? Управление процессами, происходящими внутри организации;
? Управление процессами взаимодействия организации с внешней средой;
Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии - работу, производимую органом, организмом; в математике - зависимость одной переменной от другой. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. В социально- экономических системах понятие “функция” также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента. Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.
Управленческая деятельность - принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Журнал «Бизнес эксперт» №12, 2007.
Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Всё содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определёнными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ. Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой и любой деятельностью. К таким функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование, стимулирование и контроль.
? Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности.
? Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации.
? Функция организации. Под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов.
? Последовательность реализации функции организации обычно следующая:
? Определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;
? Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;
? Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;
? Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;
? Установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчинённости, координации и др.);
? Создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.
Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчинёнными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:
? Специализация исполнителей;
? Количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;
? Параллельность действий;
? Ритмичность деятельности.
После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.
Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:
? Зависимость величины стимула от конкретного вклада подчинённого в общее дело;
? Связь стимулов с целями деятельности организации;
? Единство интересов подчинённого, организации и общества в целом;
? Разумное сочетание моральных и материальных стимулов;
? Сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.
? В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учёта и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:
? наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;
? сравнение её параметров с заданной программой функционирования;
? количественную и качественную оценки эффективности деятельности;
? выявление отклонений, узких мест в развитии системы;
? выявление причин сложившегося состояния;
? определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.
Как правило, объём всех вышеперечисленных функций превышает объём реально выполняемых, в которых наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким образом, у каждого руководителя определяется свой стиль деятельности.
2. Непосредственное управление организацией
Исходя из своей концепции менеджмента А. Файоль сформулировал четырнадцать принципов управления. Файоль А., Тэйлор У., Форд Г., Эмерсон Г. - Управление - это наука и искусство. Пер. с англ. М., Юнити, 2002.
Эти принципы не утратили своей актуальности и сегодня, хотя безусловно их применение требует опыта, вдумчивости и осторожности:
? Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
? Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность.
? Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание в уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
? Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
? Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
? Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников недолжны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
? Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
? Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
? Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Выло бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
? Порядок. Место - для всего и все на своем месте.
? Справедливость. Справедливость-это сочетание доброты и правосудия.
? Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
? Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
? Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала. Файоль А., Тэйлор У., Форд Г., Эмерсон Г. - Управление - это наука и искусство. Пер. с англ. М., Юнити, 2002.
? Модели управления организацией:
? Автократическая модель управления основывается на: власти, директиве, авторитете, персональной зависимости, исполнении.
? Экономическая модель управления основывается на: экономическом принуждении, материальном поощрении, мотивации, экономическом стимулировании, инициативе.
? Новая модель управления основывается на: творческом участии, т.е. по поводу того, как лучше сделать работу, коллективизм и моральные стимулы, приверженность к работе, фирме, начальнику, коллективу, экономическое и моральное стимулирование, тотальное творчество.
1. М.: “ФБК-Пресс”, Под редакцией М.Л.Разу и Ф.М.Русинова, “Менеджмент” (Современный Российский менеджмент),1998г.
2. М.: “Экономика”, Б.З.Мильнер “Организационные структуры управления производством”, 1980г.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.
4. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2001. - 640 с.
5. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 2001. - 304 с.
6. Файоль А., Тэйлор У., Форд Г., Эмерсон Г. - Управление - это наука и искусство. Пер. с англ. М., Юнити, 2002.
7. Журнал «Бизнес эксперт» №12, 2007.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Гласность правосудия |
Контрольная работа | Стиль делового человека |
Контрольная работа | Технология комбайновой уборки льна |
Контрольная работа | Психодиагностика |
Контрольная работа | Анатомия кожи головы и волос |