Оглавление
Серия стандартов в диапазоне номеров 9000 - 11000 была определена Международной организацией по стандартизации для стандартов по системам управления качеством. Стандарты этой серии определяют требования именно к системе управления, а не к продукции или услугам, предоставляемым организациями и предприятиями. В состав стандартов серии входят стандарты непосредственно представляющие требования, стандарты, представляющие справочную информацию и руководящие указания, а также стандарты обеспечивающие (разъясняющие) частные вопросы систем менеджмента качества.
Первая версия стандартов ИСО серии 9000 была опубликована в 1987 году. Изначально, в состав этой серии входило всего пять стандартов. Кроме того, к этой же серии стали относить и стандарт на терминологию менеджмента качества, опубликованный ранее в 1986 году.
В первой версии стандартов ИСО серии 9000 было установлено три модели системы менеджмента качества для предприятий и организаций с различным жизненным циклом производства. Для того, чтобы организации могли определить какую из моделей необходимо применять, в состав серии был включен стандарт, представляющий собой руководство по выбору модели системы качества. Также, для понимания, каким образом необходимо осуществлять управление системой качества, в серию был включен справочный стандарт по общему руководству системой качества.
Структура серии стандартов ИСО 9000, вышедших в 1987 году была следующей:
-- ИСО 9000:1987 - «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».
-- ИСО 9001:1987 - «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
-- ИСО 9002:1987 - «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».
-- ИСО 9003:1987 - «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
-- ИСО 9004:1987 - «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».
-- ИСО 8402:1986 - Качество. Словарь.
Построение и сертификация систем качества осуществлялась по одной из трех моделей ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003.
ИСО 9001 являлся наиболее полным из трех стандартов, т.к. в его состав включались требования ко всем этапам жизненного цикла производства продукции - от проектирования, до обслуживания.
ИСО 9002 ограничивал действие системы качества только этапами производства, испытания продукции и поставки ее потребителю.
ИСО 9003 содержал самый минимальный набор требований к системе качества и ограничивался только этапом контроля и испытаний готовой продукции.
Таким образом, получалось, что требования стандарта ИСО 9003 входили составной частью в требования стандарта ИСО 9002, а те в свою очередь, являлись составной частью требований стандарта ИСО 9001.
На основании данных анализа применения первой версии стандартов ИСО серии 9000 выявился ряд недостатков первой версии. В частности, были выявлены сложности с применением этих стандартов к целому ряду производств со специфическими видами выпускаемой продукции, а также к предприятиям, предоставляющим услуги. Кроме того, возникла необходимость расширения требований системы качества. Поэтому к 1994 году был завершен пересмотр стандартов серии и вышла новая версия ИСО серии 9000.
В состав серии в 1994 году вошло 16 стандартов. Кроме стандартов уже существовавших в серии (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, ИСО 9004) были разработаны вспомогательные стандарты и стандарты, дающие рекомендации по разработке и применению отдельных элементов системы качества. Начиная с версии 1994 года, в состав серии ИСО 9000 стали входить и стандарты с номерами, выходящими за пределы этой серии.
Новая версия стандартов расширила состав требований, входящих в модели систем качества. Стандарт ИСО 9001 стал содержать 20 элементов системы качества, реализация каждого из которых позволяла организации считать, что система качества внедрена и работоспособна. Стандарты ИСО 9002 и ИСО 9003 содержали те же требования, только для элементов, которые выходили за рамки соответствующей модели, указывалась их неприменимость.
Следует отметить, что как в первой версии стандартов, так и в версии 1994 года применялся функциональный подход к системе качества. Исходя из этого подхода каждый элемент системы качества, представленный в стандарте, рассматривался как отдельная (самостоятельная) функция по обеспечению, управлению или улучшению качества.
В версии стандартов 2000 года был пересмотрен подход к построению и управлению системой качества. Начиная с этой версии, работа организации, в том числе и работа системы качества, рассматривается с точки зрения процессов этой организации.
Версия стандартов 2000 года предусматривает 4 группы процессов, связанных с системой менеджмента качества:
-- Процессы управленческой деятельности руководства;
-- Процессы обеспечения ресурсами;
-- Процессы жизненного цикла продукции;
-- Процессы измерения, анализа и улучшения.
Также в этой версии стандартов произошло объединение трех моделей систем качества в единую модель. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 были объединены в один стандарт ИСО 9001:2000. С вступлением в силу этого стандарта все организации могли выстраивать систему качества по единой модели вне зависимости от вида выпускаемой продукции и услуг, а также этапов жизненного цикла производства. В том случае, если какие-либо этапы жизненного цикла производства продукции на предприятии не применялись, разрешено было делать исключения из требований стандарта. За счет этого модель системы качества стала более «гибкой» и универсальной.
Существенные изменения произошли и в составе вспомогательных стандартов, а также стандартах представляющих руководящие указания. Кроме того, в стандартах версии 2000 года предусматривалась связь требований менеджмента качества с другими системами менеджмента, такими как системы экологического менеджмента, системы управления промышленной безопасностью, системы управления качеством пищевых продуктов. Таким образом, у предприятий и организаций появилась возможность строить на базе системы управления качеством интегрированные системы менеджмента.
Новые версии стандартов ИСО серии 9000 не претерпели существенных изменений по сравнению с версией 2000 г. Состав пересмотренных и обновленных стандартов на начало 2009 года незначительный. Из основополагающих стандартов следует отметить изменения в следующих стандартах:
ИСО 9000:2005 - "Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь".
ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»
ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды». Этот стандарт заменил собой стандарт ИСО 10011 часть 1, часть 2 и часть3. В новой версии стандарта более точно определены требования к процессу аудита, квалификации аудиторов, порядку и виду документации аудита. Существенным изменением в данном стандарте стало его применение для аудита систем экологического менеджмента. Ранее (в стандарте ИСО 10011) руководящие указания относились только к системе менеджмента качества.
Многие изменения, сделанные в новых версиях стандартов ИСО серии 9000, направлены на более тесную интеграцию системы менеджмента качества с другими системами менеджмента.
Также, после 2000 года в составе стандартов ИСО серии 9000 появился ряд новых стандартов, имеющих статус руководящих указаний. Эти стандарты поясняют отдельные вопросы, связанные с построением и развитием системы менеджмента качества (например, руководящие указания по оценке удовлетворенности потребителей или руководящие указания по выбору консультантов по системе менеджмента качества и др.).
Стандарт ИСО 9000:2005 предназначен для установления единого понимания терминов и понятий используемых в стандартах ИСО серии 9000. Он определяет основные положения систем менеджмента качества и принципы, используемые при построении систем качества.
Система менеджмента качества на современном уровне развития представляет собой идеологию управления организацией, а не просто организационно техническую систему или набор взаимосвязанных управленческих методов и технологий. В основе любой идеологии лежат постулаты или принципы, от которых эта идеология отталкивается. Именно на основе таких принципов строится вся теоретическая и практическая база. Стандарты ИСО серии 9000 являются практической базой идеологии менеджмента качества. Поэтому в стандарте ИСО 9000:2005 кроме терминов и определений даются основные принципы менеджмента качества, на основе которых построены требования системы качества и методы реализации этих требований.
Стандарт ИСО 9000:2005 состоит из следующих разделов:
Раздел 1 Область применения - определяет заинтересованных лиц, которым могут понадобиться положения стандарта.
Раздел 2 Основные положения системы менеджмента качества - приводятся пояснения по обоснованию необходимости построения системы качества, дается объяснение процессного подхода, используемого в стандартах ИСО серии 9000, определяется назначение политики и целей в области качества, документации системы качества, роль статистических методов и пр.
Раздел 3 Термины и определения - приводится пояснение терминов, используемых в стандартах ИСО серии 9000.
Приложение А - приводится методология, использованная при разработке стандарта.
Приложение B - содержит алфавитный указатель терминов.
Приложение С Библиография - список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9000:2005.
По сравнению с предыдущим изданием стандарта (ИСО 9000:2000), в версии 2005 года в стандарт было добавлено несколько определений, а также введены поясняющие замечания, позволяющие принять во внимание более поздние документы этой серии и выстроить их в один ряд с ИСО 9000.
Стандарт ИСО 9001:2008 (предыдущая редакция - ИСО 9001:2000) предназначен для разработки и внедрения систем менеджмента качества предприятий с целью последующей сертификации или для заключения контрактов с другими предприятиями, которые предъявляют требования к стабильности и надежности выполнения контрактных обязательств.
Требования, содержащиеся в стандарте ИСО 9001:2008 являются общими и предназначены для применения ко всем организациям независимо от вида деятельности, размера организации и поставляемой продукции (услуг). Стандарт определяет, что необходимо делать для внедрения системы качества, но не определяет как это делать. Именно за счет такого подхода требования стандарта являются универсальными и применимыми к любой организации. Методы, как реализовать то или иное требование стандарта предприятие выбирает само, исходя из своих потребностей и возможностей.
Стандарт ИСО 9001:2008 состоит из следующих разделов:
Раздел 1 Область применения - описывает общие положения стандарта и его применение в организациях. Также определяет те случаи, когда предприятие, разрабатывающее и внедряющее систему качества, может сделать исключение из реализации требований стандарта.
Раздел 2 Нормативные ссылки - даются ссылки на стандарты серии ИСО 9000
Раздел 3 Термины и определения - приводятся термины и определения, используемые в стандарте.
Раздел 4 Система менеджмента качества - определяет общие требования к системе менеджмента качества, управлению документаций и записями по качеству.
Раздел 5 Ответственность руководства - определяет требования к административному управлению построением, внедрением и функционированием системы менеджмента качества. Требования данного раздела предъявляются к высшему руководству организации и к системе административного управления.
Раздел 6 Менеджмент ресурсов - определяет требования к ресурсам, необходимым для разработки, внедрения и функционирования системы качества. К таким ресурсам стандарт относит человеческие ресурсы, материальные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду.
Раздел 7 Процессы жизненного цикла - определяет требования к основным и обеспечивающим процессам предприятия. В этом разделе представлены, наиболее объемные требования, которые предъявляются к основной деятельности предприятия по управлению процессами производства продукции или предоставления услуг.
Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение - определяет требования к проведению и организации анализа, измерений и улучшений системы менеджмента качества, процессов и выпускаемой продукции (оказываемым услугам).
Приложение А - приводится соответствие между разделами стандарта ИСО 9001:2008 и ИСО 14001:2004 (Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению). Взаимосвязь этих стандартов приводится для того, чтобы организации могли строить интегрированные системы менеджмента качества и экологического менеджмента.
Приложение B - приводятся изменения в тексте стандарта ИСО 9001:2008 по сравнению с текстом предыдущей редакции данного стандарта ИСО 9001:2000.
Приложение С - Библиография. Список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9001:2008.
Стандарт ИСО 9004:2000 предназначен для организаций, желающих развивать и совершенствовать построенную систему качества. В этом стандарте приводятся методические рекомендации по постоянному совершенствованию процессов организации.
Стандарт ИСО 9004:2000 не предназначен ни для сертификации, ни для использования в договорных отношениях. Также данный стандарт не является руководством по внедрению ИСО 9001:2008. Отличие данного стандарта заключается в более расширенных требованиях к системе менеджмента качества и некоторых рекомендациях, какие методы можно использовать для реализации этих требований. Расширение требований в стандарте ИСО 9004:2000 осуществляется за счет учета требований всех заинтересованных сторон. К таким заинтересованным сторонам стандарт относит потребителей, акционеров предприятия, работников предприятия, людей и общество в целом, т.е. все те, кто может испытывать на себе результаты хозяйственной деятельности организации.
В основном структура стандарта ИСО 9004:2000 не отличается от структуры ИСО 9001:2000. Это связано с тем, что требования стандарта ИСО 9004:2000 расширяют и дополняют требования стандарта ИСО 9001:2000.
Раздел 1 Область применения - в данном разделе представляется для каких целей может применяться стандарт.
Раздел 2 Нормативные ссылки - приводятся названия стандартов, на которые даны ссылки в тексте стандарта ИСО 9004:2000.
Раздел 3 Определения - приводятся определения, используемые в стандарте.
Раздел 4 Система менеджмента качества - в дополнение к требованиям стандарта ИСО 9001:2000 приводятся рекомендации по менеджменту систем и процессов, а также по использованию принципов менеджмента качества.
Раздел 5 Ответственность руководства - дополнительно приводятся требования по определению потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также расширенные требования по 5-му разделу стандарта ИСО 9001:2000.
Раздел 6 Менеджмент ресурсов - данный раздел дополнен требованиями по вовлечению работников, управлению информацией, управлению поставщиками и партнерами, управлению природными ресурсами, а также финансами.
Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции - в данном разделе приводятся расширенные требования по сравнению с разделом 7 стандарта ИСО 9001:2000, а также некоторые рекомендации по реализации этих требований.
Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение - приводятся расширенные требования по сравнению с разделом 8 стандарта ИСО 9001:2000, в том числе и требования по самооценке организации.
Приложение А - даются рекомендации по проведению самооценки организации с перечнем вопросов для самооценки.
Приложение B - приводятся общие подходы к процессу постоянного улучшения.
Приложение C - Библиография. Список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9004:2000.
На момент выхода новой версии стандарта ИСО 9001:2008 стандарт ИСО 9004:2000 еще не пересматривался. Планируется, что выход новой редакции стандарта ИСО 9004 произойдет в конце 2009 года.
На основании исходных данных, приведенных в таблице, необходимо определить:
Наименование показателя |
Коэф. значимости |
Базовый станок |
Величина показателя нового станка |
|
Производительность станка, шт/ч |
12 |
14 |
16 |
|
Срок службы до капитального ремонта, лет |
11 |
8 |
9 |
|
Гарантийный срок службы, лет |
9 |
2,0 |
1,8 |
|
Трудоемкость изготовления, чел.-час |
9 |
390 |
365 |
|
Материалоемкость, кг |
8 |
800 |
785 |
|
Соответствие конструкции силовым возможностям человека, баллов |
10 |
5 |
6 |
|
Уровень шума, децибел |
8 |
80 |
76 |
|
Внешний вид, баллов |
7 |
4 |
4 |
|
Стандартные, унифицированные детали в общем объеме, % |
10 |
60 |
52 |
|
Показатель патентной защиты |
8 |
0,13 |
0,09 |
|
Показатель патентной чистоты |
8 |
0,9 |
0,88 |
|
Цена единицы оборудования, млн. руб |
- |
40 |
49 |
|
Эксплуатационные расходы, тыс. руб/час |
- |
8,4 |
8,54 |
Решение
Рассчитаем единичные относительные показатели качества по формулам:
При этом формула (1) применяется для показателей, имеющих позитивную направленность, формула (2) - для негативно направленных показателей.
· Производительность станка: g1=Пн/Пб=16/14=1,14
· Срок службы до капитального ремонта g2=ССн/ССб=9/8=1,13
· Гарантийный срок службы g3=СГн/СГб=1,8/2=0,9
· Трудоемкость изготовления g4=ТЕб/ТЕн=390/365=1,07
· Материалоемкость g5=МЕб/МЕн=800/785=1,02
· Соответствие конструкции силовым возможностям человека g6=Сон/Соб=6/5=1,2
· Уровень шума g7=Ушб/Ушн=80/76=1,05
· Внешний вид g8=Ввн/Ввб=4/4=1
· Стандартные, унифицированные детали в общем объеме g9=СУн/СУб=52/60=0,87
· Показатель патентной защиты g10=ПЗн/ПЗб=0,09/0,13=0,69
· Показатель патентной чистоты g11=ПЧн/ПЧб=0,88/0,9=0,98
2. Определим комплексный показатель качества станка.
Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию единичных показателей:
n
Ккомп=i*gi,
i=1
где n- число показателей, i - коэффициент значимости каждого показателя.
Ккомп=12*1,14+11*1,13+9*0,9+9*1,07+8*1,02+10*1,2+8*1,05+7*1+10*0,87+8*0,69+8*0,98=13,68+12,43+8,1+9,63+8,16+12+8,4+7+8,7+5,52+7,84=101,46
Определим показатель уровня качества:
n
Ко=Ккомп/i.
i=1
Ко= 101,46/(12+11+9+9+8+10+8+7+10+8+8)=101,46/100=1,0146
3. Определим обобщающий (интегральный) показатель качества.
Обобщающий (интегральный) показатель качества продукции показывает, какой полезный эффект приходится на рубль затрат:
Кин=Эпс/(Ис + Ипп),
где Эпс - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции, выраженный в натуральных единицах:
Эпс=Вч*Fкал*Кэкс*Т,
где Вч - часовая производительность станка, Fкал - календарный фонд времени работы станка в год, час (для непрерывного производства 8760 час), Кэкс - коэффициент использования станка во времени, Т - срок службы станка до капитального ремонта.
Ис - затраты на создание станка (в нашем случае цена станка), Ипп - затраты, связанные с эксплуатацией (потреблением продукции):
T
Ипп=Зэкс*Fкал*Кэкс*t,
t=1
где Зэкс - часовые эксплуатационные затраты,
t - коэффициент дисконтирования.
t=1/(1+Е)t,
где Е - ставка дисконта (принимать равной 0,3), t - шаг расчета.
Рассчитаем Кин для старого станка:
Эпс=14*8760*0,81*8=794707,2 шт.
Ипп=8,4*8760*0,81*(1/(1+0,3)1)=45849 тыс.руб.
Итак, Кин=794707,2/(45849+40000)=9,26 шт./тыс.руб.
Рассчитаем Кин для нового станка:
Эпс=16*8760*0,81*9=1021766,4 шт.
Ипп=8,54*8760*0,81*(1/(1+0,3)1)=46612,6 тыс.руб.
Итак, Кин=1021766,4/(46612,6+49000)=10,69 шт./тыс.руб.
Итак, можно сделать вывод о том, что интегральный показатель качества у нового станка выше, чем у старого, поэтому при выборе отдается предпочтение новому станку.
В заключение можно сделать выводы о более высоком уровне качества нового станка по отношению к базовому с учетом дифференциального, комплексного и интегрального показателей качества.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Анализ положений Трудового кодекса РФ |
Контрольная работа | Причини та наслідки техногенних катастроф |
Контрольная работа | Материаловедение и технология конструкционных материалов |
Контрольная работа | Аудит |
Контрольная работа | Психологический конфликт в детско-родительских отношениях |