Контрольная работа по предмету "Информатика, программирование"


Моделирование процесса печати с использованием струйного принтера Hewlett Packard (термоструйная печать)

Задание


1. Выбрать вычислительный процесс и на его примере:


- построить метамодель «асинхронный процесс» и определить свойства исходного процесса на основе анализа метамодели;


- выполнить операции над процессом: репозиция, редукция, композиция, и оценить полученные результаты с практической точки зрения;


- построить предметную интерпретацию метамодели на основе сети Петри и сделать вывод о динамических характеристиках исходного процесса.


2. Оформить отчет.


Выполнение задания


1. Выделить компоненты рассматриваемого процесса.


2. Сформировать множество ситуаций рассматриваемого процесса.


3. Описать модель «асинхронный процесс».


4. Определить траектории выполнения процесса и классы эквивалентности ситуаций и сделать вывод о свойствах рассматриваемого процесса (эффективность, управляемость, простота).


5. Определить множество дополнительных ситуаций для возобновления процесса (если они есть) и построить полную или частичную репозицию процесса.


6. Выделить входные или выходные компоненты асинхронного процесса, выбрать требуемые и построить на их основе редукцию процесса.


7. Определить два подпроцесса на базе исследуемого, выбрать удобный вид композиции (последовательную или параллельную) и построить ее.


8. Описать составляющие модели «асинхронный процесс», используя понятия модели «сеть Петри».


9. Провести анализ свойств мест сети Петри на ограниченность и безопасность.


10. Провести анализ свойств переходов сети Петри на живость и устойчивость.


Постановка задания


Рассмотреть процесс печати с использованием струйного принтера Hewlett Packard (термоструйная печать). Построить метамодель «асинхронный процесс» и модель «сеть Петри». Исследовать их свойства.


Описание процесса


Струйные принтеры Hewlett Packard используют технологию термоструйной печати. В струйных принтерах имеется термоголовка, нижняя часть которой находится на небольшом расстоянии (около 1 мм и меньше) от листа бумаги. В нижней части головки на небольшом расстоянии друг от друга находятся несколько сопел (металлические пластинки, разделенных тончайшими щелями), объединенных в прямоугольную матрицу. Каждое сопло оборудовано одним или двумя нагревательными элементами (микроскопическими тонкопленочными резисторами). Сосуды с краской, сопла и нагревательные резисторы зачастую объединяются в один блок ─ картридж.


Специальные механизмы перемещают бумагу и каретку, в которой в специальных держателях установлены печатающие картриджи.


При подаче напряжения резистор за несколько микросекунд нагревается до температуры около 500°, краска вскипает. В кипящих чернилах постепенно образуется пузырек воздуха, рост которого приводит к выдавливанию чернил из сопла. Спустя приблизительно 3 микросекунды пузырек лопается и происходит отрыв, и последующий выброс уже сформировавшейся капли. После разрушения пузырька и выброса капли силы поверхностного натяжения втягивают новую порцию чернил в камеру.


Т.к. расстояние между соплом и бумагой невелико, то капля краски попадает в строго определенное место на листе бумаги. Затем печатающая головка перемещается на некоторое расстояние и процесс повторяется.


Построение метамодели «асинхронный процесс».


Компоненты


1. K
– устройство управления


K+ - контролирует работу печати и всех элементов принтера


K– - бездействует


2. M
– память


M+ - содержит задания на печать


M– - свободна


3. P
– бумага


P+ - содержится в лотке


P– - отсутствует


4. V
– система валиков для подачи бумаги


V+ - работает (перемещает бумагу)


V– - ожидает (покоится)


5. C
– каретка с печатающими картриджами


C+ - перемещается


C– - покоится


6. R
– нагревательный элемент (тонкопленочный резистр)


R+ - нагрет


R– - охлажден


7. S
– сопло


S+ - выбрасывает каплю чернил


S– - бездействует


8. H
– камера


H+ - содержит чернила


H– - пуста


9. B
– пузырь


B+ - есть


B– - отсутствует


Ситуации, возникшие в процессе печати


1. Принтер включен. Задание печати.


K+ M + P– V– C– R – S – H + B –


2. В начале печати – проверка на наличие бумаги. Ее подача. При повторении печати – прокрутка бумаги.


K+ M + P+ V+ C– R – S – H + B –


3. Отсутствие бумаги. Вывод сообщения об ошибке.


K+ M + P– V+ C– R – S – H + B –


4. Каретка перемещается.


K+ M + P+ V– C+ R – S – H + B –


5. Пропускается ток. Резистр осуществляет быстрый нагрев чернил, находящихся в небольшой камере, до температуры их кипения.


K+ M + P+ V– C– R + S – H + B –



6. Образуется пузырек воздуха, который постепенно растет. Из выходного отверстия сопла выдавливаются пузырем чернила. Ток отключается. Нагревательный элемент остывает.


K+ M + P+ V– C– R – S – H + B +


7. Пузырек лопается. Происходит отрыв и последующий выброс уже оформившейся капли на бумагу. Силы поверхностного натяжения втягивают новую порцию чернил в камеру.


K+ M + P+ V– C– R – S + H + B –


8. С помощью системы валиков бумага выходит из принтера. Память принтера освобождается.


K+ M – P– V + C– R – S – H + B –


s1
= (1,1,0,0,0,0,0,1,0)


s2
= (1,1,1,1,0,0,0,1,0)


s3
= (1,1,0,1,0,0,0,1,0)


s4
= (1,1,1,0,1,0,0,1,0)


s5
= (1,1,1,0,0,1,0,1,0)


s6
= (1,1,1,0,0,0,0,1,1)


s7
= (1,1,1,0,0,0,1,1,0)


s8
= (1,0,0,1,0,0,0,1,0)


Ситуации: S={s1
, s2
, s3
, s4
, s5
, s6
, s7
, s8
}


Инициаторы: I= {s1
, s2
, s4
}


Результанты: R={s3
, s7
, s8
}


Ситуация s1
описывает начальный этап процесса, то есть задание печати.


Ситуация s2
описывает ситуацию, когда происходит проверка на наличие бумаги в лотке. Она инициирует два возможных результата – дальнейшее продолжение печати, либо ее прекращение после вывода сообщения об ошибке.


Ситуация s4
инициирует непосредственно начало процесса печати (то есть процесса нанесения чернил на бумагу).


Ситуация s3
описывает возможный результат в случае отсутствия бумаги.


Ситуация s7
описывает непосредственно результат печати.


Ситуация s8
описывает завершение работы принтера после печати.


Граф, отражающий отношение непосредственного следования



Траектории выполнения процесса, классы эквивалентности ситуаций и свойства рассматриваемого процесса


В данном случае имеем следующие траектории:


S1
→ S2
→ S4
→ S5
→ S6
→ S7
→ S8
– полный процесс, включающий все этапы работы струйного принтера (от задания печати и вплоть до освобождения памяти принтера, при условии, что в лотке содержится бумага).


S4
→ S5
→ S6
→ S7
– процесс, включающий основные этапы работы струйного принтера, а именно сам механизм печати.


S2
→ S3
– процесс, осуществляемый в случае отсутствия бумаги в лотке.


Пусть задан асинхронный процесс, у которого:


1. для любой ситуации s
, не являющейся инициатором, найдется такой инициатор i
, что (i
M
s
),


2. для любой ситуации s
, не являющейся результантом, найдется такой результантr
, что (s
M
r
),


3. не найдется двух ситуаций si

и sj

, таких что: (si

Ï
R) & (
sj

Ï
R
) & (
si

M
sj

) & (
sj

M
si

)
.


Такой асинхронный процесс называется эффективным

. То есть все ситуации эффективного процесса ведут из инициаторов в результанты, а также не должно быть ориентированных циклов, за исключением циклов, состоящих только из результантов.


Бинарное отношение эквивалентности

ситуаций, обозначаемое буквой E означает, что либо si
= sj
, либо (si
Fsj
) и (sj
Fsi
). Отношение эквивалентности позволяет построить разбиение множество ситуаций на непересекающиеся классы эквивалентности

, такие, что любые две ситуации из одного класса эквивалентны, а любые две ситуации из разных классов не эквивалентны. Для классов эквивалентности определено отношение непосредственного следования F. В допустимых последовательностях классов можно выделить начальные и конечные элементы, которые будем называть соответственно начальными
и заключительными классами эквивалентности
. Для эффективного АП начальные классы могут состоять только из инициаторов, заключительные - только из результантов.


Для эффективного АП любой класс эквивалентности ситуаций, не принадлежащий результантам, состоит из одной ситуации.


Если в эффективном асинхронном процессе каждая допустимая последовательность классов эквивалентности ведет из каждого начального класса в один и только один заключительный класс, то такой процесс называется управляемым

.


В процессе печати струйного принтера все ситуации лежат на пути из инициаторов в результанты, то есть выполняются 1 и 2 свойства; и нет циклов, то есть выполняется свойство 3. Следовательно, можно сделать вывод о том, что данный процесс является эффективным.


В данном процессе начальный класс эквивалентности содержит одну ситуацию s1
, а конечных класса два и они содержат соответственно две ситуации s7
и s8
и одну ситуацию s3
, все остальные классы эквивалентности содержат по одному элементу.


Так как некоторые допустимые последовательности классов эквивалентности ведут из начальных классов не в один, а в два заключительных класса, то данный процесс не является управляемым.


Пусть в эффективном асинхронном процессе выполнены следующие условия:


1) для" i Î I и" s Î S: (i F s) Þ (s Ï I);


2) для" r Î R и" s Î S: (s F r) Þ (s Ï R);


т.е. из инициатора (результанта) нельзя попасть в другой инициатор (результант). Иными словами каждая траектория содержит в точности один инициатор и один результант.


Асинхронный процесс, удовлетворяющий свойствам 1, 2 называется простым

.


Данный процесс не удовлетворяет первому и второму свойствам, поэтому не является простым.


Вывод
: рассматриваемый процесс печати струйного принтера является эффективным, но не является ни управляемым, ни простым.


Операции над процессами.


Репозиция.


Репозиция - это возобновление процесса, механизм перехода от результантов к инициаторам.


В данном случае множество дополнительных ситуаций репозиции SD
вводить не нужно.


Репозицией данного процесса можно считать:


1.
возобновление печати на новом листе.


Инициатор: s8


Результант: s1


2.
Циклическое повторение нагрева чернил, образования пузыря и выброс капли на бумагу


Инициатор: s7


Результант: s4


3.
Возобновление печати после вывода сообщения об отсутствии бумаги


Инициатор: s3


Результант: s1


Таким образом, репозиция данного процесса имеет вид , где


= {s1
, s3
, s4
, s7
, s8
},


= {s3
, s7
, s8
},


R' =
{s1
, s4
},


= {(s8
, s1
), (s7
, s4
), (s3
, s1
)}


Объединение процесса и его репозиции:



Вывод
: репозиция позволяет повторить процесс после его выполнения. Для данной модели это означает, что печать может происходить не один раз, а столько, сколько необходимо в рамках поставленной задачи.


Репозиция рассматриваемого процесса является частичной, так как I
'
совпадает с R
, но R
'
несовпадает с I
.


Редукция


Редукция процесса состоит в сведении данного асинхронного процесса к более простому.


Составим редукцию репозиции нашего процесса.


Пусть процесс задан диаграммой переходов:



Три первых элемента вектора выберем в качестве входной компоненты.


Образуем p-блочное разбиение множества S
, p
= 4:


X
= {1001, 1100, 1101, 1110, 1111}


Выбираем r
=2 (
r
<
p
)
:


X
*

= {1110, 1111}


Образуем множество, содержащее ситуации, входящие в те блоки разбиения, которые соответствуют выбранным значениям входной компоненты:


S
*

= {111100010, 111010010, 111001010, 111000011, 111000110}


Для каждого инициатора построим множество ситуаций встречающихся на траекториях процесса , ведущих из указанного инициатора. Образуем множество как объединение тех множеств , для которых справедливо :


1: 110000010→111100010→ 111010010→111001010→111000011→


→111000110→100100010


2: 111100010→110100010


3: 111010010→111001010→111000001→111000110


Ситуации из траектории 3:


S
(
X
*

)
= {111010010, 111001010, 111000011, 111000110}


I
(
X
*)
= {111010010}


R
(
X
*)
= {111000110}


ПостроимF
(
X
*):



Вывод
: редукция позволяет из полного описания процесса выделить некоторую его часть, рассмотрение которой интересно по тем или иным причинам.


В данном случае, в результате редукции была выделена ветвь, которая соответствует механизму печати струйного принтера (перемещение каретки, нагрев чернил, образование пузыря, выброс капли на бумагу и наполнение камеры чернилами).


Композиция


Рассмотрим последовательную композицию двух процессов с ситуациями, структурированными по второму способу: в ситуациях p
1

выделена выходная компонента; в ситуациях p
2

выделена входная компонента.


p
1

– подготовки к печати, состоит из двух ситуаций;


p
2

– непосредственно сама печать;


Компоненты процесса
p
1

:


1. K
– устройство управления


K+ - контролирует работу печати и всех элементов принтера


K– - бездействует


2. P
– бумага


P+ - содержится в лотке


P– - отсутствует


3. M
– память


M+ - содержит задания на печать


M– - свободна


Ситуации процесса
p
1

:


1. Принтер включен. Задание печати.


K+ P– M +


2. Проверка на наличие бумаги.


K+ P+ M +
















K P M
s1
1
=
1 0 1
s2
2
=
1 1 1

Инициатор: I = { s1
1
}


Результант:
R
={
s
1

2

}


Выделим в процессе первую (контроллер) и вторую (бумага) компоненты в качестве выходных. Выбираем контроллер, так как он является основным показателем работоспособности устройства, и бумагу (вспомогательную компоненту), так как процесс подготовки к печати основывается на подготовку бумаги.


Y
1

={10,11}


Компоненты процесса
p
2

:


1. K
– устройство управления


K+ - контролирует работу печати и всех элементов принтера


K– - бездействует


2. P
– бумага


P+ - содержится в лотке


P– - отсутствует


3. V
– система валиков для подачи бумаги


V+ - работает (перемещает бумагу)


V– - ожидает (покоится)


4. C
– каретка с печатающими картриджами


C+ - перемещается


C– - покоится


5. R
– нагревательный элемент (тонкопленочный резистр)


R+ - нагрет


R– - охлажден


6. S
– сопло


S+ - выбрасывает каплю чернил


S– - бездействует


7. H
– камера


H+ - содержит чернила


H– - пуста


8. B
– пузырь


B+ - есть


B– - отсутствует


Ситуации процесса
p
2

:


1. Проверка на наличие бумаги. Ее подача.


K+ P+ V+ C– R – S – H + B –


2. Каретка перемещается.


K+ P+ V– C+ R – S – H + B –


3. Пропускается ток. Резистр осуществляет быстрый нагрев чернил, находящихся в небольшой камере, до температуры их кипения.


K+ P+ V– C– R + S – H + B –


4. Образуется пузырек воздуха, который постепенно растет. Из выходного отверстия сопла выдавливаются пузырем чернила. Ток отключается. Нагревательный элемент остывает.


K+ P+ V– C– R – S – H + B +


5. Пузырек лопается. Происходит отрыв и последующий выброс уже оформившейся капли на бумагу. Силы поверхностного натяжения втягивают новую порцию чернил в камеру.


K+ P+ V– C– R – S + H + B –


6. С помощью системы валиков бумага выходит из принтера.


K+ P– V + C– R – S – H + B –







































































K P V C R S H B
s2
1
=
1 1 1 0 0 0 1 0
s2
2
=
1 1 0 1 0 0 1 0
s2
3
=
1 1 0 0 1 0 1 0
s2
4
=
1 1 0 0 0 0 1 1
s2
5
=
1 1 0 0 0 1 1 0
s2
6
=
1 0 1 0 0 0 1 0

Инициатор: I= { s2
1
}


Результант: R
={
s
2

5

,
s
2

6

}


Выделим в процессе первую (контроллер) и вторую (бумага) компоненты в качестве входных.


X
2

= {10,11}.


Таким образом Y
1

= X
2


Редуцированные процессы P
1

(
X
*)
и P
2

(
X
*)
, где X
*
= {11,10}.


Процесс
p
1

:
















K P M
s1
1
=
1 0 1
s2
2
=
1 1 1

Процесс
p
1

:







































































K P V C R S H B
s2
1
=
1 1 1 0 0 0 1 0
s2
2
=
1 1 0 1 0 0 1 0
s2
3
=
1 1 0 0 1 0 1 0
s2
4
=
1 1 0 0 0 0 1 1
s2
5
=
1 1 0 0 0 1 1 0
s2
6
=
1 0 1 0 0 0 1 0

Композиция двух процессов выглядит следующим образом:



I3

= {( s1
)};


R3

= {( s2
6
}.

























































































M K P V C R S H B
s3
1
=
1 1 0 0 0 0 0 0 0
s3
2
=
1 1 1 1 0 0 0 1 0
s3
3
=
1 1 1 0 1 0 0 1 0
s3
4
=
1 1 1 0 0 1 0 1 0
s3
5
=
1 1 1 0 0 0 0 1 1
s3
6
=
1 1 1 0 0 0 1 1 0
s3
7
=
1 1 0 1 0 0 0 1 0

Граф композиции:



Вывод:
композиция необходима для объединения нескольких процессов в один. В данном случае использовалась последовательная композиция, чтобы смоделировать процесс печати в целом, состоящий из полготовки к печати и непосредственно самой печати. Получившийся процесс представляет собой несколько упрощенный исходный процесс.


Предметная интерпретация асинхронного процесса.


Построение сети Петри.


Сеть Петри для данного процесса – пятерка N
= <
P
,
T
,
H
,
F
,
M
0

>,
где


P
= {K
,
M
,
P
,
V
,
C
,
R
,
S
,
H
,
B
} – множество условий;


T
= {t1
, t2
, t3
, t4
, t5
, t6
, t7
} – множество событий;


M
0

= (1,1,0,0,0,0,0,1,0) – начальная разметка;


F
иH
– функции инцидентности, описывающие наличие дуги




































































































K M P V C R S H B
s1
=
1 1 0 0 0 0 0 1 0
s2
=
1 1 1 1 0 0 0 1 0
s3
=
1 1 0 1 0 0 0 1 0
s4
=
1 1 1 0 1 0 0 1 0
s5
=
1 1 1 0 0 1 0 1 0
s6
=
1 1 1 0 0 0 0 1 1
s7
=
1 1 1 0 0 0 1 1 0
s8
=
1 0 0 1 0 0 0 1 0














































F(K, t1
) = 1
H(t1
, K) = 1
F(M, t1
) = 1
H(t1
, M) = 1
F(H, t1
) = 1
H(t1
, H) = 1
F(P, t2
) = 1
H(t1
, P) = 1
F(V, t2
) = 1
H(t1
, V) = 1
F(V, t3
) = 1
H(t2
, V) = 1
F(P, t4
) = 1
H(t3
, P) = 1
F(C, t4
) = 1
H(t3
, C) = 1
F(P, t5
) = 1
H(t4
, P) = 1
F(R, t5
) = 1
H(t4
, R) = 1
F(P, t6
) = 1
H(t5
, P) = 1
F(B, t6
) = 1
H(t5
, B) = 1
F(P, t7
) = 1
H(t6
, P) = 1
F(S, t7
) = 1
H(t6
, S) = 1
F(M, t7
) = 1
H(t7
, V) = 1


Граф разметок сети



Покрывающее дерево выглядит аналогичным образом.


Свойства построенной сети Петри


Ограниченность и безопасность:


- сеть ограничена, так как все ее условия ограничены (ни одна вершина покрывающего дерева не содержит символа ω);


- сеть является безопасной, т.к. все ее условия безопасны (любая достижимая в сети разметка представляет собой вектор из 0 и 1).


Живость и устойчивость:


- сеть не является живой, т.к. все её переходы живы при , но не являются живыми при любой другой достижимой в сети разметке;


- сеть не является устойчивой, т.к. переход t
2

не является устойчивым.


Вывод
: построенная сеть Петри дает представление о функционировании компонент процесса. Она является ограниченной и безопасной, но не является устойчивой и живой.



Заключение


В данном РГЗ была построена модель «асинхронный процесс» печати струйного принтера. Полученный асинхронный процесс является эффективным, неуправляемым и непростым.


Над процессом были произведены операции: редукции, репозиции и параллельной композиции.


Репозиция исходного процесса показывает, что нет необходимости использовать дополнительные ситуации для повторного возобновления процесса работы принтера в ситуациях:


- возобновление печати на новом листе;


- циклическое повторение нагрева чернил, образования пузыря и выброс капли на бумагу;


- возобновление печати после вывода сообщения об отсутствии бумаги.


Репозиция является частичной.


Редукция позволяет существенно упростить рассматриваемый процесс, сведя его к механизму печати струйного принтера (перемещение каретки, нагрев чернил, образование пузыря, выброс капли на бумагу и наполнение камеры чернилами).


Композиция необходима для объединения нескольких процессов в один, для дальнейшего рассмотрения поведения этих процессов в системе. В данном случае использовалась параллельная композиция.


Для данного процесса была построена сеть Петри. Она является ограниченной и безопасной, но не является устойчивой и живой.


модель печать струйный принтер



Литература


1. Лазарева И.М. Конспект лекции по теории вычислительных процессов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :