда, 29 июля, он в конфиденциальной обстановке в Ново-Огареве встретился с Б.Ельциным и Н.Назарбаевым. Три лидера обсудили возможные кадровые перестановки в высшем руководстве СССР после подписания Союзного договора. Конкретно речь шла о смещении премьера В.Павлова, министра обороны Д.Язова, министра внутренних дел Б.Пуго и председателя КГБ В.Крючкова.
Выступив 2 августа по телевидению с сообщением о предстоявшем подписании Союзного договора, 5 августа Горбачев отправился в Форос.
Тем временем в Москве шла интенсивная подготовка к введению чрезвычайного положения.
18 августа в Форос приехали Бакланов, Шенин, Болдин, Варенников и Плеханов. Они показали М.Горбачеву предполагаемый состав будущей ГКЧП и предложили подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения. Но неожиданно для себя получили категорический отказ. Это сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков.
По возвращении в Москву они объявили о недееспособности Президента [15]
.
Утром 19 августа, за день до подписания нового Союзного договора, по каналам ТАСС было передано заявление высшего руководства страны, в котором говорилось о том, что в связи «с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР», его полномочия переходят к вице-президенту Г.Янаеву. В целях преодоления угрожавших суверенитету страны политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, исходя и результатов всенародного референдума о сохранении Советского Союза, «идя навстречу требованиям широких слоев населения о необходимости принятия решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе» в отдельных местностях страны вводилось чрезвычайное положение. Для управления страной в условиях режима ЧП образовывался государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в составе: О.Бакланов – первый заместитель председателя Совета обороны СССР; В.Крючков – председатель КГБ СССР, В.Павлов – премьер-министр СССР; В.Пуго – министр внутренних дел СССР; А.Тизяков – президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР; Д.Язов – министр обороны СССР, Г.Янаев – и.о. Президента ССС Р [16]
.
Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки, о расформировании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении контроля над средствами массовой информации.
Для того, чтобы успокоить население, предполагалось осуществить целый ряд экономических и социальных мер: снизить цены на отдельные товары, оказать помощь селу и др.
В ответ на заявление ГКЧП с совеем обращении «К гражданам России» Президент РСФСР Б.Ельцин, исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР Р.Хасбулатов и Председатель Правительства РСФСР И.Силаев назвали действия ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворотом», объявив все его действия незаконными и не подлежащими исполнению. Призвав граждан России к всеобщей бессрочной забастовке, а военнослужащих не участвовать в перевороте, они потребовали немедленного созыва Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР.
Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства.
Б.Ельцин издал указ, в котором квалифицировал действия Комитета как государственный переворот, а все его решения незаконными на территории Российской Федерации; должностные лица, исполняющие решения ГКЧП предупреждались об уголовной ответственности.
Другим указом Б.Ельцин переподчинил себе все органы исполнительной власти Союза ССР, находящиеся на территории России, в том числе КГБ СССР МВД СССР, Министерство обороны СССР. В обращении к солдатам и офицерам он выразил уверенность, что они не пойдут против своего народа.
В ответ исполнявший обязанности Президента СССР Г.Янаев объявил указы Президента РСФСР противоречащим Конституции СССР, а, следовательно, не имеющими юридической силы.
По решению ГКЧП в Москву были введены войска. Улицы города были наводнены солдатами и боевой техникой.
В целом население страны сохраняло спокойствие. Призыв российских руководителей к всеобщей забастовке остался без ответа. Лишь вокруг Дома Советов собрались несколько десятков тысяч москвичей, в основном интеллигенция и студены, готовых защитить Президента.
В ночь с 20 на 21 августа в туннеле на пересечении Садового кольца и Калининского проспекта возбужденная толпа попыталась задержать колонну боевых машин, двигавшихся в сторону Смоленской площади. В результате несчастного случая погибли трое молодых людей.
21 августа в Форос вылетели Д.Язов, В.Крючков, О.Бакланов, А.Лукьянов и др. М.Горбачев отказался встретиться с ними. Спустя несколько часов в Форос прибыла уполномоченная Верховным Советом РСФСР делегация во главе с вице-президентом А.Руцким и премьером И.Силаевым.
Лидеры ГКЧП были арестованы. Горбачев вернулся в Москву, полностью отмежевавшись от своих соратников.
23 августа на встрече с депутатами Верховного совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требование о роспуске КПСС, которое он принял.
Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Компартии РСФСР. Бывшая партийная собственность была конфискована. Были закрыты коммунистические газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда», а также газета «День» [17]
.
Августовские события привели УК усилению дезинтеграции страны.
Уже 20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики, а днем позже Конституционный закон о государственном статусе республики принял парламент Латвии.
24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. В постановлении говорилось, что этот шаг предпринят, «исходя из стремительной опасности, нависшей над Украиной, в связи с государственным переворот в СССР 19 августа 1991 года».
24 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан.
Руководство России в полной мере воспользовалось благоприятной ситуацией, возникшей в результате провалившегося пуча, для укрепления российской государственности.
22 августа Б.Ельцин издал указ «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», которым предусматривалась передача всех предприятий и организаций союзного значения, находящихся на территории республики, в собственность России. Под юрисдикцию России переводились целые отрасли хозяйства. Было прекращено финансирование союзных министерств, за исключением Министерства обороны, МПС и Минатома. 28 августа 1991 г. Россия установила контроль над Государственным банком СССР и Внешэкономбанком СССР.
Союз распадался на глаза М.Горбачева, видя как власть ускользает из рук, он предпринимал лихорадочные усилия для возобновления процесса подписания Союзного договора. На проводимых им совещаниях руководителей республик формально подтверждалась необходимость подписания договора. Однако реальные действия политических элит союзных республик шли в направлении их дальнейшей суверенизации. Для закрепления успеха им было необходимо устранить препятствие в лице Съезда народных депутатов СССР, сохранявшего свою конституционную легитимность.
1 сентября М.Горбачев провел совещание с руководителями республик. 2 сентября на открывшимся внеочередном 5-м Съезде народных депутатов СССР с заявлением от имени Президента СССР и высших руководителей союзных республик выступил Н.Назарбаев. В заявлении предлагалось, в целях недопущения дальнейшего распада структур власти и до создания новой государственной системы, образовать Совет представителей народных депутатов от союзных республик, Государственный Совет в составе Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик, а для координации управления народным хозяйством – Межгосударственный экономический комитет. Предполагалось подписать Союзный договор, заключить экономический союз. В заявлении говорилось о подготовке Конституции, проект которой должен быть рассмотрен и утвержден парламентами союзных республик, а окончательное принятие осуществлено на Съезде уполномоченных представителей союзных республик.
Руководители республик просили Съезд народных депутатов о поддержке обращения союзных республик в ООН с просьбой о признании их субъектами международного права.
Съезд одобрил предлагаемые меры, приняв постановление «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР». А также принял Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».
5 сентября Съезд завершил работу. Фактически произошел его самороспуск.
Одним из первых шагов Госсовета СССР стало признание независимости Латвии, Литвы и Эстонии вопреки недавно принятому Закону о порядке выхода из СССР [18]
.
1 октября в Алма-Ате состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой обсуждался проект Договора об экономическом сообществе в рамках СССР. 4 октября парафированный текст был опубликован. 11 октября на заседании Госсовета обсуждались проблемы Союзного договора и Договора об экономическом сообществе.
18 октября Договор об экономическом сообществе был подписан Президентом СССР и руководителями 8 республик (кроме Украины, Молдовы, Грузии и Азербайджана).
В то же время процесс суверенизации продолжился. 27 сентября была провозглашена независимость Туркмении.
4 ноября 1991 г. состоялось заседании Государственного Совета, на котором обсуждались вопросы ускорения экономической реформы, а также сохранения Союза. Более конкретно обсуждались судьбы армии, МИДа, КГБ и других структур Союза государств. На заседании Б.Ельцин поддержал маршала Е.Шапошникова, высказавшись за единые вооруженные силы. С резкой критикой он выступил против МИДа за поддержку путчистов. Через день М.Горбачев направил членам Госсовета проект Договора о Союзе Суверенных Государств с учетом поступивших замечаний.
Союз в документе определялся как «Союз Суверенных Государств (ССГ) – союзное демократическое государство, осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора».
Однако Украина, парафировавшая Договор об экономическом сообществе, не намерена была создавать союзное государство. Л.Кравчук, на пресс-конференции 8 ноября, после возвращения из Москвы заявил, что самое главное – провести референдум о независимости Украины, создать национальную армию, ввести собственную валюту. Что же касается Союза, то Украина, по его словам, не ратифицирует Договор, если за ним будут стоять какие-либо центральные органы власти. По его словам, «никакого центра вообще быть не должно, кроме координационных органов».
25 ноября главы государств собрались в Ново-Огарево для парафирования текста Договора. Однако под предлогом того, что на Украине 1 декабря проводился референдум, а без Украины ни о каком государстве не может быть и речи, парафирование не состоялось. Решили направить текст Договора Верховным Советам государств и Верховному Совету СССР для рассмотрения и подготовки окончательного текста.
27 ноября был опубликован пятый и последний проект Договора о Союзных Суверенных Государств. В этот же день состоялось последнее заседание Госсовета СССР, на котором обсуждалась ситуация в Нагорном Карабахе.
1 декабря на Украине состоялся референдум. 90,3% голосовавших высказались за независимость Украины. Л.Кравчук был избран президентом Украины.
2 декабря Б.Ельцин заявил о признании независимости Украины. Одновременно в Казахстане президентом был избран Н.Назарбаев (98,8% голосов).
3д декабря Верховый Совет СССР одобрил проект Договора. На следующий день Горбачев обратился к Верховным Советам республик с призывом поддержать проект.
8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще Б.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич объявили: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование» [19]
.
Соглашение об образовании СНГ было ратифицировано 10 декабря Верховными Советами Украины и Белоруссии.
11 декабря о своем присоединении к СНГ заявила Армения и Киргизия. 12 декабря Соглашении и создании Содружества Независимых Государств ратифицировал Верховый Совет РСФСР.
Выступая на четвертой сессия Верховного Совета РСФСР Б.Ельцин заявил: «Главный итог состоит в следующем. Три республики, которые выступали учредителями СССР, приостановили процесс стихийного, анархичного распада того общего пространства, в котором живут наши народы. Была найдена единственно возможная формула совместной жизни в новых условиях – Содружество Независимых Государств, а не государство, где никто не имеет независимости». «Соглашение, - продолжал он, - является базой для динамичного развития нового типа связей между суверенными государствами. Положен конец самому главному препятствию к этому – союзному центру» [20]
.
На следующий день в Ашхабаде состоялась встреча глав государств Средней Азии и Казахстана, на которой идея СНГ была в основном одобрена. 16 декабря Верховный Совет Казахстана принял Закон о государственной независимости республики.
1 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР принял заявление, в котором выразил понимание соглашение России, Белоруссии и Украины о создании СНГ.
В течение последующих двух дней были упразднены МИД СССР и Госбанк СССР.
21 декабря в Алма-Ате состоялось подписание Декларации глав одиннадцати государств в поддержку Беловежского соглашения, в которой говорилось, что с образованием СНГ Союз Советский Социалистических Республик прекращает свое существование.
25 декабря в 19 часов Михаил Горбачев выступил по телевидению с заявлением: «В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР». В 19 часов 38 минут над Кремлем красный флаг СССР был заменен трехцветным российским.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С именем Горбачева связаны социально-экономические и политические преобразования второй половины 80-х гг., вошедшие в историю как эпоха перестройки. Перестройка была задумана как процесс «улучшения социализма», призванный смягчить недостатки системы и обеспечить лучшую интеграцию страны в мировое сообщество. Была сделана попытка ускорить модернизационные процессы в обществе.
В целом экономические преобразования эпохи Горбачева можно разделить на три этапа
: первый
(1985 – 1986 гг.) – этап «улучшения социализма» на базе старых постулатов. Главная идея: социализм имеет огромные неиспользованные резервы, необходимо ввести их в действие и сделать рывок в соревновании с Западом. Второй
(1987 – 1989 гг.) – этап либерализации экономики, введение элементов рыночной экономики. Цель – соединить социализм с рынком. Третий
(1990 – 1991 гг.) – этап углубления рыночных реформ, к сожалению, так и не воплощенных в жизнь. В качестве стратегической задачи нового политического руководства был провозглашен курс «всемирной интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования планирования и управления, укрепление организованности, дисциплины и порядка во всех отраслях экономики».
Сегодня очевидны негативные последствия ликвидации СССР, и большая часть россиян сожалеет о распаде единой страны. Однако возникает вопрос о том, почему в конце 1991 г. большая часть российского населения восприняла весть об официальной «кончине» СССР относительно равнодушно. При ответе на него нужно принять во внимание ряд факторов. Во-первых, сказалась усталость от затянувшейся неопределенности. В течение многих месяцев ощущалось, что страна находится в состоянии полураспада, который никак не может закончиться. В этом плане Беловежье представлялось наконец-то сделанным выбором. Во-вторых, длительное время все являлись свидетелями нарастающей недееспособности растаскиваемых республиками центральных управленческих структур, что привело к их практически полному свертыванию или параличу к декабрю 1991 г. В-третьих, психологически восприятие исчезновения СССР облегчалось тем, что правовое закрепление этого факта было осуществлено в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, т.е. было преподнесено не как ликвидация, а как трансформация ранее существовавшего государства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
В.И. Болдин. — М.: Республика, 1995. — 447 с.
1990. — 184 с.
1993. – 127 с.
Литература
:
А. И. Вдовин. - М.: Аспект, 2003. – 540 с.
Марковой. М.: ЮНИТИ. 1999. – 727 с.
[1]
Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым/ А.С.Черняев. - М.: Культура, 1993. С. 36.
[2]
Черняев А.С. Указ. соч. С. 38.
[3]
Тимошина Т.М. Экономическая история России / Т. М. Тимошина; МГИМО (У) МИД РФ; ред. М.Н.
Чепурин . – 2-е изд., стереотип. – М.: Филинъ: Юстицинформ, 1998. С. 355.
[4]
Тимошина Т.М. Указ. соч. С. 356.
[5]
Новейшая история Отечества. XX век. Т. 2. Под.ред. А.Ф.Киселева. М.: Владос, 1998. С. 355.
[6]
История мировой экономики. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н.Марковой. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 698.
[7]
Киселев А.Ф. Указ. соч. С. 359.
[8]
Лукьянов А.И. Переворот мнимый и настоящий/ А.И. Лукьянов. – М: Палея, 1993. С. 83.
[9]
Лукьянов А.И. Указ. соч. С. 85.
[10]
Лукьянов А.И. Указ. соч. С. 86.
[11]
Болдин В.И. Крушение пьедестала. Штрихи к портрету М. С. Горбачева/ В.И. Болдин. — М.: Республика,
1995. С. 90.
[12]
Тимошина Т.М. Указ. соч. С. 357.
[13]
Болдин В.И. Указ .соч. С. 92.
[14]
Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938 – 2000 / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. - М.: Аспект, 2003. С. 334.
[15]
История России в новейшее время (1945 – 1999). Под.ред. А.Б.Безбородова. М.: Петербургское востоковедение, 1999. С. 288.
[16]
Безбородов А.Б.Указ. соч. С. 289.
[17]
Шикман А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. (В 2 кн.): А-К. – М.: Издательство АСТ – ЛТД, 1997. С. 42.
[18]
Павлов В.С. Август изнутри. Горбачевпутч/ В.С. Павлов. - М., 1993. С. 83.
[19]
Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему/ Б.Н. Ельцин. — Л.: Сов. писатель, 1990. С. 107.
[20]
Ельцин Б.Н. Записки президента/ Б.Н.Ельцин. - М.: Огонек, 1994. С. 96.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Методы научных исследований |
Контрольная работа | Роль и место психолога в образовательном пространстве |
Контрольная работа | Арифметические основы работы ЭВМ |
Контрольная работа | Ротационные вакуумные насосы |
Контрольная работа | Физиотерапия. Классификация лечебных факторов и их характеристика |