ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Управление персоналом
Управление поведением в организациях
Письменное контрольное задание
Для студентов и слушателей дистанционного обучения
Студент ______________________
Группа ______________________
Дата ______________________
Подпись ______________________
Преподаватель ______________________
Дата ______________________
Оценка ______________________
Подпись ______________________
Новосибирск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Позиция руководителя в управлении, ее влияние на поведение
На позицию руководителя в управлении влияет множество факторов. Среди них какие как характер руководителя, его жизненный опыт, личностные установки по отношению к себе и к другим людям.
Из основных аспектов отношения человека к себе и к своей роли в организации можно выделить четыре основные позиции, из комбинации которых складываются личностные установки поведения по отношению к себе и к другим людям. Эти позиции следующие:
«Я в порядке, вы в порядке» - те, кто придерживается такой позиции, уверены в себе, отзывчивы, поддерживают добрые отношения с окружающими, вызывают доверие, спокойны;
«Я в порядке, вы не в порядке» - те, кто придерживается такой позиции, имеют раздутое самомнение, выглядят надменными, подавляют других, преувеличивают свою роль;
«Я не в порядке, вы в порядке» - те, кто придерживается такой позиции, не уверены в себе, склонны к отступлению, неспособны взять на себя инициативу, поддаются стрессам;
«Я не в порядке, вы не в порядке» - те, кто придерживается такой позиции, недостаточно энергичны, склонны к подавленности, неспособны проявлять настойчивость, недостаточно творчески относятся к работе, служат источником отрицательных взаимоотношений в коллективе.
Формированию позитивной позиции руководителя мешает ряд факторов, которые необходимо учитывать в управленческой деятельности. Среди них:
- Отсутствие целей;
- Неосознанный страх перед удачей;
- Страх перед критикой;
- Слишком высокие требования к себе;
- Общее беспокойство;
- Влияние среды;
- «Комплекс Икара».
В свою очередь, позиция руководителя влияет на принимаемые им решения и оказывает прямое воздействие на его отношения с подчиненными и на психологический климат, создающийся в организации.
1.2. Временной поведенческий диапазон
Под временным поведенческим диапазоном понимается умение человека управлять своим временем и рационально его использовать. Количество времени в сутках одинаково для всех людей, однако некоторые успевают сделать в отпущенное время все что необходимо, а другие не успевают сделать даже самого необходимого.
Эффективность использования времени зависит от многих составляющих. Каждый человек может повысить свою эффективность, используя следующие основные элементы рационального управления временем:
- Планирование;
- Расстановка приоритетов;
- Делегирование;
- Борьба с «расхитителями времени».
Планирование предстоящих дел означает четкую формулировку целей и задач, критериев и сроков их достижения. Долгосрочное планирование может включать стратегические цели человека во временном диапазоне до пяти лет, среднесрочное планирование предполагает составление планов на год и краткосрочное - это текущие задачи, выполнение которых необходимо для достижения долгосрочных стратегических целей.
Не все поставленные цели и задачи имеют одинаковое значение. В соответствии с теорией, разработанной Парето 80% потраченного времени дают 20% результатов. Остальные 20% времени дают 80% результатов. Последовательное применение принципа Парето предполагает анализировать все задачи в соответствии с их долей в итоговом результате и распределение их по трем категориям:
Категория А - важнейшие задачи;
Категория В - важные задачи;
Категория С - менее важные и несущественные задачи.
Расстановка приоритетов подразумевает сознательное сосредоточение на делах и задачах категорий А и В, а так же делегирование (перепоручение) задач категории С. Делегирование задач всегда означает саморазгрузку и выигрыш времени для выполнения действительно важных задач.
Под «расхитителями времени» понимаются те незапланированные дела и задачи, которые возникают ежедневно. Часто они не имеют важного значения и отвлекают нас от выполнения действительно важных задач. Среди основных «расхитителей времени» можно назвать следующие:
- Нерешительность, вызванная отсутствием навыков в принятии рациональных решений;
- Незапланированные встречи и телефонные звонки;
- Бумажная работа, чтение текущей информации;
- Спешка;
- Бесплодные заседания и т.д.
Единственный способ борьбы с «расхитителями времени» заключается в четком выполнении принципов рациональной организации времени, сознательный контроль своего поведения.
1.3. Эмоциональный и рациональный способы поведения. Психологическая защита
Поведение человека может опираться как на разум, так и на эмоции. Для эмоционального поведения характерны экспрессивность, нелогичность, частое изменение направления. Рациональный способ поведения опирается на логику и целесообразность. Каждый из способов поведения имеет свои положительные и отрицательные стороны, дополняя друг-друга они обогащают жизнь человека.
Психологическая защита - это механизмы поведения, обусловленные врожденным потенциалом и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.
Психологическая защита срабатывает автоматически, снижая напряженность и улучшая самочувствие, но она не помогает решать стоящие перед личностью внешние проблемы. Однако имеется возможность влиять на эти механизмы, что позволяет увидеть препятствия и найти выход из трудной ситуации. Для этого необходимо осознать существующие механизмы защиты. Рассмотрим некоторые механизмы психологической защиты:
Механизм «забывания» - это вытеснение из сознания того, что вызывает душевный дискомфорт, в подсознание;
Механизм «отрицания» проявляется в избавлении от угрожающих переживаний, вызванных окружением, путем отгораживания от их существования;
Механизм «рационализации» - это попытки объяснения нерациональных поступков рациональными, логическими доводами;
Механизм «замещение» - это защита от нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой - «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое;
Механизм «регрессии». Человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда не выдерживает напряжения, которого от него требуют взрослые формы поведения. Появляющиеся детские формы демонстративны и призваны замаскировать, заменить, отодвинуть поведение, которое человек не хочет принять и осуществить.
Среди других механизмов психологической защиты можно выделить отчуждение, идентификацию, интеллектуализацию, компенсацию, сублимацию и т.д. Человек редко пользуется каким-либо одним механизмом психологической защиты, чаще всего они комбинируются в зависимости от ситуации и состояния человека.
Знание особенностей механизмов психологической защиты помогает оптимально организовать свой опыт, осознанно создавать новые стратегии и модифицировать старые, делать свое поведение более гибким и свободным.
1.4. Управление впечатлением
В процессе своей деятельности человек, так или иначе, производит впечатление на людей, с которыми сталкивается в процессе своей деятельности. Произведенное впечатление может быть положительным или отрицательным, может помогать человеку или препятствовать достижению его целей.
Для того чтобы производимое впечатление помогало достижению намеченных целей необходимо прикладывать определенные направленные усилия для управления впечатлением, которое производит человек на окружающих.
Целенаправленное приложение усилий для произведения положительного впечатления на собеседника подразумевает знание всех компонентов, из которых складывается впечатление. Рассмотрим более подробно те составляющие, которые влияют на произведенное впечатление:
Внешний вид человека (одежда, аксессуары, макияж женщин). Чаще всего люди судят о человеке на основании первого впечатления, которое он производит в течение первых пяти-семи секунд, и первое что бросается в глаза - это внешний вид человека.
Жесты, мимика. Современные психологи утверждают, что в процессе общения невербальная составляющая занимает 65 - 75%, а вербальная всего 25 - 35%. Выражение лица человека, его поза, жесты, которые он использует, передают гораздо больше информации, чем то о чем человек говорит и на основании этой информации складывается отношение к нему со стороны его собеседника.
Речь человека. Важнейшим фактором воздействия на окружающих является ораторское искусство. Умение говорить точно, грамотно, выразительно, позволяет человеку не только выражать свои мысли, но и производить приятное впечатление на окружающих.
Поведение человека. Под поведением в данном случае подразумеваются действия (или бездействие) человека. Поведение может закрепить произведенное положительное впечатление, а может свести его на нет.
Таким образом, для того чтобы произвести положительное впечатление на собеседника необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Одежда должна быть аккуратной, уместной, со вкусом подобранной. Она должна подчеркивать вашу физическую привлекательность, а не заслонять ее;
- Используйте открытые жесты, жесты, подчеркивающие ваше отношение и вашу речь. Избегайте излишних жестов;
- Улыбайтесь!
- Выражайте свои мысли четко, грамотно. Оживите свою речь интонациями, паузами, изменениями темпа и т.д.;
- Сокращайте физическую и социальную дистанцию. Приветствуйте собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием;
- Демонстрируйте желание понять позицию собеседника, ищите общее во взглядах и компромиссы;
- Старайтесь выявлять положительные качества собеседника и выражайте заинтересованность в перспективах взаимоотношений;
- Выражая собственные чувства, учитывайте эмоциональное состояние собеседника.
Заключение
В результате написания данной контрольной работы была достигнута основная цель - изучены различные аспекты управления поведением в организациях и сделан ряд выводов, основные из которых следующие:
На позицию руководителя в управлении влияет множество факторов. Среди них какие как характер руководителя, его жизненный опыт, личностные установки по отношению к себе и к другим людям. В свою очередь, позиция руководителя влияет на принимаемые им решения и оказывает прямое воздействие на его отношения с подчиненными и на психологический климат, создающийся в организации.
Эффективность использования времени зависит от многих составляющих. Каждый человек может повысить свою эффективность, используя следующие основные элементы рационального управления временем: планирование; расстановка приоритетов; делегирование; борьба с «расхитителями времени».
Поведение человека может опираться как на разум, так и на эмоции. Для эмоционального поведения характерны экспрессивность, нелогичность, частое изменение направления. Рациональный способ поведения опирается на логику и целесообразность. Каждый из способов поведения имеет свои положительные и отрицательные стороны, дополняя друг-друга они обогащают жизнь человека.
Среди механизмов психологической защиты можно выделить следующие: забывание, отрицание, рационализацию, замещение, регрессию, отчуждение, идентификацию, интеллектуализацию, компенсацию, сублимацию и т.д. Человек редко пользуется каким-либо одним механизмом психологической защиты, чаще всего они комбинируются в зависимости от ситуации и состояния человека.
Целенаправленное приложение усилий для произведения положительного впечатления на собеседника подразумевает знание всех компонентов, из которых складывается впечатление. Основными из них являются: внешний вид (одежда, прическа, аксессуары); жесты, мимика; речь и поведение человека.
Список использованной литературы
1. Аверченко Л.К. Психология управления: Практикум для руководителей и менеджеров по управлению персоналом / Л.К. Аверченко, З.А. Парфенова. - Новосибирск: СибАГС, 2003, 251 с.
2. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: Инфра-М, 1999. - 220 с.
3. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник. - СПб.: Союз, 2000. - 576 с.
4. Ромашов О.В. Социология и психология управления: Учеб. пособие / О.В. Ромашов, Л.О. Ромашова. - М.: Экзамен, 2002. - 512 с.
5. Спивак П.А. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Психолого-педагогический консилиум, проведение консилиума в ДОУ |
Контрольная работа | Вивчення української мови в сучасній школі |
Контрольная работа | Население и трудовые ресурсы России |
Контрольная работа | Ишемическая болезнь сердца |
Контрольная работа | по Немецкому языку |