Министерство образования Российской Федерации
Тамбовский Государственный Университет имени Г. Р. Державина Кафедра: “Уголовно-правовых дисциплин” КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по правоведению На тему: “Виды юридических лиц”. Выполнила студентка: 14 группы 1-го курса заочного отделения Академии экономики и управления Тен Галина Геннадьевна Проверила: Зинченко Ирина Вячеславовна Тамбов 2001 СОДЕРЖАНИЕ (ПЛАН): стр. Эпиграф 3 ВВЕДЕНИЕ 4 Понятие юридического лица. 5 Виды юридических лиц в РФ. 7 I. Коммерческие юридические лица. 8 II. Не коммерческие юридические лица. 12 Формы ведения бизнеса иностранных предпринимателей. 18 О юридических лицах вообще. 21 Заключение 27 БИБЛИОГРАФИЯ 29
Я верю в неизбежную гибель всех земных организмов – но не организаций. Станислав Ежи Лец Если не можешь одолеть конкурента – объединись с ним. автор неизвестен ВВЕДЕНИЕ
Целью своей работы я вижу определение юридического лица, по возможности, со всех сторон, я постараюсь, по возможности, охватить все виды юридических лиц, рассказать об их формах, дать не только краткую характеристику, но и более детально описать все действующие на территории России юридические лица, включая образования иностранных бизнесменов. Основу работы составят наиболее полные характеристики видов юридических лиц, жизнеспособность которых в условиях развивающегося российского общества доказана и признана, - это коммерческие и некоммерческие юридические образования российских предпринимателей и иностранных бизнесменов. Понятие юридического лица.
Юридическое лицо - это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Рассматривая вышеприведенное определение юридического лица, можно сказать следующее: основой структуры и хозяйствования юридического лица является - имущественная обособленность. Под "обособленным имуществом" подразумевается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идет об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, от имущества ее членов. В том, что юридическое лицо, в зависимости от его вида, должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо самостоятельную смету (некоммерческая организация) находит конкретное выражение имущественная обособленность. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников) если иное не предусмотрено в законе или в учредительных документах. Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени означает, что "юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде". Организационное единство. Из него следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделенные весьма определенной компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Перечисленные и многие другие связанные с юридическим лицом вопросы закрепляются в учредительных документах юридического лица (ст. 52 ГК). Следовательно, каждое юридическое лицо должно создаваться и действовать на основе определенных, составленных в соответствии с законом учредительных документов. Юридическим лицом является только такое образование, которое удовлетворяет всем указанным выше требованиям. Для того чтобы облегчить положение участников гражданского оборота, и, прежде всего тех из них, кто решает для себя вопрос о заключении договора с соответствующим образованием, установлена обязательная государственная регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования в единый реестр юридических лиц (см. ст. 51 ГК) служит необходимым, достаточным и вместе с тем бесспорным доказательством того, что данное образование признано в установленном порядке юридическим лицом. Виды юридических лиц в РФ.
Юридические лица различаются в зависимости от того, сохраняют ли их учредители (участники) какие-либо права в отношении имущества созданной организации. Учредителем называется тот субъект (физическое или юридическое лицо), который создает данную организацию и передает ей в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление часть своего имущества. Фактически учредителем является лицо или лица, подписавшие учредительные документы создаваемого юридического лица. По этому критерию юридические лица подразделяются на четыре вида: 1) организации, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют никаких прав (все виды некоммерческих организаций, за исключением некоммерческих партнерств), 2) организации, в отношении имущества которых учредители (участники) сохраняют обязательственные права (товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства), 3) организации, в отношении имущества которых учредители сохраняют право хозяйственного ведения (дочерние предприятия), 4) организации, в отношении имущества которых учредители сохраняют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, учреждения). В зависимости от способов создания и целей деятельности юридические лица подразделяются на публичные и частные. К юридическим лицам публичного права принято относить те организации, которые создаются помимо воли частных лиц, путем издания правовых актов органами государственной власти и управления. Прежде всего, это казна РФ (в лице Министерства финансов РФ), а также государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, которые обычно создаются в соответствии с указами Президента, постановлениями Правительства, распоряжениями комитетов по управлению государственным имуществом и фондов государственного имущества. Так, в п. 1 ст. 115 ГК прямо говорится, что федеральное казенное предприятие образуется только по решению Правительства РФ. Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. I. Коммерческие юридические лица.
Коммерческими называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности. К коммерческим организациям относятся следующие: 1. Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. 1. 1. Полное товарищество - хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. 1. 1. 1. Товарищество на вере - хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия. В основе создания полных и коммандитных товариществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, некоммерческих объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и некоммерческих партнерств лежит учредительный договор, посредством которого также могут создаваться негосударственные учреждения, фонды и автономные некоммерческие организации, если их учредителями являются двое или несколько физических (юридических) лиц. В соответствии с учредительным договором стороны (учредители) обязуются друг перед другом создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в его собственность (полное хозяйственное ведение или оперативное управление) своего имущества, порядок выхода из его состава и принятия в состав объединения новых участников и другие условия своего участия в деятельности данной организации. Если полученная юридическим лицом прибыль подлежит распределению между учредителями, они устанавливают порядок распределения этой прибыли. Одновременно с этим в договоре определяются условия и порядок распределения между учредителями убытков от деятельности организации (п. 2 ст. 52 ГК РФ). От договора о совместной деятельности учредительный договор отличается тем, что его действие не заканчивается после регистрации юридического лица, а продолжается на протяжении всего времени существования организации. Таким образом, учредительный договор, определяющий внутренние отношения между участниками объединения, действует параллельно с уставом, который в этом случае рассматривается как составная часть договора о создании юридического лица. 2. Хозяйственные общества - это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путём объединения (обособления) их имущества для ведения предпринимательской деятельности. 2. 1. Общество с ограниченной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли определённых размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам. 2. 2. Общество с дополнительной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли заранее определённых размеров, образованная одним или нескольким лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по её обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал... 2. 3. Акционерное общество - коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам, с уставным капиталом, разделённым на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями. 2. 3. 1. Закрытое АО - распределяет выпуски новых акций между конкретными заранее известными лицами. Число членов не свыше 50, акционеры имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими акционерами акций. 2. 3. 1. 1. Народное предприятие - акционерное общество работников. 2. 3. 2. Открытое АО - вправе предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц. Учредители акционерных обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных организаций заключают между собой договор о совместной деятельности, цель которого состоит в осуществлении ими сообща единственной операции - создания и регистрации юридического лица. В договоре учредители определяют правовую форму будущей организации, определяют предмет и цели ее деятельности, устанавливают свои права и обязанности по созданию организации и формированию ее имущественной базы, распределяют между собой расходы, связанные с разработкой учредительных документов и регистрацией юридического лица. Впрочем, такой порядок соблюдается далеко не всегда. На практике договор учредителей о совместной деятельности по созданию указанных видов организаций может заключаться и в устной форме. Чаще всего весь необходимый подготовительный процесс осуществляет инициативная группа из нескольких человек, а формально решение о создании юридического лица принимается общим собранием учредителей, которое также утверждает устав (заранее подготовленный проект) и выбирает руководящие органы будущего объединения. И в том, и в другом случае после принятия устава и регистрации созданной организации договор о совместной деятельности утрачивает силу, а все взаимоотношения между учредителями (участниками) определяются в соответствии с уставом. 3. Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения. 4. Государственное (муниципальное) предприятие - юридическое лицо, учреждённое государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности. 4. 1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. 4. 2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Коммерческие организации могут создаваться только в формах, прямо предусмотренных Гражданским кодексом. Этот перечень является исчерпывающим (ст. 50, 114 ГК, п. 1 ст. 6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ). Коммерческие организации наделены общей правоспособностью, т. е. могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Однако учредители любой организации могут установить в ее учредительных документах ограничения на занятие отдельными видами деятельности либо указать исчерпывающий перечень этих видов. Кроме того, для осуществления некоторых видов деятельности, перечень которых может быть установлен только законом, требуется получение специального разрешения - лицензии (ст. 49 ГК). Следовательно, коммерческая организация, в учредительных документах которой не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности и нет никаких запретов, вправе требовать предоставления лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, и ей не может быть отказано на том основании, что данный вид деятельности не упомянут в ее уставе. II. Некоммерческие юридические лица.
Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК). Некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом. К некоммерческим организациям можно отнести такие: 1. Потребительские кооперативы [1 Ст. 50, 116 ГК, Закон РФ от 19 июня 1992 г. "О потребительской кооперации в РФ. При этом нужно учитывать, что деятельность всех видов сельскохозяйственных кооперативов, как потребительских, так и производственных, а также их союзов регулируется специальным Законом от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации. ] - объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество, которого складывается из паевых взносов. 2. Товарищества собственников жилья - некоммерческое объединение лиц - собственников помещений для совместного управления и эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума). 3. Общественные объединения [2 Деятельность общественных объединений регламентируется ст. 117 ГК, Законом от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях". ] - некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. 3. 1. Общественные организации [3 Ст. 8, Закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях". ] - объединения на основе членства. В тех случаях, когда двое или несколько лиц объединяются между собой для достижения имущественными и личными усилиями известной цели, мы имеем дело с организацией или объединением лиц. Таковы все виды хозяйственных товариществ и обществ (кроме обществ, состоящих из одного лица); кооперативы; основанные на членстве общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц. Отличительным признаком союза является наличие в нем некоего состава участников или членов. Если объединение образуется посредством учредительного договора, то состав учредителей всегда совпадает с его участниками, поскольку в случае выхода или приема новых членов учредительный договор перезаключается (старый уничтожается и подписывается новый). Получается, что объединение создается как бы заново, в новом составе, хотя это не влечет за собой ни реорганизацию, ни ликвидацию юридического лица. Если же организация создается посредством договора о совместной деятельности, то состав ее учредителей, как правило, не совпадает с числом будущих участников, которых обычно становится значительно больше (исключением из этого правила является акционерное общество закрытого типа, хотя и в нем с соблюдением требуемых процедур любой акционер может продать часть своих акций третьему лицу). Выход и прием новых членов никак не отражаются в учредительных документах организации, которая фактически только ведет учет наличного числа своих членов (например, реестр акционеров). Соответственно процедура выхода и приема довольно проста (продажа или покупка акций в открытом акционерном обществе, принятие решения большинством голосов присутствующих на общем собрании членов в кооперативе и т. п. ). 3. 2. Общественные движения [4 Ст. 9, Закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях". ] - массовые объединения, не имеющие членства.
3. 3. Общественные фонды [5 Ст. 10, Закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях". ] - не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели. 3. 4. Общественные учреждения [6 Ст. 11, Закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях". ] - не имеющие членства организации, цель которых - в оказании конкретного вида услуг в интересах участников. Если же один или даже несколько учредителей обособляют часть своего имущества и целевым назначением передают его создаваемому субъекту для решения каких-либо задач, не связанных напрямую с личными интересами учредителей, выделивших это имущество, такие юридические лица называются учреждениями. К ним следует отнести государственные и муниципальные предприятия, дочерние предприятия; все виды собственно учреждений (которые могут быть как государственными, так и частными); не имеющие членства автономные некоммерческие организации и фонды. Особенность названных организаций состоит в том, что все они были кем-то созданы, учреждены, но в них нет ни участников, ни членов. По сути, они представляют собой "целевое" или "персонифицированное" имущество, посвященное общеполезной цели. В некоторых случаях даже изменение учредительных документов такой организации бывает весьма затруднительно. Например, если в уставе фонда не предусмотрены возможность и процедура его изменения, то устав может быть изменен только в судебном порядке по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью. 3. 5. Органы общественной самодеятельности [7 Ст. 12, Закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях". ] - не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учёбы. 4. Религиозная организация [8 Ст. 117 ГК, ст. 6 Закона о некоммерческих организациях, Закон РСФСР "О свободе вероисповедания". ] - объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками (церемонии, обучение религии, религиозное воспитание). 5. Фонд [9 Ст. 118, 119 ГК, ст. 7 Закона о некоммерческих организациях. ] - некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путём использования имущества, переданного в её собственность учредителями. 6. Учреждение [10 Ст. 120 ГК, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях. ] - организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (обладают правом оперативного управления имуществом, собственник несёт субсидиарную ответственность). Дочерние предприятия, фонды и учреждения чаще всего создаются путем одностороннего волеизъявления (односторонней сделки) отдельного учредителя - юридического или физического лица. Учредитель принимает решение о создании организации, утверждает ее устав и подает в соответствующий государственный орган заявление с просьбой зарегистрировать ее в установленном порядке. Аналогичная процедура совершается, если создается общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, состоящее только из одного лица, предусмотренное ст. 88 ГК РФ и законодательством многих европейских стран. 7. Государственная корпорация - некоммерческая организация, учреждённая РФ путём издания специального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. 8. Некоммерческое партнерство [11 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях. ] - некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на её имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности. 9. Автономная некоммерческая организация [12 Ст. 10 Закона о некоммерческих организациях. ] - учреждённая на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам. 10. Объединение (ассоциация или союз) юридических лиц [13 Ст. 121 ГК, ст. 11, 12 Закона о некоммерческих организациях. ] - некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах. Деятельность благотворительных организаций, которые чаще всего создаются в форме общественных организаций или фондов, регулируется также Законом от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Формы ведения бизнеса иностранными предпринимателями.
В соответствии с Российским законодательством, существуют три основных законных формы ведения бизнеса в России иностранными предпринимателями: представительство, филиал и дочернее предприятие иностранного юридического лица. 1. Представительство - это подразделение юридического лица, само по себе не имеющее статуса юридического лица. Представительство должно иметь аккредитацию Регистрационной палаты Министерства юстиции Российской Федерации (Москва). Аккредитация действительна в течение двух лет и может быть продлена. Согласно гражданскому законодательству представительство должно выполнять лишь представительские функции юридического лица. Однако на практике многие иностранные компании осуществляют свою коммерческую деятельность в России через представительства (представительства очень часто используются торговыми компаниями в качестве отделов продаж/маркетинга и строительными компаниями, чья деятельность в России ограничена периодом конкретного строительства). Также важно отметить, что два или более иностранных юридических лица могут совместно получить аккредитацию и открыть одно представительство. 2. Филиал иностранного юридического лица - это подразделение, полностью или частично осуществляющее функции юридического лица. Таким образом, иностранное юридическое лицо может осуществлять все виды деятельности в России через свой филиал, включая выполнение представительских и коммерческих функций. В соответствии с настоящим законодательством филиал иностранного юридического лица должен иметь аккредитацию Регистрационной палаты Министерства юстиции Российской Федерации (Москва). Филиал может быть аккредитован на срок от одного до пяти лет, и аккредитация может быть продлена. Учреждение и ликвидация филиала осуществляются на основе решения управляющего органа иностранной компании. Деятельность филиала регулируется российским законодательством и уставными нормами, утвержденными управляющим органом иностранного юридического лица. 3. Дочернее предприятие иностранного юридического лица. Иностранная компания (физическое лицо) может осуществлять деятельность в России через новоучрежденное российское юридическое лицо. Российское гражданское законодательство допускает несколько видов юридических лиц, включая компании с ограниченной и косвенной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, и некоторые другие виды юридических лиц. На практике, наиболее часто используемые виды юридических лиц - это компании с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества. Эти виды компаний могут учреждаться одним или несколькими лицами (юридическими или физическими) объединяющими свои вклады. Юридические лица имеют универсальный статус и поэтому имеют право осуществлять все виды деятельности, не запрещенные законом (некоторые виды деятельности требуют получения лицензии). Учредители юридического лица обязаны внести в уставной капитал новоучрежденной компании денежные средства, недвижимость или права на недвижимость. Установленная законом минимальная сумма уставного капитала на данный момент равняется приблизительно 10000 руб. (400 ЕВРО). Обычно акционеры несут ответственность за долги юридического лица в пределах этой суммы. Главная разница между акционерным обществом и обществом с ограниченной ответственностью - это то, что права акционеров поддерживаются акциями. Акции всех типов акционерных обществ должны регистрироваться государственной комиссией так же, как и все дальнейшие выпуски акций, и поэтому подвержены более строгому государственному контролю и регулированию. Кроме того, каждый выпуск, кроме первого, облагается налогом на акции. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано Государственной Регистрационной палатой по месту нахождения юридического лица (например, Регистрационной палатой Санкт-Петербурга). Если сумма иностранных вложений превышает 100000 руб. (4000 ЕВРО), то такое юридическое лицо вне зависимости от места его нахождения должно быть зарегистрировано Московской Государственной Регистрационной палатой. О юридических лицах вообще.
Деление на коммерческие и некоммерческие организации иногда весьма условно, т. к. всем некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, при исполнении требования законодателя о том, что эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать этим целям (п. 3 ст. 50 ГК). Более того, в кодексе прямо записано, что доходы, полученные потребительским (некоммерческим) кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116). Гражданский кодекс подразделяет юридические лица в зависимости от правового режима их имущества на три категории: субъекты права собственности (товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений); субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия) и субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения). Некоторые виды культурных, образовательных и других учреждений (театры, музеи, учебные заведения и т. д. ) обладают также правом самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной предпринимательской деятельности (ст. 298 ГК). Все некоммерческие организации, а также унитарные предприятия и юридические лица, осуществляющие специфические виды деятельности, (например, банки, страховые компании и т. д. ), могут осуществлять только такие виды деятельности, которые соответствуют целям их создания (ст. 49 ГК). Кроме того, субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления могут осуществлять права владения, пользования и распоряжения этим имуществом только в пределах, установленным законом, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК). В частности, государственное предприятие или учреждение не вправе распоряжаться находящимся на его балансе недвижимым имуществом (сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в совместную деятельность и т. д. ) без согласия собственника этого имущества (ст. 295 ГК). В зависимости от их вида юридические лица создаются по воле либо собственников (например, учреждения и унитарные предприятия), либо их будущих членов (например, хозяйственные товарищества и общества), либо тех, кто вносит имущественные вклады, не становясь участниками юридического лица (например, фонды). Несмотря на существенное различие отдельных видов юридических лиц, при их создании государство всегда осуществляет контроль над этой процедурой. Указанная функция государства реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц, которой посвящена ст. 51 Кодекса. Эта статья воспроизводит п. 3 ст. 13 Основ. Она устанавливает общий для всех юридических лиц порядок регистрации. Соответственно предусмотрено, что, во-первых, все юридические лица должны пройти государственную регистрацию в органах юстиции; во-вторых, вводится единый для всей страны государственный реестр юридических лиц; в-третьих, органы, осуществляющие государственную регистрацию, должны проверять соблюдение установленного порядка создания юридического лица, а также соответствие его учредительных документов закону; в-четвертых, отказ в государственной регистрации может быть оспорен в суде. Что касается регистрации юридических лиц зарегистрированных на территории России иностранными предпринимателями, они должны быть зарегистрированы Государственной Регистрационной палатой по месту нахождения юридического лица (например, Регистрационной палатой Санкт-Петербурга). Если сумма иностранных вложений превышает 100000 руб. (4000 ЕВРО), то такое юридическое лицо вне зависимости от места его нахождения должно быть зарегистрировано Московской Государственной Регистрационной палатой. Учредительными документами являются учредительный договор и устав (либо только учредительный договор). При этом учредительный договор заключается учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим учредителем устава. В виде исключения некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основе общего положения об организациях данного вида (например, средние специальные учебные заведения). В случаях, когда в состав учредительных документов входит учредительный договор, в нем должны содержаться указанные в ч. 2 п. 2 комментируемой статьи условия (имеются в виду обязательство образовать юридическое лицо, определение порядка совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества учредителями и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения прибыли и убытков между участниками, управления им и выхода учредителей (участников) из его состава). Перечисленные условия относятся к числу существенных для данного договора, а потому в силу п. 1 ст. 432 ГК учредительный договор должен считаться заключенным лишь с момента, когда стороны достигнут согласия по этим, а также всем другим условиям, относительно которых по заявлению хотя бы одного из учредителей должно быть достигнуто согласие, либо их необходимость предусмотрена в законе (в частности, в законе, посвященном данному виду юридических лиц). Независимо от вида юридического лица в учредительных документах нужно указать его наименование и место его нахождения, а также порядок управления им. В отличие от Основ ГК предполагает, что указание предмета и целей необходимо только для юридических лиц, чья правоспособность признается Кодексом специальной, то есть для некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций. Вместе с тем предмет и цели могут содержаться также в учредительных документах всех других организаций, в частности хозяйственных товариществ и обществ, если учредители (участники), как уже отмечалось, захотят ограничить правоспособность юридического лица. Однако такое ограничение должно быть определенным образом выражено в учредительных документах. Необходимость во включении в учредительные документы указания на предмет и цели деятельности юридического лица может быть предусмотрена в законе. Наименование юридических лиц служит необходимым средством их индивидуализации, позволяя тем самым отличить одно из них от другого. ГК (ст. 54) устанавливает два требования к наименованию. Первое общее: в наименовании должна быть предусмотрена организационно-правовая форма юридического лица (хозяйственное товарищество или хозяйственное общество определенного вида, унитарное предприятие, учреждение, фонд и т. п. ). Другое относится только к организациям, на которые распространяется принцип специальной правоспособности, необходимо определить характер деятельности организации. Наименование юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, называется фирмой (фирменным наименованием). Фирменное наименование юридического лица составляет объект особого права - права на фирму. Право на определенное фирменное наименование возникает с момента его регистрации. Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого юридического лица путем внесения данных о фирме в единый государственный реестр юридических лиц. Право на фирму относится к категории исключительных прав и защищается от нарушений. Пункт 4 ст. 54 ГК устанавливает, что лицо, которое неправомерно использует чужое зарегистрированное фирменное наименование, обязано по требованию организации, обладающей соответствующим правом, прекратить пользование им. Кроме того, потерпевшему предоставляется в таких случаях возможность требовать возмещения причиненных убытков (например, в связи с потерей части клиентуры). Юридическое лицо может выбрать любое фирменное наименование при условии, если оно уже не используется кем-либо иным. Однако приведенное правило знает определенные исключения. Прежде всего, это относится к наименованиям "Россия", "Российская Федерация" и образованным на их основе словам и словосочетаниям в названиях государственных предприятий, учреждений и организаций. Все такие образования (за исключением профессиональных союзов и религиозных объединений) могут использовать указанные словосочетания только с согласия Правительства РФ и в установленном порядке. Некоторыми названиями могут пользоваться только соответствующие специализированные организации. Так, Закон о товарных биржах предусматривает, что предприятия, учреждения и организации, не отвечающие требованиям, предъявляемым к "биржам" и "товарным биржам", а также филиалы и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений, организаций не вправе использовать в своем названии слова "биржа" или "товарная биржа". Соответственно не допускается их государственная регистрация под наименованием, которое включает указанные слова в любом словосочетании. Закон о банках установил, что термин "банк" может содержаться в фирменном наименовании лишь таких юридических лиц, которые имеют лицензию на право совершения банковской деятельности. Словосочетание "финансово-промышленная группа" можно включать в наименование только такого юридического лица, которое выбрано участниками группы в качестве представителя ее интересов после внесения в установленном порядке этого словосочетания в ее учредительные документы. Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. Так, в частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, в зависимости от характера последнего признается место нахождения кредитора или место жительства должника (ст. 316 ГК). Место нахождения юридического лица определяет, какой именно суд вправе разрешать конкретный спор (общее правило о подсудности гражданских дел состоит в том, что споры разрешаются по месту нахождения юридического лица-ответчика), какое именно законодательство должно применяться к возникшему спору в случаях, когда отношения спорящих сторон "осложнены иностранным элементом", что должно считаться местом заключения договора (ст. 444 ГК) или местом исполнения обязательств (ст. 316 ГК) и др. Заключение
Как и всякой другой работе, я постаралась придать моей контрольной максимальную содержательную нагрузку. Условно я разбила ее на три части: вступление, основная часть и заключительная. К вступлению, на мой взгляд, можно отнести первую часть работы, которая называется “Понятие юридического лица”. Она содержит общие понятия о юридических лицах, определения, предлагаемые не только словарем, но и Гражданским Кодексом РФ. Ко второй части я отнесла Виды юридических лиц в РФ и Формы ведения бизнеса иностранными предпринимателями. В Видах юридических лиц описаны коммерческие и некоммерческие юридические лица. Здесь я постаралась дать их отличительные черты. Вторая часть дает конкретные понятия о юридических лицах: что лежит в основе того или иного предприятия, краткую информацию об учредителях, пакетах документов, ответственности и др. Формы ведения бизнеса иностранными предпринимателями, на мой взгляд, могут стать инструкцией для вновь создаваемых в России иностранных предприятий. Как сделать ваш бизнес в России успешным и законным. А также дается краткая описательная характеристика форм юридических лиц, которые могут быть открыты или уже открыты нашими иностранными партнерами. И в заключение я сочла нужным коснуться организационных вопросов, без которых невозможна жизнь ни одного предприятия, ни в России, ни за ее пределами: как правильно назвать рождающееся дело, кто даст ему документы в жизнь и т. п.
В своей работе я использовала как научную литературу, так и нормативно-правовые документы, касающиеся рассматриваемой темы. Однако основным источником информации для работы явился, конечно же, Интернет. В списке литературы я указала не только печатную информацию, но также сделала ссылки на сайты, информацию с которых я использовала в своей работе. БИБЛИОГРАФИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
1. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года. Текст части первой опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 1994 г. , Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. , N 32, ст. 3301. 2. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995 года. Текст части второй опубликован в "Российской газете" от 6, 7, 8 февраля 1996 г. , Собрании законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5, ст. 410. 3. Гражданский кодекс РСФСР. Утвержден Законом РСФСР от 11 июня 1964 г. , введен в действие с 1 октября 1964 г. Текст опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 406; 1966 , N 32, ст. 771; 1973, N 51, ст. 1114; 1974, N 51, ст. 1346; 1986, N 23, ст. 638; 1987, N 9, ст. 250; 1988, N 1, ст. 1; 1991, N 15, ст. 494; 1992, N 15, ст. 768; 1992, N 29, ст. 1689; 1992, N 34, ст. 1966. 4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 24 января 1996 г. , Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145 (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г. , 8 июля 1999 г. ) 5. Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года. Текст Основ Гражданского Законодательства Союза ССР и республик опубликован в Ведомостях ВС СССР, 1991, N 26, ст. 733. 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" // БВС РФ. 1996. N 9; ВВАС РФ. 1996. N 9. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Учебник по Гражданскому праву: часть 1. Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Изд-во: Проспект. М. 1997 г. 2. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И. ). 3. "Юридические лица в современном российском гражданском праве: теория и практика" (Козлова Н. В. , "Законодательство", 1996, N 2). 4. Конституция и права юридических лиц (Кузнецов В. , "Российская юстиция", 1997, N 4). 6. "Иностранные юридические лица: правовое положение в России" (Ануфриева Л. , "Российская юстиция", 1997, N 2). САЙТЫ В ИНТЕРНЕТ: www. business. uz. www. br. minsk. by. www. juristy. ru. www. safespb. ru.