Уровни организации живой материи
Уровни:
Молекулярный. Начальный уровень организации живого. Предмет исследования – молекулы нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов и других биологических молекул, т.е. молекул, находящихся в клетке. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.
1. Клеточный. Изучение клеток, выступающих в роли самостоятельных организмов (бактерии, простейшие и некоторые другие организмы) и клеток, составляющих многоклеточные организмы.
Клетки многоклеточных организмов образуют ткани - системы сходных по строению и функциям клеток и связанных с ними межклеточных веществ. Ткани интегрируются в более крупные функциональные единицы, называемые органами. Внутренние органы характерны для животных; здесь они входят в состав систем органов (дыхательной, нервной и пр.). Например, система органов пищеварения - полость рта, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкая кишка, толстая кишка, заднепроходное отверстие. Подобная специализация, с одной стороны, улучшает работу организма в целом, а с другой - требует повышения степени координации и интеграции различных тканей и органов.
2. Тканевый. Клетки, имеющие общее происхождение и выполняющие сходные функции, образуют ткани. Выделяют несколько типов животных и растительных тканей, обладающих различными свойствами. Тканевый Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.
3. Органный. У организмов, начиная с кишечнополостных, формируются органы (системы органов), часто из тканей различных типов.
4. Организменный.
5. Популяционно-видовой. Организмы одного и того же вида, совместно обитающие в определенных ареалах, составляют популяцию. Сейчас на Земле насчитывают около 500 тыс. видов растений и около 1,5 млн. видов животных.
6. Биогеоценотический Биогеоценоз. Представлен совокупностью организмов разных видов, в той или иной степени зависящих друг от друга.
7. Биосферный. Высшая форма организации живого. Включает все биогеоценозы, связанные общим обменом веществ и превращением энергии.
Каждый из этих уровней довольно специфичен, имеет свои закономерности, свои методы исследования. Даже можно выделить науки, ведущие свои исследования на определенном уровне организации живого. Например, на молекулярном уровне живое изучают такие науки как молекулярная биология, биоорганическая химия, биологическая термодинамика, молекулярная генетика и т.д. Хотя уровни организации живого и выделяются, но они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.
Особенности строения, биологии и экологии Моллюсков, связанные с их образом жизни. Филогенез
В теле любого моллюска действует пищеварительная, кровеносная, выделительная и другие системы органов. Пищеварительная система начинается с ротовой полости, которая переходит в глотку (с теркой), пищевод, желудок с пищеварительной железой, печенью, среднюю и заднюю кишку, открывающуюся наружу анальным отверстием в мантийную полость. У многих видов моллюсков есть слюнные железы.
Кровеносная система моллюсков незамкнутая. Она состоит чаще всего из двухкамерного сердца и отходящих от него кровеносных сосудов. Нервная система образована несколькими парами нервных узлов с нервами. Ненужные для организма продукты обмена поступают из крови моллюсков в почки, а затем в мантийную полость и удаляются наружу. Почек может быть одна, две или четыре.
В глотке малюсков имеется характерный орган – терка (радула), служащий для соскребания пищевых частиц с субстрата.
У многих форм имеется образуемая задней кишкой чернильная железа с чернильным мешком, откуда может выбрасываться темный секрет филогения, историческое развитие организмов. Термин введён нем. эволюционистом Э. Геккелем в 1866. Процесс и его закономерности изучает филогенетика. Основной задачей при изучении филогинеза является реконструкция эволюционных преобразований животных, растений, микроорганизмов, установление на этой основе их происхождения и родственных связей между таксонами, к которым относятся изученные организмы. Для этой цели Э. Геккель разработал метод «тройного параллелизма», позволяющий путём сопоставления данных трёх наук – морфологии, эмбриологии и палеонтологии – восстановить ход исторического развития изучаемой систематической группы. Привлечение данных эмбриологии для реконструкции эволюционных преобразований организмов потребовало изучения соотношения между их индивидуальным и историческим развитием и уточнения понятия филогенез. Английский эволюционист У. Гарстанг в 1922 сформулировал представление о филогенезе. как о последовательности онтогенезов в следующих друг за другом поколениях, связанных соотношением: родители – дети – внуки. Эта идея была развита И. И. Шмальгаузеном, который считал, что филогенез. Представляет собой «исторический ряд известных (отобранных) онтогенезов». Трактовка филогенеза как исторической последовательности онтогенезов, прошедших контроль естественного отбора, позволяет установить процесс развития любой систематической группы. Это зависит от выбора признаков, по которым устанавливается филогенетическая преемственность форм, от наличия данных палеонтологии и от задач исследования. Изучение исторических изменений признаков, характерных для данной систематической группы, позволяет реконструировать филогенез этой группы, однако неравномерность темпов эволюции признаков и неизбежность экстраполяции результатов изучения ограниченного числа признаков на филогенезе целостного организма, а затем на филогенезе таксона, понижает точность реконструкции филогенеза и часто ведёт к ошибкам. Поэтому для целей реконструкции филогенеза всё шире привлекаются данные целого ряда биологических наук, например молекулярной биологии, биохимии, генетики, биогеографии, экологии и др. Эти данные позволяют компенсировать неполноту палеонтологической летописи и уточнить реконструкции филогенеза полученные классическим методом тройного параллелизма. Особое значение приобретает анализ адаптивного значения филогенетических преобразований. Такой подход позволяет резко повысить достоверность филогенетических реконструкций. Изучение филогенеза служит основой построения естественного развития эволюционной теории и более глубокого изучения отдельных таксономических групп; оно важно для исторической геологии и стратиграфии.
материя биосферный моллюск позвоночный
Особенности строения позвоночных животных, их классификация. Краткая биологическая характеристика этого подтипа
К подтипу позвоночных относятся следующие классы: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. Всех их объединяет наличие челюстного аппарата, активный образ жизни, т.е. активные поиски пищи и полового партнера. При активном передвижении появляются конечности: у рыб - это плавники, а у других представителей - конечности пятипалого типа. В связи с ориентацией появляются органы чувств, головной и спинной мозг и появляются защищающие их череп и позвоночник. У всех позвоночных животных интенсивный обмен веществ, замкнутая кровеносная система, сердце, органы дыхания и органы выделения
Позвоночные - высший подтип хордовых. По сравнению с бесчерепными и оболочниками они характеризуются значительно более высоким уровнем организации, что наглядно выражено как в их строении, так и в физиологических отправлениях. Среди позвоночных нет видов, ведущих сидячий (прикрепленный) образ жизни. Они перемещаются в широких пределах, активно разыскивая и захватывая пищу, находя для размножения особей другого пола, спасаясь от преследования врагов. Активные перемещения обеспечивают позвоночным животным возможность смены мест обитания в зависимости от изменений условий существования и потребностей на разных этапах их жизненного цикла, например при развитии, половом созревании, размножении, зимовках и т.д. Указанные общебиологические черты позвоночных прямо связаны с особенностями их морфологической организации и с физиологией
Нервная система позвоночных значительно более дифференцирована, чем у низших хордовых. У всех животных этого подтипа развит головной мозг, функционирование которого обусловливает высшую нервную деятельность - основу приспособительного поведения. Для позвоночных характерно наличие разнообразных и сложно устроенных органов чувств, служащих основной связью между живым организмом и внешней средой. С развитием головного мозга и органов чувств связано возникновение черепа, служащего надежным футляром для этих крайне нежных и важных органов
В качестве осевого скелета взамен хорды у подавляющего большинства животных функционирует более совершенное и прочное образование - позвоночный столб, который выполняет роль не только опорного стержня тела, но и футляра, заключающего в себе спинной мозг. В области переднего отдела кишечной трубки возникают подвижные части скелета, из которых формируется ротовой, а у огромного большинства - челюстной аппарат, обеспечивающий схватывание, удержание пищи, а у высших позвоночных и измельчение ее. Общий обмен веществ у позвоночных несравненно более высокий, чем у низших хордовых. В этой связи надо указать на характерные черты организации: наличие сердца обусловливает быстрый кровоток; в выделительной системе почки надежно обеспечивают выведение из организма возросшего количества продуктов обмена. Схема строения позвоночного представлена. Указанные черты высокой жизненной организации обусловили широкое распространение позвоночных и проникновение их во все жизненные среды. Это обстоятельство, а также обилие и разнообразие видов позвоночных делают их важнейшим фактором географической среды.
Систематическое положение, образ жизни, внешнее и внутреннее строение тела, размножение и развитие паука-крестовика
Паук-крестовик является одним из самых крупных представителей у паукообразных. Эти пауки распространены по всему миру. Свое имя он получил благодаря характерному кресту на задней части тела. Окраска паука-крестовика часто приспособлена к его окружению. Животные, которые устанавливают сети в более темных местах, например, в лесу или в тенистых кустах, обычно темного цвета. Животные, которые ткут свои сети на солнечных местах, и интенсивно подвергаются солнечному облучению, имеют более светлый оттенок. Паук-крестовик питается маленькими насекомыми, которые попадаются в его паутину – большими мухами, реже осами и пчёлами. При этом местонахождение паука может быть как в центре паутины, так и на краю, следя за сигнальной нитью. Добыча сначала парализуется ядом, а затем переваривается с помощью пищеварительного секрета паука. Пауки также могут сохранять добычу про запас. Укус является совершенно безопасным для человека, во всяком случае, может вызвать только небольшое раздражение. Паук-крестовик живёт чаще всего в полутени, на опушках леса, а также в садах и на лугах. Время, необходимое для сплетения паутины пауком, составляет примерно несколько часов. Паутина этих пауков может достигать в диаметре более 1 м.
Пауки – хищные животные. Они питаются преимущественно насекомыми. Передней парой челюстей паук убивает добычу. У основания челюстей находятся ядовитые железы. Когда коготки, которыми оканчиваются челюсти, вонзаются в добычу, яд стекает в ранку и убивает жертву.
Второй парой челюстей паук разгрызает добычу. За челюстями расположены четыре пары длинных ходильных ног. Как и у раков, ноги паука состоят из отдельных члеников. Каждая нога заканчивается зазубренными коготками, поэтому паук может бегать по своей сетке, не запутываясь в ней. Коготки также помогают пауку ткать паутину.
Пищеварительная система паука-крестовика состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишки. Органами выделения являются мальпигиевы сосуды. Органами дыхания являются легочные мешки и трахеи.
Список использованной литературы
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 год.
2. Левушкин С.И. Общая зоология /С.И. Левушкин. – М.: Высшая школа, 1994г – 432с.
3. Хадорн Э. Общая зоология: пер. с нем. /Э. Хадорн – М.: Мир, 1989г – 528с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Расчет плановой цеховой себестоимости производственной программы 3 |
Контрольная работа | Средства лечебной физкультуры, применяемые в детском возрасте |
Контрольная работа | Химические формулы соединений |
Контрольная работа | Кислотність ґрунтів |
Контрольная работа | Организация рабочего места водителя |