45
РОЛЬ МАЛЫХ ГОРОДОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Курсовая работа по дисциплине
«Территориальная Организация Населения»
2008
Содержание
Введение
1 Малые города России. Общие сведения
1.1 К истории возникновения и развития малых городов
1.2 Понятие и научное определение малого города
1.3 Классификация малых городов
1.4 Значение малых городов для России
2 Социально-экономическое положение малых городов
2.1 Особенности социально-экономического развития малых городов на современном этапе
2.2 Экономические особенности монопрофильных малых городов
2.3 Проблемы малых городов
2.3.1 Развитие экономической базы
2.3.2 Финансовые ресурсы
2.3.3 Городское хозяйство
2.3.4 Проблемы городского управления
2.4 Обобщенные проблемы малых городов России
2.4.1.Традиционализм и новации
3.Будущее малых городов
3.1 Экономический аспект малых городов
3.2 Основные направления развития малых городов России
3.3 Перспективы развития малых городов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Среди множества проблем нашей жизни на одно из первых мест выдвигаются проблемы развития - развития личности человека и человеческих общностей, территории, сельской или городской, страны и мира. В России важнейшей проблемой развития страны, ее безопасности и приобретения устойчивого будущего, становится проблема развития малых городов - каждого города в отдельности и всех вместе. Малый город именно из-за скромных размеров является достаточно комфортной средой обитания людей. В нём всё близко, всё расположено в пределах пешеходной доступности, поэтому, как правило, нет надобности в городском транспорте. Малый город не отделён от окружающей его природы и часто раскрывается своими улицами прямо на луга, поля и леса. Здесь спокойный ритм жизни, отсутствуют спешка и суета, есть возможность непосредственно и каждодневно ощущать природу, чувствовать себя её частью. Малый город не подавляет ни природу, ни человека громадными сооружениями, как это происходит в городах-гигантах, а органически вписывается в окружающий ландшафт [1].Но у малых городов России много нерешенных проблем .В сложный период перехода страны к жизни в новых экономических и социальных условиях именно малые города оказались практически беззащитными. Их жители более, чем кто-либо, ощутили спад производства, закрытие подчас единственного в городе завода, задержки выплат заработанной платы и т.д. В то же время малые и средние города особенно значимы в политической, социально-экономической и культурной жизни России. Из 15 000 действующих муниципальных образований малые и средние города составляют подавляющее большинство. В России насчитывается около 750 малых городов с численностью населения до 50 тысяч жителей. Это три четверти всех городов страны[5].Для решения проблем малых городов уже не раз разрабатывались и принимались федеральные целевые программы. Однако ни одна из них не дала заметных результатов. Население малых городов ищет пути выживания самостоятельно. Сегодня малые города играют роль своеобразных столиц сельских районов и даже целых регионов. Они - своего рода средоточие жизни, "опорные точки" своих территорий, место расположения промышленных предприятий, транспортно- распределительные узлы, научные центры и зачастую единственные очаги культуры и образования. Преобладающая часть малых городов России является исторической основой российской государственности, национальной культуры и народных традиций[1].
1 Малые города России. Общие сведения
1.1 К истории возникновения и развития малых городов
Малые города всегда играли большую роль в становлении и развитии Российского государства. Прообразы будущих малых городов с оборонительными укреплениями, жилыми и хозяйственными постройками угадываются в облике древних поселений славян 7-9 вв. К 10-12 вв. в Древней Руси была сформирована сравнительно обширная сеть малых городов. На территории Северо-Восточной Руси наиболее древними являлись Ростов (862 г.), Муром (862 г.), Суздаль (1024 г.), Ярославль (1010-1071 гг.), Владимир (1108 г.), Торжок (1139 г.), Переяславль Залесский (1175-1176 гг.), Кострома (12 в.), Тверь (12 в.), Кашин (1238 г.), Галич (с 13 в.) и др. В Центральной России к древнейшим городам относятся Кашира (городище 7-4 вв. до н.э., город с 13 -14 вв.), Переяславль (1095 г., с 13 в. - столица Рязанского княжества, в 1778 г. переименован в г. Рязань), Тула (1146 г.), Москва (1147 г.). Елец (1148 г.), Серпухов (12 в.)., Венев (1400 г.) и др.
В процессе развития все будущие большие города, включая Киев (860 г.), проходили стадию малого города. И эта стадия определялась совсем не численностью населения города, как некоторые авторы полагают до сих пор, не опираясь на исторические факты. По показателю численности (5 -20, редко 50 -100, до 200 тыс.ч.) все без исключения крупные города, центры земель России, длительное время, до пяти, а некоторые до десяти столетий так бы формально и оставались малыми городами, что противоречило бы самой сущности крупного города, его функции в системе государственного устройства.
В действительности же многие «малые - будущие крупные города России» образовывали сложную взаимосвязанную историко-динамическую систему, переходили из одной категории в другую и обратно, менялись местами, вовсе сходили с исторической арены и вновь возрождались.
В 16-18 вв. завершился процесс формирования большинства крупных и малых городов Российской империи. Возникают новые города-крепости на южных рубежах страны и торговые центры на Севере: Орел (1566 г.), Тамбов (1636 г.), Козлов (1636 г.), Иваново (1561 г.), Шуя (1539 г.), Липецк (1777 г.), Мценск (1778 г.), Михайлов и многие другие. Все они начинались как малые города, но в процессе исторического развития в силу разных причин произошло расслоение на малые и крупные города. Но в отличие от предшествующих веков метаморфозы "большого - малого" в структуре российских городов стали чрезвычайной редкостью, и малые города России получили строго определенные "права гражданства".
Понятие малого города исторически тесно связано с понятиями волости и уезда. Волость - древнейшая единица административно-территориального деления. В 1861 г. волость утверждается сословной единицей крестьянского управления, и в этом качестве под началом уездов волости сохранились до советской реформы административно-территориального деления 1923 - 1929 гг.
Уезды. Переходившие друг в друга крупные и малые города Руси и России нередко силой вынуждены были доказывать свое право владения землей и сельскими угодьями. И только к концу 17 - началу 18 вв., с образованием губерний, произошло размежевание полномочий: уездные - малые - города были включены в состав губерний. Но потребовалось еще полстолетия, чтобы утвердить основную правовую функцию уездов.
В 1755 г. уезд становится низшей административной, судебной и финансовой единицей административно-территориального деления России. Административные и полицейские функции осуществлялись исправником, распорядительные - уездным земским собранием (уездными гласными). Каждый уезд объединял в управлении несколько волостей. Реформа 1923 - 1929 гг. упразднила понятия уезда и волости, образовав вместо них районы, но по существу малые города сохранили свою прежнюю функцию, подготовленную столетиями своего предшествующего развития. Они стали центрами районов, с входящими в район окружающими сельскими землями.
1.2 Понятие и научное определение малого города
Малый город - это районный центр областного, краевого или республиканского подчинения; в подавляющем большинстве случаев это город или (очень редко) поселок городского типа.
В указанной формулировке малый город имеет четкое положение в структуре территориальных образований - это город третьего уровня, но первый в том обширном пространстве сельских населенных пунктов, к которому стягиваются нити духовно-образовательной культуры всего района.
Особое место занимают малые города федерального подчинения, "города без истории", не являющиеся районными центрами и существующие лишь в границах города. Это исключительно новообразования советского периода, имеющие оборонное значение. Большая их часть переходит в категорию наукоградов. В настоящее время значительная их часть открыта, и занята поисками своего места на рынке труда и услуг. Те же "социалистические города", связанные с оборонной промышленностью, которые сравнительно давно, несколько десятков лет тому назад, вышли из закрытой зоны и стали районными центрами, ныне успешно развиваются (малые города Подмосковья, особенно г. Ступино). В них создаются благоприятные предпосылки и перспективы полноценного развития образовательного комплекса, включая высшее образование.
Есть еще одна категория административных образований, которую ошибочно относят к малым городам. Это поселки городского типа (п.г.т.) численностью до 10 - 12 тыс чел. Собственно городом в России по определению п.г.т не является. Для перехода в категорию города поселку городского типа требуется, кроме численности, выполнить ряд серьезных условий, связанных с качеством формируемой им городской среды. Значительная часть п.г.т. своим формированием обязана каким-либо местным фабричным или заводским производствам.Таким образом, основой многочисленной категории малых городов являются на территории современной России районные центры. Именно на их базе и должна развертываться программа образования в малых городах.
В процессе развития системы образования в малых городах возникает немаловажный вопрос о месте образовательного комплекса среди других системообразующих и управленческих сфер города. Систематизирующая роль предполагает, хотя бы частично, и градообразующую, если речь идет о научном административном комплексе - университетском городке внутри малого города.
Анализ развития малых городов показывает, что системообразующая роль научного института или вуза, как будто заметная вначале, быстро сходит на нет, хотя и не исчезает совсем. Даже такие крупные по значимости «университетские» малые города как Дубна, Арзамас, Снежинок, Пущино, Черноголовка и мн. другие наукограды вынуждены развивать собственные градообразующие факторы в форме промышленных и/или оборонных предприятий, иначе они обречены на умирание [3].
1.3 Классификация малых городов.
Современные малые города можно разделить на три основные группы.
Города - местные центры. Это своего рода мини-столицы. Они возглавляют административный район или его часть, а иногда группу административных районов. Города - местные центры составляют наиболее многочисленную группу малых городов. Среди них и бывшие уездные центры, и недавние сёла, получившие статус города в советское время. Город живёт за счёт использования ресурсов окружающей территории и обслуживания её потребностей. Естественное положение города-центра - в узле дорог, охватывающих "подшефную" территорию. С окрестными поселениями город связан регулярными автобусными маршрутами, перевозки по которым заметно возрастают в воскресные дни. Характерная черта планировки таких городов состоит в том, что главные улицы служат продолжением сходящихся к городу дорог и ведут прямо к центру, наиболее представительной части города. Центр отмечен зданиями разных эпох - от городского собора, являвшегося сердцем города в XVIII-XIX вв., до здания бывшего райкома партии, игравшего такую же роль в советское время. У одних городов функции административного центра являются основными. Другие выполняют их "по совместительству", в дополнение к основной деятельности. Город Курчатов в Курской области прежде всего центр атомной энергетики, Ковдор на Кольском полуострове - центр добычи и обогащения железной руды, Бологое - крупный железнодорожный узел на трассе Москва - Санкт-Петербург, но все эти три города также и районные центры [2].
Экономические районы доля малых городов райцентров(%) |
|
Северный 72,4 Северо-Западный 64,4 Центральный 74,1 Волго-Вятский 95,5 Центрально-Черноземный 88,9 Поволжский 88,3 Северо-Кавказский 78,0 Уральский 59,3 Запвдно-Сибирский 57,0 Восточно-Сибирский 60,4 Дальневосточный 66,2 ВСЕГО 71,0 |
|
Таблица 1 Доля малых городов - райцентров в общей совокупности малых городов экономических районов России[4].
Города-спутники. Это "брызги" большого города, отскочившие от него кусочки. Они относятся к числу самых молодых городов, стремительно выросших особенно в послевоенное время.
Города-спутники очень разнообразны. В ряде случаев они возникают на базе филиала завода или института, находящихся в городе-центре. Среди городов-спутников часто встречаются города науки, которые располагаются, как правило, в окружении крупных городов - Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска.
Академии наук. Он создан на основе группы институтов - биологии и физиологии микроорганизмов, белка, агрохимии и почвове дения, биологической физики, конструкторского бюро биологического приборостроения. Наука тесно связана с высшим образованием: в городе находится Пущинский государственный университет.
Статус города Пущино приобрело в 1966 г. Но и став лидером в своих областях науки, постоянным местом проведения международных и общероссийских конференций, Пущино удерживается в рамках малого города (в 1999 г. численность населения составляла 21 тыс. человек). Вместе с Дубной, Обнинском, Протвином город входит в группу дальних научных спутников столицы. Пущино находится всего в 13 км от города Серпухов, но по роду своей деятельности и интересам жителей гораздо сильнее связано с Москвой, до которой около 120 км. Удалённость от Москвы создаёт некоторые неудобства, но положение на Оке, на открытом высоком месте, с которого открывается широкая панорама речных и лесных далей, живительный контакт с природой - благо, которое высоко ценится жителями Пущина..
Города - специализированные центры. Они также весьма многочисленны и разнообразны, как правило, ориентированы на какую-либо одну отрасль экономики. Таковы города - центры добычи полезных ископаемых на Севере; суровость природных условий не позволяет им совмещать несколько "профессий". В других случаях на монофункциональность малый город обречён секретностью производства; его закрытый характер заставляет город быть обособленным. Наконец, у многих городов узкая специализация связана с молодостью: город только недавно начал своё существование и не успел привлечь иные виды деятельности.
Среди специализированных городов преобладают промышленные центры разных отраслей индустрии. Очень распространены ресурсные города, занятые добычей полезных ископаемых, города-энергетики с расположенными там электростанциями и др.
В числе одноотраслевых центров обрабатывающей промышленности много текстильных городков, сложившихся возле крупного предприятия. Подобных городков, живущих одной фабрикой, особенно много в Московской , Ивановской, Владимирской областях. Отдельные их аналоги встречаются и вне Центральной России, например Красавино в Вологодской области или Сурск в Пензенской. Планировка такого города предельно проста: одна промышленная зона, один центр, обычно расположенный рядом с проходной предприятия-кормильца[2].
По характеру экономической базы малые города можно разделить на три основные группы:
В первую входят города с относительно развитой экономической базой(53% малых городов России).
Вторую группу составляют города с относительно небольшой экономической базой.На их долю приходится около 40% всех малых городов России.Среди них - города :
- с относительно развитыми промышленными, промышленно-транспортными функциями(3%)
- с преобладанием функций по социально-культурному обслуживанию прилегающих территорий(30%)
- с выраженными сельско-хозяйственными функциями(5%)
- с выраженными рекреационными функциями(2%)
В третью группу объединены города всех других функциональных типов,составляющие около 7% всех малых городов России.Это города-новостройки,центры науки и т.д.
По характеру динамики социально-экономического развития малые города подразделяются на быстро развивающиеся, умеренно развивающиеся, слабо развивающиеся, стагнирующие и умирающие[4].
1.4 Значение малых городов для России
В России насчитывается свыше 750 малых городов с численностью населения до 50 тыс. жителей. Они составляют 3/4 всех российских городов или 1/4 всех городских поселений, включая поселки городского типа. Таким образом, именно малые города формируют “низовую” сеть территориальной структуры хозяйства России, осуществляя экономическую и социокультурную взаимосвязь сельской местности с крупными городами.
Во многих регионах малые города играют заметную роль в экономике. В них расположены предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, небольшие горнодобывающие предприятия, предприятия тяжелой промышленности, машиностроения. Малые города зачастую функционально дополняют экономическую базу региональных центров, развиваясь как транспортно-распределительные центры, специализированные центры науки и научного обслуживания, в них размещены филиалы или подразделения предприятий крупных центров.
В малых городах проживает около 16 млн. человек. В большинстве своем они являются районными центрами, в зонах влияния которых проживает еще около 10 млн. человек. Поэтому малые города являются не только экономическими, но и, прежде всего, основными социокультурными центрами для 1/5 населения страны. Несмотря на значительную дифференциацию по многим параметрам, многие малые города - это “корни нации”, имеющие давние и во многом сохранившиеся историко-культурные традиции. Не случайно, более половины малых городов имеют государственный статус “исторических”[6].
Доля городов с населением, тыс. чел. Доля малых Городов в общем Экономический район до 20 20-50 числе городов |
|
Северный 38,3 35,0 73,3 Северо-Западный 41,6 33,3 75,0 Центральный 38,3 31,7 70,0 Волго_Вятский 49,2 25,4 74,6 Центрально_Черноземный 26,5 46,9 73,5 Поволжский 43,7 40,8 84,5 Северо-Кавказский 9,9 48,5 58,4 Уральский 19,1 56,7 75,8 Западно-Сибирский 13,9 48,1 62,0 Восточно-Сибирский 36,1 30,6 66,7 Дальневосточный 48,9 25,0 73,9 ВСЕГО 46,1 53,9 72,0 |
|
Таблица 2 . Распределение малых городов России по регионам (в процентах)[4].
2 Социально-экономическое положение малых городов
2.1 Особенности социально-экономического развития малых городов на современном этапе
Муниципальное образование является элементом национальной экономики, поэтому тенденции его развития, с одной стороны, отражают, а с другой, определяют тенденции развития более общей социально-экономической системы, в которой оно функционирует. В меняющихся экономических условиях, когда кризис охватил целый ряд отраслей экономики, в тяжелое положение попали города, насыщенные оборонными, текстильными, угледобывающими предприятиями. В особо тяжелой ситуации оказались так называемые монопрофильные города, градообразующая база которых представлена одним предприятием или несколькими предприятиями аналогичного профиля. К числу таких городов относится большинство «малых» городов России. Одной из важнейших особенностей России является резкая поляризация возможностей развития - на одном полюсе находятся большие города (на 31 наиболее крупный город приходится 1% всех городских поселений и 34% городского населения), а на другом - малые, средние города и поселки городского типа (соответственно почти 95% всех городских поселений и 38% населения).Крупные города и городские агломерации представляют собой многофункциональные хозяйственные комплексы с высокой концентрацией производства. В них сосредоточена основная часть крупнейших предприятий-монополистов, и в силу своей специфичности именно они обеспечивают высокую прибыльность вложенных средств, концентрируют высококвалифицированные кадры и достижения научно-технического прогресса. В больших городах сконцентрировались финансовые средства и более активно идет структурная перестройка, что является притягательным фактором для всех категорий инвесторов. Поэтому в настоящее время в структуру программ регионального развития вписываются лишь крупные города. Причины этого - в изначально сложившихся глубоких отличиях и серьезном отставании малых городов от больших. Малые города в результате проводившейся экономической политики в дореформенный период были преимущественно интегрированы в общероссийскую отраслевую, а не территориальную экономику. В силу высокой степени такой интегрированности они в настоящее время в подавляющем своем большинстве не способны к автономному развитию. При разгосударствлении средств производства организующие начала, объединяющие хозяйственные звенья в единую экономическую систему, были утеряны, и в процессе реформ малые города полностью выпали из сферы интересов как федеральной, так и региональных властей. Таким образом, малые города и их экономика практически мгновенно оказались, с одной стороны, вне единой государственной системы управления экономическим развитием, но, с другой стороны, никакой альтернативы этой прежней системе, никакого решения, позволяющего предприятиям малых городов постепенно перейти в новую систему рыночных отношений, реформаторами предложено не было. Одновременно все более отягощающим стало то обстоятельство, что большинство малых городов слабо развиты в социально-экономическом отношении. В Челябинской области ярким примером малых моногородов являются города Карабаш, Юрюзань, Миньяр, где действует одно градообразующее предприятие. Выделяются также города, где одно предприятие является лидером по объему производства, численности занятых и по платежам в бюджет, а остальные по экономической значимости стоят существенно ниже - это города Чебаркуль, Нязепетровск, Сатка, Аша.
Проблемы этих городов связаны в первую очередь с состоянием градообразующих предприятий. Общей проблемой является то, что большинство инженерных сетей находится в собственности расположенных на их территории предприятий. Это ставит в зависимость от них городские власти и город в целом, что характерно, например, для г. Чебаркуля. Здесь на территории завода «Уральская кузница», одного из ведущих предприятий города, находится котельная, которая не только вырабатывает технологическое тепло для завода, но и обогревает весь город. Сатка - город, имеющий два крупных предприятия -металлургический завод и комбинат «Магнезит», отапливается за счет сгорания отходов промышленного производства. В 1997г. из-за резкого сокращения объемов производства магнезита город остался без тепла, что привело к обострению социальных противоречий. Важнейшая социальная проблема малых городов - безработица, в том числе скрытая и застойная. Ограниченная емкость рынка труда, отсутствие или крайняя ограниченность предложения труда в иных сферах в сочетании с неразвитостью рынка жилья и возможностью смены места жительства усугубляют ситуацию с получением места работы. Ярким примером служит г. Сим, в котором проживает 19 тыс. чел. На Симском агрегатном заводе работает 9 тыс. чел--, то есть большая часть трудоспособного населения. В г. Юрюзани АО «Юрюзанский механический завод» обеспечивает рабочими местами 3100 чел. из 16 тыс.жителей и обеспечивает средствами существования примерно 8640 чел.
Переход к рыночной экономике открытого типа, устранение государства от решения экономических проблем промышленных предприятий привели к остановке целого ряда производств ВПК, машиностроения, легкой, пищевой, сельскохозяйственной, перерабатывающей промышленности, то есть отраслей, которые составляют градообразующую основу малых городов. В малых «угольных» городах был осуществлен только первый этап реструктуризации отрасли: закрыто большинство шахт городов Еманжелинска, Копейска, Коркино. На проведение структурной перестройки их экономики и создание альтернативных предприятий отсутствуют финансовые средства. Разрушается материальная база развития социальной сферы малых городов. Предприятия не в состоянии содержать принадлежащие им объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры. Они передают их на баланс городу, который, в свою очередь, не имеет возможности надлежаще обеспечить функционирование этих объектов. Таким образом, следует констатировать, что в силу специфики малых городов общие негативные для страны процессы здесь проявляются наиболее остро. Между тем, если большие города вместе с агломерациями представляют собой рассеянные по территории урбанизированные ядра и их влияние распространяется лишь на 0,7% территории России, то небольшие городские поселения являются преобладающей формой городского расселения во всех регионах России и под их влиянием находятся практически все населенные пункты (более 150 тысяч).В целом же в результате проведенных преобразований существовавший ранее разрыв в уровнях развития между большими городами (областными и краевыми центрами) и малыми в последний период увеличился до катастрофических размеров. До настоящего времени не создан механизм, способствующий сокращению этого разрыва. Более того, необходимы механизмы осторожного, плавного перевода экономики малых городов на новую систему экономических отношений.
В силу специфики экономики малых городов общие негативные для страны процессы здесь проявляются наиболее остро. В этой ситуации значительно возрастает роль местной администрации в управлении социально-экономическим развитием малого города[8].
2.2 Экономические особенности монопрофильных малых городов
Малые города в подавляющем своем большинстве представляют собой монопрофильные поселения (МПП). Специфика монопрофильных городов, традиционно проявлявшаяся в характере занятости населения(например, преобладание женской занятости в текстильных поселках, мужской - в горнодобывающих), и соответствующие диспропорции по полу населения в кризисный период усугубились дополнительными изменениями по возрастному составу населения, вследствие закрытия либо приостановки работы значительной части градообразующих предприятий и оттока населения в трудоспособном возрасте, в т. ч. молодежи. Узкая сфера занятости, застойная безработица, снижение уровня жизни, свертывание социальной инфраструктуры, сокращение доходов бюджета, износ сетей коммунального хозяйства - все это проблемы МПП, затронутых кризисом. Процесс банкротства предприятий в МПП стал вопросом селекции самих населенных пунктов, часть из которых уже перестала существовать, а ряд других потеряли статус городских поселений.
Монопрофильность определяется как доминирование какой-либо отрасли промышленности в специализации экономической базы города. Понятие монопрофильности в научной литературе, как правило, применялось к городам и пгт, в которых 1-2 крупных градообразующих предприятия относились к одной отрасли промышленности, с этими же предприятиями были связаны основная занятость и доходы местных бюджетов. Количественными критериями выступали следующие: на предприятиях доминирующей отрасли - либо производится >50% объема всей продукции, либо работают >25% занятых., дополнительно к монопрофильным отнесены поселения, имеющие статус сельских населенных пунктов (снп) лесопромышленной специализации, а также часть поселений непромышленной специализации, основными функциями которых являются обслуживание железнодорожного транспорта исправительных учреждений, воинских частей, рекреационные услуги, а также города -наукограды и закрытые территориальные образования (ЗАТО).
Профиль и размещение большинства МПП совпадает со специализацией регионов, многие из которых относительно узкоспециализированы.
