Характер эмоционального отношения к разным объектам проявляется в переживании человеком положительных или отрицательных эмоций. Согласно Лазарусу, можно выделить 16 различных эмоций, из них 4 - положительные, 9 - отрицательные и 3 эмоции - надежда, сострадание и благодарность - смешанные.
1. Положительными эмоциями являются:
o счастье - переживание успешно осуществляемой реализации цели;
o гордость - усиление идентичности вследствие получения ценного результата;
o облегчение - снятие напряжения, возникшего при достижении цели;
o любовь - желание или переживание привязанности.
2. Отрицательными эмоциями являются:
o гнев - эмоциональная реакция на оскорбление, обиду, направленная против личности;
o испуг - реакция на значительную физическую опасность;
o вина - переживание, возникшее вследствие нарушения границ моральных норм;
o стыд - переживание невозможности жить в соответствии с идеальным Я;
o печаль - переживание безвозвратной потери;
o зависть - желание чего-либо, что есть у другого;
o ревность - угроза потерять любовь и привязанность другого;
o отвращение - действие и противодействие неприятному объекту или идее;
o страх - реакция на неопределенную ситуацию и ситуацию реальной угрозы.
В одной из современных психологических теорий эмоций - психогенетической теории Р. Плучека эмоции были тесно увязаны с соответствующими им защитными механизмами. Согласно этой концепции, эмоции - это приспособительные средства, которые играли ведущую роль в выживании индивидов на всех эволюционных уровнях, выступая средством адаптации. Модель, созданная Плучеком, включает четыре пары биполярных эмоций: страх-гнев, веселость-печаль, принятие-отвращение, надежда-удивление, которые, по-видимому, действительно связаны с конкретными защитными механизмами. "Модель предполагает существование весьма ограниченного количества защитных механизмов, а их многочисленные классификации - разные названия одних и тех же механизмов или их комбинаций. Напр., изоляция, рационализация и уничтожение содеянного - варианты рационализации, составляющие обсессивный защитный синдром" (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 1999. С.102). Тем не менее эта модель показывает, что, во-первых, существует связь между эмоциями и защитными механизмами, а во-вторых, что "механизмы психологической защиты также адаптивны и предохраняют сознание больного от болезненных чувств и воспоминаний…" (Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Карвасарского Б.Д. СПб.: Питер, 1998. С. 409). В классическом психоанализе психологические защиты рассматриваются как способы, направленные на уменьшение тревоги, представляя собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых инстанция Я пытается сохранить интегративность и адаптивность личности. С точки зрения других авторов, например Карвасарского Б.Д. и др., психологическая защита "понимается как система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений - когнитивных, эмоциональных, поведенческих - с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию больного. Такие негативные чувства, как тревога, страх, гнев, стыд и др., сама болезнь как эмоциональный стресс вызывают в личности адаптивные процессы переоценки значения ситуации, представлений о себе в целях ослабления психического дискомфорта и сохранения соответствующего уровня самооценки" (Там же. С. 409). Несмотря на то, что в разных интерпретациях цель защиты формулируется неодинаково (в одном случае, как стремление справиться с тревогой, в другом - как способ влияния на разные чувства (тревогу, страх, гнев), когниции и поведенческие стереотипы) тем не менее, начало разработки этой проблемы и ее интенсивное обсуждение, было и остается связанным с понятием "чувство тревоги", с феноменом страха. Следуя этой традиции, обратимся к психологической интерпретации причин, сущности и видов страха. Страх - это неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени осознает, что ему угрожает опасность. Обычно эмоции трудно объяснить понятийно. Привычным приемом остается выражение эмоционального состояния через описание сопутствующих им телесных ощущений. "Страх характеризуется следующими переживаниями и поддающимися проверке процессами: он ощущается физически…; во всем теле отмечается некое неопределенное внутреннее напряжение. Это чувство напряжения может с той или иной степенью отчетливости концентрироваться в области живота. Если человек испытывает страх, всякого рода судорожное сжатие органов можно "объективно" зарегистрировать с помощью приборов, то есть сделать его доступным для органов чувств. Наблюдаются головокружение, дурнота вплоть до рвоты, дрожь в конечностях, обильный пот, учащенное сердцебиение, возбужденное дыхание, понос. Чем сильнее и неожиданнее состояние страха, тем отчетливее переживается внутреннее напряжение; иногда оно бывает настолько сильным, что причиняет боль" (Айке Д., 1998. С.521). Страх представлен не только благодаря возможности его объективации в телесных ощущениях, но и в силу его психологического обоснования, данного, прежде всего, самим Фрейдом. До сих пор сохраняет свое первоначальное значение понятие сигнального страха, введенное Фрейдом.
Первая теория страха, разработанная З. Фрейдом, изложена в работе о неврозе страха в 1895 г. В данном варианте подобное специфическое переживание было названо им страхом перед влечением. Страх понимался как переживание, которое возникает от избытка сексуальных веществ, оказывающих токсическое воздействие в результате застоя. Это - превращение переизбытка бессознательной либидинозной энергии в страх. "Это ощущение превосходства импульса, перед которым человек чувствует себя беспомощным, создает почву для появления страха. Инстинктивные побуждения могут воздействовать как угроза в различных формах. Например, страх может быть связан с тем, что влечение стремится к безграничному удовлетворению и тем самым создает проблемы. Но и сам факт, что человек может утратить контроль над собой, вызывает неприятное ощущение, чувство беспомощности, а в более тяжелых случаях - страх" (Айке Д., 1998. С. 522). Позже, во "Введении в психоанализ" он различает реальный страх и страх невротический. Первый возникает на вполне определенную угрозу и является нормальной реакцией организма, связанной с рефлексом самосохранения. "При анализе реального страха мы свели его к состоянию повышенного сенсорного внимания и моторного напряжения, которые мы называем готовностью к страху (Angstbereitschaft). Из нее развивается реакция страха" (Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. С.350). Невротический страх возникает не столько как следствие невостребованной сексуальной энергии, сколько как результат отделения либидо от вытесненной репрезентации, иными словами, "аффективный заряд, квант энергии, связанный с этим представлением, трансформируется в страх независимо от его качества в условиях нормального проявления" (Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2001. С. 100). Во "Введении в психоанализ" Фрейд описывает невротический страх, во-первых, как "свободную, неопределенную боязливость… как так называемый страх ожидания", во-вторых, как "страх, накрепко связанный с определенными содержаниями представлений в так называемых фобиях", в-третьих, "страх при истерии и других формах тяжелых неврозов" (Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. С. 350) (см. Хрестомат. 9.5). В работе "Подавление, симптомы и страхи" (1920) Фрейд формулирует новые представления о чувстве страха. Эти представления получили название второй теории страха, в которой данный феномен выступает в качестве функции Я. Страх перед влечениями, явившийся главным понятием первой теории, в этой работе был назван автоматическим страхом, который противопоставлялся сигнальному страху, или сигналу тревоги (Angstsignal). "Таким образом, с самого начала утверждается, что Я (инстанция) есть реальное местопребывание страха, и предшествующая концепция, допускавшая, что энергия вытесненной потребности автоматически превращается в страх, отвергается" (Бержере Ж., 2001. С.101). Понятие сигнального страха выявляет новую функцию тревоги как побуждения к защите Я. Появление сигнала непосредственно не связано с экономическими факторами, т.е. не вызывается каждый раз как новое явление, а повторяет в виде эмоционального состояния уже существующий след, закрепленный в памяти. Он играет роль "мнесического символа". Понятия тревоги (angoisse) и страха (peur) принято различать. Страх - реакция на вполне определенную угрозу, объект, который выражается словами "я боюсь того-то". Тревога - безобъектный страх, который выражается словами "я боюсь, тревожусь". "Если мы воспользуемся определением Фрейда, что страх является сигналом опасности, то тогда следует пояснить, какая угроза или угрозы вызывают чувство страха. При этом мы должны отдавать себе отчет в необходимости различать внутренние или внешние раздражители, которые действительно могут представлять собой угрозу, и раздражители, которые мы сами себе "воображаем" или "представляем" в фантазии" (Айке Д., 1998. С.522). Одним из объектов страха являются опасности, которые грозят индивиду извне, угрожают самосохранению организма (дикие животные, явления природы, разъяренный человек и проч.), а также события, которые могут вызвать неприятные ощущения, переживания (голод или жажда, насмешки, экзамен и проч.). При угрозах такого порядка у человека возникает чувство беспомощности и угнетения. Иногда это состояние напряженности и выдается за чувство страха. Другим объектом страха может быть опасность наказания или отмщения, которые человек уже ранее переживал в похожих ситуациях. Такое переживание называется страхом перед Супер-эго, иными словами - это страх перед родителями, интернализированными в Сверх-Я в виде феномена совести. Чем больше стремление личности к получению удовольствия, тем сильнее проявляется данный вид страха. Сильное желание может быть удовлетворено с помощью замещающей деятельности путем сублимации. Еще один объект страха - чужой человек или неизвестная ситуация. Этот вид страха возникает в связи с ощущением, что неизвестное сопровождается неприятными переживаниями, в первую очередь вызванными тем, что в новой ситуации велика вероятность оказаться во власти инстинктивных побуждений, не контролируемых со стороны Я. К страху перед неизвестным можно в какой-то степени отнести страх смерти и страх отделения. Впервые этот страх появляется у ребенка около восьми месяцев от рождения. Шпитц дал ему специальное название - "дичание", или "тревога восьмимесячных". Он называет его вторым этапом социализации, следующим за первым, которым является улыбка. Страх чужого человека и неизвестной ситуации у взрослого может проявляться в виде страхов чего-то нового, негативных переживаний, возникающих всякий раз, как только предстоит "шагнуть на новую ступень" (ситуация экзамена, выбор профессии, вступление в брак, решение родить ребенка, переход на новую работу, переезд, выход на пенсию и др.). Страх утраты любви постоянно описывался Фрейдом начиная с его работ "Я и Оно" (1923). В первую очередь речь идет о страхе утраты матери, которая является для ребенка источником удовлетворения его самых разных потребностей - в самосохранении, в физическом комфорте, в кинематической подстройке, в привязанности, в цеплянии и проч. Тесная симбиотическая связь с матерью воспринимается младенцем как единое целое, в котором пока еще не выделяются отдельные фигуры - Я сам и моя мать. Ощущение симбиоза может переживаться как страх потери собственного Я в связи со страхом утраты матери. Страх утраты собственного Я называется экзистенциальным страхом, страхом уничтожения, потери собственной сущности. Паранояльные страхи возникают вследствие проекции собственных агрессивных импульсов на другого человека и опасений, что он станет для нас угрожающей фигурой. Подобные страхи описаны Мелани Кляйн как ранние формы страха. "Всякий раз, когда мы в плохом настроении, мы склонны проявлять известную боязливость в контакте с людьми, особенно если человек, с которым мы общаемся, нам важен. Все церемониалы, приветствия в сущности всегда означают: не причиняй мне вреда, и я тебе ничего дурного не сделаю!" (Айке Д., 1998. С. 525). Так, желание убивать и соответствующие страхи быть убитым нередко рассматриваются как связанные феномены: я боюсь быть убитым, поскольку сам испытываю подобное желание. Нередко в собственной агрессии усматривается скрытое желание отделения, сепарации. Страх кастрации многими ассоциируется со страхами в области сексуальности. Однако это не совсем верно. Его можно связать с более широким понятием - страхом собственной неполноценности, вызванным чувством неполноценности. Это ощущение возникает тогда, когда человек оказывается не способным отделить свои успехи/неудачи, результаты своей деятельности от себя самого. Оно приводит к снижению самооценки, к актуализации экстринсивной мотивации (поведения, находящегося под контролем похвалы или упрека), к пассивности и депрессии. Фрейд соотносил страх кастрации с фаллической стадией развития ребенка и формированием Эдипова комплекса. Он полагал, что чувства ребенка, возникающие в этот период жизни, обусловлены трехсторонними отношениями, в которых к родителю своего пола переживается чувство вражды, а к родителю противоположного пола - чувство любви. Страх кастрации возникает, во-первых, на основе констатации ребенком анатомической разницы между полами и, во-вторых, как следствие возникновения угрозы - реальной или фантазматической. Угрожающей фигурой выступает отец. Справиться с ощущением неполноценности не всегда представляется возможным в силу нежелания человека достичь каких-либо результатов, которые помогут компенсировать это чувство. Если страх кастрации переносится на внешний объект, то возникают типичные фобии. Они представляют собой симптомы навязчивости. Фобия - определенный страх, но не того, что человек боится внешне. Например, за страхом экзамена стоит страх перед новой ступенью в развитии, эритрофобия (страх покраснеть) основана на неуверенности в самом себе, возможно, как истерический симптом этот страх скрывает бессознательные сексуальные желания и проч. Истерия страха, невроз страха и фобия толкуются по-разному. Одним из подходов к дифференциации этих симптомов является точка зрения Д. Айке, согласно которой мы говорим "о неврозе страха, когда в картине болезни преобладает скрытый страх, особенно при разного рода физических нарушениях. Об истерии страха…, когда страх бессознательно вызывает удовольствие и поэтому истерически демонстрируется, и именно этот процесс полностью определяет картину болезни. И наоборот… о фобии, когда для страха имеется известный, но при этом спроецированный объект" (Айке Д., 1998. С. 523). В качестве примера фобии Фрейд рассматривал случай фобии маленького Ганса, который, как известно, боялся быть укушенным лошадью. На самом деле этот внешний объект как таковой не является объектом страха, а выступает лишь в качестве заместителя другого объекта - отца. Желание мальчика - агрессивность, направленная против отца, было вытеснено и заменено. Страх быть укушенным означает страх кастрации, связанный в фантазиях мальчика с его враждебными желаниями по отношению к отцу. Страх может приводить к ряду последствий, которыми часто являются - беспокойство и неуверенность, сверхкомпенсация в виде демонстративной, вызывающей формы поведения, сдерживание контактов, защитные реакции, препятствующие проникновению неприятного чувства в сознание, страх перед страхом. Чувство страха не обязательно бывает болезненным. Напротив, отсутствие страха является тревожным симптомом и вполне может считаться признаком болезни. Человек, никогда не испытывающий страха, наивен и легкомыслен. Не получая сигнала тревоги, он обрекает себя на опасности, которые часто встречаются в жизни и к которым безусловно надо быть готовым. Страх, по мнению многих философов и психологов, - признак одаренного разумом человека, тот фактор, благодаря которому выражается "забота" по отношению к личности.