Контрольная работа по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Контрольная работа по Безопасность жизнедеятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле


Кафедра философии, истории и права


Контрольная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Вариант № 5

Руководитель:

Смехнова Г.П.


г. Барнаул 2009 Содержание Введение………………………………………………………………………..3

Социальные опасности, их характеристика и предпосылки возникновения. Примеры действия. Пути повышения уровня социальной безопасности (отдельно при этом отметить роль государства)………………………………………………………………...4

Опишите и проанализируйте 1-2 известные вам из жизненной практики события, характеризующие опасности, связанные с человеком как звеном технической системы……………………………………………...9

Заключение…………………………………………………………………...12

Тесты………………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………..15


Введение

Опасность – центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Человеческая практика и научные исследования дают основания утверждать, что ни в одной сфере деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности.

Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и пр.), криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и т. д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты), суициды (самоубийства) и пр., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека.

Исторический опыт человечества свидетельствует, что пренебрежение социальными опасностями, игнорирование их ведет к тому, что они становятся плохо управляемыми, перерастают в экстремальную стадию и превращаются в чрезвычайные ситуации социального характера, многократно превышающие по своим последствиям ЧС иного происхождения (природные, техногенные, экологические, биологические и т. д.).

Целью данной работы является изучение социальных опасностей, их характеристики и причины их возникновения. В работе так же приведены примеры опасностей, связанных с человеком как звеном технической системы.

Социальные опасности, их характеристика и предпосылки возникновения. Примеры действия. Пути повышения уровня социальной безопасности

Социальные опасности – это действия одних классов, групп, слоев, личностей, направленные (преднамеренно или бессознательно) на уничтожение других. А также лишение их жизненно важных условий и объектов, причинение ущерба, ведущего к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства.

Условно социальные опасности можно свести в три группы:

исходящие из других сфер общественной жизни – политики, экономики, военно-оборонных дел и т.п.;

вытекающие из социальной сферы для экономики, политики, военной и экологической безопасности и др.;

заключенные в самой социальной сфере.

Особенно разрушительные опасности для социальной сферы исходят в первую очередь от политики и экономики. Реальные и потенциальные удары политики "шоковой терапии" по национальному промышленному комплексу (утрачено около 50% экономической мощи), системах здравоохранения, образования, отдыха и т.д. больно отзываются на положении и здоровье людей, ведут к утрате продовольственной, медико-фармацевтической, духовно-культурной независимости, к подчинению России Западу в важнейших вопросах жизнеобеспечения народа. Некоторые политики Запада считают, что тот, кто обладает продовольствием - обладает оружием, равнозначным атомной бомбе и может разговаривать с миром силой продовольствия. Продовольственная и товарная интервенция нанесли непоправимый урон сельскому хозяйству страны: более 50% потребностей населения страны удовлетворяется импортными поставками.

Вторая группа социальных опасностей связана с антагонизацией, утверждением несовершенной социальной структуры и отношений. Формирование и рост агрессивных, экспансионистских, экстремистских социальных групп и слоев (крупных собственников, финансовых, торговых и мафиозных дельцов), разделение общества на бедных и богатых путем ограбления большинства меньшинством (что, как говорил еще Платон, равнозначно появлению двух враждебных государств внутри одного), возникновение униженных и притесняемых групп, усиление потенциала вражды внутри социальной структуры рождают целый сонм социальных опасностей для общества в целом, а также его основных сфер – политики, экономики, науки и техники, военной безопасности. Социальные причины лежат в основе многих, в том числе вооруженных конфликтов.

В выдвинутой Генеральным секретарем ООН Б.Гали в 1992 г. "Программе мирного развития" глубинными причинами вооруженных конфликтов, идущих в мире, названы экономические неурядицы, социальная несправедливость и политический диктат.

Радикальные реформы привели к тому, что более 50 млн. (одна треть населения) живет за чертой бедности, а скрытая безработица составляет 7-9 млн. человек. Долговременное нарастание бедности для большинства народа рождает массовое недовольство политикой и властями, которое может вылиться в непредсказуемые действия.

Чрезвычайная ситуация социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного социального явления, которое повлекло или может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Социальные опасности классифицируются по следующим признакам:

по направленности против социальных интересов (потребностей) граждан, групп, слоев и всего общества;

по объектам, институтам, областям социальной сферы, которым они угрожают (системы продовольственного снабжения и питания, здравоохранения, коммунальных услуг и т.д.);

по масштабам (разрушительный потенциал опасностей, пространственно-временные характеристики – общие, региональные, местные, краткосрочные, долгосрочные и т.п.);

по формам проявления (преднамеренно организованные, стихийные и т.п.);

по источникам и причинам;

по средствам (насильственные, ненасильственные, военные и т.д.).

В основе возникновения и развития чрезвычайной ситуации социального характера лежит нарушение в силу различных причин равновесия общественных отношений (экономических, политических, межэтнических, конфессиональных), вызывающее серьезные противоречия, конфликты и войны.

Источниками социальных опасностей являются:

несправедливое распределение собственности, доходов, жизненных благ, власти;

реставрация антагонистической социальной структуры, состоящей из классов, групп, слоев и политических сил, имеющих непримиримо противоположные интересы и цели, среди которых выделяются агрессивные, экспансионистские по своей природе;

резкое снижение социальных возможностей государства вследствие падения производства, а также крупные просчеты и изначальная антисоциальная направленность политики "радикальных реформ", их принудительный характер;

ухудшение глобальной социальной обстановки.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что социальные опасности определяются условиями жизни людей. Чем они хуже, тем выше уровень социального недовольства и тем сложнее его сдержать.

Социальные опасности проявляются в виде массовых протестов, волнений, социальных взрывов и т.п. Главными показателями социальных угроз являются темпы нарастания неблагоприятных процессов в социальной структуре и отношениях субъектов, сфере социального обеспечения жизнедеятельности людей.

Если недооценивать и игнорировать эти угрозы, они могут привести к ЧС социальной направленности. Фактически любая из их разновидностей – экономический кризис, социальный взрыв, национальный или религиозный конфликт, террористический акт и пр. – может сегодня стать реальностью в стране.

Целями социальной безопасности являются:

обеспечение прочного гражданского мира, основанного на справедливости, свободе, равенстве возможностей и солидарности людей; целеустремленное формирование социально безопасного государства, общества, личности;

сохранение и развитие социума: надежная охрана жизни, восстановление и улучшение здоровья и быта людей, создание условий и стимулов для высокоэффективного творческого труда, совершенствования способностей и талантов, утверждения высокой духовности и культуры;

формирование и осуществление социально ориентированной политики модернизации общества, призванной восстановить и обеспечить в будущем устойчивое социально-экономическое развитие страны во имя общего блага народа и каждой личности;

соразмерное возможности государства содействие улучшению глобальной социальной обстановки, участие в формировании мировой политики и строительстве международных структур, призванных преодолеть несправедливость, эксплуатацию, бедность, голод, массовые эпидемии, социальные болезни и т.п.

Для поддержания безопасности жизнедеятельности населения нужно предпринимать следующие меры:

Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.

Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля над реальными доходами, получаемыми населением.

Улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.

Проведение политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой – не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы.

Усиление социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и назначения пособий.

Улучшение условий жизнеобеспечения детей.

Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизнедеятельности людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.


Опишите и проанализируйте 1-2 известные вам из жизненной практики события, характеризующие опасности, связанные с человеком как звеном технической системы

Мы живем в эпоху чрезвычайно сложных и мощных технических систем, созданных человеком. Эти системы значительно облегчили нашу жизнь, сократили расстояния, сделали возможными и доступными.

В разнообразных системах типа "человек-машина" человек является главным звеном. Но далеко не всегда и не во всех случаях это звено оказывается достаточно надежным. Постепенно накапливается все больше данных, свидетельствующих о том, что причиной происходящих время от времени крупных аварий на сложных технических, технологических и транспортных объектах, нередко сопровождающихся значительными разрушениями и человеческими жертвами, являются не только фатальные стечения неблагоприятных обстоятельств или отказы тех или иных технических устройств, но и в не меньшей степени – неправомерные действия людей. При этом чаще всего возникают аварийные ситуации, связанные с человеческими ошибками, на транспорте и в авиации, где они представляют особую опасность.

Вот, например, к какому заключению пришли американские эксперты, изучавшие обстоятельства возникновения аварийной ситуации во время 11-часового перелета самолета "Боинг - 747" тайваньской авиатранспортной компании. Ситуация лишь по счастливой случайности не закончилась гибелью машины, пассажиров и экипажа.

Все произошло над Тихим океаном недалеко от города Сан-Франциско, При подлете к аэропорту самолет на высоте около 12 километров стал крениться на правое крыло, затем сделал "бочку", то есть полный оборот вокруг продольной оси и начал беспорядочно падать в основном в перевернутом положении. Лишь достигнув высоты около трех километров, машина подчинилась рулям и произвела посадку, несмотря на потерю значительной части хвостового оперения.

Это произошло из-за того что, находясь около 10 часов в полете, тайваньский экипаж большую часть этого времени наблюдал за показаниями приборов и работой автопилота. Когда самолет слегка качнуло, автопилот в соответствии с программой сперва уменьшил силу тяги двигателей, а через 30 с секунд вновь ее увеличил. Однако один из двигателей, расположенный на правом крыле, при этом заглох. Так как у "БОИНГА -747" четыре двигателя, то выход из строя одного из них не является катастрофическим. Полет может вполне нормально продолжаться и дальше, но для этого необходимо немедленно выключить автопилот и вести самолет вручную, поскольку автопилот на подобную ситуацию не запрограммирован. Однако командир "Боинга", сосредоточив все внимание на заглохшем двигателе, вопреки установленным правилам этого не сделал.

Самолет начало разворачивать вправо. Отреагировав на это, автопилот, который не мог «знать» об отказе одного из двигателей, поступил как обычно в подобных случаях – то есть повернул машину влево. Началось своеобразное отчаянное "соревнование" двух автоматических систем – самолета и автопилота. Самолет "стремился" развернуться вправо, а автопилот этому воспрепятствовать. Это "смертельное" соревнование продолжалось около четырех минут, а командир авиалайнера так и не обратил внимание на происходящее.

Заметив неладное командир выключил автопилот. Но сделал это в неудачный момент, когда самолет, выиграв соревнование с автопилотами и не встречая больше "сопротивления" с его стороны, резко накренился вправо. Командир, взявший на себя управление машиной, не сумел вовремя на это среагировать. Самолет перевернулся и стал падать.

Таким образом, к аварийной ситуации привел грубейшая ошибка командира корабля, не отключившего автопилот сразу после остановки одного из двигателей. Что же касается запоздалой реакции пилота на резко возросший крен самолета, то случившееся вполне закономерно. Как показывают специальные исследования, для того, чтобы оператор, который на протяжении длительного времени находился в положении "следящего" за работой автоматов, перешел на положение "управляющего", необходимо, по крайней мере, несколько секунд. А в распоряжении командира аварийного лайнера этого резерва времени не оказалось. Но начало всему происшествию положила его ошибка, которую ничем нельзя оправдать.

Происходят подобные аварии и в нашей стране. В конце февраля 1988 года к аэропорту Сургута подлетал рейсовый самолет «ТУ-134». Командир при подходе запросил разрешения на посадку по кратчайшему пути со стороны, противоположной той, откуда ее совершали в тот день другие машины. Диспетчер согласие дал, однако не включил радиосредства для обеспечения посадки в необычном направлении. При заходе на полосу самолет неожиданно оказался в условиях резкого ухудшения видимости. В подобных случаях пилот обязан немедленно прекратить снижение и сделать второй заход. Но командир корабля этого не сделал и продолжил посадку. В результате он промахнулся и посадил самолет в стороне от посадочной полосы. Машина разрушилась, возник пожар. Цена риска – гибель 17 пассажиров и трех членов экипажа, а так же 37 человек получили ранения и травмы.

Заключение

Безопасность – одна из основных потребностей человечества. Её обеспечение требует учета различных аспектов жизнедеятельности людей – социальных, экономических, политических, технических, военных, информационных, экологических и др.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться.

Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Все опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации, так или иначе, влияют на человека и на общество в целом. Например, землетрясения нарушают нормальную «жизнь» человека и общества. Нет ни одной опасной, экстремальной или чрезвычайной ситуации, ни повлиявшей на человека или на общество, иногда страдают целые народы и государства.

Если недооценивать и игнорировать социальные угрозы, они могут привести к ЧС социальной направленности. Фактически любая из их разновидностей – экономический кризис, социальный взрыв, национальный или религиозный конфликт, террористический акт и пр. – может сегодня стать реальностью в нашей стране.


Тесты

Тест 1. По классу химических соединений вредные вещества в питьевой воде классифицируются как:

Канцерогенные

Органические

Неорганические

Общетоксические

Ответ: 2, 3

Гигиенические нормативы содержания вредных веществ в питьевой воде:

Неорганические вещества (элементы, катионы, анионы)

Органические вещества (углеводы, галогенсодержащие соединения, кислородсодержащие соединения, азотсодержащие соединения, серосодержащие соединения, фосфорсодержащие соединения, гетероциклические соединения, элементоорганические соединения) (СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды).

Тест 2. Параметры микроклимата на производстве это:

Атмосферное давление и температура

Температура, скорость движения и запыленность воздуха, пространственное расположение рабочих мест

Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, запыленность

Скорость движения воздуха и внешнее освещение

Ответ: 3

Метеорологические условия (микроклимат) в рабочей зоне производственного помещения характеризуется температурой, относительной влажностью и скоростью движения воздуха. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находятся рабочие места.

Тест 3. Производственная травма это:

Общее число производственных заболеваний за определенный период времени

Длительное воздействие вредных производственных факторов на организм

Мгновенное воздействие опасного фактора на организм

Ответ: 2

Производственная травма — повреждение тканей организма работника, вызванное механическим воздействием опасного производственного фактора и повлекшее за собой: необходимость перевода работника на др. работу; временную или стойкую утрату работником трудоспособности; смерть работника.

Тест 4. Укажите международные организации, которые специализированно занимаются проблемами ЧС:

Международная организация гражданской обороны

Межгосударственный экологический Совет стран СНГ

Европейский учебный центр подготовки к стихийным бедствиям

Международное Агентство по атомной энергии

Ответ:

Список литературы

В.Ю. Микрюков «Безопасность жизнедеятельности» М.: «Феникс» 2007г.

С.В.Белов, Л.Л. Морозова, Д.М.Якубович. «Безопасность жизнедеятельности», Издание третье, Москва 2003г.

Э.А. Арустамов «Безопасность жизнедеятельности» М.: «Дашков и К», 2001г.

Г.А. Безрукавников « Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени» М.: «Дрофа» 2007

Интернет - энциклопедия «Википедия»

15




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :