Контрольная работа по предмету "Иностранный язык"


Основы филологии

Контрольная работа


Основы филологии


Задание 1.
Перечислите разновидности и функции средств массовой информации


Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности-— важнейший момент ее теории. Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.


У СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах. Их разделяют на:


1. коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;


2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;


3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;


4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;


5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории.


6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).


Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно – организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах,


в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.


В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:


- производственно-экономическую,


- регулирующую,


- духовно-идеологическую,


- информационно-коммуникативную.


Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.


Задание 2. Расставьте ударения в словах


Квартал, каталог, красивее, обеспечение, одновременно, мизерный, договор, звонит, маркетинг, нефтепровод, свекла, творог, ассиметрия.


Ответ.


Кварта́л, катало́г, краси́вее, обеспече́ние, одновре́менно, ми́зерный, догово́р, звони́т, марке́тинг, нефтепрово́д, све́кла, тво́рог, ассиме́трия.


Задание 3. Расставьте пунктуационные знаки в предложениях


Сфинкс.


И_ж_лт_ серый (с)верху рыхлый и_п_днизу тве_рдый скр_пучий п_сок…п_сок бе_к_нца куда н_ взглян_ш_! И на_ эт_й п_с_а__ой пустын_й на_ этим морем м_ртв_го праха выс_т_ся гр_мадная г_л_ва егип__ского сфинкса.


Что х_тят ск_зать эти крупные вып_ч___ые губы эти (не)п_движно ра_ш_р__ые в_дернутые ноздри и эти глаза эти дл__ые (полу)со__ые (полу)внимат_льные галаза под дв_йной дугой высоких бр_вей.


А что то х_тят сказать они Они да(же) г_в_рят но один лиш_ Эдип уме_т Ра_р_шить зага_ку и п_нять их бе_молвную реч_.


Ба Да я узнаю эти ч_рты в них уже нет нич_го (е-Е)гипе_ского. Белый ни_кий ло_выдающ_ся скулы нос к_ро_кий и пр_мой кр_сивый (бел)_зубый рот мя_кий ус и б_ро_ка курчавая и эти ш_р_ко Ра__тавл_ые (не)б_льшие глаза…а на г_л_ве шапка в_лос ра_еч_н_ая пр_б_ром..Да это Карп Сидор Сем_н (Я-я)р_славский (Р-р)_занский муж_ч_к со со_тич_мой ру_кая к_ст_ч_ка


Давно (ли) п_пал ты в сфинксы


Или ты то(же) что то хоч_ш_ сказать Да и ты то(же) сфинск!


И глаза ТВ_и эти бе_цветные но глубокие глаза г_в_рят то(же)…И так бе_молвны и загад_чны их речи.


Ответ.


И желтый, серый, сверху рыхлый и из под низу твердый, скрипучий песок без конца, куда ни взглянешь! И на этой песчаной пустыней, над этим морем мертвого праха высится громадная голова египетского сфинкса.


Что хотят сказать эти крупные выпяченные губы, эти неподвижно расширенные вздернутые ноздри и эти глаза, эти длинные полусонные, полу внимательные глаза под двойной дугой высоких бровей?


А что-то хотят сказать они…. Они даже говорят, но один лишь Эдип умел разрешить эту загадку и понять их безмолвную речь.


Ба! Да я узнаю эти черты, в них уже нет ничего египетского. Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая, и эти широко расставленные небольшие глаза …а на голове шапка волос, рассеченная пробором. Да это Карп Сидор Семен Ярославский, рязанский мужичок.


Давно ли ты попал в сфинксы?


Или ты тоже хочешь что-то сказать? Да и ты тоже сфинкс!


Задание 4. Перечислите функциональные стили речи


Ответ.


Научный стиль.


Официально – деловой.


Публицистический


Разговорный.


Художественный.


Задание 9.


Перечислите жанры научного стиля.


Ответ.


Научная статья,


Учебная литература,


Монография,


Школьное сочинение.


Задание 5.
Подберите синонимы к следующим словам: номалия, электорат, беспрецедентный, киллер, легитимный, эксклюзивный, тинейджер, дилемма, тюнинг, бренд


Ответ.


Аномалия - неправильность, отступление, уклонение, уродливость, странность.


Электорат – нет синонима


Беспрецедентный - небывалый, необыкновенный, необычайный, необычный.


Киллер – убийца.


Легитимный – нет синонимов.


Эксклюзивный – единичный, уникальный.


Тинейджер – подросток, недоросль.


Дилемма – проблема, двоякость.


Тюнинг – пробег.


Бренд – марка, клеймо, знак.


Задание 6. Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях: Аристократические манеры, прогрессивные взгляды, гармоничная мелодия, горизонтальная связь, бережливый человек.


Ответ.


Аристократические манеры – дворовые манеры.


прогрессивные взгляды – консервативные взгляды.


Горизонтальная связь – вертикальная связь.


Бережливый человек – кутящий человек.


Задание 7. От данных существительных образуйте формы И.п. мн.ч., соответственно литературно – языковой норме


Крейсер, офицер, табель, прожектор, тренер, ректор, бухгалтер, аптекарь, орден, мех, диспетчер, торт, порт.


Ответ.


Крейсер – крейсеры


Офицер – офицеры


Табель – табели


Прожектор – прожекторы


Тренер – тренеры


Ректор – ректоры


Бухгалтер – бухгалтеры


Аптекарь – аптекари


Орден – ордена


Мех – меха


Диспетчер – диспетчеры


Торт - торты


Порт - порты


Задание 8. От данных существительных образуйте формы Р.п. мн.ч., укажите случаи, где возможны варианты окончаний


Баклажаны, бананы, яблоки, носки, туфли, граммы, армяне, грузины.


Ответ.


Баклажаны – баклажанный.


Бананы – банановый.


Яблоки – яблочный.


Носки – носочный.


Туфли – туфельный.


Граммы – граммовый.


Армяне – армянский.


Грузины- грузинский.


Задание 9. Расставьте и запомните место ударения в следующих словах, в затруднительном случае обратитесь к словарю


Алфавит, баловать, вероисповедание, каталог, договор, досуг, запломбировать, иначе, квартал, красивее, маневр, мышление, облегчить, средства, эксперт, таможня, ходатайствовать, обеспечение, творог, генезис.


Ответ.


Алфави́т, балова́ть, вероиспове́дание, катало́г, догово́р, досу́г, запломби́ровать, ина́че, кварта́л, краси́вее, мане́вр, мышле́ние, облегчи́ть, сре́дства, экспе́рт, тамо́жня, хода́тайствовать, обеспе́чение, тво́рог, гене́зис.


Задание 10.
Просклоняйте по падежам следующие словосочетания:


Пятьдесят сем тысяч жителей, сорок четвертые сутки


Ответ.


Пятьдесят сем тысяч жителей – пятьюдесятью семью жителями, пятидесяти семи жителей.


Сорок четвертые сутки – сорока четвертых суток, сорока четвертыми сутками.


Задание 11. Определите род следующих существительных


Авеню, бигуди, кенгуру, братишка, умница, ханжа, РАН, ТАСС, МИД, РОНО, ТЭЦ


Ответ.


Авеню – женский род.


Бигуди – Средний род.


Кенгуру – Мужской род.


Братишка – Мужской род.


Умница – Женский род.


Ханжа – Женский род.


РАН – Женский род.


ТАСС – Женский род


МИД – Средний род


РОНО – Мужской род


ТЭЦ.- Женский род


Задание 12.
Произношение. Параметры и требования


Ответ.


Произношение означает:


- особенности артикуляции звуков речи в каждом конкретном языке.


- способ, образ, манера выговора, усвоенная народами, племенами, местными жителями, разными слоями общества.


Правильное произношение - совокупность орфоэпических норм, присущих той или иной разновидности языка.


Слово может быть произнесено по-разному различными людьми или в среде различных социальных, территориальных, профессиональных, возрастных и т. д. групп.


Параметры произношения и требования к нему:


Паузация (выразительность и значительность, проистекающие от точного деления речи на куски, логически оправданных пауз). Отработка пауз в тренировочных упражнениях.


Артикуляция как работа над звуками речи (ясность и четкость произношения; можно ли в убеждающей речи картавить и шепелявить?). Тренировка артикуляции в специальных упражнениях по технике речи.


Логические ударения (точность выражения мысли и энергия эмоционального воздействия).


Интонация как выразительная красота и мелодика русской речи (можно ли ее развить?). Тренировка интонации в упражнениях.


Ритм и темп: гармония мысли и слова, донесение мысли и слушателя. Борьба с "пулеметностью" речи. Отчего происходит убыстрение речи (бессознательно – у молодежи; сознательно – в рекламе)?


Тембр речи благоприятство звучания ("иной голос подобен тележному скрипу..." – М.В.Ломоносов). Природный голос и проявление духовно-эмоционального развития личности в тембре.


Громкость/тихость : достоинства и недостатки ("тихий голос – прекрасная вещь в женщине" – В.Шекспир).



Задание 13.
Культура цитирования


Ответ.


При использовании цитаты (короткого фрагмента текста) из любого произведения необходимо делать корректную ссылку с указанием страниц по одному из перечисленных ниже способов:


Способ 1. Ссылка в тексте.


"Как правило, все крупные разработки делаются на основе прогноза.


После уяснения генеральной задачи начинается сбор данных из разных источников: из литературы, Internet, консультаций, семинаров, общения с сотрудниками. Когда мы работали над программой "HeadLiner/Заголовщик" нам неоднократно советовали: да зачем вы собираете заголовки - придумайте сами… Да, мы умеем придумывать заголовки. И много лет их придумывали. Но мы делали программу "Как придумывать заголовки", а не программу "Как придумывает заголовки Викентьев". Методики не придумываются, а создаются. Только при приближении к двум тысячам отобранных заголовков мы начали "ловить" закономерности, характерные не для нас (как нам предлагали), а для русской речи. Естественно, чтобы отобрать эти 2000, нам пришлось проанализировать и отбросить много тысяч слабых заголовков.


Способ 2. Ссылка в сноске внизу страницы.


"Как правило, все крупные разработки делаются на основе прогноза.


После уяснения генеральной задачи начинается сбор данных из разных источников: из литературы, Internet, консультаций, семинаров, общения с сотрудниками. Когда мы работали над программой "HeadLiner/Заголовщик" нам неоднократно советовали: да зачем вы собираете заголовки - придумайте сами… Да, мы умеем придумывать заголовки. И много лет их придумывали. Но мы делали программу "Как придумывать заголовки", а не программу "Как придумывает заголовки Викентьев". Методики не придумываются, а создаются. Только при приближении к двум тысячам отобранных заголовков мы начали "ловить" закономерности, характерные не для нас (как нам предлагали), а для русской речи. Естественно, чтобы отобрать эти 2000, нам пришлось проанализировать и отбросить много тысяч слабых заголовков.


Способ 3. Ссылка в конце главы или книги с указанием на список литературы


"Как правило, все крупные разработки делаются на основе прогноза.


После уяснения генеральной задачи начинается сбор данных из разных источников: из литературы, Internet, консультаций, семинаров, общения с сотрудниками. Когда мы работали над программой "HeadLiner/Заголовщик", нам неоднократно советовали: да зачем вы собираете заголовки - придумайте сами… Да, мы умеем придумывать заголовки. И много лет их придумывали. Но мы делали программу "Как придумывать заголовки", а не программу "Как придумывает заголовки Викентьев". Методики не придумываются, а создаются. Только при приближении к двум тысячам отобранных заголовков мы начали "ловить" закономерности, характерные не для нас (как нам предлагали), а для русской речи. Естественно, чтобы отобрать эти 2000, нам пришлось проанализировать и отбросить много тысяч слабых заголовков.


Следующие способы цитирования являются некорректными и не приняты среди цивилизованных людей.


- использование фрагментов чужих работ без ссылок и без кавычек;


- краткое упоминание фамилии Автора использованной работы лишь во Введении или Послесловии.


Задание 14.
Подберите антонимы с следующим словам: абсолютный, синтез, дедуктивный, благодаря, гармония, яркий.


Ответ.


Абсолютный – относительный.


Синтез - анализ


Дедуктивный – нет антонима


Благодаря – вопреки


Гармония - дисгармония


Яркий - бледный


Задание 15. Перечислите виды лексики, которые находятся за рамками литературного языка


Ответ.


Профессионализмы-жаргонизмы бытуют исключительно в устной речи людей данной профессии и не входят в литературный язык (например, у типографских работников: шапка - «крупный заголовок», марашка - «брак в виде квадратика»; у шоферов: баранка - «руль», кирпич - знак, запрещающий проезд). Если профессионализмы включаются в словари, их сопровождает указание на сферу употребления (в речи моряков, в речи рыбаков и пр.).


К лексике ограниченного употребления относятся также жаргонизмы - слова, употребляемые людьми определенных интересов, занятий, привычек. Слова, входящие в разные жаргоны, образуют интержаргон (чмо, прикол, крутой, тусовка).


Жаргонная и арготическая лексика находится вне литературного языка и фиксируется только в специальных словарях.



Список литературы


1. Белоусов В.Н. Об основных тенденциях употребления русского языка. // Русский язык как государственный. М., 2007. 254с.


2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и доп. – М., 2006.– с.250.


3. Бучкина Б.З. «Правила русской орфографии и пунктуации», и орфографическая практика//ИАНОЛЯ. 2004. т. 33 №1


4. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.4-е изд. – М., 1954.291с.


5. Есаджанян Б.М. Русский язык в современном контексте. Ереван, 2005, № 1.


6. И.А Соболевский " История русского литературного языка" , Ленинград, "Наука", 2008. 244с.


7. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и пунктуации»// «Русская словесность» №2, 2005. 451с.


8. Панов М.В. Теория письма. Ортрография // Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой.— 2-е изд.— М., 2008. 259с.


9. Трубецкой 1990 - Трубецкой Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре // Вопросы языкознания,2004, № 3, с. 127.


10. Челышев Е.П. Культура Русского языка в мировом контексте // Образ России. Русская культура в мировом контексте. М., 2004. 247с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :