Деловая репутация - это актив, который возникает при продаже готовой организации, готового бизнеса как имущественного комплекса. Деловая репутация - это разница между стоимостью имущества организации и суммой, уплаченной за нее покупателем.
Откуда возникает эта разница? Приведем пример. Например, вы покупаете готовый бизнес. Скажем - магазин по продаже обуви. Предположим, активы организации стоят 100000 рублей, а вы заплатили за нее 110000 рублей. Десять тысяч рублей, заплаченные сверх стоимости имущества организации - это и есть деловая репутация. Зачем же платить больше за активы (помещения, торговое оборудование, запасы обуви и т.д.), которые можно купить за меньшие деньги, получив при этом, в имущественном выражении, фактически, то же самое. Дело в том, что бывший владелец магазина вкладывал средства в рекламу, ему удалось сделать название этого магазина узнаваемым, наладить контакты с надежными оптовыми поставщиками обуви и т.д.
Кстати, по-английски деловая репутация называется goodwill (по-русски его обычно пишут: "гудвилл"). Это слово имеет несколько устойчивых трактовок в экономическом смысле. В частности, один из его переводов так и звучит: "деловая репутация".
Возможно, что покупатель приобретет организацию со скидкой - то есть стоимость активов окажется меньше стоимости аналогичных активов. Скидка с цены активов называется отрицательной деловой репутацией.
Обсудив понятие деловой репутации, перейдем к более строгой ее характеристике - рассмотрим п. 42-45 ПБУ 14/2007.
Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).
Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.
Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены.
Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации), амортизационные отчисления исчисляются линейным способом.
Отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.
Надо отметить, что амортизация по деловой репутации учитывается на счете 04.
Сейчас, я думаю, у вас должен возникнуть вопрос о том, как же учитывать деловую репутацию на счетах бухгалтерского учета. Этот вопрос обычно возникает у начинающих, так как в начале обучения у них просто нет достаточных знаний для того, чтобы хотя бы примерно представить себе это. Сейчас мы немного поднимем завесу таинственности над учетом деловой репутации, рассмотрим основные положения по ее учету.
Прежде чем говорить об учете деловой репутации, нужно понять - у кого она учитывается. Деловая репутация учитывается у покупателя организации. Раньше мы рассматривали схему покупки объекта нематериальных активов - сначала относили расходы по приобретению объекта на счет 08, после этого - приходовали на счет 04. В данном случае всё выглядит практически точно так же. Предприятие как имущественный объект приходуется на счет 08 следующей бухгалтерской записью:
Д08 К60 - отражено в учете организации-покупателя купленное предприятие на основании договора купли-продажи, акта приема-передачи предприятия, свидетельства о государственной регистрации права собственности на предприятие. При покупке предприятия к счету 08 можно открыть специальный субсчет: "Приобретение предприятия".
По кредиту счета 60 отражается задолженность организации-покупателя владельцам покупаемого предприятия.
Давайте уточним еще одну деталь - почему мы приходуем предприятие, которое, на самом деле, состоит из множества объектов учета, на счет 08, поступая с ним так, как будто оно является основным средством или нематериальным активом? Эту запись мы можем сделать, так как предприятие как имущественный объект признается недвижимостью. Об этом сказано в ст. 132 "Предприятие" ГК РФ. Процитируем эту статью, так как она важна для дальнейшего описания схемы учета деловой репутации:
Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Итак, после того, как купленное предприятие оказалось на счете 08 нашей организации, надо распределить объекты, из которых оно состоит, на другие счета учета. Надо отметить, что мы приводим схему учета, раскрывающую сущность операции, не вдаваясь в детали. Например, мы не включаем сюда учет НДС по купленному предприятию, учет оплаты пошлины за регистрацию права собственности и другие косвенные вопросы.
Оприходуем деловую репутацию на счет 04:
Д04 К08 - на сумму, в которую оценена деловая репутация Остальные объекты учета мы приходуем со счета 08 на другие счета. Например, если купленное предприятие имеет в своем составе основные средства, оприходуем их на счет 01:
Д01 К08 Если предприятие имеет материалы - сделаем следующую проводку:
Д10 К08 Надо отметить, что учет покупки предприятия - это довольно сложный и длительный процесс, требующий большой и творческой учетной работы.