Контрольная работа по предмету "Информатика, программирование"


Динамические структуры данных

Міністерство освіти і науки України


Національний технічний університет України "КПІ"


Кафедра медичної кібернетики та телемедицини


Лабораторна робота №2


Тема: Динамічні структури даних


Варіант №16 (задача 17.16).


Виконав:


студент ІМ-81


Плахтій Артур Миколайович


Перевірив:


старший викладач


Зінченко Ніна Павлівна


Київ 2009


Содержание


1. Теоретическая часть


Некоторые линейные списки


Построение сложных структур в динамической памяти


Бинарные деревья


2. Условия задачи


Текст программы


Екран результату


Контрольні розрахунки


Висновок


Список літературних джерел


1. Теоретическая часть


Некоторые линейные списки


Стек

создается как линейный список. Пусть Top
- указатель на начало стека. Стек удобно строить в обратном порядке. Следующий фрагмент программы демострирует основные операции работы со стеком:


Type ukaz=stak, stak=record inf: integer, next: ukaz, end, Var Top,Tek: ukaz; value: integer Procedure DobavS;


Begin new (Tek) readln (Tek. inf) Tek. next: =Top Top: =Teк End Procedure UdalS Begin Top: =Top. next if Top=0 then writeln (‘нехватка элементов’) End


Для организация очереди

можно использовать аналогичный ссылочный тип, при этом необходимо иметь указатели на начальный nach
и конечный kon
элементы. Очередь удобно строить в прямом порядке (рис.1).



Рис.1. Пример построения очереди в прямом порядке


Циклически связанный список

(циклический список) - такой список, в котором связь от последнего узла идет к первому элементу списка. На рис.2 изображен односвязный циклический список. В нем можно получить доступ к любому элементу списка, отправляясь от любой точки.



Рис.2. Пример циклического списка


Наиболее важные операции для односвязных циклических списков:


1. включить элемент слева


2. включить элемент справа


3. исключить узел слева


Если nach1
и nach2
указывают на два разных списка L1
и L2
(см. рис.3), то можно включить справа в список L1
весь список L2
, для чего нужно выполнить присваивания, используя промежуточную переменную PP
типа pointer
:


Var PP: pointer {... } PP: =nach1. link nach1. link: =nach2. link nach2. link: = PP



Рис.3. Циклический список L1 + L2


Каждый элемент списка с двумя связями

содержит два указателя: на соседние слева и справа элементы (см. рис.4). По такому списку удобно двигаться вперед и назад, так как он содержит два входа в список. Для создания двусвязного списка можно использовать следующий тип:


Type ptr=element element=record d: integer right,left: ptr end



Рис.4. Пример списка с двумя связями (двунаправленный список)


Важное преимущество двусвязного списка состоит в том, что для того чтобы удалить элемент tek,
достаточно знать только адрес этого узла, так как адреса предыдущего и следующего элементов хранятся в tek. left
и tek. right
:


tek. left. right: =tek. right tek. right. left: =tek. left


Здесь вы можете проверить, как вы научились работать с двунаправленным списком.


Списки с полутора связями

представляют собой чередование элементов с одной и двумя связями. Их преимущество: требуют меньше памяти, чем двусвязные, но ходить по списку можно вперед и назад.



Рис.5. Пример списка с полутора связями


Построение сложных структур в динамической памяти


С помощью указателей можно создавать самые разнообразные структуры, в том числе более сложные, чем простые линейные списки. Это обусловлено тем, что:


1) любой узел может быть началом другого списка;


2) один и тот же узел может быть включен в несколько различных списков.


Применение указателей придает памяти гибкость, необходимую для представления структур, при этом может понадобиться комбинация элементов с одной и двумя связями. На рис.1 можно видеть пример структуры, которая содержит чередование элементов с 1 и 2 связями.



Рис.1. Чередование элементов с 1 и 2 связями.


Для реализации сложной структуры следует описать два типа элементов:


Type ptr1=element1 element1=record info: string link: ptr1 end ptr2=element2 element2=record info: integer rlink,dlink: ptr2 end


Поскольку элемент с одной связью присоединяется к элементу с двумя связями (т.е. элементу другого типа), при попытке прямого построения связи компилятор выдает сообщение об ошибке на несовместимость типов. Эту сложность можно обойти, используя промежуточную переменную типа pointer

.


Пусть имеются следующие описания:


Var E1: ptr1 E2: ptr2 p: pointer


Тогда чтобы присоединить элемент Е1
к элементу Е2
, следует исполнить:


p: = E1 E2. dlink: =p


В частном случае, когда адресная часть элемента Е2
ссылается всегда только на адрес элемента одного и того же типа, можно пользоваться описанием:


Type ptr2=element2 element2=record info: integer rlink: ptr2 dlink: ptr1 {здесь ссылка на элемент типа ptr1} end


и тогда можно выполнять присваивание: Е2. dlink: = E1.


Бинарные деревья


Деревья относятся к разряду структур, которые удобно строить в динамической памяти с использованием указателей. Наиболее важный тип деревьев - двоичные (бинарные) деревья, в которых каждый узел имеет самое большее два поддерева: левое и правое. Подробнее, если имеем дерево вида (рис.1a), то ему может соответствовать в динамической памяти структура (рис.1б).




Рис.1. Двоичное дерево и его представление с помощью списочных структур памяти а - двоичное дерево; б - представление дерева с помощью списков с использованием звеньев одинакового размера


Для построения такого бинарного дерева используется следующий ссылочный тип:


Type Ptr=Node Node=record Info=Char Llink,Rlink=Ptr End


Для работы с деревьями имеется множество алгоритмов. К наиболее важным относятся задачи построения и обхода деревьев. Пусть в программе дано описание переменных:


var t: ptr; s: integer; c: char; b: boolean;


Тогда двоичное дерево можно построить с помощью следующей рекурсивной процедуры:


procedure V (var t: ptr) var st: string begin readln (st) if st<>'. 'then begin new (t) t. info: =st V (t. Llink) V (t. Rlink) end else t: =nil end


Структура дерева отражается во входном потоке данных: каждой вводимой пустой связи соответствует условный символ (в данном случае точка). Для примера на рис.1 входной поток имеет вид:


A B D. G... C E. F H. J...


Существует три основных способа обхода деревьев [1]: в прямом порядке, обратном и концевом. Обход дерева может быть выполнен рекурсивной процедурой и процедурой без рекурсии (стековый обход). В приведенной ниже рекурсивной процедуре выполняется обход дерева в обратном порядке.


Рrocedure PR (t: ptr) {рекурсивный обход дерева} begin if t<>nil then begin PR (t. Llink) {обойти левое поддерево} writeln (t. info) {попасть в корень} PR (t. Rlink) {обойти правое поддерево} end end


Нерекурсивный алгоритм обхода дерева в прямом порядке:


Пусть T
- указатель на бинарное дерево; А
- стек, в который заносятся адреса еще не пройденных вершин; TOP
- вершина стека; P
- рабочая переменная.


1. Начальная установка: TOP: =0; P: =T.


2. Если P=nil
, то перейти на 4. {конец ветви}


3. Вывести P. info.
Вершину заносим в стек: TOP: =TOP+1; A [TOP]: =P;
шаг по левой ветви: P: =P. llink
; перейти на 2.


4. Если TOP=0
, то КОНЕЦ
.


5. Достаем вершину из стека: P: =A [TOP]; TOP: =TOP-1
;


Шаг по правой связи: P: =P. rlink;
перейти на 2.


2. Условия задачи


17.16.
Деревом поиска, или таблицей в виде дерева, называется двоичное дерево в котором слева от любой вершины находятся вершины с элементами, меньшими элемента из этой вершины, а справа - с большими элементами (предполагается, что все элементы дерева попарно различны и что их тип (ТЭД) допускает применение операций сравнения); пример такого дерева показан на рис.21.


Считая описанными тип дерево (
см. выше) и тип файл
type файл=file of ТЭД; определить функцию или процедуру, которая:


а) проверяет, входит ли элемент Е
в дерево поиска Т;


б) записывает в файл f
элементы дерева поиска Т
в порядке их возрастания;


в) добавляет к дереву поиска Т
новый элемент Е,
если его не было в T
;












Текст программы


uses crt;


label 1,2,3;


type


BT=longint;


u=BinTree;


BinTree=Record


inf: BT;


L,R: U;


end;


var


output, input: text;


s,t: string;


Tree,tree2: U;


k,e: BT;


b: byte;


procedure insiter (var T: U; X: BT);


var vsp,A: U;


begin


new (A); A. inf: =X; A. l: =nil; A. R: =nil;


if T=nil then t: =a


else begin vsp: =t;


while vsp<>nil do


if a. inf < vsp. inf


then


if vsp. L=nil then begin vsp. l: =a;


vsp: =a. l end else vsp: =vsp. l


else


if vsp. R=nil then begin vsp. R: =a;


vsp: =a. R end else vsp: =vsp. R;


end


end;


function find (T: u; x: BT): boolean;


begin


if t=nil then find: =false


else if t. inf=x then find: =true


else if x <t. inf


then find: =find (t. L,x)


else find: =find (t. R,x)


end;


begin


clrscr;


s: ='';


b: =1;


while b<>0 do begin


clrscr;


writeln ('vvedite el dereva'); readln (e);


t: ='';


str (e,t);


s: =s + t + ' ';


insiter (tree,e);


writeln ('prodoljut? (Varianti-0) ');


readln (b);


end;


1: clrscr;


writeln (' chto vu xotite sdelat? ');


writeln (' 1 - proverka nayavnosti elementa');


writeln (' 2 - zapis v fail elementov dereva');


writeln (' 3 - dobavleniye elementa');


writeln (' 4 - po faily stroit derevo');


writeln (' 0 - vuxod iz programmu');


write (' vash vubor: '); readln (b);


case b of


1: begin


write ('vvedite element: '); readln (e);


writeln ('nayavnost elementa-',find (tree,e));


writeln ('press any key');


readkey;


end;


2: begin


{printtree (tree); } writeln ('Zapisano v file OUTPUT. TXT'); writeln;


assign (output,'c: \output. txt');


rewrite (output);


write (output,s);


s: ='';


close (output);


writeln ('press any key');


readkey;


end;


3: begin


write ('vvedite element: '); readln (e);


insiter (tree,e);


end;


4: begin


s: ='';


assign (input,'c: \input. txt');


reset (input);


read (input,s);


close (input);


writeln (s);


writeln ('press any key');


readkey;


end;


0: goto 2;


end;


goto 1;


2: writeln ('press any key');


readkey;


end.


Екран результату




Контрольні розрахунки


Контрольними розрахунками містяться в самій програмі. Отримані результати легко перевірити, що підтверджує вірність роботи програми.


Висновок


Динамічні структури даних дозволяють гнучкіше та ширше використовувати можливості програмування. Дуже зручним у використанні є тип даних Паскаля Pointer та його комбінація з типом Record, що дає змогу реалізовувати списки та будь-які деревовидні структури даних. Середовище Турбо Паскаль та Делфі дозволяє вільно працювати з цими структурами.


Список літературних джерел


1. Т. Рюттен, Г. Франкен. Турбо Паскаль 6.0. Торгово-издательское бюро BHV. Грифон. - К.: 1992. - 235 с.


2. Т.П. Караванова. Основи алгоритмізації та програмування. Форум. - К.: 2002. - 286 с.


3. І. Скляр. Вивчаємо мову программування PASCAL. http://distance. edu. vn. ua/metodic/pascal/


4. Будникова Н.А. Обучающий комплекс по программированию на языке ПАСКАЛЬ http://petrsu.ru/Chairs/IMO/pascal/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :