Контрольная работа по предмету "История"


Культура россии XVII века 2

ГОУ ВПО


Тюменский государственный университет


г. Шадринск


Контрольная работа № __________________ вариант _14_____________


По дисциплине ______________________________________________


Фамилия _________________________ Имя ______________________


Отчество _________________________ Группа ___________________


Год рождения _____________________ Образование ______________


Место работы _______________________________________________


Занимаемая должность _______________________________________


Домашний адрес _____________________________________________


____________________________________________________________


Контрольная работа поступила на заочное отделение:


« ___ » _________________ 200___ г. № ________________


Заполняется преподавателем:


Дата рецензии: « ____ » _____________________ 200____ г.


Оценка ____________________________________________


Фамилия преподавателя _______________________________


СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……………………………………………………………………………….3


1. Архитектура и живопись……….………….……………………………………4


2. Музыка и театр …………………………………………..……………………….9


3. Образование……………………………………………………………………….10


4. Литература
…………………………………………………………………………12


Заключение …………………………………………………………………………….14


Литература ……………………………………………………………………………..15


ВВЕДЕНИЕ


Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, на человеческие отношения. Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.


Цель работы: Показать развитие культуры 17 века. Ведь в результате смутного времени, в 17 веке произошел переворот, который обусловил необходимость перемен и в культуре.


Для достижения цели были поставлены задачи:


1. изучить и проанализировать учебную литературу по теме работы;


2. показать события, повлиявшие на развитие культуры 17 века.


Ведь культурная жизнь XVII века, как, впрочем, и вся общественная
жизнь этого времени, находилась как бы на перепутье. Исследователи приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре «нового времени».


Объект исследования: основные направления русской культуры 17 века.


Методыисследования: изучение и анализ научно-методической литературы по теме контрольной работы.


Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.


1. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ


Русский средневековый город сильно отличался от современного ему западноевропейского. На Руси строили просторно. В городах имелось много свободных, незастроенных мест, пустырей, лугов, а при домах – обширных садов и огородов. Основой городского владения являлся двор. Он был окружен прочной оградой, которая глухой стеной выходила на улицу. В глубине двора стоял дом. Рядом хозяйственные постройки – конюшня, хлев, за ним – сад, огород. Богатые горожане могли позволить себе иметь дворовую церковь.


Основным строительным материалом на Руси служило дерево. Из него сооружали жилые дома, дворцы, храмы, хозяйственные постройки, крепости, мосты. Дерево имело немало преимуществ перед камнем. Во-первых, большое значение имела дешевизна, вызванная обилием лесов. Во-вторых, деревянное строительство шло очень быстро. Дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день. К тому же деревянные постройки легко разбираются и переносятся на новое место.


Но древесные постройки приносили также множество неприятностей. Они делали город крайне уязвимым для огня. Неосторожное обращение с огнём, а то и намеренные поджоги приводили к частым пожарам. Мелкие пожары происходили, чуть ли не каждый день. Крупные, когда в сухое время года сильный ветер раздувал пламя, тоже были не редкостью.


В древности плотники при строительстве практически не использовали гвозди. Дороги они были, да к тому же конструкция деревянного дома позволяла обходиться без них. Основным элементом деревянной постройки было бревно. Чуть отступив от концов, плотник вырубал округлые углубления. В них вставлялись концы поперечных брёвен. Один горизонтальный ряд, таким образом, связанных между собой брёвен, назывался венец. Постепенно, укладывая один венец на другой, возводились стены сруба - коробки будущего дома. Для того чтобы брёвна плотнее прилегали друг к другу, в каждом из них плотник вырубал продольный желобок и закладывал в него для теплоизоляции лесной мох. Конструкция крыши была сложнее, но и здесь строители умудрялись обходиться без гвоздей. Интересно, что чуть ли не единственным плотницким инструментом был топор. Им производили все операции: рубили деревья, очищали их от сучьев, обтёсывали, расщепляли на доски.


От достатка и знатности горожанина зависело и его жилище. Жильё бедняка, изба, непременно состояла из двух помещений: холодных, не отапливаемых сеней и тёплой, отапливаемой комнаты – самой избы. Всё в доме было подчинено задаче сохранения тепла: окна делались небольшими, в них вставлялась либо промасленная холстина, либо бычий пузырь. Двери имели низкие потолки и высокие пороги, чтобы при открывании затруднить приток холодного воздуха и отток тёплого. Этой же цели служили и ставни на окнах, которые закрывали в холодную пору на ночь.


К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми «колоннами».


Хотя дерево - было самым распространённым материалом в XVII века, но на Руси также велось и каменное строительство. Богатый человек мог иметь просторные каменные палаты в 2-3 этажа. Обычно на нижнем этаже они хранили товары и домашние припасы. Выше располагались торговые помещения и две кухни. На третьем этаже размещались жилые комнаты хозяев (мужская и женская половины) и прислуги. Хотя снаружи хоромы считались пышными и знатными, но внутри этих домов не много находилось того, чем можно было похвастаться.


Но чаще всего из камня, делались храмы и церкви. В конце XVII века в храмовой архитектуре возникает новый стиль - московское барокко. Самым значительным его памятником является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим «двуцветием»; использованием только красного и
белого цветов.


Одной из самых значительных архитектурных работ в XVII веке, была реставрация Московского Кремля. Во время интервенции в начале XVII века, Кремль сильно страдал, После освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году, приступили к его восстановлению. В 1625 году над Флоровской стрельницей – главным въездом в Кремль – поднялся многоярусный верх с высоким каменным шатром, покрытым черепицей. В архитектуре нового завершения Фроловской башни сочетались черты западноевропейской готики и русского узорочья. Авторами проекта шатра были русские зодчие Бажен Огурцов и английский часовых дел мастер Христофор Головей. Вместе с построенным на Красной площади Казанским собором, Флоровская башня стала памятником возрождения России после страшных лет смуты. В 1658 году, по указу царя Алексея Михайловича, Фроловскую башню переименовали в Спасскую – над её воротами со стороны Красной площади был написан образ Спаса. Новые завершения получили и другие кремлёвские башни. Многоярусные шатры с площадками для дозорных, черепичная кровля, золочёные флюгера над ними, изменили внешний облик Московской крепости.


Эволюционные процессы, происходившие в государственном строе России в XVII веке, ломка традиционного мировоззрения, заметно выросший интерес к окружающему миру отразились на общем характере русской культуры. Способствовали изменениям и необычайно расширившиеся связи страны с Западной Европой. Расширение тематики изображений, увеличение удельного веса светских, исторических сюжетов, использование в качестве «образцов» западноевропейских гравюр, позволяли художникам творить с меньшей оглядкой на традиции, искать новые пути в искусстве. Однако нельзя забывать и того, что золотой век древнерусской живописи остался далеко позади. Подняться вновь на вершину в рамках старой системы было уже невозможно. Иконописцы оказались на перепутье. Начало XVII века ознаменовалось господством двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи. Одно из них получило название «Годуновской» школы, поскольку большинство известных произведений этого направления было выполнено по заказу царя Бориса Годунова и его родственников. Этот стиль в целом отличает тяготение к повествовательности, перегруженность композиции деталями, телесность и материальность форм, увлечение архитектурными формами. В то же время ему присуща определённая ориентация на традиции великого прошлого. Цветовая палитра произведений сдержанная. В построении формы большая роль отводилась рисунку.


Другое направление принято называть «Строгановской» школой. Большинство икон этого стиля связанны с заказами именитого купеческого рода, Строгановых. Строгановская школа – это искусство иконной миниатюры. Не случайно её характерные черты ярче всего проявились в произведениях небольших размеров. В Строгановских иконах с неслыханной для того времени дерзостью заявляет о себе эстетическое начало, как бы заслонившее культовое назначение образа. Неглубокое внутреннее содержание, той или иной композиции и не богатство духовного мира персонажей волновали художников, а красота формы, в которой можно было всё это запечатлеть. Тщательное, мелкое письмо, мастерство отделки деталей и изощрённый рисунок, виртуозная каллиграфия линий, богатство и изысканность орнаментации, многоцветный колорит, важнейшей составной частью которого стали золото и серебро, - вот составные части языка мастеров Строгановской школы.


Элементы своеобразного реализма, наблюдавшиеся в живописи Строгановской школы, получили развитие в творчестве лучших мастеров второй половины XVII века – царских иконописцев и живописцев Оружейной палаты. Их признанным главой был Симон Ушаков - человек разносторонних талантов, теоретик и практик живописи, графики, прикладного искусства. Характерным примером практического претворения в иконописи эстетических материалов Ушакова является его «Троица» (1671 г.).


Наибольшей цельностью отмечены те произведения Ушакова, в которых главная роль отведена человеческому лицу. Именно здесь художник смог с достаточной полнотой выразить своё понимание назначения искусства.


Семнадцатое столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система. Древнерусская иконопись – живое, бесценное наследие, дарящее художникам постоянный импульс для творческого поиска. Она открывала и открывает пути современному искусству, в котором предстоит воплотиться многому из того, что было заложено в духовных и художественных исканиях русских иконописцев


В русской эстетике XVII века происходит крутой перелом. Новая эстетика разрушает установившиеся в живописи традиции во имя правды. Рассказы священного писания использовались художниками для создания простых бытовых картин. В Ярославской церкви Ильи-пророка на стене изображена сцена жатвы. Художники изобразили не библейскую легенду, а картину привычной работы крестьянина. Церковники боролись против обмирщения живописи. Среди живописцев, выполнявших заказы царя и патриарха, уже ясно определилась стремление вырваться из-под сковывающих правил церковного иконописания.


Портретная живопись этого времени была первым светским жанром. В XVII веке в портрете стараются запечатлеть свой образ все именитые люди страны. Царские иконописцы Симон Ушаков, Фёдор Юрьев, Иван Максимов писали портреты князя Б.И. Репнина, стольника Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина и многих других. Фреска в XVII веке, переживавшая последний взлет, лишь условно может быть отнесена к монументальной живописи. В ней почти отсутствует соотнесение живописных поверхностей с архитектурными, изображения измельчены, пронизаны затейливым орнаментом, житийные композиции приобрели характер жанровых картин, изобилующих фольклорными элементами.


Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковных традиций.


Реалистические стремления в искусстве порождали становление нового мировоззрения, но не привели пока к созданию единого творческого метода. Яркое и противоречивое русское искусство XVII века – крупное художественное явление, завершившее историю средневекового искусства, и подошедшая вплотную к эстетике нового времени.


2. МУЗЫКА И ТЕАТР


К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, онабыла безымянна. Существовали местные певческие школы со своимиособенностями «распевов». Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народныепесни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, иглубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые различные психологические состояния человека. Особенности народногохорового творчества были восприняты в немалой степени и церковноймузыкой.


Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей.


Новым явлением было возникновение первого придворного театра. Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин А.С.Матвеев.


Основоположником русской драматургии явился С. Полоцкий, пьесы которого (комедия «Притча о блудном сыне») поднимали серьёзные нравственные, политические и философские проблемы.


В 1673 году в постановке Н. Лима был впервые представлен «Балет об Орфее Эвридике» при дворе Алексея Михайловича, положивший начало периодическим показам спектаклей в России, возникновение русского балетного театра.


3. ОБРАЗОВАНИЕ


В XVII веке уже довольно много людей стремилось научить своих детей грамоте. Но стоило обучение недешево, поэтому учиться могли далеко не все желающие. Женщины, дети даже в богатых семьях оставались обычно неграмотными. Учителями были церковники или приказные (служившие в приказах). По-прежнему грамоте чаще обучали в семье. Одним из основных методов педагогики признавалось телесное наказание «розга». Весьма показательно сочинение по педагогике «Гражданство обычаев детских» - свод правил, определявший все стороны жизни детей: поведение в школе, за столом, встречу с людьми, одежду и даже выражение лица. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий: буквари Бурцева 1633 год, Полоцкого 1679 год и Истомина 1694 год. По содержанию они были шире своего названия, и включали статьи по вероучению и педагогике, словари и.т.п.; азбуковники – словари иностранных слов, знакомившие с философскими понятиями, содержавшие краткие сведения по отечественной истории, об античных философах и писателях, географические материалы. Это были справочники-пособия, обеспечивающие уже в начальной школе знакомство с довольно широким кругом проблем. В XVII веке умели решать многие практические задачи по математике, но теоретический уровень математических познаний был еще весьма невысок. Потребности артиллерийского дела выдвинули необходимость определения расстояний. Эти задачи решались с помощью теоремы Пифагора, но без анализа ее теоретического основания.Медицинские знания носили также преимущественно узкопрактический характер и в немалой степени основывались на многовековом народном опыте лечения болезней. Широкое распространение получили переводы иностранных лечебников и «травников». Наряду с практическими знаниями в области медицины на протяжении XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие, так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, временами года и тому подобное. В середине века в Россию стали проникать сочинения Коперника, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Известно, что на пути развития астрономических знаний серьезным тормозом была позиция церкви. Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт (в основном они несли стратегический характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран (Китая, Монголии).

В Москве появились средние школы, в том числе частные, где изучались не только чтение, письмо, арифметика, но и иностранные языки, и некоторые другие предметы. В 1621 году открылась всесловная лютеранская школа в Немецкой слободе, в ней обучались и русские мальчики. В 1640 году – частная школа боярина Ф.Ртищева для молодых дворян, где их учили греческому и латыни, риторике и философии. В 1680 году – школа при Печатном дворе, основной дисциплиной в которой был греческий язык. В 1687 году было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для свободных людей «всякого чина, сана и возраста» для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями академии стали братья Лихуды – греки. Состав учеников был неоднородным, здесь учились представители разных сословий (от сыновей конюха до родственников патриарха) и национальностей (русские, украинцы, белорусы, молдаване, грузины, греки). В академии изучали древние языки (греческий и латинский), богословие, арифметику, геометрию, астрономию, грамматику, и другие предметы. Академия сыграла большую роль в развитии и просвещении в конце XVII и первой половине XVIII века. Из неё в царствование Петра I вышел математик Магницкий, позже Ломоносов. В последствии академия была перенесена в Святотроицкую Сергиеву лавру.


4. ЛИТЕРАТУРА


Как и в предшествующее время, литература XVII в. была тесно связана с общественно-политической мыслью, она непосредственно отражала и воплощала в своих произведениях социально-политические устремления различных общественных слоев, живо откликалась на важнейшие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в развитии форм литературного творчества.


Рассвет русской общественной мысли в первой четверти XVII века связан с появлением ряда повествований, духовных и светских авторов, о событиях смутного времени. Официальные версии событий смуты содержатся в «Новом летописце» 1630 год, написанном по заказу патриарха Филарета, Основная цель этого произведения – укрепление положения новой династии Романовых.


Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и церковников. Выдающимся памятником русской литературы XVII в. стала автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых защитников церковной старины - протопопа Аввакума. Его рассказ о своей полной гонений жизни написан простым, бесхитростным языком.


Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого, приглашенного в Москву для обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий переложил на стихи Псалтырь. Это переложение долгое время было широко распространенным учебным пособием в России.


В 1678-1679 г.г. появились два сборника стихотворений Симеона Полоцкого - "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион". Стихи Симеона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государства и его правителей, они помпезны и нарядны. В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый «стиль барокко» второй половины XVII в.


Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные перемены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воздействия религиозной идеологии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Культурная жизнь XVII века как, впрочем, и вся общественная
жизнь этого времени, находилась как бы на перепутье, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешались». Исследователи приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре «нового времени».


Определяющим в происходящем культурном перевороте стало
обращение к личностному началу, к человеку. XVII век - формирование русской нации. Отход культуры от церковных традиций, придание ей светского, гражданского характера. Стремление к реализму в искусстве и живописи. Развитие образования и книгопечатания. В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры, изарождались элементы культуры нового времени.


Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.

В данной контрольной работе рассмотрена общая теория русской культуры семнадцатого века.


В процессе решения первой поставленной задачи была изучена и проанализирована учебная литература по теме контрольной работы. Рассмотрены различные направления русской культуры в учебно - методической литературе.


В процессе решения второй задачи были кратко изложены основные направления русской культуры. В ходе выполнения контрольной работы было рассмотрено 11 литературных источников.


ЛИТЕРАТУРА


1. Аксёнова, М. Д. Энциклопедия для детей. Том 12 / М.Д. Аксенова.- М: Аванта+ , 2005 г. – 704 с.


2. Боханов, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века / А. Н Боханов, М. М. Горинов. – М.: АСТ, 2001 г. – 751 с.


3. Георгиева, Т. С. История русской культуры / Т.С. Георгиева. – М.: Аст-Пресс, 1998 г.- 397 с.


4. История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева. - М.: « Высшая школа» ,1998 г.- 333 с.


5. Кондаков, И. В. Культура России / И. В. Кондаков. - М.: КДУ, 2000 г. – 356 с.


6. Личман, Б.В. История России / Б.В. Личман. - Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г. – 368с


7. Мезин, С. А. История русской культуры X-XVIII веков. Книга для чтения / С.А. Мезин. - М.: ЦГО, 2000 г. – 108 с.


8. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры / П.Н. Милюков. - М.: 1994 г. – 514 с.


9. Мунчаев, Ш.М. История России / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов.- М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 2005 г. - 592с.


10. Орлов, А.С. История России / А. С. Орлов, В. А. Георгиев.- М.:«ПРОСПЕКТ», 1997 г.—544 с.


11. Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры / Ю.С. Рябцев. - «Владос», 2003 г. – 383 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :