Контрольная работа по предмету "История"


Кузнецкая земля в эпоху бронзы и железного века

Кузнецкая земля в эпоху бронзы и раннего железного века


Задание 1.

Осветите вопрос: «Кузнецкая земля в эпоху бронзы и раннего железного века».


Задание 2.

Перечислите и опишите памятники археологических культур скифо-сибирского мира


Задание №3

. Объясните термины:


1. Скифо-сибирский мир.


2. Курганный могильник.


3. Чекан.


4. Кельт.


5. Фигурно-штамповочный орнамент.


6. Кочевники.


Задание №4.

Выполните тесты:


1. Гипсовые и глиняные погребальные маски являются памятниками:


а) тгарской культуры;


б) кулайской культуры;


в) андроновской культуры;


г) большереченской культуры;


д) таштыкской культуры.


2. Понятие «скифская триада» включает в себя сходные типы:


а) оружия (мечи-акинаки, кинжалы, стрелы);


б) конской сбруи (удила, псалии);


в) керамической посуды (сосуды с линейным орнаментом);


г) произведений искусства («звериный стиль»);


д) земледельческие орудия труда (серпы, зернотерки).


3. Геометрический стиль достиг своего расцвета в эпоху:


а) ранней бронзы;


б) развитой бронзы;


в) поздней бронзы;


г) раннего железного века.


Задание 1. Осветите вопрос: «Кузнецкая земля в эпоху бронзы и раннего железного века».


Земля Кузнецкая - это территория Кузнецкого угольного бассейна, или Кузбасса. В настоящее время под этим названием в народнохозяйственном отношении подразумевается единый экономико-географический комплекс, охватывающий города и районы Кемеровской области РСФСР.


Кемеровская область богата памятниками далекого исторического прошлого. Археологи обнаружили на территории области 135 памятников археологии от палеолита до 15 века н.э. Это курганские группы, могильники, стоянки, городища, поселения, наскальные рисунки – «писаницы» эпохи неолита и бронзы с изображениями животных, сцен охоты далеких предков, населявших Кузнецкую землю.


«Эволюция племен, населявших Землю Кузнецкую, постепенно вносила новые элементы в их жизнь и быт. При занятии охотой и рыболовством они частично переходили к оседлому образу, жизни и ведению примитивного сельского хозяйства. Особенно большое значение в этом отношении имело влияние развития искусства металлургии - изготовление медных, а затем бронзовых изделий, орудий труда и оружия, относящихся примерно к 1500-1200 годам до нашей эры. Наконец, переход к черной металлургии - получению железа в примитивных печах и изготовление из него орудий производства, в особенности для сельского хозяйства, в значительной мере повлиял на повышение материальной культуры древнего человека» [2,с.33].


Во II тысячелетии до нашей эры местное население освоило металлообработку - сначала из самородной меди, а позже из сплава меди с оловом (бронзы). Признаки добычи руды и выплавки меди и олова (в виде куч шлака чудскими племенами имеются на северо-восточном склоне Салаирского кряжа (Чечулинские рудники в 12 км севернее г. Салаира). Самородная медь, открытая древним человеком на Алтае и в бассейне р. Енисея, также использовалась на разные поделки и орудия племенами Земли Кузнецкой. Наряду с каменными и костяными орудиями стали выделывать топоры, ножи, шилья из самородной меди, поддающейся ковке даже в холодном состоянии.


«Бронзовый век (сер. III тыс. – нач. I тыс. до н.э.) – новый период в истории человечества, связанный с освоением металла. В это время на территории Сибири живут различные народы и, соответственно, существуют отличные друг от друга культуры: афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, ирменская и др. Люди разных племен отличаются друг от друга по этническому типу, основному роду занятий, мировоззрению и т.д.» [2,с.34].


Бронзовый век (сер. III тыс. – начало I тыс. до н.э.) – принципиально новый период в истории человечества. Освоение металла измениложизнь древних коллективов. Сначала медь, а затем бронза (сплав меди с оловом) значительно расширили возможности хозяйственного освоения природного окружения. Однако появление металлических изделий было лишь следствием изменения экономического базиса древних обществ. Возникновение земледелия и скотоводства позволило человечеству регулировать процесс получения пищевых продуктов. Экономическая стабильность с неизбежностью повлекла за собой усложнение форм социальной организации. В этой ситуации металл сразу попал в разряд престижных ценностей. Первоначально из металла изготавливались только украшения. Затем мелкие орудия и, наконец, оружие, наряду с сельскохозяйственнымиинструментами.


В самом термине «бронзовый век» заложен общий смысл тех кардинальных изменений в хозяйстве древнего населения Южной Сибири, которые происходят со II тыс. до н.э. Наличие рудных источников позволило древним металлургам уже в эпоху ранней бронзы наладить производство металлических изделий. Принципиально важно, что в Рудном Алтаеуже в древности разрабатывались месторожденияолова. Благодаря этому металлурги использовали при производстве орудий сплавы: оловянные бронзы (концентрация олова в меди превышает один процент), оловянно-мышьяковистые (помимо олова в них наблюдается повышенная концентрация мышьяка).


Отливка бронзовых изделий осуществлялась в двухсторонних литейных формах. Литейные формы изготавливались из камня и обожженной глины. Металл поступал в форму через литниковый канал. Для отливки изделий со втулкой использовался керамический сердечник, который помещался между створками формы.


После отливки изделий совершались операции по металлообработке. Для придания орудию прочности древние металлурги могли использовать наклеп (холодную проковку), изделия шлифовались и рабочая кромка затачивалась.



Археологические исследования позволили восстановить весь ассортимент орудий: топоры-кельты, наконечники копий, стрел, ножи, кинжалы, серпы-косари, шилья и иглы. Особую группу изделий составляют украшения: браслеты, бляхи, гвоздевидные подвески, трубчатые накосники щитковые перстни, кольца, свернутые из пластин или проволоки.



Погребальный обряд


«Сама идея погребения умерших сородичей зарождается еще в каменном веке, но в эпоху бронзы этот аспект мировоззренческой деятельностинаполняется новым содержанием. В этом сложном комплексе представлений центральноеместо занимала идея о том, что мир мертвых в общих своих чертах соответствует миру живых людей. Именно отсюда берет свои истоки традиция снабжать покойного всем необходимым для последующей жизни. Пища, орудия труда, посуда и оружие – вот те неизменные атрибуты, которые составляют погребальный инвентарь» [2,с.45].


С III тысячелетия до н. э., когда на территорию Южной Сибири проникает афанасьевское население, распространяется подкурганный обряд погребения. Участок, на котором расположены могилы, обносился каменной оградой, а затем сооружалась земляная насыпь. Покойных хоронили на спине с согнутыми в коленях ногами. В головах устанавливали сосуды с заупокойной пищей, а вдоль стенок могил помещали орудия труда. Афанасьевцы были скотоводами, поэтому состав погребального инвентаря включал не только орудийный набор, но сопровождался заупокойной пищей – мясом домашних животных.


Во II тыс. до н. э. на территории Южной Сибири формируется новое население, которое оставило памятники окуневской культуры. Подобно афанасьевцам, они хоронили своих умерших сородичей в грунтовых ямах, которые обносились оградой и перекрывались насыпью. Окуневцы знали не только скотоводство, но и продолжали традиции хозяйственной жизни, свойственные населению каменного века. Старое и новое органично сочеталось в рамках погребального обряда. Погребальные одежды и обувь были богато украшенызубами диких животных, а среди орудий часто встречаются каменные. В могилы ставили керамические сосуды и помещали медные изделия. Кроме того, стенки каменных ящиков, в которые укладывали погребенных, украшались рисункамиантропоморфных существ и домашних животных. Сложные композиции передают отношение человека к окружающему миру, а точнее говоря – «картину» мироздания.


В середине II тыс. до н. э. на территорию Южной Сибири проникает андроновское население. Кочевники – коневоды, они в краткий срок освоили степные участки межгорных котловин. Как и их предшественники – афанасьевцы – они практиковали подкурганный обряд захоронения. Это были невысокие земляные курганы, под которыми находились глубокие могилы. Внутри могил сооружались деревянные рамы, которые сверху перекрывались накатом из толстых бревен. Внутри ямы помещали погребенных в скорченном положении на левом боку головой на юго-запад.


В эпоху поздней бронзы ирменское население стало хоронить своих покойных «на траве», не сооружая грунтовых ям, однако курганная насыпь по-прежнему возвышалась над могильным пространством. Это были уже земледельцы, которые верили, что после смерти душа переселяется в иной мир.


Искусство эпохи бронзы

[1]


Наскальные рисунки -
ценнейший источник знаний современного человека о жизни других поколений в бесписьменные времена. Этот древнейший вид изобразительной деятельности донес до нас свидетельства сложного процесса формирования мировоззрения первобытных обществ. Рисунки эпохи бронзы широко распространены по всей территории Евразии. В каждом из регионов они имели свои специфические особенности, которые отразились в предпочтении тех или иных сюжетов, а также в приемах изображения, формировавших различные стили.



Из всего комплекса разновременных изображений, наскальные рисунки эпохи бронзы на территории Южной Сибири выявляются, главным образом, в сопоставлении с изображениями из так называемых «закрытых комплексов», погребений, относящихся к кругу культур эпохи бронзы. Среди них своего рода «эталонами» могут служить гравировки на плитах погребальных каменных ящиков окуневской культуры(могильник Черновая VIIIи рисунки в каменных ящиках из могильника Каракол на Алтае). Сопоставление наскальных изображений и рисунков из погребальных комплексов позволяет датировать эту изобразительную традицию первой половиной II тыс. до н. э.


Древнему населению Южной Сибири в эпоху бронзы было известно несколько способов исполнения изображений: гравировка, выбивка. Именно этими приемами выполнены излюбленные образы: быки, антропоморфные изображения, солнцеголовые и быкоголовые существа, рожающие женщины, фантастические хищники и солярные символы. Многолетние усилия ученых позволили вплотную подойти к пониманию «языка» этих изображений, в которых заключены представления о бесконечном круговороте времени, в ходе которого происходит извечная борьба добра и зла, тьмы и света. Одним из центральных звеньев этой древней космогонической системы был мотив преследования солнца фантастическим хищником. Каменные стелы развитого бронзового века воплощали представления о неизменном возобновлении жизни, а на рубеже бронзового и железного веков были связаны с культом предков.


Остатки бронзового века (так называемой андроновской эпохи, получившей это название по могильнику у дер. Андроновской в Минусинском крае) в Кузнецком бассейне установлены М.Г. Елькиным при исследовании могильников на левобережье р. Ур в районе дер. Ур-Бедари. Группа из 36 курганов при ширине ее до 80 м и длине 900 м расположена вдоль дороги из этой деревни в с. Пестеровское, что на северо-восточном склоне Салаирского кряжа. Максимальная высота сохранившихся насыпей курганов 60 см, большинство же из них имеют высоту 15-20 см при диаметре до 10-16 м.


В 1963 г. археологической экспедицией сотрудников Прокопьевского музея, руководимой М.Г. Елькиным, раскопано 17 курганов, в которых обнаружено 28 могил, принадлежащих населению андроновской культуры.


Отмечено, что «обязательной принадлежностью всех захоронений являются глиняные сосуды, всегда поставленные вдоль юго-западной стороны могилы, т. е. около головы захороненного. Бронзовых предметов в могилах почти не встречается. Только в одной могиле (№ 10) около сосудов лежали два бронзовых височных кольца». «Раскапываемый на левом берегу р. Ур Андроновский могильник, - пишет Елькин, - несомненно, представляет большой научный интерес. Это первый в Южном Кузбассе андроновский памятник. В нескольких могильниках основными находками были глиняные сосуды - горшки с плоским дном, либо сосуды баночной формы. Всего обнаружено 50 сосудов. Орнаментировка чрезвычайно богата и колоритна. Она включает самые разнообразные геометрические элементы - треугольники, ромбы и т. д. «Однако преобладающая масса сосудов сочетает в себе все основные технические приемы нанесения орнамента», - замечает М.Г. Елькин. - «Керамика является основным материалом для датировки исследованного могильника. В результате открытия описанного могильника андроновской культуры можно с полной уверенностью сказать, что Кузнецкая котловина была заселена во II тысячелетии до нашей эры человеком андроновской культуры». М.Г. Елькиным проводились также раскопки курганов на площади Гурьевского колхоза. Там в могильнике собраны изделия из бронзы, глины, кости и камня, относящиеся к бронзовой эпохе. Андроновцы - не местное население, они пришли в Кузбасс из западных областей Западной Сибири. Основным занятием андроновцев было придомное скотоводство и примитивное земледелие.


На рубеже II и I тысячелетий до н. э. андроновская культура была сменена карасукской. М.Г. Елькин вел работы по р. Ине, где в четырнадцати курганах вскрыты 49 могил карасукской культуры. Как показали раскопки, могилы устраивались на поверхности почвенного слоя. Располагались они в ряд - примыкающими одна к другой [3,с.49-50, 51].


Как показали раскопки, проводившиеся сотрудниками Кемеровского педагогического института, в могильниках обнаружено большое количество бронзовых колец, гвоздевидных височных украшений, два прямых бронзовых ножа и др. Основным занятием карасукского населения было скотоводство.


На переходном этапе от бронзового века к железному развитие металлургии, вначале примитивной, достигло более высокого уровня, что имело немалое значение для освоения черной металлургии. У древних племен, населявших Западную Сибирь, хорошо освоивших способ получения изделий из бронзы, начало обработки железа несколько задержалось и только в конце I тысячелетия до нашей эры там стала развиваться плавка железных руд. При этом все же только около III-II веков нашей эры в Западной Сибири железные орудия полностью вытеснили бронзовые. Постепенно все же производство железных изделий принял о большие размеры, которых не достигало там в бронзовый век. Следы культуры железного века установлены раскопками тагарских курганов, городища Маяк и др. Анализ медно-бронзовых изделий из городища Маяк (эпоха поздней бронзы и раннего железа), проведенный в химической лаборатории Сибирского металлургического комбината, свидетельствует о том, что и в более поздние времена медь выплавлялась из местных самородных руд.




Рис. 1. Материалы к археологии раннего железного века Кузнецкой котловины. 1,3-10 - поселение Шабаново-VI, 2 - местонахождение Ракитный. 1 - котел, 2 - кинжал, 3-10 - фрагменты посуды. 1,2 - бронза, 3-10 - керамика.


Задание 2. Перечислите и опишите памятники археологических культур скифо-сибирского мира


В современной археологической литературе существует ряд концепций, авторитет которых освящен временем и многократным повторением основных тезисов в публикациях. Их положение настолько прочно, что не практически не приходится встречать критического разбора этих концепций. Критика допускается лишь для уточнения каких-то отдельных аспектов.


«Эти концепции закоснели в середине 80-х годов ХХ века, и с тех пор в них не заметно развития, кроме разработки отдельных аспектов. Список подобных концепций довольно большой, однако одно из наиболее почетных мест занимает концепция «скифо-сибирского мира». Она претендует на объяснение культурно-исторического развития народов на обширной территории в огромном временном отрезке. Географически территория охвата этой теории простирается от Поднестровья на западе, Кавказа и Амударьи на юге до Ордоса на востоке, и до Ангары на севере. Хронологически она включает временной отрезок от VIII века до н.э. до III века н.э., то есть примерно 1100 лет» [2,с.18].


Теория, если излагать ее в общих чертах, провозглашает образование примерно в VIII веке до н.э. некоторого культурно-исторического единства народов, живущих в Великой степи. Оно выражалось, по мнению сторонников этой концепции, в том, что общества имели очень похожий экономический уклад, основанный на кочевом скотоводстве, очень похожую социальную и политическую организацию, очень схоже было военное дело, вплоть до применения практически идентичных образцов оружия. Причем, тезис о наличии этого единства настолько укоренился, что многими исследователями он полагался в основание глобальных исторических обобщений: единство, сложившееся в «скифское время», будто бы действовало и в более поздние времена.


Так же, как считают сторонники теории, «скифо-сибирский мир» говорил на одном языке и имел много общего в мировоззрении. Представление о «скифском мире», как преимущественно ираноязычном, также получила широкое распространение и практически не оспаривается.


Теория «скифо-сибирского мира» была первоначально представлена М.И. Ростовцевым, который утверждал, что скифы, будучи ираноязычным народом, пришли из глубин Азии и принесли с собой готовую культуру [2,с.21], которую и описали греческие писатели, в первую очередь Геродот. Иранская культура наложилась на культуру местных народов, живших в причерноморских степях, и в результате этого слияния возникла скифская культура. Концепция, заложенная М.И. Ростовцевым, укрепилась в археологии. Впоследствии многие аспекты этого взгляда дорабатывались археологами, которые нашли типологическое сходство в сооружении курганов, в погребальном обряде, бронзовых «солярных бляшек», зеркал, котлов, некоторых типов керамики, кельтов, бронзовых серпов, а также оружия и снаряжения («скифская триада»). Внимание исследователей было направлено на анализ материалов, и теоретической разработки теории «скифо-сибирского мира» практически не было. В 1980 году В.И. Матющенко признал, что после трудов М.И. Ростовцева и Г.И. Боровки в этой области не было более или менее обстоятельных трудов.


За последние десятилетия открыты раннескифские памятники в Центральном и Южном Казахстане, в Туве и других местах. Особое значение в решении вопроса о происхождении культур скифо-сибирского мира имеют такие памятники, как Птичаша Могила в Болгарии около Варны, Высокая Могила на Днепре и царский курган Аржан в Туве, относящиеся к VIII—VII вв. до н. э. Эти ранние, доскифские памятники свидетельствуют о том, что начиная с VIII в. до н. э. на обширных просторах степей синхронно возникают и развиваются культуры скифо-сибирского типа, сходные в своих основных чертах. При наличии миграций и широкого межплеменного обмена прогрессивные культурные приобретения одного племени быстро распространялись в степях. Так шел процесс формирования культур и всего культурно-исторического единства в степях Евразии.


Курган Аржан является лишь одним из памятников этой эпохи. Его диаметр 120 м. Под каменной насыпью сохранилось грандиозное деревянное сооружение. В центре его находился большой квадратный сруб площадью 65 кв. м, вокруг которого кругами расположены еще 70 срубов. На сооружение ушло свыше 6000 деревьев. В центральной камере в отдельных саркофагах из колод погребены вождь и его жена в богатых одеждах. Предполагают, что на похороны съехались представители подчиненных племен с дарами, поэтому в отдельных камерах погребены кони со сбруей и седлами. В похоронах и тризне предположительно участвовало около 10 тыс. человек. Археологических находок мало, так как могила была ограблена.


Эталонным памятником искусства этапа сложения скифского звериного стиля является топор-секира из Келермесского кургана 1 раскопок Д.Г Шульца (рис. 1). Обух топора-секиры декорирован тремя образами: человека с топором в руке на узких гранях обуха, пары козлов, оперевшихся передними ногами о дерево и поедающих его листву на широких гранях обуха, и пары лежащих и оглядывающихся козлов на торце обуха.


Объединив в контекст все три образа, полученный сюжет можно убедительно интерпретировать как сцену, изображающую охотника, подкрадывающегося к стаду отдыхающих диких козлов. На обеих сторонах проушной части топора изображено по одной фигуре козла и оленя, лежащих с подогнутыми ногами, которые дополняют рассматриваемый контекст. Боевая часть топора не имеет золотой обкладки и, по-видимому, не была декорирована.



Рис 1. Результаты раскопок Келермесского кургана Д.Г Шульца


Декор рукояти топора интересен обилием фигур зооморфных персонажей, одни из которых способны охотиться, другие в природе выступают только как объекты охоты, третьи, в частности, взнузданный конь, могут быть и средством охоты и объектом охоты в случае, если потерян хозяин, на что указывает расположение фигуры коня среди фигур диких животных и характерное для остальных копытных подогнутое положение ног, наиболее соответствующее состоянию отдыха. Фигура оленя с подогнутыми ногами изображена на верхнем слегка выпуклом торце рукояти, который опоясан ободком орнамента в виде переплетённой ленты с точкой в центре каждой петли, этот же орнамент в плоскости лезвия топора, разделяет поверхность рукояти на два вертикальных фриза.


Ранее обращалось внимание на возможное значение указанного орнамента в контексте сцен охоты, изображённых на печатях митаннийского стиля, в случае топором-секирой из Келермесского кургана 1 раскопок Д.Г. Шульца речь, по-видимому, нужно вести о цитате всего сюжета или, по меньшей мере, о полном их контекстном совпадении с незначительными вариациями и дополнениями в иконографии, объяснимыми культурной спецификой самого предмета. Отмечаемая многими исследователями сюжетно-стилистическая близость декора келермесского топора-секиры с декором предметов из Зивие указывает направление поиска непосредственных прототипов сюжета, представленного на этом предмете4

. Учитывая церемониальный характер топора-секиры и сюжет, на нём изображённый, сам предмет, вероятно, обладал свойством атрибута в церемонии ритуальной охоты, что не противоречит его функции парадного оружия.


Сюжет охоты человека на диких копытных у водопоя представлен на псалии из Амударьинского клада. В круглое пространство поверхности предмета вписана композиция, изображающая загонную охоту трёх всадников на двух оленей и двух диких козлов, в которой всадник, находившийся в укрытии неожиданным появлением вспугивает зайца, который изображён бегущим под копыта диких козлов. Композицию по краю предмета окаймляет орнамент в виде переплетённой ленты с точкой в центре каждой петли. Все персонажи композиции представлены и на келермесском топоре-секире, исключение составляет лишь то обстоятельство, что на псалии из Амударьинского клада изображена верховая загонная охота.


Задание №3. Объясните термины:


Скифо-сибирский мир
– в середине I тысячелетия до н. э. в эпоху раннего железного века в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке — сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны — это скифы, савроматы, саки. О других народах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура курганов Горного Алтая, тагарская культура, уюкская и др. Еще в прошлом веке было подмечено сходство предметов изобразительного искусства из южнорусских курганов скифской знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири. Сходство первоначально было отмечено по трем группам предметов: вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства.


На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких к скифским образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные разновидности трехлопастных и трехгранных втульчатых и черешковых наконечников стрел. В степях также были распространены одинаковые или близкие по устройству удила и псалии, а из предметов искусства — бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствует распространение так называемых скифских котлов, отлитых из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивными ручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур и круглых бляшек — символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов, одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды.


Скифо-сибирский мир просуществовал почти 500 лет и составил целую эпоху в историй Евразии. Внутри этого мира создавались материальные и духовные ценности. Он являлся активной политической силой и оказал влияние на многие исторические события, оставив значительный след в истории.


Курганный могильник
- разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Выделяются многочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкции погребальной камеры и насыпи.


Курганные могильники располагаются на возвышенности, которая с запада разрезается оврагом и высохшим руслом ручья. Могильники состоят из курганов устроенных в цепочки, ориентированные по линии С-Ю.


Чекан
- холодное оружие представляющее собой узкий боевой молот на длинной ручке. Название происходит от древнерусского слова «чекан», которое было синонимом слова «топор». Чекан имел довольно сходное устройство с клевцом, но в отличие от него чекан проламывал, а не протыкал щиты и извлекался легче. Велика была и его пробивная сила против доспехов, — в отличие от клевца он обладал «противорикошетными» свойствами, — не соскальзывал. Не мог он также сломаться или согнуться при ударе о сталь.


Кельт
- воинственные племена, в первой половине I тысячелетия до н.э. обитавшие на юго-востоке современной Германии, между Рейном и верховьями Дуная. Эти племена говорили на родственных языках кельтской группы, воздвигали круглые погребальные курганы, использовали в бою тяжелые мечи. Наибольшего могущества кельты достигли в период латенской культуры, продолжавшийся приблизительно пять веков, предшествовавших рождению Христа. В начале 5 в. до н.э. кельты начали экспансию во всех направлениях.


Фигурно-штамповочный орнамент
- на литых и штампованных изделиях наиболее широко был распространен рельефный орнамент, наряду с прорезным.


Предметы с фигурным оформлением окончаний были литыми или штампованными, а бляшки изготавливались обычно путем штамповки. Производилась проволока, резались аппликации, которыми обкладывались бронзовые украшения. Кроме металлических украшений, плющенным золотом и серебром, покрывались деревянные предметы - образцы скульптурной резьбы по дереву. Резьба по дереву, как и традиция применения плющенного золота для обкладки орнаментированных украшений (так называемое «холодное золочение»), было основано на эффекте отпечатывания - на золотом покрытии все узоры и украшения приобретали вид красиво орнаментированных золотых украшений. Ту же цель преследовали при горячем золочении бронзы с применением ртутной амальгамы, этот способ отвечал и практической задаче предохранения изделий из цветного металла от разрушения.


Цветные и драгоценные металлы применялись для инкрустации железных изделий, когда в вырезаемый трапецевидный желобок, в сечении с расширением книзу, вставлялась и вколачивалась полоска цветного металла, которая заполняла желобок и прочно в нем закреплялась, вот так и создавался узор по темному железу. Гравированный тонкий узор также наносился на плоскую поверхность чеканом или резцом. Применялась и техника паяния для соединения отдельных декоративных деталей (ручки сосудов) и для орнаментации изделий зернью.



Кочевники
- (коче́вники
; номады
) — мигрирующие народы, живущие за счётскотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии – рыболовством. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.



Список использованной литературы


1. Илюшин, А.М., Ковалевский, С.А.Итоги исследования древностей раннего железного века Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедицией// Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий/ А.М. Илюшин. -Барнаул. 1999. С. 60-64 // http://new.hist.asu.ru


2. Мартынов, А.И. Скифо-сибирский мир. Археология / А.И. Мартынов. – М.: Высшая школа, 2000.


3. Парцингер, Г. Сейминско-турбинский феномен и формирование сибирского звериного стиля // Археология, этнография и антропология Евразии / Г. Парцингер. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2000. - №1. - С. 66-75.


4. Михайлов, Ю.И. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири (эпоха бронзы) / Ю.И. Михайлов. – Кемерово, 2001.


5. Яворский, В.И. Земля Кузнецкая от древних времен до наших дней / В.И. Яворский. – М.: Издательство «Недра», 1973.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :