Филиал Российского государственного социального университета
Министерства образования и науки РФ в г. Тольятти Самарской области
Кафедра: "СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу "Инновационный менеджмент"
На тему "Выбор приоритетных направлений исследований и разработок"
Выполнила:
студентка 4-го курса
группы МС-7/05
Кривякина Т.С.
Проверил:
Безруков
Тольятти 2008
Содержание
Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Научно-техническая политика - это комплексный процесс, включающий принципы организации производства, его технического обеспечения и проектирования новой продукции.
Научно-техническая политика охватывает все структурные звенья, определяющие научно-технический прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском принципиально новой продукции, продукции, новой для данного предприятия, но имеющейся на рынке, а также совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.
Инновации (нововведения) представляют собой количественные и качественные изменения технической базы производства и механизма управления предприятием, направленные на производство новой или улучшенной продукции, на внедрение и использование новых видов оборудования, новых форм организации производства, сбыта и новых методов управления. Это не только технический, но и экономический и социальный термин. Новые знания не равнозначны инновации, они предшествуют ей, и только будучи примененными на практике они превращаются в инновации. Предприятие, внедряющее инновацию, всегда рискует. В случае успешного внедрения инновации оно получает вознаграждение за риск в виде возросшей прибыли. По мере процесса распространения инновации прибыли предприятия, первым внедрившего её, начинают сокращаться.
Инновационный менеджмент - процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности.
Сущность инновационного менеджмента заключается: в составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.
Главная цель инновационного менеджмента - разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества.
Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике.
Финансирование работ, выполняемых программ направлен на развитие исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем.
Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.
Особыми объектами науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры. Результаты их научных исследований получили международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.
Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.
К началу 1996 г. в России было свыше 60 государственных научных центров. Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа.
Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.
Целями федеральных научно-технических программ являются: получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решение научно-технических проблем; создание конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России.
При этом необходимо соблюдение следующих условий:
· существенная значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
· принципиальная новизна и взаимоувязанность программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
В качестве государственного заказчика выступает Комитет по науке и технологиям РФ.
Руководство программой осуществляет научный совет. Научный совет отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
В настоящее время в России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди государственных научно-технических программ можно выделить: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники осуществляется целевым назначением Комитетом по науке и технологиям РФ из средств федерального бюджета.
Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются: информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий.
Разработка перечисленных направлений связана с осуществлением государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов.
Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники.
Программы отбираются исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.
Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний период) в соответствии с федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
Программы относятся к федеральному уровню при наличии следующих условий:
· соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;
· значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;
· невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
· принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
· возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;
· достаточность (полнота и взаимоувязанность) системы программных мероприятий для решения поставленных задач;
· реальность решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.
Система выбора приоритетных направлений инновационно -ориентированных научных программ и проектов выполняла бы следующие задачи:
учитывала запросы на постановку НИОКР большинства высокотехнологичных предприятий различных отраслей и регионов и формировала многоуровневый характер приоритетных направлений (муниципального, регионального, федерального и отраслевого) и обеспечивала межрегиональные и межотраслевые связи при учете запросов потребителей позволяла формировать и выполнять коллективные ПИОКР с участием нескольких научно-исследовательских организаций в интересах предприятий:
готовила предложения по подготовке вузами специалистов для разработки выбранных приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований и последующей реализации результатов исследований на производстве и формировала предложения для проведения коп-курсов направо выполнения ПИОКР за счет финансирования на основе частно-государственного партнерства:
способствовала образованию кластерных структур, стимулирующих сотрудничество науки, образования и высокоэффективного производства.
Исходя из поставленных задач, очевидно, что система и ее элементы должны охватывать все регионы и большинство высокоэффективных предприятий, находиться в тесных контактах с вузами, администрациями регионов и предприятиями, иметь квалифицированный персонал для научно-технической экспертизы.
Наиболее полно решению этих задач отвечают расположенные, но всех регионах.
Центры трансфера технологий университетов (ЦТТ) и объединившая их Сеть трансфера технологий высшей школы (СТТ BIII), одной из основных задач которой является осуществление "обратной связи" между потребностями рынка в наукоемкой продукции и формированием для вузов инновационно-ориентированной тематики фундаментальных НИР и прикладных ПИОКР, отвечающей требованиям и зaпpocaм отраслей и регионов.
ЦТТ университетов и их инновационные инфраструктуры имеют положительный опыт но взаимодействию с предприятиями и региональными органами. Наиболее активно работают университеты в Томске, Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Воронеже, Владивостоке, Саратове, Волгограде.
Отработаны формы и методы работы, но формированию базы данных запросов предприятий в выполнении ПИОКР и ОКР. Вузы и их структуры участвовали в разработке планов инновационного и социально-экономического развития регионов.
Недостаточный опыт новых ЦТТ может быть восполнен обменом опытом и различными учебными курсами, в том числе с использованием дистанционного образования, организуемыми как в системе высшей школы, так и вне ее.
Формирование приоритетов инновационно-ориентированных исследований будет происходить снизу вверх от отдельных предприятий через многоуровневые срезы (муниципальный, региональный и федеральный).
Сбор информации о запросах предприятий в решении научно-технических проблем, возможностях финансирования выполняемых ИИОКР. потребностях в кадровом сопровождении, осуществляется ЦТТ но единой форме и методике во всех регионах. Для каждого уровня (муниципального, регионального, федерального) определяются наиболее значимые и научно-исследовательские работы.
Для выполнения такой объемной работы должны быть разработаны:
научно методическое и информационное обеспечение анализа запросов на инновационно-ориентированные исследования предприятий и научных организаций в области техники и технологий на регинально-отраслевом уровне:
система мониторинга запросов высокотехнологичных предприятий приоритетных отраслей промышленности в необходимости выполнения ПИР и ОКР в перспективных технологических областях:
методология и механизмы учета контроля и использования результатов научно-технической деятельности предприятий, вузов, проектных и научных организаций:
научно-методическое обеспечение системы мониторинга и анализа развития кадрового потенциала, необходимого для сопровождения инновационно-ориентированных исследований, внедрения их результатов и освоения выпуска инновационной продукции на предприятиях, в вузах, проектных и научных организациях на регионально-отраслевом уровне:
методика комплексной оценки результативности и эффективности профильной деятельности научных организаций и организаций поддержки научно-инновационной деятельности, в том числе относящихся к государственному сектору:
и профессиональные требования работодателей для кадрового обеспечения инновационно-ориентированных предприятий и научных организаций в перспективных высокотехнологичных отраслях промышленности:
методология формирования и прогнозные оценки приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований в области техники и технологий на основе запросов высокотехнологичных предприятий приоритетных отраслей промышленности, разработанные с учетом передового мирового опыта:
Методология формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований в области техники и технологий на основе запросов ведущих предприятий различных форм собственности и отраслей должна учитывать деятельность организаций на регионально-отраслевом уровне. Па первом этапе она должна быть апробирована в не менее чем 6 регионах различных федеральных округов РФ.
Полученные результаты должны способствовать активному развитию перспективных и инновационных исследований в области техники и технологий, эффективному применению полученных результатов в реальном секторе экономики, формированию кластерных структур, объединяющих высокоэффективные предприятия, пауку и образование, вовлечению молодой части трудоспособного населения в высокотехнологичные области науки и производства, повышению отдачи от вложенных в науку госбюджетных средств.
Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества.
Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.
Методология формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований в области техники и технологий на основе запросов ведущих предприятий различных форм собственности и отраслей должна учитывать деятельность организаций на регионально-отраслевом уровне. Полученные результаты должны способствовать активному развитию перспективных и инновационных исследований в области техники и технологий, эффективному применению полученных результатов в реальном секторе экономики, формированию кластерных структур, объединяющих высокоэффективные предприятия, пауку и образование, вовлечению молодой части трудоспособного населения в высокотехнологичные области науки и производства, повышению отдачи от вложенных в науку госбюджетных средств.
Кирина Л.В., Кузнецова С.А. "Стратегия инновационной деятельности предприятия" Сб.научных трудов. "Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка". Под ред. д.э.н. Титова В.В. и Марковой В.Д., Новосибирск, 2000г.
Крицков В.Ф., Ягудин С.Ю. "Особенности оценки эффективности создания и освоения новой техники в шинной промышленности", М. ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 2001г.
"Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России" / Под ред. В. В. Иванова. С. Клесовой. О. П. Лукши, П. В. Сушкова. М.:ЦИПРЛН РАН, 2006.
В. М. Кутузов, Л. В. Муравьев. II. II. Потрохов. II. Г. Рыжов. Л/. К). Шестопалов. Технология реализации комплексных научно-образовательных проектов университетов с инновационными предприятиями. СПб.: СПГЭТУ.-ЛЭТИ. 2006.
В. В. Коваль. Инновационный механизм развития взаимодействия ТРТУ и бизнеса / Пятая научно-практическая конференция "Планирование и обеспечение кадров для промышленно-зкономического комплекса региона". СПб., СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2006.
Г. Г. Андреев. Сеть трансфера технологий высшей школы, ее цели и задачи.-Инновации. №7. 2006.
Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 2007 г. - 361 с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Фізкультура |
Контрольная работа | Основы безопасности жизнедеятельности и охрана труда |
Контрольная работа | Українське козацтво |
Контрольная работа | Имитационное моделирование в анализе рисков инвестиционного проекта |
Контрольная работа | Отличие международного публичного права от международного частного |