Размещение МПП, связанных с добычей топливно-минеральных ресурсов, предопределено геологическим строением территории, величиной месторождений. Так, в восточной части страны на локальных месторождениях цветных металлов сформировался ряд одиноко расположенных пгт, на базе более крупных месторождений (как Норильское) - группы МПП; для всех характерно очаговое размещение вне основной полосы расселения,плохая транспортная доступность. На бассейновых месторождениях угля и газа сформировались ареальные системы расселения:в районах нового освоения - состоящие из МПП (Ямало-Ненецкий авт. округ), в районах старого освоения - из полипрофильных городов и МПП (Кузбасс, Восточный Донбасс).
С таежной зоной связано размещение МПП лесной специализации. Здесь сформировалась сеть лесозаготовительных поселков, связанных с моногородами деревообрабатывающей специализации и полипрофильными центрами с крупными ЦБК. МПП пищевой специализации, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, размещены в степной зоне. Такие города одновременно выполняют центральные функции по отношению к сельской местности.
МПП рыбозаготовительной подотрасли размещены в приморских регионах (Калининградская,Камчатская, Сахалинская обл., Приморскийкрай).
Оборонный фактор предопределил специфику размещения городов ВПК и ЗАТО.Они характеризуются относительно уединенным местоположением, часть из них расположена в глубинных местах страны, часть -в приморских регионах, отдельные ЗАТО размещены в агломерациях.
Города-наукограды размещены в поле тяготения крупнейших центров.
Повышенная концентрация МПП легкой промышленности в северо-восточной части ЦЭР исторически унаследована от эпохи раннего капитализма в России, на их размещение повлияли дешевая рабочая сила и емкий потребительский рынок.
Наличие большого количества МПП металлургической и машиностроительной специализации на Урале также является следствием ранних этапов размещения производительных сил. Размещение машиностроительных МПП в Центральных районах связано со специализацией этой территории и с высокой концентрацией населения и поселений.
Монопрофильные города можно разделить на:
а) возникшие как монопрофильные и продолжающие ими быть:
- исторические города, выросшие из заводских поселков и фабричных сел и не изжившие свою монопрофильность;
- города периода индустриализации страны, возникшие как промышленные и оставшиеся узкоспециализированными
(загрязняющее производство, невыгодное ЭГП,суровые климатические условия и др.);
- молодые города с крупными предприятиями обрабатывающей промышленности,возникшие как на базе пгт, так и размещенные в «чистом поле»;
- молодые «ресурсные» города и пгт, расположенные в районах с экстремальными природными условиями;
- наукограды, ЗАТО - особый тип МПП,где одновременно получали развитие наука и производство, связанные с ВПК;
б) ставшие монопрофильными в процессе развития:
- города, возникшие в связи с выполнением
различных непромышленных функций
(оборонных, административных, торговотранспортных), в которых в советский период было размещено относительно крупное промышленное предприятие;
- малые города, ранее бывшие полипрофильными, но ставшие монопрофильными за последние 10 лет: появление лидирующего
по объемам продукции предприятия вызвано падением производства на других;
в) потерявшие монопрофильность из-за сужения экономической базы:
- города и пгт, формально переставшие быть монопрофильными: в связи с ликвидацией основного градообразующего предприятия, в которых не решена проблема занятости высвободившегося населения.
В литературе часто высказывается мнение, что монопрофильность связана с просчетами в планировании, недостатком инвестиционных ресурсов и др. Но причина воспроизведения монопрофильности кроется не столько в характере экономической базы, сколько в возможностях роста города, его положения в групповой системе населенных мест. Монопрофильность присуща большей части малых городов, подобно тому как в иерархической системе поселений все не могут стать большими и крупными городами, также все поселения не могут быть полипрофильными. Существование МПП в стране на протяжении длительного периода свидетельствует об объективности явления, обусловлено особенностями хозяйственного и пространственного освоения территории[9].
2.3 Проблемы малых городов
Задача активизации развития малых городов не требует, чтобы тысячи малых городов и поселков развивались к качестве крупных промышленных центров. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод и т.п. Главный фактор, благоприятствующий развитию промышленности в этих городах, - их трудовые ресурсы, - несомненно, имеет важное значение и должен быть использован, однако он, как правило, не позволяет осуществлять крупное промышленное строительство: имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны. В большинстве случаев строительство крупных промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно. Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды
В малых городах наблюдается процесс депопуляции - за 6 лет численность населения малых городов, несмотря на увеличение их количества на 16, сократилась на 438.9 тыс. чел. Средняя численность малых городов снизилась с 22574 чел. до 21557 чел. - т.е. города потеряли в среднем более, чем по тысяче жителей.
Депопуляция свидетельствует о ряде нерешенных проблем. Наиболее ярко депопуляция проявляется в городах с наиболее ярко выраженными проблемами - в малых городах северных регионов.
Общие для страны тенденции депопуляции проявились в малых городах наиболее остро. Смертность в них превышает рождаемость в среднем в два раза. Бюджеты малых городов глубоко дотационны, муниципальные и социальные стандарты существенно ниже, чем в других категориях городов. Градообразующая база, как правило, разрушена, компенсирующие производства не созданы. Отсюда безработица и низкий уровень доходов населения. И то, что малые города смогли в тяжелейших условиях сохранить население, свидетельствует, что само их существование -- объективная необходимость, связанная с особенностями процесса урбанизации на территории России. Эти города еще очень долго могут находиться в состоянии так называемой агрессивной стабилизации, порождая социальные проблемы, а страна будет и дальше терять значительную часть экономического и трудового потенциала[12].
Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды. Оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры - всё это характерно не только для подавляющего большинства малых городов, особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше 100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия [11].
В настоящее время происходит процесс трансформации социально-экономических функций малых городов .Но важнейшие ,все-таки , продолжают выполняться:58% их выполняют агропромышленную функцию,75% - промышленную,70%- транспортную,32% - рекреационную,21% малых городов обслуживают крупные города.
На протяжении всего времени, предшествующего переходу к рыночным отношениям в России, функции, выполняемые этими поселениями, достаточно органично вписывались в систему хозяйствования страны, помогая решению целого ряда важнейших задач, связанных с проблемой сдерживания роста крупных городов за счет размещения в малых городах филиалов промышленных предприятий; обеспечения функционирования энергетических объектов -- поселки при ГЭС; развития текстильной, лесной и добывающей промышленности и отраслей оборонной промышленности -- города ВПК; социально-культурного и хозяйственного обслуживания сельскохозяйственных территорий -- районные центры. К сожалению, переход к рыночной экономике в России осуществлялся без учета сложившейся системы расселения и ее взаимосвязи с производством. В результате наряду с отдельными городами, выигравшими от притока торгово-финансового капитала, размещения новых совместных предприятий, появилось большое количество депрессивных городов, где в условиях стихийного рынка пошел интенсивный процесс сокращения производства.
Малые города становятся все менее перспективными для размещения там новых производств, а низкая платежеспособность населения мешает развитию малого бизнеса. Доходы бюджетов не соответствуют первоочередным расходам.Эти города не способны существовать в условиях замкнутого, обособленного хозяйства. Но они весьма эффективно могут выполнять определенные функции в системе разделения труда, специализации и кооперации.
Сегодня малые города играют роль своеобразных столиц сельских районов и даже целых регионов. Они - своего рода средоточие жизни, «опорные точки» своих территорий, место расположения промышленных предприятий, транспортно-распределительные узлы, научные центры и, зачастую единственные очаги культуры и образования.
Преобладающая часть малых городов России является исторической основой российской государственности, национальной культуры и народных традиций. Но в новых экономических условиях малые города оказались практически беззащитными. Почти 60 процентов населения - больше, чем где бы то ни было по стране, - за чертой бедности. По данным экспертов, 10 процентов малых городов оказались на грани гибели, и высказываются мнения, что им надо дать достойно умереть.
Действительно, проблемы малых городов действительно огромны. В их судьбе отразились все основные экономические и социальные противоречия 90-х годов. В период с 1996 по 2001 год там закрылось 70% производств. Многие малые города стали заложниками одного-двух предприятий. Банкротство даже одного предприятия может поставить под угрозу жизнь целого города. Часть градообразующих предприятий все же сумела выжить и даже наращивает производство. Многих спасало активное вмешательство в экономику местной власти.
2. 3.1 Развитие экономической базы
Главные трудности, с которыми сталкиваются малые российские города в настоящее время, связаны с трансформацией функциональной структуры городов. С изменением системы производственно-экономических связей, информационных и финансовых потоков городам приходится отыскивать новые ниши на рынке при весьма ограниченных ресурсах.
Спектр социальных ролей города с небольшим населением, как правило, очень узок. Город не может «разбрасываться» имеющимися ресурсами и по ходу своего развития вынужден сосредотачивать силы на одном направлении развития. Это дает ему возможность оставаться жизнеспособным. Однако узкоспециализированный характер развития экономики ставит город неравные стартовые условия по сравнению с большими городами, создавая серьезную проблему: узость экономической базы делает город заложником 1-2 градообразующих отраслей. В этом случае скорость и направление его развития определяются колебаниями отраслевой конъюнктуры. Чем меньше в городе экономических субъектов, тем меньше источников пополнения бюджета в случае кризиса и тем меньше альтернативных возможностей для получения доходов у горожан. Не случайно диверсификация экономической базы - это главный лозунг стратегического развития большинства малых городов.
Наиболее благополучными с точки зрения перспектив экономического развития оказались города, специализирующиеся на оказании услуг в области энергетики, транспорта и связи, туризма и так далее. Они имеют хорошие возможности для реализации модели устойчивого развития при росте разнообразия экономической структуры. Основными стимулами для их развития выступают качество инфраструктуры, близость к рынкам потребления и благоприятный инвестиционный климат.
2. 3.2 Финансовые ресурсы
Создание местного самоуправления в России не сопровождалось реальным предоставлением городам финансовой автономии. Хотя органы местного самоуправления самостоятельно принимают бюджеты, их финансовая независимость иллюзорна. в большинстве регионов львиная доля расходов консолидированного бюджета возложена на местный уровень (28% консолидированного бюджета РФ, 53% субфедерального бюджета). Так как поступления от местных налоговых и неналоговых доходов покрывают лишь незначительную часть расходов городских бюджетов, возникающий вертикальный дисбаланс региональным властям приходится покрывать за счет дифференцированных нормативов отчислений от регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из региональных бюджетов. Это ведет не только к финансовой, но и политической зависимости городов от региональных властей.
Другим и более серьезным негативным последствием является то, что местные власти практически не несут ответственности за формирование и исполнение бюджета, а в конечном счете - и за качество и количество предоставляемых населению бюджетных услуг. Ведь нормативы отчислений от регулирующих налогов меняются из года в год, и местные власти не имеют возможности прогнозировать свои бюджетные доходы, что делает бессмысленным весь бюджетный процесс.
2. 3.3 Городское хозяйство
Проблемы данной сферы настолько глубоки и актуальны, что речь идет не просто об улучшении состояния отрасли, а о сохранении инфраструктуры городского жизнеобеспечения. Для большинства малых российских городов состояние жилищно-коммунального хозяйства - критический фактор их развития. Часто расходы на жилищно-коммунальное хозяйство являются основной статьей городских бюджетных расходов. Начиная с середины 90-х годов проблематика жилищно-коммунальной сферы становится главной темой в политической жизни десятков малых и средних городов, главным политическим лозунгом во время местных предвыборных кампаний.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, хронической дотационностью, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды. Как следствие, для ЖКХ в целом характерна неэффективная работа предприятий, высокая степень износа основных фондов, большие потери энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
2. 3.4 Проблемы городского управления
Большинство проблем управления городом возникает из-за отсутствия представления о городе как об объекте управления. Каждый город - это сложнейший социально-экономический организм, имеющий уникальные характеристики, особый характер отношений с внешней средой. Построение системы управления городом позволяет команде менеджеров наилучшим образом распоряжаться городскими ресурсами, выбирать основные инструменты управления, формировать социально-экономическую политику города.
Переход российских городов к местному самоуправлению оставил открытыми множество вопросов, связанных с городским управлением .Неясно в чем состоят главные функции городской администрации, каковы критерии эффективности ее работы ,по каким критериям измеряется качество управления территорией. Отсутствуют четкие и однозначные ответы на данные вопросы ,создаются серьезные препятствия на пути качественного муниципального управления и позволяет городским чиновникам принимать решения по тем или иным вопросам, которые не всегда адекватны интересам города.
Один из критических факторов, определяющих эффективность городского управления в российских городах, - квалификация муниципального менеджмента. Распределение кадров в сфере городского управления неравномерно. Оно не в пользу малых городов. Для высококвалифицированных менеджеров работа в большом областном центре предпочтительнее, чем работа в администрации районного центра. Для многих из них участие в местных выборах - это не самоцель, а всего лишь стартовая площадка для удовлетворения карьерных амбиций в вышестоящих государственных структурах. Происходит «вымывание» кадровых управленческих ресурсов из малых городов.
Полномочия местного самоуправления позволяют городским властям самостоятельно выстраивать политику перспективного развития города, используя при этом разнообразные управленческие технологии. Двумя приоритетными направлениями деятельности городских администраций являются, во-первых, развитие новых, внутригородских источников пополнения доходной базы бюджета, а во-вторых, эффективное использование уже имеющихся финансовых и других ресурсов[12].
2.4 Обобщенные проблемы малых городов России
Практически для всех малых городов характерны следующие общие социально-экономические проблемы:
недостаточная социальная ориентация экономической базы преобладающей части городов;
низкий технический уровень основной массы производственных объектов;
слабое использование местных ресурсов и возможностей (более 30% малых городов располагают значительными рекреационными ресурсами, а используют их лишь 2%);
утрата традиционных производственно-трудовых навыков населения, исчезновение самобытных производств, основанных на широком вовлечении своих минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и других ресурсов;
рост числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве: молодежи, лиц предпенсионного возраста, кадров, освобождаемые в связи с сокращением объемов производства; закрытием предприятий, связанных с добычей и первичной переработкой топливных, минерально-сырьевых ресурсов;
диспропорции в развитии производственной и непроизводственной сфер, отставание в развитии жилищно-коммунального хозяйства, невысокое качество городской среды.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Административно-территориальное деление России, его изменение с течением времени. Проблемы и перспективы изменения деления страны |
Контрольная работа | Компьютерные модели оценки и анализа рисков |
Контрольная работа | Психические познавательные процессы |
Контрольная работа | Сервис, предоставляемый пассажирам при обслуживании на воздушном транспорте |
Контрольная работа | Речевой этикет в деловом общении |